ЛИТВА
12.03.2021


Александр Филей
Латвийский русский филолог
В чем загвоздка независимой Литвы
Заслуги прошлого и поражения настоящего

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
За 31 год независимости страна больше потеряла, чем приобрела, но сегодня мало кто из литовцев хочет вспоминать былые заслуги прошлого.
К своему удивлению пару раз услышал, как литовские националисты не без гордости говорили: это с нас, с литовцев, начался развал Советского Союза.
В связи с эти вспоминается древний анекдот.
Давайте посмотрим, чем может гордиться современная Литва, готовящаяся торжественно отпраздновать тридцать один год жизни за пределами Союза Советских Социалистических Республик.Одесса. Переполненный автобус. У входа стоит очень длинноволосый парень. Сзади бабушка. Подъехали к остановке. Бабушка спрашивает парня: девушка, вы выходите? Тот ей с обидой: я не девушка. А она в ответ: нашла чем гордиться.
Кризис демографии
В тяжелые послевоенные годы численность населения республики составила 2 573 000 человек. И продолжала неуклонно расти. В свою очередь, в уже "незалежном" 1992 году она достигла своего исторического максимума – 3 706 299 человек. А вот потом, увы, начался спад.
Мы не будем задаваться риторическим вопросом – почему. Но факт остается фактом: о подлинном благополучии страны свидетельствует рост его населения. А убыль – наоборот, об отсутствии благополучия.
Что же, с 1993 года население Литвы неуклонно убывает.
В 2020 году в республике проживало всего 2 794 090 человек, и это по самым смелым подсчетам.
Ведь не секрет, что прибалты работают за границей на полулегальном положении, а некоторые сохраняют прописку и регистрацию в отечестве. Поэтому эти два семьсот с хвостиком, считай, тоже бабушка надвое сказала.
Давайте на секундочку призадумаемся – за тридцать полных лет своей независимости Литва потеряла (реально потеряла, а не просто уехали отдохнуть и обещали вернуться) 912 209 человек. Почти миллион корова языком слизала.
Для сравнения: это численность населения одного города между Саратовом и Краснодаром. Минус один Краснодар за три десятка лет – эти ли не история успеха?
Лидер по алкоголизму и самоубийствам
Международная Организация экономического развития и сотрудничества 11 ноября 2019 года опубликовала рейтинг стран с самым высоким потреблением алкоголя на душу населения.
На конец позапрошлого года средний литовец выпивал по 12,3 литра в год (считая женщин, детей и людей пожилого возраста). Это ровно на пол-литра больше, чем в расположившейся на втором месте Австрии (11,8), в которой пиво-шнапсовая культура является частью гастрономической традиции.
К сожалению, свободная Литва также выделяется по другому драматическому показателю. Уже долгие годы она занимает лидирующее место по стандартизирующему показателю частоты самоубийств на 100 тысяч человек (на 2017 год – 25,82). Уступают Литве и Словения, и Латвия, и Венгрия. И это серьезное испытание для литовских координаторов демографической и социальной политики. Если объективно посмотреть на не меняющиеся годами цифры, то можно сделать вывод.
Несмотря на внешний лоск и глянец, несмотря на заверения о неуклонном росте макроэкономических показателей, в литовской державе не все так гладко, как оно малюется. Впрочем, кажется, что власти Литвы давно махнули на это рукой – невидимая рука естественного отбора, дескать, расставит все по своим местам.
Удар по промышленности
Стоит также задаться вопросом – что случилось с выдающимся промышленным наследием, которое оставили по себе "оккупанты" и "колонизаторы"? Неужто Литва перестала производить те легендарные радиограммофоны, магнитофоны и электропроигрыватели, которыми славилась электротехническая фабрика "Эльфа"?
Невозможно поверить в то, что почил в бозе и Вильнюсский завод электроизмерительной техники (ВЗЭТ), основанный в послевоенном 1949 году, который специализировался на производстве высокоточных счетчиков, поставляемых даже в Бразилию и Индию.
Предприятие в свое время производило по 3–4 миллиона счетчиков в год. И это в разгар советского "колониализма".
Может быть, жив еще Шауляйский велосипедный завод, который пытались спасти немецкие инвесторы? Наконец, как обстоят дела у Каунасского радиозавода, который впервые в СССР выпустил селекторы с электронной настройкой диапазонов МВ и ДМВ?
На эти крайне неудобные вопросы житель Литвы отреагирует по-разному. Кто-то грустно качнет головой и не станет отвечать. Кто-то посетует на диктат евросоюзовской бюрократии и крушение прежних идеалов.
Но кто-то начнет с пеной у рта доказывать, что советская индустрия была нерентабельной, а устаревшие технологии просто не выдерживали конкуренции с передовыми производителями "просвещенной Европы".
Правда, есть еще и четвертая группа, участников которой с каждым днем становится все больше. Это те, кто не знает о том, что Советская Литва имела статус "силиконовой долины" Страны Советов и по уровню развития высоких технологий могла дать фору Японии или Южной Корее. Не знает и не хочет знать.
И это мы не считаем энергетическую историю Литовской ССР. Грандиозный советский проект века – строительство Игналинской АЭС и выросший вокруг нее в 1970-е годы город-спутник Снечкус.
Благодаря усилиям десятков тысяч советских соотечественников – инженеров, строителей, физиков, химиков – Литва вышла в ведущие производители атомной энергии. Все это – в далеком прошлом. Своими же руками официальный Вильнюс поставил на своей великой энергетической промышленности крест.
Конечно, можно сколько угодно кивать на злой гений Брюсселя, но разве не литовцы на рубеже веков слезно просились в евросоюзовское братство? И есть доказательства того, что их честно предупреждали о тяжелых последствиях европейского выбора.
Как же жили люди?
А теперь глянем одним глазком, как чувствовала себя Литва при советском строе. Как страдали, мучились и изнывали под гнетом "колонизаторов" свободолюбивые литовские мужи и жены. Промышленность оставим в стороне, поговорим о самом задушевном – об этническом.
Даже самый отпетый литовский националист вынужден будет признать – Литве в составе СССР было позволено невероятно много.
Во-первых, еще литовскому авторитарному режиму посчастливилось получить Вильнюс с Виленским краем по договору от 10 октября 1939 года. Разумеется, гордый Антанас Сметона мог демонстративно отказаться от щедрого сталинского подарка. Но он почему-то этого не сделал.
Так из Каунаса столица переехала в Вильнюс. Как и почему – это самая страшная гостайна современной Литвы. Ни один патриот вам не будет об этом рассказывать.
Во-вторых, после войны Литва получила в придачу и Клайпеду. Иосиф Виссарионович Сталин очень уважал литовское партизанское движение, внесшее весомый вклад в борьбу с нацистами в Прибалтике, оттого не стал выдвигать им исторические счета.
Отец народов мудро решил не поминать старое. Кстати, тогда же велись осторожные разговоры о переходе под юрисдикцию Литвы еще и Калининградского региона. К счастью, не срослось.
Но и это еще не все. Ни один ультраправый политик современной Литвы не посмеет сказать, что литовцев в СССР нещадно ассимилировали. Литовская ССР была уникальной республикой – в ней дело обстояло с точностью до наоборот.
Пожалуй, только здесь можно было без оглядки на центр "литуанизировать" русских и других нацменьшинств. Литва искусно выторговала для себя преференции сохранить "чистоту нации". И в вопросе нацстроительства сразу задрали планку.
Иными словами, хочешь быть нормальным человеком – записывайся в литовцы. Отдавай детей в литовский детский сад или школу, говори на литовском, интегрируйся, в общем. Многие так и делали.
В 1940-е–1950-е годы литовские чиновники изрядно преуспели в процессе деполонизации и дебелоруссизации Вильнюса и окрестностей. При почти полном попустительстве Москвы администрация еще Советской Литвы стерла многие культурные концепты, не относившиеся к литовской нации. Вильнюс должен быть литовским – и все.
Особенно отыгрались на поляках. Более того, литовцам было даровано право присвоить себе всю великую, но не принадлежащую им историю Великого княжества Литовского, что сыграло особую роль в становлении самосознания литовского народа.
И сегодня в любом местном музее вам охотно расскажут о великой Литве "от моря до моря". А если вы не поверите, то косые взгляды и обвинения в великодержавном шовинизме вам гарантированы.
Да и компартия Литвы была что резиновая. Столько доброхотов с партбилетами на душу населения не было ни в Латвии, ни в Эстонии.
Однако вспомним, что активистов латвийского национал-коммунистического движения (во главе с Эдуардом Берклавсом) удалось оперативно подавить при личном вмешательстве Никиты Сергеевича Хрущева. Разгневанный генсек для этого специально приехал в Ригу и устроил им показательный разнос с трибуны Межапарка 14 июня 1959 года.
В свою очередь, литовских националистов решено было не трогать. Каунасское антисоветское подполье (скорее, полуподполье) терпели очень долго. Пока оно вдруг не легализовалось уже в горбачевские годы.
Так и получилось, что в начале 1990-х годов в Литве просто некому было выдавать фиолетовые/серые паспорта, как в Латвии или Эстонии. Русских можно было по пальцам пересчитать.
А если бы большая половина населения была иноэтничной? Уверен, что литовские власти с радостью бы сделали своих русских и поляков "инопланетянами" с молчаливого согласия "мирового сообщества". Неужели представители правящей в Литве династии Ландсбергисов упустили бы такую замечательную возможность?
11 марта в Литве уже наступило. Можем смотреть, как градус помпы и пафоса на официозных мероприятиях в честь тридцатиоднолетия республики будет зашкаливать.
Данная статья написана с целью оказать на литовцев отрезвляющее действие – идея суверенитета, может, сама по себе и не плоха, но тактика и стратегия, избранные в 1991 году, были заведомо ошибочным. Нельзя строить государство на лжи, крови и ненависти.
Я так говорю не для красного словца: до сих пор не получили беспристрастной оценки события у Вильнюсской телебашни, ставшие зачином для литовской государственности.
И если отправной точкой истории государства является преступление против человечности, то грош цена такому государству. И сегодня любой активист, чья точка зрения на те события противоречит идеологемам официального Вильнюса, подвергается суровым полицейским репрессиям.
И отрицать это не получается. Впрочем, каждый выбирает для себя сам тот соус, под которым ему входить в историю.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Saulius Brazauskas
активный гражданин Литвы
ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ ?
или проба пера перед схемой с Минскими соглашениями ?


Владимир Симиндей
Историк
Cтать независимой Литве подсказали в Москве


Николай Маратович Межевич
Доктор экономических наук, профессор
Периферия навсегда
100-летие чего отмечала Литва на прошлой неделе


Артём Агафонов
Общественный деятель, публицист.
Литва и Беларусь: где независимости больше?
Сравниваем «остатки суверенитета»
Вопросы Александру Филею
Комментарии
№1 Леонид Соколов
12.03.2021
07:11
Что бы не отнимать у Кястутиса его <хлеб>, отмечу лишь три перла.
<Иосиф Виссарионович Сталин очень уважал литовское партизанское движение, внесшее весомый вклад в борьбу с нацистами в Прибалтике, оттого не стал выдвигать им исторические счета.>
Литовские <лесные братья> воевали с советской властью активно вплоть до 60-х годов.
<Да и компартия Литвы была что резиновая. Столько доброхотов с партбилетами на душу населения не было ни в Латвии, ни в Эстонии.>
Компартия Латвии была по численности больше компартии Литвы, при населении меньше на миллион.
<Советская Литва имела статус "силиконовой долины" Страны Советов и по уровню развития высоких технологий могла дать фору Японии или Южной Корее. >
Филей, конечно не знает, кто у кого воровал <высокие технологии>.
№7 Ina Gi
→ Леонид Соколов,
12.03.2021
09:33
Филеносовщина на марше.
Кстати, примерно в в 60е годы были арестованы и убиты последние партизаны, которые боролись против совка. Литовцы более 15 лет боролись против оккупации в условиях тоталитарного государства.
№14 Марина Зимина
→ Ina Gi,
12.03.2021
10:40
Перевожу - 15 лет убивали и грабили мирных жителей собственной страны.
№19 Юрий Васильевич Мартинович
→ Марина Зимина,
12.03.2021
11:52
Здесь в Литве был конфликт. Первый министр внутренних дел постсоветской Литвы, после войны участвовал в разгроме лесных братьев и даже в ликвидации одного из лидеров. Так, когда началась их героизация, начали прославлять и этого убиенного "советами". Выяснилось, что в ликвидации "героя" участвовал министр внутренних дел. Националисты против министра, зачем убил "героя", а министр, это не герой, а убийца мирных жителей. Вот такие две истории, одна придуманная и защищаемая законом, а другая настоящая, от которой оберегают народ.
№23 Александр Кузьмин
→ Марина Зимина,
12.03.2021
13:00
Причем убивали как и в 1991 у вильнюской телебашни в первую очередь литовцев как "предателей" со свирепой жестокостью.
№20 Марк Козыренко
→ Ina Gi,
12.03.2021
11:56
Бандиты, которые знали, что будут в любом случае за свои прежние деяния осуждены, прятались в лесах и совершали вылазки с целью убить мирных жителей и завладеть их запасами продовольствия. Больше ничего не было.
№42 Сергей Борисович Алексахин
→ Ina Gi,
12.03.2021
19:16
Партизан партизану рознь...не так ли, "уважаемая"?
№9 Борис Бахов
→ Леонид Соколов,
12.03.2021
09:46
Коню понятно - кто у кого. Японцы и корейцы у литовцев. Не верите? Да вот хоть японскую мицубиси к примеру взять. Прочитайте её задом-наперёд, то и выйдет - жемайтия. Слямзили.
№3 Леонид Радченко
12.03.2021
08:33
почил в бозе и Вильнюсский завод
Давно уже слову "Бог" возвращено написание с большой буквы. Почил в Бозе — вот так надо, товарищ филолог. Да и долина не Силиконовая, а Кремниевая.
№6 Сергей Леонидов
→ Леонид Радченко,
12.03.2021
09:17
А можно чуть подробнее про Бога/бога? Каким указом возвращено и как следует писать в случае многобожия?
№8 Дарья Юрьевна
→ Сергей Леонидов,
12.03.2021
09:44
Нет такого указа. Правила аналогичны написанию имен собственных и нарицательных.
Если бог упоминается в религиозном контексте и подразумевается конкретный персонаж, то слово пишется с большой буквы.
Если бог упоминается вне религиозного контекста в переностном значении, то слово пишется с маленькой буквы.
№12 Сергей Леонидов
→ Дарья Юрьевна,
12.03.2021
09:56
Леонид упомянул возврат прежнего написания, значит этот возврат был каким-то документом оформлен.
Исходя же из сказанного вами, выражение "почил в бозе", тем более в применении не к религиозному человеку, а к заводу, носит характер иронии, к конкретному библейскому персонажу не относится и написано правильно.
№17 Леонид Радченко
→ Сергей Леонидов,
12.03.2021
11:14
Ну да, если у заводов свои особенные боги, то с маленькой. К тому же, "почить в бозе" — это расхожее клише. Снимаю своё замечание.
№16 Леонид Радченко
→ Сергей Леонидов,
12.03.2021
11:04
С большой буквы — только в случае единого Бога, христианского.
У многобожников богов много, они с маленькой буквы.
№31 Дарья Юрьевна
→ Леонид Радченко,
12.03.2021
15:23
Почему только христианского?
Россия - страна многоконфессиональная. А если кто-то буддист, магометанин или иудей, им как писать упоминание бога? И какого из богов?
№33 Леонид Радченко
→ Дарья Юрьевна,
12.03.2021
15:38
У магометан он Аллах (слово арабского происхождения), у иудеев Б-г. Как видим, у монотеистов с большой буквы. А у буддистов бога нет. У синтоистов богов миллионы — у них на небе такие законы.
№21 Леонид Радченко
→ Сергей Леонидов,
12.03.2021
12:04
Каким указом возвращено
К сожалению, в РФ нет достаточного полномочного органа, который издавал бы обязательные к исполнению указы в области государственного языка. Если даже не все телевизионные каналы принудили говорить правильно "на Украине", а не "в Украине", то о каких указах можно говорить?
№32 Дарья Юрьевна
→ Леонид Радченко,
12.03.2021
15:34
Не к сожалению, а к счастью.
Обязательные к исполнению указы государственных органов предполагают механизмы принуждения к исполнению этих указов и ответственность за неисполнение указов.
Еще не хватало, чтобы сажали в тюрьму за грамматические ошибки и косноязычие.
В этом Россия будет впереди планеты всей...
№34 Леонид Радченко
→ Дарья Юрьевна,
12.03.2021
15:39
Конечно, к счастью. Это в Латвии можно штрафовать за искажения гос.языка. А там не моги.
№35 Дарья Юрьевна
→ Леонид Радченко,
12.03.2021
16:01
Кого и когда оштрафовали за "искажения гос.языка".
Мне за 30 лет никто даже замечания не сделал, хоть общаюсь регулярно, как устно, так и письменно с разными госучреждениями.
№36 arvid miezis
→ Дарья Юрьевна,
12.03.2021
16:07
Вам везет, а многим продавцом, учителям...после посещения инквизиции счета приходят.
№40 Марк Козыренко
→ arvid miezis,
12.03.2021
18:28
Что значит - везёт? У неё мама была латышкой, стало быть, для нее латышский язык родной язык, вот и всё. Везение тут не при чем, всё дело в национальных преференциях.
№41 arvid miezis
→ Марк Козыренко,
12.03.2021
18:32
Яж не знал. Тогда она и мычать с латышским акцентом может, ни кто не оштрафует :)
№53 Дарья Юрьевна
→ Марк Козыренко,
13.03.2021
13:52
Это - ваши фантазии. Да, мама была латышкой, но выросла я в русскоязычной среде, училась на русском языке и дома всегда говорили по-русски.
В миру у меня простая русская фамилия, хоть и "латышское" имя. Так что никаких национальных преференций у меня нет.
Во время независимости разжилась корочкой об образовании на латышском языке, что ограждает меня от наездов разных проверяющих. Но училась сама и сама за учебу платила. Да и проверяющих ни разу не встречала.
№60 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
13.03.2021
16:25
А дедушка с бабушкой на хуторе? И потом - не понимаю, что латышского в имени "Майя"? Вполне себе интернациональное имя, имевшее широкое распространение га территории СССР. Корочками-то мы все разжились - без них вообще работать в этом нацистском гадюшнике нельзя, вот тут в чём штука. Но не все из нас наполовину латыши.
№39 Леонид Радченко
→ Дарья Юрьевна,
12.03.2021
18:23
Будете утверждать, что такой меры не существует?
Немного статистики
– Сколько проверок на знание государственного языка вы проводите в течение года?
– Около 1400.
– Сколько людей было оштрафовано в этом и в прошлом году за недостаточное знание государственного языка?
– Штрафы получили 633 человека. В первом полугодии 2019 года общая сумма полученных штрафов составила 12 955 евро.
– Представители каких профессий чаще всего не могут похвастаться тем уровнем знания государственного языка, который им нужен для выполнения работы?
– Это те люди, которые работают в сфере обслуживания.
№54 Дарья Юрьевна
→ Леонид Радченко,
13.03.2021
14:02
Наверняка существует. Но почему за 30 лет независимости работники сферы обслуживания до сих пор не выучили язык на необходимом уровне?
Пенсионеров, которым 30 лет назад было уже за 50, среди официантов и продавцов нет. Там работают в основном те, кто уже и школу заканчивал при независимой Латвии. Что им мешало выучить язык - бесплатный тренинг каждый день?
Моя парикмахер - латышка, по возрасту заканчивала школу уже тогда, когда государственным был латышский, замечательно говорит на русском языке, хоть никто от нее этого не требует, и не переходит со мной на латышский.
№56 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
13.03.2021
15:24
Язык великого во всех отношениях народа всегда выгоден для его изучения - его знание открывает массу возможностей. Изучение языка малочисленного народа, мало того - исчезающего, да ещё по собственному желанию - несёт проблем больше, чем выгоды. Сопутствующие возможности настолько ничтожны, что ими реально можно пренебречь.
№58 Дарья Юрьевна
→ Марк Козыренко,
13.03.2021
15:41
В каком месте Россия сейчас - "великий во всех отношениях" народ?
Где купить российский айфон, мерседес, боинг, подписаться на российский интернет?
Россия сейчас - банановая республика с выжившим из ума вождем племени и ржавыми болванками ракет, которая меняет сырье на блестящие бусы для вождей.
№59 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
13.03.2021
15:55
Ваше отношение известно давно, равно как и то, что оно совершенно идиотское. Хотите - продолжайте в том же духе. Только кому тут этот троллинг интересен?
№62 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
13.03.2021
18:54
Ваша поддержка сама себя сейчас отлично охарактеризовала. Куча дур- больше тут нечего сказать... Поддержать сейчас "Россия сейчас - банановая республика с выжившим из ума вождем племени и ржавыми болванками ракет, которая меняет сырье на блестящие бусы для вождей." - это надо точно быть особо альтернативно одарёнными личностями.
№64 Товарищ Петерс
→ Марк Козыренко,
13.03.2021
19:27
Куча дур
-----------
За правду нынче банят, Марк. Такие дела.
№66 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
14.03.2021
20:45
Сделано в России. Интересно - чем подобным может гнусный человеконенавистнический латышский режимчик похвастаться?
№67 Анатолий Первый
→ Марк Козыренко,
14.03.2021
20:59
Вчерез купил вязанку дров для камина. Принес домой - литовские.
Дым Отечества!
№68 Марк Козыренко
→ Анатолий Первый,
14.03.2021
21:04
Для вас - да! ))
№61 Леонид Радченко
→ Дарья Юрьевна,
13.03.2021
17:08
Ну не владеют и ладно. Раз работодатель взял их на работу, пусть работают. Если отдельные тантыни обидятся, что не могут поговорить с кассиром по душам, пусть не ходят в этот магазин, а ходят в другой — хозяин недоберёт прибыли и будет думать, что делать.
Я как-то в Москве попал в магазин, в котором были сплошные киргизы. Я купил, что мне надо было, и ушёл, ни с кем не разговаривая. Если бы я жил в Москве постоянно, возможно, не ходил бы в такие магазины. Из расистских соображений. Мне неважно, на каком языке они говорят. Но магазин существует, не прогорает.
При этом там никто не создаёт подразделений языковых проверяющих-садистов, чтобы ещё платить им из народного кармана.
№63 Дарья Юрьевна
→ Леонид Радченко,
13.03.2021
19:26
Давеча кто-то возмущался, что в Литве врач не обслужил на русском языке. То же самое можно сказать: не ходи в эту поликлинику, поезжай в Россию, там обслужат по-русски.
№65 Леонид Радченко
→ Дарья Юрьевна,
13.03.2021
19:35
не ходи в эту поликлинику, поезжай в Россию
Логично, чо.
Жаль, что не смогли сдержаться и не высказать свои влажные мечты ("поезжай в Россию"). Можно ведь было просто послать к другому врачу, которому не впадлу или для которого русский родной. Так нет же, такой врач тоже пусть говорит только по-эстонски или валит в Москву.
№55 Товарищ Петерс
→ Дарья Юрьевна,
13.03.2021
14:33
Еще не хватало, чтобы сажали в тюрьму за грамматические ошибки и косноязычие.
В этом Россия будет впереди планеты всей...
--------------------
Вывод космического масштаба и такой же степени дебилизма. Как обычно у вас.
№15 Марина Зимина
→ Леонид Радченко,
12.03.2021
10:47
Ну почему, Силиконовая там тоже есть...
№22 Леонид Радченко
→ Марина Зимина,
12.03.2021
12:04
А также Ботоксная, Гиалуроновая и др.
№57 Товарищ Петерс
→ Леонид Радченко,
13.03.2021
15:38
Говоря о Гиалуроновой долине, известный философ Ильянелов из Телявива заметил: «По своему положению на планете Гиалурон ближе всего к Луне. Еще ближе расположена Ио». (по Шавану). Не в том ли и заключается космическая ирония, что более отдаленная Луна — это наша Земля, а более близкий Гиалурон — Гиалурон? Известно, что Гиалурон — это мифический царь и князь Шушонский, который занимается своим ремеслом всю жизнь. Но такие же точно слова могут относиться и к любому другому обитателю Земли. А самые древние из дошедших до нас сказаний — об Обреченном на казнь царе Навуходоносоре и плененном им Боге Войны — могут восходить к временам, когда и сам Навуходоносор сражался на мечах с Обреченным на казнь — то есть, о чем прямо сказано в Библии. А если вспомнить, что библейский Иегова — это и есть все тот же Бог Войны, то становится понятно и происхождение «Иштар», (или Венеры) в одном из древних египетских мифов.
№4 Юрий Васильевич Мартинович
12.03.2021
08:38
Ждал, когда на крыше снег растает, а его еще навалило.
Недавно прочитал интересный материал, как переселенцы из России, Украины и Белоруссии осваивали территорию Восточной Пруссии или Калининградскую область. Переселенцы констатировали набеги литовцев и разграблении городов и поселков, область то была пуста, малочисленное местное население не могло этому противостоять. А в Москве, как один из вариантов рассматривался вопрос о присоединении Калининградской области к Литовской ССР. Но, когда до Москвы дошли слухи, что литовские мародеры уже добрались до знаменитого Кенигсбергского крытого, в граните, Южного вокзала, тогда и появилось окончательное решение закрепить область за РСФСР. Кстати очень хорошее решение.
№10 Борис Бахов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
12.03.2021
09:50
Жаль, не сохранил я рукопись отставного вояки, который Кёнигсберг осваивал после войны. Дал бы вам её почитать. Насчёт мародёров, их национальностей, социальном происхождении.
№18 Юрий Васильевич Мартинович
→ Борис Бахов,
12.03.2021
11:43
Вы знаете, у меня было очень много источников информации. Это и мой отец, который поучаствовал там в восстановлении железнодорожной инфраструктуры, и сосед, начальник особого отдела еще Кенигсберга. Сам я прожил там 5 лет с хвостиком. Вот и сейчас читаю воспоминания первых переселенцев. Только ведь тема сегодня, какая? Вот и я об этом.
№26 Борис Бахов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
12.03.2021
13:44
Да нет никакой темы. Очередные сопли-вопли.
№38 Марк Козыренко
→ Борис Бахов,
12.03.2021
17:11
Да. Для оголтелых русофобоидиотов никогда и ни в чём темы нет. В принципе - это нормально. Идиоты ведь...
№43 Сергей Борисович Алексахин
→ Борис Бахов,
12.03.2021
19:22
Слова..........
№24 Александр Кузьмин
→ Юрий Васильевич Мартинович,
12.03.2021
13:11
После войны в Калинградскую область были переселены выходцы с рязанской и ивановских областей. Так семейство моего друга оказалось в под Балтийском. Как он ррассказывал, местные жители в надежде когда-нибудь вернуться уходя что нельзя было унести прятали. Отец дрцга вспахивая доставшийся ему огород нашел большой схрон в котором был зарыт даже мотоцикл и куча прочих хозяйственных принадлежностей.
№37 Юрий Васильевич Мартинович
→ Александр Кузьмин,
12.03.2021
16:08
Я тоже читал об этом. Даже читал, как немцы уезжали, что и как они прятали. Даже посуду складывали в ящики и закапывали в саду. Также прятали ключевые узлы станков и механизмов.
№11 Борис Бахов
12.03.2021
09:51
о подлинном благополучии страны свидетельствует рост его населения
Какая свежая мысль! Надо подкинуть её саранче.
№13 Сергей Леонидов
→ Борис Бахов,
12.03.2021
10:06
Саранча и так в курсе. Когда для её размножения создаются благоприятные условия, она плодится. Когда она сжирает всё вокруг или с ней начинают бороться, численность её популяции падает. Наиболее эффективный способ борьбы с саранчой - пестициды. Но, если бы у саранчи было своё правительство, то его деятельность по сокращению популяции могла бы стать ещё более эффективной.
№25 Борис Бахов
→ Сергей Леонидов,
12.03.2021
13:43
Будь у саранчи и у подобных ей существ мозги, они бы поняли, что плодиться бездумно не стоит - или корма не хватит, или отравой посыплют. Судя по результатам, у народов, населяющих нашу родину, мозги есть. Хотя встречаются ещё отдельные рецидивы саранчиного мышления.
№30 Марина Зимина
→ Борис Бахов,
12.03.2021
14:33
"Разумные существа не размножаются". Приписывается Мечникову, но пруфов я не нашла...
№44 Сергей Борисович Алексахин
→ Борис Бахов,
12.03.2021
19:24
Судя по Вам, мозгов мало)
№46 Борис Бахов
→ Сергей Борисович Алексахин,
12.03.2021
20:18
Вы сумели подсчитать и моих внебрачных детей? Герой, однако.
№49 Сергей Борисович Алексахин
→ Борис Бахов,
12.03.2021
20:20
Я вообще-то о саранче)))
№52 Сергей Воронков
→ Сергей Борисович Алексахин,
12.03.2021
22:42
"поддержать- больше не поддерживать" - как-то однобоко - я бы сказал "пропущенная девятка"
№27 Борис Бахов
12.03.2021
14:09
Попутно отвечу и на вопрос, вынесенный в заголовок. Загвоздка в том, что независимая Литва, равно как и Латвия, Белоруссия, et cetera костью в горле торчат, бельмом глаза застят и типуном на языке свербят у русопятов.
№28 Марк Козыренко
→ Борис Бахов,
12.03.2021
14:14
Кто это тут такой независимый? В чём независимость-то? Бред какой-то. Ладно, ещё в Белоруссии можно говорить о независимости, да и то - относительно, а уж трибалтийские болонки - курам на смех.
№29 Марина Зимина
→ Борис Бахов,
12.03.2021
14:31
Прошлась я сегодня по недочищенной дорожке, а кругом уже полно желтых и коричневых следов независимости некоторых граждан и их питомцев.
№47 Борис Бахов
→ Марина Зимина,
12.03.2021
20:19
Почему такого ленивого дворника держите?
№51 Марина Зимина
→ Борис Бахов,
12.03.2021
22:03
Я его не держу. Во-первых. А во-вторых - Вы это очень правильно заметили, "дворника больше нет, свобода".
№45 Сергей Борисович Алексахин
→ Борис Бахов,
12.03.2021
19:28
Вспомнил старый анекдот:
Василий Иванович говорит Петьке:
- Петька мы с тобой очень независимые люди!
Петька:
- Как это?
- От нас них..я не зависит!!!
№48 Борис Бахов
→ Сергей Борисович Алексахин,
12.03.2021
20:19
Надеюсь, к себе вы этот анекдот не относите?
№50 Сергей Борисович Алексахин
→ Борис Бахов,
12.03.2021
20:21
Почему же?