Учат в школе
01.11.2020


Олег Озернов
Инженер-писатель
Дорогой мой Эрисман...

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Всю жизнь благодарен Фёдору Эрисману, придумавшему школьную парту. Она не позволяла детёнышу сутулиться, и предлагала смотреть на всё печатное под прямым углом. Не то, что нынче, — на всё искоса, и сгорбившись за тонконогим, холодно-бездушным столом. Та парта вся была сделана из массивного, главное, натурального дерева, тёплого в холод, прохладного в жару.
За такой партой вырастали прямые, стройные люди, с хорошим зрением и прямой осанкой.
Особая благодарность простому ссыльному петербургскому студенту Короткову, который придумал эту парту двухместной, с откидной крышкой, лункой для чернильницы, желобками для ручки, и ящиком для учебников, тетрадок, а ещё — крючком для портфеля сбоку парты.
Главное здесь, что?
Двухместность, скажу я вам!
И таки не надо делать мне глаза круглей, чем их придумал вам Господь!
Сейчас негде детям учиться сидению вдвоём на скамейке! Каждый учится сидеть на своём стуле.
Эта парта учила нас сидеть рядом, на одной скамейке, учила чувствовать тепло плеча, и локоть, сидящего рядом человека. Зимой, летом, слушая, читая, ваяя диктанты, контрольные, любовные записочки, играя в морской бой, рисуя всегда одинаковых принцессок, танки и, больше напоминающих цыплячий след на снегу, солдатиков.
Очень нужное умение. Умей люди это все с детства, жизнь играла бы другими красками, не плевалась бы во все стороны свинцом с ненавистью пополам.
Городской транспорт, самолёты не в счёт. Ну, что это… Посидели сколько-то, и разошлись-забыли.
А здесь, почти всё детство рядом, плечиком к плечику, не отодвинешься.
Маленький трёхпалубный кораблик для двоих, путешествующий в поисках клада знаний. И на каждой палубе своя жизнь. На верхней – официоз на общественное обозрение. На второй, ящичной, — складская романтика бутербродов в газете с портретами ЦК и Лумумбы, тетрадок, учебников, промокашек, ма́ялки, кед, томика Конан Дойля, для чтения на уроках краем глаза, прочих мальчишеских важностей.
Самое тайное обитало на третьей палубе под первыми двумя. Там жили наши ноги, скрытые партой от посторонних глаз.
Геня Ген-лер в третьем классе была некрасивой девочкой. С красавицами во взрослости в детстве такое бывает. В моём списке fillettes jolie Геня точно не состояла. Неровные редковатые зубки, крупный носик, угловатая фигурка, классный статус — мышь серая.
Сам я был хлопец, разумеется, шикарный, гарный парень на деревне, с чубчиком, хулиганистый правда, но без гармошки.
И вообще! Что там Геня! От тогда и по пятый класс я преданно и безответно любил Наташу Т-ко! Заодно, чтоб время зря не терять, — учительницу физики Людмилу Ивановну, артистку Вертинскую Анастасию, и мамину подругу Люду с Островидова. Чуть не забыл, — плюс, одну девочку из восьмого класса «А», имени не знаю до сих пор.
Судьба ничего не делает зря.
Жаль, что понимать это мы начинаем тогда, когда это понимание уже ничего не влечёт за собой, кроме хлопанья ушами по щекам с видом слона, набравшего в жару полный хобот жижи, из высыхающего озера, и восторженно поливающего себя этой субстанцией. Только, вместо жижи наши слёзы.
С Генечкой она и свела нас на чудесной парте Эрисмана – чёрный верх-тёмный низ.
Совместное сидение за одной партой началось незаметно, и ничего не предвещало. Первые два года. Борьба локтями за отвоёвывание территорий, промокашек и чернильницы, всё как обычно, у начинающих солдат за место под солнцем и за партой. Военная рутина без жертв, падения коней и фронтовых сводок.
На третий год мы повзрослели. Неожиданно.
Случилось это весной на уроке чего-то там. Внутренне класс готовился вступать в пионеры, предвкушал летние каникулы, обилие мороженного, черешни и пляжных радостей. Это висело в атмосфере, уставшей от нас за год школы. Готовился и я, ко всему, кроме пионеров. С моей репутацией в педсовете пионеры мне не светили, только подмигивали. Плевать, в душе я был пионеристей их всех, вместе с педсоветом и Советом дружины школы!
За год мы все немного надоели друг другу, много – учителям, при полной нашей взаимности.
Всем хотелось в море, за город, к бабушкам с пшонкой и ра́чками, в панамки, пупырышки на коже от перекупания, слушать пионерлагерные горны и барабаны.
В окна залетали, заблудившиеся от зимнего спросонья, очумевшие пчёлы пополам с такими же мухами. Упомянутая атмосфера в классе, щедро сдабривалась чудесными весенними ароматами, цветущей Одессы, запахом тающих в портфелях, сплющенных бутербродов, и коридорно-паркетной мастики. За дверью специальный человек, надев на ногу щётку, натирал ею полы.
Короче, начинался май, томился мир, и вдруг…
В нашем сидении за партой зазвучала мелодия. Робкая, застенчивая, не знаемая ранее.
В просто, привычный и понятный пацанячий мир ворвалась, на самом деле, просто прижалась к нему, тёплая девичья ножка. Взяла, и прижалась к моей. Это не было случайным прикосновением, изредка случавшимся в тесноте парты не раз! Бывало, пихались ногами под партой, в «коммунальных» разборках, кто не пихался… Сейчас всё было по-другому.
Генечка прижималась ко мне ножкой медленно, вкрадчиво, осторожно.
Эх, какая чудесная волна окатила меня, застала врасплох и удивила! Я замер, так это было волшебно и сладко. Как же не хотелось потерять эти новые ощущения… Не шелохнулись, замерли, я в ответ прижался сильнее.
Ведь мог отдёрнуть, нагрубить, насмеяться над «гадким утёнком», пацан молдаванский. Какой там! Пацан таял в неизведанном сладком познании нового мира, как эскимо на сковородке.
Какая замечательная тайна доверия и близости пролегла между нами! Мы сразу стали отдельными от остального мира, и создали свой, робкий, недоступный никому. И нам было в нём чудесно.
Слава парте Эрисмана!
Над ней всё было, как у всех. Под ней, защищённый ею со всех сторон, нарождался новый мирок высших, чувственных познаний человеческой природы, невинный и прекрасный.
Как ждал всегда звонка с урока, и как же не хотелось его услышать теперь…
Звонок с урока неизбежен. Вся наша жизнь урок и школа. И он звенит и на уроках счастья, и на уроках горя и беды, и по окончании школы жизни.
Звенит, все вскакивают с мест, а мы подзадержались на миг, не желая возвращаться к людям, и как бы, доказывая друг другу, что всё случившееся, не случайно.
Собираем тетрадки, не поднимая глаз. Пока, пока.
Конец учёбы, каникулы на носу, уже и на дом ничего не задают, Геня, которая совсем не Вертинская, даже, не Наташка Т, а я с трудом дождался утра. Чтобы бежать в опостылевшую за год школу, чтобы снова испытать эти новые чувства. Скорее сесть за парту, и обязательно убедиться, что это всё не было случайностью, не показалось, не надумалось.
Убедился. Мы, сели в наш кораблик, даже чуть раньше начала урока. Так себе, невзначай. И сразу прижались друг к другу.
Вокруг всё происходило, как всегда. Вызовы к доске, контрольные, продлёнка, моё стояние на уроке у двери за шкодные выходки и мелкие потуги хулиганства. Было такое наказание в нашей школе. Ляпну чего в тишине класса на уроке, кину в ответ чего-кому, муху по окну погоняю, — марш к двери! И стой до звонка. Впрочем, и в этом стоянии, удавалось класс развлекать по-разному, в основном пантомимами.
Расхотелось «звездить», к двери расхотелось.
Появился магнит попритягательней. Из под парты отношения выбрались наружу, стали чуточку другими, обрели новое доброе звучание.
В этом звучании и моих глазах Геня похорошела, постройнела и поумнела. Что в её глазах, не знаю, но из них ушёл страх, появились дружественные нотки и улыбка штрихом.
Детям не свойственно улыбаться. Это не их, это взрослый инструмент общения, реакции на мир. Дети естественны, непосредственны, политесом не болеют. Поэтому смех и слёзы сразу, без раздумий, налётов мудрости, ехидства, презрения. Дети откровенней взрослых.
Класс не знал, и не догадывался. Да и, что было знать… Что мы сидим, прижавшись ножками друг к другу? Насколько помню, в основном всех рассаживали девчонок отдельно парами, мальчишек отдельно. Есть подозрения, меня специально сажали с девчонками, чтоб те положительно влияли на неугомонную натуру шустрого троечника. Став постарше, мы уже сами выбирали кому с кем вершить за партой дорогу школьную.
Так мы и сидели прижимашками, все оставшиеся до конца учебного года две недели. Стали больше болтать на уроках и после, обмениваться всякой ерундой, совершать маленькие школьные приятности друг другу, чего раньше не было. Хранили от остальных свою невинную тайночку, неожиданно понятого тепла соприкосновения двоих, и нам это нравилось.
Почти не ссорились, что не редко случалось раньше. И, если пробегала между нами чёрная кошка, быстро её прогоняли, потому что ссорясь, сидели порознь и оба испытывали чувство потери. Наши ноги под партой мирились раньше, чем умишки.
И привыкли к этому, и ничего из этого дальше не происходило, и произойти не могло.
Но произошло.
Не могло не произойти, потому что всё в этой жизни не бесконечно. Особенно то, что не может, по природе своей иметь продолжение. Обретённое тепло доверия, если оно не обрастает много бо́льшим, чувствами, совпадениями, дружбой, чувствами, бесконечным интересом друг к другу, теряет прелесть новизны, переходит в привычное, становится, даже лишним.
Это был наш случай.
Урок уже был не урок. Обычное доживание учебного года перед последним в нём звонком. Всеобщий трёп с учителькой, междусобой, вопросы-ответы, как будете проводить лето, задание на каникулярное чтение, весело, здорово, май на исходе, счастье.
Мы уже чего-то там складывали в портфели, шебуршились, как все, когда я, в грустном предчувствии расставания, от растерянности моментом, чего-то ляпнул Генечке или сделал чего безобидное, что ей сильно не понравилось. Уверен, ничего, действительно обидного. Ну не мог я её обидеть серьёзно. Не мог, я знаю.
Ей показалось иначе.
Геня резко встала, отчего всё стихло, и срывающимся от возмущения голосом, почти прокричала на весь класс, — Валентина Фёдоровна, он мне под партой ноги суёт!!!
…
На всю жизнь запомнил этот возмущённый крик.
Никогда после не испытывал такой растерянности, от обрушившейся непонятно откуда несправедливости, от первого в жизни «женского предательства».
И было жутко стыдно под этим обвинением, будто пойман был на воровстве.
К предательству нельзя привыкнуть в принципе. У женского особый привкус. Яда. Их было потом. Дело житейское. Со стыдом, повзрослев, разобрался-улыбнулся.
А класс заржал, веселье продолжилось. Валентина Фёдоровна растерялась, но в тот момент звонок с урока закончил cette petite tragédie.
Гвалт, галдёж, хлопанье крышек парт, школа дружно высыпала из классов в коридоры, и был праздник свободы. Каникулы!
Через год Геня ушла из нашей школы в другую.
Близкие пацаны ещё иногда спрашивали, краснея любопытством, что там было на самом деле. А что могло быть, никто и не представлял, я в том числе.
Целомудренно в той стране детей растили.
После, девчонки совсем не пугались садиться со мной за одну парту. И ещё две, Аллочка и Таня благополучно отсидели со мной на творении Эрисмана, правда, на максимально возможном скамеечном удалении, за чем я следил внимательно и жёстко, пока не закончил восьмой класс и не ушёл в мореходку становиться мужчиной.
Рига. Сентябрь 2020г.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Яков Плинер
Доктор педагогики
О деформации детства
В условиях рыночной демократии


Мария Иванова
Могу и на скаку остановить, и если надо в избу войти.
МАМИНА ВНЕШНОСТЬ
Школьное сочинение, от которого папа плакал


Юрий Иванович Кутырев
Неравнодушный человек, сохранивший память и совесть.
ЛУЧШЕ УБИТЬСЯ, ЧЕМ ЛАТЫШСКИЙ.
Иллюзиям об интеграции и инклюзии должен быть положен конец


Алла Березовская
Журналист
ПРОШУ СРОЧНОЙ ПОМОЩИ ОМБУДСМЕНА!
Состояние узницы рижской женской тюрьмы резко ухудшилось
В ДЕНЬ СМЕХА ШУТЯТ ВСЕ
Эти вопросы надо адресовать производителю.
ЭКОНОМИКА ЕС БУКСУЕТ
Mы живем в 21-ом веке, хотя многим сегодня очень хочется откатиться на век или на два назад.
КИЕВ ОБМАНУЛ КИТАЙЦЕВ, ОБМАНЕТ И АМЕРИКАНЦЕВ
Штаты хамят , требуют у всех денег и нагибают остальной мирЗначится Украина , теперь , как и Штаты)
Вопросы Олегу Озернову
Комментарии
№1 Юрий Янсон
01.11.2020
14:54
Классно! Спасибо.
№2 Леонид Соколов
01.11.2020
15:26
Замечательный ностальгический текст!
Но, я всегда сидел за одной партой с мальчишками:-)
№3 Олег Озернов
→ Леонид Соколов,
01.11.2020
15:34
Может, оно и к лучшему... Может, нет. Кто знает...
№4 Леонид Соколов
→ Олег Озернов,
01.11.2020
15:50
Вспоминаю первый классный вечер, мне было лет 13.
Я тогда впервые услышал Битлов, Гёрл.
И я в первый раз танцевал с девочкой
№6 Олег Озернов
→ Леонид Соколов,
01.11.2020
15:58
Когда мы были чистыми, а деревья большими... Ни с чем не сравнить те "в первый раз". Их нельзя забыть. Возвращаясь к ним на избеге жизни, чтоб сбросить с себя, хоть часть наросшей брони, чешуи и хоть на миг стать чище.
№5 Владимир Бычковский
01.11.2020
15:56
Пишите чаще на ИМХО, а то одно занудство....ты дурак-сам дурак - всё выясняют степень дебилизма.
№9 Олег Озернов
→ Владимир Бычковский,
01.11.2020
16:30
Спасибо, Володя!
Последний год пишу много, есть мысли о двух книгах. Море - Одесса... Собираю воедино, перерабатываю старые свои тексты, пишу новые. Публикую далеко не всё. Отдельными фрагментами выставляю в Сети. Читают, просят ещё. Здесь читают совсем мало, единицы. Подкидываю иногда, для уразнообразнивания спич-контента.
Вы правы, за время "простоя" клуба рамки обсуждений действительно сузились до голой политики, и тех самых - "дурак-самдурак".
Замечаю, что сегодня, как никогда ранее, людей всё больше тянет в светлость молодости, детства, в добрые воспоминания, в отвлечение от мрачной действительности.
Здесь буду выставлять и дальше. Во-первых, клуб давно уже стал чем-то родным, не безразлична его судьба, и как детище друга, тоже. Во-вторых, даже, если один человек прочтёт, и скажет спасибо, значит, оно того стоит.
№40 Виктор Иванов
→ Олег Озернов,
02.11.2020
19:45
Спасибо огромное. Как всегда классно и позитивно!!!
№7 Константин Рудаков
01.11.2020
16:09
Спасибо! Даже запахи те школьные вспомнились - краски, которой была выкрашена парта, бутербродов, учебников ... )
№8 Леонид Соколов
→ Константин Рудаков,
01.11.2020
16:12
Чернила, если Вы застали имели свой запах.
№10 Олег Озернов
→ Леонид Соколов,
01.11.2020
16:37
Неповторимый. Мастика школьная скипидарная, тряпка у классной доски, мел, дым от гари куч осенних листьев в школьном дворе особый, зелёнка-йод в медпункте, столовка. Запах школы особый, ни с чем не сравнимый.
Чернильницы-непроливайки в торбочках на тесёмках, что мы только с ними не вытворяли!
№11 Леонид Соколов
→ Олег Озернов,
01.11.2020
16:41
<Чернильницы-непроливайки в торбочках на тесёмках, что мы только с ними не вытворяли!>
После первых двух слов - не понял.
№12 arvid miezis
→ Леонид Соколов,
01.11.2020
16:49
чернильница непроливайка - Авито —
№14 Олег Озернов
→ Леонид Соколов,
01.11.2020
17:11
Носили их в школу в мешочках-торбочках, на затягивающих мешочек, длинных тесёмках. Отличная праща, махалка, маятник, мина замедленного действия.
№15 Леонид Соколов
→ Олег Озернов,
01.11.2020
17:15
Не было такого.
Первый класс, Рига, 1962-й.
№17 Олег Озернов
→ Леонид Соколов,
01.11.2020
17:24
Первый класс. Одесса 1961 г. Было такое!
А то, что Рига не Одесса, так таки да. Если бы в Риге было то, что было в Одессе, то она была бы... Вобщем про "бабушку-дедушку и фаберже" помните.
№19 Леонид Соколов
→ Олег Озернов,
01.11.2020
17:33
<А то, что Рига не Одесса, так таки да.> Ofcourse
К сожалению, не был ни разу в Одессе.
Зять был, не так давно. Понравилось!
№21 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
01.11.2020
17:49
Был в глубоком детстве в Одессе. У нас там были родственники, как и в Херсоне и в Киеве. Сейчас уже никого из них нигде нет. Остались только в Керчи.
№53 Лилия Орлова
→ Леонид Соколов,
03.11.2020
00:38
Вот и я не добралась. А сейчас уже и в гости поехать не к кому, вся одесская родня уже давно в Израиле.
№20 arvid miezis
→ Олег Озернов,
01.11.2020
17:41
Хотя... я в первом классе слюнявил хим.карандаш.
№22 Олег Озернов
→ arvid miezis,
01.11.2020
18:16
Кто не слюнявил. Вкус спессфический. Татуировки якорей и звёзд классные получались.
№23 Марк Козыренко
→ Олег Озернов,
01.11.2020
18:25
Я не слюнявил. В Риге в первом классе была чернильная ручка, настоящая пилдспалва. На следующий год в Норильске уже были шариковые ручки. И никаких чернил. О химическом карандаше знаю, но только в качестве словосочетания.
№26 arvid miezis
→ Марк Козыренко,
01.11.2020
18:42
Вот эти столичные... жизнь не видели :)
№27 Олег Озернов
→ Марк Козыренко,
01.11.2020
18:55
Многие ходили с синими губами от "химии". Перо двухкопеечное, острое или "уточкой", нажим, каллиграфия, чистописание, многому хорошему учило. Скоро забудется это всё, к сожалению, окончательно. Уйдут очевидцы, мы то бишь.
Ещё помню мучения страшные с переьевой ручкой. Был ярковыраженным левшой, а тогда считалось это недостатком, с этим методично боролись. Левшам выдавались специальные ручки, помню этих серо-зелёных гадин, со специальными, выпирающими лунками для трёх пальцев, которые не позволяли никак пистаь левой рукой, только правой. Не ложились в левую, хоть тресни. Нас несколько таких было в классе.
Тогда злился, бунтовал, шёл в отказ до вызова родителей в школу. Сейчас понимаю, что при всех издержках и неудобствах, из меня сделали путёвого амбидекстра. Могу писать, всё делать и той, и той, правда с разной скоростью. Здорово пригодилось механику на флоте, и потом по жизни. Тот же молоток одинаково держу обеими. Единственно, левой рукой всегда дожимаю, докручиваю после правой. Сильнее она процентов на двадцать, правой.
№28 Марк Козыренко
→ Олег Озернов,
01.11.2020
18:58
Эх! Вот же ж!..
№31 Олег Озернов
→ Марк Козыренко,
01.11.2020
19:03
Опять совпадение?
№52 Лилия Орлова
→ Олег Озернов,
03.11.2020
00:35
У меня всё то же самое с амбидекстрией. И до сих пор в левой больше силы и гораздо лучше координация движений.
№65 Олег Озернов
→ Лилия Орлова,
03.11.2020
09:10
Подклуб амбидекстров нарисовался. Вылезли на свет от больших вибраций земных.
№68 Леонид Радченко
→ Олег Озернов,
03.11.2020
09:21
У меня такое ощущение, что левая рука сильнее правой. Бицепс точно больше. И при сплетении пальцев сверху, если непроизвольно, оказывается большой палец левой руки. Признак якобы генетически обусловленный и якобы признак левши. Но левшой себя не чувствую. Возможно, ещё в несознательном возрасте меня так запугали (держи ложку вот в этой руке!), что произошло переключение.
№41 Леонид Радченко
→ Марк Козыренко,
02.11.2020
21:42
На следующий год в Норильске уже были шариковые ручки.
Я шариковыми ручками начал писать только в институте. Когда стержень кончался, его не выбрасывали, а заправляли: в Риге были специальные станции по заправке шариковых ручек. На улице Суворова вроде бы была. Заправить стоило 8 копеек, а новый стержень (тоненький) стоил 12 копеек.
А начинал писать перьевой ручкой и чернилами. Чернила делали сами: растворяли порошок или таблетку. Если делали концентрированный раствор, написанные буквы отливали зелёным, особенно при разглядывании их под углом. Вести перо вниз следовало "с нажимом", а вверх — "волосяная линия". Потом очень долго сохранялась эта привычка даже при писании шариковой ручкой. Нет, не так. Посмотрел сейчас на свои записи: эта привычка так и осталась, нажим и волосяная.
№43 Marija Iltiņa
→ Леонид Радченко,
02.11.2020
21:58
Я, скорее всего, моложе Вас. Шариковыми ручками мы начали писать то ли в 7-м, то ли в 8-м классе. И, да , их можно были заполнить. Я заполняла, иногда после заполнения они текли. Цену уже не помню.
Перьевой ручкой и чернилами никогда не писала. Я 1953-о года рождения.
№44 Леонид Радченко
→ Marija Iltiņa,
02.11.2020
22:12
Да, после нескольких заправок стержни начинали течь.
В 7-м классе я учился на Крайнем Севере. И у кого-то из одноклассников было что-то похожее на шариковую ручку. Он ею не писал, а стрелял из неё жёваными бумажными шариками. Я это изделие тогда увидел только издалека.
Да, я немного старше. Я даже самого Путина старше. Не говоря уже о салабоне Медведеве.
№49 Marija Iltiņa
→ Леонид Радченко,
02.11.2020
22:43
Бывало, что и после первой заправки. Помню, что ближайшая заправка была на Кирова (теперь Элизабетес). Я тогда жила на Аусекля.
№47 Олег Озернов
→ Marija Iltiņa,
02.11.2020
22:30
Если у Вас не вытекал в портфеле, завалявший стержень ручки, значит, Вы судьбы любимчик. А ещё, из них иногда, после первой перезарядки выпадали шарики. И обязательно на лист посре диктантом или контрольной посреди урока, оставляя на нём жирного страшного червяка, а на руках и носу, контурные карты неизвестных материков.
№48 Marija Iltiņa
→ Олег Озернов,
02.11.2020
22:38
Было дело :))
№64 Леонид Радченко
→ Олег Озернов,
03.11.2020
06:51
иногда... выпадали шарики
Я почему-то никогда не интересовался, из какого материала сделан шарик. Было мне уже почти 30, когда случайно узнал, что шарик стеклянный.
№66 Олег Озернов
→ Леонид Радченко,
03.11.2020
09:15
На уровне открытия. Век живи... Как же тогда они не царапались стальной проволокой, которой их выталквали из стержня при заправке? Не иначе, кончик проволоки осферивали.
№69 Леонид Радченко
→ Олег Озернов,
03.11.2020
09:26
Твердость стекла (по Бринелю?) — 5. У стали её можно регулировать, зависит от сорта. Для проволоки могли выбирать сталь более низкой твёрдости. Надо будет летом на даче сопоставить, кто кого царапает: стекло сталь или наоборот. (У обоих слов совпадают именительный и винительный падежи — прямо "мать любит дочь" какая-то получается.)
№72 Олег Озернов
→ Леонид Радченко,
03.11.2020
09:39
По Бринелю... стекла... Сталь "низкой твёрдости"... Лучше всего подошла бы медная проволока, она мягче стали "низкой твёрдости". Неужели никогда не вдавливали стальной шарик в стекло?!
:)
Там, что-то на уровне гитарной струны, так думаю, пользовали. А такая Бринеля, при определённых условиях может мелко микропцарапать и стеклошарик. Может, оттого они часто текли после очередной заправки.
№74 Леонид Радченко
→ Олег Озернов,
03.11.2020
09:45
Я думаю, они текли не из-за царапин, а по причине остаточной деформации того места, через которое шарик выдавливали, а затем вправляли обратно.
№75 Олег Озернов
→ Леонид Радченко,
03.11.2020
09:47
Это само собой. Вальцовочный поясок повторений не любит.
№24 Дарья Юрьевна
→ Леонид Соколов,
01.11.2020
18:32
И мы не носили. Краснодар, 1967 год, 12 средняя школа.
В школе чернильницы были местные, которые перед уроками дежурные выставляли на парты и в конце дня собирали. По необходимости доливали чернил. Писала перьевой ручкой 3 года, пока не переехали в Ригу, где уже пользовались шариковыми ручками.
Те знаменитые парты были. Красили их каждый год - основу половой краской кирпичного цветы, верх - салатового цвета. Сколько там было слоев этой краски, неведомо. Но очень много.
№25 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
01.11.2020
18:40
Мой первый класс - 69/70. Мы в Риге в школе номер 22 писали чернильными перьевыми ручками. Пилдспалвами. Потом меня предки увезли в Норильск, а там оказалось - все ручки шариковые. Получается, это и был год перелома чернильниц. Во всяком случае - с вашим примером совпадает.
№30 Олег Озернов
→ Марк Козыренко,
01.11.2020
19:02
В эти годы, я уже в мореходке учился, а в 70-м на практике мотористом путину в Атлантике осиливал.
"Шарики" у нас появились, где-то в 67-м, седьмой класс.
№32 Марк Козыренко
→ Олег Озернов,
01.11.2020
19:04
Эх, молод я! ))
№46 Marija Iltiņa
→ Марк Козыренко,
02.11.2020
22:27
По моему, Вы путаетесь в терминах. Чернильная перьевая ручка это устройство для писания, которое надо макать в чернильницу, по латышски spalvas kāts. Pildspalva уже другое, там чернило наполнялась внутрь, по- русски она называлась очень просто - ручка.
№50 Лилия Орлова
→ Marija Iltiņa,
03.11.2020
00:31
Pildspalva - это уже была авторучка. Ручкой-палочкой с пером и с чернильницей на парте мы начинали писать в первом классе (1963 год). После первой четверти родители, получавшие после школы детей, расписанных по синих леопардов, взбунтовались и как-то добились, чтобы нам разрешили писать заполняемой авторучкой. Шариковые были уже классе в седьмом-восьмом. Моя заправка была на Петерсалас. :)
№51 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
03.11.2020
00:35
Я в 69-ом в школу пошёл. У нас палки с пером не было, уже только заправляемая чернилами на время авторучка. Её я и называю - пилдспалва - заполненное перо. Ну, так я себе это представляю.
№54 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
03.11.2020
00:40
Ну всё правильно. Палочку с пером Вы не застали. У Вас была именно пилдспалва. А мы начинали со спалвас катс.
№57 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
03.11.2020
00:53
Ну хоть в чём-то совпали. Уфф, аж от сердца отлегло. По Димке новостей нет, к сожалению, уже больше трёх лет прошло...
№60 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
03.11.2020
01:12
Вообще-то, зная его сестру и их взаимоотношения, есть надежда, что он жив и свалил за границу, чтобы до него никто не дотыкался.
№61 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
03.11.2020
01:15
Нет никакой надежды, Лилия... Я с Димкой довольно много общался, чтобы это хорошо понять.
№71 Леонид Радченко
→ Марк Козыренко,
03.11.2020
09:38
А авторучки тоже разные были. Самые обычные — это в которые надо было засасывать чернила подкачиванием, периодически нажимая на пипочку. А потом появились более крутые: поршневые. Также опускаешь кончик в резервуар с чернилами, но крутишь кремальеру, и поршень засасывает чернила. У меня такая была, я ею гордился.
И ещё, когда у одного в авторучке кончались чернила, он просил других поделиться, и ему на внутреннюю сторону пера донор капал из своей ручки.
№73 Олег Озернов
→ Леонид Радченко,
03.11.2020
09:44
Здорово! Было! Сколько смыслов было в этом перекапывании донорском! Микроштрих формирования нормальной души ребёнков.
№77 Marija Iltiņa
→ Лилия Орлова,
03.11.2020
22:08
Да, авторучка. Слова , которыми не пользуешься, как-то быстро улетучиваются.
Я на 3 года старше Вас, но как-то не уверена, что мы в младших классах писали на всех уроках чернильными перьевыми ручками. Но возможно и, что запамятовала.
На уроках каллиграфии (glītrakstīšana) ими писали, это помню. Клякс было много, да и сама я была после таких уроков синеватого цвета:)
№29 Олег Озернов
→ Дарья Юрьевна,
01.11.2020
18:58
В старших классах красили на субботниках. А кто вспомнит сегодняшние столы ДСП-ламинатные с железными тощими ножками. Бр-р-р.
№33 Дарья Юрьевна
→ Олег Озернов,
01.11.2020
19:08
Мы уже музейные экспонаты, которых можно высаживать на те парты для обозрения публики. :)
Современная молодежь живет и учится в другом мире.
№34 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
01.11.2020
19:20
И мне очень не нравится этот мир. По многим причинам.
№55 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
03.11.2020
00:49
Так это нормально, Марк. Нашим родителям не нравился наш мир - не нравились длинные волосы у парней, короткие юбки у девушек, клёши по 40 см внизу, использование косметики, музыка Битлз, наши танцы и многое другое. Соответственно, моя бабушка 1886 года рождения считала, что вальс и фокстрот - полный разврат, вот то ли дело в их время. И так было, и так будет.
№58 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
03.11.2020
00:55
Я писал не об этом. Юбки, волосы - полная фигня на фоне лишения прав, уничтожения образования, запрете на родной язык... Вот тут в чём штука.
№59 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
03.11.2020
01:06
Молодёжь к этому относится совсем по-другому, с легкостью переходят с языка на язык. А кто хочет учиться, тот всегда найдёт как это сделать.
№62 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
03.11.2020
01:16
Ага, переходят на английский и там остаются.
№63 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
03.11.2020
01:46
На какой хотят, на такой и переходят. Они живут по-другому.
№78 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
04.11.2020
18:44
Это только так кажется. Всегда люди жили одинаково. Просто в этом случае некоторые забывают свои корни и становятся другими. Добровольно. Малое и слабое само по себе добровольно исчезает - истребление же большого в малом - насильственное преступление, за которое рано или поздно наступит соответствующая ответственность.
№82 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
04.11.2020
23:16
"некоторые забывают свои корни и становятся другими." - например, галахические евреи, становящиеся выкрестами.
№83 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
04.11.2020
23:27
Я не помню, чтобы меня выкрещивали. Но я вижу, как нынешняя латышская молодёжь становится англоговорящей и англопишущей, причём прямо на глазах. С десяток лет назад я наблюдал отдельных русских детей, добровольно становящихся латышскоговорящими (их свои же родители сдуру в латышские школы определяли) - но это нынешнее явление на порядок более массовое. И для строительства латышской Латвии на порядки более знаковое.
№84 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
04.11.2020
23:40
Знать несколько языков - это плохо?
№85 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
04.11.2020
23:58
Хорошо. Речь о том, что у латышской молодёжи английский замещает родной латышский - что тут непонятного? За что боролись - на то и напоролись. Кстати, кроме всего прочего - той латышской молодёжи и так с гулькин х...й.
№86 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
05.11.2020
00:14
С какого это перепугу "замещает"? Вот моего мужа сестра и племянницы, например - когда нужно, говорят по-латышски, когда нужно - по-латгальски, когда нужно - по-русски, когда нужно - по-английски. Если человек идет, например, в программисты и там рабочий язык - английский, то это означает, что он замещает свой язык английским? Еще скажите, что медики замещают родной язык латынью.
№87 Марк Козыренко
→ Лилия Орлова,
05.11.2020
00:45
Видно - вы не знакомы с современными истерическими публикациями латышской так называемой интеллигенции. Ничего - и до вас докатится.
№88 Лилия Орлова
→ Марк Козыренко,
05.11.2020
01:45
Еще не хватало мне всякую чушь читать.
№35 Олег Озернов
→ Дарья Юрьевна,
01.11.2020
19:26
"Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра"... Шерсть пока наличествует, бивни сточились, но живы, а в мамонты не хочу! И к мадам Тюссо тоже!
Неужели смиримся?
№38 Дарья Юрьевна
→ Олег Озернов,
02.11.2020
09:04
А что делать? Время придет и придется смириться.
№56 Лилия Орлова
→ Олег Озернов,
03.11.2020
00:50
Фигушки! Я уже поняла, что путной старухи из меня не выйдет. :)
№67 Олег Озернов
→ Лилия Орлова,
03.11.2020
09:19
Выйдет беспутная? К тому шло. Я не удивлюсь. Беспутных не хватает.
№76 Лилия Орлова
→ Олег Озернов,
03.11.2020
13:57
Угу, с левой резьбой. :)
№79 Владимир Бычковский
→ Олег Озернов,
04.11.2020
19:09
Учитесь у нас латгалов, наши школы 150 лет назад ЗАКРЫЛИ Царские Власти, а потом и Ульманис-гадёныш, ну а потом и КОММУНИСТЫ-нацисты-местные, а мы живее-ВСХ-живых по-латгальски лопочим...правда меня "на взлёте подстрелили", в смысле БЕЗ языка оставили, ну это попровимо, вон к лету думаю открою ПЕРВУЮ латгальскую школу....а Вы-то чего струхнули аааа ? То-то. Нас бьют, а мы КРЕПЧАЕМ...вот как надо !
№80 Олег Озернов
→ Владимир Бычковский,
04.11.2020
19:19
Похвально, почётно!
Планы это хорошо. Даст Бог получится. Только, про "струхнули и крепчаем, вот, как надо " я бы не спешил. Планы строить не страшно, крепчать при этом, трудов не стоит. "Вот, как надо!" уместнее будет говорить по завершении дела, а не при его задумке.
№81 Владимир Бычковский
→ Олег Озернов,
04.11.2020
19:25
Ну так я и говорю - про ДЕЛО, 150 лет наш язык ВСЕ Власти гнобили, а в Латгалии на нём до сих пор ГОВОРЯТ целыми семьями. А я так..."песчинка" народная, не более. И заметьте, никто из латгал (кроме меня трепача) НЕ НОЕТ и НЕ ЖАЛУЕТСЯ, как Вы ВСЕ хором...стыдоба одна слушать Вас по ЭТОМУ поводу, уж извините. Скажу прямо - ПРОСРАЛИ русские школы, надо сжав зубы...минимум им КАЖДЫЙ день фигу показывать и ржать...нуууу чего добились "нацики" ?!? Или что-то другое, Вы ж НАРОД-русский на редкость изобретательный и шутейских, сообразите и сами...только уж не "сопли по роже размазывать" на ПОТЕХУ "нацикам".
№70 Леонид Радченко
→ Дарья Юрьевна,
03.11.2020
09:31
Даже не слышал о таком, чтобы в школе для учеников чернильницы готовили. Элитная школа у вас была, однако. А ещё на советскую власть жалуетесь...
№39 Анатолий Зайцев
→ Леонид Соколов,
02.11.2020
10:46
было....заправляемые перьевыми ручками разрешалось пользоваться после 4 класса...после того как закончится курс "чистописания". Шариковые ручки появились массового в школах в конце 60-х в начале 70-х годов
№36 Константин Рудаков
→ Олег Озернов,
01.11.2020
21:33
Чернильницы-непроливашки в школе уже не застал, хотя на почте они еще долго были вместе с "вечными" стальными перьями на палочках. А в торбочках мы носили сменную обувь, впрочем - это никак не снижало их "махалочные" качества ).
№37 Олег Озернов
→ Константин Рудаков,
01.11.2020
22:06
Да, и кеды со спортивкой там в торбах. Сменной обуви не знали. Махались всем, что в руках было, портфелями, торбами, чернильницами.
№13 Василий Теркин
→ Олег Озернов,
01.11.2020
17:06
И бор машина у стоматолога бррр
№18 Олег Озернов
→ Василий Теркин,
01.11.2020
17:26
Да, да! Есть у меня в ту сторону, и в тот "Зингер" со всей замечательной (без иронии) школьной медициной. Как-нибудь озвучу.
№16 Марк Козыренко
01.11.2020
17:22
С моей репутацией в педсовете пионеры мне не светили, только подмигивали. Плевать, в душе я был пионеристей их всех, вместе с педсоветом и Советом дружины школы!
Во! Точно моё мироощущение, причём всегда по жизни! ))
№42 Леонид Радченко
02.11.2020
21:46
А ещё на парте Эрисмана можно было что-то вырезать ножичком. Слово какое-нибудь. Потом это закрашивалось, но написанное всё равно проступало.
№45 Олег Озернов
→ Леонид Радченко,
02.11.2020
22:21
И нацарапать гвоздём профиль географа с большим носом, ещё большим ухом, и отколупнуть краску до позапрошлогодней.