Правила игры
06.06.2016


Вадим Радионов
Журналист
Зачем президент подразнил неграждан
«А» и «Б» латвийской политики

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Сергей Васильев,
доктор хаус,
Дмитрий Катемиров,
Сергей Прищепов,
Lora Abarin,
Александр Кузьмин,
Игорь Буш,
Марк Козыренко,
Johans Ko,
Nina Palina,
Владимир Чугреев,
Ольга Шапаровская,
Инна Дукальская,
Marija Iltiņa,
Константин Рудаков,
Илья Нелов (из Тель-Авива),
Песня акына,
Илья Сергин,
Дмитрий Болдырев,
Андрей Жингель,
Владимир Иванов,
Александр Сергеевич,
Кирилл Путляев
Президент Латвии Раймонд Вейонис собрал своих предшественников на государственному посту №1 — Гунтиса Улманиса, Вайру Вике-Фрейбергу, Валдиса Затлерса и Андриса Берзиньша, — чтобы обсудить возможность облегчения процедуры натурализации для местных неграждан к 100-летнему юбилею Латвии — в 2018 году. Инициатива получилась резонансной, но быстро «умерла». Раймонд Вейонис, сказав «А», похоже, испугался сказать «Б».
Ограничения и преимущества
Институт неграждан в какой-то степени уникален. После распада СССР в Латвии приняли закон, который предусматривал, что автоматически гражданство страны, которая обрела независимость, могут получить только те, чьи предки жили в Латвии до 1940 года, то есть до момента ее присоединения к СССР.
Те, кто приехал позже, считаются «советскими мигрантами», для них и была придумана категория «негражданин». Это постоянные жители Латвии, которые имеют ряд ограничений в правах по сравнению с гражданами, но и, по крайней мере, одно преимущество.
Например, неграждане не могут голосовать на выборах, избираться и занимать ряд должностей в госсекторе. При этом они, как и граждане Латвии, имеют возможность свободного перемещения по Европе, за исключением Великобритании. Для поездок в эту страну неграждане должны получить визу.
Однако, в отличие от граждан, обладатели «фиолетовых паспортов» имеют право на безвизовый въезд в Россию. Это решение было принято во время президентства Дмитрия Медведева и оказало сильное влияние на темпы процесса натурализации: значительное число неграждан мгновенно потеряли интерес к этой процедуре.
Один мой приятель с «негражданским паспортом» признался, что безвизовый въезд в РФ для него важнее участия в выборах Сейма, Европарламента и Рижской думы вместе взятых.
«На выборы я бы и так не ходил, меня вся эта политическая история не очень волнует, а в Россию езжу регулярно — это очень удобно», — пояснил он.
Среди моих родственников тоже есть неграждане. Так, например, мы в семье любим шутить о том, что «один негражданин может родить двух граждан». Моя мать родилась, выросла и живет в Латвии, сама родила двоих сыновей с гражданскими паспортами, но остается при этом негражданкой. В ее паспорте написано «Alien».
Обиды на власть по этому поводу у нее уже давно нет, но и желания натурализоваться тоже.
«В жизни мне негражданский паспорт не мешает. Бывали, конечно, случаи за границей, когда «неграждан» проверяли дольше, чем граждан, но ничего критичного. В Египте, правда, однажды нас продержали на границе несколько часов — все пытались выяснить, что это за статус такой. Тогда это, конечно раздражало…», — говорит она.
Некоторые сложности возникли у нее и при посещении Гибралтара. Легендарный полуостров, который граничит с Испанией, является британской колонией, так что для поездки туда негражданам нужна виза.
«Во время этого путешествия получилось так, что нам несколько раз пришлось пересекать границу между Гибралтаром и Испанией, и пограничники даже не требовали наши паспорта: документы нужно было просто каждый раз достать на ходу и помахать ими перед носом стражников при пересечении КПП. Моя мама некоторое время тоже так делала, однако в какой-то момент один из пограничников вдруг заметил, что цвет ее документа отличается от цвета паспортов остальной группы. Ее тут же остановили. Виза у нее была, так что инцидент был исчерпан, не успев начаться. Ее просто попросили в следующий раз показывать не обложку паспорта, а саму визу».
Но это история со счастливым концом. А вот одному моему знакомому, который отправился отдохнуть на Мальту, повезло меньше.
Мальта тогда только что отменила визы для неграждан, и он решил, что это отличный повод слетать к друзьям, которые там жили и давно звали его в гости.
Проблемы возникли после того, как пара высадилась в мальтийском аэропорту. На пограничном контроле им заявили, что девушка может попасть на территорию страны, поскольку она гражданка Латвии, а парень не может — из-за статуса негражданина.
Мой знакомый даже звонил мне и просил найти ему юриста-международника, который помог бы ему избежать депортации из страны. Это, конечно, был жест отчаянья, потому что даже самый лучший юрист в той ситуации ничего бы сделать просто не успел.
В итоге в Ригу ни с чем вернулись оба: девушка проявила солидарность и не бросила кавалера. Как позже выяснилось, его депортация была незаконной, просто мальтийский пограничник еще не знал, что латвийским негражданам теперь разрешен безвизовый въезд в страну.
Не такой, как все
«Как все нормальные люди, я вначале чувствовал себя униженным и оскорбленным из-за этого статуса. Когда я переехал в Россию, то постепенно перестал чувствовать себя униженным и начал находить в своем фиолетовом паспорте определенное удовольствие. Этот документ напоминает мне, что не надо являться частью какой-то общности — политической, национальной. Я не могу сказать, что никогда с ним не расстанусь, но думаю, что какое-то время мы вместе еще поживем», — рассказал в интервью программе «Без обид» на телеканале LTV7 известный писатель, лауреат престижной российской премии «Национальный бестселлер» 2003 года Александр Гаррос.
С этим согласен и публицист Игорь Ватолин. Более того, он считает, что часть неграждан готовы бороться за свое право оставаться в этом статусе.
«Статус негражданина стал не только дискриминационным, но и льготным. И есть часть неграждан, которые безвизово ездят и на Запад, и на Восток, в Россию. Если у них кто-то попытается отнять их статус, они таких людей просто камнями закидают», — уверен он.
По мнению публициста, уникальность статуса негражданина состоит еще и в том, что его невозможно получить по собственному желанию.
«Если, например, гражданство Латвии или какой-нибудь другой страны можно получить, пройдя натурализацию, прожив определенное количество лет, заплатив какую-то пошлину, то статус негражданина невозможно купить ни за какие деньги, невозможно к нему прийти, сложив латвийский или другой паспорт. Это абсолютно уникальный статус, который можно было либо получить лично, либо унаследовать. Это эксклюзив, если хотите», — отмечает Ватолин.
Впрочем, неграждане — это и удобный политический инструмент. Причем как для Латвии, так и для России. Латвийские политики не заинтересованы в том, чтобы неграждане активно получали гражданство, поскольку это может значительно усилить поддержку оппозиционной партии «Согласие». Очевидно, что большинство неграждан, в случае предоставления им гражданства, станут голосовать за политические партии с «русским бэкграундом».
Так, например, «Согласие» уже на протяжении семи лет руководит Рижской думой. Голосов граждан оказалось достаточно, чтобы мэром Риги стал русский Нил Ушаков, и его позиции по-прежнему достаточно стабильны. Но в случае, если неграждане получат право голоса, Ушаков останется в Рижской Думе еще очень надолго. И ему не придется нервничать перед каждыми выборами.
Это одна из причин, почему негражданам Латвии, в отличие от Эстонии, не дают права участвовать в выборах местных органов власти. При этом получается парадокс: граждане ЕС, которые прожили в стране полгода, имеют право выбирать депутатов самоуправлений, а неграждане, со всеми их уплаченными в казну налогами, этой возможности лишены.
К тому же наличие неграждан — отличный козырь в руках национальных латышских партий. Все неприятности сейчас можно списывать на условную 250-тысячную «пятую колонну». Понятие это, правда, зачастую трактуется шире — к ней относят также и граждан Латвии, которые отмечают 9 мая, но неграждан легче выделить и показать как отдельную полумаргинальную и враждебную группу.
Похожим образом вопрос неграждан использует Россия. Я сам был свидетелем того, как президент Владимир Путин на пресс-конференции в ходе саммита НАТО в Бухаресте говорил о том, что Украине и Грузии нечего делать в НАТО и ЕС, поскольку членство в этих структурах не решает серьезных проблем, и в качестве примера приводил существование института неграждан в Латвии и Эстонии.
Ошибка президента
…Президент Латвии Раймонд Вейонис — полукровка. У него русская мать и отец-латыш. Сам он родился в Пскове, а затем вместе с родителями переехал в Ригу. В личных разговорах и публичных выступлениях он всегда подчеркивал, что хочет, чтобы латвийское общество было сплоченным.
Я думаю, что его инициатива облегчить процедуру натурализации для неграждан была искренней. Но, похоже, он не рассчитал своих сил.
Латвийская политика довольно примитивна в плане идей — она, по сути, во многом базируется на национальном вопросе. Это самый простой и удобный инструмент, чтобы отвлекать внимание общества от серьезных проблем. И, самое главное, он остается эффективным все 25 лет независимости.
Уступки в адрес неграждан в нынешней ситуации — это «черная метка» для президента. Если он начнет продавливать подобную инициативу, то рискует заработать имидж «кремлевского агента». Для латышского политика это катастрофа.
Мне кажется, что Вейонис, сделав свое заявление, «зондировал» почву — хотел выяснить, поддержат ли его экс-президенты. Если бы они согласились, то, полагаю, процесс мог бы начаться. Повесить «московский ярлык» на всех бывших глав государств было бы гораздо сложнее.
Но экс-президенты почти сразу заявили, что не видят причин для упрощения процедуры натурализации. Только Андрис Берзиньш взял паузу, пообещав сформулировать свою позицию чуть позже.
Спустя несколько дней Раймонд Вейонис заявил, что для упрощения процедуры натурализации нет причин. Таким образом он поставил крест на своей же инициативе. Сказав «А», он быстро понял, что «Б» может стать концом его карьеры.
Я думаю, что, как бы печально это ни звучало, в решении вопроса неграждан не заинтересован никто — ни Латвия, ни Россия, которая регулярно заверяет мировое сообщество в противоположном, ни даже сами неграждане.
Когда говорят, что неграждане никому не нужны, мне хочется возразить. Посмотрите беспристрастно — ведь факт их существования устраивает все стороны. Просто говорить об этом прямо никто не хочет, а президент, видимо, просто не сразу понял, как все устроено.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Сергей Середенко
Правозащитник, политзаключенный.
Семь российских ошибок
В отношениях с Прибалтикой


Андрей Мамыкин
Журналист и политик.
Петиция по негражданам в ЕП
Мы разворошили это осиное гнездо!


Александр Гапоненко
Доктор экономических наук
Сначала люди становятся недогражданами
А потом — недочеловеками


Владимир Линдерман
Председатель партии «За родной язык!»
Россия устранила политическую ошибку
Но почему бы не пойти дальше?
Вопросы Вадиму Радионову
Комментарии
№1 Сергей Васильев
06.06.2016
06:00
№15 Марк Козыренко
→ Сергей Васильев,
06.06.2016
10:50
№2 Инна Дукальская
06.06.2016
06:41
№3 uke uke
06.06.2016
07:44
№4 Вячеслав Щавинский
06.06.2016
08:12
№5 Андрей Жингель
06.06.2016
08:35
№6 Илья Сергин
06.06.2016
09:25
№7 Кирилл Путляев
06.06.2016
09:58
№8 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Кирилл Путляев,
06.06.2016
10:08
№9 unknown
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
06.06.2016
10:24
№11 Lora Abarin
→ unknown ,
06.06.2016
10:26
№17 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ unknown ,
06.06.2016
10:59
№18 unknown
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
06.06.2016
11:28
№21 Константин Рудаков
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
06.06.2016
15:16
№27 Песня акына
→ Константин Рудаков,
06.06.2016
18:53
№32 Марк Козыренко
→ Константин Рудаков,
06.06.2016
20:31
№19 Игорь Буш
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
06.06.2016
14:35
№22 Вячеслав Щавинский
→ Игорь Буш,
06.06.2016
16:16
№23 Игорь Буш
→ Вячеслав Щавинский,
06.06.2016
16:58
№55 Сергей Прищепов
→ Игорь Буш,
06.06.2016
23:06
№72 Игорь Буш
→ Сергей Прищепов,
07.06.2016
01:26
№79 Сергей Прищепов
→ Игорь Буш,
07.06.2016
08:03
№89 Вячеслав Щавинский
→ Сергей Прищепов,
07.06.2016
09:40
№90 Сергей Прищепов
→ Вячеслав Щавинский,
07.06.2016
10:09
Так в том, что все было плохо и не пиавильно, я уже почти согласился. Я прошу вас сказать как надо правильно... А то все это больше напоминает диванный героизм.
№93 Вячеслав Щавинский
→ Сергей Прищепов,
07.06.2016
10:25
№96 Сергей Прищепов
→ Вячеслав Щавинский,
07.06.2016
11:26
№97 Сергей Прищепов
→ Вячеслав Щавинский,
07.06.2016
11:32
А вообще, мое мнение....
От "жопокресельные" одноклубников или клоунов от политики, под которыми я подозреваю вы имеете в ввиду организаторов референдума по языку, толк был...продолжу позже....
№99 Сергей Прищепов
→ Сергей Прищепов,
07.06.2016
12:48
-Они смогли нас обьединить
- Показали, что нас много
- Показали как можно народ поднять с дивана
- Заставили нас бояться
Так что технологии понятны, мотивы недовольства масс тоже лсталось лишь эти наработки приминить более продуктивно.
К их ошибкам я отношу их попытки самопиара, теи более личности они не однозначные. Лучше бы им оставаться в тени.
№106 Вячеслав Щавинский
→ Сергей Прищепов,
07.06.2016
20:40
№108 Сергей Прищепов
→ Вячеслав Щавинский,
07.06.2016
21:25
№109 Игорь Буш
→ Сергей Прищепов,
07.06.2016
23:01
№121 Сергей Прищепов
→ Игорь Буш,
08.06.2016
07:50
№122 Lora Abarin
→ Сергей Прищепов,
08.06.2016
08:45
№123 Сергей Прищепов
→ Lora Abarin,
08.06.2016
10:15
Повод есть, а масс пока нету. В этом и прблема. Тем более это проблема локальная, хотя и очень неприятная.
Так что прогнозирую результат, схожий с языковым референдумом.
№124 Lora Abarin
→ Сергей Прищепов,
08.06.2016
10:32
№126 Сергей Прищепов
→ Lora Abarin,
08.06.2016
12:53
Да я полностью с вами согласен. Вот только что толку с наших диваных прогнозов.
Обьединения не будет так как оно не подготовленно. Людей сначала надо поднять с дивана. А они подымутся когда увидят, что они не одни. Поэтому первые шаги должны быть проще ... чем протестный митинг с конкретным требованием.
№132 Игорь Буш
→ Сергей Прищепов,
08.06.2016
16:25
№134 Сергей Прищепов
→ Игорь Буш,
08.06.2016
17:25
№146 Вячеслав Щавинский
→ Сергей Прищепов,
08.06.2016
22:51
№147 Сергей Прищепов
→ Вячеслав Щавинский,
08.06.2016
22:59
№148 Вячеслав Щавинский
→ Сергей Прищепов,
08.06.2016
23:16
№149 Сергей Прищепов
→ Вячеслав Щавинский,
09.06.2016
07:13
№150 Andrey Veliks
→ Вячеслав Щавинский,
09.06.2016
11:45
№127 Andrey Veliks
→ Игорь Буш,
08.06.2016
13:09
№131 Игорь Буш
→ Andrey Veliks,
08.06.2016
16:09
№133 Andrey Veliks
→ Игорь Буш,
08.06.2016
16:26
№135 Игорь Буш
→ Andrey Veliks,
08.06.2016
18:18
№137 Andrey Veliks
→ Игорь Буш,
08.06.2016
19:51
№110 Marija Iltiņa
→ Сергей Прищепов,
07.06.2016
23:32
№111 Марк Козыренко
→ Marija Iltiņa,
08.06.2016
00:15
№114 Marija Iltiņa
→ Марк Козыренко,
08.06.2016
00:33
№115 Марк Козыренко
→ Marija Iltiņa,
08.06.2016
00:37
№117 Marija Iltiņa
→ Марк Козыренко,
08.06.2016
00:48
№118 Марк Козыренко
→ Marija Iltiņa,
08.06.2016
01:07
№119 Marija Iltiņa
→ Марк Козыренко,
08.06.2016
01:10
№120 Марк Козыренко
→ Marija Iltiņa,
08.06.2016
01:37
№143 Marija Iltiņa
→ Марк Козыренко,
08.06.2016
21:56
№128 Andrey Veliks
→ Marija Iltiņa,
08.06.2016
13:14
№138 Александр Сергеевич
→ Marija Iltiņa,
08.06.2016
21:00
№139 Lora Abarin
→ Александр Сергеевич,
08.06.2016
21:09
№144 Marija Iltiņa
→ Marija Iltiņa,
08.06.2016
22:14
№62 Песня акына
→ Игорь Буш,
06.06.2016
23:30
№10 Lora Abarin
→ Кирилл Путляев,
06.06.2016
10:26
№24 Кирилл Путляев
→ Lora Abarin,
06.06.2016
17:40
№25 Lora Abarin
→ Кирилл Путляев,
06.06.2016
18:10
№30 Jurijs Lukijenko
→ Кирилл Путляев,
06.06.2016
20:18
№34 Дмитрий Болдырев
→ Jurijs Lukijenko,
06.06.2016
20:37
№36 Jurijs Lukijenko
→ Дмитрий Болдырев,
06.06.2016
20:47
№12 Андрей Жингель
→ Кирилл Путляев,
06.06.2016
10:30
№13 Lora Abarin
→ Андрей Жингель,
06.06.2016
10:37
№14 Марк Козыренко
→ Кирилл Путляев,
06.06.2016
10:39
№16 доктор хаус
→ Марк Козыренко,
06.06.2016
10:53
№20 Johans Ko
→ Марк Козыренко,
06.06.2016
15:10
№26 Марк Козыренко
→ Johans Ko,
06.06.2016
18:34
№28 Johans Ko
→ Марк Козыренко,
06.06.2016
19:03
№29 Марк Козыренко
→ Johans Ko,
06.06.2016
20:00
№33 Johans Ko
→ Марк Козыренко,
06.06.2016
20:35
№39 Марк Козыренко
→ Johans Ko,
06.06.2016
21:06
№63 доктор хаус
→ Марк Козыренко,
06.06.2016
23:42
№64 Сергей Прищепов
→ доктор хаус,
06.06.2016
23:49
№74 Владимир Чугреев
→ Сергей Прищепов,
07.06.2016
05:58
№80 Сергей Прищепов
→ Владимир Чугреев,
07.06.2016
08:11
№65 Дмитрий Катемиров
→ Johans Ko,
06.06.2016
23:51
№45 Nina Palina
→ Кирилл Путляев,
06.06.2016
21:36
№78 Владимир Чугреев
→ Кирилл Путляев,
07.06.2016
07:16
№104 Andrey Veliks
07.06.2016
16:55