Как это делается

17.11.2017

Александр Дюков
Россия

Александр Дюков

Историк

Метод Позняка

Зачем Литва поддерживает чудовищную ложь белорусских националистов

Метод Позняка
  • Участники дискуссии:

    14
    33
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 

Патриарх белорусского национализма, лидер Консервативно-христианской партии — БНФ Зенон Позняк заявил литовскому порталу Delfi, что урочище Куропаты под Минском — это самый большой в мире памятник «советскому геноциду»: «В Куропатах Советами было расстреляно 250 тысяч, а по всей Белорусской ССР — 2 миллиона человек».

Зачем крупнейшему интернет-ресурсу Литвы публиковать чудовищную ложь белорусской оппозиции, в интервью политологу Александру Носовичу рассказал директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков.

 


— Г‑н Дюков, Зенон Позняк в интервью литовскому изданию назвал урочище Куропаты самым большим в мире памятником советскому геноциду и заявил, что в Беларуси за первые 20 лет советской власти было расстреляно два миллиона человек, из них только в Куропатах — четверть миллиона. Соответствуют ли слова Позняка исторической правде?

— Вне всякого сомнения, господин Позняк в данном случае говорит неправду, причем эта неправда заведомая и наверняка понятная и самому Позняку.

Здесь нужно напомнить историю Куропат, историю открытия этого захоронения, которая напрямую связана с Позняком. В конце 1980‑х годов Зенон Позняк с группой людей впервые обнародовал информацию о том, что в Куропатах — лесном урочище под Минском — находилось место расстрелов НКВД. Это действительно так, это факт, который никто не ставит под сомнение.

Вопрос заключался в том, сколько именно людей было похоронено в этой расстрельной зоне.

Позняк уже тогда, проводя на этом месте археологические раскопки, которые носили характер частной инициативы, всеми силами старался завысить оценку общего числа людей, которые захоронены в расстрельных ямах. Вопреки результатам раскопок, он уже тогда попытался преувеличить количество захороненных.
 


Его метод состоял в следующем.

После раскопок 1988 года было вскрыто восемь захоронений. Из этих восьми захоронений в двух останков не было обнаружено — они оказались ложными. В оставшихся шести захоронениях были обнаружены останки 356 человек, что давало среднее число останков на одно захоронение 59 человек.

После этого официальное следствие пошло тоже не самым лучшим путем. Оно умножило среднее число захороненных в одном захоронении на предполагаемое число захоронений и объявило, что в Куропатах покоится не менее 30 тысяч человек. Предполагаемое число захоронений, кстати, тоже определялось весьма специфически: есть яма — будем считать, что в ней находится захоронение.




Могилы в Куропатах — в лесном урочище на северо-восточной границе Минска, где были обнаружены массовые захоронения расстрелянных в конце 1930 — начале 1940-х годов
 




Позняк же, в свою очередь, изобрел теорию, которая вовсе ни на чём не основывается.

Якобы могилы в Куропатах уже раскапывались и якобы советская власть часть останков изъяла, а остальные почему-то не изъяла.
 
На основании этого предположения Позняк заключил, что количество останков на одну могилу в реальности составляло не 59, а 200 человек. Эти предполагаемые 200 человек он умножил на предполагаемое число захоронений и получил предполагаемое число в 100 тысяч захороненных. Тут мы видим пирамиду сплошных предположений: одно предположение громоздится на другое.

Следующим было введено такое предположение: настоящее количество захороненных должно быть в два — два с половиной раза больше, чем то, что насчитал Позняк. И вот он теперь рассказывает, что в Куропатах было расстреляно до четверти миллиона человек. Вся его аргументация — это предположения, основанные на предположениях, исходящих из предположений, возникших на основе предположений.

Все эти предположения ведут в одну сторону — в сторону завышения числа погибших в Куропатах; при этом ни одно из этих предположений не имеет под собой доказательной основы.
 



— Какова в таком случае реальная статистика по расстрелянным в Куропатах?

— Реальная статистика советских репрессий в Белоруссии достаточно хорошо известна. Эти данные опубликованы белорусскими учеными еще в 1990‑е годы и подтверждаются всеми современными исследованиями. Здесь каких-либо сомнений быть не может.

Всего в период с 1917‑го по 1953 год в Белоруссии за контрреволюционную деятельность были приговорены к смертной казни примерно 36 тысяч человек. Большинство из них были расстреляны в 1937–1938 годах — приблизительно 28 тысяч человек.

Расстрелы, естественно, проходили не в одном месте. Не только под Куропатами. В недавнем интервью, которое давал заместитель директора КГБ Белоруссии генерал-майор Игорь Сергеенко, он заявил, что было 11 мест захоронений.

В Куропатах захоронено, по моим оценкам, 7–8 тысяч человек. Остальные 28–29 тысяч лежат в других местах.

Ни о каких 250 тысячах, якобы лежащих в одних Куропатах, и уж тем более о двух миллионах расстрелянных, лежащих по всей Белоруссии, речи не может идти в принципе.

 


Читайте об этом:

Александр Дюков. Куропаты: к вопросу о численности расстрелянных


 

 
 

Белоруссия была и остается довольно небольшой страной. Не могло в одном месте под Минском быть расстреляно до четверти миллиона человек, если всё население Минска на тот момент составляло примерно столько же жителей. Это абсурд.
 

Точно так же не могло на всей территории Белоруссии быть расстреляно 2 миллиона человек, потому что всё население Белоруссии никогда не достигало 10 миллионов человек.

Такого количества расстрелянных быть не может, это должно быть очевидно любому человеку, даже если он не историк и не в курсе этой истории.

Позняк в данном случае озвучивал заведомую ложь.

Кроме сторонников Позняка, его собственной секты, некритически воспринимающей все его высказывания, воспринимать такую ложь никто не способен.

Здравомыслящие люди не воспринимают заведомо абсурдные вещи, и когда появляется господин Позняк, заявляющий, что в одних Куропатах были расстреляны сотни тысяч человек, а во всей Белоруссии за первые 20 лет советской власти — каждый четвертый, ему всегда скажут: нет, дорогой товарищ, вы врете. Это заведомая ложь, и все реальные цифры давно известны.


— Зачем белорусскому национализму нужно создание этих мифов о миллионах расстрелянных? Почему при создании своей антисоветской идеологии они не опираются на реальную историю? Ведь советские репрессии в Белорусской ССР действительно были, ведь в Куропатах действительно были расстреляны тысячи людей?

— Потому что им кажется, что 36 тысяч расстрелянных с 1917 года до смерти Сталина — это как-то «не звучит». Маловато будет. Им кажется, что такая цифра недостаточно оттеняет трагедию советских репрессий, которую они пытаются нам показать. Поэтому им приходится врать.
 

На самом деле причины их лжи исключительно политические. Это не научная ошибка, это не добросовестное заблуждение — это чистая политика.
 

Никаких добросовестных заблуждений здесь просто быть не может, потому что есть опубликованные документы и открытая статистика.

Так что это просто ложь, которая используется в политических целях.

Позняк не ученый, он политик. Мы знаем о его политических взглядах. Для обоснования своих политических взглядов он и лжет.


— Мы с вами обсуждаем слова патриарха белорусского «свядомизма», националистической оппозиции, которые были сказаны в интервью крупнейшему интернет-СМИ Литвы. Каким боком сюда затесалась Литва? При чем здесь она? Зачем одному из главных провластных литовских СМИ публиковать чудовищную ложь о миллионах расстрелянных чекистами белорусов?

— Это понятно. Литовские власти пытаются поддерживать белорусскую внесистемную оппозицию уже давно. Это делается с целью досадить своему соседу и поддержать собственную идеологию.

Белорусские несистемные оппозиционеры говорят вещи, очень приятные литовцам. О тех же сталинских репрессиях, масштабы которых обе стороны завышают в десятки раз.
 

Напомню, что литовские политики точно так же манипулируют цифрами, касающимися советских репрессий.
 

В данном случае совмещается приятное с полезным — политические и идеологические моменты. Поэтому литовские власти последовательно поддерживают ложь белорусских националистов.


— Но ведь союз белорусского национализма и Литовского государства противоестественен по своей природе — из-за споров о наследии Великого княжества Литовского, о принадлежности Вильнюса и самого названия «Литва». Они готовы отложить до поры все эти споры и объединяться на базе одной лишь общей ненависти к России?

— Собственно, все восточноевропейские национализмы однотипны и похожи один на другой. Все они связаны преемственностью с нацистскими коллаборационистами времен Второй мировой войны, базируются на антисоветской основе и на этой основе могут объединяться.

Мы знаем, например, про тесные связи, которые Литовский центр геноцида и резистенции поддерживает с аналогичными украинскими структурами по переписыванию истории. Такими, как Украинский институт национальной памяти, например.

Понятно, что если бы в Белоруссии к власти пришла оппозиция и начала переписывать историю на антисоветской и антироссийской основе, то эта деятельность получила бы широкую поддержку со стороны прибалтийских властей.
 

Антисоветизм и русофобия — это та точка, в которой восточноевропейские национализмы всегда объединяются. Поэтому и литовские власти сотрудничают с белорусскими националистами.
 

Проблема их в том, что союзник попался уж больно слабый. Белорусские националисты являются абсолютно маргинальной группой в белорусском обществе и едва ли в обозримой перспективе смогут прийти к власти в Белоруссии.

Их деструктивный характер белорусам — белорусским гражданам, избирателям — совершенно очевиден.
 

Вопросы Александру Дюкову

  • Kęstutis Čeponis
    Литва

    №13 Kęstutis Čeponis

    17.11.2017

    17:55

    ----Белорусские националисты являются абсолютно маргинальной группой в белорусском обществе и едва ли в обозримой перспективе смогут прийти к власти в Белоруссии.----

    Если это так, то чего же вы в РФ так сильно беспокоитесь и так нервно реагируете на каждое интервью какого-то белорусского маргинала Поздняка, тем более опубликованного в литовском ресурсе, который даже я уже давно не читаю?

Комментарии

  • Борис Бахов
    Латвия

    №1 Борис Бахов

    17.11.2017

    05:43

    Позняки умножают и плюсуют, носовичи и дюковы делят и вычитают. Арифметика разная, а подход и суть одна: и те, и другие на костях свой гешефт делают. Зачем играть в пинг-понг черепами, если достаточно просто открыть и опубликовать расстрельные списки? И имена тех, кто расписался на них. Только не в год по чайной ложке, и не по частной инициативе, а целиком и разом, президентским указом. Только не рассказывайте мне сказки о том, что эти архивы уничтожены или что это страшная государственная тайна. Просто одним не хочется, дугим колется, а третьим просто невыгодно - такой бизнес сломают.
    Поддержали: Владимир Бычковский, Сергей Радченко, unknown , Леонид Соколов, Ina Gi, доктор хаус, Evaldas Balčiūnas, Kęstutis Čeponis, Михaил Гильмaн, Виктор Дунаев
    • Андрей Жингель
      Латвия

      №5 Андрей Жингель

      17.11.2017

      08:41

      А смысл? При любых раскладах правыми останутся антисоветчики. 
      Во-первых сработает безотказная схема... вот на этом примере:
      - В Куропатах расстреляно 250 тысяч!
      - Ну не 250. а 28...
      - А вам 28 тысяч мало?!
      Во-вторых априори принимается, что в тех же Куропатах лежат исключительно мирные зажиточные крестьяне и невинно оболганные. 
      И в-третьих обязательно всплывёт совершенно идиотский тезис о внесудебных расправах.
      Я, кстати, признаю, что и 28 тысяч - это много, и что были невинные жертвы, и что случались эксцессы в плане законности вынесения и исполнения приговоров... А вот Вы сможете внести оговорки в свои обвинения Советской власти? Не думаю...
      Поддержали: Ринат Гутузов, Марк Козыренко, Владимир Матылицкий, George Bailey, Александр Сергеевич
    • Марк Козыренко
      Латвия

      №6 Марк Козыренко

      17.11.2017

      09:04

      Вот только не надо всё в одну кучу валить. Понятно же, что основная вина за всё это лежит на лживом прозападном русофобском слое, так что нечего тут. Было бы странно, если бы носовичи и дюковы не защищались - их бы давно в труху стёрли бы и вы первый бы этому со своими поддержантами, не считая первых двух - искренне заблуждающихся, радовались бы, к бабке не ходи. А вот не выходит никак - отсюда у вас и желание всех уравнять, приравнять, как нацизм с коммунизмом - примерно такая же лживая и у того сравнения основа.
      Поддержали: Андрей Жингель, Владимир Борисович Шилин, Александр Сергеевич, Владимир Матылицкий, Денис Кольцов, unknown , George Bailey
    • Владимир Борисович Шилин
      Латвия

      №8 Владимир Борисович Шилин

      17.11.2017

      09:15

      Здравствуйте Борис. Мне кажется, что прежде, чем лезть в чужие расследования темных страниц истории других государств, не целесообразнее ли было развязать мешки КНБ в своей стране и сообщить имена ваших соотечественников пособников и стукачей КГБ, которые и сейчас, я уверен, многие сидят и в националистических правительствах.

      А заодно, раз уж Вас так волнует пофамильные списки участников беззакония в Белоруссии, озаботились бы лучше публикациями списков стукачей направлявших работу НКВД в 1941 и 1949 годах во время интернирования ( по вашему депортаций) соотечественников в Сибирь и другие отдаленные места Союза.

      Зачем лезть в чужое грязное белье со своими рекомендациями, поковыряйтесь в своем, убежден, при честном расследовании обнаружите много «интересного» и преступного, что скрывает от вас всех «демократические правительства» вашей страны. Почему они это делают Вы достаточно четко объяснили в своем комментарии про "страшную государственную тайну".

      В.Б.Шилин

      Поддержали: Андрей Жингель, Марк Козыренко, Вячеслав Щавинский, Юрий Анатольевич Тарасевич, Владимир Матылицкий, Александр Соколов, Александр Светлов, Савва Парафин, George Bailey, Михаил Коляда, Александр Сергеевич
  • Владимир Бычковский
    Латвия

    №2 Владимир Бычковский

    17.11.2017

    07:35

    Надо не слезливо оправдываться, а раскрыть подлинные масштабы деревень "Хатынь" комплекса и поимённый список палачей, чтобы люди ЗНАЛИ правду, а не...."дурак, сам дурак".
    Поддержали: Сергей Радченко, Ринат Гутузов, Сергей Борисович Алексахин, Светлана Рябцева
  • Сергей Балунин
    Россия

    №4 Сергей Балунин

    17.11.2017

    08:15

    Маятник общественного мнения качнулся в противоположную сторону. Раньше говорили, что "органы" просто так никого не преследуют, сегодня все пострадавшие скопом амнистированы.
    Поддержали: Ринат Гутузов, Андрей Жингель, Владимир Борисович Шилин, Савва Парафин, Светлана Рябцева
  • unknown

    №7 unknown

    17.11.2017

    09:14

    Сложно Пазьняка и ему подобных называть националистами. Разве что националистами несуществующего народа - сьвядомых литвинов. Потому что белорусы в подавляющей своей массе либо православные, либо атеисты а также на 99% русскоязычные. А эти доминирующие качества белорусов являются самыми ненавистными  для Пазьняка и ему подобных. Какие же они в таком случае националисты, если ненавидят наиболее характерные черты народа?
    Поддержали: Владимир Матылицкий, Владимир Борисович Шилин, George Bailey, Светлана Рябцева
  • Михaил Гильмaн
    Соединенные Штаты Америки

    №16 Михaил Гильмaн

    17.11.2017

    18:52

    "В Куропатах захоронено, по моим оценкам, 7–8 тысяч человек. Остальные 28–29 тысяч лежат в других местах."
    А почему я должен доверять спикеру, про которого ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Алексей Миллер, отметил:
    Что ..бросается в глаза, так это большое количество материалов из архивов ФСБ, которые, как отмечается, ... впервые вводятся в научный оборот. Как он их получил?"
    Трудно представить, что человек сотрудничающий с наследниками преступлений, не будет отмывать руки работодателю.

    И если даже в русскоязычной версии Вики говориться о том, что только в "Первом следствии... ноябре 1988 года, определило число погибших в 30 тысяч человек"! 
    При чем это утверждает не "либераст" из "гейевропы" или "проклятый пиндос", а Генеральный прокурор БССР Тарнавский
    А эта цифра доходит и до 100 тыс. При чем по БЕЛОРУССКИМ справочникам.

    Почему я должен верить человеку, который вообще не хочет ничего признавать, кроме расстрела в Катыни, где "повезло" и рассекретили чемоданы документов? А если бы на рассекретили, то автор бы и этот факт оспорил.

    Конечно при тоталитарном режиме Лукашенко снова появились попытки замять и уменьшить количество погибших от рук советской власти.
    Такая же история в России и с Катынью и многими другими захоронениями.

    Как гадко смотрятся попытки "историков" тоталитарных режимов обелять чудовищные преступления своих предшественников.
    Может для начала они потребуют открыть ВСЕ архивы НКВД?
    Тут был еще один "историк" из российского посольства в Латвии. 
    На этот вопрос он просто нагло врал, что все открыто, во всяком случае про Сталина.
    Даже играя ЧУДОВИЩНЫМИ цифрами, невинного убитых, бесповоротно не осудить преступления тоталитарных режимом, такие как в СССР - преступление.
    Именно из за таких "историков" тоталитарные чикатила, на подобии сталина, становятся "эффективными менеджерами"... 

    • Светлана Рябцева
      Беларусь

      №19 Светлана Рябцева

      17.11.2017

      20:22

      "При тоталитарном режиме Лукашенко снова появились попытки замять и уменьшить количество погибших от рук советской власти".
      Мне жаль всех убитых. Вечная им память. Факт есть факт. Для меня цифры не имеют значения, были в СССР пострадавшие от НКВД. Знаем, скорбим.
        А почему мы должны доверять вам. Вы не пойми где и не пойми кто. Наша власть меня вполне устраивает. Я за тоталитаризм и вся моя большая родня и знакомые ЗА. Тоталитаризм лучше либерастизма! У нас свободно я гуляю, грибы собираю, живу и работаю. Только благодаря титаническим усилиям президента и его команды у нас страна на месте стоит. Славный тоталитаризм спасает Беларусь, а то бы разорвали на части как Украину. Порядок у нас, правда, с кризисом, но держимся. 
      Поддержали: Юрий Анатольевич Тарасевич, George Bailey, arvid miezis
      • unknown
        Тоталитарный режим Лукашенко такой тоталитарный, что одев кастрюлю на голову и выкрикивая "Жыве Беларусь",  "поминальная процессия сьвядомых" раз в год активно ходит в Курапаты. При этом  бодро скандируя зачастую матерные речевки. Каждый скорбит по своему. Действительно: почему бы и не покричать речевки на могиле 100500 миллионов репрессированных? Что поделаешь, тоталитаризм:)
        Поддержали: Марк Козыренко, Светлана Рябцева
      • Михaил Гильмaн
        Соединенные Штаты Америки

        №27 Михaил Гильмaн

        18.11.2017

        00:35

        Ну нравиться жить под диктатурой - флаг вам в руки.
        Нравиться во лжи - нет проблем.
        Хочется порядка - вперед по пути Ына!
        Нравится хитроватый колхозник-диктатор? Тогда не жалуйтесь ни на кризисы, ни на то время, когда помогать стране перестанут.
        Диктатуры в современном мире не выживают в открытой конкуренции. Они могут жить только на халяве ресурсов или в ужасающей бедности.
        А мне верить не надо. Надо самим думать. Самим не "гордиться", а узнавать правду.
        Собственно диктатура в Белоруссии, меня волнует меньше, хотя думающих там людей, жалко.
        Меня волнуют диктатуры, которые нападают на соседей.
        Только не надо мне переводить стрелки на США. В отличии от Вас, живущей в диктатуре, я имею возможность сравнивать правдивость источников.

  • arvid miezis
    Латвия

    №26 arvid miezis

    17.11.2017

    23:29

    Поддержали: Юрий Анатольевич Тарасевич, Сергей Балунин
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Носович
Россия

Александр Носович

Политический обозреватель

О прибалтизации Украины

И почему Беларусь — не Прибалтика

Валентин Старичёнок
Беларусь

Валентин Старичёнок

Кандидат исторических наук

Демократия наоборот

Вот вам и европейская терпимость

Мечислав Юркевич
Беларусь

Мечислав Юркевич

Программист

ПОЧЕМУ КАЛИНИНГРАД ПРИСОЕДИНИЛИ К РОССИИ

А не к Беларуси или Литве

Дмитрий Кириллович Кленский
Эстония

Дмитрий Кириллович Кленский

писатель, журналист, общественный деятель

ПИРРОВА ПОБЕДА ВРАГОВ КЫЛВАРТА И ЦЕНТРИСТОВ?

Шах и мат

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.