Спикер дня

22.11.2012

Илья Никифоров
Эстония

Илья Никифоров

Историк, социолог и журналист

Все еще советская Прибалтика

Из борделя нельзя сделать пансион благородных девиц, сколько не меняй девочек

Все еще советская Прибалтика
  • Участники дискуссии:

    21
    80
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Прибалтийские страны переживают жесткий политический кризис, замешанный на тотальном отчуждении институтов местной «демократической власти» от местного же общества.

Недоверие к власти, коррупция, непотизм, манипулирование общественным сознанием, абсолютная безответственность и вопиющий цинизм заставили уважаемого ученого, ректора таллиннского университета заявить в печати, что он более не хочет и не может жить в обществе, которым руководят «моральные уроды».

Страстный призыв эстонского профессора Рейна Рауда к борьбе с руководящими «моральными уродами» породил у эстонцев массовое движение против сложившейся в постсоветское время политической системы. Новейшая история Прибалтики такова, что на гребень волны народного недовольства как правило, забирались либо левацкие популисты, либо фашизоидные демагоги.

В прежние времена, в Советском Союзе, Прибалтика считалась местным советским Западом. А для Запада – витриной Советского Союза. Что там, на заднем дворе, происходит – дело десятое, главное – витрина хорошо и богато украшена. Созданный еще в СССР свой «европейский» имидж Латвия, Литва и Эстония умело использовали в ходе «поющих революций» и восстановления своей независимости.

Демонстративная и последовательная «десоветизация», отказ от всего и всех, что хоть как-то напоминало бы о преемственности с советским прошлым, позволяли Прибалтике казаться образцом «новой демократии», экономического либерализма и успешных реформ. Особенно преуспевала в строительстве демократического имиджа Эстония. Это приносило богатые дивиденды тем из эстонских политиков и национальных активистов, которые быстрее других освоили искусство конвертировать кажущиеся добродетели в реальный капитал.

Два десятка лет Латвия, Литва и Эстония спекулировали на своем бегстве из Советской Империи, противопоставляя царящему на востоке повсеместному «совку», появившуюся как по мановению волшебной палочки в Прибалтике «европейскую демократию». Но, как оказалось «советского» в Прибалтике сохранилось на удивление много. Причем не внешнего, наносного, а глубоко внутреннего, коренного.

И, что наиболее неприятно, прибалтийские политики умудрились сохранить в неприкосновенности самые темные, самые постыдные стороны своего полувекового советского прошлого, отбросив вместе с промышленностью и сельским хозяйством все более или менее позитивное. Все атрибуты и механизмы парламентской демократии в странах Прибалтики удивительным образом сочетаются с беззастенчивым партийным диктатом, тех, кто уселся на вершине пирамиды власти, повсеместной ложью, цинизмом, корыстолюбием, блатом, карьеризмом, лицемерием и безответственностью.

Именно так, после двадцати лет «строительства европейской демократии, описали сложившуюся в Эстонии нравственно-политическую ситуацию в документе под названием «Хартия 12» лидеры национального общественного мнения. Среди них и профессор Тартуского университета «бабушка» перестроечного Народного Фронта Маарью Лауристин, и бывший ректор Таллиннского университета Рейн Рауд и один из ведущих эстонских социологов Андрус Кивиряхк и многие другие. За одни сутки к опубликованной в печати и в Интернете «Хартии» присоединились свыше десяти тысяч человек, среди которых многие все ведущие эстонские интеллектуалы. Вот поэтому стоит сегодня сосредоточиться именно на Эстонии.

В умах эстонской национальной элиты начало складываться представление о своем государстве как обществе, где узкая кучка политиков не стесняет себя ни в чем – от демагогии до использования спецслужб – чтобы держаться у власти в интересах слоя новой «номенклатуры». Сомнительные выборы, партийная дань на предпринимателей, торговля политическим влиянием и циничное обоснование уместности «лжи в национальных интересах».

Можно перечислить ряд последних политических скандалов: Полиция Безопасности регулярно устраивает обыски у функционеров оппозиционной Центристской партии. Обыски и дела возбужденные «по подозрению» всегда закачиваются ничем. Сначала одна правящая партия (Союз Отечества и Res Publica) попадается на откровенной «торговле» видами на жительство в Эстонии для российских толстосумов, но дело, помытарив в прокуратуре, «спускают в канализацию».

Затем другая правящая партия (Партия Реформ) становится подозреваемой в том, что собирает деньги с предприятий и фирм (что запрещено) и сливает себе в кассу под видом добровольных пожертвований подставных членов партии. Отмазки типа: «Теща дала», «деньги в тумбочке взял» и тому подобное вполне удовлетворяют прокуратуру. Полиция Безопасности откровенно «кошмарит» русских политиков, если они выступают с критикой правительственных программ.

При этом правительство бесцеремонно отвергает любые требования учителей, спасателей, пожарных, полицейских, врачей заняться их проблемами. Учителям предлагается согласиться со сворачиванием всеобщего, доступного среднего образования, врачам – повысить плату, взимаемую за визит с пациентов. Несколько эстонских волостей остались вовсе без полицейских, пожарных, аптекарей. Даже почты и банкомата в иной эстонской деревне не сыскать. Медики успешно эмигрируют за границу вслед за водителями автобусов, и вообще всеми теми, кто умеет и хочет работать.

Более всего раздражает эстонских интеллектуалов совершенно советская манера властей отказываться признавать очевидное, и хотя бы соглашаться наличием проблем. Президент Тоомас Хендрик Ильвес упрекнул критиков сложившейся политической системы в том, что у них нет права говорить от имени всего народа. Следующей весной де состоятся выборы, и они де покажут кто прав. Премьер-министр Андрус Ансип как настоящий «мачо» заявил: ”Давайте признаем, что после того, как политиков назвали выродками, на возможности проведения конструктивных дебатов был поставлен крест».

Власти Советской Эстонии тоже не вели дебатов с инакомыслящими и кивали на выборы, которые всякий раз демонстрировали единство партии и народа. Народ, так же как и сегодня, старался приспособиться и побаивался протестовать.
Советская привычка ругать власть на кухне вырыла непреодолимую пропасть между западной и восточной окраинами Евросоюза. Если испанцы не могут усидеть дома, то эстонцы неохотно выходят на улицу. Поэтому и протесты более активны в безопасном Интернете и на страницах газет, принадлежащих всего двоим эстонским медиа-магнатам (а больше нету), которые успешно поддерживают как власть, так и ее противников, ну и, прежде всего, самих себя.

Универсальные свойства бумаги с написанным на ней политическим лозунгом легко превращают ее как в политическое оружие, так и в расходный подтирочный материал. Судьбу бумаги решают не те, кто испачкал ее типографской краской, а те, кого она вдохновит, побудит к действию или, наоборот, оставит равнодушным, а то и вовсе разочарует. Вот так и бумага с текстом под невнятным названием «Хартия 12» может стать, хоть и бумажным, но знаменем, а может затеряться в бесчисленных публицистических статьях и манифестах опубликованных на ту же тему в последние месяцы.

Совсем недавно профессор Рейн Рауд заявил в прессе, что живет в обществе, которым руководят моральные уроды (выродки). Многие с ним согласились. Так называемые «моральные уроды» — брань-то на вороту не виснет – спокойно продолжили «руководить обществом». И судя по всему, самое страшное, что могло бы этим «уродам» грозить, так это смена полного и окончательного «урода» на «урода» в начальной стадии морального разложения. Общество бы получило некоторую передышку, вздохнуло и набралось сил к следующему пароксизму негодования. Рейн Рауд, скорее всего, прав на все 100%. Но хватит ли у него духу признать, что из борделя нельзя сделать пансион благородных девиц, сколько не меняй «девочек».

Впервые с моральной критикой эстонских политиков выступил первый послевоенный президент Эстонии Леннарт Мери еще в далеком 1994 году. Тогда прозвучали обвинения молодых национальных демократов в чванстве и отрыве от народа, во лжи и корыстолюбии. И что? Премьер-министр Март Лаар ушел в отставку из-за вотума недоверия, чтобы через несколько лет вернуться. Его сменил Тийт Вяхи, который вскоре погорел на махинациях с квартирами в Старом Таллине. Вяхи, кстати, единственный, кто честно окончательно ушел из политики, и вполне успешно занимается бизнесом. Леннарт Мери еще не раз возвращался к критике морального облика народных избранников.

Апофеозом этой кампании стал проект по созданию новой, честной и ответственной партии под названием Res Publica. Вдохновленный молодыми и честными глазами «республиканцев» народ отдал им свои голоса. Голоса избирателей были были конвертированы в широчайшие возможности для молодых карьеристов, т.е. для тех, кого, как представляется, Рейн Рауд и называет теперь «моральными уродами».

Пять лет назад нарастающее отчуждение народа от власти удалось временно преодолеть за счет «апрельской карты». Нынешний премьер удачно разыграл «русскую карту», организовав в апреле 2007 г. перенос Памятника Воину-Освободителю из центра Таллина с глаз долой на военное кладбище. Затеяно это было по свидетельству журналистов-эстонцев исключительно для перетягивания на себя голосов крайних националистов. Но «бронзовая анестезия» не вечна и сегодня снова поднимаются те же самые вопросы и проблемы, что почти двадцать лет назад поднимал Леннарт Мери.

Противуправительственная Хартия набирающая поддержку в эстонском интернете все-таки не осмеливается замахнуться на основы эстонской государственности, определяющие существующий политический режим, избирательную и партийную систему. Официально Эстония является обычной парламентской демократией восточно-европейского образца, с президентом, играющим за деньги налогоплательщиков декоративно-представительские функции.

В реальности же значительную часть политических регуляторов в Эстонии составляют правила, традиции и нормы, не закрепленные не только в конституции, но и вообще в законодательстве. Причудливое сочетание юридических норм и неписаных правил создает реальную систему представительной власти в республике. К реалиям постсоветской политической системы следует отнести сознательно и целенаправленно взращенное повсеместное доминирование политических партий и партийной бюрократии. Вся политика строится на жестком следовании групповым интересам и партийным решениям.

Правительство Эстонии, как правило, опирается на парламентское большинство, но по сложившейся традиции, выросшей из внутрипартийной дисциплины, парламент выступает, прежде всего, законодательным инструментом правительства, своего рода «машиной для голосования». С 1990 года все республиканские правительства носили коалиционный характер. С 1999 года политическая деятельность того или иного многопартийного правительства регулируется т.н. коалиционным соглашением. Подобный «договорной» характер формирования правительства не предусмотрен никаким законодательством.

Возникает противоречие между конституционной полнотой ответственности главы правительства и обязательствами перед партнерами по коалиции. Это стимулирует либо стремление к авторитарному стилю управления, либо провоцирует неустойчивость правящих коалиций. Наличие главного партнера, своего рода «альфа-самца» становится обязательным. Т.н. коалиционный договор является не только списком взаимных обязательств, но и, своего рода, признанной обществом индульгенцией за отказ от целого ряда предвыборных обещаний, которые партиям приходится «забывать» взамен на участие в правительстве.

Эстония явно постсоветская страна. Профессиональные партийные политики составляют достаточно узкий, но сплоченный слой, персональный состав которого фактически не меняется ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. В случае необходимости в эти ряды рекрутируются «политические бройлеры». Также легко «бройлеры» отдаются на съедение. Возможно, что нынешний кризис завершится ритуальным коллективным «поеданием» забитого «бройлера».

По закону депутаты в своей деятельности не связаны мандатом, т.е. они, согласно Конституции, не несут ответственности за голосование «за» или «против» тех или иных законопроектов, их нельзя отозвать и лишить полномочий в случае перехода из партии в партию, или невыполнение предвыборных обещаний. Авторы Хартии покусились только на этот пункт, но, не предложив, даже для дискуссии, никакого механизма для введения связанного или ответственного мандата. Ну, типа – отзыв депутата по инициативе избирателей.

Как отметила политолог Ану Тоотс еще год назад: «Если через месяц после выборов мы спросим у избирателя, кто его представитель в Рийгикогу, то в большинстве случаев не получим ответа». Такая исключительно партийная система выборов особенно не благоволит меньшинствам. Маленьких – не дай Бог вырастут! – в Эстонии не любят. Да и партий должно быть две или, на худой конец, три. Ведь на всех «пирога» не хватит.

Проблема обусловлена наличием партийных списков. Кто и за что попадет через партийный список в парламент, решают не избиратели, а узкая группа партийного начальства, которая этот список и составляет. В результате кандидат, будучи избранным, больше не интересуется ни регионом, ни избирателями, которые за него голосовали.

Строго говоря, авторы Хартии начинают и заканчивают требованием прозрачности финансирования партий. Но ведь очередное требование транспарентности не меняет существа эстонской партийной демократии, где партия – лишь средство для достижения власти конкретными лицами. Ключевой в действующей партийной системе является не конкуренция между партиями, а конкуренция внутри партии. Эстонская избирательная система консервирует забронзовевшую партийную элиту и «солдат партии». Внутрипартийная карьера никак не связана с обществом, народом, избирателями.

К сожалению, авторы Хартии сами были и, возможно, являются выразителями политической макисмы, что избиратель должен голосовать не за личности, а за партии. Стоит ли удивляться, что наверх всплывают исключительно такие персонажи, которых Рейн Рауд называет «моральными уродами».

К сожалению, весь пафос авторов Хартии разбивается об этот вопрос. Критика существующего положения заканчивается предложениями косметического ремонта подручными средствами. Но тут два пути: для левых – традиции европейских «народных фронтов», для правых – движение Лапуа (в Финляндии) или вапсов (в Эстонии). Левые партии в Прибалтике уязвимы для обвинений в исторической связи с коммунистическими партиями и, как следствие, в непатриотизме и желании продаться наследникам Советского Союза.

Поэтому-то социал-демократы в Прибалтике самые правые в мире, а коммунисты работают, чуть ли не в подполье. Куда больше шансов у наследников профашистских движений типа финского «Лапуа» или эстонских вапсов. Финны были сторонниками политики прямого действия, они физически препятствовали тому, что им не нравилось или заставляли делать то, что было им любо.

Парламентские механизмы «лапуанцев» интересовали мало. Протест был их стихией. Эстонские вапсы в предвоенный период были авангардом общественного мнения, возмущенного продажностью политиков, их склоками, неспособностью преодолеть групповые и корыстные интересы. В принципе в Эстонии есть все, чтобы в политическую жизнь выплеснулось правая популистская стихия. Вождей не хватает. Пока.

И напоследок стоит сказать, почему местные русские дистанцировались от эстонских протестантов. Неужели им так нравится существующая власть или обуяло полное безразличие. Нет. Самая распространенная реакция эстонских русских в Интернете такова: Мы де вам об это двадцать лет говорим, а вы только сейчас очнулись, вот и разгребайте сами, что натворили.

А если более серьезно, то уважаемый в республике патентовед, меценат и благотворитель Людмила Ганс публично заявила, что эстонские политики отличаются исключительным двуличием и вспоминают о русских, когда им чего-то надо. Также она добавила, что не помнит, чтобы те люди, которые первыми подписали Хартию, категорически выступали против лозунга, который в самом начале был выдвинут правящей коалицией, — ”чемодан — вокзал — Россия”. «Этот лозунг, который мы, русскоязычное меньшинство, не приемлем, до сих пор является для нас оскорбительным, и мы его пока не забыли”.

Вопросы Илье Никифорову

Комментарии

  • Эрик Снарский
    Россия

    №1 Эрик Снарский

    22.11.2012

    07:51

    Спасибо, что разъяснили - нам больше всего жить мешает наследие советской оккупации! Ха-ха-ха!
  • Johnnie Walker

    №5 Johnnie Walker

    22.11.2012

    10:07

    Моисею заняло 40 лет избавиться от совков
    страны Балтии- на середине пути...
    Поддержали: Сергей Т. Козлов
  • Jelena Lendova
    Латвия

    №6 Jelena Lendova

    22.11.2012

    10:36

    Не кажется ли Вам, что такие черты,как " повсеместная ложь, цинизм, корыстолюбие, блат, карьеризм, лицемерие и безответственность" выросли задолго до советского периода, и в западных странах также присутствуют, что это черты человечества вообще, а не в какой-то одной стране?
    • Илья Никифоров
      Эстония

      №10 Илья Никифоров

      22.11.2012

      11:06

      Почему в западных-то? Ветхозаветные пророки не в америках соплеменников обличали. Дело в том, что не всякая человеческая черта - ну, например, доверчивость - становится политической проблемой.  Пока она таковой не стала мы читаем "Декамерон" или "Кентерберийские рассказы". В ином случае бал править начинает Маккиавели, или тов. Троцкий, или г-н W. Буш. Вот авторы Хартии решили, что перечисленное вами уже давно стало политической проблемой в сегодняшней Эстонии. В тексте этот кусочек использован именно в таком смысле.
       
  • arvid miezis
    Латвия

    №7 arvid miezis

    22.11.2012

    10:48

    А жаль, так хорошо начался спич с объяснения хартии и чем закончился - русским вопросом. Зачем все так сужать, что одни русские могут что либо сделать правильно а остальные только напортачить и не видеть дальше носа. Недооценка оппонента , да и сама постановка вопроса о "совках" надоела, тем боле, это можно найти в любом месте. Ведь от "партийности" не убежать, от изысканий лучшей общественной формации, тоже. А вот то,что ЕС использует становление государств по полной ( и не только оно), так с этим и надо разбираться. Ведь анархия нынче у нас мать порядка.
    • Илья Никифоров
      Эстония

      №12 Илья Никифоров

      22.11.2012

      11:10

      Русский вопрос подняли в данном случае эстонцы-подписанты Хартии. Не я. Почему де русские массово не присоединяются? - Типа, их вожаки страшно далеки от народа. Русская тема принудительно оказалась частью дискурса. Деваться некуда, нужно упоминать. Присоединяются, конечно, но как-то без восторженных криков. В отличие от эстонцев.  Привел пример одного из объяснений.
  • Gunārs Kraule
    Латвия

    №9 Gunārs Kraule

    22.11.2012

    11:04

    Интересный спич,масса общих проблем, хороший анализ пороков партийно-бюрократической демократии.
       Насчет русского вопроса в Эстонии - насколько я понял,это обязательная часть спича,как заголовок и подпись.
  • Aleks Kosh

    №16 Aleks Kosh

    22.11.2012

    11:31

    профессор Рейн Рауд заявил в прессе, что живет в обществе, которым руководят моральные уроды (выродки).

     А кто с остервенением защищает этих выродков из года в год? В основном латыши. А выродки обещают латышам сделать Латвию для латышей. Наверно, то, что сделали с Латвией - это то, чего латыши и достойны.
    Поддержали: Сергей Т. Козлов, Сергей Рудченко, Vadim Sushin
  • Евгений Лурье
    Латвия

    №17 Евгений Лурье

    22.11.2012

    11:48

    Вообще верно. Не скажу про эстонскую, а в латвийской политике совковость чрезвычайно заметна.
    Вот хоть расхожее выражение по поводу запрета референдума: "демократия — не вседозволенность". Выражение само по себе, несомненно, верное. Но впервые я его услышал во времена 1-го съезда народных депутатов СССР, и произносили его "партократы" в адрес "демократов", заодно попрекая их покушением на святое: власть КПСС. Очень забавно было слышать это от какого-то ВЛовца, который тогда едва родился.
    Рассуждения о ядре Сатверсме (которое, если почитать выводы комиссии, вовсе в Сатверсме не записано) ничем не отличаются от рассуждений о руководящей и направляющей, которая все-таки была записана. И никто, в том числе народ, не должен сметь покуситься на власть правильной партии. За сложными рассуждениями о ядре скрывается примитивное ограничение демократии, призванное защитить недодемократическую власть антидемократическими методами.
    Еще можно провести аналогию между риторикой о классе-гегемоне и о паматтауте, призванной охранять власть, а вовсе не защищать интересы упомянутых социальных групп.
    Короче, совок форэве.
    Поддержали: Александр Гильман, Евгений Иванов, Олег Озернов, Сергей Т. Козлов, Владимир Николаевич Спиридонов, Maija Vainst, Fe ll, Михаил Хесин, Юрий К., Моня ., Сергей Рудченко, Николай П, Aleks Kosh, Lora Abarin, Дмитрий Катемиров, Борис Марцинкевич, Жанна Гаудзе, Товарищ Петерс, če gevara, Vadim Sushin
    • Александр Кузьмин
      Латвия

      №18 Александр Кузьмин

      22.11.2012

      11:55

      Еще совсем недавно Грызлов бывший вождь единоросов заявил, "..Дума не место для дебатов" а наши не хуже, вот блин где рука Кремля, а ее все ищут в другом месте.
      Поддержали: Сергей Т. Козлов
    • Gunārs Kraule
      Латвия

      №20 Gunārs Kraule

      22.11.2012

      12:06

      Рассуждения о ядре Сатвэрсмэ - классический совковый бред , из серии о руководящей роли партии комми . Повеяло из прошлого такой мерзостью,раньше считал,что только от коммунистов можно ожидать этого бреда.Был неправ. И советские,и постсоветские партократы в борьбе за власть одинаково мерзки.
      Поддержали: Борис Ярнов, Олег Озернов, Александр Ф, Евгений Лурье, D G, Aleks Kosh, Борис Марцинкевич, Vadim Sushin
    • Илья Никифоров
      Эстония

      №23 Илья Никифоров

      22.11.2012

      12:40

      совковость  в нашем балтийском случае не ностальгия по СССР, а упрямое воспроизведение архетипов, которые вы, в частности, перечислили. 
      Поддержали: Михаил Хесин, Gunārs Kraule, Николай П
    • Bwana Kubwa
      Непал

      №37 Bwana Kubwa

      22.11.2012

      14:39

      Вот хоть расхожее выражение по поводу запрета референдума: "демократия — не вседозволенность". <...> Не скажу про эстонскую, а в латвийской политике совковость чрезвычайно заметна.

      Да она не только в Прибалтике заметна - даже и южнее. И не только в постсоветский период - от одного древнего грека, занятого пошивом названных его имени штанов, до Бернарда Шоу и далее. 

      Совок Джон Адамс, пробравшийся в президенты США (вторым номером, по ходу), находил отличия демократии от иных форм управления лишь в ее большей кровавости, недолговечности и склонности к самоубийству (с учетом его поста - особенно доставляет). Трудно, трудно жить в мире, переполненном светлых стремлений, где все плохое объясняется только и исключительно родимыми пятнами социализма.

      Совок Александр Гамильтон, внедрившийся аж на десятибаксовую купюру, предостерегал от чистой демократии, перерастающей в тиранию и вседозволенность (противопоставляя ей республиканскую форму правления как компромисс между демократией и диктатурой).

      О демократии как антитезе свободы писал совок из совков - Иммануил Кант.

      Трудно, трудно жить в Эльсиноре, единственную проблему которого составляют родимые пятна социализма - странным образом распространяющиеся во всех направлениях времени и пространства.

      Поддержали: Lora Abarin
      • Евгений Лурье
        Латвия

        №42 Евгений Лурье

        22.11.2012

        15:18

        Меняется время, меняется и понятие демократии.

        Вот Ключевский, характеризуя строй, сложившийся в Московском государстве при Иване III, назвал его демократической монархией. При этом речь не шла ни о выборах, ни о каком-либо прямом участии народа в управлении государством. Ключевский употребил слово "демократический", указывая на "антиаристократичность" политики Ивана, хотя высшими сановниками были аристократы: Иван уничтожал их аристократическую независимость.
        На самом деле, как учил великий Маккиавели, любое государственное устройство являет собой сочетание трех "чистых" форм: единовластия, аристократии и демократии в различных пропорциях. И "чистая" демократия несомненно вырождается в охлократию со всеми неприятными ее последствиями, в том числе и кровавость.
        Фраза "демократия — не вседозволенность", как я уже писал, абсолютно справедлива. Демократия так же способна не уважать права и свободы личности, как и самый поганый тоталитаризм. Совковость не в собственно употреблении фразы, совковость в ее адресации: демократия должна уважать права человека, она не имеет права подменять собой справедливый суд, отбирать законно нажитую собственность и т.д., даже если большинтсво голосует за такие действия. А наши совки имеют ввиду совсем другие базовые ценности: они с помощью фразы охранаяют не свободы и права, а свою власть.
        Поддержали: Михаил Хесин, Олег Озернов, Валерий Суси, Vadim Sushin
        • Bwana Kubwa
          Непал

          №44 Bwana Kubwa

          22.11.2012

          15:37

          совковость в ее адресации: демократия должна уважать права человека, она не имеет права подменять собой справедливый суд, отбирать законно нажитую собственность и т.д., даже если большинтсво голосует за такие действия


          Почему "должна"? Как умозрительному понятию, тем более, как Вы верно заметили выше, не вполне определенному и постоянно меняющемуся, можно вменять что-то в обязанности и, тем более, наделять его правами?

          И зачем связывать с демократией еще более отвлеченную и позднюю концепцию прав человека, лишь усложняя конструкцию?

          И самое главное - причем тут "совковость" - СССР разве был первым и единственным опытом в мире и в регионе, когда демократия подменяла справедливый суд (применительно к СССР - спорно), отбирала законно нажитую собственность и пр.?

          Демократия - наиболее модный способ легитимизации власти элит - добрая старая сакрализация работать перестала, придумали новый способ. Но при чем тут СССР? Сугубо местные проблемы, местное качество элит - они всегда такими были, даже вопрос о диктатуре пролетариата не смог их испортить.

          • Евгений Лурье
            Латвия

            №47 Евгений Лурье

            22.11.2012

            16:32

            демократия должна уважать права человека, 

            Почему "должна"? Как умозрительному понятию, тем более, как Вы верно заметили выше, не вполне определенному и постоянно меняющемуся, можно вменять что-то в обязанности и, тем более, наделять его правами?

            Справедливо. Уточнение: №демократия, в нынешнем понимании этого слова," и далее по тексту.

            И зачем связывать с демократией еще более отвлеченную и позднюю концепцию прав человека, лишь усложняя конструкцию?

            А для меня демократия, как таковая, вторична, первично уважение прав и свобод, наилучшим обеспечением которых на сегодняшний день представляется "демократическое" устройство общества.

            СССР времен Съезда депутатов — переходная модель: о демократии заговорили, но под словами прятали все ту же власть КПСС.

            Я может неудачно сконструировал предложение, "демократия должна уважать права человека, она не имеет права подменять собой справедливый суд, отбирать законно нажитую собственность и т.д., даже если большинтсво голосует за такие действия" — это примеры, когда фраза про "не вседозволенность" правильно применена, к СССР отношения не имеют.

            И разумеется, все — ИМХО.
            • Bwana Kubwa
              Непал

              №50 Bwana Kubwa

              22.11.2012

              17:03

              Справедливо. Уточнение: №демократия, в нынешнем понимании этого слова," и далее по тексту.


              Так ведь и с нынешним пониманием - тоже все совсем неоднозначно. Причем не только в мире, но и в EU27, и даже в EU12, и, страшно сказать, в самой цитадели демократии. То есть на уровне деклараций - безусловно, но с точки зрения неустойчивости самой концепции прав человека (уравнивания разнохарактерных прав, смешения прав и обязанностей, непоследовательного смешения прав гуманитарного и экономического характера) и, тем более, с точки зрения их практической реализации в рамках демократии - как-то не очень.

              А для меня демократия, как таковая, вторична, первично уважение прав и свобод, наилучшим обеспечением которых на сегодняшний день представляется "демократическое" устройство общества.

              Тогда получается, что демократия тут и вовсе не при чем - права и свободы (если брать весь корпус декларации, а не отдельно выбранные статьи) уважаются в большей мере в богатых и/или эгалитаристски настроенных странах - например, очевидно, что требования ст. 22, 23 и 26 определенно лучше исполняются в таковых. Причем демократия как элемент государственного устройства может отсутствовать при этом напрочь или выполнять сугубо декоративные функции.

              Хотя, честно говоря, я скорее на употребление терминов "совок" и "совковый" среагировал - странно, когда такую научную терминологию, достойную "историка и социолога", начинают употреблять в своих беседах сантехник и горец неопределенной профессии из далекой слаборазвитой страны. Да и зачем множить сущности без меры, объясняя абсолютно нормальное поведение элит маленьких от всех зависимых стран без государственной традиции родимыми пятнами социализма - ну не умеют они по-другому самосохраняться, ку не шмогла...

              • Евгений Лурье
                Латвия

                №52 Евгений Лурье

                22.11.2012

                18:13

                странно, когда такую научную терминологию, достойную "историка и социолога", начинают употреблять в своих беседах сантехник 

                Ну так я и есть сантехник.

                Уточнять понятие демократии, простите, не буду. Это очень увлекательно, но уж очень надолго.
                Совковость потому, что наше отставание в вопросах государственного строительства сейчас куда больше, чем отставала Российская Империя 100 лет назад, и это результат советской власти. И еще потому, что "архетипы" советские у нынешних наших руководителей — прямое следствие советского политпросвещения, Забавно, что проявляется даже во втором поколении.

                • Bwana Kubwa
                  Непал

                  №53 Bwana Kubwa

                  22.11.2012

                  18:47

                  Ну так я и есть сантехник.

                  А я - горец. Enchanté.

                  Совковость потому, что наше отставание в вопросах государственного строительства сейчас куда больше, чем отставала Российская Империя 100 лет назад, и это результат советской власти.

                  В чем именно? В сфере законотворчества - ну разве что в части запоздалого перехода к техрегламентам. В остальном во всех постсоветских странах ситуация вполне ровная (у меня есть данные не всем среднеазиатским республикам и вовсе нет - по Молдавии), законодательные системы более или менее выровнены, без лакун.
                  В сфере партийного строительства - так оно мало где ровно - или итальянская неустойчивость, или жесткая двупартийность, которая немногим лучше монополии КПСС.
                  В технологических аспектах лоббирования - пожалуй, так. Но только и исключительно потому, что за 20 лет промышленно-финансовая элита окончательно не устаканилась - советское наследие тут только в былом эгалитаризме.
                  С некоторой точки зрения можно счесть, что конкретно с прибалтийскими республиками плохую шутку сыграла имитация восстановления довоенного законодательства (без особого учета новых реалий - отсюда, кстати, весь кретинизм с ядрышками) - но СССР-то тут при чем?

                  И еще потому, что "архетипы" советские у нынешних наших руководителей


                  А чего в них советского-то? Чем они так остро отличаются от некоторых латиноамериканских и африканских стран, к примеру? Тот же трайбализм, та же симония - народ потерпеливее - так тоже не вина коммунистов. Вспомните, что страны, вошедшие в состав СССР или ставшие советскими сателлитами по результатам Ялты _все_ характеризовались кризисом парламентаризма в межвоенный период - и Польша с санацией, и Латвия с Ульманисом, и Литва со Сметоной, и Румыния с королевской диктатурой и пр. Некоторое сомнительное исключение составляли только Чехословакия и будущая ГДР. И ровным счетом ничто не обещало резких изменений в сторону демократии. С чего бы вдруг считать, что именно гнусные коммунисты прервали вековую традицию государственного строительства на демократических принципах?

                  • Евгений Лурье
                    Латвия

                    №57 Евгений Лурье

                    22.11.2012

                    19:06

                    Копировать мы научились. Иногда даже понимаем, что копируем.

                    А вот относиться к людям по-человечески, с этим у нас по-прежнему плохо. Что у латышей, что у прочих.
                    Отсюда и ядра (а не из старой Конституции), и запрет референдума под надуманным предлогом.
                    Вы не читали, что комиссия про ядро понаписала? Ядро есть, в чем оно понятно, беда только что то, в чем комиссия усматривает ядро, в Сатверсме вовсе отсутствует.
                    • Bwana Kubwa
                      Непал

                      №61 Bwana Kubwa

                      22.11.2012

                      20:04

                      На мой взгляд, в этом тоже скорее следствие восстановления предвоенных республик, чем что-то постсоветское - в Латвии в сакральную сущность законодательства (можно ли ее выразить афористичнее, чем они это сделали - "ядро") верит не только народ, но, что страшнее, законодатели...

                      Законодательство России или, к примеру, Украины имеет массу недостатков (как и любая законодательная система) - но никто и никогда не скажет, что оно неприкосновенно, потому что свято. В этом есть свои недостатки (в массе нездорово-спокойное отношение людей к событиям 1993 года или более высокий уровень общего правового нигилизма), но понимание того, что суббота для человека, а не человек для субботы там все-таки выше - и это, кажется, важнее.

                    • Laa Akka
                      Уникальность советской политической мысли - это не столь "ядро конституции", а скорее представление о детерминизме истории и о собственной прогрессивности. Как в известной цитате Н.Хрущева, которую он якобы произнес в разговоре с послами некоторых других стран - "Нравится вам или нет, но история на нашей стороне. Мы вас похороним" (не буквально, а в том смысле, что пролетариат является могильщиком буржуазии). Когда люди серьезно считают, что они авангард всего человечества в силу того что "учение Маркса всесильно потому что оно верно" - то это уже ни с чем не перепутаешь - ни с какими ульманисами или латиноамериканцами. Ср. http://nationalinterest.org/article/evangelists-democracy-7625?page=show

                      Джордж Сорос объясняет это так - "Operating under Communist regimes, I never felt the need to explain what "open society" meant; those who supported the objectives of the foundations understood it better than I did, even if they were not familiar with the expression. The goal of my foundation in Hungary, for example, was to support alternative activities. I knew that the prevailing Communist dogma was false exactly because it was a dogma, and that it would become unsustainable if it was exposed to alternatives. The approach proved effective. The foundation became the main source of support for civil society in Hungary, and as civil society flourished, so the Communist regime waned."

                      Т.е. подход Дж.Сороса (в тот момент, когда он считал себя идеологическим оппонентом "совковости") состоял в том, чтобы НЕ заниматься "единственно верным" методом борьбы - даже "демократическим", "капиталистическим" или "рыночным". Он просто платил за разные гражданские инициативы. Оказалось, что рок-н-ролл, авангард в искусстве, католические движения, борьба за эмансипацию гомосексуалистов и все остальное - это сильнее совка. Совковость современных политиков появляется при условии, если они сами поверили, что окончательно разобрались, в чем заключается светлое будущее всего человечества. В Латвии такое тоже есть - но это не столь очевидно как споры о "ядре". Пока каждый считает "ядром" что то другое (и не запрещено отрицать существование ядра вообще) - это более или менее (не)конструктивная анархия, а не совок. 
                      Поддержали: Всем спасибо! До новых встреч
                • Марк Козыренко
                  Латвия

                  №55 Марк Козыренко

                  22.11.2012

                  18:55

                  наше отставание в вопросах государственного строительства сейчас куда больше, чем отставала Российская Империя 100 лет назад, и это результат советской власти. 

                  Легко и приятно обвинять в своих недостатках то, что и ответить-то не может.
                  Поддержали: Сергей Галашин, Борис Марцинкевич
                • Bwana Kubwa
                  Непал

                  №56 Bwana Kubwa

                  22.11.2012

                  19:04

                  Чо-то мне, кстати, подумалось, что из всего изложенного, пожалуй, лишь идея о возможности отставания на единственно возможном пути к демократии относится к советскому наследию - являясь забавным переносом в современные реалии псевдомарксистской пятичленки...
    • Александр Литевский
      Латвия

      №66 Александр Литевский

      22.11.2012

      22:21

      Евгений!
      Вы на себя не похожи;))
      А вообще правильно говорите. 
    • Yuri Калифорнийский
      Соединенные Штаты Америки

      №68 Yuri Калифорнийский

      23.11.2012

      04:54

      Согласен со всем кроме «Короче, совок форэве»... до «совков» они не дотягивают...  «совки», всё-таки, войну выиграли, атомную бомбу слепили, спутники  и космонавтов запустили... фильмы снимали, которые смотрят до сих пор... а эти что?.. быдло вороватое... плесень нацистская... если их смахнуть, то и следа никакого не останется... 

      Поддержали: Борис Марцинкевич, Жанна Гаудзе
  • Johnnie Walker

    №19 Johnnie Walker

    22.11.2012

    12:05

    анти-советская Прибалтика

    схематично:
    -последствия оккупации стран Балтии как в  экономическом, так и в социальном аспектах, будут  проявляться десятилетия
    -повсеместно на пост-советском пространстве  прослеживаются тенденции узурпации власти,  деспотии и репрессий к любым проявлениям  оппозиционности и страны Балтии-наибольшее  исключение из этой тенденции
    -автор выступает с позиции близкой ему части русско-  язычного  населения, предпочитающего списывать  свою личную  несостоятельность на "тупость и предвзятость"  чиновников-националистов
  • Эрик Снарский
    Россия

    №25 Эрик Снарский

    22.11.2012

    13:09

    Автор демонстрирует постмодернистский стиль, выражающийся в подмене понятий. Советская власть - это власть советов. Суть этого понятия была извращена ещё в разваливающемся СССР. И, естественно, те кто его разваливали - ни в каких советах не нуждаются, с широкими народными массами свои решения не согласовывают - отсюда и антинародность проводимого политического курса.
  • Виталий Кассис
    Латвия

    №45 Виталий Кассис

    22.11.2012

    15:52

    Мысль понял - нам мешает развиваться советское неметариальное наследие. Это ничего, что в 30-е годы, гордые независимые республики ещё быстрее свернули с пути "демократии", там просто особо не надо было выделываться перед Западом. Это ничего, что на Западе происходит точно тоже самое, только более завуалировано и с большей инерцией (государство всеобщего благосостояния сворачивают свою щедрую поддержку людям аж с 70-х), за счёт большего количества материальных ресурсов может растягивать этот процесс. 

    Смотришь на типичных представителей интеллигенции и удивляешься, неужели миловидные западные теории о "демократическом гражданском обществе" настолько затуманивают рассудок людей, которые ввиду когнитивного диссонанса между этими теориями и реальной жизнью начинают клясть действительность в самой неинтеллигентной форме. Господа просвещённые представители народа! Выкиньте свои знания о том как должно быть устроено западное гармоничное общество на помойку, признайте, что бороться за народное счастье вооружившись этими знаниями невозможно, если только кто то не предоставит неограниченный материальный ресурс, который никто не предоставит. Завтра будет хуже чем вчера и придётся, как бы прискорбно, для "нормальных людей" это не звучало, выбирать между фашизмом и социализмом.

    Поддержали: serjoggah sushkov, Сергей Галашин, Игорь Че, Борис Марцинкевич, Vadim Sushin
    • Илья Никифоров
      Эстония

      №49 Илья Никифоров

      22.11.2012

      17:02

      Нет. Поняли мысль вы не точно. Поспешно. Статья не о глобальном процессе, а конкретном политическом кризисе. Здесь и сейчас. И заключается конкретный кризис в конфликте между провозглашаемыми политическими "ценностями" и реальными традициями.  А у советского "нематериального наследия" было, есть и будет много граней. К сожалению эстонская политическая элита сохранила те грани, о которых в те времена вслух говорить было не принято и уж гордится ими тем более. 
      • Виталий Кассис
        Латвия

        №62 Виталий Кассис

        22.11.2012

        20:43

        Конкретный политический кризис имеет невозможно рассматривать вне глобальных и региональных процессов, так как постсоветское пространство находится в периферии капиталистически развитых стран, а Прибалтика в вполне конкретной периферии ЕС, что обуславливает демографические изменения на которые во многом влияет разность экономических потенциалов на едином европейском пространстве, и поведение капитала на наших рынках. Процессы обуславливающие политическую нестабильность невозможно решать тем инструментарием который доступен в рамках отдельно взятых национальных государств ввиду отсутствия на то ресурсов.

        Разрыв междисциплинарных связей в современной науке и рождает такие чудовищные по своей нелепости выходки наподобие той, что устраивают Рейн Рауд со своими коллегами. Инверсия элит, хорошо описанная экономистами просто выпадает из поля зрения обществоведов, которые не видя связи между общественными и экономическими процессами превращаются в шаманов, которые камлают на динамику общественных процессов.

  • N-тропик .
    Латвия

    №54 N-тропик .

    22.11.2012

    18:52

    Ну что я могу сказать....
    В общем, развернутое сочинение на тему довольно избитого, многократно перефразированного изречения:
    "Девушка может выйти из деревни, но вот деренвя из девушки..."
    "Вы-то вышли из партии, но вот партия из вас не вышла!"
    "Эстония (Латвия, Молдавия, ...) вышла из Союза, но вот Союз из Эстонии никак не выйдет" и т. д.
    Поддержали: Всем спасибо! До новых встреч
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Сергей  Середенко
Эстония

Сергей Середенко

Правозащитник, политзаключенный.

Массовая кража гражданства. Почему серые паспорта Эстонии – это опасный прецедент

Александр Носович
Россия

Александр Носович

Политический обозреватель

Почему Прибалтика — не Европа

А тот самый «совок», с которым Прибалтика вроде как борется

Александр Носович
Россия

Александр Носович

Политический обозреватель

Дышите глубже, это газ

Зачем Эстония и Финляндия создают в Прибалтике альтернативу «Газпрому»

Борис Марцинкевич
Латвия

Борис Марцинкевич

Главный редактор аналитического журнала «Геоэнергетика.ru»

Энергетическая война: Эстония

Большой феномен маленького государства

​ЛИТВА ХОЧЕТ ПЕРЕКРЫТЬ РОССИИ ГАЗОВЫЙ КРАН

Перекрывать Финский залив они уже собирались. Больше не собираются, почему-то.:)))))

ХОД ФЕРЗЁМ

Правильнее спросить : на сколько лет хватит украинцев. Потому что, поднатужившись Европка модет купить у США оружие, но это ж вам не Джвелины :), давно поставляют им сложное, хотя

МЫШЛЕНИЕ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Так Путин отстаивает Право Наций на Самоопределение.А тиран Зеленский с компанией этому мешает.

ПО СЛЕДУ ПУБЛИКАЦИИ

Это если без выходных пахать. А так-то в месяце 20 рабочих дней. Ну ладно, 22. Меньше одной тысячи получается. Прожить можно. Но довольно скромно. Особенно, если квартиру снимаешь,

НЕ СМОТРЕЛ, НО ОСУЖДАЮ

Изнасиловали? Вскрылись новые данные о смерти девушки, найденной на заборе | АиФ Пермь Ваша ссылка тайна, как и выводы.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.