В 2011 году британский философ и литературный критик Терри Иглтон написал книгу «Почему Маркс был прав». В 2012 году она вышла в России. Труд Иглтона сразу завоевал популярность в кругу интеллектуалов. О том, с чем связан такой всплеск интереса к марксизму и почему Маркс стал популярным трендом в Европе и США, рассказывает экономист Михаил Хазин, автор предисловия к российскому изданию книги Терри Иглтона.
Гости в студии:
Людмила Булавка, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии;
Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики, профессор МГУ (кафедра политической экономии), организатор клуба независимых марксистских исследований.
А ведет передачу – наш земляк, рижанин Алекс Дубас.
Предисловие М. Хазина к книге Т. Иглтона «Почему Маркс был прав»:
Комментарии
№1 Евгений Иванов
10.02.2013
01:39
№59 Гарри Гайлит
→ Евгений Иванов,
10.02.2013
13:35
№67 Евгений Иванов
→ Гарри Гайлит,
10.02.2013
15:58
№73 Александр Артемьев
→ Евгений Иванов,
10.02.2013
17:27
№2 Виктор Федорович Бугай
10.02.2013
09:05
№6 Александр Кузьмин
→ Виктор Федорович Бугай,
10.02.2013
10:02
№20 George Bailey
→ Александр Кузьмин,
10.02.2013
10:48
№23 George Bailey
→ George Bailey,
10.02.2013
10:54
№30 Александр Кузьмин
→ George Bailey,
10.02.2013
11:12
№34 Александр Кузьмин
→ Александр Кузьмин,
10.02.2013
11:21
№41 George Bailey
→ Александр Кузьмин,
10.02.2013
11:34
№39 George Bailey
→ Александр Кузьмин,
10.02.2013
11:26
№46 Александр Кузьмин
→ George Bailey,
10.02.2013
11:53
№69 Иван Флоренский
→ Александр Кузьмин,
10.02.2013
16:49
№24 George Bailey
→ Виктор Федорович Бугай,
10.02.2013
11:01
№3 Виктор Федорович Бугай
10.02.2013
09:06
№4 Вадим Гилис
→ Виктор Федорович Бугай,
10.02.2013
09:44
№7 Александр Литевский
→ Вадим Гилис,
10.02.2013
10:18
№9 Марк Козыренко
→ Александр Литевский,
10.02.2013
10:22
№36 Александр Литевский
→ Марк Козыренко,
10.02.2013
11:25
№84 Марк Козыренко
→ Александр Литевский,
10.02.2013
18:45
№12 Вадим Гилис
→ Александр Литевский,
10.02.2013
10:32
№13 Всем спасибо! До новых встреч
→ Вадим Гилис,
10.02.2013
10:35
№17 Вадим Гилис
→ Всем спасибо! До новых встреч,
10.02.2013
10:40
№33 Александр Литевский
→ Вадим Гилис,
10.02.2013
11:18
№89 Артём Губерман
→ Александр Литевский,
10.02.2013
20:14
№49 Александр Литевский
→ Вадим Гилис,
10.02.2013
12:06
№61 Борис Ярнов
→ Александр Литевский,
10.02.2013
14:05
№72 Владимир Бычковский
→ Александр Литевский,
10.02.2013
17:24
№8 Всем спасибо! До новых встреч
→ Вадим Гилис,
10.02.2013
10:20
№14 Вадим Гилис
→ Всем спасибо! До новых встреч,
10.02.2013
10:35
№16 Всем спасибо! До новых встреч
→ Вадим Гилис,
10.02.2013
10:37
№18 Вадим Гилис
→ Всем спасибо! До новых встреч,
10.02.2013
10:43
№5 Александр Литевский
10.02.2013
09:47
№10 Александр Кузьмин
→ Александр Литевский,
10.02.2013
10:26
№11 Всем спасибо! До новых встреч
→ Александр Кузьмин,
10.02.2013
10:31
№15 Александр Литевский
→ Всем спасибо! До новых встреч,
10.02.2013
10:37
№91 Александр Литевский
→ Александр Кузьмин,
10.02.2013
20:19
№54 Гарри Гайлит
→ Александр Литевский,
10.02.2013
12:48
№93 Александр Литевский
→ Гарри Гайлит,
10.02.2013
20:22
№114 Гарри Гайлит
→ Александр Литевский,
11.02.2013
12:14
№98 Александр Гильман
→ Александр Литевский,
10.02.2013
20:44
№29 Виестурс Аболиньш
10.02.2013
11:10
Спасибо за интересный материал. Прочитал интервью Терри Иглтона и откровенное предисловие г-на Хазина к книге Иглтона. Испытываю легкий шок от непосредственности и простоты рассуждений г-на Хазина. Было о чем подумать.
В предисловии г-на Хазина меня удивила ненаучная позиционированность, идеологизированность а'priori, с которой научная проблематика экономического развития современного мира преподносится как поединок "западного" и "красного" глобальных проектов.
Какая в Росии возможность вернуться к "красному" и, тем более, к глобальному проекту? Кому там нужны какие бы то ни было глобальные проекты, если они не дают самоочевидные надежные "проценты", а сами нуждаются в финансировании? В России, IMHO, нет системно (в глобальной проблематике) мыслящих денежных людей. Безусловно, есть люди, мыслящие о себе и своих капиталах в глобальном мире. Разница в том, что глобальные проекты комплексны (социальны) по своей тематике и бесстрастно научны к выгодополучателю (строгость рассуждений ценна и первична), а индивидуальные проекты узко направлены на прогноз и использование перемен окружающего мира в интересах инвесторов проекта.
Знаковой показалась "рыночная научность", с которой г-н Хазин оценивает потенциальный спрос на те или иные "научные" выводы, подгоняемые под потребность и вкусы заказчика, а не вытекающие из научности методологии. Маркс как был, так и остается "объектом", этаким "тотемным столбом", вокруг которого информационно выгодно строить "научно-ритуальное" шаманство по доказыванию смерти или бессмертия капитализма. Скучно все это. Но знать про это нужно. За информацию еще раз спасибо!
№56 Гарри Гайлит
→ Виестурс Аболиньш,
10.02.2013
13:10
№76 Иван Флоренский
→ Гарри Гайлит,
10.02.2013
17:32
№78 Евгений Лурье
→ Иван Флоренский,
10.02.2013
17:39
№80 Иван Флоренский
→ Евгений Лурье,
10.02.2013
17:49
№83 Евгений Лурье
→ Иван Флоренский,
10.02.2013
18:22
№81 Владимир Бычковский
→ Евгений Лурье,
10.02.2013
18:10
№94 Александр Литевский
→ Евгений Лурье,
10.02.2013
20:26
№87 Виестурс Аболиньш
→ Гарри Гайлит,
10.02.2013
19:03
Ув. Гарри, ну, не так же было сказано - не "марксистское шаманство", а научно-ритуальное шаманство вокруг Маркса. Т.е. шаманством занимаются какие-то люди по своим соображениям, ради выгоды.
С Марксом я не согласен в том, что общественная (общенациональная) собственность на средства производства может эффективно управляться в условиях конкуренции. Имею в виду не что-то стандартизируемое и имеющее монопольное положение по техническим причинам (жел.дор. транспорт, нефтепроводы, электролинии, автодороги национального значения и подобные сложные инфраструктупные состемы), а "простые" производства для потребителя - обувь, пищевая промышленность, мебель, одежа, спорттовары, зоотовары, напитки, косметику, стиральные порошки и т.п. - не может все это быть производство всего такого в общенародной собственности и удовлетворять потребностям человека. Коллективный субъект, принимающий решения в отношении управления своей собственностью, имеет другую физическую природу - социум состоит из людей, но не есть человеческое существо. Человек физически живет лет 80, социум может жить и дольше. Человек болеет и его лечит медицина, а социум как субъект, как "организм" не болеет и медицина его не лечит. Поэтому представления о том, что есть продукт производства, отличаются у человека и у социума. Надеюсь, объяснил, в каком направлении ошибался Маркс, когда говорил о необходимости введения общенародной собственности на средства производства?
№97 соловьёв костя
→ Виестурс Аболиньш,
10.02.2013
20:42
№100 Владимир Соколов
→ Виестурс Аболиньш,
10.02.2013
20:53
№115 Гарри Гайлит
→ Виестурс Аболиньш,
11.02.2013
12:42
№62 Борис Ярнов
→ Виестурс Аболиньш,
10.02.2013
14:28
№71 Иван Флоренский
→ Борис Ярнов,
10.02.2013
17:02
№75 Борис Ярнов
→ Иван Флоренский,
10.02.2013
17:31
№88 Виестурс Аболиньш
→ Борис Ярнов,
10.02.2013
19:31
"Хазин, несет "популяризаторскую миссию" и единственное, чего не говорит , чтобы не нарваться на совсем уж оголтелое интеллигентское неприятие, что история развивается по спирали, и мир ждет очередной "либеральный" капитализм образца 1911-13 годов (до первой мировой войны) со всеми последствими для лишнего народца, в том числе и "среднего" класса... "
Пассаж про "лишний народец" очень "научен" и эмоционально мобилизирует - неужели есть желающие снова пережить ситуацию, когда оружие служит не тем, кто его оплатил своим капиталом, а тем, кто его практически применяет в условиях боя? Кому-то мало показалось одной классовой стычки? Поэтому надо нам быть осмотрительнее, когда свысока смотрим на всякий "лишний народец" - поди, ж, тоже люди грамотные, не без амбиций... Сами же "господа" своих "слуг" обучают для своего удобства и на свою голову... :)
Но не хочется пикироваться - к теории, IMHO, это прямого отношения не имеет.
№108 Борис Ярнов
→ Виестурс Аболиньш,
10.02.2013
22:49
№110 Виестурс Аболиньш
→ Борис Ярнов,
10.02.2013
23:41
"Где вы у него прочли про общественную собственность на "средства производства для напитков"?
Вы правы, у Маркса ничего не написано про общественную собственность на средства производства "Sprite". Ну и что из того?
"Сформулируем вопрос: Откуда появляются , как порождаются ..."
" ...и чем эти разработчики ( мотивация, происхождение, и любое другое...) отличаются от авторов ..."
Начну с конца, от противоположного. В предисловии М.Хазина к книге Иглтона говорится:
"... советская идеология тоже постоянно ссылалась на авторитет Маркса как источник своего превосходства, независимо от того, что он там говорил или тем более думал на самом деле. И те ученые, которые пытались остаться в парадигме академической чистоты науки, довольно быстро убеждались, что сопротивляться бесполезно: нужно или отказываться от более или менее приличных должностей, либо же встраиваться в одну из двух схем.» (т.е. либо в схему «западного» либо в схему «красного» глобального проекта).
Разработка "теории научного коммунизма" применительно к условиям 60-х , 70-х и 80-х годов финансировалась госзаказом. Ученые, которые не приходили к заказанным и проплаченным выводам, не занимали хорошие должности. Сужу по предисловию М.Хасина, что "правильные выводы" подразумевались не только в "красном" глобальном проекте (слово "проект" употребляет М.Хасин), но и в "западном" глобальном проекте.
Ну, а в противовес "заказанным выводам" работали и работают независимые исследователи, которые заранее не знают - к каким выводам придут (или обязаны придти). Как-то так...
Борис, Вы не в настроении? Вас кто-то или что-то расстроило? Какая-то непонятная агрессивность веет - "лишний народец" чего стоит - чтобы так говорить о людях, надо быть изрядным мизантропом, очень мягко говоря... Вы же жизнелюб - сужу по тону комментариев в другие дни по другим темам. :)
№116 Борис Ярнов
→ Виестурс Аболиньш,
11.02.2013
15:24
№109 arvid miezis
→ Виестурс Аболиньш,
10.02.2013
23:01
№111 Виестурс Аболиньш
→ arvid miezis,
11.02.2013
06:27
"оружие это "чистый" коммерческий продукт не несущий ни какой общечеловеческой нагрузки! Гуза оплатил, и он же решил кого убивать будет,... "
Не понял Вашу мысль... Но поясняю свою - речь о старой позабытой ситуации, когда "угнетатели купили оружие, чтобы трудящиеся убивали друг-друга за интересы капитала в грабительских войнах за переделы мировых рынков, но вооруженные сознательные рабочие повернули это оружие против своих угнетателей"... Стиль текста - как в старом советском школьном учебнике истории - легко запоминается. Я к тому, что не хочется вернуться к такой ситуации. :)
№112 arvid miezis
→ Виестурс Аболиньш,
11.02.2013
08:56
№113 arvid miezis
→ arvid miezis,
11.02.2013
09:24
№65 Александр Артемьев
→ Виестурс Аболиньш,
10.02.2013
15:39
№95 Виестурс Аболиньш
→ Александр Артемьев,
10.02.2013
20:33
Ув. Александр, я сгоряча попытался выделить из предисловия М.Хазина краткий текст, из которого наглядно следует то, о чем я говорил в комментарии (что для идеологических борцов не важна никакая научная социальная теория, не важно, что там говорил и думал сам Маркс - важно переспорить и эмоционально подчинить своих противников, чтобы поиметь более или менее приличные должности в продвижении своего варианта глобального проекта).
Но понял, что заниматься "конспектированием" не стоит - текст предисловия краток. Хазин пишет очень ясным языком. Вы взыскательный читатель - сами во всем разберетесь. У Вас будет свое собственное мнение - зачем Вам после этого еще и мое?
По поводу спича на эту тему - не думаю, что сейчас готов изложить свои рассуждения популярно и в краткой форме. Уже третий год неторопливо работаю над небольшой книгой / объемной статьей, где собираю все рассуждения о принципах, на которых происходит взаимодействие людей в обществе. После обсуждения в среде специалистов можно будет и в популярной форме кратко рассказать главные выводы, если они выдержат критику.
№51 Валерий Новак
10.02.2013
12:07
№99 arvid miezis
→ Валерий Новак,
10.02.2013
20:52
№63 Виталий Кассис
10.02.2013
15:09
№66 Евгений Иванов
→ Виталий Кассис,
10.02.2013
15:49
№77 Виталий Кассис
→ Евгений Иванов,
10.02.2013
17:37
№64 Виктор Федорович Бугай
10.02.2013
15:14
№68 Иван Флоренский
10.02.2013
16:44
№70 Иван Флоренский
10.02.2013
16:54
№86 arvid miezis
→ Иван Флоренский,
10.02.2013
18:56
№101 соловьёв костя
10.02.2013
21:07