ПОЛИТЭКОНОМИКА

03.12.2012

Константин Ранкс
Финляндия

Константин Ранкс

Морской геолог, журналист

Чем обернется для мира лидерство США

В нефтедобыче

Чем обернется для мира лидерство США
  • Участники дискуссии:

    9
    31
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Нефть по-прежнему остается кровью мировой экономики. Все попытки уменьшить ее роль не приносят никаких значимых результатов. Ее цена и доступ к ней определяют судьбы государств, вопросы мира и войны, а любое изменение на мировом рынке нефти имеет важнейшее значение. Недавно Международное энергетическое агентство выступило с прогнозом о том, что США выйдут на первое место в мире по добыче нефти к 2020 году. Если прогноз сбудется хотя бы частично, это повлечет за собой кардинальное изменение в мировой экономической и политической расстановке сил.


В том, что США станут мировым лидером по добыче нефти, нет ничего принципиально нового. Это просто возврат к статус-кво, существовавшему более ста лет. Разумеется, нефть была известна с древнейших времен, но только в конце 40-х годов XIX века путем перегонки нефти был получен керосин. Эту честь оспаривают канадский геолог и химик Абрахам Геснер и поляк Игнатий Лукасевич.

Изобретение всколыхнуло весь цивилизованный мир. Рухнул китобойный промысел, поскольку никому не нужен стал жидкий китовый жир, использовавшийся в разнообразных светильниках до керосина. В 1858 году в Канаде и годом позже в США началась добыча нефти. Первая американская скважина имела глубину всего двадцать метров и давала всего полтора десятка бочек (то есть barrel`ей) в день.

В 1870 году Джон Рокфеллер учредил компанию Standard Oil, которая спустя неполных десять лет стала контролировать почти 90% всей добычи нефти в США, став классической монополией. В 1877 году в США изобретают железнодорожную цистерну для нефтепродуктов, и бизнес начинает приобретать глобальный характер. Этому способствует и появление в России первого в мире нефтеналивного танкера – судно «Зороастр», построенное в Швеции по заказу фирмы «Нобель» возило нефть из Баку в Астрахань.

В конце XIX века появляются бензиновый двигатель, дизельный двигатель и двигатель на топливном мазуте. Эти моторы в начале ХХ века стали главными потребителями нефтепродуктов, и нефть мгновенно превратилась в важнейшее стратегическое сырье. В 1908 году британцы открывают нефтяные месторождения в Иране и основывают компанию Anglo-Persian Oil, ставшую предтечей знаменитой BP.

Доступ к нефти, причем отличного качества, открыл новые возможности и в военной области. В 1911 году военно-морской министр Великобритании Уинстон Черчилль потребовал перевести весь флот с угля на мазут. Боевые корабли на жидком топливе были мощнее, экономичнее и не нуждались в больших кочегарных командах.

Случайность или нет, но в том же 1911 году Верховный суд США постановил разделить Standard Oil на 39 мелких компаний, чтобы положить конец монополизму в нефтяной сфере. Американцы внимательно изучили опыт войны в области потребления ресурсов, и в 1923 году президент Хардинг основал так называемый «Национальный нефтяной резерв – Аляска». Эта территория площадью более 90 тысяч кв. км (что соизмеримо с площадью Венесуэлы) должна была сохранить (и по сути хранит до сих пор) запасы нефти для нужд американского Военно-морского флота.

В 1930-е годы были открыты месторождения нефти в Кувейте и Саудовской Аравии, роль нефти росла, и в 1951 году в США нефть стала главным энергоносителем, оттеснив уголь. Пик ее добычи пришелся в США на 1970 год, тогда добывали 11,3 млн баррелей в сутки. Лишь в 1980 году на первое место по добыче вышла Саудовская Аравия, а в 2002 году второе место заняла Россия.

Согласно популярному ежегодному обзору мировой ситуации в области углеводородов, который готовит аналитический отдел компании ВР, в 1999 году добыча нефти в самих США упала ниже 8,0 млн баррелей в день, а в 2008-м достигла своего минимума – 6,7 млн баррелей за сутки. После этого она стала подниматься, и в 2011 году составила 7,8 млн баррелей, при этом 2012 год обещает быть отмеченным еще более явным ростом.

Что случилось в Америке? Нашли новые залежи? С одной стороны, идет освоение шельфа, причем на ранее недоступных глубинах. С другой стороны, можно сказать, что американцы заново перетряхивают свое старое имущество с применением новых технологий.

Долгое время в Америке поиск и добыча нефти велись методом «дикой кошки», по-английски wildcat drilling. Сами американцы сегодня с содроганием вспоминают ту методу: в ее основе разброс скважин по сетке с шагом в 1,5 километра. Североамериканские специалисты отмечают, что только 6–12% таких скважин давали достаточно нефти, чтобы окупить само бурение этой скважины, 2–3% могли окупить соседние, и только одна из семисот давала достаточно нефти, чтобы обеспечить разработку всего месторождения.

Сегодня ситуация другая: специалисты предлагают новейшую аппаратуру, которая позволяет на основе изучения геофизических и геохимических свойств земли принять взвешенное решение для уверенных буровых работ с реальной экономической отдачей. И это касается не только новых полей, которых в самих США не так много, но и тех, которые считались заброшенными.

Дело в том, что при интенсивной добыче нефти процент поднятого на поверхность черного золота составляет 30–40%. Все остальное остается в глубинах земли. Одна из причин – неравномерное оседание пластов при стремительном освоении месторождения, в результате чего образуются всевозможные лакуны и карманы, полные нефти. Современные технологии позволяют их найти. Ну а затем вступают в действие известные методики горизонтального бурения и гидроразрыва пласта, про которые я уже писал в связи с добычей сланцевого газа. Только в случае с нефтью эффективность здесь гораздо выше. Так что к тем 30 млрд баррелей, о которых пишут аналитики ВР, могут прибавиться и еще те, которые раньше как бы списали.

Конечно, эти американские 30 млрд баррелей выглядят не очень впечатляюще по сравнению с 264 млрд баррелей Саудовской Аравии или 151 млрд в Иране. Но не стоит забывать, что рядом с США находится Канада со своими 175 млрд баррелей – это вторые (возможно, третьи) в мире запасы после Саудовской Аравии. И хотя большая часть этой нефти залегает в виде битуминозных песков, новые технологии обещают эффективную добычу. А Канада, как и Мексика со своими 11 млрд баррелей, входит в зону NAFTA, – зону свободной торговли в Северной Америке.

Стоит напомнить, что запасы России составляют 86 млрд баррелей, еще 30 млрд баррелей есть у дружественного Казахстана. Для сравнения: это меньше, чем запасы Венесуэлы или даже микроскопических нефтяных эмиратов Персидского залива. При этом Россия – второй после Саудовской Аравии экспортер нефти. При таких запасах уже впору подумать об экономии столь ценного ресурса.

Американский нефтяной рывок, даже кратковременный, может круто изменить соотношение сил в мире. Прежде всего, увеличение добычи собственной нефти приведет к ее удешевлению. Нефть в отличие от газа гораздо легче хранится и перевозится. А это значит, что гораздо проще наладить работу инфраструктуры с наступлением нефтяного изобилия. Дешевый бензин, авиационное топливо, топочный мазут – все это облегчит жизнь и рядового американца, и американского бизнеса. Это то, что ждет Америку.

В свою очередь она сможет спокойно взирать на то, что делается на Ближнем Востоке. Это перестанет быть ее головной болью, зато станет головной болью Индии, Китая и стран Юго-Восточной Азии, которые окажутся главными потребителями ближневосточной нефти. Нефть и тут подешевеет, и этим постараются воспользоваться азиатские рынки. Почувствует себя свободнее и Европа.

А вот для России это будет крайне неприятным сюрпризом. Уже сейчас нефтяники России говорят о дороговизне добычи нефти. Гарантированная рентабельность, с учетом необходимости обновления технологической оснастки, возможна при цене на нефть $100 за баррель. Что поделаешь, себестоимость нефти в России объективно выше, чем в Иране или Техасе. Нефть, конечно, в будущем может подорожать, но с появлением американской нефти на мировых рынках ее цена может и упасть, а значит, российский нефтяной экспорт уже не будет давать необходимых прибылей. И произойти это может в ближайшие 5–7 лет.

Представляется, что в условиях российского климата остается единственный путь – более углубленное использование другого ресурса – природного газа. А в таком случае главным объектом инвестиций должны стать не огромные трубопроводы, а перевод на газ и его производные (в том числе жидкие) автопарка страны. Пример США, способных жить внутренним рынком, должен действовать вдохновляюще. Потому что других вариантов не остается.

Вопросы Константину Ранксу

Комментарии

  • unknown

    №1 unknown

    03.12.2012

    05:49

    Дешевый бензин, авиационное топливо, топочный мазут – все это облегчит жизнь и рядового американца, и американского бизнеса. Это то, что ждет Америку.следствием энергетической самодостаточности США (по мнению прайсов) будет не только удешевление стоимости энергии на внутреннем рынке США (а возможно и на мировых) но и ре-индустриализация штатов - опять станет рентабельно там размещать энергоёмкие производства. Вполне возможно что за изменением конъюктуры рынка энергоресурсов последует изменение конъюктуры и ряда других отраслей. Например, если говорить о России, могут оказаться менее конкурентноспособными например сталевары.

    Нефть, конечно, в будущем может подорожать, но с появлением американской нефти на мировых рынках ее цена может и упасть, а значит, российский нефтяной экспорт уже не будет давать необходимых прибылей.

    к сожалению в этом сценарии у России могут возникнуть большие затруднения. Несмотря на бесконечные разговоры о модернизации бюджет России более зависим от налоговых поступлений от нефти чем в своё время СССР.  

    Представляется, что в условиях российского климата остается единственный путь – более углубленное использование другого ресурса – природного газа.

    Это справедливо. К сожалению Газпром (команда Путина) скорее всего стратегически сильно ошиблись сделав ставку исключительно на трубопроводы. Особенно неповоротливость монополиста видна на фоне развития газовых компаний второго эшелона (в первую очередь Новатэк) более ориентированных на рынок, а не политику. Например, тот же Новатэк, инвестирует в терминал и флот для перевозки сжиженного природного газа и более глубокую переработку. 
    Поддержали: Артём Крумпан, доктор хаус, Владимир Соколов, Моня .
    • Артём Крумпан
      Египет

      №8 Артём Крумпан

      unknown ,

      03.12.2012

      11:18

      "следствием энергетической самодостаточности США (по мнению прайсов) будет не только удешевление стоимости энергии на внутреннем рынке США (а возможно и на мировых) но и ре-индустриализация штатов [...]"


      Причем падение цен на природный газ в Америке уже стимулирует создание эноргоемких производств. Там вообще будет очень интересная история с выдачей лицензий на экспорт газа из США. По идее регулятор может и ограничить выдачу таких лицензий и таким образом поддерживать низкие цены на энергоносители внутри страны, разные сектора экономики будут лоббировать наиболее выгоднoе им решение.
      Поддержали: Владимир Бычковский
  • oleg nevicki
    Латвия

    №2 oleg nevicki

    03.12.2012

    09:38

    "Уже сейчас нефтяники России говорят о дороговизне добычи нефти. Гарантированная рентабельность, с учетом необходимости обновления технологической оснастки, возможна при цене на нефть $100 за баррель."
    Что-то подсказывает мне, что это не совсем так...
    70-80% от цены составляют налоги м пошлины, так что есть варианты "плясок".
  • Всем  спасибо!  До новых встреч

    №4 Всем спасибо! До новых встреч

    03.12.2012

    10:29

    Дешевый бензин, авиационное топливо, топочный мазут – все это облегчит жизнь

     

    Ваши слова, как говорится, да Богу в уши. Скорее бы уж!

    Поддержали: Timber ***
  • El Bagre
    Латвия

    №9 El Bagre

    03.12.2012

    11:25

    Кому интересно: вот свежий отчет ИНЭИ РАН по сланцевой нефти. Очень интересны данные по себестоимости добычи представленные в отчете.

    Выводы в целом схожи с выводами Константина.

    http://www.eriras.ru/files/spravka_slanc_njeft.pdf

  • Артём Крумпан
    Египет

    №11 Артём Крумпан

    03.12.2012

    11:50

    Константин, спасибо за спич на очень интересную тему. Я, откровенно говоря, сам порывался несколько раз об этом написать, но времени не было сделать хороший материал. Я бы хотел добавить немного цифр:


    С 2007 года добыча газа в Америке выросла на 20%, практически полностью за счет сланцевого газа. 


    Добыча нефти с 2008 года выросла на 25%. Это самое стремительное наращивание добычи среди всех нефтедобывающих стран за этот период.


    Есть разные исследования на тему того сколько рабочих мест в нефтедобыче, производстве и сопутствующих отраслях создал сланцевый газ и tight oil, одна из последних оценок от IHS - 1.7 миллиона рабочих мест, к 2020 будет уже 3 миллиона.


    В 2012 году "энергетическая революция" которую мы тут обсуждаем по данным того же IHS добавит $62 миллиарда к налоговым поступлания бюджетов разных уровней.


    Импорт нефти в этом году будет на $75 миллиардов ниже, чем если бы добыча нефти осталась на уровне 2008 года.


    Пять лет назад планировалось, что США сейчас будет тратить до $100 миллиардов в год на импорт LNG, сейчас идет подготовка к началу экспорта LNG из США (передаем привет Штокману!).


    Ну и конечно это имеет геополитическое значение. Трудно представить себе, что санкции по отношению к Ирану сработали бы без этого роста добычи в Америке.
    Поддержали: unknown , Илья Кельман, Михаил Герчик, Моня .
  • Виталий Кассис
    Латвия

    №13 Виталий Кассис

    03.12.2012

    13:21

    Зачем же травмировать людей пересказами статей на англицком, когда Международное Энергетическое Агентство выпускает основные положения на русском? Читать их - великое удовольствие! Особенно, после того как узнаёшь цену полной версии исследования.

    Ещё более великое удовольствие читать основные положения нового исследования МЭА по перспективам энергодобычи (полностью выйдет в свет только в следующем году). Я прослезился, особенно когда увидел красивые графики о светлом будущем 2050. Оказывается, биомасса - наше будущее!

    Совершенно не понятно, как добытая сланцевая нефть с более низкой теплотворной способностью (калорийностью), может заменить сермяжную нефть на которой построена современная Америка. Ну, допустим, США выйдут к 2020 году на добычу 11.1 миллионов баррелей нефти, нефти, сланцевой нефти и жидких фракций природного газа, и что тогда? Уже сейчас в США потребляют 15 с гаком миллионов баррелей нефти. Вы хотите сказать, что потребности в энергии для США не вырастут? Энергосберегающие технологии, говорите..

    Реиндустриализация, как же, как же..

    • Артём Крумпан
      Египет

      №15 Артём Крумпан

      03.12.2012

      13:47

      Цены на газ на Henry hub упали с Цены на газ на Henry hub упали с $10 за MMBtu в 2005 до $2 за MMBtu в начале этого года, т.е. в пять раз. Согласно последним прогнозам IHS CERA долгосрочная цена стабилизируется на уровне $4-5 за MMBtu. С одной стороны это  сделает коммерчески выгодным освоение значительных запасов сланцевого газа (хотя не всех, если такие shale gas plays, освоение которых будет коммерчески оправдано только при $18 за MMBtu ), а с другой стороны снизит стоимость энергии для промышленности. Отсюда разговоры о "реиндустриализации", хотя это конечно очень громко звучит, согласен.0 за MMBtu в 2005 до $2 за MMBtu в начале этого года, т.е. в пять раз. Согласно последним прогнозам IHS CERA долгосрочная цена стабилизируется на уровне $4-5 за MMBtu. С одной стороны это  сделает коммерчески выгодным освоение значительных запасов сланцевого газа (хотя не всех, если такие shale gas plays, освоение которых будет коммерчески оправдано только при Цены на газ на Henry hub упали с $10 за MMBtu в 2005 до $2 за MMBtu в начале этого года, т.е. в пять раз. Согласно последним прогнозам IHS CERA долгосрочная цена стабилизируется на уровне $4-5 за MMBtu. С одной стороны это  сделает коммерчески выгодным освоение значительных запасов сланцевого газа (хотя не всех, если такие shale gas plays, освоение которых будет коммерчески оправдано только при $18 за MMBtu ), а с другой стороны снизит стоимость энергии для промышленности. Отсюда разговоры о "реиндустриализации", хотя это конечно очень громко звучит, согласен.


      CF Industries (NYSE: CF), an Illinois-based fertilizer producer, plans to spend $2 billion to add capacity through 2016, the Wall Street Journal reports.

      Dow Chemical (NYSE: DOW) is taking a completely different approach.  Dow plans to build a multi-billion dollar plant in Texas that will “convert natural gas into the building blocks of plastic,” the Wall Street Journal reported.  Dow expects the plant to be opened in 2017.

      That news followed Royal Dutch Shell (RDSB.LN +0.01%) PLC's announcement it would build a similar, $2 billion chemicals plant near Pittsburgh, above the Marcellus Shale.

      Egypt's largest company announced plans to spend Egypt's largest company announced plans to spend $1.4 billion building a fertilizer plant in Iowa, tapping into cheap U.S. natural-gas supplies [...] 
      Поддержали: Михаил Герчик
      • Виталий Кассис
        Латвия

        №19 Виталий Кассис

        03.12.2012

        14:33

        Долгосрочное ценовое прогнозирование чего либо в нынешних условиях кроме недоумения ничего вызвать не может. Крупнейшие ЦБ не смогут в долгосрочной перспективе продолжать нынешнюю денежную политику, соответственно, структура цен будет радикально меняться. Но в прогнозах это, естественно, не учитывается.
        • Артём Крумпан
          Египет

          №22 Артём Крумпан

          03.12.2012

          17:40

          Тем не менее фундаментальные факторы остаются такими какие они есть: значительно возросла ресурсная база, экспортная инфраструктура по прежнему в зачаточном состоянии (хорошо если начнут экспорт LNG из США в 2017 году) и эластичное предложение (разные shale plays будут коммерчески выгодными при очень разной цене на газ, в т.ч. при сегодняшней низкой цене). Какие есть предпосылки для роста внутренних цен на газ? (Мы говорим о ценах в долларах 2012 года, без учета инфляции, естественно.)
          Поддержали: Илья Кельман
          • Виталий Кассис
            Латвия

            №23 Виталий Кассис

            03.12.2012

            21:15

            Для того что бы ответить на этот вопрос, обратимся к исследованию Руна Ликверна. И полной версии нашего любимого исследования.

            Как видите, при самом оптимистичном сценарии (Golden Rules of a Golden Age of Gas), и условии, что 63% буровых установок всего мира будут бурить сланец на газ и нефть (уже смешно, правда?!), цена на сланцевый газ будет 5,4 $ с покупательской способностью 2010 года за MBtu (сравните с ценой на сермяжный российский газ, ну или, привет от Штокмана). Ну, а в чуть более реалистичной версии - 6,7 за MBtu. 

            Как говорится: об экспорте - забудьте.

            Ну и на сладкое, и ещё немного.

            Сланцевая революция и живительная возобновляемая энергия, как же!?

            • Артём Крумпан
              Египет

              №26 Артём Крумпан

              04.12.2012

              09:12

              Виталий, какая связь между долей буровых работающих с сланцевым газом от всех буровых мира и себестоимостью сланцевого газа наконкретном месторождении? Никакой.


              Как я уже говорил у разных месторождений будет разная себестоимость газа, во многих она вообще близка к нулю, если это попутный газ. Так вот, по исследованиям IHS CERA (к сожалению не могу дать ссылку, но если есть подписка на них посмотрите  репорт After the Revolution: The Long Term Outlook for North American Natural Gas этого года). Там показано что при $4 MMbtu коммерчески доступны 25% разведанного газа в США, достаточно для 30 лет потребления. Соответственно, чем выше цена тем больше газа будет коммерчески обосновано добывать, при $8 MMbtu это уже 50% запасов и 60 лет потребления. Отсюда прогнозы по относительно низкой цене на газ на следующие 10-15 лет (низкими по сравниению с "до-сланцевым" периодом).


              Про экспорт. В Японии в этом году цена LNG доходила до $16.50 за MMbtu (в Европе до $13), поэтому сланцевый газ из Северной Америки там будет вполне конкурентоспособен (цена сжижения и транспортировки в Европу около $4 заMMbtu, в Азию транспортировка дороже но там и спрэд больше. Цена на Henry Hub сейчас около $4). Проблема в другом. Проблема в том, что лицензии на экспорт могут ограничить для поддержки низких внутренних цен на газ.
              Поддержали: Михаил Герчик
              • Виталий Кассис
                Латвия

                №27 Виталий Кассис

                04.12.2012

                12:15

                То есть, по-вашему, бурение - процесс не затратный?! Ладно с затратами, посмотрим на общий объём производства нефти в северной Америке. Бурное развитие технологий добычи сланцевой нефти по данным уже EIA, обеспечивают не рост, а стагнацию в общей нефтедобыче. Добыча сермяжной нефти постоянно падает.

                Что касается цены на газ в Японии, то когда у них дурь пройдёт, то придётся им включать все свои АЭС, потому как без мирного атома Япония долго не протянет. Это не я сказал, а Нобуо Танака. Соответственно, цены на газ спадут, это без учёта того, что сжиженным газом собираются торговать не только США, следовательно, цены на него будут падать вместе с растущим предложением. 

                В общем не видно предпосылок, для того, что бы США стали нетто-экспортёром энергоносителей.

    • Артём Крумпан
      Египет

      №16 Артём Крумпан

      03.12.2012

      13:50

      Прошу прощения за вид комментария выше, как-то он непонятно скопировался.
  • Gunārs Kraule
    Латвия

    №17 Gunārs Kraule

    03.12.2012

    13:53

    Позволю себе усомнится в выводе спикера относительно безусловного подешевения нефти и нефтепродуктов. Препятствет этому рост потребления  и Индийский с Китайским рынки.Даже если Штаты уменьшат импорт с Ближнего Востока, Китай и Индия перехватят оттуда потоки на себя,посмотрите,какой рост потребности в этих странах...В отличие от ЕС и США, они развиваются и растут в ближайшей перспективе.По крайней мере пока это так мне видится.
       На внутреннем рынке Штатов нефтепродукты ,возможно,подешевеют,но нас это опосредовано может коснуться,видимо,через общее оживление экспорта ЕС-США,что для Латвии откроет некоторую возможность увеличения поставок продукции на внутриеэсовский рынок...
    Поддержали: Марк Козыренко, Борис Марцинкевич
  • El Bagre
    Латвия

    №18 El Bagre

    03.12.2012

    14:21

    Профетическое прозрение классика современной русской литературы Дмитрия Львовича Быкова (писано в 2006 г. отъ р.х.), далее - цитата из "ЖД":

     

    Полная изоляция России от прочего мира, позволившая ей наконец без помех разыгрывать свою торжественную мистерию, происходила единственно оттого, что она оказалась в числе государств, не имевших флогистона. Непонятно, как в стране, столь богато оделенной от Господа лесами, реками, нефтью, юфтью, финифтью, пенькой и ворванью, не нашлось пустякового газа, которого никто никогда не видел и на котором таинственно держалась теперь вся мировая промышленность. На флогистоне ездили автомобили, бездымно работали фабрики, делались бешеные деньги — а Россия по-прежнему ездила на бензине, которого у нее теперь хоть залейся, ибо нефти никто не покупал. Запасы флогистона обнаружились везде — в Штатах, в Африке и даже в Антарктиде; в хазарском Каганате его было столько, что в стране не осталось участка земли без скважины, — не было его только на исламском Востоке и на всей российской территории, строго по фанице; оскорбительное издевательство природы начиналось немедленно за российскими пределами, в презренной Польше. Из-за проклятого газа прекратилась столь перспективная было война на Ближнем Востоке, где Штаты увязли накрепко; ислам из мировой религии сделался чем-то провинциальным и почти вегетарианским. Честно сказать, Плоскорылов ненавидел флогистон. Он не до конца в него верил. Это явно было подлое хазарское изобретение, и конспирологическая теория выходила на диво стройной; оставалось понять, как на этой грандиозной ЖДовской лжи крутятся моторы.

    Поддержали: unknown , Илья Кельман
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Дмитрий Смирнов
Латвия

Дмитрий Смирнов

Оппозиционный экономист

Бензин будет стоить 2 лата за литр

Почему и когда

Сергей Рижский
Латвия

Сергей Рижский

РИЖАН ЗАГОНЯЮТ В ЧИСТОЕ БУДУЩЕЕ

автовладельцам и бизнесу Риги готовят «сюрприз»

Ефим Казацкий
Украина

Ефим Казацкий

житель планеты Земля

РЕСУРСЫ ДЛЯ НАРОДА

В Монголии

Gvido Pumpurs
Латвия

Gvido Pumpurs

настоящий латвийский пенсионер

АФРИКА СТАНЕТ САМЫМ БЫСТРОРАСТУЩИМ РЕГИОНОМ

После Восточний и Южной Азии в 2024 и 2025 годах

ЧЕМ МЕНЬШЕ РУССКИХ, ТЕМ БОЛЬШЕ БЕЗОПАСНОСТЬ

Как же так -- большевиков не любите, а они признали Латвию? Вы и независимую Латвию, выходит, не одобряете. Другая власть, не большевицкая, никакую Латвию не признала бы. А Папа об

​США И КИТАЙСКИЙ ЮМОР

В личном кабинете сайта торговых сетей, где заказываю продукты раз в неделю, указывается марка, номер машины и фио, и среди этих фио ещё ни разу не встречалась русская фамилия

​ДЕРЖИСЬ, ТАНЮША

Кое-что Йоханс не вполне одобряет, в чём может признаться -- но только если прямо спрошен. Сам же почитает за лучшее не высказывать своё мнение по неблаговидным действиям родной ла

САНТЕХНИК УМЕР, НО ДЕЛО ЕГО ЖИВЕТ

Ошурков был у нас преподавателем. Вернее, практику вёл. Уже не помню, по какой дисциплине. Что-то техническое, разумеется. Слышал про его юную дочь, которая уже тогда баловалась ст

ВЫХОД ЛАТВИИ ИЗ ОТТАВСКОЙ КОНВЕНЦИИ.

Одни вопросы. Например, а не шпионом ли в ВС РФ устроился сын замглавы ЦРУ? Ещё вопрос: любой американец может легко прийти в пункт отбора и наняться в нашу армию? А украинец? Тоже

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.