За равные права
26.06.2020


Александр Гильман
Избранные места из переписки с врагами

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Владимир Бычковский,
Александр Кузьмин,
Борис Бахов,
Марк Козыренко,
yellow crocodile,
Александр Соколов,
Леонид Радченко,
Олег Озернов,
Alexander Smelov,
Сергей Леонидов,
Андрей Жингель,
Сергей Радченко,
Юрий Васильевич Мартинович,
Mumins Mumins Mumins,
Александр Гильман,
Roman Romanovs
Нынешней весной мне приходится уже третий раз писать о провалах Службы госбезопасности Латвии. Я рассказывал о том, как развалилось дело о Вселатвийском родительском собрании и о том, как суд присудил значительную компенсацию российскому активисту Андрею Попко.
Как положено по правилам качественной журналистики, я захотел дать слово оппонентам и обратился в СГБ с просьбой прокомментировать эти печальные для нее события.
Вот текст моего запроса в переводе с латышского:
О реакции СГБ на провалы ведомства.
Этой весной были завершены два дела, которые СГБ возбудила против известных политиков: 2 апреля против участников Вселатвийского родительского собрания, позднее — против Евродепутата Татьяны Жданок. Оба раза состав преступления отсутствовал.
24 апреля Административный районный суд присудил гражданину России Андрею Попко компенсацию в размере 3332 евро за его необоснованный арест после инцидента на военной базе в Адажи в 2015 году. Очевидно, аналогичную компенсацию получит и другой оправданный россиянин Александр Куркин, рассмотрение дела которого отложено. Также собираются обратиться в суд за компенсацией и фигуранты ныне прекращенных дел.
Все эти случаи можно назвать провалом СГБ. Учреждение возбуждает уголовные дела, nребует арестовать подозреваемых, те терпят моральный и материальный ущерб. Потом дело прекращается либо подсудимых оправдывает суд, и они получают компенсацию из бюджета.
Я готовлю аналитическую статью на эту тему и прошу предоставить мне информацию в соответствии со статьей 5 «Закона о печати и иных средств массовой информации в Латвии».
1. Были ли наказаны сотрудники СГБ, по вине которых государство потерпело убытки?
2. Какая необходимость была задерживать силой подозреваемых в деле родительского собрания Илью Козырева и Владимира Линдермана? Требовать арестовать Линдермана? Ведь теперь и они будут требовать и получат компенсацию.
3. Почему, посылая письма фигурантам дела с сообщением о прекращении его за отсутствием состава преступления, СГБ не считает необходимым извиниться за доставленнй моральный ущерб?
4. Все фигуранты дела после ознакомления с ним констатировали, что месяцами не происходили никакие следственные действия. Почему дела не прекращались сразу после того, как становилось ясно, что произошла ошибка, и никаких преступных действий не произошло? Учитывая, что проверки действий латышских националистов после жалоб на них обычно прекращаются через несколько дней без возбуждения уголовного дела, фигуранты считают, что процессы осознанно затягиваются, чтобы нанести макимальный моральный ущерб в неприятном статусе подозреваемого или лица, против которого возбужден уголовный процесс.
5. Вопрос в связи с делом Юрия Алексеева. Он находится в статусе подозреваемого уже полтора года. Должен трижды в неделю отмечаться в полиции. С объявлением чрезвычайной ситуации он, как представитель группы риска, просил отменить эти опасные для здоровья поездки. Алексееву отказали, но после протеста прокурора сократили число визитов в полицию до двух в неделю. Почему СГБ игнорирует советы медиков освободить людей с легочными заболеваниями от лишних контактов во время пандемии?
Этой весной были завершены два дела, которые СГБ возбудила против известных политиков: 2 апреля против участников Вселатвийского родительского собрания, позднее — против Евродепутата Татьяны Жданок. Оба раза состав преступления отсутствовал.
24 апреля Административный районный суд присудил гражданину России Андрею Попко компенсацию в размере 3332 евро за его необоснованный арест после инцидента на военной базе в Адажи в 2015 году. Очевидно, аналогичную компенсацию получит и другой оправданный россиянин Александр Куркин, рассмотрение дела которого отложено. Также собираются обратиться в суд за компенсацией и фигуранты ныне прекращенных дел.
Все эти случаи можно назвать провалом СГБ. Учреждение возбуждает уголовные дела, nребует арестовать подозреваемых, те терпят моральный и материальный ущерб. Потом дело прекращается либо подсудимых оправдывает суд, и они получают компенсацию из бюджета.
Я готовлю аналитическую статью на эту тему и прошу предоставить мне информацию в соответствии со статьей 5 «Закона о печати и иных средств массовой информации в Латвии».
1. Были ли наказаны сотрудники СГБ, по вине которых государство потерпело убытки?
2. Какая необходимость была задерживать силой подозреваемых в деле родительского собрания Илью Козырева и Владимира Линдермана? Требовать арестовать Линдермана? Ведь теперь и они будут требовать и получат компенсацию.
3. Почему, посылая письма фигурантам дела с сообщением о прекращении его за отсутствием состава преступления, СГБ не считает необходимым извиниться за доставленнй моральный ущерб?
4. Все фигуранты дела после ознакомления с ним констатировали, что месяцами не происходили никакие следственные действия. Почему дела не прекращались сразу после того, как становилось ясно, что произошла ошибка, и никаких преступных действий не произошло? Учитывая, что проверки действий латышских националистов после жалоб на них обычно прекращаются через несколько дней без возбуждения уголовного дела, фигуранты считают, что процессы осознанно затягиваются, чтобы нанести макимальный моральный ущерб в неприятном статусе подозреваемого или лица, против которого возбужден уголовный процесс.
5. Вопрос в связи с делом Юрия Алексеева. Он находится в статусе подозреваемого уже полтора года. Должен трижды в неделю отмечаться в полиции. С объявлением чрезвычайной ситуации он, как представитель группы риска, просил отменить эти опасные для здоровья поездки. Алексееву отказали, но после протеста прокурора сократили число визитов в полицию до двух в неделю. Почему СГБ игнорирует советы медиков освободить людей с легочными заболеваниями от лишних контактов во время пандемии?
Теперь надо рассказать, на какой закон я ссылаюсь. Статья 5 закона о СМИ лаконична: «Средства массовой информации имеют право получать информацию от государственных и общественных организаций.»
Увы, СГБ выполнять закон не торопилось. Прошел месяц, я позвонил, чтобы узнать судьбу своих вопросов. С пресс-службой меня не соединили, но через пару дней все же пришел ответ/
Он поражал краткостью:
Информируем, что соблюдая защиту личных данных, СГБ воздерживается от комментариев по заданным Вами вопросам. Дополнительно обращаем внимание, что СГБ воздерживается от комментариев субъективных, основанных на предположениях утверждений.
Вот и вся информация. Маловато для аналитической статьи, которую я анонсировал, не так ли? Но все же какие-то выводы сделать можно.
Безымянный информатор безбожно лукавит. Ответы на первый и третий вопросы не требуют раскрытия ничьих личных данных. СГБ сообщила в свое время в СМИ, что процесс возбужден, а через время — что он прекращен. Равно как из СМИ стало известно о присуждении судом компенсации оправданному Попко.
Совершенно очевидно, что в нормальной бюрократической системе виновный в ошибке должен быть наказан, а перед тем, в отношении кого допущен произвол, необходимо извиниться. Почему нельзя сказать ни да, ни нет?В втором и пятом вопросе я действительно упомянул имена конкретных людей. Теоретически можно допустить, что Линдерман с Козыревым не хотят, чтобы люди знали, что они были задержаны силой, а Алексеев — что он перенес туберкулез. Так есть выход — спросить у потерпевших. И они охотно подтвердят, что это святая правда, которую сами тиражируют настолько широко, насколько могут. И еще больше меня желают узнать о причинах столь бесчеловечного отношения.
Наконец, четвертый вопрос — единственный, который можно подвести под «основанные на предположениях утверждения». Конечно, не проблема найти кучу примеров, когда проверки против латышских националистов заканчиваются через несколько дней без возбуждения процесса и столько же бесконечно затянутых пустых дел против русских активистов — но все это объяснить случайным совпадением. И все же расскажите — как получилось, что дело тянется почти два года, при этом большую часть времени никакие документы в нем не появляются.
Совершенно очевидно: так называемое правоохранительное учреждение откровенно демонстрирует, что ему на закон плевать. И тогда, когда хватают на улице Линдермана и валят на асфальт, и тогда, когда Алексеева в эпидемию гоняют через полгорода в полицию, и тогда, когда журналист просит объяснить эти действия.
СГБ не только действует, как карательная служба — она и сама себя такой считает. Хватать чужих, не давать в обиду своих — вот нехитрый алгоритм ее деятельности. И соответственно должны к ней относиться и мы.Когда я говорю, что обращаться в СГБ за любой помощью категорически неприемлемо, что такие обращения легитимизируют беззаконное преследование наших ни в чем не повинных друзей, то порой слышу такой аргумент — а вдруг ты узнаешь о подготовке страшного терракта? Неужели и тогда не сообщишь?
Ответ прост — я не узнаю. Я — мирный человек, ничего общего с террористами не имею. С чего это я должен узнавать об их планах? Но и в том, совершенно невероятном случае, если вдруг узнаю — какой смысл жаловаться тем, кто все равно умеет преследовать только невиновных? Уж надежнее участковому позвонить или в обычное районное отделение.
За все время работы СГБ не изобличила ни одного преступника, несущего реальную угрозу обществу. Не потому что хорошо работает, а потому что таковых в Латвии не водится. Зато завела кучу пустых уголовных дел — просто, чтобы поиздеваться. Так что именно ее сотрудники являются врагами законопослушных латвийцев, а не мифическая пятая колонна гибридной войны, которой нас они все время пугают.
А тем временем Владимир Линдерман обратился с требованием компенсировать материальный и моральный ущерб. Сумма претензии — четырехзначная.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Юрий Алексеев
Отец-основатель
ХАЙЛИ-ЛАЙКЛИ ПО-ЛАТЫШСКИ
Гапоненко должен сидеть в тюрьме


Алла Березовская
Журналист
НЕ КАЖДЫЙ ПЕНСИОНЕР ДОЖИВЕТ ДО ЕСПЧ…
Долой дискриминацию!


Александр Малнач
Историк, публицист
Дело "русского шпиона" Олега Бурака содержит явные признаки фальсификации


Алла Березовская
Журналист
Вопросы Александру
Комментарии
№1 Марк Козыренко
26.06.2020
07:23
За все время работы СГБ не изобличила ни одного преступника, несущего реальную угрозу обществу. Не потому что хорошо работает, а потому что таковых в Латвии не водится.
Преступников не водится. А вот неравнодушные честные люди, несущие в массы правду о нечистых делишках местной нацистской вороватой власти - есть. И вот они, без всякого сомнения, какую-то угрозу несут, только не обществу в целом, а власти и её подпевалам и пропагандистам. Именно поэтому этих людей и прессуют, как могут.
№7 Сергей Радченко
→ Марк Козыренко,
26.06.2020
08:23
№20 Владимир Бычковский
→ Сергей Радченко,
26.06.2020
10:09
№21 Сергей Радченко
→ Владимир Бычковский,
26.06.2020
10:15
№22 Владимир Бычковский
→ Сергей Радченко,
26.06.2020
10:17
№24 Сергей Радченко
→ Владимир Бычковский,
26.06.2020
10:20
№48 Александр Гильман
→ Владимир Бычковский,
26.06.2020
13:46
№10 Андрей Жингель
→ Марк Козыренко,
26.06.2020
09:07
№19 Александр Соколов
→ Андрей Жингель,
26.06.2020
10:04
№23 Сергей Радченко
→ Александр Соколов,
26.06.2020
10:18
№27 Александр Соколов
→ Сергей Радченко,
26.06.2020
10:47
№29 Сергей Радченко
→ Александр Соколов,
26.06.2020
11:00
№25 Андрей Жингель
→ Александр Соколов,
26.06.2020
10:25
№30 Александр Соколов
→ Андрей Жингель,
26.06.2020
11:05
№33 Андрей Жингель
→ Александр Соколов,
26.06.2020
11:24
№2 Александр Кузьмин
26.06.2020
07:38
Интересно, а что вы хотели от спецслужбы. Им надо осваивать деньги, деньги немалые а для этого нужны враги, шпионы, террористы и причем страшные вроде железнодорожника снимающего перевозящие в открытую военную технику. Где их взять в маленькой стране где почти все знают друг друга и скрыть что-то практически невозможно. Их надо выдумать, помусолить пару лет поднимая по ночам, гоняя в полицию на отметку, а то и попридержать на нарах, так между прочим, перед этим с садистким наслаждением кинуть мордой в асфальт, затем тихо свернуть дело списав бабки на это затраченные.
№3 Roman Romanovs
→ Александр Кузьмин,
26.06.2020
07:44
№4 Александр Кузьмин
→ Roman Romanovs,
26.06.2020
08:02
№5 Александр Гильман
→ Александр Кузьмин,
26.06.2020
08:05
№13 Олег Озернов
→ Roman Romanovs,
26.06.2020
09:43
№6 Сергей Леонидов
26.06.2020
08:22
обращаться в СГБ за любой помощью категорически неприемлемо
=====================
А за любой информацией - бессмысленно.
№8 Александр Гильман
→ Сергей Леонидов,
26.06.2020
08:33
№59 Mumins Mumins Mumins
→ Александр Гильман,
26.06.2020
14:42
№60 Mumins Mumins Mumins
→ Mumins Mumins Mumins,
26.06.2020
14:44
№74 Alexander Smelov
→ Mumins Mumins Mumins,
26.06.2020
16:58
№89 Mumins Mumins Mumins
→ Alexander Smelov,
26.06.2020
21:00
№90 Марк Козыренко
→ Mumins Mumins Mumins,
26.06.2020
21:04
№91 Mumins Mumins Mumins
→ Марк Козыренко,
26.06.2020
21:11
№9 Андрей Жингель
26.06.2020
08:49
Какой принципиальный человек, этот Гильман - ну не нужна в стране служба госбезопасности и точка! Наверное, не дай Бог, если он станет случайным свидетелем очередной закладки взрывчатки в РИМИ или к стеле Памятника Победы, он гордо опустит глаза и поскорее пройдёт, но убеждениями своими не поступиться.
Да - СГБ в Латвии убогая, да - не профессиональная, да - политизированная... но подвергать сомнению необходимость её существования - это, пардон, маразм!
№11 unknown
→ Андрей Жингель,
26.06.2020
09:21
№12 Андрей Жингель
→ unknown ,
26.06.2020
09:25
№14 unknown
→ Андрей Жингель,
26.06.2020
09:46
№17 Александр Кузьмин
→ unknown ,
26.06.2020
09:57
№15 Владимир Бычковский
→ unknown ,
26.06.2020
09:49
№16 unknown
→ Владимир Бычковский,
26.06.2020
09:52
№39 Alexander Smelov
→ Владимир Бычковский,
26.06.2020
13:16
№26 Александр Соколов
→ Андрей Жингель,
26.06.2020
10:39
№28 Андрей Жингель
→ Александр Соколов,
26.06.2020
10:54
№32 Александр Соколов
→ Андрей Жингель,
26.06.2020
11:19
№18 Олег Озернов
26.06.2020
09:57
Интересная статья, но не однозначная фор ми. Загнал Саша спецслужбы в угол. Грамотно так загнал, не подкопаешься. Ведь, факт и впрям налицо, сплошные провалы у разветчиков по безопасности.
Что в сухом остатке?... У пойманной за... "ногу" СГБ, не остаётся другого выхода, как только любой ценой засадить кого-то наглухо, и громко отчитаться перед возмущённой общественностью, на средства от налогов которой она существует, о первом успешном "шпионском" деле! Ура!!!
Кто там последний у них остался на крючке? Правильно, Алексеев..., кто ещё...?
№34 Александр Гильман
→ Олег Озернов,
26.06.2020
12:08
№37 yellow crocodile
→ Александр Гильман,
26.06.2020
12:35
№38 Roman Romanovs
→ yellow crocodile,
26.06.2020
12:40
№42 Alexander Smelov
→ Roman Romanovs,
26.06.2020
13:27
№49 Roman Romanovs
→ Alexander Smelov,
26.06.2020
13:48
№51 Андрей Жингель
→ Alexander Smelov,
26.06.2020
14:06
№46 Александр Гильман
→ yellow crocodile,
26.06.2020
13:43
№57 Владимир Бычковский
→ Александр Гильман,
26.06.2020
14:31
№72 yellow crocodile
→ Александр Гильман,
26.06.2020
15:34
№86 Александр Гильман
→ yellow crocodile,
26.06.2020
18:53
№41 Олег Озернов
→ Александр Гильман,
26.06.2020
13:23
№43 Alexander Smelov
→ Олег Озернов,
26.06.2020
13:30
№45 Олег Озернов
→ Alexander Smelov,
26.06.2020
13:40
№61 Alexander Smelov
→ Олег Озернов,
26.06.2020
14:45
№63 Владимир Бычковский
→ Alexander Smelov,
26.06.2020
14:55
№67 Alexander Smelov
→ Владимир Бычковский,
26.06.2020
15:20
№47 Александр Гильман
→ Олег Озернов,
26.06.2020
13:45
№58 Олег Озернов
→ Александр Гильман,
26.06.2020
14:39
№56 Леонид Радченко
→ Олег Озернов,
26.06.2020
14:19
№62 Alexander Smelov
→ Леонид Радченко,
26.06.2020
14:54
№64 Владимир Бычковский
→ Леонид Радченко,
26.06.2020
14:56
№65 Олег Озернов
→ Леонид Радченко,
26.06.2020
15:04
№87 Александр Гильман
→ Леонид Радченко,
26.06.2020
18:58
№70 Юрий Васильевич Мартинович
26.06.2020
15:31
Да, меня очень интересует, сколько Володя отсудит за морду об асфальт и испорченный лапсердак. Да и статистика "героических" дел "гестапо" зашкаливает.
№71 Владимир Бычковский
→ Юрий Васильевич Мартинович,
26.06.2020
15:34
№77 Alexander Smelov
→ Владимир Бычковский,
26.06.2020
17:28
№80 Владимир Бычковский
→ Alexander Smelov,
26.06.2020
17:45
№81 Олег Озернов
→ Владимир Бычковский,
26.06.2020
17:47
№82 Владимир Бычковский
→ Олег Озернов,
26.06.2020
17:49
№83 Олег Озернов
→ Олег Озернов,
26.06.2020
18:01
№98 Борис Бахов
26.06.2020
22:25
Ответ прост — я не узнаю.
А это не ответ. Тебя не спросили - узнаешь или нет. Спросили - что сделаешь, если узнаешь. И вторая часть ответа - не ответ. Обратись ты хоть к участковому, хоть к кондуктору трамвая, тебя отправят по адресу, в полицию безопасности. И выбор таки придётся сделать. Кокетливый ужик ты, а не средство массовой информации.
№112 Александр Гильман
→ Борис Бахов,
27.06.2020
06:59
Я как-то прожил жизнь, не стуча. И дальше буду жить так же. Менты вызывают куда большее отвращение, чем несуществующие террористы.
№113 Борис Бахов
→ Александр Гильман,
27.06.2020
09:07
№114 Александр Гильман
→ Борис Бахов,
27.06.2020
09:42
№115 Борис Бахов
→ Александр Гильман,
27.06.2020
09:55
№119 Roman Romanovs
→ Александр Гильман,
27.06.2020
10:04
№116 Владимир Бычковский
→ Александр Гильман,
27.06.2020
09:58
Да, но почему-то именно "ментам" пачками доносы "озабоченные" граждане строчат, а не террористам.
№117 Борис Бахов
→ Владимир Бычковский,
27.06.2020
10:01
На ментов. А забавно было бы.
№118 Владимир Бычковский
→ Борис Бахов,
27.06.2020
10:03
Как урожай, как наливочки ? А в карьерах вода наверное "парное молоко" ? Завидую....
№120 Борис Бахов
→ Владимир Бычковский,
27.06.2020
22:03
Урожай клубники отменный и уходит хорошо. А поначалу опасался, что пропадёт. В этом году она у всех хорошо уродилась. Но народ раскушал и повалил. Виноград обещает тоже отличный урожай. Срезал первые побеги уже своей зубровки (семена из Британии выписал!), будем заливать бутыли.
№123 Владимир Бычковский
→ Борис Бахов,
30.06.2020
18:49
Воооо, жизнЯ....сказка.