СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
02.05.2021


Елена Фрумина-Ситникова
Театровед
Торонто. Эмиграция: Усталость от чужих
все познается в сравнении

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Мы здесь почти не ходим пешком. Несколько шагов от дома до машины, потом ещё несколько шагов от машины до пункта назначения. Чаще всего это магазин. Иногда деловая встреча. Иногда врач. Ещё что-то в этом роде.
Сегодня муж уговорил меня пройтись. Для этого мы поехали в относительно красивый район, где принято ходить пешком. Полчаса езды — и мы на месте.
Идём, гуляем, а вокруг также гуляют представители всего земного шара. Индусы, китайцы, арабы, филиппинцы, африканцы и прочие неопределяемые иностранцы, которые теперь все — канадцы. Воздух наполнен самыми разными наречиями, среди которых изредка, мелкими штрихами — английский.
Пройдя метров триста, я почувствовала такую усталость, что просто не могла двинуться дальше. По счастью, рядом оказалась скамейка, на которую я просто рухнула.
И вот сижу, смотрю на проплывающие мимо чалмы и паранджи, на людей, далёких от меня и друг от друга, как марсиане, и понимаю, как же я устала от Чужих.
Когда живёшь не дома, ты живешь среди чужих. Они не понятны друг другу , они не видят друг друга, они не обмениваются энергией.
Каждый существует в своём замкнутом мире, или в мире своей семьи — как максимум. Нас, идущих по одним и тем же улицам, ничто не объединяет. Я даже приблизительно не могу представить , чем живёт тот, кто идёт мне навстречу. Как и он ничего не знает обо мне. И нам обоим это совершенно не интересно.
Мы чужие друг другу, и это навсегда.
Такова особенность жизни в стране, единственным залогом существования которой является приток новых эмигрантов. И едут сюда люди, семьи, целые деревни, и склеиваются в маленькие ячейки, каждая со своими порядками и обычаями, чтобы противостоять остальному миру. Миру чужих.
Отсюда и усталость, которая не проходит. Идёшь по улице, среди людей , но с тем же успехом ты мог бы идти по пустыне. Потому что вокруг — чужие. А значит, ты — один.
А в Москве мы проходили по 15 километров в день, и могли бы пройти ещё столько же, если бы ноги не объявляли забастовку. И вокруг — свои. Свои улицы, дома, люди. Которые интересны тебе и которым, вполне возможно, интересен ты.
Такая вот коллизия
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Алла Березовская
Журналист
Мечта о возвращении
Сегодня в дальнем и ближнем зарубежье проживает около 20 миллионов этнических русских


Мария Иванова
Могу и на скаку остановить, и если надо в избу войти.
УПРОЩЕННЫЙ ПЕРЕЕЗД
Защита прав соотечественников


Игорь Гусев
Историк, публицист
ПОЧЕМУ Я НЕ ПЕРЕЕХАЛ РАНЬШЕ
Заметки бывшего рижанина


Елена Фрумина-Ситникова
Театровед
РЕШИЛИ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ
Из Канады
Вопросы Елене Фруминой-Ситниковой
Комментарии
№1 Сергей Леонидов
02.05.2021
06:55
Разобщённое, индивидуалистическое население - мечта нынешних властей. Таким людям можно втюхать любую идею, да и доить их легче поодиночке. Самоорганизация общества - это угроза режиму.
№3 Андрей Хабаров
→ Сергей Леонидов,
02.05.2021
07:08
Через Вас.
Странно как-то читать жалобы иммигранта о том как понаехали в Канаду всякие прочие иммигранты. Друзья живут в Ванкувере, самом азиатском городе Северной Америки, никогда подобных жалоб не было. Наверное от человека зависит.
Вопрос. А за 25 лет в Канаде, Автор проактивно заводила знакомства, дружбу с представителями других этносов или закуклилась в русском мирке? Знакома ли с праздниками, традициями, кухней, обычаями всяких разных «чужих»?
№5 Марк Козыренко
→ Андрей Хабаров,
02.05.2021
07:15
Думаю, у всех всё по разному. У меня родная сестра уже 27 лет как раз в Канаде живёт. Она, ИМХО, закуклилась, муж её, потомок разорившихся польских шляхтичей - наоборот, очень даже вписался. Дети, даже проживший до семи лет в Риге мальчишка - более чем вписались. Женился на испанокитаянке, уже трое детей. Не так уж всё просто в этом мире...
№9 Сергей Воронков
→ Марк Козыренко,
02.05.2021
11:24
Классное слово "испанокитаянка" - улыбнуло
№14 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
02.05.2021
11:45
Весьма спорное утверждение. Гораздо проще <втюхать любую идею>, когда все в едином
строю в едином порыве.. Два примера мир уже пережил в 20-м веке.
№16 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
11:59
Ну, нынешнюю-то жлобскую идею пришлось довольно долго и изощрённо втюхивать.
№17 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
02.05.2021
12:08
Значит эта <жлобская идея> оптимальна для большинства человечества.
№18 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
12:10
Да, на определённом этапе развития и людоедство было оптимальным.
№38 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
02.05.2021
16:21
Помнится один людоед стал даже Героем Советского Союза.
№40 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
16:29
Это кто же такой?
№41 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
02.05.2021
16:46
Неужели запамятовали? Бокасса?
№42 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
16:54
Это вы что-то приврали. Кавалером ордена Почётного Легиона он был, а Героем Советского Союза - нет.
№43 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
02.05.2021
17:06
Если этого факта нет в Википедии, то это не означает, что этого не было на самом деле.
Бокасса ещё был почётным пионером:
https://crimea.vgorode.ua/news/dosuh_y_eda/168947-kak-v-arteke-prynialy-v-pyonery-nastoiascheho-kannybala
№44 Сергей Леонидов
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
17:11
То есть, вы всё же считаете, что Бокасса был Героем Советского Союза?
Что ж, бывает. На почве зоологического антисоветизма ещё не так может разум переклинить.
№46 Леонид Соколов
→ Сергей Леонидов,
02.05.2021
17:23
Свой советский пафос поберегите для своих адептов.
№48 Ольга Шапаровская
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
18:12
Из Вашей же ссылки следует, что "о сущности Бокассы мир узнал только после его свержения с руководящих постов. Тогда ещё, естественно, о его гастрономических пристрастиях никто у нас в стране даже не догадывался - ни самые осведомлённые люди в КГБ, ни тем более артековцы". Галстук в Артеке ему повязали, как и всем другим гостям, во время пионерских "речёвок". Вот и весь почёт.
Героем Сов.Союза Бокасса никогда не был - Вы путаете его с египетским президентом Насером, которому геройский орден таки дали.
№49 Леонид Соколов
→ Ольга Шапаровская,
02.05.2021
18:28
Бокасса, как стал Героем в секретном Указе ВС СССР, таким же секретным Указом он и лишился этого звания.
К примеру: был секретный Указ ВС СССР о присвоении звания Героя Советского Союза убийце Троцкого Меркадеру, который в то время сидел в мексиканской тюрьме.
№50 Борис Бахов
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
18:54
Удивительного в этом ничего бы не было. Во всяком случае ГСС Бокасса звучит правдоподобнее каннибала Бокассы. Подозреваю, что последнее - работа чёрного пиара.
№54 Леонид Радченко
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
21:30
С Меркадером понятно, почему указ секретный, но Бокассе-то почему по секрету? Чем он хуже Насера, Бен Беллы и прочих африканцев?
№57 Константин Рудаков
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
21:48
Я думаю - история про геройство, это легенды. На уровне историй про красную ртуть, атомную бомбу весом в пять кило и прочее в таком роде, что любили публиковать в конце 80-х - начале 90-х.
А Бокасса входил однако в сферу влияния французов и они его вполне благополучно вывезли во Францию, где он и жил довольно долго и вполне обеспеченно. На эту тему есть элегический современный роман, читал его когда-то в "Иностранке".
№2 Юрий Васильевич Мартинович
02.05.2021
07:02
Интересно, сколько нужно прожить в эмиграции, чтобы это понять. Так и здесь примерно тоже самое. Живешь, вроде среди своих, а потом раз, и все вдруг переменилось. И вроде не в чалме, не в тюрбане, не в парандже, и язык знакомый и понятный, а чужие. Даже и ехать никуда не надо, просто выйти за порог.
№4 Марк Козыренко
02.05.2021
07:10
Море ждёт, а мы совсем не там, такую жизнь пошлём мы к лешему.
№12 Сергей Воронков
→ Марк Козыренко,
02.05.2021
11:30
Ты море видишь ? А оно где-то есть ...
№45 Марк Козыренко
→ Сергей Воронков,
02.05.2021
17:21
Море всегда вокруг меня...
№6 Леонид Радченко
02.05.2021
08:31
Отсюда и усталость, которая не проходит.
Усталость не от этого, а от детренированности. Не ходишь, не ходишь пешком, а потом раз! — и целых 300 метров. Конечно, устанешь. Я вот на чужбинушке стараюсь пешком прогуляться хотя бы пару кэмэ в день. А лучше восемь-десять.
№7 Борис Бахов
02.05.2021
09:10
Жаль человеков, мучают себя. С другой стороны - никто ж их не заставляет насильно. Сами себя, по желанию благому и непринужденному. Путь из Торонто в Москву или в деревню Гадюкино открыт. Жаль ещё, что не пришла в голову автору простая мысль расспросить десяток вот этих индусов, малайцев, нанайцев. Которых она называет чужими. Они тоже вот так страдают и воспринимают всё вокруг как чужое? Сдаётся мне, что нет.
№8 Владимир Иванов
→ Борис Бахов,
02.05.2021
09:15
Вот освободим вас, будете за спиртом в посёлок геологов на лыжах ходить. Красота! Туда-обратно 20 км. Местная фауна рядом бежит, воет. Романтика.
№11 Сергей Воронков
→ Владимир Иванов,
02.05.2021
11:29
Да ну ! Бахов и из ягели совое гнать будет .
№21 Борис Бахов
→ Сергей Воронков,
02.05.2021
12:48
И продавать ивановым. Баховы не пропадают.
№10 Сергей Воронков
→ Борис Бахов,
02.05.2021
11:27
На самом деле - тоже вот так страдают - и воспринимают свою жизнь как вынужденную (вот еслиб - тады да)
№19 Борис Бахов
→ Сергей Воронков,
02.05.2021
12:45
Вряд ли. Не думаю, что Торонто сильно отличается от Лондона, Дублина, Амстердама или Саламанки. Все инородцы, которых я там встречал, ничуть не страдали таким похмельем. Впрочем, одного знаю. У подруги моей супруги есть сын лет 30. Десяток лет живёт в Королевстве, полностью устроен, но каждую неделю мотает мамаше душу по телефону: ах, как мне плохо! ах хочу уехать в Россию! ах, мама, что мне делать? При этом сам никогда Россию даже краем глаза не нюхал.
№26 Юрий Васильевич Мартинович
→ Борис Бахов,
02.05.2021
13:29
Уже не Гадюкино, а Снейк Сити.
№27 Юрий Янсон
→ Юрий Васильевич Мартинович,
02.05.2021
13:47
Вайпер-виллидж
№47 Геннадий Прoтaсевич
→ Борис Бахов,
02.05.2021
17:52
Неуважение к спикеру
№13 Сергей Воронков
02.05.2021
11:43
"закукливание" - это конечно проблема . И все равно где - на родной рязаньщине или в чужой канадчине - ограниченный круг общения , одни и те-же лица , заранее известно кто - что скажет .... Хорошее лекартсво от этого - ХОББИ . Хоть рыбалка , хоть лазанье по горам , хоть собирание крышачек ...
№15 Леонид Соколов
02.05.2021
11:58
Майские праздники в России проходят под лозунгами:
Мир! Труд! Май! Христос Воскрес! Гитлер капут!
№20 Борис Бахов
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
12:46
Никто последние две кричалки ещё не перепутал?
№23 Леонид Соколов
→ Борис Бахов,
02.05.2021
13:08
Метафорично! Не сразу и дошло. Но очень уж апокалиптично!
№55 Леонид Радченко
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
21:33
День печати, День Радио, день рождения Карла Маркса.
№22 Марина Феттер
02.05.2021
12:50
Здравствуйте, дорогие соклубники! Наконец я восстановила свой доступ в ИМХО клуб. На эту публикацию сначала ответила в ФБ. Сейчас просто повторяю.
"Прочитала текст, на ИМХО зайти пока не могу, не восстанавливается мой пароль/аккаунт.. Пишу свой комментарий здесь. Этот текст на Yandex Zen пишет человек, который никогда не интересовался с благожелательностью другими людьми. Автору, похоже, вообще не свойственно дружелюбное отношение к людям иного "сорта" - облика, национальных обычаев, политических или религиозных взглядов. На мой взгляд, эмиграция тут не при чем, она просто сыграла роль усилителя ее личных антипатий к "иным"... Вот такое моё ИМХО..
№24 Леонид Соколов
→ Марина Феттер,
02.05.2021
13:18
С возвращением!
№25 Марина Феттер
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
13:27
Спасибо! Отвыкла я от вас всех. Теперь более привычен формат ZOOM встреч, конференций и посиделок.. И видно всех в натуральном виде, и слышно.. И можно повздорить, выпить по бокалу и даже съесть котлету при всем честном народе.. кому что нравится.. )))
№28 Леонид Соколов
→ Марина Феттер,
02.05.2021
13:48
Лучше не привыкать к ZOOMу:-) Рано или поздно зараза закончится.
А выпить по бокалу, приятнее глядя глаза в глаза, а не в монитор.
Что вчера с друзьями и совершили.
№30 Марина Феттер
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
14:01
Рада за вас с друзьями. А ZOOM это не преград для личных встреч, а очень полезный инструмент для работы и общения с далекими друзьями и родственниками.. ))
№31 Ольга Шапаровская
→ Марина Феттер,
02.05.2021
14:09
Марина, я тоже ответила тебе в ФБ:
Ты просто никогда не оказывалась на месте автора публикации. В отличие от меня, которую знаешь по дружелюбному отношению даже к "иным". Эмиграция тут очень даже "при чем". Это драма для человека-почвенника. Усталость автора от "чужих" мною тоже испытана и понятна - при полном отсутствии антипатии к ним. Просто вид и необходимость общения с чужими усиливают ностальгию, которая экспертами приравнивается к высшей точке физической боли. Это то, что заставило меня вернуться из чудесной страны, из полного достатка и доброго отношения в свою, не сильно приветливую, но свою - с привычными лицами и общением.
№32 Марина Феттер
→ Ольга Шапаровская,
02.05.2021
14:12
И я ответила тебе там же..
"Да, я не "человек-почвенник", я просто живу, ощущаю мир и людей по-другому. И никакой драмы тут нет, все гораздо проще.. завышенные ожидания от эмиграции и, как результат, разочарование. Но ведь никто не напишет в статье, что, мол, я ждал признания, фанфар, счастливого замужества, богатой жизни, пряников три раза в день и прочее.. Гораздо возвышеннее все списать на "ностальгию", это модно и придает значимость страданиям.. А твой случай я знаю, он не сравним с этим, который описан в статье.. ))
№34 Ольга Шапаровская
→ Марина Феттер,
02.05.2021
15:27
все гораздо проще.. завышенные ожидания от эмиграции и, как результат, разочарование.
----------------
Ты отвечаешь мне так, будто не знакома со мной. В первой же своей публикации на ИМХО с уважением и приязнью описала страну эмиграции, где я полностью состоялась. Вернулась в Латвию, понимая, что уже никогда не буду иметь такого достатка, такой квартиры, такого отношения и всех тех благ. И не надо так иронично говорить о ностальгии - никакой "моды" или "возвышенности" в ней нет. Еще раз: "ностальгия приравнивается к высшей точке физической боли". Не говори столь безапелляционно о том, чего не испытала сама. Ты очень талантлива, но знаешь о жизни не всё, уж извини. Когда испробуешь то, что опробовала я или окажешься на месте автора данной публикации, обсудим тему еще раз.
№36 Ольга Шапаровская
→ Марина Феттер,
02.05.2021
16:10
"Да, я не "человек-почвенник", я просто живу, ощущаю мир и людей по-другому.
----------------
Наша общая знакомая, член Клуба и тоже не "человек-почвенник" уже два года живет в Америке. Ты знаешь, о ком я. Она умница, на редкость быстро стала там востребованной, прекрасно зарабатывает, не скулит, но общаться там не с кем. И говорит об этом категорически. Наверно поэтому вижу ее постоянно на рижских сайтах в ФБ.
№51 unknown
→ Марина Феттер,
02.05.2021
19:19
Есть категория людей которым плохо всегда., +22С для них слишком холодно, а +23С уже невыносимо жарко... Это распространяется на все аспекты их жизни.
В-первую очередь, они конечно портят жизнь себе, но и окружающим достаётся...
Жаль Спикера, но ещё больше жаль тех, кто с ним рядом.
имхо
№29 Александр Гильман
02.05.2021
13:53
Эмиграция - это прекрасная возможность построить жизнь по любой модели. Тогда как живя дома, мы в значительно большей степени обречены повторить путь своих предков.
Мои друзья уехали в то самое Торонто лет двадцать назад с тремя младшими детьми - старший уже был женат и остался в Латвии. Там они через какое-то время развелись, глава семьи полюбил проводить отпуска на Кубе. Привез оттуда жену, моложе, чем его дочки, теперь у них ребенок - любимец всей семьи.
Одна из дочек увлеклась театром, в Торонто была сильная русская труппа. Сошлась с режиссером, уговорила его вернуться в Москву. Он поступил на сцену, она - выучилась в ГИТИСе. Забавно: мать ей посоветовала завернуть в Ригу, восстановить латвийское гражданство. И тогда за учебу стали брать вдвое меньше: она же из ближнего, а не из дальнего зарубежья.
После окончания несколько лет пела в Германии, не так давно родила в Москве. Мать ее подумывает после выхода на канадскую пенсию вернуться в Ригу, где друзья и родительская квартира.
А теперь вопрос: где для этих людей свои, где чужие? Нормальным людям всюду хорошо живется. И для них Родина - весь мир.
№33 Марина Феттер
→ Александр Гильман,
02.05.2021
14:26
Насчет "родина - весь мир", пожалуй, не соглашусь..)) Вряд ли джунгли Амазонки могли бы претендовать на такое почетное звание. Но, в целом, сейчас ситуация проще, чем 30-40 лет тому назад. Мои знакомые евреи уезжали из Москвы с большими переживаниями, как будто навсегда. А сейчас приезжают в гости каждый год и никакой ностальгии. ))
№35 Ольга Шапаровская
→ Марина Феттер,
02.05.2021
15:41
А сейчас приезжают в гости каждый год и никакой ностальгии. ))
-----------------
Ну конечно! Вместо того, чтобы кататься каждый год по красотам мира, они приезжают туда, откуда уехали. У меня много знакомых бывших рижан, которые тоже отпуск проводят исключительно на бывшей родине. Уже упоминала еще одну супружескую пару, моих приятелей, ставших богатеями в США, но отпуск более 30-и лет проводят в Молодежном центре Сочи, где всё те же выгоревшие советские обои и истертое постельное белье и минимум удобств.
№37 Леонид Соколов
→ Ольга Шапаровская,
02.05.2021
16:10
Мазохистам тоже есть место в этой жизни.
№39 Rita Dorofeeva
→ Леонид Соколов,
02.05.2021
16:22
Можно вывезти девушку из деревни ... ;)
№56 Ольга Шапаровская
→ Rita Dorofeeva,
02.05.2021
21:34
:))) Всё можно, но иногда как глянешь на некоторых городских "девушек" или послушаешь их... деревня точно выглядит экологичнее. Впрочем, большинство таких городских скрывают свое лицо, и на разных сайтах тусуются под разными фамилиями.
№60 Rita Dorofeeva
→ Ольга Шапаровская,
03.05.2021
16:01
Ага, а есть кумушки, которым есть дело до фамилий ))
№61 Ольга Шапаровская
→ Rita Dorofeeva,
03.05.2021
21:01
... которым есть дело до фамилий ))
----------------
"Кумушкам" фиолетово, какую фамилию лепит себе аноним: тимофеев или дорофеев. Понятно же - реальные люди часто беззащитны перед анонимами.
№62 Rita Dorofeeva
→ Ольга Шапаровская,
03.05.2021
21:14
Было бы фиолетово, не было бы об этом разговора )) Анонимы разрешены Уставом Клуба, бедные реальные люди могут подать прошение запретить ужасных анонимов, ишь, что позволяют себе.
№64 Ольга Шапаровская
→ Rita Dorofeeva,
03.05.2021
21:36
бедные реальные люди
---------------
:)))))))))
Здоровья вам, богатые нереальные люди!
№65 Rita Dorofeeva
→ Ольга Шапаровская,
03.05.2021
22:22
И вам не хворать!
№58 Maija Vainst
→ Ольга Шапаровская,
03.05.2021
12:43
Ну конечно! Вместо того, чтобы кататься каждый год по красотам мира, они приезжают туда, откуда уехали=отпуск же не одна неделя,можно же и совсместить "красоьы мира" и бывшую родину.Знаю тех ,кто так и делал-приезжали в Ригу раз в два года ,а в остальное время путешествовали
№59 Maija Vainst
→ Maija Vainst,
03.05.2021
15:40
совсместить "красоьы =совместить "красоты
№63 Ольга Шапаровская
→ Maija Vainst,
03.05.2021
21:28
... приезжали в Ригу раз в два года ,а в остальное время путешествовали
-----------------
Конечно, не у всех одинаково. Моя дочь, например, тоже приезжает в Ригу нечасто - она покинула Латвию 18-летней, ей проще не скучать. А вот мои университетские друзья, ставшие профессорами Ерусалимского, Йельского, С-Пербургского университетов и МГУ, так и продолжают проводить лето в Доме творчества Дубулты, хотя от него остался лишь маленький, запущенный внутри домишко. Вся эта небедная компания с советских времен традиционно съезжается именно туда. Им интересны не старые обои и сантехника, а привычное с младых лет место и, главное, общение друг с другом. У Вас другие примеры, и это нормально :).
№53 Александр Гильман
→ Марина Феттер,
02.05.2021
21:12
Мой приятель, пока не перевез свою кубинку в Торонто, часто навещал ее на Родине. И даже строил для нее там дом. По тому, что он рассказывал об этом процессе (ищи в Ютубе "Строительство дома на Кубе, Захаров"), условия жизни в кубинской глубинке не отличаются принципиально от джунглей Амазонки. Но, как выяснилось, и там можно с удовольствием проводить время.
Конечно, весь мир не может быть Родиной - тут я преувеличил. Но регулярно проводя отпуска с эмигрировавшими друзьями, мы помогаем им создать иллюзию, что они и не уезжали из дому. За послелние 13 лет я четырежды принимал участие в путешествиях, где примерно поровну были представлены рижане и американцы/канадцы. Еще достаточно много раз в рижской компании был один или двое наших эмигрировавших друзей. Это все очень классно.
Возможность регулярно проводить время с теми, с кем ты его проводил до эмиграции, при этом занимаясь именно тем, чем занимался дома, резко снижает ущерб от ностальгии.
№52 Mumins Mumins Mumins
→ Александр Гильман,
02.05.2021
19:30
С одной стороны, да. Но с другой ... а кто кроме тех, кто обречены повторить путь своих предков, всю эту возможность построить жизнь по любой модели создал и продолжает создавать?