Акция

13.12.2017

Илья Козырев
Латвия

Илья Козырев

Мыслитель

«Кольцо Света»: отступать некуда, позади наши дети

«Кольцо Света»: отступать некуда, позади наши дети
  • Участники дискуссии:

    17
    33
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 
 

Завтра, 14 декабря, Штаб защиты русских школ вновь приглашает всех неравнодушных на акцию против уничтожения русского образования.
 


Мы встретимся в 16:30 на привычном месте — возле Министерства образования — и пройдем сначала к Сейму, потом к Президентскому замку, а оттуда через Домскую площадь и улицу Калькю вернемся к Пороховой башне. К тому времени будет уже темно, но у нас снова будут фонарики и смартфоны — и мы замкнем «Кольцо Света» вокруг важнейших государственных зданий в Старой Риге.

Главным нашим требованием на этот раз будет «За русскую школьную автономию». И вот что это значит.

Ровно 98 лет назад, 8 декабря 1919 года, на заседании Народного совета Латвии (действовал в качестве временного парламента с 1918 по 1920 гг.) был принят «Закон об устройстве школ национальных меньшинств», который и объявил школьную автономию.

В соответствии с законом в Министерстве образования был создан Департамент школ нацменьшинств. Отделы этого Департамента и управляли школами каждой национальности — русскими (236 школ), еврейскими (100), немецкими (88), польскими (35) и белорусскими (23).

По сути, если исходить из сегодняшних терминов, положение и полномочия начальника национального отдела Департамента школ нацменьшинств выходили за рамки только школьных вопросов и больше соответствовали уровню национально-культурной автономии.
 


На это, в частности, указывает и его обязанность «…представлять свою национальность во всех вопросах культуры… а также участия в заседаниях кабинета министров с правом совещательного голоса в вопросах, касающихся культурной жизни представляемой им национальности».
 


Аналогия, разумеется, не полная. Но если учесть, что в провинции школа зачастую была единственным очагом культуры, вполне можно считать начальника отдела главой всей национально-культурной автономии.

Подчинялись начальники таких отделов напрямую министру образования. Сам начальник и все чиновники соответствующего национального отдела набирались исключительно из кандидатур, представленных самими меньшинствами.

При каждом национальном отделе работал Совет школ соответствующей национальности, куда входили не только чиновники этого отдела, но и выборные представители национального меньшинства, а также представители учителей этого меньшинства — по три человека. Совет этот собирался по требованию минимум четырех его членов, но не реже четырех раз в год. И именно он принимал решения, где надо открыть, преобразовать или закрыть школы соответствующей национальности.
 


Финансирование же происходило очень просто — из общего бюджета, выделяемого на школы, «…школам национальных меньшинств причитается соразмерная количеству их жителей часть».
 


Роль же государства в работе школ нацменьшинств сводилась к выработке стандартов и контролю. Оно должно было определить, каким объемом знаний должны владеть школьники к определенному классу и контролировать это безотносительно языка обучения — требования к школам нацменьшинств не должны были быть меньшими, чем к аналогичным латышским школам.

«Закон об устройстве школ национальных меньшинств» был подписан Янисом Чаксте и благополучно проработал все те пятнадцать лет, что история отвела демократической Латвии. И все пятнадцать лет этот закон чрезвычайно раздражал латышских националистов — поэтому вполне логично, что после национал-фашистского переворота 15 мая 1934 года он был радостно отменен одним из первых.


События последних месяцев ясно показали нам, что правящие с русским образованием не справились. Что совсем неудивительно — ведь идеалом отношения к нацменьшинствам для них является не демократическая Латвия Яниса Чаксте, а националистическая диктатура Карлиса Улманиса, чего особенно никто и не скрывает.
 


Отсюда все эти постоянные попытки русское образование ограничить, облатышить и в конце концов полностью закрыть. И вообще — ситуация, когда латышские чиновники обсуждают между собой по-латышски судьбу русского образования, выглядит слегка сюрреалистичной.
 


Жизнь доказала нам, что латышских политиков следует держать от русского образования как можно дальше. Именно поэтому мы требуем восстановить «Закон об устройстве школ национальных меньшинств» или принять его современный аналог.

Отдайте нам нашу долю бюджета школьного образования (а нас в Латвии по разным данным 36-38-40%), и мы сами разберемся, как, чему и на каком языке учить наших детей — при этом за государством останется функция контроля конечного результата.

А свой педагогическо-реформаторский пыл латышские чиновники смогут сосредоточить на своих латышских школах. И поверьте, нам будет абсолютно все равно, какие эксперименты с би-, три-, четырелингвальным образованием, прославлением эсэсовцев или однополым просвещением они будут ставить над своими детьми — главное, чтобы не над нашими.


Безусловно, добиться этого будет непросто. Право издеваться над нами, да еще на наши деньги, правящие без сопротивления не отдадут — и в этом деле они готовы прибегнуть к любым методам, в том числе к самым идиотским.

Так, евродепутата от «Согласия» Андрея Мамыкина, статус которого позволяет присутствовать на всех несекретных заседаниях, выставили с заседания Консультативного совета по школам нацменьшинств. Забавно, что совет этот был создан как раз для вовлечения общественности в обсуждение политики образования. Надо сказать, что Мамыкину вообще не везет — прямо сейчас его пытаются выставить и из партии «Согласие» из-за слишком активной борьбы за русское образование.
 


Сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов попытался опубликовать петицию о школьной автономии на портале Manabalss.lv еще в октябре. После месяца (!) раздумий владельцы портала отказали с формулировкой «оставляем за собой право не поддерживать сомнительные инициативы, которые могут повредить государственной безопасности, покушаются на ядро Сатверсме и находятся в противоречии с принципом содействия сплочению общества».
 


Точно такая же судьба постигла петицию «За свободный выбор языков обучения» Игоря Пименова — единственного депутата Сейма от «Согласия», который однажды (хотя бы!) был замечен в акциях за сохранение русского образования. Эту петицию после трехнедельных раздумий вроде бы опубликовали, — и она даже успела собрать более шестисот подписей, — но вскоре передумали. Вначале ее сняли с главной страницы, потом приостановили, а после окончательно аннулировали.

Как выяснилось, в обоих случаях на «независимый» портал повлияли два латышских политика от националистов, оба бывшие министры юстиции Эгилс Левит и Янис Борданс.

Формулировку о неконституционности автономии русских школ позднее повторил и сам Шадурскис. Это может показаться странным, но и у латышских владельцев портала, и у знатных латышских национал-юристов, и у латышского министра образования сложилось убеждение, что закон, подписанный Янисом Чаксте, каким-то образом противоречит конституции, подписанной… Янисом Чаксте.

Возникает впечатление, что все они за что-то недолюбливают латыша Ивана Христофоровича Чаксте. Видимо, за то же, за что очень любят другого латыша — своего родного диктатора Карла Индриковича Улманиса, который отменил разом и эту конституцию, и этот закон.


На этих примерах можно убедиться — правящие и их пособники не дадут нам легкого пути для спасения русских школ. Петиции, опросы, референдумы, письма, статьи, соцсети — все это можно и нужно делать. Но результат будет только в том случае, если все эти полезные и правильные вещи будут подкреплены массовыми акциями протеста, тысячами людей, которые выходят на улицы.

Мы должны показать и другим, а главное — сами себе, насколько нас много и насколько мы решительно настроены.
 


Поэтому в этот четверг мы встречаемся у Пороховой башни в 16:30. Одеваемся потеплее и берем с собой фонарики, смартфоны и аккумуляторы. Возьмем Старую Ригу с ее министерствами и дворцами в плотное кольцо света. Отступать некуда, позади наши дети.
 

 

Вопросы Илье Козыреву

  • Гарри Гайлит
    Австрия

    №26 Гарри Гайлит

    14.12.2017

    12:51

     У меня два внятных вопроса.

     1. Вы можете гарантировать, что в случае автономии русская школа не деградирует морально  (окончательно рухнет ответственность учителей за воспитание учащихся), методически (резко снизится качество обучения, хотя бы потому, что снится контроль за уровнем обучения), и. наконец, материально-технически (сокртится дотация и развитие материально-технческой базы русских школ, часть средств, учитывая наше воровское время, будет выведена из –под государствнного контроля и разворована)? Или вас волнует только политическая сторона проблемы?

     2. Почему вы все так упорно обходите молчанием возможность создания  двухпоточных латышско русских школ?

    И потом, вы действительно не понимаете, что автономию вам никто не даст, и тогда вы русскую школу окончательно потеряете? А двухпоточная школа - вполне реальное решение проблемы. 

     

    • Илья Козырев
      Латвия

      №27 Илья Козырев

      14.12.2017

      19:05

      Вы правы, автономию нам так просто не дадут - как и написано в статье. Поэтому на митинге было принято решение инициировать референдум по вопросу восстановления школьной автономии. Так что автономию будем завоёвывать все вместе.

      1. Деградирует школа при автономии или нет, зависит от того, насколько профессионально мы этой автономией распорядимся. Но если автономии не будет, русская школа вообще исчезнет. Не деградирует - а исчезнет. Так что выбор любого вменяемого человека очевиден.

      2. Мне ничего не известно о возможности создания двухпоточных школ. Со стороны правящих латышей такого предложения тоже нет - их план предполагает уничтожение русского образования полностью. Так что и обсуждать нечего.
      Поддержали: unknown
      • Гарри Гайлит
        Австрия

        №28 Гарри Гайлит

        15.12.2017

        11:49

         Извините, но судя по ответу, вы совковый демагог. 1.Прекрпасно понимая, что вам не дадут ни автономию русской школы, ни разрешения на референдм по этому вопросу, вы лезете именно на это поле игры, потому что

        Делать сдесь ничего реального не придется. Вам наплевать на судьбу русской школы, вы просто, пользуясь случаем,   завариваете очередную политическую свару, чтобы потом покричать, что вам не дали провести ни автономию, ни референдум. Знакомый стиль ЗаПЧЁЛ.

         

        2. Вы говорите, что всё зависит от того, насколько профессионально  займетепсь русским бразованием? Но что же вы до сих пор не занимались? Русские школьники ничему, кроме ругаться матом на улицах города, не научаются. Школьный педсотав растерял все свои профессиональные навыки и деградировал дальше некуда. Автономия вообще приведет русские школы к обнищанию и учить детей будет некому и «нечем», потому что и без того низкий материально-технический уровень русских школ опустится еще ниже. И вы это прекрасно знаете. Но и на это вам наплевать.

         

        3. Вы говорите: «Мне ничего не известно о возможности создания двухпоточных школ. Со стороны правящих латышей такого предложения тоже нет». Так это что получаетеп? Вы даже не знакомы с историей русской школы в условиях буржуазной  Латвии, но лезете решать проблему? И «ждете предложений со стороны правящих Латышей». То есть , как плохой теннисист, вы, вместо навязывания своей игры, только отбиваете подачи противника? А ведь двухпоточная школа – это реальней и сто раз лучше даже процентного соотношения 60:40! Вы просто занимаетесь делом, которого не знаете и возможностей которого не изучили? Нет, вы совковый демагог.                      

  • Ирина Кузнецова
    Латвия

    №33 Ирина Кузнецова

    15.12.2017

    15:26

    Автономия  образования  потянет  за  собой  необходимость  автономий  в  других  сферах  жизни :   во  власти,  в  финансовой,   образовательной.
    Чтобы  требовать  автономии,  нужно  хотя бы  представлять :  а  что  будем  делать  дальше ?
    Как  Вы  собираетесь  возобновлять  штат  учителей  в  русской  школе ?  Где  их обучать ?

    К  примеру,  учителя  зачастую  живут  в  муниципальном  жилье. Вы  пошлёте  учителя  работать  в  провинциальную  школу,  а  местные  власти  жилья  не  выделят.  Что  делать ?

    Гарри  Гайлит  говорит  о   двухпоточных  школах. В  наше  время  почти  все  провинциальные  школы   по  необходимости  были  двухпоточными.  И  весьма  успешно  работали.  У  вас  есть  аргументы  против  двухпоточных  школ ?

Комментарии

  • Борис Бахов
    Латвия

    №1 Борис Бахов

    13.12.2017

    05:30

    Отступать некуда. Куратор отдал приказ - надо выполнять. Расстрелять не расстреляют, а с довольствия снимут.
    Поддержали: Vitjok's Vecais
    • Сергей Васильев
      Латвия

      №2 Сергей Васильев

      13.12.2017

      08:01

      Бахов, твой куратор дал приказ - снизить количество русскоязычных на глобусе. А ты тут сидишь - кнопочки тыкаешь... Нехорошо... Выполнять приказ надо, причем начинать с себя.  Помоги "истинным патриотом" бороться  с засильем русского языка - задумайся о суициде!

      P.S. Могу подсказать где продается верёвка пушистая и мыло душистое...
      Поддержали: Александр Сергеевич, Илья Козырев, Сергей Леонидов, Сергей Кузьмин, unknown , Маша Сковородкина, George Bailey, Олег Рыжий, Владислав Суэтин
      • Олег Озернов
        Латвия

        №4 Олег Озернов

        13.12.2017

        09:37

        Экспромт.
        Давай, с тобой полюбим Бахова!
        Нас клуб с тобою не осудит.
        Его читать, так одинаково,
        Как дни листать тюремных буден.

        Давай, оставим без презрения
        Его желание прославиться
        В тоске тупого словожжения!
        Такие не умеют каяться.

        Не станем греть его желания
        С утра плеснуть на землю ядами!
        Известно всем, такая мания
        Присуща тем, кто за оградами
        Лелеет комплексы тщеславия,
        Считая всех вокруг уродами,
        Кто пьёт себя себе во здравие
        Когда давно в душе всё продано.

        Давай, с тобой полюбим Бахова,
        Ему оставим ложкомоево!
        Он без ответов наших аховых
        Сойдёт на плесень сам собою.

        Давайте, все полюбим Бахова,
        Оставив горе без ответов!
        Чтоб перестал быть одинаковым
        В своей судьбе, Борис - Не спетый...
        Поддержали: Ринат Гутузов, Сергей Кузьмин, unknown , Илья Козырев, Сергей Васильев, George Bailey, Vladimir Kirsh, Alexander Smelov, Олег Рыжий, Владислав Суэтин
    • 17 25
      Экий Вы желчный старикашка-фантазёр.
      p.s. Схожу завтра. Непременно.
      Поддержали: Олег Озернов, Илья Козырев, Сергей Муливанов, Сергей Леонидов, Владимир Иванов, Сергей Кузьмин, unknown , Владислав Соколов, Jelena Lendova, Vladimir Kirsh, Владислав Суэтин
  • Ринат Гутузов

    №5 Ринат Гутузов

    13.12.2017

    09:42

    своего родного диктатора Карла Индриковича Улманиса

     

    Поправлю. Покойный Ульман, закончивший жизнь председателем передового колхоза в Сибири, был по батюшке Генриховичем.

  • Вячеслав Щавинский
    Латвия

    №7 Вячеслав Щавинский

    13.12.2017

    10:15

    Но результат будет только в том случае, если все эти полезные и правильные вещи будут подкреплены массовыми акциями протеста, тысячами людей, которые выходят на улицы.===============

          Казалось бы, наконец, "общественники из ЖЭКа" прозрели.  Посмотрели  " в корень" и...  вспомнили о главном- о характере массовых акций.  Но оптимизм начинает улетучиваться, когда понимаешь, что автор призывает вовсе не к акциям протеста, а к акциям в защиту чего-то , понятного только организаторам. В данном случае , как  продекларировал уважаемый спикер, "главным нашим требованием на этот раз будет «За русскую школьную автономию». И ранее, , на предыдущих собраниях  пенсионеров на воздухе,в качестве "протестных лозунгов"  также предлагались ни чего не значащие призывы "ЗА". Протесты в принципе не могут быть "ЗА", протесты могут быть только "ПРОТИВ". Причем с обязательным "уведомлением" адресата/власти/ о возможных негативных последствиях игнорирования законных требований. Таких  как:инициирование отставки правительства, досрочных выборов,импичмента президента. Серьезность и безальтернативность законных требований, должны подкрепляться серьезностью намерений протестующих. Намерений, реализация, которых ни коим образом не будет противоречить конституционным нормам.
           В противном случае, все происходящее будет похоже " на требования гаремных евнухов равноправия в сексе".
    Поддержали: Azazello Nei, Владимир Борисович Шилин
  • Владимир Иванов
    Россия

    №8 Владимир Иванов

    13.12.2017

    10:36

    Помню купил квартиру в строящимся доме, а он "завис". Ходили на акции протеста (обманутые дольщики), брал отпуск за свой счет на день и — вперед.
    Все работодатели на такое "святое дело" без вопросов отпускали сотрудников. В пн. утром 60-80% жителей будущего дома приезжали.
  • Олег Озернов
    Латвия

    №9 Олег Озернов

    13.12.2017

    10:47

    Илья, впервые слышу очень дельное предложение в решении вопроса. Настолько дельное, что совершенно очевидно, насколько оно будет неприемлемо властям.
    Именно потому, что !...закон чрезвычайно раздражал латышских националистов — поэтому вполне логично, что после национал-фашистского переворота 15 мая 1934 года он был радостно отменен одним из первых.!

    Сегодня он их будет не просто раздражать, но выбешивать. Ибо, предлагается некая нац. автономия в решении одного из главных вопросов, - образовании. Никакой ассимиляции русских в латвикумс сие не соответствует в принципе.
    А, именно она есть главная цель их геноцидных устремлений.
    Слово "автономия", любая, кошмарит во сне и наяву всех властьпридержащих, впрямую синонимизируется в их сознании с "изменой"

    Рассчитывать здесь не на что. Даже, не знаю, как рассматривать акцию, провозглашающую, априори недостижимую цель.
    Такой цели можно добиться, только при предельной массовости протестов (десятки, сотня тыс. участников).

    Разве что, воспринимать её, как максимум в торге с властью, в надежде получить хоть что-то. Как в аналогии с завышении смет на строительство в расчёте на нужный объём средств в советские времена.

    Постараюсь быть.
    Поддержали: unknown , Сергей Кузьмин, Сергей Муливанов, Андрей Рубахов, Светлана Рябцева, Владимир Борисович Шилин, Владислав Суэтин
  • Светлана Рябцева
    Беларусь

    №13 Светлана Рябцева

    13.12.2017

    19:09

    Ужас. Борьба за родной язык. Как такое возможно? Желаю вам УДАЧИ в этой нелегкой борьбе.
    Поддержали: Сергей Муливанов, Jelena Lendova, Илья Козырев, Владимир Борисович Шилин, Владислав Суэтин
    • Ирина Кузнецова
      Латвия

      №15 Ирина Кузнецова

      13.12.2017

      21:36

      Да,  ситуация  в  школах  жуткая.
      Русский  учитель  на  уроках  должен  преподавать  русским  детям  предмет  на  латышском  языке.  Таков  закон.
      Сейчас  пропорция  преподавания   в  русских  школах    на  латышском  и  русском  языках   80 : 20.  Хотят  сделать  все   100 %  на  латышском  и  только  преподавать  русский  язык   русским  детям  как  иностранный.

      Но  главное  :   НЕТ    МЕТОДИК  ,  НЕТ   ПОДГОТОВЛЕННЫХ    УЧИТЕЛЕЙ    (  НИ  РУССКИХ ,   НИ  ЛАТЫШСКИХ ),    НЕТ    УЧЕБНЫХ  ПРОГРАММ ,  СОСТАВЛЕННЫХ  СПЕЦИАЛИСТАМИ   СО  ЗНАНИЕМ   ПРЕДМЕТА  И  ДЕТСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ , НЕТ  ВОЗМОЖНОСТИ   ФИНАНСИРОВАНИЯ  И ,    ГЛАВНОЕ,   НЕТ  ОТВЕТА  НА  ВОПРОС  :  А  ЗАЧЕМ  ЭТО  НУЖНО  И  КОМУ  БУДЕТ  ПОЛЬЗА.   

      И  куда  потом  с  этим  латышским ?  Здесь  нет  ни  работы,  ни  нормальной  жизни.  В  Европе  нужно  долго  объяснять ,  что  такая  Латвия  вообще  есть.  Легче  сказать ,  что  ты  из  России. Сразу  кавают  головой.

      В  2001- 2004  гг.  я  училась  в  вузе  на  латышском  языке.  Некоторые  преподаватели  русские  остались  и  преподавали  по-латышски.
      О , мама  мия !  Легче  слушать  и  понимать  латыша.  Русский  преподаватель  на  латышском  может  высказать  мало,  коряво.  Догадывайся,  что  он  имел  ввиду.
      Поддержали: Илья Козырев, Владимир Борисович Шилин, Светлана Рябцева, Владислав Суэтин
  • Vladimir Kirsh
    Китайская Народная Республика

    №14 Vladimir Kirsh

    13.12.2017

    20:29

    Все понятно. Но идея пройтись с фонариками мне не нравится. Чем это отличается от факельного шествия?
  • Инна  Дукальская
    Латвия

    №20 Инна Дукальская

    13.12.2017

    22:45

    Мне кажется, что возврат к закону, подписанному Чаксте, - разумное требование. Не знаю как его претворить в жизнь на данном этапе, но это хоть что-то конкретное. Удачи!
    Поддержали: Сергей Муливанов, Илья Козырев, Марк Козыренко, Владимир Борисович Шилин, Светлана Рябцева, Александр Харьковский, Владислав Суэтин, unknown
  • arvid miezis
    Латвия

    №23 arvid miezis

    14.12.2017

    01:51

    Уж и не знаю чем тут может помочь Чаксте - “Latvju tauta grib pasargāt savu tautību, paturēt vienā kopībā savu tēviju Latviju, panākt neierobežotu iespēju un brīvību noteikti vadīt Latvijā savu nacionālo, kulturālo un ekonomisko attīstību.”
     Как то глупо и не исторически.
    Принять первую конституцию сборищу латышей в пользу многонациональной Латвии принудил Ниедра с, в ту пору, либеральным западом.
    Ну принудил, и что? Все равно латыши вернулись к латышской Латвии, а в 1991 году к тоталитарному режиму Ульманиса.
    Поддержали: Марк Козыренко
    • arvid miezis
      Латвия

      №24 arvid miezis

      14.12.2017

      02:21

      Алексей Димитров так прокомментировал анонсированную реформу:

       Если мы говорим о других обязывающих актах, то в своё время Конституционный суд вынес своё решение в деле о предыдущей реформе образования. Это было в 2005 году. Там он пришел к выводу, что у государства есть не только право, но у государства есть и обязанность обеспечить разное отношение к школам, где обучение ведётся на государственном языке и на языках этнических меньшинств.

      В том деле был спор о том, правомерно ли соотношение 60% на 40%, достаточно ли оно разное или нет, чтобы быть конституционным. Суд пришел к выводу, что оно достаточно разное, чтобы быть конституционным при условии, что не ухудшится качество образования.

      То есть, пока Конституционный суд это мнение не изменил — оно имеет ранг закона. И любая реформа, которая пока ещё непонятно как будет выглядеть, должна соответствовать двум условиям. Первое: образование не может быть 100% на латышском языке — это было бы нарушением принципа недискриминации. Второе: если соотношение языков обучения в промежутке между 60% и 100% — теоретически может быть конституционно, то нужно оценивать, что конкретно предложит министерство и каким будет влияние на качество образования. Это, в общем-то, стандарт.

      Поддержали: Maija Vainst, unknown
      • uke uke
        Латвия

        №25 uke uke

        14.12.2017

        04:20

        Да,может ли быть дробное число конституционным или нет,-это ,конечно,юридический шедевр.
        Причём  конституционность дробности зависит от предложений минобраза.
        И КС,в зависимости от этих предложений,будет оценивать влияние дробности на качество образования.
        Но ведь глава КС в интервью Домбурсу  заявив,что наличие русских каналов в основном пакете Лателекома противоречит Сатверсме( латышской идентичности),чётко дала понять,что под качеством образования КС будет понимать возрастание латышской идентичности,на что направлена реформа Шадурскиса и что так доходчиво объяснил Ушаков в своих целях образовани( латышскую  и родную культуру и литературу знать в совершенстве,а остальные предметы- в целом,но обязательно минимум на двух языках).
        Интересно,что за забористую траву они все курят?
        Поддержали: Марк Козыренко, arvid miezis, unknown
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Автономия через референдум

Штаб защиты русских школ объявил конкретную цель протестов

Валерий Бухвалов
Латвия

Валерий Бухвалов

Доктор педагогики

О сотрудничестве хранителей русской традиции в школе

Валерий Бухвалов
Латвия

Валерий Бухвалов

Доктор педагогики

Сохраним культурную традицию — сохраним и русскую школу

Илья Козырев
Латвия

Илья Козырев

Мыслитель

Вопреки репрессиям

Марш в защиту детей и Второе родительское собрание

ХОД ФЕРЗЁМ

В прошлом годе (под санкциями) российскими верфями было сдано заказчикам 80 единиц гражданских судов. В позапрошлом - 90, ещё годом ранее - 86. Это только те суда, которые на конец

ПО СЛЕДУ ПУБЛИКАЦИИ

----Вам Сталин столькотнадорил, что пора ему памятники ставить.----Большевики после второй оккупации Литвы понаставили кучу памятников Сталину, начиная с привокзальной площади в Ви

​БОЛЕЗНЬ И ТЮРЬМА

Вы можете не знать латышский, но обязаны знать своё место, что очень легко сочетается со словами, написанными на воротах Бухенвальда - каждому своё. Это настоящая причина сидельцев

МОЩНАЯ РЕЧЬ АЛЕКСАНДРА ЛУКАШЕНКО

Учитывая любовь А.Г. к многовекторности, публичные выступления всегда воспринимаю с определённой девиацией.

О ПОЛЬЗЕ АПТЕЧНОЙ РЕФОРМЫ

чтобы цена, установленная любым производителем для реализации в Латвии, не превышала цену аналогичного препарата, реализуемого в Литве и Эстонии...Президент США Дональд Трамп объяв

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.