С ПРАЗДНИКОМ !
29.11.2015


Борис Мельников
Ё — моё!
29 ноября — день рождения буквы «Ё»

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Появление буквы «ё» — одно из самых интересных явлений в истории русской орфографии.
Коротко — история появления этой буквы. (18) 29 ноября 1783 года состоялось заседание Академии Российской словесности с участием её директора — княгини Екатерины Дашковой, она эту букву «ё» и предложила для изображения на бумаге соответствующего звука, вместо двух букв «іо».
Есть такая легенда, что Дашкова перед заседанием рассматривала этикетку на бутылке Moët&Chandon. В названии этого шампанского точки над «ё» стоят для того, чтобы читатель не прочитал OE одним звуком, получится «мё» вместо правильного «моэ».
Этот и другие доводы Дашковой показались убедительными, и буква «ё» получила официальное признание. Однако широкое распространение буква получила только в 1797 году после того как Н.М.Карамзин в своём журнале стал использовать её регулярно.
Споров было много, но подражателей еще больше — и буква «ё» тихой сапой пробралась в русский язык, не попав, однако, в алфавит.
Медленное и не до конца состоявшееся вхождение буквы «ё» в жизнь объясняется её неудобной для быстрого письма формой, противоречащей главному принципу скорописи: слитному, без отрыва карандаша от бумаги, написанию, а также техническими сложностями при печати.
Реформа орфографии 1918 года закрепила за буквой «ё» седьмое место в русском алфавите из 33 букв, однако обязательной она так и не стала.
Формально она была включена в алфавит в 1942 году, после того как, согласно ещё одной легенде, 6 декабря 1942 Сталину принесли на подпись постановление, где рядом стояли две фамилии военачальников: Огнёв и Огнев. Возникла путаница, Сталин возмутился и дал команду разобраться. На следующий день во всех статьях газеты «Правда» вдруг появилась буква «ё».
По другой версии, Верховному Главнокомандующему на стол попали германские карты, в которых немецкие картографы вписывали названия советских населённых пунктов с точностью до точек. Если деревня называлась «Дёмино», то на немецком было написано именно «Дёмино», а не «Демино», на германских картах «ё» всегда передавалось через «jo». Верховный оценил вражескую точность.
В результате 24 декабря 1942 года вышел указ, предписывающий обязательное использование этой буквы везде. По нынешним действующим правилам русской орфографии, в печатных текстах буква «ё» употребляется выборочно.
Сегодня буква «Ё» в какой-то мере разделила русскоговорящее общество. Одни говорят, что эта буква практически не нужна, другие считают, что она незаслуженно забыта.
Язык — это то, что нас, русскоговорящих, объединяет. Многие философские и научные теории говорят, что люди, общаясь между собой при помощи слов, обмениваются энергией. То есть слова материальны. Слова, написанные на бумаге — это письменность, письменность построена на алфавите, а алфавит состоит из букв.
Я к чему всё это. Буквы — это те самые маленькие кирпичики — скрепы, на которых всё и держится. Если попробовать убрать один кирпичик, то вся конструкция снизу вверх начинает работать с ошибками и в общении между людьми происходят сбои. В январе 1918 года революционеры исключили из русского алфавита сразу четыре буквы, что было дальше, вы знаете — гражданская война и разруха.
Вы скажете мне — да ерунда, в голове у тебя каша, причинно-следственные связи, не может быть.
А я вам отвечу, всё может быть, нет у меня в голове каши, физические и логические законы здесь не работают, здесь сакральные смыслы, астрал и тонкие материи. Каждая буква важна. За каждой буквой шкафы книг в библиотеках и бесконечность смыслов.
Сократить букву равносильно уничтожению части духа русского мира.
Буква «ё» стоит особняком, она седьмая в алфавите — и в этом тоже есть какой-то особый смысл.
Кроме всего она обладает повышенной энергетической ёмкостью. Например, наступив босой ногой на что-либо острое, мы вскрикиваем не «ай!» или «ой!» — так вскрикивают только в кино. Мы вскрикиваем: «Ё-п-р-с-т!!!» Здесь набор букв у каждого может быть разным, но первая — обязательно «Ё». То есть в момент произношения человеком «ё» происходит повышенный выплеск энергии.
С помощью буквы «ё» можно выразить удивление, испуг, радость, досаду:
— Ёперный театр!
— Ёлкин пень!
— Ёксель-моксель!
— Ёкарный бабай!
— Ёпонский городовой!
— Ёж твою сто двадцать!
Набор слов и выражений, начинающихся на «Ё», у каждого свой, но он обязательно есть у всех.
Буква «Ё» для многих русских — это примерно то же самое, что и гарумзиме для латышей. Это символ, вокруг которого можно объединиться.
Смотрите, что нас раньше объединяло. СССР — теперь советские символы запрещены, Россия — российские флаги на массовых мероприятиях запрещены, язык — русский язык в загоне, на улице вы не увидите кириллицы.
То есть многое из того, что нас объединяет, — и значит, делает нас сильнее, — не нравится нашим политическим оппонентам, и поэтому запрещено.
Свято место пусто не бывает, и буква «Ё» тоже может стать одним из символов русского единства. Я думаю, процесс создания «Ё-партии» не за горами, и уже представляю колонны людей с буквой «Ё» на знамёнах, идущих с «Ё-лозунгами». Например: «Требуем увеличения минимальной Ё-зарплаты!» или «Долой Ё-министра (фамилия)!».
В пушкинские времена среди писателей и издателей «ё» считалась последним писком моды, новомодной и стильной. Сегодня, так же как и 200 лет назад, буква «ё» очаровывает людей, появляются секты и фан-клубы самой русской буквы на планете.
Некоторые идут дальше и предлагают новые буквы:

Самые озабоченно-патриотичные предлагают ставить не две, а три точки над «е».
Иные, правда, отмечают, что при произношении «ё» на лице появляется глупое выражение, как при произношении вопросительной фразы «и чё?». Этот эффект, наверное, возникает из-за того, что ресурсы мозга полностью расходуются на осознание объединения букв «й» и «о».
В украинском языке буквы «ё» нет. Когда она нужна, используется сочетание букв «ьо», а в белорусском «ё» есть.
Использование или неиспользование буквы «ё» приводят к различным казусам. Постоянную неоднозначность вызывают такие написанные без «ё» слова, как: желёзка, лён, посажённый, совершённый, падёж, лётом, нёбо.
Известные примеры, в которых написание в слове «е» или «ё» меняет смысл фразы:
«В ближайшие дни страна передохнет от холода».
«Выпили все»?
В 2005 году в Ульяновске (бывшем Симбирске — на родине Н.Карамзина) по решению мэрии города букве «ё» установлен памятник — треугольная призма из гранита, на которой выбита строчная «ё».
Несмотря на это, в том же городе одна девушка написала в газету, что ей даже нравится, что букву «ё» сейчас повсеместно заменяют на «е», так как у нее паспорте черным по белому написано: «Королева Елизавета».
В России буква «Ё» активно используется в качестве символа торговой марки: Ё-мобиль, Ё-банк, Ё-тариф, Ё-еда, Ё-энергетик, Ё-такси, Ё-мобайл. Что-то пошло, что-то нет, но узнаваемость товара или услуги резко выросла.
У нас в Латвии я пока не слышал, что кто-либо зарегистрировал «Ё» как торговую марку, думаю, тот, кто это сделает первым, в будущем неплохо заработает.
Ёшкин кот, зря вам сказал, с утра сам пойду регистрировать.
На клавиатуре букву «Ё» всегда пытались засунуть куда подальше, и сегодня она находится в правом верхнем углу, а на виртуальной клаве «айфона» и «айпада» эта буква отсутствует.
Те, кто знает, могут её извлечь, задержав палец на букве «Е», а те, кто не знает, так и пишут без неё. Если вы увидите такой значок

Эх, ёлки-палки, пора заканчивать.
Уважаемые читатели, поднимем бокалы (взрослые с шампанским, дети — с лимонадом) за то, чтобы буквы складывались в добрые слова и мы говорили их друг другу.
Кстати, если у вас мало времени, «Ё» прекрасно подходит для краткого и ёмкого тоста.
Я всё сказал. Ё!
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Сергей Рижский
РОЗЕНВАЛДС О НЕДОПУСКЕ КРИВЦОВОЙ К ЭКЗАМЕНУ
Давайте остановимся в стремлении подражать Путину в Латвии


Вадим Авва
Публицист
ЛАТЫШАМ ЭТО ЧИТАТЬ ЗАПРЕЩЕНО
И весь мир в своём разладе поделили меж собой


Лиза Юшкова
Корреспондент RuBaltic.ru
ЛАТВИЙСКИЕ ЭЛИТЫ ИЩУТ НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАРАБОТКА
На фоне обнищания государства


Saulius Brazauskas
активный гражданин Литвы
ОТКАЗАТЬСЯ ИЛИ ПРИЗНАТЬ?
Русский язык
НЕ ТРОГАЙТЕ РОССИЮ, ГОСПОДА!
ТИХАНОВСКАЯ И ЗМАГАРЫ СТАНОВЯТСЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫ В ЛИТВЕ
ЗЕЕЛОВСКИЕ ВЫСОТЫ
Чего же тут иезуитского? Всё четко и ясно: пошли вон!
НИЧЕГО СВЯТОГО
Надеюсь, к исходу дня все успели по личным каналам поздравить Почётного Председателя с Днём Радио.
Вопросы Борису Мельникову
Комментарии
№1 Адам Палюхович
29.11.2015
06:13
http://adam.by/?p=6874
№2 Альфред Альбертович Крумин
29.11.2015
07:30
№47 Леонид Радченко
→ Альфред Альбертович Крумин,
29.11.2015
17:24
Фита и ижица были только в словах, заимствованных из греческого, где они тета и ипсилон. Ничего страшного в них не было. И без них тоже можно.
С ятем всё сложнее, он наш, родной, и мы его предали. Ещё Пушкин произносил Ѣ и Е по-разному. А мы, недостойные потомки, это различие утратили.
№56 Альфред Альбертович Крумин
→ Леонид Радченко,
29.11.2015
22:20
№57 Николай Голыгин
→ Леонид Радченко,
29.11.2015
22:32
№59 Леонид Радченко
→ Николай Голыгин,
30.11.2015
00:06
Вы ошибаетесь. У болгар ятя тоже нет сейчас.
№66 Николай Голыгин
→ Николай Голыгин,
30.11.2015
23:25
№67 Ирина Кузнецова
→ Леонид Радченко,
01.12.2015
00:09
- определённое (в) взаимодействие небесных и земных структур (ять) для разграничения (р) изначального (а); Веда РА (аббрев.) - светлая Мудрость. (север) - сие вера.
№3 Юрий Васильевич Мартинович
29.11.2015
07:40
№50 Сергей Леонидов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
29.11.2015
19:36
№55 Юрий Васильевич Мартинович
→ Сергей Леонидов,
29.11.2015
20:43
№4 Сергей Радченко
29.11.2015
07:55
№5 Vladimir Kirsh
29.11.2015
09:24
№11 Борис Бахов
→ Vladimir Kirsh,
29.11.2015
11:05
№16 Юрий Васильевич Мартинович
→ Vladimir Kirsh,
29.11.2015
11:22
№22 Vladimir Kirsh
→ Юрий Васильевич Мартинович,
29.11.2015
12:20
№6 Vladimir Kirsh
29.11.2015
09:27
№7 Марк Козыренко
29.11.2015
09:29
На моей нынешней в левом верхнем. А на одной очень старой в правом нижнем. Шпыняют куда попало, действительно..))
№9 Александр Литевский
→ Марк Козыренко,
29.11.2015
10:50
№8 Дмитрий Болдырев
29.11.2015
09:57
№10 Андрей Жингель
29.11.2015
11:05
№12 Ludmila Gulbe
29.11.2015
11:11
№13 Гарри Гайлит
29.11.2015
11:15
Если так, то знаменательно для латышской ментальности, что за латышским гарумзиме стоит полная бестолковщина: употребление этого знака у латышей регулируется не правилами, а на слух. С другой стороны, все латыши употребляют его одинаково. Наверное, сказывается их пристрастие к хоровому пению!
№15 Борис Бахов
→ Гарри Гайлит,
29.11.2015
11:20
№17 Гарри Гайлит
→ Борис Бахов,
29.11.2015
11:31
№21 Борис Бахов
→ Гарри Гайлит,
29.11.2015
12:07
№24 Johans Ko
→ Гарри Гайлит,
29.11.2015
12:41
Это Разные буквы!
Pile и Pīle - разные слова.
Kazas и Kāzas - разные слова.
Kungi и Kuņģi - разные слова.
Не говорите никому, что Вы знаете латышский.
№38 Леонид Радченко
→ Johans Ko,
29.11.2015
16:23
(Хотя в части осуждения Гарри Гайтита не поддерживаю.)
№54 Johans Ko
→ Леонид Радченко,
29.11.2015
20:34
№71 Леонид Радченко
→ Johans Ko,
03.12.2015
21:46
Вы уже совершили один пдвиг переступив черз себя -никто не вправе ожидать второй.
Это был бы не подвиг, а преступление. У Вас никаких оснований подозревать Гайлита в незнании латышского. Просто он выдвинул гипотезу, что долгота гласных в лат.яз. подчиняется какому-то закону, который он и пытался выявить путём опроса матёрых латышей. Но гипотеза не подтвердилась, только и всего, и он пришёл к тому же выводу, что и Вы, и я: закона нет, долгие гласные - это самостоятельные фонемы.
№75 Johans Ko
→ Леонид Радченко,
04.12.2015
16:50
"знаменательно для латышской ментальности, что за латышским гарумзиме стоит полная бестолковщина: употребление этого знака у латышей регулируется не правилами, а на слух." ((С)ГГ)
№77 Леонид Радченко
→ Johans Ko,
04.12.2015
21:08
Ну так он выразил то же самое, что и Вы, и я, только в возмутительной для Вас форме.
Аналогично я могу сказать, что за русским ударением стоит бестолковщина: употребление регулируется не правилами, а на слух. И это так. Когда-то в русском языке ударение подчинялось системе. Это не было примитивной фиксацией ударения, например, на первом, последнем, или предпоследнем слоге, ударение было разноместным, но, тем не менее, подчинялось некоторой, пусть сложно, но - системе. А сейчас - полная бестолковщина. И так будет ещё минимум 3000 (три тысячи) лет, пока не установится новая система.
№78 Johans Ko
→ Леонид Радченко,
04.12.2015
21:32
№79 Леонид Радченко
→ Johans Ko,
06.12.2015
13:22
Из его слов не следует, что он не знает, что kazas и kāzas - это разные слова. Его интересовало, есть ли что-то особенное в самом смысле слова kāzas (и других слов с гарумзиме), что требовало бы долгого гласного.
№80 Lora Abarin
→ Леонид Радченко,
06.12.2015
13:33
№82 Lora Abarin
→ Lora Abarin,
06.12.2015
13:57
№84 Леонид Радченко
→ Lora Abarin,
06.12.2015
14:03
№81 Владимир Алексеев
→ Леонид Радченко,
06.12.2015
13:46
№83 Леонид Радченко
→ Владимир Алексеев,
06.12.2015
14:01
Ещё предлагается разделить слова коса, ко̄са и кӧса. Чтобы не думать, что стоит за фразой "девушка с косой".
№85 Владимир Алексеев
→ Леонид Радченко,
06.12.2015
14:09
№29 Снежинка Αυτονομία
→ Борис Бахов,
29.11.2015
13:36
№51 unknown
→ Снежинка Αυτονομία,
29.11.2015
20:03
Невозможно представить, чтобы носитель русского языка в обязательном порядке употреблял на письме букву Ё. Сегодня правило только одно: хочу — пишу, хочу — не пишу. Конечно, бывают и исключения. Иногда требуется обозначить, что «все» и «всё» — это разные слова, особенно при общении с теми, для кого русский язык неродной и у них есть трудности с пониманием. Однако совершенно невозможно представить себе подобную ситуацию в латышском языке, когда на письме просто опускается гарумзиме — мол, носителям языка и так понятно, что хотел сказать человек. Поэтому дополню Вас, уважаемый коллега Снежинка Αυτονομία: правило действительно существует, и фонетический разбор слова еще никто не отменял для изучающих язык (всё равно — школяров или взрослых). А фонема «живет» и участвует именно в построении орфографии (правописания).
;)
№62 Юрий Янсон
→ Снежинка Αυτονομία,
30.11.2015
08:59
С существительными понятно, с прилагательными сложнее (в окончаниях).
Самое простое правило - lokatīvs.
№42 Леонид Радченко
→ Борис Бахов,
29.11.2015
16:44
Чушь. Правила есть и вполне жёсткие.
А вот матёрый латыш Ёханс-Ко доказал, что правил нет (см. №24)!
Потому что "буквы разные". Разные, конечно, фонемы, не находящиеся в отношении дополнительного распределения, поэтому "правил простановки гарумзиме" в принципе быть не может! Ни жёстких, ни мягких.
Так что берите свою "чушь" обратно, она Ваша по праву.
№14 Борис Бахов
29.11.2015
11:18
ПС. Да, а начертание буквы таки неудобное. Я лично ещё в школе перешёл с точек просто на чёрточку. Рекомендую.
№19 unknown
→ Борис Бахов,
29.11.2015
11:46
№23 Борис Бахов
→ unknown ,
29.11.2015
12:31
№43 unknown
→ Борис Бахов,
29.11.2015
16:53
№45 Борис Бахов
→ unknown ,
29.11.2015
17:00
№31 Владимир Иванов
→ Борис Бахов,
29.11.2015
14:13
--------
№44 Борис Бахов
→ Владимир Иванов,
29.11.2015
16:59
№18 Виктор Подлубный
29.11.2015
11:43
№20 Олег Озернов
29.11.2015
11:54
№41 unknown
→ Олег Озернов,
29.11.2015
16:36
№48 Олег Озернов
→ unknown ,
29.11.2015
18:31
№58 Николай Голыгин
→ unknown ,
29.11.2015
22:37
№25 Олег Озернов
29.11.2015
12:46
№26 Борис Бахов
29.11.2015
12:54
№46 unknown
→ Борис Бахов,
29.11.2015
17:10
№52 Борис Бахов
→ unknown ,
29.11.2015
20:14
№53 unknown
→ Борис Бахов,
29.11.2015
20:29
№72 Леонид Радченко
→ unknown ,
03.12.2015
21:48
А вот как читать слово, к примеру, "клен" иностранцу?
Иностранец подумает, что клен- это написанный с ошибкой член.
№74 unknown
→ Леонид Радченко,
03.12.2015
22:06
№76 Сук дин Роший, натурал
→ unknown ,
04.12.2015
17:02
Обязательно подумают. Особенно, читая Есенина:
КлЕн ты мой опавший...
№63 unknown
→ Борис Бахов,
30.11.2015
10:06
№27 Владимир Иванов
29.11.2015
13:15
№28 Владимир Бычковский
→ Владимир Иванов,
29.11.2015
13:28
№30 Владимир Иванов
→ Владимир Бычковский,
29.11.2015
13:40
№37 Леонид Радченко
→ Владимир Иванов,
29.11.2015
16:20
Про национальность участника предвыборной гонки писать нельзя- забанят.
Неужели тут так строго?
Я где-то читал исследование, что таки да - галахический.
№64 Дмитрий Болдырев
→ Владимир Иванов,
30.11.2015
10:42
№32 Владимир Алексеев
29.11.2015
15:43
№35 Леонид Радченко
→ Владимир Алексеев,
29.11.2015
16:17
№36 Владимир Алексеев
→ Леонид Радченко,
29.11.2015
16:20
№40 Леонид Радченко
→ Владимир Алексеев,
29.11.2015
16:31
С точки зрения произношения ведь одно и то же. А существующая-таки дискриминация буквы Ё приводила бы к её замене буквой Е: имели бы Тоету и Еко Оно.
№33 Владимир Копылков
29.11.2015
15:48
№34 Владимир Копылков
29.11.2015
15:53
№39 Леонид Радченко
29.11.2015
16:27
Я всё сказал. Ё!
В японских фразах заканчивать уверенно утвердительное высказывание частицей Ё (よ!) вполне органично.
№49 Владислав Соколов
29.11.2015
19:33
№60 Владимир Алексеев
→ Владислав Соколов,
30.11.2015
05:33
Вы будете смеяться, но на том же заседании Дашкова предложила ввести букву Г с точкой и титлом наверху для различия многих слов, которыя одним только выговором разнятся.
А вот букву ё - ее внешний вид, саму графему, она тогда не предложила, только поручив заняться этим вопросом. И через год вопрос не был решен, только определили, в каких случаях она должна употребляться, так как варианта в действительности два - когда Ё произносится как ЬО (матёрый, мёд) или ЙО (ёлка, ёж).
Никто толком не знает, благодаря кому и когда взяли из французского языка литеру тремА. Называют Карамзина, Ивана Дмитриева, большую Ё отыскать не могут.
№61 Владимир Алексеев
→ Владимир Алексеев,
30.11.2015
05:44
Ах да, при всех своих особенностях и плюсах, имеются у Ё и недостатки, когда кажется, что она занимает чужое место, лишая слова выразительности. Сравните: черт/чёрт и желтый/жёлтый и чОрт побери! или жОлтый лик.
№68 Dieu Donna
→ Владислав Соколов,
01.12.2015
00:28
№69 Dieu Donna
→ Dieu Donna,
01.12.2015
00:39
Обраӡы Бɤквицы Ћѣрвь :
Воодушевление (эйфория) от контакта с НебѣснымТайное, тайно проявленноеПонимание и принятие того, что кроме Проявленного есть Запредельное, ПотаённоеСлоги с Бɤквицей Ћѣрвь:
ЋАИзначальный Восторг.Состояние восхищения ставшее Истоком, первопричиной№70 Dieu Donna
→ Dieu Donna,
01.12.2015
00:56
№73 Леонид Радченко
→ Владислав Соколов,
03.12.2015
22:05
ОпределЁнно нужна буква Г с точками сверху, для обозначения белорусского, украинского и израильского звучания буквы Г!)
Тут небольшая поправка требуется.
Белорусское Г – это [γ] (“гамма”, то есть, звонкое Х), так же произносится греческая буква гамма (Г).
В то время как украинское Г – это [ɦ] (звонкий выдох). Во всяком случае, такова литературная норма, так говорят дикторы радио и ТВ, хотя в диалектах всякое может быть, в том числе гамма.
Что касается израильского языка, то я уже не помню точно, какой там звук, хотя недавно оттуда.
В русский язык можно было бы ввести букву Г̈ для записи слов, содержащих корни Бог̈- и благ̈- (благ̈одарю Бог̈а), потому что грамотным людям надлежит их произносить то ли с гаммой, то ли со звонким выдохом. А также для использования в тех словах, взятых из немецкого, которые в оригинале содержат Н в начале корня, как-то: Г̈амбург, Г̈анновер, Люфтг̈анза, бухг̈алтер, бюстг̈альтер и т.д.
Но настолько грамотных людей у нас не осталось, поэтому вводить букву и с нею фонему – не будем.
№65 Юрий Чуркин
30.11.2015
11:34