Возвращаясь к напечатанному
11.12.2017


Игорь Гусев
Историк, публицист
Разговор с альтернативно одарённой русской дамой

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Некоторое время назад я издал крик души в форме статьи под красноречивым названием «Латвийское образование: приближение КАТАСТРОФЫ», где изложил своё видение по поводу неотвратимо приближающегося будущего в образовательной системе нашего любимого латвийского государства.
В целом читающий народ отнёсся к статье одобрительно, признавая её смысл, суть и справедливую правоту. Однако выявились и недоброжелатели, подвергшие мою статью глумливой критике. И ладно бы это были исключительно носители великого и могучего латышского языка. Нашлись представители русского этноса, которые принялись убеждать, что «всё хорошо, прекрасная маркиза», а скоро станет совсем отлично.
Так, например, одна очаровательная дама в ответ на мой тезис о русских школьниках: «Латышский язык они выучат не тогда, когда русские учителя на своём корявом латышском будут преподавать им математику, историю, химию, а на уроках латышского языка» пафосно возопила:
«Почему люди, которые взялись учить детей, сами за 25 лет — половину сознательной активной жизни — не освоили латышский язык на том уровне, чтобы он не был корявым? И это — не грузчики и не кассиры в супермаркетах, а люди, претендующие на воспитание интеллектуальной элиты страны!»
И затем эта достойная госпожа извергла следующий перл:
«Может, проблема школ не в русском-латышском языке, а в том, что все учителя с «корявыми» знаниями, и не только в латышском языке, но и по основной специальности. И не только в русских школах, но и во всех по Латвии?»
Не знаю почему, но в этот момент у меня в сознании возник образ маленького мальчика из старого советского фильма, который, глядя в глаза взрослому гогочущему полудурку, проникновенно и серьёзно вопросил: «Дядя Петя, ты дурак?» А как иначе, если как бы взрослый человек, с апломбом изрекает совершеннейшую дичь, не понимая очевиднейших вещей? Либо он корыстно заинтересован, либо того, альтернативно одарён... И богато одарён!
Посему считаю своим долгом заступиться за учителей.
Мотивирую конкретно. Ещё в бытность моего обучения в славном Латвийском университете я имел удовольствие прослушать немалое число лекций, которые латышские преподаватели читали на чужом для них РУССКОМ языке. Все они были прекрасными специалистами и заслуженными людьми, честно прослужившими в науке десятки лет. Все они ПРЕКРАСНО говорили по-русски.
Но именно в ходе тех лекций становилось очевидно любому здравомыслящему человеку, что ГОВОРИТЬ — это ещё не значит ПРЕПОДАВАТЬ.
За редким исключением эти лекции превращались в муку горькую и для них, и для нас, студентов. Это было убийством золотого времени, когда, безуспешно борясь с акцентом и однообразием словесных оборотов чужого языка, эти достойные люди пытались донести до нас крупицы знаний. Но получалось скверно. Были, были исключения! Но единичные.
ГОВОРИТЬ и ПРЕПОДАВАТЬ — это, как утверждали в Одессе, — две большие разницы. Уясните наконец! Между этими понятиями — пропасть.
Когда я сам преподавал в школе, то никогда один урок не бывал похож на другой, даже если тема была одинаковая. То, КАК я излагал тему, ЧТО я говорил, КАКИМИ словами, С КАКОЙ интонацией, зависело от неисчислимого множества факторов и обстоятельств, а именно:
каким идёт по счёту урок, в начале он или в конце недели, какой предмет был предыдущим, какой урок идёт следующим, в каком настроении дети в данный момент, в каком состоянии я сам, присутствуют ли в классе определённые дети, за какой партой кто сидит, и прочее, и прочее, и прочее...
От наличия или отсутствия в классе любимых учеников-звёзд или от хулиганства конкретного озорника порой весь план урока летит в тартарары. Словами учитель поддерживает дисциплину, словами учитель держит внимание класса, словами учитель доносит самую суть излагаемого материала.
Учитель — это артист на сцене, это импровизатор-виртуоз, это штучный экземпляр. Только он не развлекает почтеннейшую публику, он эту публику ещё и обучать должен...
И только тот, кто работал в школе, полноценно понимает всю правоту старой истины: «И один человек может привести осла на водопой, но даже десять не смогут заставить его напиться!» А учитель ОБЯЗАН заставить напиться из колодца знаний не одного, но три десятка, не желающих этого самодовольных и дерзких ослят. Каково? Завидная должность?
От красноречия учителя, от его умения живым образным языком донести мысль до каждого (даже самого тупого) ученика зависит успех урока. Тут мало просто «ГОВОРИТЬ», тут порой надо быть подлинным Цицероном, виртуозом речи.
Каждый урок — это прежде всего активный разговорный процесс, живой и разнообразный, полный интонаций, смысловых оттенков и нюансов. Многие ли способны так общаться на родном языке, да ещё в условиях постоянного стресса, да на протяжении нескольких часов подряд?! Я, молодой, крепкий мужик, приходил домой после уроков и валился на диван без сил, в состоянии выжатого лимона. Завидная должность?
А теперь представьте всё то же самое, но уже на ЧУЖОМ, хотя и государственном (всем молча встать по стойке смирно!) языке.
И какая-то альтернативно одарённая русскоязычная особь берётся покровительственно рассуждать о том, какие собрались неучи учителя в русских школах! Не хотят, козлища, по-латышски уроки вести... Ну-ну, милая, покажи благой пример, а мы посмотрим.
Можно сколько угодно заставлять русских учителей преподавать русским детям на чужом для них языке. Результатом станет гибель образования в целом и полная маргинализация латвийского общества. Именно этого добивается министр Шадурскис? Ну что ж, его можно поздравить — он близок к успеху...
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Константин Чекушин
Инженер, организатор игр «Что? Где? Когда?»
За счастье быть самим собой
На чужом языке это не получится


Дмитрий Змиёв
Консультант по бизнес-процессам
Система образования слаба
Нужны глобальные реформы


Владимир Дорофеев
Журналист
Как не выучить латышский в Латвии
Провал дискуссии о языке


Илья Козырев
Мыслитель
Опозорить, принудить, ударить по карману —
важнейшие рецепты защиты русских школ
Вопросы Игорю Гусеву
Комментарии
№1 Борис Бахов
11.12.2017
05:36
Нарушение Устава IMHOclub
2.2 Уважать спикера. Спикер — автор обсуждаемой статьи — лицо, особо охраняемое модератором. Любое, даже минимальное неуважение к нему, высказанное в комментарии или вопросе, недопустимо. Это расценивается как неуважение ко всему клубу.
https://imhoclub.lv/ru/page/63
№2 Екатерина Иванова
11.12.2017
06:41
№3 Элла Журавлёва
11.12.2017
09:16
№4 Вячеслав Щавинский
11.12.2017
09:17
№5 Игорь Чернявский
→ Вячеслав Щавинский,
11.12.2017
10:05
№7 Вячеслав Щавинский
→ Игорь Чернявский,
11.12.2017
10:35
№16 Игорь Чернявский
→ Игорь Чернявский,
11.12.2017
14:12
№19 Вячеслав Щавинский
→ Игорь Чернявский,
11.12.2017
15:21
№29 Игорь Чернявский
→ Вячеслав Щавинский,
11.12.2017
22:22
№20 Марк Козыренко
→ Игорь Чернявский,
11.12.2017
15:38
№33 Игорь Чернявский
→ Марк Козыренко,
11.12.2017
22:31
№57 Вячеслав Щавинский
→ Игорь Чернявский,
12.12.2017
09:39
№62 Игорь Чернявский
→ Вячеслав Щавинский,
13.12.2017
23:33
№6 Игорь Чернявский
11.12.2017
10:23
№25 Latvijas Patriōts
→ Игорь Чернявский,
11.12.2017
21:42
№8 Олег Озернов
11.12.2017
11:06
Беда-то в том, что сегодня настоящих профессионалов никто не слышит, от слова "на хрен это нужно". На дворе век выскочек-недоучек, хапуг и дипломированных кукол, набитых опилками тупого снобизма.
Автор прав во всём, молодец! Только, это разговор со слепо-глухо-немыми, ржавой стеной. Кто услышит из слышащих и зрячих, а главное, понимающих, о чём речь идёт?... Здесь десяток, ещё как-то, где-то десятков пара, и всё...
№12 Юрий Васильевич Мартинович
→ Олег Озернов,
11.12.2017
13:16
№14 Олег Озернов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
11.12.2017
13:33
№15 Юрий Васильевич Мартинович
→ Олег Озернов,
11.12.2017
13:48
Хозяин - барин!
№9 George Bailey
11.12.2017
11:34
№10 Дмитрий Катемиров
11.12.2017
12:28
№11 Юрий Васильевич Мартинович
11.12.2017
12:48
№21 Гирт Брандачс
→ Юрий Васильевич Мартинович,
11.12.2017
20:34
№24 Марк Козыренко
→ Гирт Брандачс,
11.12.2017
20:59
№26 Latvijas Patriōts
→ Гирт Брандачс,
11.12.2017
21:55
№35 Юрий Васильевич Мартинович
→ Гирт Брандачс,
11.12.2017
23:20
№36 Сергей Муливанов
→ Гирт Брандачс,
11.12.2017
23:33
№13 Денис Кольцов
11.12.2017
13:24
№22 Гирт Брандачс
→ Денис Кольцов,
11.12.2017
20:44
№30 Latvijas Patriōts
→ Гирт Брандачс,
11.12.2017
22:24
№34 Гирт Брандачс
→ Latvijas Patriōts,
11.12.2017
22:41
№37 arvid miezis
→ Гирт Брандачс,
11.12.2017
23:53
№39 Latvijas Patriōts
→ Гирт Брандачс,
12.12.2017
00:05
№40 Latvijas Patriōts
→ Гирт Брандачс,
12.12.2017
00:11
№41 Ольга Шапаровская
→ Гирт Брандачс,
12.12.2017
00:11
А вот и не принрджжа! У вас пердамс. Дас.
№60 Денис Кольцов
→ Гирт Брандачс,
12.12.2017
12:19
№17 arvid miezis
11.12.2017
14:15
Что лучше язык или знания? Как то странно звучит.
Латышский язык теряет его носителей быстрее угасающего эха и это значит только одно - его качество понижается еще более быстрыми темпами, то есть отъезд молодежи привел к тому, что поступают в вузы те кто остался. О чем уже раньше выразилась "элита", правда тогда они утверждали, что лучшие уезжают что бы постичь вершины цивилизации и вернутся как светочи развития. Возврата нет и свет гаснет.
Старая школа педагогики была успешно уничтожена, а без преемственности не может быть развития.
Короче. В РФ тоже есть проблемы с педагогикой и ее целеполаганием. Говорить, что русские учителя лучше или хуже других не уместно. Но так бы хотелось, что бы тут русские учителя были бы лучше. Без проблем воспринимали гос. чиновников своей эрудированностью, квалификацией....
Это невозможно,ведь в одной кастрюле варимся. Да и обманывают одинаково - заставляют больше времени тратить на документацию и понижают качество конечных требований. Учителя и рады, работы столько же, но......
№18 arvid miezis
→ arvid miezis,
11.12.2017
14:30
Более конкурентное образование с повсеместным увеличением физики, алгебры, астрономии, языков. То есть поднимать планку всем русским школам не жалуясь на "не качественный материал".
Опоздали или нет, не знаю но патриотизм русского в Латвии , как то не рассматривался. Быть лучше местного, однонационально настроенного , латыша ни такая уж и плохая мотивация :)
№23 Владимир Иванов
→ arvid miezis,
11.12.2017
20:48
№27 Latvijas Patriōts
→ Владимир Иванов,
11.12.2017
22:08
№28 Владимир Иванов
→ Latvijas Patriōts,
11.12.2017
22:13
№31 Latvijas Patriōts
→ Владимир Иванов,
11.12.2017
22:27
№32 Владимир Иванов
→ Latvijas Patriōts,
11.12.2017
22:31
№42 Latvijas Patriōts
→ Владимир Иванов,
12.12.2017
00:14
№45 Владимир Иванов
→ Latvijas Patriōts,
12.12.2017
00:19
№38 arvid miezis
→ Владимир Иванов,
12.12.2017
00:03
Школа это общение, конкуренция, движение, дружба , ненависть, мода , выполнение нехочух.....
№43 Владимир Иванов
→ arvid miezis,
12.12.2017
00:14
№44 Latvijas Patriōts
→ arvid miezis,
12.12.2017
00:17
№46 Владимир Иванов
→ Latvijas Patriōts,
12.12.2017
00:23
№47 arvid miezis
→ Владимир Иванов,
12.12.2017
00:34
Школа это проба собственных сил в реальной жизни.
У детей есть такая фигня, как необходимость все проверить , пощупать, повторить... и только после этого мозг складывает и упорядочивает в ему приемлемую систему. Также многим требуется многократное а главное разнообразное повторение. Да еще много чего в виду чего детей по сути невозможно обучать через экран.
Многие родители перебарщивают и с игрушками а потом с дополнительными занятиями приводя в негодность сенсорную систему ребенка. По сути создавая психосоматическую травму.
Да и зрение не казенное :)
№48 Владимир Иванов
→ arvid miezis,
12.12.2017
00:41
№49 arvid miezis
→ Владимир Иванов,
12.12.2017
00:57
Раньше в школах хватало дидактического материала на все предметы, и кино иногда крутили.
Если нынче ученики ржут от липидов, то от хвостиков и головок они должны помереть :)
Я уж и не знаю как там по биологии , но у меня времени хватало и на посмеяться, и проверить, ответить, задать.....
№50 Владимир Иванов
→ arvid miezis,
12.12.2017
01:02
№55 arvid miezis
→ Владимир Иванов,
12.12.2017
09:16
№54 доктор хаус
→ arvid miezis,
12.12.2017
08:55
№56 arvid miezis
→ доктор хаус,
12.12.2017
09:17
№51 Johans Ko
12.12.2017
01:08
Во-вторых - Вы совершенно правы, когда пишете "ГОВОРИТЬ — это ещё не значит ПРЕПОДАВАТЬ". Именно так! Только - если человек "ПРЕКРАСНО говорили по-русски" - то вопрос в том, умеет он преподавать, или нет. Он может быть как бездарным преподавателем на своем родном языке, так и сильным преподавателем на ВСЕХ языках, которые знает.
У меня и в школе и в универе были прекрасные русские преподаватели, которые преподавали по-латышски. И латышские, которые преподавали по-русски.
В-третьих - в моем понимании "безуспешно борясь с акцентом и однообразием словесных оборотов чужого языка" - это НЕ значит "ПРЕКРАСНО говорили по-русски".
Впрочем - акцент не помеха
№52 Владимир Иванов
→ Johans Ko,
12.12.2017
01:34
№53 Ярослав Александрович Русаков
12.12.2017
03:37
№58 Дарья Юрьевна
12.12.2017
11:18
Не спорю, что просто говорить на языке и работать на языке - это не одно и то же. И не только учителем.
Но за 25 лет можно было бы освоить язык и на профессиональном уровне.
Дети же, которые останутся в Латвии, должны будут не только "говорить" на уровне кассира в максиме, но им придется и работать - теми учителями, юристами, экономистами, журналистами, врачами, депутатами...
Учителя тоже бывают разные. Бывают, действительно, профессионалы, а бывают и простые бубнилы, которые и на родном языке предметом не владеют.
№59 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Дарья Юрьевна,
12.12.2017
11:38
Маленькое замечание. Вчера смотрел передачу по российскому телевидению, которую вёл Владимир Соловьев. Он интервьировал корреспондента российского телевидения в Сирии, фамилия которого, по-моему, Поддубный. И разговор зашел о том, что российские военные не только были советниками в сирийских войсках, но и, насколько я понял, непосредственно учавствовали в руководсте боевыми действиями тех или иных сирийских воинских подразделений. А на каком языке российские военные всё это осуществляли, спросил Соловьев. На арабском, ответил Поддубный. Как известно, в российских школах не очень то и учат арабский язык. И, насколько я понял, в Сирию были отправлены российские офицеры, которые или вообще не знали арабский язык, или знали этот язык плохо. Но за несколько месяцев армейской службы в Сирии они научились в той или иной степени арабскому языку. Т.е. главное тут------желание и способности. А выучить язык относительно молодым людям вполне по силам. Вопрос совсем в другом : боюсь, что немало русских учительниц в Латвии уже близки к пенсионному возрасту и им уже не до учёбы, и их желание-----дотянуть до пенсии. Ну и тогда...
При этом я абсолютно согласен с автором в том, что хорошо знать язык и уметь на нём преподавать-----это не одно и то же.
№61 Дарья Юрьевна
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
12.12.2017
12:32
С тем, что знать язык и уметь преподавать - это не одно и то же, не спорю. Преподавание - профессия, которой можно владеть или не владеть независимо от уровня владения языком.