Есть тема
17.01.2021


Армен Халатян
Хозяин своего дела
В Ереване нет МУЗЕЯ ОККУПАЦИИ, но в принципе все для него готово.

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Первая стадия — ЗАБВЕНИЕ, успешно пройдена, Советский Союз как дохлого льва не пинает походя только ленивый. И главное парадокс — Ереван как город, фактически ВЕСЬ построен за годы советской власти.
До 1920 года это был маленький городок с населением 20-30 тысяч человек, в котором не было домов выше ДВУХ ЭТАЖЕЙ — первые трехэтажные дома были построены уже при «проклятых коммунистах» в 1925 году.
В 1923 году коммунистическое руководство снаряжает делегацию в Персию, чтобы уговорить эмигрировавшего туда архитектора Таманяна, вернуться в Армению, чтобы фактически с нуля выстроить столицу своей родины. Таманян до этого работал в России, и построил например Дом Князя Щербатова в Москве, который и сейчас стоит (Новинский бульвар 11).
В 1924 Таманян составляет план развития Еревана, в котором воплощались популярные тогда идеи Города-Сада (центр опоясывает бульварное кольцо, окраины активно засаживают деревьями, чтобы поставить естественное препятствие для пылевых бурь).
Таманян решает оставить в центре малоквартальную застройку (так популярный сейчас человеческий масштаб), и сам разрабатывает проекты Оперного Театра, Дома правительства и многих других.
С 1924 года по 1989 год Ереван вырос с 20-и тысячного города до города с миллионом населения. Уже через 10 лет реализации плана в городе жило больше 150 тысяч человек, он вырос в 5 -8 раз! А за 65 лет здесь были построены десятки зданий, которые и сейчас являются главными шедеврами, достопримечательностями города (кроме отдельных зданий, которые по разным причинам разобрали). Это ансамбль площади Ленина (ныне площадь республики), Здание Оперного театра, Кинотеатр Москва, кинотеатр Россия, Дом молодежи (разобран в 90-е), Здание треста «Арарат», коньячного завода, центральный рынок, мост победы, хранилище Древних рукописей Матенадаран, центральный вокзал, автовокзала, Аэропорта Звартноц, Метро, здание Ереванского университета, Здание Верховного совета, Академии Наук, Стадион Раздан, стадион Динамо Шахматный дом, Театр Сундукяна, Дом камерной музыки, и много других театров. Спортивно-концертный комплекс. Каскад (не успели достроить). Многие из этих сооружений были новаторскими для своего времени не только на союзном, но и на международном уровне.
В Ереванский музей искусства в 30-е годы по распределению привезли часть картин из Эрмитажа, чтобы и у нас помимо древней армянской истории, Сарьяна и других менее известных художников были «свои импрессионисты», и «свои новые голландцы», свой Рубенс, Кандинский, Шишкин, Верещагин.
В столицу Армении целенапраленно вызывались, привлекались деятели искусств, культуры, науки, чтобы создать из города действительно научный и культурный центр высокого уровня.
65 лет «проклятые коммунисты» старательно создавали столичный город, который уже в 80-е годы посещало более 100 тысяч туристов из одной Германии. У которого все тротуары в центре были покрыты фигурной плиткой.
Дальше 30 лет новой независимости, это наследство беспощадно «юзалось», дворы застраивались стихийным самостроем, и удушающей точечной застройкой. Парки застраивались ресторанчиками и шашлычными.
В нулевые были уничтожены остатки Старого Еревана ради строительства торговых центров и новоделов в духе 50-х годов.
Метро — за все время с трудом достроили одну наземную станцию, «без излишеств» просто как остановка электрички. Трамвайное движение закрыли, рельсы разобрали и продали на металлолом. Троллейбусы закрыть не успели, вот они бегают до сих пор те же самые Шкоды, закупленные в Чехословакии еще в советские времена.
Но к чему я это?
Зашел сегодня я в музей Истории Еревана, и знаете там Таманяна нет… Как нет и истории, про то как Ереван собственно и стал Ереваном, не древней легендой и археологическими раскопками, а современным городом — Столицей.
В музее 3 этажа. Первый — Ереван в древние времена — раскопки древних поселенией найденные на территории нынешнего города.
Второй — XIX век. Русские войска взяли эриванскую крепость, прогнали Персов. Быт, национальная одежда тех времен.
Третий этаж — Ереван столица трех республик. Подразумевается Первая республика (1918-1920) Советская Армения (1920 — 1991) и третья республика сейчас (с 1991 года).
Так вот строительству Еревана с 1922 по 1989 годы внутри уже этого зала посвящено два маленьких стенда из 20 (!). Нет ни одной карты. Мне сказали, что оригинальную карту с планом Таманяна после начала последней войны спрятали в хранилище. Я как-то не понял, что к бомбежкам готовились? А почему тогда все остальное не спрятали?
От Таманяна есть френч и его ручка и еще две фотографии его проектов — Оперный Театр и Здание Дома правительства, просто фото и написано — архитектор А. Таманян.
Никаких поясняющих надписей, чтобы понять кто это был, как шло строительство города, какими темпами он развивался, какие задачи ставились и решались. Вы ничего этого не узнаете.
Зато есть образцы газет первой республики, про спортивные достижения много, про деньги. Интересненько
А в буклете, который я купил в кассе, Краткая история Армении, все по знакомым лекалам. В 1920 году Армению захватили Россия и Турция (пока слово оккупация не употребляется) Раздали все ее территории направо налево (Карабах — Азербайджану, Джавахк — Грузии, Западную Армению — Турции)…
то, что в 1920 году Армянская республика потерпела жесткое поражение от Турции, и была вынуждена была искать защиты у большевиков, то, что большевики даже немного отыграли от тех территориальных уступок, на которые была вынуждена пойти Армения, об это естественно молчок.
Дальше конечно про репрессии, «несмотря на которые в науке и культуре были достигнуты значительные перемены»… трудно-трудно авторам буклета. Ну невозможно совсем замолчать, что на месте полупустыни из ничего появился современный город, со всей инфраструктурой, театрами, музеями….
Но это еще человек (автор) родился в 1970 году. За ним придут следующие и расскажут свою историю, где будет и оккупация, и «героическое подполье» в недрах так и недостроенных станций метро и многое другое…
А пока просто, презрительно, через губу… ну что там эти неумелые совки могли сделать…
facebook.com
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Мечислав Юркевич
Программист
ПОЧЕМУ КАЛИНИНГРАД ПРИСОЕДИНИЛИ К РОССИИ
А не к Беларуси или Литве


Олег Хавич
Журналист, политолог, политический аналитик
ОСНОВОПОЛОЖНИК ИДЕИ НЕЗАВИСИМОСТИ
Ким Ир Сен


Михаил Губин
Журналист
ЗАПРЕЩЁННОЕ ЛИГО
Как советские диссиденты латышский праздник спасли


Армен Халатян
Хозяин своего дела
НЕДОСТАТКИ СОВЕТСКИХ УЧЕБНИКОВ
И достоинства
Вопросы Армену Халатяну
Комментарии
№1 Марк Козыренко
17.01.2021
10:47
Да, национализм - страшная в своей разрушительности сила. Что Латвия, что Армения - в составе СССР совершили мощнейший рывок в своём развитии. И какое это теперь и там и тут УГ. Зла не хватает на всех этих идиотов.
№2 Viktors Filatovs
→ Марк Козыренко,
17.01.2021
10:54
Жаль что вы не остались где то в Псковской или Смоленской области и не рванули в ту жопу, где мы вместе с помощью собок оказались в конце 80тых без нас. У нас всё было бы гораздо лучше теперь, а вам так же все вокруг были бы идиоты и ничего не изменилось бы.
№3 Марк Козыренко
→ Viktors Filatovs,
17.01.2021
11:05
У вас, идиотов - всё было бы гораздо хуже, чем теперь. Вы же идиоты! а нам надо было остаться в Норильске - сейчас реально все жили бы как люди и семья сохранилась бы... Но мы вернулись в это гиблое для любого нормального человека место! Кто ж тогда, в середине 70-х знал...
№4 Игорь Чернявский
→ Viktors Filatovs,
17.01.2021
11:06
За 30 лет рванули в ещё большую задницу, с потерей экономики и промышленноси. Кто мешал 30 лет, хотя бы на месте остаться? Непроходимое враньё,самообман и мошенничество?
№8 Viktors Filatovs
→ Игорь Чернявский,
17.01.2021
11:19
А вы каким образом сравнили то? То что совки вроде вас, которые всю жизнь привыкли что за них всё решается, что им уже определён расклад жизни и они обязательно получит жалкие обедки из стола, которых советская номенклатура подкидывала народу, оказались на обочине не означает, что у всех остальных так же.
№13 arvid miezis
→ Viktors Filatovs,
17.01.2021
12:33
Я тут живу в Лудзенском районе . Знаете, вид по хуже чем при проклятом совке. Про дорогу до границы и говорить нечего-сплошная полоса препятствий. Ну а Голышево, Салнава, Тилжа...вообще не видели развития , как и Виляны, Варакляны и многие другие места в Латгалии.
Я к тому, что запущенных мест в Латвии гораздо больше и они только увеличиваются.
Как живут в России пусть они там сами занимаются. Я знаю, что Латвия по всем покозателям ЕС на лидирующих позициях по нищете и это ни как ни вина РФ.
Сравнивайте Латвию с странами ЕС, мы ведь европейцы.
В новом рейтинге благосостояния стран мира Латвия заняла 51-ое место среди 110 оцененных стран.Опубликован рейтинг национального благосостояния стран, который ежегодно составляет британский независимый научно-исследовательский институт Legatum совместно с Oxford Analytica и Gallup World Poll Service.
В рейтинге Латвия занимает предпоследнее место среди стран Евросоюза, опережая только Румынию (58 место). Что касается всех стран европейского региона, то более низким, чем в Латвии, уровень благосостояния, по мнению исследователей, является в России (59), Укране (74), Македонии (76) и Молдове (79). Самые плохие оценки Латвия получила в сферах экономического развития, развития социального капитала и личных свобод.
№21 Ainars Grinbergs
→ arvid miezis,
18.01.2021
09:59
неповезло вам. а вот добеле совком несравнить.
https://www.facebook.com/pages/Dobele%20Castle/103403383048215
№22 arvid miezis
→ Ainars Grinbergs,
18.01.2021
13:36
Ку да нам латгальца понять , что в Добеле один замок чуток подлатали и сразу гордость, хоть писай в штаны
№26 Ainars Grinbergs
→ arvid miezis,
18.01.2021
18:31
Почему один замок, сначала весь центр сделали, я ешо его даже невидел, последний раз дома бил 2 года назад, замок ешо неделали. Посмотрите фото на гоогле.
№27 Марк Козыренко
→ Ainars Grinbergs,
18.01.2021
20:13
Это ваши замки? Или это замки ваших поработителей? Вы уж определитесь...
№24 Марк Козыренко
→ Viktors Filatovs,
18.01.2021
17:27
Безо всякого сомнения - у нацистских подонков все совершенно иначе.
№5 Митро Митро
→ Марк Козыренко,
17.01.2021
11:09
Национализм?)) Не смешите - пошлый комплекс неполноценности малых народностей.
№7 Марк Козыренко
→ Митро Митро,
17.01.2021
11:15
Национализм. Дремучий, пещерный национализм. Сползающий в нацизм. Это и есть визитная карточка нынешних трибалтийских режимчиков.
№9 Митро Митро
→ Марк Козыренко,
17.01.2021
11:20
То что национализм это зло , я согласен. Но у вашего окружения на такое зло духу не хватит - банальны комплекс неполноценности с агрессивным уклоном- раздавить и забыть.
№16 Вадим Гилис
→ Марк Козыренко,
17.01.2021
13:04
Марк, ежели по правильному, то это называется не национализм, а трайбализм. То есть, до национализма надо еще дорасти :)
№17 Товарищ Петерс
→ Вадим Гилис,
17.01.2021
13:11
трайбализм
-------------
Кстати, статья о трайбализме в Википедии откровенно устарела. Там сказано: "Речь идёт, в первую очередь, о странах Африки", хотя давно назрело дополнение: "а также о трех странах Прибалтики".
№25 Марк Козыренко
→ Вадим Гилис,
18.01.2021
17:30
Вадим, если бы не открытые проявления нацизма - возможно. А тут уже нацизм вовсю, ИМХО, цветет и пахнет, так что...
№6 Юрий Васильевич Мартинович
17.01.2021
11:15
Сдается мне, что уже назревает момент создания музея "оккупации" в России. Это уму не постижимо кого и сколько присосалось к щедрому "вымени" российскому. Там есть все из бывших 15-ти "сестриц". В Сочи одних армян более 30% населения, а еще Москва, Петербург. Они просочились во все сферы жизни и экономики. Одна только Маргарита Симоньян набрасывалась на официальный Ереван из тепленькой Москвы, чувствует, что может приблизится пинок под зад и придется лететь до родного Еревана. И когда мир вернется в вертикальное положения с головы на ноги?
№10 Иван Киплинг
→ Юрий Васильевич Мартинович,
17.01.2021
11:45
Вообще, армяне хорошие архитекторы. Спикер упомянул Таманяна, но был еще такой Каро Алабян, он тоже отметился в застройке Еревана. А, также, послевоенного Сталинграда, Москвы и т.д. В Москве, например, по его проекту построили знаменитый Театр Советской армии.
№11 Владимир Иванов
→ Иван Киплинг,
17.01.2021
12:05
Вообще, армяне хорошие архитекторы.
---------------
А строители — так себе. Было землетрясение в Армении, когда разрушился Ленинакан и Спитак. Было не понятно — почему дома, которые строили сейсмоустойчивыми (Спитак в пыль), рассыпались от толчков. Провели экспертизу, цемента в бетон клали мааало, а песка мнооого.
№14 Иван Киплинг
→ Владимир Иванов,
17.01.2021
12:34
Ну конечно. В 66-м году было землетрясение (кстати, слабее армянского) в Узбекистане, разрушившее почти весь Ташкент. В 2011 году в Японии. Там тоже весь цемент украли?
№12 Юрий Васильевич Мартинович
→ Иван Киплинг,
17.01.2021
12:15
Вы правы в России есть очень много признанных армян, а вот русских, татар, мордвы и прочих, в Армении?
№18 Иван Киплинг
→ Юрий Васильевич Мартинович,
17.01.2021
13:26
Роман Березовский, бессменный вратарь сборной Армении по футболу.
№19 Товарищ Петерс
→ Иван Киплинг,
17.01.2021
13:33
Роман Березовский, бессменный вратарь сборной Армении по футболу
-----------
Вы, наверное, хотите сказать Армен Березян. Разве русский может играть в футбол лучше армянина.
№15 Савва Парафин
→ Юрий Васильевич Мартинович,
17.01.2021
12:34
Через Вас.
Спасибо автору,за очень интересный рассказ и про замечательного архитектора и про его роль в превращении Еревана в красивый город-Столицу.
А теперь о грустном.Даже клубные интернационалисты,плодотворно общаясь с Витьками и прочими могильщиками имхо,превращаются в..хрен знает что..Вам успешность приличных армян-интернационалистов покоя не дает,некоторым -Прибалтийские республики,что сейчас в другом Союзе..
Кстати,победят "националисты" в ЕС,типа хватит кормить латышей(румын,греков,и.т.д) вновь придется жить скромненько и чистенько,но бедненько..
Очень правильная мораль и глубокий смысл статьи..когда не мерили крутизну носов и куда правильно гарумзиме ставить,большинство народов и территорий,входящих в РИ, а потом в СССР,вместе,сделали гигантский рывок в развитии..вот уважаемый автор статьи,об этом помнит..и потомкам забыть не даст.
№20 Леонид Соколов
17.01.2021
20:50
Армянская ССР была самой мононациональной республикой в Союзе, и единственной, где был свой государственный язык.
№23 Песков Владимир
18.01.2021
14:48
Для россиян самым важным является то, чтобы Армения не делала ничего в ущерб интересам России. А будет, при этом, в Ереване музей оккупации или не будет, это уже другой вопрос.
Большинство россиян это не очень сильно волнует. Далеко не все нынешние молодые люди сразу найдут Армению на карте. Для них это вполне зарубежная страна.
Да, для людей, помнящих СССР, Армения до сих пор является, уже не братской, но близкой страной. Наличие такого музея может задеть их за живое, впрочем, как и их армянских ровесников.
Гарантией того, что Армения не будет действовать в ущерб российским интересам являются капиталы и собственность армянской диаспоры. Нет, никаких армянских погромов в России не будет. Просто налоговые и правоохранительные органы придут с соответствующими проверками. Ну и всё.
У многих ещё жив перед глазами пример Грузии. Никакое не чудо остановило российские войска в 30 км от Тбилиси. Грузинская диаспора сказала свое веское слово.И где теперь Мишико Саакашвили и евроатлантические устремления Грузии?