КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
16.09.2017


Сергей Кузьмин
Связист, путешественник
РОССИЯ 25 ЛЕТ СПУСТЯ
Автопробегом по комплексам и стереотипам

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Вадим Гилис,
доктор хаус,
Владимир Бычковский,
Борис Бахов,
Evgeny Daber,
Марк Козыренко,
red pepper,
Сергей Кузьмин,
Ольга Шапаровская,
Инна Дукальская,
arvid miezis,
Илья Нелов (из Тель-Авива),
Александр Харьковский,
Юрий Деточкин,
Alexander Alex,
Сергей Радченко,
Vladimir Kirsh,
Савва Парафин,
Владислав Соколов,
Ярослав Александрович Русаков,
Владимир Алексеев,
Rita Dorofeeva,
Александр М.,
Александр Светлов,
Митро Митро,
Виктор Иванов1
Сын давно уговаривал нас съездить в Россию, на родину жены — поклониться могилам предков, а заодно посмотреть достопримечательности Золотого кольца России (ЗКР).
Я всё сопротивлялся, опасаясь «двух главных российских бед»... Что поделаешь, «самые правдивые и объективные» европейские СМИ зародили-таки зерно сомнения в душе, но мнения и свидетельства знакомых и уважаемых мной коллег по ИМХОклубу склонили в конце концов чашу весов в пользу поездки.
Я не был в России уже около двадцати пяти лет, и с учетом того, что во времена СССР я изъездил его вдоль и поперек, тем интересней было сравнить впечатления. Не буду тут делать глобальные выводы и обобщения, ограничусь отдельными бытовыми наблюдениями и сравнениями.
Если резюмировать в двух словах: дураков в России стало меньше, а дороги заметно лучше.
А теперь остановлюсь на некоторых моментах поподробнее. И для начала — «ложечка дегтя».
Опытные товарищи просветили, что вся процедура пересечения границы занимает от часа до шести в самом крайнем случае.
Мы подъехали к КПП Терехово утром. Перед границей очередь из фур традиционно начинается за несколько километров, а из легковых — метров за 200 от первого шлагбаума латвийских пограничников.
Движение крайне замедленно. К латвийским пограничникам претензий нет — работают четко, выпуская очередную машину, как только продвигается хвост очереди на нейтральной территории. «Затычка» на российской стороне.
Несколько часов на преодоление нейтральной полосы — и нам открывается вся печальная реальность происходящего.
При въезде на площадку российского терминала, где из одной колонны машин формируется 5 потоков по числу ворот (+2 для фур), снует девушка-пограничница. Она мне живо напомнила девушку-регулировщицу из кадров кинохроники 1945 года. Только поток машин на сей раз стремился в противоположную сторону.
Девушка занималась уплотнением автомассы на площадке. За счет этого, как оказалось, и происходила подвижка очереди, тогда как из погранпункта в бескрайнюю российскую даль не выезжал ни один легковой автомобиль.
На последнем рубеже российской обороны суетилось с десяток пограничников/таможенников. Они сновали во всех направлениях, демонстрируя хрестоматийную картину броуновского движения, оставаясь при этом весьма вежливыми и любезными, но отнюдь не откровенными при всех попытках водителей и пассажиров выяснить у них причины этой их «итальянской забастовки».
Между тем смеркалось, и надежды переночевать в забронированной гостинице Волоколамска таяли с каждым часом.
Однако всему приходит конец, и уже где-то за полночь «конвейер» вдруг заработал и начал выдавать продукцию как ни в чем не бывало, и под утро мы наконец покинули ставший таким «родным» погранпункт Бурачки, затратив в общей сложности на пересечение границы аж 15 (!) часов.
Слав Богу, это была единственная заморочка — дальнейшее путешествие прошло спокойно, без стрессов (даже полиция не остановила нас ни разу), что реабилитировало Россию в наших глазах, да и сравнение с картиной четвертьвековой давности радовало глаз.
Всего мы «накрутили» по России более 3 тысяч километров по маршруту: трасса М9 до Волоколамска, далее в объезд Москвы через Клин, Переславль-Залесский, Ростов Великий — Ярославль — Кострома — Галич — Нея — Иваново — Суздаль — Владимир — славный город Петушки, воспетый незабвенным Веничкой Ерофеевым, а также совсем недавно посещенный нашим всенародно уважаемым Председателем:

...ну и, наконец, МКАД — снова М9 — Рига.
С чего начнем сравнивать? Ну конечно же — с дорог!
Федеральные трассы М7, М8, М9, по которым довелось передвигаться, по качеству асфальта, оснащенности развязками, разметками, указателями ничем не уступают европейским (всем понятно, что латвийские дороги к последним никакого отношения не имеют).
Состояние и оснащенность дорог областного и местного значения, конечно, скромнее, но совсем плохих, непроезжих участков не было вовсе. Звание же самой плохой дороги удостоился 100 км участок Галич — Нея, где вполне сносный асфальт чередовался с неровным и выщербленным примерно в равных долях. В результате вместо расчетного часа мы потратили на это «направление» два.
Зато (!) на всех абсолютно дорогах чисто выкошены обочины, и нигде (!) не замечено никакого мусора. Более того, в отдаленные деревеньки Костромской глухомани, куда в советское время можно было добраться только на гусеничном тракторе, проложен асфальт.
Деревеньки эти еще тогда считались умирающими: там не было ни дорог, ни магазинов, ни даже электричества. Однако и сейчас там продолжают жить люди, и более того, там полно ребятни разного возраста. Понятно, что большинство из них уже не местные, а приехавшие на лето к бабушкам-дедушкам, но так или иначе жизнь продолжается.
Поразило еще следующее. На старых кладбищах, совершенно заброшенных еще при сов. власти, за отдельными могилами стали ухаживать, вспомнили своих пра- и пра-пра-бабушек-дедушек. Конечно, когда жизнь была настолько тяжела, что все силы и мысли были заняты только проблемой, как прокормить детей, до старых могил «ход не доходил», но как только жизнь налаживается, народ начинает вспоминать и своих предков, и свои корни.
В одной отдаленной деревушке подошли к старой полуразрушенной церкви. Разрушена (или взорвана) она была, по воспоминаниям местных жителей, еще в 20—30-е годы прошлого века. Своды частично провалились, поросли лесом, но у входа на стене блестит свежая металлическая табличка, указывающая на то, что данная церковь уже взята на учет Московским Патриархатом и включена в план по восстановлению.
Вообще одна из «визитных карточек» современной России — это восстановленные и вновь построенные церкви. В сельской местности то и дело в глаза бросалось вспыхивающее на горизонте свежее золото куполов больших и малых храмов, не говоря уже о городах, где этот процесс идет еще интенсивнее. Россия возрождается!



Конечной (самой дальней) точкой нашего путешествия был город Нея. Это небольшой районный центр, расположенный «вдали от торговых путей», с законным основанием относящийся к той самой пресловутой «российской глубинке».
Перед глазами картина 70-х, 80-х (еще даже не 90-х) годов. Асфальта в городе нет и в помине (со всеми вытекающими прелестями). Пара магазинов в покосившихся деревянных избушках, на всех полках которых равномерно расставлены банки консервированной морской капусты. И всё! На улице перед входом очередь за хлебом: привезут — не привезут, а не займешь очередь — не хватит — берут сразу, сколько унести смогут, потому как кушать хочет не только семья, но и домашняя скотина. Короче, натуральное «натуральное хозяйство». Иначе не выжить.
Не буду тут описывать все «ужасы нашего городка», после рижской цивилизации (и относительного изобилия того времени) они создавали атмосферу полной безысходности.
И что же мы увидели сейчас?
Весь центр и несколько главных улиц «одеты» в асфальт, не первой, правда, свежести, но тем не менее. Среди старых бревенчатых изб появились современные, новые, красивые коттеджи.
Несколько новых больших магазинов, размерами и видом не уступающих латвийским RIMI/MAXIMA, а ассортиментом по некоторым видам товаров так и превосходящих.
Специальных исследований не проводили, но так, навскидку, разнообразие ассортимента отделов молочной и колбасной продукции впечатлило. Причем вся она отечественная (санкции!), и более того — много сыров, йогуртов и т.д. произведено на молочных комбинатах близлежащих городов той же Костромской области (откуда что взялось только?).
И да — в центре города построен новый храм. (В самом городе церкви никогда не было, и на службу люди ходили в ближайшую деревенскую церковь за 6 километров.)

Конечно, любые преобразования, как правило, не обходятся без жертв и потерь: с тех советских времен город потерял более трети своего населения.
Но вернемся к «витрине России».
Не буду подробно останавливаться на всех интересностях Золотого кольца. Кто интересуется — всё есть в интернете, а лучше, конечно, хоть раз увидеть все своими глазами. Причем, обещаю, что довольны будут все: как русофобы, так и русофилы.
Мы проезжали через городки, совершенно затерявшиеся во времени — просто классические памятники социализму, тогда как другие поражали воображение стремительностью и масштабами своего развития. К последним, несомненно, относится Ярославль. (Прямо просится очень «оригинальный» заголовок: «Россия — страна контрастов»).
Все же скажу пару слов об одном городе — Владимире.
Город буквально очаровал: древний, но хорошо сохранившийся, а ныне еще и любовно вылизанный и органично дополненный новыми, современными зданиями, памятниками и прикольными скульптурами, он завоевал в нашем конкурсе звание «жемчужины ЗКР».



Согласно интернет-инфо, население Владимира — 350 тысяч человек. При этом интенсивность автомобильного движения на центральных улицах гораздо выше рижской. И что еще удивительнее — мы не столкнулись с проблемой парковки в центре: все бесплатно и минимум запрещающих знаков.
Но самое удивительное — это количество людей на улицах и в парках города. Они полны веселым, доброжелательным, улыбающимся российским народом, судя по полному отсутствию машин с иностранными номерами и иноземной речи на улицах. Исключение составляют организованные группы китайских туристов.
Кстати, пояснения и указатели на исторических объектах и памятниках везде на трех языках: русском, английском и китайском.
Не могу не отметить и еще один очень значительный именно для меня факт. Я всегда был большим любителем свежей выпечки. В родной Латвии это искусство было безвозвратно утрачено вместе с Советской властью. И не надо мне тут напоминать о голубом небе и зеленой траве во времена царствования царя Гороха.
С удивлением и восторгом я обнаружил, что в России этот секрет не забыт. Булочки, пирожки, кулебяки с десятками всевозможных начинок, пышные, белоснежные, умопомрачительно ароматные встречали нас на каждом шагу — как в маленьких булочных-пекарнях, так и в больших сетевых магазинах.


Нами был учрежден еще один конкурс — на самый вкусный обед (или ужин), то есть — на лучший ресторан ЗКР.
При въезде в очередной город, в котором собирались перекусить, мы выбирали по интернет-рейтингу лучший ресторан. Согласен, что данный конкурс был недостаточно репрезентативен и крайне субъективен, но так или иначе, победа в нем единогласно была присуждена ресторану... ну, в общем, одному ресторану города Костромы.
Там нас потчевали: ухой «царской», борщом украинским (как ни странно, не запрещенным в России) с чесночными пампушками и тарелочкой просто тающего на языке порезанного тонкими ломтиками белоснежного сала, так гармонирующего по цвету и вкусу с зеленым лучком и красным перчиком. На второе была подана нежнейшая свиная нога (одна на двоих) с горшочком гречневой каши...

...и какая-то фирменная телятина для супруги плюс фирменные морс и квас. На десерт наших физических возможностей уже не осталось. Из-за стола вставали с большим трудом. Обошлось нам все это чревоугодие около 40 евро на троих. Этот обед стал также и самым дорогим. Остальные наши трапезы стоили еще дешевле.
Не могу не сказать пару теплых слов и об одном ресторане в Ростове Великом.
В город мы въехали поздно вечером, и уже не надеясь нормально поужинать, на всякий случай все же подъехали к первому попавшемуся ресторану. Заглянув внутрь, мы огорчились: там гуляли банкет. В расстроенных чувствах вышли на улицу, но тотчас же были остановлены выбежавшим за нами официантом: «Хотите поужинать? Идемте, я вас накормлю».
Он повел нас на второй этаж — в огромный пустой зал, судя по размерам и интерьеру, предназначенный для торжеств общегородского масштаба, накрыл стол и быстро, весело и вкусно (!) нас обслужил. Спасибо доброму человеку!

И на закуску. Помимо упомянутых Председателем десятка сортов консервированной икры (см. выше), в магазинах поразило какое-то невероятное разнообразие рыбных консервов. Кроме знакомой нам морской рыбы там водятся, наверное, и все виды известных нам пресноводных рыб.
Такого ассортимента я не помню даже в рыбном отделе Центрального рижского универмага конца 50-х — начала 60-х годов (может, кто-то еще помнит рыбный отдел в дальнем правом углу первого этажа ЦУ?).
И что интересно, цена всего этого разнообразия — меньше евро за банку, то есть дешевле нашей «национальной» кильки в томате.

И самое прикольное. Примерно треть этого рыбного изобилия по традиции составляют... всевозможные виды шпрот, но отнюдь не латвийского происхождения. Взгляд зацепился за вот эти:

Где-то глубоко шевельнулось уже основательно подзабытое чувство гордости за родину. Неужели все-таки латвийский продукт? В обход санкций?
Мгновенно представился отважный контрабандист, с мешком шпрот ночью преодолевающий свежевоздвигнутый пограничный забор. Он рискует жизнью, чтобы а) снабдить истосковавшегося российского потребителя привычным (и обязательным!) праздничным деликатесом, и б) спасти латвийский пищепром, а может быть, и всю латвийскую экономику.
Вооружившись очками, на этикетке читаем мелкий шрифт: производитель — «Н-ская рыбная компания», Ленинградская обл. (реклама не оплачена!). Облом!
Однако нет худа без добра: зато «патриоты» должны быть довольны, ведь (не приведи господи!) если бы всё было наоборот — продукт произведен в Латвии, а этикетка — на русском, вот это было бы недопустимо. Просто шаусмас.
Так что, — принимая во внимание освоение Россией самостоятельного производства этого традиционного и некогда знаменитого латвийского продукта, и особенно снижение его качества до абсолютно непотребного, — можно считать, что рынок Латвии и в этом сегменте приказал долго жить.
Вообще поставлять продукт такого качества на внешний рынок должно быть просто стыдно. Можно, конечно, и дальше кормить этой «братской могилой» с полуистлевшими рыбными останками неприхотливого местного потребителя, не пуская на внутренний рынок даже эстонские шпроты, которые, конечно, до тех настоящих, советских, сильно не дотягивают, но уж лучше сегодняшних местных на порядок.
И, наконец, самое последнее — тоже относящееся к поездке — яркое впечатление.
Когда возвращаясь домой мы пересекли Ригу и въехали на Каменный мост (в 15.00!), я неожиданно увидел, что на всем мосту в обоих направлениях, кроме нашей, не было больше ни единой машины.
Как всегда в подобных случаях внезапного «информационного удара», мозг в автоматическом режиме мгновенно выдал несколько вариантов объяснения: от самого фантастического «мост закрыт на ремонт, а я просто не заметил знак», до вполне правдоподобного — за время нашего отсутствия последний житель этого города таки выключил уже свет в аэропорту...
Моя благодарность уважаемым резекненцам за консультации и моральную поддержку.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Петр Давыдов
Журналист
Давыдов: Приезжайте во Псков, только ноги вытирайте


Михаил Хесин
Бизнесмен, майор полиции в отставке
Путевые зарисовки о местах и людях
Глава шестая. Идеи правят миром


Петр Погородний
Специалист по проектному управлению
Путешествие по... миру мультипликации
«Союзмультфильм» представляет


Петр Погородний
Специалист по проектному управлению
Прогулка по...
Новая рубрика в ИМХОклубе
Вопросы Сергею Кузьмину
Комментарии
№1 Сергей Радченко
16.09.2017
07:38
№2 Александр Харьковский
16.09.2017
08:41
№4 Vladimir Kirsh
→ Александр Харьковский,
16.09.2017
09:58
№6 Сергей Радченко
→ Vladimir Kirsh,
16.09.2017
10:03
№13 Константин Васильев
→ Сергей Радченко,
16.09.2017
10:50
№7 Константин Васильев
→ Александр Харьковский,
16.09.2017
10:17
№20 Вадим Гилис
→ Александр Харьковский,
16.09.2017
13:14
№22 Александр Харьковский
→ Вадим Гилис,
16.09.2017
13:30
№3 Борис Бахов
16.09.2017
08:51
№5 arvid miezis
→ Борис Бахов,
16.09.2017
10:02
№8 доктор хаус
→ arvid miezis,
16.09.2017
10:31
№10 Борис Бахов
→ доктор хаус,
16.09.2017
10:43
№11 доктор хаус
→ Борис Бахов,
16.09.2017
10:46
№14 Борис Бахов
→ доктор хаус,
16.09.2017
10:53
№32 доктор хаус
→ Борис Бахов,
16.09.2017
17:29
№47 Борис Бахов
→ доктор хаус,
16.09.2017
21:12
№38 Владимир Алексеев
→ Борис Бахов,
16.09.2017
19:08
№48 Борис Бахов
→ Владимир Алексеев,
16.09.2017
21:13
№55 Владимир Алексеев
→ Борис Бахов,
16.09.2017
21:35
№56 Борис Бахов
→ Владимир Алексеев,
16.09.2017
21:43
№62 доктор хаус
→ Борис Бахов,
16.09.2017
22:29
№69 Борис Бахов
→ доктор хаус,
16.09.2017
22:50
№9 Сергей Кузьмин
→ Борис Бахов,
16.09.2017
10:42
99% р/фобов и р/филов созданы СМИ (благодаря или вопреки), в зависимости от характера и способностей мышления конкретного человека. Есть, конечно, и нейтральная категория – это в основном обитатели островов типа Туамоту и джунглей Амазонки, где и самого названия Россия никогда не слышали.
№12 Борис Бахов
→ Сергей Кузьмин,
16.09.2017
10:48
№15 Митро Митро
→ Борис Бахов,
16.09.2017
10:55
№16 Борис Бахов
→ Митро Митро,
16.09.2017
11:09
№17 Митро Митро
→ Борис Бахов,
16.09.2017
11:15
№26 Борис Бахов
→ Митро Митро,
16.09.2017
15:04
№31 Митро Митро
→ Борис Бахов,
16.09.2017
17:28
№33 Vitjok's Vecais
→ Митро Митро,
16.09.2017
17:49
Может, по началу, такой вопрос задайть себе?
№34 Митро Митро
→ Vitjok's Vecais,
16.09.2017
17:53
№39 Vitjok's Vecais
→ Митро Митро,
16.09.2017
19:40
Забавно, однако. :))
P.S. Надеюсь, вы поняли о чем речь..:)
№43 Митро Митро
→ Vitjok's Vecais,
16.09.2017
20:19
№44 Vitjok's Vecais
→ Митро Митро,
16.09.2017
20:36
№45 Митро Митро
→ Vitjok's Vecais,
16.09.2017
20:41
№54 Марк Козыренко
→ Митро Митро,
16.09.2017
21:33
№50 Борис Бахов
→ Митро Митро,
16.09.2017
21:20
№65 Митро Митро
→ Борис Бахов,
16.09.2017
22:34
№70 Борис Бахов
→ Митро Митро,
16.09.2017
22:51
№71 Митро Митро
→ Борис Бахов,
16.09.2017
22:53
№74 Борис Бахов
→ Митро Митро,
16.09.2017
22:55
№66 Марк Козыренко
→ Борис Бахов,
16.09.2017
22:38
№73 Борис Бахов
→ Марк Козыренко,
16.09.2017
22:54
№72 Vitjok's Vecais
→ Борис Бахов,
16.09.2017
22:54
№49 Борис Бахов
→ Митро Митро,
16.09.2017
21:16
№64 Митро Митро
→ Борис Бахов,
16.09.2017
22:32
№53 Борис Бахов
→ Сергей Кузьмин,
16.09.2017
21:30
№61 Сергей Кузьмин
→ Борис Бахов,
16.09.2017
22:27
Объясняю популярно.
Дело в том, что я тоже с бородой. Она у меня, как память о зимовке в Антарктиде. То, что этот ваш "пёрл" был не в мой конкретно адрес, в данном случае – верю. Но он оскорбителен для массы моих "бородатых товарищей по несчастью", скопом обвиненных в неприличности и умственной недостаточности. Другое дело, что на ваши регулярные выс.ры тут уже никто не обижается.
№75 Борис Бахов
→ Сергей Кузьмин,
16.09.2017
22:59
№78 Сергей Кузьмин
→ Борис Бахов,
16.09.2017
23:19
№123 Борис Бахов
→ Сергей Кузьмин,
17.09.2017
18:46
№126 red pepper
→ Борис Бахов,
18.09.2017
00:36
№129 Сергей Кузьмин
→ red pepper,
18.09.2017
12:18
Очень трудно объяснить слепому от рождения, что такое полярное сияние. У меня есть ряд знакомых, не понимающих вкуса чая, например. Они оценивают его исключительно по цвету: так и говорят – замутили кипяточек. Бывают такие физиологические особенности организма с частично, или полностью атрофированными вкусовыми рецепторами. Но когда люди, "не ощущающие вкуса чая", начинают вслух смеяться над его ценителями, это уже говорит о наличии более глубокой проблемы. Это касается как вкусовых восприятий, так и общественно-политических аспектов бытия. Сочувствую.
п.с. Про мост - "зуб даю!", да и свидетели есть :)). Но, может Вас хоть немного успокоит тот факт, что это был выходной день?
№133 red pepper
→ Сергей Кузьмин,
18.09.2017
15:15
№134 Сергей Кузьмин
→ red pepper,
18.09.2017
17:38
Спасибо за краткую лекцию о психо-физиологических особенностях. Кстати, к ним же относится и такой часто встречающийся феномен, как привычка судить о других людях по себе. В частности о "приподнятом настроении" и "оптимистичных волнах". Поэтому я вполне допускаю (а не прекрасно понимаю), что Ваше настроение может быть подвержено глубоким колебаниям от приподнятого до ... ну, в общем, противоположного. И вкус любимого вина (пива) меня не устроит, если они окажутся прокисшими, или круткой. Перечисленные Вами факторы диктуют лишь выбор напитка (пиво, вино, водка, ... спирт).
И если я встретил где-то за границей давно забытый уникальный вкус какого-либо продукта (кстати, у меня такое бывало, в частности, с выпечкой, и не только в России), то это не зависело ни от каких волн.
И еще по поводу России. У меня в Мск и Спб была масса родственников. В сов. времена я бывал там по нескольку раз в году и всегда привозил им в качестве гостинца нашу рыбку: селедку в банках, копченую, те же шпроты. Сейчас мне впору заказывать все это оттуда: и выбор больше, и вкус лучше. Проверено. Вот я в общем-то об этом.
П.с. Надеюсь, Вы заметили, что я нигде не утверждал, что в России вообще ВСЁ лучше?
№135 red pepper
→ Сергей Кузьмин,
19.09.2017
00:24
№137 Сергей Кузьмин
→ red pepper,
20.09.2017
02:57
Ну хорошо. Раз уж мы из всего широкого спектра разногласий сосредоточились на кулинарии, тем лучше. Но для начала необходимо обозначить предмет обсуждения и рамки. Речь изначально шла о массовой продукции, находящейся в шаговой доступности. Конкретно: булочки, пирожки, кулебяки. Я не такой уж отмороженный фанат (да и просто лень), чтобы специально ездить куда-то за эксклюзивной выпечкой за непомерные бабки. Я, как рядовой пенсионер, хожу в Maximu, Rimi, бывал даже в Sky’e и MC2, но вот таких пирожков, как в советской народной пирожковой на углу Дзирнаву/Суворова там и рядом не лежало.
Давайте, однако, сузим предмет обсуждения до предела, т.е., до пирожков с капустой (это моя самая большая слабость). Сейчас эта ностальгия вынуждает меня время от времени покупать их на рижском центральном рынке и в некоторых других точках, как говорится, на безрыбье... "Ведь других-то нет!" (с) Цензурными словами оценить их качество не смогу. И вот, в какой-то российской дыре в сетевом магазине я вижу целый прилавок с кулебяками. К сожалению, я не смог запомнить весь ассортимент начинок (не менее 7 – 8), ибо увидел кулебяку с капустой и яйцом, а уж когда попробовал, вообще, как говорится, "язык проглотил". Я так горевал, что нельзя загрузить ими чемодан и привезти с собой в Ригу, как рыбные консервы. :))
Но в одном я с Вами полностью согласен:
В оценке еды объективным быть трудно. Поэтому спор наш смысла особого не имеет.
:))
№18 Владимир Бычковский
16.09.2017
12:18
№19 Сергей Кузьмин
→ Владимир Бычковский,
16.09.2017
12:52
Приветствую, Владимир!
Рыбных консервов привез много (люблю их), благо запрета на ввоз нет (пока?). Уже попробовал: сома, леща, сазана. Вкусные. До шпрот ход пока не дошел – жду большого праздника J)).
В обратную сторону обе границы проскочили за неполный час. Машин не было вообще.
№29 Юрий Деточкин
→ Сергей Кузьмин,
16.09.2017
15:41
№87 Владимир Бычковский
→ Юрий Деточкин,
17.09.2017
11:55
№21 Вадим Гилис
16.09.2017
13:17
№23 unknown
→ Вадим Гилис,
16.09.2017
14:24
№24 Вадим Гилис
→ unknown ,
16.09.2017
14:34
Я уж точно знать не могу, сидя в Резекне :)
Могу только предположить, что ежели это КА-52, то где-то в Рижском заливе нацпатриоты гребут в Швецию, обгоняя команды Оксфорда и Кембриджа вместе взятые :)
№25 unknown
→ Вадим Гилис,
16.09.2017
14:44
№28 Сергей Кузьмин
→ unknown ,
16.09.2017
15:22
Сейчас все происходящие странные события следует рассматривать через призму потенциальной и неизбежной российской агрессии. Экипаж вертолета может отрабатывать эвакуацию раненых защитников священной латышской земли. У меня прямо над головой каждый день по многу раз курсируют натовские вертушки по маршруту Лиелварде – Адажи. Уже привык.
№35 Vitjok's Vecais
→ Сергей Кузьмин,
16.09.2017
17:58
Ko tad tā aizkavējāties , latviešiem tik svētajā zemē? Kā saka, -скатертью дорожка...i būs vienmēr под рукой tik mīļie krieviešu zivju konservi...
№41 Владислав Соколов
→ unknown ,
16.09.2017
19:49
№42 Владислав Соколов
→ Владислав Соколов,
16.09.2017
19:55
№27 Сергей Кузьмин
→ Вадим Гилис,
16.09.2017
15:19
Спасибо, Вадим! Это было бы суперздорово, если бы не цейтнот: сын урвал всего неделю отпуска, так что задержка на границе стоила нам Троице-Сергиевой лавры.
№30 Ольга Шапаровская
16.09.2017
16:49
№36 Сергей Кузьмин
→ Ольга Шапаровская,
16.09.2017
18:01
№51 Савва Парафин
→ Ольга Шапаровская,
16.09.2017
21:24
№52 Марк Козыренко
→ Савва Парафин,
16.09.2017
21:28
№57 Савва Парафин
→ Марк Козыренко,
16.09.2017
21:57
№63 доктор хаус
→ Савва Парафин,
16.09.2017
22:32
№81 Ольга Шапаровская
→ доктор хаус,
17.09.2017
00:40
№84 доктор хаус
→ Ольга Шапаровская,
17.09.2017
10:56
№85 Ольга Шапаровская
→ доктор хаус,
17.09.2017
11:34
№86 доктор хаус
→ Ольга Шапаровская,
17.09.2017
11:54
№88 доктор хаус
→ доктор хаус,
17.09.2017
11:55
№101 Ольга Шапаровская
→ доктор хаус,
17.09.2017
13:11
№106 доктор хаус
→ Ольга Шапаровская,
17.09.2017
14:20
№107 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ доктор хаус,
17.09.2017
14:49
Не все названия копченых рыб мне по моим воспоминаниям знакомы, но я вспоминая следующие названия маленьких копченых рыбешек, которые были популярны в годы моего детства и юности в Риге : стримлишки, салака, луциши минога. Копченые относительно большие рыбы тогда были в Риге : треска, угорь и камбала.
Несколько лет тому назад в одном месте в Израиле, точнее в Рамат Гане, я увидел в продаже копченую камбалу. Купил. Но не поел. Она была по твёрдости очень похожа на воблу. Выкинул. В Израиле мясо, точнее----филе, камбалы сверх популярно : назывется в Израиле эта рыба рыба---- сол и продается (филе) мороженной, и в местах, где продают готовую еду, её часто можно купить жаренной. Одна из популярнейших рыб у покупателей Израиля.
№108 доктор хаус
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
17.09.2017
15:00
№112 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ доктор хаус,
17.09.2017
16:13
Спасибо за ответ, но... За многие годы после моего отъезда из Латвии в Израиль многое изменилось, в том числе и ассортимент продаваемой в Риге на базаре копченной рыбы. И, по-моему, не в лучшую сторону. Что тому причиной------не знаю. Но , думаю, немалую роль в этом сыграла бедность немалого числа возможных латвийских покупателей такой копченной рыбы. И мне, во многом, теперешний ассортимент рыбного павильона Центрального рижкого рынка напоминает ассортимент рыбного отдела "русского" магазина в Израиле. Ну, например, зачем мне покупать копченную лососину в Риге, если я такую же могу купить в Израиле ? То же самое могу сказать и о копченой форели . И о копченой селёдке. И о копченном тунце. Между прочим, самыми популярными рыбными консервами Израиля и является консервированный тунец, который в Израиле называется туна. Куда в Израиле по популярности рижским шпротам до туны ! Совсем разные лиги по продажам.
Очень рад , что на базаре в рыбном павильоне открыли "рыбное" кафе. Лучше, конечно, было бы, чтобы это был бы ресторан. Вот представьте себе, что я---обычный израильский турист в Риге и остановился, как и большенство израильских туристов, в гостинице. Так как я могу кушать эту самую миногу, если в моем гостиничном номере нет ни тарелки, ни вилки, ни ложки. Брать всё это в чемодане из Израиля ...? А вот купить бутербротик с этой самой миногой , да ещё на ломте ржаного подового ( помните такой ?) хлеба------всегда пожалуйста. Или------настоящий рижский бутерброт : ломоть подового хлеба, на нём слой настоящего сливочного масла , а на нём------очищенная тушка килечки. И поговорим о туристах из Израиля. Теперь немало туристических групп из Израиля посещают Ригу. И среди таких туристов обычно ----ни одного русскоговорящего. И, обычно, одним из часто посещаемых израильскими группами мест является рижский базар. И, наверное, и рыбный павильон в нём. И идёт по нему напуганная группа израильтян ( боятся заблудиться---потеряться !) и ни хрена не покупает. Потому что не понимает, а чего интересного тут продаётся. А продавали бы бутербротики на видном месте, была бы реклама , пусть даже в виде листовок, о том, какая хорошая и вкусная в Латвии копченная и прочая рыба , то, может быть, и торговля в рыбном павильоне пошла бы более бойко. Но...
И о ресторанах. Да, в израильских ресторанах нередко в меню есть целая, с костями, тушка рыбы. Многие такое любят и заказывают. И, поэтому, не так уж часто в меню увидишь , что есть и филе, очищенное от костей, рыбы. И я , практически всегда, такую рыбу себе не заказываю. Из-за костей. А при продаже готовой пищи в ассортименте филе рыбы больше, чем целых небольших рыбёшек. И вот филе я часто покупаю. И филе камбалы. И филе окуня. И филе лосося. И всё это очень вкусно и без опасности подавиться рыбными костями.
№114 Владимир Бычковский
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
17.09.2017
17:04
№115 Владимир Бычковский
→ Владимир Бычковский,
17.09.2017
17:05
№118 доктор хаус
→ Владимир Бычковский,
17.09.2017
18:25
№124 Vitjok's Vecais
→ доктор хаус,
17.09.2017
19:34
№117 доктор хаус
→ Владимир Бычковский,
17.09.2017
18:24
№116 доктор хаус
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
17.09.2017
18:22
№127 Evgeny Daber
→ доктор хаус,
18.09.2017
11:33
№128 доктор хаус
→ Evgeny Daber,
18.09.2017
11:59
№130 Evgeny Daber
→ доктор хаус,
18.09.2017
13:04
№89 Rita Dorofeeva
→ Ольга Шапаровская,
17.09.2017
12:00
№90 Марк Козыренко
→ Rita Dorofeeva,
17.09.2017
12:11
№92 Rita Dorofeeva
→ Марк Козыренко,
17.09.2017
12:17
№93 Марк Козыренко
→ Rita Dorofeeva,
17.09.2017
12:18
№96 Rita Dorofeeva
→ Марк Козыренко,
17.09.2017
12:29
№97 Виктор Иванов1
→ Марк Козыренко,
17.09.2017
12:38
Муксун, пожалуй один из самых-самых, лучший из отряда лососёвых.(ИМХО). Что касается горбуши и гольца, то на Камчатке её и за рыбу не признают.
№98 Владимир Бычковский
→ Виктор Иванов1,
17.09.2017
12:41
№110 Александр М.
→ Виктор Иванов1,
17.09.2017
15:34
№91 Марк Козыренко
→ Ольга Шапаровская,
17.09.2017
12:17
№100 Ольга Шапаровская
→ Марк Козыренко,
17.09.2017
13:10
№103 Владимир Бычковский
→ Ольга Шапаровская,
17.09.2017
13:16
№119 доктор хаус
→ Ольга Шапаровская,
17.09.2017
18:26
№94 Владимир Бычковский
→ Ольга Шапаровская,
17.09.2017
12:19
№102 Александр Светлов
→ Владимир Бычковский,
17.09.2017
13:13
№104 Владимир Бычковский
→ Александр Светлов,
17.09.2017
13:18
№105 Владимир Бычковский
→ Владимир Бычковский,
17.09.2017
13:18
№83 Савва Парафин
→ доктор хаус,
17.09.2017
10:27
№95 Владимир Бычковский
→ доктор хаус,
17.09.2017
12:22
№120 доктор хаус
→ Владимир Бычковский,
17.09.2017
18:28
№136 Владимир Бычковский
→ доктор хаус,
19.09.2017
09:01
№58 Ольга Шапаровская
→ Савва Парафин,
16.09.2017
22:00
Недавно по дороге на дачу знакомые остановили машину возле магазина "Zivis" в Дубулты (Вы наверняка его знаете) и предложили заглянуть - типа, очень хороший. Я настроилась полакомиться рыбкой, но, увидев ценник на миноге ... 39 евро за 1 кг, вылетела в негодовании.
Правда, еще карпы плавали с раздутыми животами.
№60 Владислав Соколов
→ Савва Парафин,
16.09.2017
22:26
№77 Виктор Иванов1
→ Владислав Соколов,
16.09.2017
23:16
Как перестали кормить всяких-разных братьЁв, так и стало хватать самим-колбасы, рыбы и молочки. По магазинам хожу очень редко, только по просьбе супруги иногда, но каждый раз сталкиваюсь с муками выбора, хорошо, что есть смартфон и трансляция онлайн. А с дорогами в у нас полный порядок, у меня сейчас приятель из Томска в Сочи отдыхает, планирует и до Ялты добраться в один заход. Была бы дорога плохой, не рискнул бы ехать на авто в такую даль. Томск-Новосибирск, Омск, Челябинск, Уфа, Самара, Саратов, Волгоград, Сочи и обратно. На дорогу пожаловался только один раз(в Краснодарском крае), слишком она ему показалась извилистой и серпантинистой.
№82 Владислав Соколов
→ Виктор Иванов1,
17.09.2017
07:02
№68 Сергей Кузьмин
→ Савва Парафин,
16.09.2017
22:50
Совершенно верно! Но про ассортимент сырой рыбы тут уже рассказывали неоднократно и, чтобы не повторяться, я остановился на консервах.
И еще одно наблюдение на рыбную тему. Вдоль дорог масса лотков и киосков с богатейшим ассортиментом свежей копченой рыбы.
№79 Виктор Иванов1
→ Сергей Кузьмин,
16.09.2017
23:23
И еще одно наблюдение на рыбную тему. Вдоль дорог масса лотков и киосков с богатейшим ассортиментом свежей копченой рыбы.
А вдоль дорог, никому и ничего не рекомендую покупать и особенно рыбу, очень много у нас зараженной рыбы солитером. С колёс её и продают доверчивым горожанам.
№80 Сергей Кузьмин
→ Виктор Иванов1,
16.09.2017
23:38
№37 Ярослав Александрович Русаков
16.09.2017
18:20
№40 Инна Дукальская
16.09.2017
19:48
№46 unknown
→ Инна Дукальская,
16.09.2017
20:52
№125 Сергей Кузьмин
→ Инна Дукальская,
17.09.2017
22:19
№59 Инна Дукальская
16.09.2017
22:10
Кувшинок листья зеленеют.
Вода черна, но знаешь сам,
Как очаровывать умеют
Пейзажи светлые. А храм,
Чья высота сквозит полётом
Сулит – воздастся по делам,
Коль веришь только высшим нотам.
№67 Инна Дукальская
16.09.2017
22:40
№76 Сергей Кузьмин
→ Инна Дукальская,
16.09.2017
23:04
Не возводите на себя напраслину, Инна. У меня о Вас сложилось самое благоприятное впечатление.
А по поводу сокращений – извините, привычка старого радиста.
№99 Владимир Бычковский
17.09.2017
12:48
№121 доктор хаус
→ Владимир Бычковский,
17.09.2017
18:29
№109 Инна Дукальская
17.09.2017
15:19
№111 Инна Дукальская
→ Инна Дукальская,
17.09.2017
15:34
№131 Alexander Alex
→ Инна Дукальская,
18.09.2017
13:50
№132 Инна Дукальская
→ Alexander Alex,
18.09.2017
14:47
№113 red pepper
17.09.2017
16:58
№122 доктор хаус
→ red pepper,
17.09.2017
18:31