Вынос мозга

07.12.2012

Борис Ярнов
Латвия

Борис Ярнов

Пенсионер

Рассуждение на тему "булшит"

Кто вы, Сармите Элерте?

Рассуждение на тему "булшит"
  • Участники дискуссии:

    30
    152
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Меня всегда интересовал ТИП людей, занимающихся латвийским «макроэкономическим» регулированием. Они берутся играть в шахматы, но никогда в принципе не просчитывают второй ход, а первый им всегда представляется очевидным.

И когда в результате получают детский мат или теряют ферзя (и жители страны вместе с ними), то страшно обижаются и говорят, что ни в коем случае не имели это в виду. Когда же у них спрашивают: а что, нельзя было просчитать хотя бы на один ход вперед? – делают страшные глаза, поскольку это не принято.

Благодаря изумительным латвийским администраторам страна постоянно попадает в разнообразные передряги, о которых кукарекали все петухи, предупреждали независимые аналитики, в том числе и западные, и тем не менее они произошли. Им указывают пальцем, что под ногами яма — невзирая на это, они бодро шагают вперед и падают (прихватив с собой и нас).

Читая интервью в попытках понять латышскую управленческую культуру, я задавал себе вопрос: как эти персонажи концентрируются во власти? Конечно, особое место занимала тема «женщина в управлении» – руководитель и подчиненная. Старое интервью Сармите Элерте в свое время произвело на меня неизгладимое впечатление. И поскольку эта дама сегодня претендует на кресло мэра Риги, я решил поделиться своими недоумениями с членами клуба и поставить пару-другую вопросов...

Прежде всего — договоримся о смыслах. Я не претендую на правильность, единственность или всеобъемлемость нижеследующих определений, а лишь информирую о том, что имеется в виду в тексте.

Под предпринимателем я понимаю владельца неких ресурсов, извлекающего из них прибыль в дензнаках, различными (лучше всего — придуманными им самим) способами. Знаю, что вызову критику, и тем не менее, заявлю, что способ получения прибыли и рассуждения о человеколюбии к делу отношения не имеют. Это – свободный выбор. Есть общество, которое может или не может навязать предпринимателю свои нормы.

Руководитель – это человек, определяющий задачи своей организации и подчиненных. В этом у него много общего с предпринимателем. Отличие – предприниматель может быть одиночкой.

Менеджер – это профессия человека, организовывающего (обеспечивающего) достижение целей, поставленных руководителем.

Естественно, что каждой позиции присущи свои особые умения и способности. Вот в этом контексте я и читал интервью Сармите Элерте от 25 января 2010 года. Конечно, в переводе на русский язык. В кавычках, италиком — цитаты из интервью.

Сармите Элерте – руководитель (главный редактор), менеджер (у других собственников газеты), предприниматель (имела свою долю в капитале), ушла из бизнеса (продана «Диена»).

Впечатления Сармите Элерте после продажи: «Первое и самое прекрасное, что я пережила недавно, после ухода из «Диены» — это Вена. Там я в качестве вольного слушателя слушала лекции в Венской дипломатической академии. Это дало мне представление о том, как думали о международных отношениях сейчас и раньше».

Такое времяпрепровождение можно назвать активным отдыхом – сменой деятельности. Не теряя времени, повысить квалификацию, «получить максимальную добавочную стоимость как личность». Это — весьма прагматичный выбор очень немногих, и по обстоятельствам жизни редко встречающийся у женщин.

За сим следует немедленное применение полученных знаний: «Одно из направлений (sic!), над которым я сейчас работаю и продолжу работать, это проект в Грузии, цель которого укрепление демократии и свобода СМИ. Мы – это группа международных медиа-экспертов, в чьи планы входит понять вещи, которые надо изменить и в течение двух лет добиться, чтобы эти перемены произошли. В Грузии прошли огромные реформы, как в экономике, так и в сфере борьбы с коррупцией, однако эти реформы не до конца укрепились. Демократия означает участие жителей, и если этого нет, то реформы в экономике, бизнесе и госуправлении могут быть долгими, но они не приживутся».

Трудно отнести гранто- и фондопоедание к искусству менеджмента, даже если страждущих много и не всяк допущен. Это как бы «национальный промысел» (как у чукчей – китобойный, всем нельзя, а им – можно). Особое предпринимательство латышских «интеллектуалов» — конвертация в дензнаки «добавочной стоимости личности» (определение Элерте, где-то услышавшей о человеческом капитале и творчески применившей налоговую терминологию) путем складывания дайн о будущем Латвии за свою малую долю из бюджета. Латвийская особенность бытования экс-«менеджеров» и экс-«руководителей».

Мы знаем еще одну даму, накреативившую советы по использованию ветров для развития Лиепаи. Помню уникальные «Рекомендации по повышению рождаемости в Рижском районе». А за что боролись? Много будет разных планов – кушать-то надо. Замечу, что менеджеры уходят в управленческое консультирование. Политическое — это радость руководителей, отставленных от руководства и постановки целей.

А вот и пример целеполагания — прямое вмешательство во внутренние дела Грузии: «...в течение двух лет добиться, чтобы эти перемены произошли». Оказывается, Грузию приобщают к демократии, означающей «участие жителей» (наверное – в реформах). О чем говорит такая манера речи? Или это несовершенство перевода?

Жители Грузии в этих неизвестных, пока еще только «понимаемых» Элерте и Ко переменах, дружно и с песней должны «участвовать». Странная для XXI века «колонизаторская» убежденность, что приобщить к цивилизации можно насильно, причем у девушки из заштатной страны, слабо различимой на карте мира.

Симптом? Или следствие обучения в Вене принципам realpolitik, в рамках которой экспорт демократий, провалившийся в форме цветных революций на постсоветском пространстве, преуспевает на арабском Востоке. Привет от Джина Шарпа и Сола Алинского.

Но странная метаморфоза в сознании Элерте: на холмах Грузии она уповает на участие неких «жителей» — понятие, начисто отсутствующее для нее в Латвии. Здесь для участия существуют только граждане. Легко обсуждается латвийским экспертом необходимость перемен в Грузии, но в штыки воспринимаются мнения российских экспертов о необходимости перемен в Латвии. Что это — словесная эквилибристика, мимикрия, привычные двойные стандарты или симптом раздвоения сознания?

Элерте: «Еще я работаю в Национальном культурном совете. Фактически, мы включились в формулировку Латвийской долгосрочной стратегии (Латвия 2030), так как на наш взгляд там не хватает культуры, как раздела, так и четкой преамбулы государственного развития, какой мы хотим видеть нацию через 20 лет и каким должно быть ядро интеграции».

Да, Элерте — явно не менеджер. «Народный» сказитель — в позиции «родителя». Дама имеет свое видение нации, и оно должно стать государственной стратегией. Пока бодливой корове бог рогов не дал.

Замечу, что «национальное» в Латвии часто используется в качестве эвфемизмов некой озабоченности, о чем пробалтываются президент Берзиньш: «Мы не смогли сохранить невинность в национальном вопросе» (по поводу обмана Народным фронтом латвийских русских.)

Пабрикс: «Мы должны строить отношения (с Россией) прагматично, как два разумных индивидуума: сначала вместе пообедать, потом сходить в кино и, в конце концов, возможно, пожениться» или «о предложении правительства России я услышал только орально».

Райвис Дзинтарс: «За эти 30 лет я больше всего удостоверился в том, что главный ключ к счастью — способность любить. Так просто и в то же время так сложно!»

Когда-то Фрейд исследовал оговорки, дефекты вербальной коммуникации, указывающие на деформацию психики. Упомянутые сбои — на более содержательном уровне, на уровне не слов, а предложений или целых фраз. И указывают эти неправильности на деформацию не только психическую, но и социальную. Явная канализация либидо в область политического...

Элерте: «Телевидение в Грузии — очень влиятельное СМИ. Оно создает особую медиа-культуру, содержание которой определяют и контролируют политики. Их единственная возможность добиться стабильности в стране – это сближение с западом, а это означает принятие западных ценностей, в том числе и свободы СМИ. Они это понимают, но кто же добровольно откажется от контроля?»

Существует политическая целесообразность. Но в сознании дамы одновременно соседствуют и западная ценность — свобода СМИ, и по-азиатски жесткий их контроль. Здесь явная клиника — человек утверждает противоположное в двух, следующих одна за другой фразах.

Элерте: «В течение одного дня я комбинирую очень разные направления мышления, это намного интереснее, чем заниматься какой-то одной, определенной работой».

Неумение (нежелание) сосредоточиться на одном деле — это как минимум синдром то ли маниакального состояния, то ли повышенной тревожности. А вот умение удерживать различные «направления мышления» — это к национальному депутату — психотерапевту Сеглиньшу.

Размышления г-жи Элерте о России — знакомые национальные мантры, круто замешанные на комплексе неполноценности, скрываемым манией величия: в одном ряду Элерте и Д.Фридман, Латвия, Евразия, страны БРИК (см. в интервью).

Латвия — преграда гегемонистским устремлениям России и как территория транзита: «Почему мы интересуем Россию. Во-первых, географическое положение и транзит».

И как последний бастион Евросоюза: «Вокруг всей России есть естественные географические границы, но вот с северо-запада их нет. Здесь нет гор и глубоких рек. В данный момент НАТО приблизилось к Санкт-Петербургу и Москве на более чем 100 километров. Россия вернулась к своей особой авторитарной форме управления, и нас они воспринимают как угрозу себе».

И как влиятельный член Евросоюза: «Россию интересует возможность влиять на повестку дня ЕС, используя свои возможности влияния на политику стран-участниц».

А вот и «мысли» предпринимательницы о латвийской экономике: «Есть экспортные предприятия и экспортные отрасли, которые начали оздоравливаться. Это значит, что в Латвии есть предприятия, достаточно эффективные, дальновидные, качественные и стратегически мыслящие».

В этой логике ориентированный на местный рынок бизнес — это НЕ дальновидные, НЕ качественные, стратегически НЕ мыслящие.

Из этого следуют и задачи: «С точки зрения экспорта необходимо проверять любую политику, необходимо выяснить, что тормозит и мешает экспорту».

Иначе говоря, бизнес, ориентированный на местный рынок, может идти лесом. Но к чему эти «экспортоориентированные» рассуждения? Каждый предприниматель знает, что для экспорта продукции нужно найти в первую очередь рыночную нишу.

По мнению Элерте, в Латвии есть исключительные предприятия и средние: «Что я понимаю под средними. Это очень точно в одной из дискуссий определила Лотте Тисенкопфа – владелица предприятия по производству эко-косметики Madara. Она говорила о том, что в Латвии очень мало компаний, которые занимаются стратегическим планированием и долгосрочными прогнозами. Точность и уровень доверия, соблюдение условий договора, условий поставки очень низки. Культура бизнеса, на которую, естественно, влияет и политическая культура, во многом отравленная коррумпированным менталитетом. Можно ли это назвать латышским менталитетом, я не знаю».

Ну вот бизнес-наставница и определилась: красивый, экспортоориентированный бизнес в доступной для понимания Элерте области косметики. Но рассуждения о культуре как-то не увязываются с непониманием того, что такое менталитет. То, что есть в культуре, или то, что должно быть?.. Латвийская политическая и бизнес-культура отравлены. Но вот вопрос – латышское ли это отравление? Хороший вопрос, с подтекстом!

В чем дама видит причины кризиса в латвийском хозяйстве? Конечно, в неумелом руководстве. Оказывается: «Налоговая политика жирных лет больше всего стимулировала спекуляции с недвижимым имуществом, которые давали наибольшую прибыль, и которая не облагалась налогами».

Ну, во-первых, вранье. Налогообложение операций купли-продажи недвижимости препятствовало быстрым (менее года) спекуляциям. Во-вторых — а как дама собралась обложить налогами ипотечное кредитование? А лизинг? А потребительские кредиты, наконец? Сделать их недоступными? Ведь налоги всегда ложатся на конечного потребителя. И как бы ей это позволили сделать банки?

Пора заканчивать. Посмотрим на основания экономических «смыслей» Элерте:
«Влияние кризиса позитивно еще и потому, что до сих пор люди считают, что не они сами должны определять свою жизнь, а что государство должно их тормошить, направлять и толкать. С одной стороны люди не верят в государство, с другой — слишком много от него ждут. Я думаю, что кризис окажет определенное влияние на мышление человека, заставит понять, что он сам должен брать на себя ответственность».

Правильный классический ультралиберализм. Каждый сам за себя: «Думая об образовании, надо понимать, что необходим государственный заказ, подготовка специалистов для отраслей, которые развивают экспорт, господдержка, вложение в исследования, науку, которые могут помочь экспорту».

А вот это уже типичное авторитарно-патерналистское вмешательство государства, и не просто косвенным регулированием, а запрещаемыми ВТО прямыми финансовыми вливаниями: «Одно очень важное задание, которое следует выполнять через школы – это ликвидировать то неравноправие в обществе, которое объективно существует и будет существовать. Это означает, что независимо от того, насколько обеспечены родители ребенка, он должен получить максимальную добавочную стоимость как личность».

Так эта Элерте антилиберальный социал-демократ! А скрывала...

Закончим. К менеджменту, предпринимательству и даже к руководству эта дама имеет весьма отдаленное отношение. Ну разве что к совковому — «не царское это дело». Интервью переполнено рваным сознанием, откровениями о «статичном мышлении», о политической цели – «хорошее знание английского языка», о «латышской литературе, которая стала бы очень хорошей основой для развития аналитического (?) подхода», креативных метафор «Вот так в комфорте и дружеской полутьме мы и живем в поросшем мхом болоте. А потом бац, внезапно все понимают: «Мы же в замшелом болоте живем, где мы теперь возьмем медведя?» (?!)

Я показал этот текст подруге дочери, молодой, вполне успешной девушке, бакалавру, побывавшей и в Сорбонне, и на стажировке в Еврокомиссии, уверенно и эффективно работающей в бизнесе в Латвии. Она пожала плечами – голосовать она не ходит: квалифицированный менеджер уживется с любой властью. Даже хорошо, если там будут такие... И задала вопрос, а зачем я занялся этим анализом?


И вот у меня вопросы:

— Как вы думаете, не предвзят ли приведенный анализ?

— Зачем однопартийцы по «Единству» выдвигают на пост мэра эту, на мой взгляд, совершенно непроходную кандидатуру? Пожалуйста, без ссылок на дурость – так лихо, как они раздербанили активы «Крайбанка», давно уже в Латвии ничего не пилили.

— Чем руководствуются латвийцы, выбирая кандидатов на должности государственного или муниципального управления? Справедлив ли старый лозунг о привлечении в управление кухарок?

— Много ли молодежи игнорирует выборы?

И последнее. Нarry Frankfurt , профессор философии в Йеле, опубликовал в 2005 году логико-философское исследование "On bullshit". Многозначное это слово может соответствовать русским «бред собачий», «фуфло» , «фигня», «лажа», «треп», а также нецензурным «х..ня» и «п..деж». Издательство «Европа» перевело это название так: «О брехне».

Профессор пишет, что одна из главных отличительных особенностей нашей культуры состоит в том, что все мы по уши в э-э-э… в «булшит». Все это знают. Каждый из нас несет за это свою долю ответственности. Но — мы склонны относиться к сложившейся ситуации как к данности. Поэтому этот феномен не привлекает к себе внимания и не стал предметом изучения. Потому у нас нет ясного понимания, что такое «булшит», почему его так много в обществе и во власти и какие функции он (оно) выполняет…

Приведенное интервью представляется мне ярким образцом жанра «булшит». И вопрос только один: какие же функции этот жанр выполняет?

(Всякое сходство некоторых обсуждений и даже спичей с этим жанром остается на совести тех, кто пришел к такому заключению.)

Вопросы Борису Ярнову

Комментарии

  • uke uke
    Латвия

    №1 uke uke

    07.12.2012

    06:17

  • Иван Васильевич
    Латвия

    №6 Иван Васильевич

    07.12.2012

    15:56

  • Евгений Крапивин
    Латвия

    №7 Евгений Крапивин

    07.12.2012

    15:57

    уважаемы Борис,

    с большим удовольствием прочитал Ваш спич.

    Очень понравилось.

    Выскажу свою точку зрения на поставленные Вами вопросы:

    — Как вы думаете, не предвзят ли приведенный анализ?

    отнюдь. Ваш анализ базируется на значениях широко известных понятий и строится на вполне аргументированных умозаключениях.

    ...чего,к сожалению,нельзя сказать о высказываниях госпожи Элерте. 

    ее выводы в основном состоят из разномастного набора модных западных штампов, широко используемых в политической доктрине "Единства", которые она к тому же частенько "ляпает" не к месту, что противоречит не только сказанному ею ранее, но и здравому смыслу тоже.

    — Зачем однопартийцы по «Единству» выдвигают на пост мэра эту, на мой взгляд, совершенно непроходную кандидатуру? Пожалуйста, без ссылок на дурость – так лихо, как они раздербанили активы «Крайбанка», давно уже в Латвии ничего не пилили.

    здесь мне кажется все именно так, как Вы говорили в самом начале своего спича: недальновидность и неспособность просчитать второй ход.

    На сегодняшний день у "Единства" нет ярких и, что самое главное, "еще не облажавшихся" политиков. Всевозможные махинации, скандальчики, распилы, всплывающие факты...

    Другими словами некого у них в уровень Ушакову на ринг выпустить... А Рига им нужна как воздух! Может поэтому и был "Единством" выбран метод "от противного"

    Ведь негативное ощущение по законам PR не менее ценно,чем позитивное. Разница только в инструментарии политтехнологов и грамотного использования полярных имиджей.  (я думаю все помнят "тетю Асю" из известного рекламного ролика которая буквально взбесила все постсоветское пространство и на долгое время стала объектом всеобщей иронии? и ведь ее запомнили! и до сих пор ассоциируют. значит результат достигнут)

    2. уровень политической квалификации наших "правителей" на самом деле удручает.... ведь они до сих пор представляют себе весь спектр политической конкуренции только как дебаты Карла Поппера:

    а) расчитались на первый-второй.

    б) тема: "легализация марихуаны".

    в) первые "за", вторые-"против".

    полчаса на подготовку и поиск аргументов.

    на старт-внимание-марш!

    независимое жюри (избиратель) после решит кто будет убедительней.  

    Вот так они и действуют.

    Возведите это все еще в степень их веры в собственную исключительную избранность и практически полную безнаказанность и у Вас получится типичный портрет латвийского политика.


    — Чем руководствуются латвийцы, выбирая кандидатов на должности государственного или муниципального управления? Справедлив ли старый лозунг о привлечении в управление кухарок?

    как и раньше: симпатиями и антипатиями.

    разница только в том,что у каждого избирателя свои критерии "симпатичности": послужной список, опыт, раздача бесплатных продуктов перед выборами, сексуальность и внешняя привлекательность, националистическая непримиримость и т.д.

    кроме того понятие "выбор латвийцев" в нашей стране весьма извращено и очень далеко от своей демократической сути...

    ибо тут снова есть проблемы: во-первых это низкий уровень политической зрелости самого элетората, во-вторых его вопиющая неоднородность (я имею ввиду наличие в стране большого количества налогоплательщиков без права голоса) и в-третьих необходимость стабильности существующей правящей системы.

    Все же помнят что сказал Президент в момент формирования нынешней коалиции: самое главное,чтобы новое правительство и Сайм продолжали оставаться приверженными выбранному курсу и взятым на себя страной обязательствам.

    поэтому тут уже профессионализм управленца не важен: хоть кухарка, хоть уборщица, хоть профессор... лишь бы в тренде, лишь бы в цвет, лишь бы в сторону не вильнуло...

    — Много ли молодежи игнорирует выборы?

    в самой Латвии молодежи уже почти и не осталось, а тех, кто за бугром обосновался уже как-то мало интересует политическая жизнь внутри страны чтобы ради "великой" возможности своего волеизъявления ехать голосовать аж в столицу,аж в Латвийское посольство... 

    • Борис Ярнов
      Латвия

      №12 Борис Ярнов

      07.12.2012

      18:37

    • Владимир Соколов
      Латвия

      №28 Владимир Соколов

      07.12.2012

      20:46

      • Евгений Крапивин
        Латвия

        №43 Евгений Крапивин

        07.12.2012

        21:35

        отчасти Вы правы.
        ВЛ наверное самая "молодая" партия в латвийском политическом  спектре.
        однако по моему мнению это обусловлено не возросшим национальным сознанием, а значительным снижением уровня образованности современной молодежи в нашей стране...
        ведь как ни странно фактическое отсутствие прослойки зрелого прогматичного электората-это беда всех радикальных партий и их чаще всего поддерживают либо выживающие из ума параноидальные маразматики, либо не обезображенные интеллектом молодчики.
        однако ВЛ, помимо уже упомянутой мной части электората, является в каком-то смысле проводником некоторых правых идей законспирированного внутри центристского Единства "гражданского союза" и по этой причине частично оттягивает на себя тех избирателей, кто причастен к госуправлению и чья основная профессия "латыш" 
  • Виталий Комаров
    Латвия

    №8 Виталий Комаров

    07.12.2012

    15:57

  • Aleks Kosh

    №9 Aleks Kosh

    07.12.2012

    15:59

  • Антон Бутницкий
    Латвия

    №10 Антон Бутницкий

    07.12.2012

    16:51

  • доктор хаус
    Латвия

    №46 доктор хаус

    07.12.2012

    22:38

  • Dieu Donna
    Латвия

    №49 Dieu Donna

    07.12.2012

    23:23

  • Марина Феттер
    Латвия

    №55 Марина Феттер

    08.12.2012

    00:13

  • Steve Coogan
    Великобритания

    №61 Steve Coogan

    08.12.2012

    12:59

  • Serj fon Ugriumoff
    Россия

    №144 Serj fon Ugriumoff

    22.12.2012

    15:08

  • Edvin Puke
    Латвия

    №150 Edvin Puke

    02.01.2013

    20:54

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Артём Бузинный
Беларусь

Артём Бузинный

Магистр гуманитарных наук

ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА

Аристократия или номенклатура?

Ефим Казацкий
Украина

Ефим Казацкий

житель планеты Земля

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕЛЕНСКОГО КАК ПОЛИТИКА

Виктор Медведчук. Председатель Совета Движения «Другая Украина»

Александр Бржозовский
Латвия

Александр Бржозовский

Речь Владимира Путина

Какие выводы следует сделать Европе?

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Ничего кровью Лукашенко в Сочи не подписывал

о чем говорят в СМИ

МАЛЫЙ ТРОСТЕНЕЦ В ПЯТЬ РАЗ ХУЖЕ ДАХАУ

Это невозможно! Не смог дочитать...

ВЫЖИВЕТ ИЛИ НЕ ВЫЖИВЕТ НАТО?

Спасибо Йохан.Похоже я был не прав и Вы не нацист, а просто тролль ))Виноват.К сожалению наша с Вами страна другого мнения и латышей она, выделив из равенства, взяла под защиту, пр

«ОН ОСЕДЛАЛ РУССКИЙ БУНТ»

И, да, Иван. Партия - это КОЛЛЕКТИВ!План ГОЭРЛО - решение коллективное. Да, во многом ему способствовал Владимир Ильич Ленин. НО:План ГОЭЛРО (Государственной комиссии по элект

«РИЖСКИЙ МЯСНИК» НЕПОДСУДЕН!

Это на Балткоме тогда высказывались в таком стиле. Само собой, бандеровцы считают ликвидацию Бандеры преступным зверским убийством.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МАНИЯ ПРОШЛОГО И НЫНЕ

Я - НЕ ПОНИМАЮ!!! Как можно быть таким - как Йоханс?!Так вроде тут не "Клуб Джентльменов" - тем более - одесских, чтобы верить друг-другу на слово!И отрицать - очевидное, по принци

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.