За равные права

02.07.2014

Владимир Бузаев
Латвия

Владимир Бузаев

Математик, физик, политик

Куда мы зашли

И как мы спасаемся

Куда мы зашли
  • Участники дискуссии:

    21
    51
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Пока эта статья готовилась к публикации, существенно продвинутый английский вариант книги «Правовое положение русскоговорящего меньшинства в Латвии» плавно переместился из типографии к стенке в помещении для приемов Латвийского комитета по правам человека. Теперь книжные залежи будут оттенять экспонаты развернутой там же выставки, посвященной Великой Отечественной войне.
 
Перетаскивали увесистые пачки брошюр мы вдвоем с другим завсегдатаем ИМХОклуба, Александром Гильманом, на которого за его публикации уже дважды заводили уголовные дела.  В частности — за его высказывание о Латвии как абсолютном зле, сделанное в комментариях на принадлежащем мне сайте Штаба защиты русских школ. Я же читателям своего мнения не навязываю, и они сами могут решить, абсолютным злом является наше государство или только относительным.
 
Итак:
 
 
Куда мы зашли?
 
Латвия была одним из самых процветающих уголков как СССР, так и, в особенности, Российской империи.
 
В имперский период Латвия на душу населения превышала остальную Россию по выпуску промышленной продукции втрое, по товарообороту и прибыли — вчетверо. Более ¼ российской внешней торговли приходилось на латвийские порты.
 
Латвийская ССР по выпуску продукции народного   потребления на душу населения превышала остальной СССР вдвое, и лидировала по доле лиц, среднемесячный доход которых превышал 200 рублей.
 
Оккупация Латвии войсками Кайзера и гражданская война нанесли тяжелый удар по экономике края. При выходе Латвии из состава СССР ничего подобного не происходило, хотя судя по нашим экономическим и демографическим «успехам» в это трудно поверить.
 
Вторая Латвийская Республика к 2013 году просуществовала уже 22 года — столько же, сколько и первая. Сравнение даже с не слишком успешной Первой республикой позволяет охарактеризовать ее реинкарнацию, как полностью провальный проект (см. табл.).
 
 
Экономические успехи Первой и Второй Латвийской республик
(конечный период по сравнению со стартовым)





Автор не просто с отвращением следил за деятельностью финансируемой за счет налогоплательщиков правительственной комиссии по оценке ущерба от «оккупации», но и провел альтернативное исследование, посвященное 20-летию распада СССР.
 
Правительственная комиссия определяла «ущерб» исходя из предположения, что Латвия после 1940 года развивалась темпами, характерными для наиболее передовых капиталистических стран (чего никогда не происходило в действительности).

Автор, следуя правительственной методике, предположил, что Латвийская ССР жива и развивается со скромными темпами последней советской пятилетки. Были выбраны две модели развития Латвийской ССР — экстенсивная  (прирост ВВП сохранен на уровне ЛССР, а население продолжает прирастать за счет миграции) и  интенсивная (сохранен советский прирост ВВП на душу населения, а население прирастает исключительно за счет естественных причин с темпами советского времени).

 

 
 
Оказалось, что по ВВП мы превысили уровень 1991 года дважды  — в  докризисном 2006 и 2012 году. Если предположить, что 22 года Латвийская ССР стояла на месте, недополученный ВВП составляет 68 млрд. латов в ценах 2010 года.
 
При этом ущерб от деятельности наших независимых правительств от Годманиса до Домбровскиса составил уже 263 млрд. латов. против тех 232 млрд. латов, которые комиссия насчитала за вдвое больший период от Сталина до Горбачева.
 
С учетом выплат из общественных фондов потребления средняя пенсия 1990 года  составляла 196, а средняя нетто зарплата — 383 лата 2010 года. К 2010 году по различным моделям развития средняя пенсия составила бы 314-337, а средняя зарплата — 613-659 латов. Фактические показатели на 2010 год: средняя пенсия — 173, средняя зарплата — 316 латов.
 
Эти цифры следует повторять каждый раз, когда власти вспоминают   об «оккупации».
 
Страны Запада, вынужденные конкурировать с СССР в социальной защите населения, значительно улучшили классическую «Марксову» модель капитализма. Латвия же восстановила эту исходную модель во всех ее отвратительных чертах. По индексу расслоения доходов между богатыми и  бедными страна является абсолютным лидером среди 32 стран ЕС и стран-кандидаток, начиная с  2005 года.  Зато по уровню расходов на социальную защиту по отношению к ВВП Латвия с 2007 года укрепилась на последнем месте.
 
По абсолютному уровню расходов на душу населения (данные 2011 года) Латвия с 1478 евро оказалась на третьем месте с конца, опередив Болгарию (927) и Румынию (1062). Но от лидирующего Люксембурга  Латвия отстает в 12 раз, а от среднего показателя еврозоны — почти в 6 раз.
 
 
Как мы спасаемся?
 
Этническая сегрегация на рынке труда существовала и в советское время, когда выбор профессии, по крайней мере, для русскоязычных жителей был гораздо свободнее, чем во времена «либерализации экономики». Тогда еще не существовало  ни запретов на профессии для неграждан, ни снабжения почти каждой из профессий в общественном секторе, а в последнее время — и 1/3 профессий в частной сфере языковыми требованиями, ни этнических предпочтений при приеме на работу. Испытанием на выживание стала и полная структурная перестройка экономики — от реального производства к сфере услуг.


 
Латыши вынуждены были перейти от привычной для них работы на селе и в море в сферу услуг, причем около 1/3  из них нашли себе место в сфере некоммерческих услуг, оказываемых госсектором. Нелатыши по-прежнему  не оставляют сильно свернувшуюся, и ставшую преимущественно частной, сферу промышленности и строительства, в сфере некоммерческих услуг (типа налоговой или языковой инспекции) представлены слабо, зато нашли себя в сфере коммерческих услуг, оказываемых преимущественно частным бизнесом.
 

Хорошо там, где нас нет
 
По различным исследованиям, в аппарате министерств доля нелатышей составляла около 8%, среди судей и адвокатов — 10-12% при их доле в составе населения около 40% и среди не имеющих формальных запретов на профессии граждан — 28%. Ну, и как следствие, нацменьшинства составляют 56% контингента заключенных.
 
Интересно, что первым исследованиям такого рода (2002) мы обязаны провинциальному социологу Артису Пабриксу, не бывшему тогда еще ни министром, ни депутатом Европарламента.
 
По произведенном в 2008 году автором визуальной оценке списка из 396 судей лишь 47 из них (12%) имели нелатышское имя и фамилию. При анализе по той же схеме списка из 63 руководителей прокуратур удалось обнаружить лишь четырех предположительно нелатышей,  или 6% от общего числа. Результаты исследований под протокол были изложены с трибуны Сейма.
 
Юбилейное издание (Latvijas advokatūra: 1944-2010. Biogrāfiska vārdnīca. Latvijas Zvērinātu advokātu padome, Rīga, 2011, 797.lpp)  биографий 1883 латвийских адвокатов, с указанием их этнической принадлежности и периода работы в Латвийской ССР и Латвийской Республики* позволило автору дать оценку этническому составу и этих представителей запрещенной для неграждан профессии. В Латвийской Республике практиковали 1309 адвокатов из числа упомянутых в биографическом словаре, и 87,2% из них были латышами.

Несмотря на то, что в словаре почти на каждой странице, причем нередко несколько раз, упоминается слово «оккупация», из 883 адвокатов, практиковавших в советский период, 63,4% были латышами. Причем уже по переписи населения 1959 года латыши в населении составляли лишь 62,4%, а в 1989 году — 52%. При обоих режимах сумели поработать 310 адвокатов, из которых 80,6% были латышами. Соответственно, из тех 36,2% представителей нацменьшинств, которые практиковали в советское время, пережить изменения требований к профессии (кроме гражданства, это еще и знание госязыка на высшую из 6 категорий для лиц, не окончивших латышскую школу) удалось  лишь примерно половине (19,4%).
 
Интересные данные об этническом неравенстве на рынке труда можно почерпнуть из монографии 2010 года под редакцией нынешнего комиссара по правам человека Совета Европы Нила Муйжниекса.
 
Среди высококвалифицированных служащих преобладают латыши, тогда как лица, принадлежащие к меньшинствам, преобладают среди  низкоквалифицированных служащих, квалифицированных и неквалифицированных рабочих.
 
Уровень безработицы среди нелатышей выше их доли в составе трудоспособного населения, среди хронических безработных, к примеру — примерно на 20%. Тем не менее, переквалификация безработных осуществляется исключительно на государственном языке. Невостребованной остается нелатышская интеллигенция: уровень занятости у нелатышей с высшим образованием в 2008 году составлял 75%, у латышей — 87%.
 
Исследования показывают, что зарплата представителей нацменьшинств составляет около 90% от таковой у работников коренной нации (2009 год), а у женщин, занятых в общественном секторе — 79%  (2007 год). По опросу SKDS 2012 года, ниже среднего уровня свои доходы оценили 35% опрошенных латышей и 41% нелатышей.
 
Одним из способов выживания населения является экономическая эмиграция. Фрагментарные данные об этническом составе эмигрантов свидетельствуют о существенном преобладании среди них нелатышей. Например, на участке в Дублине за придание русскому языку статуса государственного, голосовало 37% граждан Латвии, а в целом по стране — 25%.
 
 
  

* Latvijas advokatūra: 1944-2010. Biogrāfiska vārdnīca. Latvijas Zvērinātu advokātu padome, Rīga, 2011, 797.lpp. Авторы сборника ставили целью опубликовать биографии всех адвокатов, о которых удалось найти сведения, так что выборка представительная.
 
 

Вопросы Владимиру Бузаеву

  • Сергей Радченко
    Литва

    №2 Сергей Радченко

    02.07.2014

    08:00

    Прекрасный анализ.Браво автору..Но...Выводы какие? Концовка смята.Так КУДА же мы зашли? И КАК спасаемся?Ну и классика -Что делать?
    Присоединились: Голда Меир, Аркадий Посевин
    • Владимир Бузаев
      Латвия

      №17 Владимир Бузаев

      02.07.2014

      11:56

      Ну для самого автора уже написание книги, это деяние. А перевод ее на английский (завершен) и распространение среди экспертов (что перманентно происхолдит со всеми изданиями ЛКПЧ), , которым Латвия лапшу на уши вешает  - тоже.
      Я во всей книге старался воздержаться от выводов и оценок, ибо сам материал заставляет читателя их сделать без вмешательства автора.
      Что касается исправления ситуации - это дело политиков. Будучи в этом качестве, я например сумел первым внести в Сейм принцип обмена вида на жительство на инвестиции и принцип списания долгов после отдачи ключей. Прямые наши преложения приняты не были, но одна проблема была решена, а вторая - в стадии разрешения, хотя нас там уже давно нет. А вот например невзыскание долгов с социальных пособий - это мое предложение было принято в чистом виде и до сих пор работает. Несколько десятков миллионов латов в год мимо банков проходит. между прочим.

      Поддержали: Сергей Радченко, Олег Озернов, Марк Козыренко, Сергей Т. Козлов, unknown , Дмитрий Болдырев

Комментарии

  • Сергей Т. Козлов
    Аруба

    №1 Сергей Т. Козлов

    02.07.2014

    06:49

              Публикация конкретная, ёмкая.
              Согласен со всеми Вашими выводами.
         Особенно поддерживаю-"Автор не просто с отвращением следил за деятельностью финансируемой за счет налогоплательщиков правительственной комиссии по оценке ущерба от «оккупации»..."


    Поддержали: Марк Козыренко, Андрей Радовский, Александр Янчевский, Олег Озернов, Маша Сковородкина, Артём Губерман, unknown , Алексей Хрыков
  • Евгений Иванов
    Латвия

    №3 Евгений Иванов

    02.07.2014

    08:48

    на участке в Дублине за придание русскому языку статуса государственного, голосовало 37% граждан Латвии, а в целом по стране — 25%.
     Ну строго говоря некорректно делать выводы по одному участку. Залез на сайт цвк тут.
     В целом по загранице проголосовали  за, лишь 20,5%, по стране-25%. Я конечно не готов спорить о том что, неверно утверждать что нелатышей уезжает больше чем латышей. Логически это скорее так. Но вот статистического подтверждения этой гипотезы честно говоря не видел.
    Поддержали: Снежинка Αυτονομία
  • Mister Zzz
    Латвия

    №5 Mister Zzz

    02.07.2014

    09:07

    Совершенно нормальный бизнес прием - получив тактическое превосходство выпихнуть конкурентов. Отсутствие массовых исков в Евросуд и гражданской войны подверждает законность действий.

    По поводу 2006 года и кризиса. Ни одна страна не в кризис не разбогатела.
    Поэтому картинка с прогнозом ВВП некорректна.

    Фактически, русскоязычные должны быть благодарны партии за повышение своей конкурентной способности. (см. Коммерческие услуги в процентах) Ибо местное население в размере 30% это потенциальные и никому не нужные безработные.

    Особый респект партии за устранение как класса мигалок на машинах.

    Претензии надо предъявлять к конкретным членам правительства за _конкретные_ действия. Список в студию!
    Поддержали: Vadim Sushin
    • Владимир Бузаев
      Латвия

      №19 Владимир Бузаев

      02.07.2014

      12:14

      Ну да, еще Маркс говорил, что в случае, если прибыль превышает 10%, бизнес готов на любое преступление. Но государство, кстати. отрицает, что проводит сознательную политику вытеснения нас из госсектора экономики, к примеру. Поэтому систематизация такого рода фактов и предание их гласности полезны сами по себе.
      Что касается вашего вывода о том, что нужно вместо мегоа-оценок оценивать каждое конкретное правительство, то позвольте с вами не согласиться.
      Мега - оценка печальной истории нашего ВВП и сопоставление с довоенной республикой нас избавляют от лишних деталей и позволяют говорить о провальности проекта ЛР-2 в целом, независимо от конкретных реализующих проект личностей.
      К сожалению все это происходит не только в Латвии, но и на всей территории СССР. И в исходной статье 2011 года (на нее и ссылка есть) об этом сказано. Ну не стал я говорить, что Горбачев и Ельцин принесли нам больше бед, чем Гитлер и Чингиз хан, вместе взятые. Но из статистических данных по ВВП и народонаселению такой вывод напрашивается. 
  • Ed Dantes
    Латвия

    №7 Ed Dantes

    02.07.2014

    10:00

    При этом ущерб от деятельности наших независимых правительств от Годманиса до Домбровскиса составил уже 263 млрд. латов. против тех 232 млрд. латов, которые комиссия насчитала за вдвое больший период от Сталина до Горбачева.


    Браво господин Бузаев .
    Поддержали: Сергей Радченко, Аркадий Посевин, Олег Озернов, Марк Козыренко, Сергей Т. Козлов, unknown , George Bailey, Алексей Хрыков, Евгений Рожков
  • Дарья Юрьевна
    Латвия

    №8 Дарья Юрьевна

    02.07.2014

    10:12

    Автор не просто с отвращением следил за деятельностью финансируемой за счет налогоплательщиков правительственной комиссии по оценке ущерба от «оккупации»
    -------------------------
    Будто проводить альтернативные исследования исходя из того, что Латвийская ССР жива, лучше.
    Чтобы ЛССР развивалась теми же темпами, должен был сохраниться СССР, СЭВ, железный занавес, Китай продолжал деградировать... Не слишком ли много достоинств Годманису приписываете?

    Однако судя по таблице (в которой отсутствуют единицы измерения) к 2012 году под мудрым руководством Домбровского уровень ВВП достиг 1991 года. А если еще учесть, что населения стало на треть меньше, ВВП на душу населения даже в кризисный 2009 год был на уровне процветающего советского 91 года. 

    Поддержали: Eugenijus Zaleckas, Vadim Sushin
    • Сергей Радченко
      Литва

      №9 Сергей Радченко

      02.07.2014

      10:22

      ВВП вообще коварная штука ,не отражающая истинную картину жизни.Вот н-р(не дай Бог) эпидемия с большой смертностью.При этом рост похоронных услуг и соответственно ВВП.Современное мерило деньги скоро сьиграют злую шутку с  жителями планеты - денег будет много ,а людей мало.
      Поддержали: Владимир Соколов
      • Дарья Юрьевна
        Латвия

        №10 Дарья Юрьевна

        02.07.2014

        10:29

        Если случится эпидемия, объем похоронных услуг возрастет. Но снизятся расходы на питание, одежду, жилье, развлечения (мертвым оно не надо, а живым не до развлечений), и ВВП останется на том же уровне.. 
        Потом из-за уменьшения численности населения начнет сворачиваться экономика, и ВВП начнет падать. А если при снижении численности населения ВВП растет, значит экономика развивается.
        Поддержали: Сергей Радченко, Marija Iltiņa
        • Сергей Радченко
          Литва

          №11 Сергей Радченко

          02.07.2014

          10:40

          А если при снижении численности населения ВВП растет, значит экономика развивается.

          Совершенно с Вами согласен.ЭКОНОМИКА развивается - численность населения падает.По эпидемию -  резко растут при этом расходы на лекарства и т.д. думаю будет влет ВВП..Или еще лучше (в смысле хуже) война- производство оружия- влет ВВП! В общем тенденцию Вы заметили правильно экономика растет -население уменьшаеться.Можно радоваться росту ВВП,а можно огорчаться уменьшению численности людей.Каждый выбирает чему радоваться сам.
        • Марина Зимина
          Латвия

          №12 Марина Зимина

          02.07.2014

          10:42

          Если два ковбоя съели две кучи бизоньего навоза "бесплатно", то ВВП при этом, формально, вырос не на ноль, а на ту сумму (удвоенную), за которую каждый из них был согласен эту кучу съесть. Так что показатель, действительно, коварный. Но коварный тем, что к собственно производству товаров и услуг имеет отношение весьма косвенное.
          Поддержали: Олег Озернов, Сергей Т. Козлов, Сергей Радченко, Дмитрий Болдырев, George Bailey
    • Владимир Бузаев
      Латвия

      №20 Владимир Бузаев

      02.07.2014

      12:22

      Ну мои предположения ничуть не хуже предположений правительственной комиссии, и даже лучше, ибо в их основу все-же положены темпы развития, которые были достигнуты Латвией в реальности. В графике (а не в таблице) вертикальная ось - это латы 2010 года.
      Что касается ВВП на душу населения. то картинка конечно, несколько лучше. Она (картинка) кстати приведена в исходной статье 2011 года, на которую есть ссылка. 
      Поддержали: Марк Козыренко
      • Дарья Юрьевна
        Латвия

        №22 Дарья Юрьевна

        02.07.2014

        12:33

        Если Вы считаете, что комиссия дурью мается, зачем заниматься тем же самым.
        Экстраполировать темпы развития ЛССР на последующие годы, после того как СССР и соцлагерь развалились, изменились цены на сырье, изменились рынки сбыта и вообще вся экономическая система, несколько некорректно.

        Комиссия все-таки экстраполировала темпы развития в сравнении со странами, которые находились в аналогичный ситуации, как Латвия до войны.
        Поддержали: Ян Заболотный, Marija Iltiņa, Vadim Sushin
        • Владимир Бузаев
          Латвия

          №24 Владимир Бузаев

          02.07.2014

          12:48

          комиссия не просто дурью мается, а мается ею по заданию Сейма, закрепленному в декларации "о преступном оккупациооном режиме СССР" 2005 года. За наши с вами деньги, между прочим и используя результаты своей работы против нас.
          Я как раз в 2005 году депутатом был, и активно вставлял палки в колеса на пути продвижения этой декларации.
          В 2011 году, сидя на пособии по безработице (тоже деньги налогоплательщиков, конечно) я это альтернативное исследование и сделал. Как хорошее контр-пропагандистское оружие. И кстати, тот факт, что уровня 1991 года мы достигали дважды, уж никак от степени процветания Китая и рыночной конъюктуры не зависит.
          Поддержали: Марк Козыренко, Сергей Т. Козлов, George Bailey
          • Дарья Юрьевна
            Латвия

            №26 Дарья Юрьевна

            02.07.2014

            16:42

            Если комиссия мается дурью за бюджетные деньги, это проблема целесообразности расходования бюджетных средств, а не методики подсчета.

            Латвия - страна маленькая, никакого влияния на мировую экономику не оказывает. Поэтому можно предположить, что не войди она в состав СССР, она могла бы развиваться по сценарию, например, Финляндии. Прошлое сходное, условия тоже, довоенный уровень был примерно одинаковым. Даже ориентация на Россию могла бы сохраниться со всеми ее радостями и гадостями.

            В 1990-м году произошел кризис и перестройка половины мировой экономики. И если бы Латвия осталась верна принципам, она бы скорее развивалась по сценарию Северной Кореи, а не по планам КПСС.

            Поддержали: Vadim Sushin
            • Владимир Бузаев
              Латвия

              №30 Владимир Бузаев

              02.07.2014

              17:47

              Комиссия не "дуоью мается" а в полном соотвтствии с заданием разрабатывает пропагандистское оружие против нас. Ну например, косвенным результатом в том числе и ее деятельности является широкая поддержка идеи ликвидации образования на русском языке среди латышских избирателей.
               Что касается самостоятельного развития 1-ой ЛР. то ее не слишком выдающиеся успехи - в таблице из статьи. Могу добавить, что и система образования у нее была хотя и предельно толерантная к меньшинствам, но не слишком эффективная по сравнению с соседним СССР. Даже неграмотность (среди русских латвийцев) ликвидировать не смогли.
              А вот за счет "мигрантов" в 1989 году у русских было 14 лиц с высшим образованием на 1000. у латышей - только 10
  • Владимир Иванов
    Россия

    №14 Владимир Иванов

    02.07.2014

    10:53

    Наверно, развитие страны в том или ином направлении зависит от ... менталитета жителей.
    Народ выбирает "кормчих", которые ведут к Светлому Будущему. Выбирают по образу и подобию своему.
    Был бы премьером крикливый мужик-производственник с красной рожей, то в Латвии свои трамваи-электрички покупали бы. А нынешняя... Для неё, наверно, способствовать стройке завода по производству стекловолокна, как для крестьянина отравить речку в которой он рыбу ловит.
     Все подсознание будет кричать: "Не делай этого, занимайся чем умеешь".
    Для России производственник - уважаемая фигура. Производить электродвигатели почетней, чем газировкой торговать. А в Латвии свой менталитет, который ковался в годы оккупаций-завоеваний.
    В России редко хутора встретишь, в Латвии их достаточно, что говорит о том, что народ без радости будет трудится на предприятиях-гигантах.
    Небольшая мастерская по производству скворечников, маленькая гостиница, поле, где лён растет, - вот места, где будет счастлив латыш. А коксохимическое производства - это Ад, куда попал за грехи в прошлой жизни.

    Поддержали: Vadim Sushin
    • Владимир Бузаев
      Латвия

      №21 Владимир Бузаев

      02.07.2014

      12:29

      Самые лучшие показатели у Латвии по сравнению с (остальной) Россией были в 1914 году. Тогда кстати на лучших (в том числе и в мировом масштабе) производствах среди рабочих доля латышей была очень велика. Вышли они с хуторов. однако. Но после того, как восточный рынок исчез, вернулись обратно. Потом при СССР снова частично вышли. А теперь не столько на хутора возвращаются, сколько за границей свой маленький рай ищут
      Поддержали: Марк Козыренко
  • Ян Заболотный
    Латвия

    №15 Ян Заболотный

    02.07.2014

    10:58

    Исследовать альтернативное прошлое или альтернативное будущее конечно же интересно. Но делать на подобном анализе оценку текущего момента не правильно. Было бы понято, если подобное исследование автор проводит только в пику комисии по ущербу от оккупации, но тут видимо иные мотивы.
    Поддержали: Vadim Sushin, Maija Vainst
    • Владимир Бузаев
      Латвия

      №23 Владимир Бузаев

      02.07.2014

      12:35

      Не согласен. Экскурсы в прошлое и в будущее чрезвычайно полезны для оценки того, где мы нахдоимся в данный момент.
      что касается авторских побуждений, то материал четко делится на две части. Вторая часть - преимущественно этнический аспект экономической ситуации. Она в целом совпадает с направлением всей книги.
      А вот первая часть из книжки точно выпадает, и стимулом к ее написанию как раз и послужила наглая деятельность правительства.  Ну и у автора вся родня - производственники, поэтому история латвийской промышленности для меня - чатсь семейных хроник.
      Поддержали: Марк Козыренко, Сергей Т. Козлов, Сергей Галашин
  • Vadim Sushin
    Испания

    №33 Vadim Sushin

    02.07.2014

    21:03

    Очень своеобразный график получился у автора...
    1. Не виден результат "всесоюзного кризиса" середины-конца 80-х. На всём постсоветском пространстве в начале 90-х - спад, что и отражают синие столбики, а у нас по всем моделям неудержимый рост.
    2. Не ясно, почему автор предположил, что на СССР не повлиял бы кризис 2007 года. Складывается впечатление, что автор обвиняет правительство Латвии в обоих кризисах и в развале СССР.
    3. В период с 2000 по 2008 годы можно наблюдать очень уверенный рост экономики реальной Латвии по сравнению с экстраполированными автором цифрами, но тут автор скромно промолчал.
    Думаю, гораздо более показательным был бы аналогичный график, дополненный реальными цифрами начиная с 1980 года, когда должность ПредСовМина оставил Косыгин и начался экономический закат СССР, и с цифрами успехов других бывших союзных республик в период после 1991 года. Без этих данных график выглядит как грубая подтасовка данных, околонаучная фантастика...
    Поддержали: Rīdziniex Originalis
    • Сергей Леонидов
      Латвия

      №35 Сергей Леонидов

      02.07.2014

      22:42

      Методику разработал не автор, а правительственная комиссия по подсчёту ущерба оккупации. Автор лишь применил эту методику к другому временному отрезку. Если вы пришли к выводу, что это грубая подтасовка данных, то тем самым обвинили в этом правительство Латвии. 
      Что, как я понимаю, и было целью автора.
      • Vadim Sushin
        Испания
        В правительственной методике предполагалась корреляция между ростом экономик Латвии и ведущих стран Европы. Очевидно, чо все кризисы, от которых страдала Европа, отразились бы на экономике и Латвии. Автор же подобное допущение в своих расчетах не применил, а лишь провел прямые линии по двум точкам последней пятилетки, получив стабильный линейный рост ВВП без какого-либо влияния на него событий в мире, даже без учета того, что весь остальной СССР развалился. Или в развале СССР тоже латыши виноваты?
    • Виктор Матюшенок
      Латвия

      №44 Виктор Матюшенок

      03.07.2014

      11:27

      "на СССР не повлиял бы кризис 2007 года."
      А почему Вы полагаете, что кризис кап. мира  мог негативно  повлиять на экономику СССР? (Пусть и не совсем уже плановую во времена Брежнева)
      До этого  такие кризисы шли СССР только на пользу.. Например, Сталину удалось провести индустриализацию в сжатые сроки именно благодаря "великой депрессии" - оборудование,и технологии закупались по дешевке, спецы стояли в очереди, чтобы поработать в СССР.
      В свое время меченого дурачка-перестройщика предупреждали: подожди ты со своими "реформами", запад свалится в очередной штопор и все необходимое для модернизации получишь по бросовой цене.

    • Владимир Бузаев
      Латвия

      №46 Владимир Бузаев

      03.07.2014

      14:14

      1. Этот "всесоюзный кризис" выражался вовсе не в спаде экономики, как вы видимо предполагаете, а лишь в замедлении темпов роста. В предложенной модели он как раз учтен, ибо выбраны темпы роста не в среднем за несколько пятилеток, а за самую неудаччную последнюю. То что эта самая неудачная советская пятилетка оказалась эффективнее наиболее удачных постсоветских лет (которые. вопреки мнению комментатора, на графике отражены) автор не виноват.
      Не готов согласиться с вами, что в случае, если бы СССР не уничтожили бы по политическим причинам, его экономика бы продемонстрировала бы спад в 2007 году. Вся история экономики СССР  (за исключением периода войны) демонстрирует только рост, в том числе и в период самого глубокого мирового экономического кризиса 1933 года.
      Что касается "успехов" других бывших республик СССР, то тут вы правы наполовину: они столь же впечатляющи, как и наша "история успеха", но в моей исходной статье 2011 года (на которую в статье ссылка есть) эти данные приведены, и даже выводы сделаны.
      Вам просто легче меня позором заклеймить, чем по ссылочкам ходить
  • Юрий Васильевич Мартинович
    Литва

    №39 Юрий Васильевич Мартинович

    03.07.2014

    00:39

    К сожалению не могу согласится с некоторыми экономическими показателями в форме графика. С гуманитарной частью согласен.

    Хочу оспорить один тезис. Что меньшинства представлены слабо из-за плохого знания государственного языка.  Это полная глупость, достойная национально озабоченной прессы Латвии для внешнего использования.Я знаю массу примеров, в том числе и с моей дочерью, которая закончила латышскую школу, имеет международный диплом и стажировку в США. Больше года пыталась найти работу, участвуя в конкурсах и рассылая СV, все тщетно, на собеседованиях ей говорили все прекрасно, но в графе национальность указано РУССКАЯ. Теперь она с семьей живет в Англии и трудится на благо британской империи. В Латвии, как и в Литве, меньшинства, как правило знают 3 языка, в отличии от титульной нации.

    • Владимир Бузаев
      Латвия

      №47 Владимир Бузаев

      03.07.2014

      14:28

      Кроме прямых ограничений по признаку гражданства и неправильной оконченной школы имеется. разумеется и прямой национальный протекционизм. Правда имеется он и при приеме на работу в "русские" фирмы. Если в оригинал книжки заглянете, то и табличку соответствующую там найдете.
      Что касается графика, то просто воспринимайте его как факт. А факты - вещь упрямая. Я конечно мог бы ошибиться при сшивке результатов начала 90-х и данных уже 21-ого века. Там в статистике лакуна присутствует, которую пришлось заполнять (см. оригинальную статью 2011 года). Но сшивка проводилась двумя методами с использованием непересекающихся источников. И когда результат совпал, я и успокоился.
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Гапоненко
Латвия

Александр Гапоненко

Доктор экономических наук

Рецессия и стагфляция

2 друга латвийской экономики

IMHO club
Латвия

IMHO club

Фантомные боли латвийской экономики

можно ли вернуть то, что разрушили

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Отец-основатель

В советский рай Латвию больше не возьмут

реиндустриализация

Андрей Солопенко
Латвия

Андрей Солопенко

Социолог

Экономический потенциал Латвии за 20 лет «советской оккупации» вырос в 17 раз

ЗАМЕНИМ СУДЕЙ НА ИИ?

Горбачев "каялся" в присущей ему оригинальной манере. В своей книге он написал: "..архивные документы косвенно, но убедительно свидетельствовали..". Как такое может быть известно,

ТРАНСПОРТНАЯ ПРОБЛЕМА ПРИБАЛТИКИ

С этим большой вопрос. Хохлы не оправдали доверия объединённого Запада, а когда они стали требовать ядерное оружие, янки сказали хватит. Не для того грабим, чтобы враз всё потерять

ПИСЬМО АЛЕКСАНДРА ГАПОНЕНКО

А противостоит мне сын лжи. Я спросил у Ясеня: "Кто сын лжи?" Ясень не ответил мне, качая головой. Тогда я обратился к Святым Евангелиям с этим вопросом. И выдали мне Они таку

​ФРОНТ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА

Цели останутся те же, а вот способы достижения цели могут быть разные. Мне это напоминает сюжет давно прочитанной книги "Любовь к жизни" Джека Лондона, где обессилевший человек одо

РОССИИ НИКУДА НЕ УЙТИ ОТ ПЯТИМИЛЛИОННОЙ АРМИИ

Да, ваши всегда начеку. Наши тоже.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.