СССР. ИСТОРИЯ
31.08.2023


Артём Бузинный
Магистр гуманитарных наук
Русский национализм, как оружие Запада против Русского мира

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Дарья Юрьевна,
Леонид Соколов,
Марк Козыренко,
Юрий Васильевич Мартинович,
Ярослав Александрович Русаков,
Борис Мельников,
Kęstutis Čeponis,
Анатолий Зайцев
Одна из излюбленных тем в современном националистическом дискурсе – плач о тяжкой доле русского народа в СССР, якобы стонавшего под пятой советской "многонационалии".
Вот для сравнения образцы визуальной пропаганды советской и дореволюционной.
В царской “многонационалочке” русский притулился сбоку в виде забитого мужичонки в лаптях и нищей грязно-серой одежонке. Все остальные народы изображены в ярких богатых национальных одеждах.

На советском плакате русский находится в центре, в позе уверенного в себе человека с весёлым лицом и в хорошем костюме.

Если судить только по плакатам, то угнетённым русский народ был именно при режиме Романовых. А в советской "многонационалии" он был хозяином своей страны и "старшим братом", помогающим "младшим" выбраться из отсталости к современной, цивилизованной жизни.
Но русским националистам не нравится роль "старшего брата", их идеал – страна с полным доминированием русского этноса, где русские или становятся господами над всеми "инородцами", или ассимилируют их.
Если отвлечься от исторического контекста и посмотреть на моноэтничность, как абстрактный принцип организации социального пространства, то нельзя не признать, что она имеет свои плюсы. Населением, говорящим на одном языке и объединённым общей культурой, с очевидностью проще и удобнее управлять. Да и не столько управлять, сколько находить взаимопонимание друг с другом между членами такого монокультурного общества. Многие вещи в контексте общей культуры воспринимаются всеми, как нечто само собой разумеющееся, что очевидно снижает внутри такого населения нужду в принуждении.
Однако в реальной жизни этот принцип пригоден разве что для народа, живущего в совершенно тепличных условиях, не имеющего внешних врагов, либо если его враги заведомо более слабые. Например, в ситуациях, когда европейские поселенцы колонизировали территории каких-нибудь примитивных племён: вытеснение и уничтожение индейцев в Америке или негров в Африке многократно превосходящими их технически англосаксами, голландцами, бельгийцами, немцами, по сути, было избиением младенцев. В этих условиях европейские колонисты могли себе позволить роскошь монокультурности. И всяческие теории белого супремасизма здесь приходились ко двору: апартеид в Южной Африке, концепция "белый-англосакс-протестант" на юге США.
То есть теперешние русские националисты, предлагая России идти по пути моноэтничности, опираются не на свой отечественный опыт, а на исторический опыт европейцев, прежде всего англосаксов. Чем лишний раз демонстрируют, что национализм, хоть он и называется "русским", представляет собой европейский идеологический импорт, чужеродное для русского жизнеустройства явление.
Ведь Россия за всю свою историю никогда не находилась в подобных тепличных условиях. Её исторически и современные противники были (и есть), как минимум, равны ей по силам, а зачастую и гораздо сильнее. В этих условиях пробовать ущемлять в правах "инородцев" внутри России – это давать лишний козырь в руки внешним врагам. А уж теперешние "западные партнёры", особенно англосаксы, достигшие вершин в искусстве "разделяй и властвуй", не преминут воспользоваться любой оплошностью в отношениях русских со своими "нацменьшинствами".
А значит, национализм Русскому миру вреден не столько потому, что он завезён к нам контрабандой из Европы. В нашей истории случались примеры культурного и идеологического импорта, пошедшие нам на пользу: крещение Руси или марксизм. Национализм же представляет собой прямого агента западных интересов, являясь инструментом разрушения русской многонациональной государственности. А его адепты, сознательно или бессознательно играют на стороне врага.
Для условного "Госдепа" русский национализм – это просто подарок судьбы: если бы его не было, его надо было бы придумать.
Вот для сравнения образцы визуальной пропаганды советской и дореволюционной.
В царской “многонационалочке” русский притулился сбоку в виде забитого мужичонки в лаптях и нищей грязно-серой одежонке. Все остальные народы изображены в ярких богатых национальных одеждах.

На советском плакате русский находится в центре, в позе уверенного в себе человека с весёлым лицом и в хорошем костюме.

Если судить только по плакатам, то угнетённым русский народ был именно при режиме Романовых. А в советской "многонационалии" он был хозяином своей страны и "старшим братом", помогающим "младшим" выбраться из отсталости к современной, цивилизованной жизни.
Но русским националистам не нравится роль "старшего брата", их идеал – страна с полным доминированием русского этноса, где русские или становятся господами над всеми "инородцами", или ассимилируют их.
Если отвлечься от исторического контекста и посмотреть на моноэтничность, как абстрактный принцип организации социального пространства, то нельзя не признать, что она имеет свои плюсы. Населением, говорящим на одном языке и объединённым общей культурой, с очевидностью проще и удобнее управлять. Да и не столько управлять, сколько находить взаимопонимание друг с другом между членами такого монокультурного общества. Многие вещи в контексте общей культуры воспринимаются всеми, как нечто само собой разумеющееся, что очевидно снижает внутри такого населения нужду в принуждении.
Однако в реальной жизни этот принцип пригоден разве что для народа, живущего в совершенно тепличных условиях, не имеющего внешних врагов, либо если его враги заведомо более слабые. Например, в ситуациях, когда европейские поселенцы колонизировали территории каких-нибудь примитивных племён: вытеснение и уничтожение индейцев в Америке или негров в Африке многократно превосходящими их технически англосаксами, голландцами, бельгийцами, немцами, по сути, было избиением младенцев. В этих условиях европейские колонисты могли себе позволить роскошь монокультурности. И всяческие теории белого супремасизма здесь приходились ко двору: апартеид в Южной Африке, концепция "белый-англосакс-протестант" на юге США.
То есть теперешние русские националисты, предлагая России идти по пути моноэтничности, опираются не на свой отечественный опыт, а на исторический опыт европейцев, прежде всего англосаксов. Чем лишний раз демонстрируют, что национализм, хоть он и называется "русским", представляет собой европейский идеологический импорт, чужеродное для русского жизнеустройства явление.
Ведь Россия за всю свою историю никогда не находилась в подобных тепличных условиях. Её исторически и современные противники были (и есть), как минимум, равны ей по силам, а зачастую и гораздо сильнее. В этих условиях пробовать ущемлять в правах "инородцев" внутри России – это давать лишний козырь в руки внешним врагам. А уж теперешние "западные партнёры", особенно англосаксы, достигшие вершин в искусстве "разделяй и властвуй", не преминут воспользоваться любой оплошностью в отношениях русских со своими "нацменьшинствами".
А значит, национализм Русскому миру вреден не столько потому, что он завезён к нам контрабандой из Европы. В нашей истории случались примеры культурного и идеологического импорта, пошедшие нам на пользу: крещение Руси или марксизм. Национализм же представляет собой прямого агента западных интересов, являясь инструментом разрушения русской многонациональной государственности. А его адепты, сознательно или бессознательно играют на стороне врага.
Для условного "Госдепа" русский национализм – это просто подарок судьбы: если бы его не было, его надо было бы придумать.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


IMHO club
РОССИЯ И МЕССИАНИЗМ
Мануэль Саркисянц к «русской идее» Н. А. Бердяева. Грустное заключение


Александр Гапоненко
Доктор экономических наук
Российская символика


Сергей Васильев
Бизнесмен, кризисный управляющий
День Рождения СССР
еще одна реинкарнация Отечества


Александр Гапоненко
Доктор экономических наук
МОСКОВСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ВЕСНЫ 1952 ГОДА
Впечатления зарубежных гостей
Вопросы Артёму Бузинному
№19 Ярослав Александрович Русаков
01.09.2023
21:20
Чем по вашему, Артем, отличается нацизм от национализма?!
Чем по Вашему - плох здоровый национализм, нисколько не умаляющий роль и значение остальных народов и народностей - в многонациональном государстве?!
№20 Kęstutis Čeponis
01.09.2023
21:43
А вы не путаете национализм с шовинизмом - потому что именно так учили все совковые годы? :)
Те, кого вы называете руссскими националистами - никакие не националисты, они обычные великодержавные имперские шовинисты.
P.S. Национализм - это антиимперская идеология.
И как мировая идеология признает право всех этносов в мире создать свои независимые государства на своих историко-этнических землях.
А шовинизм - это великодержавная имперская идеология.
Его цель захватить и присвоить чужие историко-этнические земли, а коренные этносы изничтожить или ассимилировать.
Что и делали все имперские завоеватели и в Африке, и в Азии, и в Америке, и в той же Европе.
Именно это происходило и в царской Московии, и в РИ, и в СССР, и происходит сейчас в РФ.
Комментарии
№1 Леонид Соколов
31.08.2023
08:44
Если продолжить изучение национальных отношений с помощью плакатов, то можно прийти к выводу, что русского на советской агитке нет вообще.
Чувак в красном костюме и в вышиванке, скорее тянет на украинца.
Но остаётся вопрос, где он достал костюм цвета флага СССР в 1982-м году?
№2 Дарья Юрьевна
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
09:52
Тот чувак - Слава Капээсэс. За 65 лет правления обзавелся малиновым пиджаком вдобавок к лаптям и онучам. Через 10 лет этот пиджак войдет в моду по всей стране.
У меня вопрос: накой захватывать и завоевывать территории, если от этих завоеваний только уубытки?
№3 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
31.08.2023
10:03
Если у вас лично убытки, это не значит, что у всех остальных так же. Не просто так коллективный запад спит и видит, брызжа слюной от злобы, как бы расчленить Россию на кучу бессильных удельных княжеств.
№4 Дарья Юрьевна
→ Марк Козыренко,
31.08.2023
10:15
Откуда же коллективный плач: мы тут приехали, настроили хуторянам заводов-пароходо, а нас тут не любят...
Ну да, "коллективный запад спит и видит, брызжа слюной от злобы"... Более внятная версия есть?
№5 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
31.08.2023
11:14
Это не плач. Это факт. Вам бы лишь бы всё разворовать, разграбить, растащить по хуторам. Что вы сами создали?
№18 Ярослав Александрович Русаков
→ Дарья Юрьевна,
01.09.2023
21:14
По одному из планов ядерных бомбардировок СССР...Рига должна была быть стерта - с лица Земли...
Не знали, Д.Ю.?!
А теперь - "лучшие друзья и лепшие кореши"?!
Вам самой - не смешно - писать такое?!
Латыши -(как и остальные пр..балты) -лучшие друзья "белого человека", будь он даже - Барак Обама?!
№6 Анатолий Зайцев
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
12:35
да, да и ботиночки тоже, где?
№7 Леонид Соколов
31.08.2023
13:53
У Мартиновича, таки был, наверное, красный костюм, привезенный из за бугра:-)
№8 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
14:04
У меня был жёлтый, сделанный здесь, в ателье на Домбровского в Вецмилгрависе. И что?
№9 Леонид Соколов
→ Марк Козыренко,
31.08.2023
14:20
Клоун:-)
№12 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
16:07
Дурак.
№10 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
15:10
Я предпочитаю иметь морду красную, а не красный костюм.
№11 Леонид Соколов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
31.08.2023
15:31
Правильно, Юрий:
< Не стесняйся, пьяница, носа своего,
он ведь с нашим знаменем цвета одного!>:-)
№13 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
16:09
Очень умно.
№14 Ярослав Александрович Русаков
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
17:30
Не стесняйся, Леня, - шлема своего
У кастрюлеголовых - выше он всего!
№15 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
18:00
Я сказал морду, а не нос. Не путайте меня с собой. Может помните из нашей молодости, лучше иметь синий диплом и красную морду, а не наоборот. К вашему сведению я человек не употребляющий крепкого алкоголя вообще.
№16 Леонид Соколов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
31.08.2023
18:11
Извините, буду иметь в виду.
У меня сейчас нога красная. Анализы показали: поймал лайму (не Вайкуле).
№17 Ярослав Александрович Русаков
→ Леонид Соколов,
31.08.2023
19:49
Лучше бы дал маху...
№22 Борис Мельников
→ Леонид Соколов,
02.09.2023
08:12
Приложите к ноге партбилет. (шутка)
№21 Марк Козыренко
02.09.2023
05:54
Национализм зверит и скотинит человека.