Реформа образования
19.09.2014


Александр Гапоненко
Доктор экономических наук
Документальный фильм «Русским школам быть!»
К 10-летию формирования Русской общины Латвии

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Надежда Котикова,
Дарья Юрьевна,
Михаил Герчик,
доктор хаус,
Lora Abarin,
Леонид Соколов,
Борис Бахов,
Timber ***,
Александр Литевский,
Марк Козыренко,
Снежинка Αυτονομία,
Лаокоонт .,
Ольга Шапаровская,
Товарищ Петерс,
Marija Iltiņa,
Леонид Радченко,
Олег Озернов,
Андрей Жингель,
V. Skiman,
Александр Сергеевич,
Станислав Яров,
Игорь Чернявский,
Tatjana Ivanova,
Петрович .,
Kęstutis Ketvirtasis,
VLog Vlog
Этническая община — это совокупность людей, которые осознают, артикулируют и защищают ненасильственными методами свои интересы.
Отличительной чертой любой развитой общины является наличие у нее социальных институтов (школ, университетов, театров, музеев) и способность производить различного рода артефакты, которые необходимы для формирования общественного сознания — книги, картины, скульптуры, музейные экспозиции, фильмы.
Русская община Латвии сформировалась в борьбе с так называемой реформой русских школ в 2003-2004 гг. Это было массовое движение протеста против попыток латвийских властей запретить преподавание в государственных школах на русском языке, а в конечном счете — против насильственной ассимиляции русского населения.
В ходе этого движения возникла сетевая организация Штаб защиты русских школ, которая координировала действия протестующих и артикулировала их требования. Усилиями Штаба и поддержавшей его деятельность партии «За права человека в единой Латвии» русские школы в стране были сохранены.
Русская община установила «красную черту» перед своими социальными институтами, которую властям не позволялось переходить.
Однако латышские националисты не очень поняли смысла перемен, происшедших в 2004 г. и в 2010 г. затеяли референдум о запрете русским детям учиться в школах на родном языке.
В ответ на это они получили в начале 2012 г. референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. Этот референдум организовало уже общество «Родной язык». На референдум в защиту права на самоидентификацию вышло все правоспособное русское население, и вместе с ними было триста тысяч русских, лишенных латышскими националистами прав гражданства.
Новая попытка правящих латышских националистов ликвидировать русские школы в 2014 году — и новые акции протеста, которые теперь уже организуют Парламент непредставленных и Конгресс неграждан.
В итоге мы можем говорить о том, что 1 сентября 2004 г. сформировалась Русская община Латвии, и в этом году мы должны отмечать ее 10-летний юбилей.
К этому юбилею я подготовил документальный фильм «Русским школам быть!» из видеоматериалов, снятых в период борьбы с «реформой русских школ».
Мною двигало желание помочь членам общины лучше осознать смысл происходивших десять лет тому назад событий и почувствовать свою причастность к большому Русскому миру.
Автор не претендует на полноту и абсолютную объективность освещения развернувшегося десять лет тому назад массового русского протестного движения, поскольку примкнул к нему только в мае 2004 г. и не входил в состав Штаба. Представлена всего лишь авторская версия событий. На презентации в одном из рижских кинотеатров две недели тому назад «штабисты» высказали ряд замечаний и соображений о содержании фильма, с абсолютным большинством которых автор согласен.
«Русским школам быть!» Фильм Александра Гапоненко
Для большей объективности освещения происшедших десять лет тому назад событий автор попросил высказаться одного из самых активных трибунов того времени — Александра Казакова, которого, как помнят читатели, незаконно выдворили из страны в начале сентября 2004 г.
В этом году злополучная школьная реформа образования 2004 года отмечает свой десятилетний юбилей. И вот на подходе уже новые преобразования, полностью сужающие возможности обучения русских детей Латвии на их родном языке. В контексте этих вызовов необходимость осмысления борьбы, направленной на защиту интересов русского населения Латвии, становится актуальной как никогда.
Мы поговорили с Александром КАЗАКОВЫМ, одним из лидеров движения в защиту русских школ, депортированным из Латвии в 2004 году.
— Саша, скажи, было ли движение в защиту русских школ стихийным и народным — либо управлялось кем-то?
— Все началось со скромного движения профессионалов, профессионалов массовых — учительская среда. Я разговаривал с этими учителями. Как только они поняли, что это за реформа, они осознали, что теряют не работу, а теряют учеников.
Но достаточно быстро у активного меньшинства русской общины Латвии сформировалось мнение, что вся эта реформа на самом деле не имеет никаких позитивных целей. Внутренние задачи реформы были совершенно негативными, т.е. не сделать лучше Латвии, а сделать хуже русской общине.
Родители, учителя, активное меньшинство русской общины увидели, что реформа создает определенный гандикап для латышских детей и соответствующей будущей элиты, т.е. это такая вивисекция.
— Как ты вошел туда?
— Я же работал журналистом. Для меня было очевидно, что это этнократическое государство, и они будут шаг за шагом придавливать русских. И меня это не удивляло. И когда люди вышли на улицу, хоть и в небольшом количестве, я как журналист пришел посмотреть.
Первый раз я пришел в парк Райниса, и мне этого хватило. Буквально через пять минут я стал не наблюдателем, а участником. Это не озарение свыше, я энергию людей почувствовал, я почувствовал, что люди пришли туда с искренним желанием противостоять власти.
На протяжении десяти лет до этого, работая в латвийской журналистике, сознательно, и я даже декларировал это неоднократно, отказывался писать на внутриполитические темы. Мне это было не интересно. Я не видел внутренней политики в Латвии. Я ее и сейчас не вижу.
Есть экономическая политика, внешняя политика… Внутренней политики в Латвии нет. Есть лишь давно оформившаяся попытка создать преимущество одной общины по сравнению с другой. Это не политика, это диктат. При одном правительстве более мягкий, при другом — более жесткий.
Вот здесь впервые я эту политику увидел, я ее почувствовал кожей. Потому что я увидел, что это люди, у которых есть, может, тогда еще не вербально, но эмоционально сформированный запрос к власти, требование.
— На последней конференции российских соотечественников Латвии вновь звучало мнение, что диалогу с латышами в период борьбы за сохранение русских школ было уделено недостаточно внимания, и сейчас нам надо снова продолжать думать об этом диалоге.
— Я очень хорошо помню последнее интервью, которое я перед депортацией дал газете «Латвияс авизе». Оно вышло на латышском языке. Половина этого интервью была посвящена тому, что русская община должна сформироваться и напрямую договориться с латышской общиной. И эту мысль, я, можно сказать, выстрадал.
Но это одна часть вопроса. Я считаю, что это тогда не было сделано, и не сделано до сих пор. В одном из городов, дай бог памяти, кажется, в Вентспилсе, мы встречались с тамошней группой поддержки Штаба, и после того собрания мы разговаривали с двумя учителями-латышами, которые пришли на мероприятие Штаба. И они сказали, что на самом деле необходимо объединиться, потому что мы не русские школы теряем, мы вообще образование теряем.
Позиция латышского учителя на тот момент: «наше Министерство образования вместо того, чтобы заниматься образованием, занимается борьбой с русскими школами». Это же была почва для солидарного выступления, нужно не переделывать русские школы, а систему образования выстраивать новую. И вот на этом уровне разговор мог бы возникнуть.
— Саш, есть такое мнение, что поражение движения в защиту русских школ было исторически предопределено. Было ли это поражением, и если да, чем оно было предопределено?
— По поводу «поражения» расскажу одну историю, буду очень краток. Это было четыре года назад. В Москве была Масленица. Вечером, после одного из круглых столов, мы шли узкой компанией, в которой был еще Кирилл Фролов — известный наш, как его здесь называют, православный казак, с шашкой наголо. Он и говорит: «Пошли ко мне, тут рядом, блинов поедим, Масленица все-таки, жена наготовила».
Мы зашли. Нас было четверо или пятеро. Маленькая квартирка, куча детей, симпатичная жена. Она подходит ко мне и говорит: «Вы — Александр Казаков, который из Риги? Можно с вами сфотографироваться?» — «А что это со мной фотографироваться? Я что — памятник?» — «Дело в том, — говорит она, — что моя мама — учительница в русской школе в Латвии, и они до сих пор на новогодние праздники после тоста «С Новым годом!» произносят тост за Штаб защиты русских школ, и за вас в частности». — «Интересно, почему?» — «А потому, что они до сих пор на русском языке преподают, а все инспекторы делают вид, что не замечают этого, чтобы не появился еще один Штаб».
И вот когда я это услышал, я понял: все, что мы сделали, мы сделали не зря. Тем более, общаясь со своими знакомыми, я слышу, что все наши школы остались русскими школами. И осознают себя русскими школами. Их не переделали.
И в том, что их не переделали, не дожали, не добили — заслуга Штаба защиты русских школ. Поэтому мы не проиграли, мы победили.
P.S. Надеюсь, что высказанные в дискуссии на площадке ИМХОклуба мнения позволят в еще большей степени восстановить полноту периода становления Русской общины Латвии.
Отличительной чертой любой развитой общины является наличие у нее социальных институтов (школ, университетов, театров, музеев) и способность производить различного рода артефакты, которые необходимы для формирования общественного сознания — книги, картины, скульптуры, музейные экспозиции, фильмы.
Русская община Латвии сформировалась в борьбе с так называемой реформой русских школ в 2003-2004 гг. Это было массовое движение протеста против попыток латвийских властей запретить преподавание в государственных школах на русском языке, а в конечном счете — против насильственной ассимиляции русского населения.
В ходе этого движения возникла сетевая организация Штаб защиты русских школ, которая координировала действия протестующих и артикулировала их требования. Усилиями Штаба и поддержавшей его деятельность партии «За права человека в единой Латвии» русские школы в стране были сохранены.
Русская община установила «красную черту» перед своими социальными институтами, которую властям не позволялось переходить.
Однако латышские националисты не очень поняли смысла перемен, происшедших в 2004 г. и в 2010 г. затеяли референдум о запрете русским детям учиться в школах на родном языке.
В ответ на это они получили в начале 2012 г. референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. Этот референдум организовало уже общество «Родной язык». На референдум в защиту права на самоидентификацию вышло все правоспособное русское население, и вместе с ними было триста тысяч русских, лишенных латышскими националистами прав гражданства.
Новая попытка правящих латышских националистов ликвидировать русские школы в 2014 году — и новые акции протеста, которые теперь уже организуют Парламент непредставленных и Конгресс неграждан.
В итоге мы можем говорить о том, что 1 сентября 2004 г. сформировалась Русская община Латвии, и в этом году мы должны отмечать ее 10-летний юбилей.
К этому юбилею я подготовил документальный фильм «Русским школам быть!» из видеоматериалов, снятых в период борьбы с «реформой русских школ».
Мною двигало желание помочь членам общины лучше осознать смысл происходивших десять лет тому назад событий и почувствовать свою причастность к большому Русскому миру.
Автор не претендует на полноту и абсолютную объективность освещения развернувшегося десять лет тому назад массового русского протестного движения, поскольку примкнул к нему только в мае 2004 г. и не входил в состав Штаба. Представлена всего лишь авторская версия событий. На презентации в одном из рижских кинотеатров две недели тому назад «штабисты» высказали ряд замечаний и соображений о содержании фильма, с абсолютным большинством которых автор согласен.
«Русским школам быть!» Фильм Александра Гапоненко
Для большей объективности освещения происшедших десять лет тому назад событий автор попросил высказаться одного из самых активных трибунов того времени — Александра Казакова, которого, как помнят читатели, незаконно выдворили из страны в начале сентября 2004 г.
АЛЕКСАНДР КАЗАКОВ: надо организовать такое давление на власть, когда ей будет выгоднее уступить, а не продолжать сопротивляться
Фрагменты беседы

Мы поговорили с Александром КАЗАКОВЫМ, одним из лидеров движения в защиту русских школ, депортированным из Латвии в 2004 году.
— Саша, скажи, было ли движение в защиту русских школ стихийным и народным — либо управлялось кем-то?
— Все началось со скромного движения профессионалов, профессионалов массовых — учительская среда. Я разговаривал с этими учителями. Как только они поняли, что это за реформа, они осознали, что теряют не работу, а теряют учеников.
Но достаточно быстро у активного меньшинства русской общины Латвии сформировалось мнение, что вся эта реформа на самом деле не имеет никаких позитивных целей. Внутренние задачи реформы были совершенно негативными, т.е. не сделать лучше Латвии, а сделать хуже русской общине.
Родители, учителя, активное меньшинство русской общины увидели, что реформа создает определенный гандикап для латышских детей и соответствующей будущей элиты, т.е. это такая вивисекция.
— Как ты вошел туда?
— Я же работал журналистом. Для меня было очевидно, что это этнократическое государство, и они будут шаг за шагом придавливать русских. И меня это не удивляло. И когда люди вышли на улицу, хоть и в небольшом количестве, я как журналист пришел посмотреть.
Первый раз я пришел в парк Райниса, и мне этого хватило. Буквально через пять минут я стал не наблюдателем, а участником. Это не озарение свыше, я энергию людей почувствовал, я почувствовал, что люди пришли туда с искренним желанием противостоять власти.
На протяжении десяти лет до этого, работая в латвийской журналистике, сознательно, и я даже декларировал это неоднократно, отказывался писать на внутриполитические темы. Мне это было не интересно. Я не видел внутренней политики в Латвии. Я ее и сейчас не вижу.
Есть экономическая политика, внешняя политика… Внутренней политики в Латвии нет. Есть лишь давно оформившаяся попытка создать преимущество одной общины по сравнению с другой. Это не политика, это диктат. При одном правительстве более мягкий, при другом — более жесткий.
Вот здесь впервые я эту политику увидел, я ее почувствовал кожей. Потому что я увидел, что это люди, у которых есть, может, тогда еще не вербально, но эмоционально сформированный запрос к власти, требование.
— На последней конференции российских соотечественников Латвии вновь звучало мнение, что диалогу с латышами в период борьбы за сохранение русских школ было уделено недостаточно внимания, и сейчас нам надо снова продолжать думать об этом диалоге.
— Я очень хорошо помню последнее интервью, которое я перед депортацией дал газете «Латвияс авизе». Оно вышло на латышском языке. Половина этого интервью была посвящена тому, что русская община должна сформироваться и напрямую договориться с латышской общиной. И эту мысль, я, можно сказать, выстрадал.
Но это одна часть вопроса. Я считаю, что это тогда не было сделано, и не сделано до сих пор. В одном из городов, дай бог памяти, кажется, в Вентспилсе, мы встречались с тамошней группой поддержки Штаба, и после того собрания мы разговаривали с двумя учителями-латышами, которые пришли на мероприятие Штаба. И они сказали, что на самом деле необходимо объединиться, потому что мы не русские школы теряем, мы вообще образование теряем.
Позиция латышского учителя на тот момент: «наше Министерство образования вместо того, чтобы заниматься образованием, занимается борьбой с русскими школами». Это же была почва для солидарного выступления, нужно не переделывать русские школы, а систему образования выстраивать новую. И вот на этом уровне разговор мог бы возникнуть.
— Саш, есть такое мнение, что поражение движения в защиту русских школ было исторически предопределено. Было ли это поражением, и если да, чем оно было предопределено?
— По поводу «поражения» расскажу одну историю, буду очень краток. Это было четыре года назад. В Москве была Масленица. Вечером, после одного из круглых столов, мы шли узкой компанией, в которой был еще Кирилл Фролов — известный наш, как его здесь называют, православный казак, с шашкой наголо. Он и говорит: «Пошли ко мне, тут рядом, блинов поедим, Масленица все-таки, жена наготовила».
Мы зашли. Нас было четверо или пятеро. Маленькая квартирка, куча детей, симпатичная жена. Она подходит ко мне и говорит: «Вы — Александр Казаков, который из Риги? Можно с вами сфотографироваться?» — «А что это со мной фотографироваться? Я что — памятник?» — «Дело в том, — говорит она, — что моя мама — учительница в русской школе в Латвии, и они до сих пор на новогодние праздники после тоста «С Новым годом!» произносят тост за Штаб защиты русских школ, и за вас в частности». — «Интересно, почему?» — «А потому, что они до сих пор на русском языке преподают, а все инспекторы делают вид, что не замечают этого, чтобы не появился еще один Штаб».
И вот когда я это услышал, я понял: все, что мы сделали, мы сделали не зря. Тем более, общаясь со своими знакомыми, я слышу, что все наши школы остались русскими школами. И осознают себя русскими школами. Их не переделали.
И в том, что их не переделали, не дожали, не добили — заслуга Штаба защиты русских школ. Поэтому мы не проиграли, мы победили.
P.S. Надеюсь, что высказанные в дискуссии на площадке ИМХОклуба мнения позволят в еще большей степени восстановить полноту периода становления Русской общины Латвии.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Владимир Соколов
Президент Русской общины Латвии (РОЛ)
Вначале закон — потом реформа


Виктор Авотиньш
Журналист, Neatkarīgā Rīta Avīze
Ребёнок как товар
На политическом рынке


Дмитрий Ермолаев
Журналист
Не русские школы — а российские
Действенный способ


Владимир Соколов
Президент Русской общины Латвии (РОЛ)
Может, нам сразу рожать латышей?
И о бабуинской политике
Вопросы Александру Гапоненко
Комментарии
№1 uke uke
19.09.2014
07:16
10 сентября, в русской Айзкрауклской Первой средней школе состоялось экстренное общешкольное родительское собрание, посвященное судьбе 10-го класса, открыть который школе не разрешило местное самоуправление, ссылаясь на собственное же постановление. На данном этапе родителям учащихся разрешено написать новые заявления на поступление их детей в 10-й класс этой школы для обучения по программе для национальных меньшинств, а также намечена встреча родителей с министром образования и науки Иной Друвиете или ее заместителем, хотя председатель самоуправления Леонс Лидумс продолжает настаивать на своем прежнем решении, сообщила порталу Ves.lv бывший классный руководитель 9-го класса Евгения Сергеевна Наливайко.
«Мой 9-й клас закончил основную школу и в составе 13 человек мы имели право открыть 10-й класс. В республике для открытия 10-го класса надо набрать в среднем 15 человек, что мы и сделали. Добрали со стороны еще двоих учащихся, и в этом составе мы были уверены, что нам позволят открыть 10-й класс. Но наше местное самоуправление указала цифру 20. Нигде не было это опубликовано, нигде не было это сказано. Мы не были об этом осведомлены, полагаясь на средний по Латвии уровень наполняемости 10-х классов в 15 человек. Кстати, и во многих рижских школах в 10-м классе учатся по 15учащихся. И сама министр образования Ина Друвиете в своем выступлении, сказала, что в целях улучшения качества образования в средней школе в классе может быть в среднем 12-13 человек и это оптимальное количество», — сказала Наливайко.
По ее словам со стороны коллектива школы «велась большая борьба».
«Мы подключили родителей. Родители были заинтересованы и сегодня остаются заинтересованными в том, чтобы дети получили среднее образование в стенах родной школы. Но в городе делается все возможное, чтобы ликвидировать единственную русскую среднюю школу. Сам председатель Айзкрауклской думы Леонс Лидумс сказал, что они хотят реорганизовать школу и наше здание передать начальной школе. Поэтому, дескать, надо выдворить наших ребят. Родители возмущены. За несколько дней до начала учебного года было собрано внеочередное заседание думы. Я и родители моего класса имели встречу с г-ном Лидумсом, а также с депутатами думы, но к единому мнению мы не пришли. Мы стоим на своем. Наши ребята и их родители хотят учиться в стенах нашей школы. Мы обратились в министерство образования и науки. Дети пока не учатся», — сказала Наливайко.
Экстренное родительской собрание 10 сентября проходило в очень напряженной и даже острой атмосфере, рассказала порталу Ves.lv лидер Русского общества Айзкраукле «Лад», бывший педагог этой школы Людмила Ушакова.
«На собрание был приглашен председатель Айзкрауклской думы Леонс Лидумс. Придя на собрание за пять минут до его начала, он поторопился сфотографировать полупустой зал на мобильный телефон, но уже через пять минут родители подошли. Зал был полон. В собрании участвовало более ста человек. Пришли даже родители детей одного из двух первых классов, в котором по программе латышской школы учатся латышские дети. И они от имени латышского общества попросили Лидумса открыть в школе 10-й класс и сохранить эту школу в ее нынешнем виде. Однако тот был неумолим. Он без конца упрекал нас в том, что мы – «30 пропутинских активистов» – разжигаем ненависть и ведем предвыборную рекламную кампанию и заявил, что родителям нужно подчиниться решению думы, что надо быть толерантными и идти в латышскую гимназию, где детям будет очень хорошо. Он также повторил, что «наша стратегия рассчитана на то, чтобы через два года разместить в этом здании латышскую начальную школу», а русских детей перевести в латышскую гимназию.
. Принятое ранее депутатами самоуправления решение о том, что в 10-й класс открывается при наличии не менее 20 учащихся, пересмотрено не будет, заверил собравшихся Лидумс. Для него это видите ли дело принципа», — рассказала Ушакова.
По ее словам, инициативная группа ожидает ответа из министерства образования и науки о дне и времени встречи с министром Иной Друвиете или ее заместителем. В свою очередь, представитель министерства среды и регионального развития Людмила Иванова готовит письменный ответ на письменное же заявление родителей Айзкрауклской Первой средней школы.
Как сообщалось, Айзкрауклская Первая средняя школа – единственная в районе средняя школа с русским языком обучения.
--
Мэр Айзкраукле действует в полном соответствии с новопринятой преамбулой,введенной ею иерархией-в случае нехватки средств в городском бюджете всегда отдавать предпочтение образовательному учреждению на государственном языке.
"Латвия, провозглашенная 18 ноября 1918 года, была создана за счет объединения латышских исторических земель на основании непреклонной государственной воли латышской наци и ее неотъемлемого права на самоопределение, чтобы ГАРАНТИРОВАТЬ существование и вековое развитие латышской нации, ее языка и культуры, обеспечить свободу и поддержать благосостояния каждого человека и всего народа.
№14 Снежинка Αυτονομία
→ uke uke,
19.09.2014
09:04
№2 Борис Бахов
19.09.2014
07:29
№3 Товарищ Петерс
→ Борис Бахов,
19.09.2014
07:39
№4 Андрей Жингель
→ Товарищ Петерс,
19.09.2014
07:51
№23 Александр Литевский
→ Товарищ Петерс,
19.09.2014
10:42
№74 Александр Сергеевич
→ Александр Литевский,
19.09.2014
18:50
№109 Александр Литевский
→ Александр Сергеевич,
19.09.2014
22:21
№91 Борис Бахов
→ Александр Литевский,
19.09.2014
21:00
№90 Борис Бахов
→ Товарищ Петерс,
19.09.2014
20:59
№93 Timber ***
→ Товарищ Петерс,
19.09.2014
21:10
№86 Леонид Соколов
→ Борис Бахов,
19.09.2014
20:46
№89 Борис Бахов
→ Леонид Соколов,
19.09.2014
20:58
№5 Игорь Чернявский
19.09.2014
08:17
надо организовать такое давление на власть, когда ей будет выгоднее уступить, а не продолжать сопротивляться
==============================================
А такое движение в демократическом обществе , как показала практика – только а-ля Майдан , сила оружия, коктейли Молотова, чиновники в мусорных контейнерах и прочие «прелести» беспредела. По другому от правительства ничего не добиться весомого , хоть замитингуйся и запикетируйся.
Это ясно и понятно, как божий день!
Отсюда вопрос: когда и куда приходить на латвийский Майдан???
№37 oleg popov
→ Игорь Чернявский,
19.09.2014
12:33
№39 Lora Abarin
→ oleg popov,
19.09.2014
12:40
№6 Kęstutis Ketvirtasis
19.09.2014
08:20
---------
Это как - незаконно выдворили? Автор уже и мантию судъи померил? Раз выдворили и нет никаких последующих шагов (аппелиации), то значит выдворили законно.
№7 Товарищ Петерс
→ Kęstutis Ketvirtasis,
19.09.2014
08:27
№9 Kęstutis Ketvirtasis
→ Товарищ Петерс,
19.09.2014
08:33
№11 uke uke
→ Kęstutis Ketvirtasis,
19.09.2014
08:42
№12 Kęstutis Ketvirtasis
→ uke uke,
19.09.2014
08:43
№13 Марк Козыренко
→ Kęstutis Ketvirtasis,
19.09.2014
08:52
№15 Дарья Юрьевна
→ uke uke,
19.09.2014
09:31
№10 Kęstutis Ketvirtasis
→ Товарищ Петерс,
19.09.2014
08:40
№8 Игорь Чернявский
→ Kęstutis Ketvirtasis,
19.09.2014
08:31
№25 Вячеслав Щавинский
→ Kęstutis Ketvirtasis,
19.09.2014
10:50
№35 Kęstutis Ketvirtasis
→ Вячеслав Щавинский,
19.09.2014
11:49
№40 oleg popov
→ Kęstutis Ketvirtasis,
19.09.2014
12:45
№46 Kęstutis Ketvirtasis
→ oleg popov,
19.09.2014
13:12
№48 oleg popov
→ Kęstutis Ketvirtasis,
19.09.2014
13:26
№67 Вячеслав Щавинский
→ Kęstutis Ketvirtasis,
19.09.2014
17:38
№17 Вячеслав Щавинский
19.09.2014
10:01
№20 Леонид Радченко
→ Вячеслав Щавинский,
19.09.2014
10:27
№24 Надежда Котикова
→ Леонид Радченко,
19.09.2014
10:45
№26 Vitjok's Vecais
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
10:51
№34 V. Skiman
→ Vitjok's Vecais,
19.09.2014
11:29
№36 Леонид Радченко
→ V. Skiman,
19.09.2014
11:51
№27 Вячеслав Щавинский
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
10:53
№28 Надежда Котикова
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
10:53
№30 Lora Abarin
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
10:57
№32 Леонид Радченко
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
11:06
№68 Надежда Котикова
→ Леонид Радченко,
19.09.2014
17:52
№69 Надежда Котикова
→ Леонид Радченко,
19.09.2014
18:00
№42 Станислав Яров
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
12:52
№72 Надежда Котикова
→ Станислав Яров,
19.09.2014
18:17
№77 unknown
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
19:24
№78 Надежда Котикова
→ unknown ,
19.09.2014
19:40
№31 Вячеслав Щавинский
→ Леонид Радченко,
19.09.2014
10:59
№45 Станислав Яров
→ Вячеслав Щавинский,
19.09.2014
13:07
№65 Вячеслав Щавинский
→ Станислав Яров,
19.09.2014
17:15
№71 Станислав Яров
→ Вячеслав Щавинский,
19.09.2014
18:12
№54 oleg popov
→ Леонид Радченко,
19.09.2014
14:12
№49 Станислав Яров
19.09.2014
13:44
№55 oleg popov
19.09.2014
14:22
№56 Леонид Радченко
→ oleg popov,
19.09.2014
15:01
№57 oleg popov
→ Леонид Радченко,
19.09.2014
15:08
№70 Надежда Котикова
→ Леонид Радченко,
19.09.2014
18:08
№79 Ольга Шапаровская
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
19:51
№83 Надежда Котикова
→ Ольга Шапаровская,
19.09.2014
20:23
№85 Ольга Шапаровская
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
20:30
№82 Марк Козыренко
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
20:17
№84 Надежда Котикова
→ Марк Козыренко,
19.09.2014
20:29
№87 Станислав Яров
→ Надежда Котикова,
19.09.2014
20:48
№61 VLog Vlog
19.09.2014
16:05
Рекомендую просмотреть особо важные кадры с третьей минуты 30 секунд -
там ещё идёт текст про националистов и историческая видеохроника взрыва Памятника Победы.Вопрос ко всем свидетелям этих исторических кадров -КОГДА взорвали Памятник Победы? КТО это совершил и как отреагировала русская община к взрыву Памятника Победы?
№64 Станислав Яров
19.09.2014
16:54
№98 observеr .
19.09.2014
21:44