Профиль

Александр Гильман
Латвия

Александр Гильман

Механик рефрижераторных поездов

Спикер

Выступления: 167 Реплики спикера: 18115
Реплики: 34390 Поддержало: 27057
  • Александр Гильман
    Латвия

    №120 Александр Гильман

    22.01.2017

    17:32

    Вы говорите о малообразованных людях. Получить высшее образование в Латвии начала ХХ века было невозможно. Рижский политех не давал того образования, которое считалось престижным. Поэтому отъезду в большие города империи не было альтернативы.
    А перемещение в пределах Витебской губернии в районы, отшедшие к Латвии, сразу после революции, естественно, было. Но это - обычная эмиграция из Советской России, вызванная неприятием большевизма, но не ощущением себя латвийцами.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №119 Александр Гильман

    22.01.2017

    17:27

    Конечно, я зря употребил слово "опять". Писал несколько комментариев подряд, кому-то возражал и не заметил, что с предыдущим Вашим согласился. Так что давайте мы это слово исключим, я перед Вами извинюсь и обвинения меня в снобизме окажутся лишними.
    Теперь по сути. Я пытаюсь рассуждать в плоскости всего ХХ века. Возникновение в его ходе Латвийской республики было достаточно случайным и неожиданным процессом, особенно для ее евреев, особенно для жителей Латгалии. Попробуйте найти в каком-нибудь сочинении известных евреев из Краславы или Двинска начала ХХ века, чтобы они ассоциировали себя с Латвией - Вы этого не найдете. Вот Бен Иегуда и Михоэлс из Двинска, - так разве они латвийские евреи? Конечно, нет, обычные литваки. И говорили на том же идиш, на котором говорили прочие евреи Витебской губернии. И уж, конечно, ни одному, ни другому и в голову не приходило знать латышский или латгальский язык.
    Да, когда Латвия образовалась, то местные евреи стали себя считать латвийскими. Однако это - психология только одного-двух поколений, поколения Ваших родителей и отчасти Вашего. Потом это опять стало размываться, поскольку мы жили в Советском Союзе и стали ощущать себя советскими евреями. Для меня еврей-одессит или москвич были понятнее и у меня с ними было куда больше общего, чем с латышом из нашего двора. Разница в возрасте у нас с Вами невелика, но Вы уехали, а жизнь продолжалась, и это влияло на мировоззрение.
    Поэтому сам по себе термин "латвийский еврей" мне кажется не слишком удачным, он описывает слишком короткое время. Когда мы говорим о польском, французском или русском еврее, то это значит, что его родной или второй после еврейского язык - польский, французский или русский. А многих ли евреев Вы знали, у которых латышский - первый или второй язык?
    В порядке анекдота расскажу историю про мою сестру. Она училась вместе и до сих пор очень дружит с сыном Маврика Вульфсона Юрой. Однажды, ей было лет девять, она пришла домой и сообщила, что оказывается, Вульфсоны не евреи, как она думала раньше, а латыши. Дело в том, что Юра с бабушкой говорил по-латышски. Моя сестра тоже уже в этом возрасте прекрасно говорила по-латышски, но в ее представлении это был язык, на котором говорят не со своими, а с чужими. А со своими говорят по-русски, по-немецки или на идиш.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №15 Александр Гильман

    22.01.2017

    10:47

    Никогда не следует апеллировать к конкретным случаям. Надо смотреть статистику.
    Но есть и еще одно соображение. Для любого человека наиболее естественным является тот строй, в ходе которого он сформировался, как личность. Почему многие наши одноклубники такие сторонники совершенно отвратительного брежневского режима, когда страной управлял очевидно неадекватный в медицинском смысле человек?  Просто потому, что при этом режиме они впервые стали понимать, что к чему, и он им кажется наиболее естественным.
    То же произошло и с евреями, сформировавшимися в Первой республике. Тогда они боролись против нее, а потом стали идеализировать. Вот откуда феномен Вульфсона, Марьяш и прочих коммунистов старой закалки.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №14 Александр Гильман

    22.01.2017

    10:40

    Это тема философского трактата, а не короткого поста. Будет время и идеи - напишу.
    Но по фактической стороне дела Вы не правы. Что значит разрушение империи? Ясно, что цивилизованный человек любой национальности не может жить в условиях абсолютной монархии. Вот ее и свергли в феврале 1917 года при горячей поддержке евреев, в один момент ставших юридически равноправными. Примерно то же произошло в других цивилизованных странах раньше. Вы же не будете утверждать, что французская революция 1789 года привела к разрушению Франции? Нет, только к смене строя.
    Октябрьская революция - это уже некий процесс внутри новой Российской республики. В результате возникла гражданская война, окраины попытались отделиться. Большинство евреев поддержало новую власть, то есть было за сохранение единого государства. Так что упрек в разрушении государства несправедлив. Смена строя - да, но в исторических границах.
    Если мы говорим о 1940 годе, то меньшинства (не только евреи, но и русские) чаще поддерживали новую власть, чем латыши. Но и здесь все объяснимо: они так и не приняли новой государственности, остались в душе гражданами империи и связывали с ее приходом надежды на освобождение от дискриминации, которая осуществлялась улманисовским режимом.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №9 Александр Гильман

    22.01.2017

    09:31

    Повышенная социальная ответственность заставила меня быть категорическим противником распада СССР в 1990 году.
    Первична тяга к свободе, а не к разрушению, ИМХО. Российская империя и улманисовская деспотия не могли быть свободными в принципе, поэтому многие евреи приложили руку к их уничтожению и преобразованию в нечто более демократическое. Не получилось, но замысел был очевиден.
    А в случае с распадом СССР понятно было, что каждое из вновь образовавшихся государств будет менее свободным, чем Союз горбачевского образца. Поэтому мыслящие евреи и были против его разрушения - только не путайте их с карьеристами.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №8 Александр Гильман

    uke uke,

    22.01.2017

    09:25

    Возможно, это было переиздание. Ведь учебники быстро треплются, особенно предназначенные для 17-летних оболтусов. Мы, например, любили в настольный теннис ими играть, прямо в аудитории, вместо ракеток использовали.
    Я бы просто об этом учебнике ничего не узнал, если бы он появился только в 1975 году. Для меня Липман Берс был папиным другом и сыном дедушкиного друга - а тут вдруг учебник.
    Кстати, раз уж речь о нем зашла, то вспомнил его папашу - очень милого старика, в прошлом директора известной школы, депутата латвийского Учредительного собрания. К старости у него развился склероз, но голова продолжала хорошо работать. Поэтому на вопрос "Где работает ваш сын?" он отвечал своим вопросом: "Напомните, кто открыл Америку? Колумб? Точно: он работает в Колумбийском университете!"
  • Александр Гильман
    Латвия

    №108 Александр Гильман

    22.01.2017

    09:15

    Мне кажется, что логично как раз. Есть люди, кому нравится быть буржуем. Есть - кому не нравится. Вот я отношусь к последним, и мои предки к таким относились. И говорю об этом во второй части текста, опубликованной сегодня.
    Лесопилка в Лиепае сдохла сама. Неужели я, ничего не понимающий в этом деле, смог бы ее спасти? А жильцы дома благополучно приватизировали свои квартиры. Кто я такой, чтобы сдирать с них деньги? Что я сделал для них хорошего?
  • Александр Гильман
    Латвия

    №5 Александр Гильман

    22.01.2017

    09:06

    Так бабушка ведь была курляндкой. Страсть к Орднунгу - вполне немецкая. Экономя место, я еще не все бумаги скопировал. Например, квитанцию об уплате 25 рублей за такой-то семестр на Бестужевских курсах.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №4 Александр Гильман

    uke uke,

    22.01.2017

    09:03

    Ошибаетесь. Переводное издание было уже тогда, когда я поступил - в 1970 году. Многие однокурсники брали его в институтской библиотеке. Правда, я по нему не учился - был разгильдяем и предпочитал шпаргалки отличниц...
    А в 1975 году оно появиться не могло, потому что после смерти своего отца в 1970 году в Риге Липман стал много выступать в пользу дискриминируемых советских евреев и стал в СССР персоной нежелательной.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №107 Александр Гильман

    22.01.2017

    08:56

    Связь достаточно отдаленная. Лутерс женился на Иоганне в 1909 году, когда отошел от активной деятельности боевика. Впрочем, к тому моменту и революция давно кончилась. Я вполне допускаю, что мои близкие не знали о его участии в экспроприациях и вообще о его жизни с момента побега из полицейского участка до появления в Питере в 1907 году - конспирация запрещала хвастовство. Так что про яхту "Заря" я и сам узнал, изучая семейную историю по книгам.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №106 Александр Гильман

    unknown ,

    22.01.2017

    08:51

    Как и все, что я пишу, я опубликовал этот текст в обычной печати (газета "Вести-Сегодня", ноябрь-декабрь 2016 года) и получил за него гонорар. Так что рыночным путем ценность текста поверена. 
  • Александр Гильман
    Латвия

    №105 Александр Гильман

    22.01.2017

    08:48

    Архивы синагог сжигались вместе с этими синагогами при немецкой оккупации. Поэтому найти документы из них труднее, чем из старовеческих молелен.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №104 Александр Гильман

    22.01.2017

    08:46

    Сын у меня родился через десять лет после того, как надо было принимать решение о денационализации. Но тем более я бы этого не делал, если б он тогда уже был. Потому что, ИМХО, каждый должен сам обеспечивать свою жизнь, а не рассчитывать на наследство. Так рассуждал и мой дед, и было логично продолжить его логику - ведь я через него был связан со всем этим имуществом.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №102 Александр Гильман

    22.01.2017

    08:34

    Я - журналист, и привык всю информацию проверять на месте. Регулярно езжу в разные страны, общаюсь там с друзьями и родственниками. И поэтому не читаю идиотскую пропаганду.
    Поезди с мое - тогда обсудим этот вопрос.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №70 Александр Гильман

    21.01.2017

    22:26

    Мария, а как фамилия человека, которого спас краславский ксендз? Я знаю только одного такого, и он жив, хотя и очень стар. Написал интересные воспоминания.
    Кстати, как и Вы - профессор политеха, теперь уже на пенсии. Преподавал еще мне на энергофаке.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №66 Александр Гильман

    21.01.2017

    22:18

    Марк, ты просто не жил в цивилизованной стране. На Западе вполне работает Декларация прав человека, и реально существует свобода слова. Рано или поздно и у нас так будет.
    Но надо к этому стремиться. Не прощать государству насилия и ни в коем случае не участвовать в этом насилии самому. Этому меня и научила история моих замечательных предков, о которой я здесь рассказываю.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №61 Александр Гильман

    21.01.2017

    22:09

    Нет, хотя мы с сестрой и двоюродным братом и сестрой - единственные выжившие наследники. А кроме дома и лесопилка была, в начале 90-х еще работавшая - деревообрабатывающее предприятие "Балтия" на берегу Лиепайского озера. Практически доказать родство было очень сложно: надо было доставать архивные справки из синагогальных книг Витебской губернии за 70-80е годы 19-го века в которых записан факт рождения братьев деда и его самого. Вряд ли они сохранились.
    А главное - не хотелось возиться. Не люблю быть собственником чего-либо. А моим родным, которые на Западе, тем более это было не нужно.
    Дед отказался от наследства своего отца. Логично и мне быть последовательным и отказаться от этого наследства тоже.
  • Александр Гильман
    Латвия

    №42 Александр Гильман

    21.01.2017

    19:17

    "латвийское  еврейство  жило  в  Латвии."
    Вы опять не правы. Латвийская республика - относительно короткое время, только пятая часть ХХ века. До революции образованная либо стремившаяся к образованию часть евреев Латвии никак себя не связывала с этим регионом. Не могу себе представить, чтобы Ваша краславская бабушка считала себя латвийкой. И стремление к лучшей жизни у них связывалось с империей в целом, а не отдельной Латвией.
    В том числе и поэтому из людей на снимке, сфотографированный в Лиепае, в Латвии живу я один. А у всех других деды и прадеды уехали в Питер, Москву и Харьков еще до революции.
    После войны короткое время латвийские евреи старались держаться особняком, но уже среди моих ровесников этого не было. Когда стали давать гражданство по проживанию до 1940 года, я никогда не знал, кто из моих друзей местный, а кто - нет.

  • Александр Гильман
    Латвия

    №40 Александр Гильман

    21.01.2017

    19:01

    Рижские евреи - явление относительно новое, еще в середине 19-го века евреев в Риге почти не было.
    Что касается остального, то Вы правы. Я с детства чувствовал, что мой дед, проживший в Витебской губернии только первые 11 лет своей жизни, психологически отличается от бабушки, отца и матери, которые были типичные курляндцы. В дальнейших главах я этого немного коснусь.

КАК ФОНДЫ ПОКУПАЮТ ЖУРНАЛИСТОВ

Писать (слава Богу, Вы уточнили ударение, а то я уже успел разволноваться) по собственному велению — это благое дело. Но вот в 2022-м году один из авторов пишет редакции портала:&g

СТРАНЫ БАЛТИИ СРОЧНО ВООРУЖАЮТСЯ

А что именно имеют ввиду латвийские власти под "увеличением расходов на оборону"? Модернизация вооружений, наращивание количества живой силы, создание новых родов войск, увеличение

АНТИРОССИЯ В ТРИ ЭТАПА

Поправка:Да… Болтал.

РАЗОРВАТЬ НА КУСКИ

На Украине их тоже нет, иначе Зеленский их бы и не предложил.Но с американской логикой трудно не согласиться - "Отдайте нам всё, что у вас ещё осталось, за то, что мы помогли вам

​АХТУНГ! ЛАТО ЛАПСА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!

Наши-то не в банке. Разбегутся и заразят округу.Примечание. В тех банках, которые финансовые учреждения, да, они есть.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.