О душе подумать
11.06.2020


Петр Давыдов
Журналист
Тайна фрески Крагуеваца — как Христос помог нацисту вновь стать человеком

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Heinrich Smirnow,
Владимир Бычковский,
Борис Бахов,
Артём Губерман,
Марк Козыренко,
Леонид Радченко,
Сергей Радченко,
Савва Парафин,
Юрий Васильевич Мартинович,
Иван Киплинг,
Jurijs Sokolovs
В сербском Крагуеваце на храме, посвящённом новомученикам, пострадавшим за Христа в ХХ веке, одна фреска обратила на себя внимание: в ряду приговоренных к смерти сербов — священника, крестьян, учителей, школьников, младенцев — стоит человек в хорошо узнаваемой военной форме Вермахта. Но стоит, держа в руке крест, неоспоримый знак мученичества в иконографии. Согласитесь, необычно. Так же необычно, как если бы увидели, например, на иконе Новомучеников и Исповедников Российских страдающего за Христа человека в форме чекиста.
Впрочем, если мы вспомним эпизод казни сорока Севастийских мучеников, мы сможем убедиться в неисповедимости путей Господних: бывает, что Христов свет проникает в душу человека в самые тёмные и страшные времена. Ведь светил он в сердце стражника Аглаия, когда тот, видя страдания мучеников, разбудил палачей, сказал «И я — христианин!» и ринулся в ледяное озеро. Светил он и на благоразумного разбойника, как помним.
А если брать тех самых чекистов, то можно обратиться, например, к рассказу «Следователь» из любимой многими книги «Отец Арсений», где приведены воспоминания о следователе НКВД Владимире Павловиче Василенко, который делал всё, чтобы люди, дела которых он вёл, получали как можно меньшие сроки, а сам был расстрелян в 1936 году «за потерю бдительности».
Мы расспросили жителей Крагуеваца о солдате Вермахта, изображённом на мозаике церкви. Речь, по их словам, идёт о пулеметчике Йозефе Шульце, а также о других людях, предпочевших, назовём это так: благое непослушание убийственному послушанию. Такие случаи были — кто-то вставал рядом с мучениками, кто-то помогал приговорённым к смерти избежать её.
1941-й год. Королевство Югославия капитулировало перед нацистской Германией через десять дней после начала оккупации — 17 апреля. Тут же на православных сербов обрушилось море страданий: и усташский террор (усташи — хорватское революционное движение ультраправого толка — Ред.) с его лагерем Ясеновац, который внушал ужас даже немцам, и албанский террор в Косово и Метохии, и далеко не христианское поведение болгарских оккупационных частей, осквернявших сербские монастыри.
Было и сопротивление, конечно, но и тут не всё так просто: страна, помимо оккупации, испытала на себе и всю боль гражданской войны — четники-монархисты против партизан-коммунистов. Правда, знакомо: и внешний враг, и внутренние раздоры — кромешный мрак, в котором гибнет народ, рушатся храмы — под злорадный хохот и адское какое-то пламя.
То, что нацисты, считая себя неподсудными законам элементарной человеческой этики, даже законам ведения войны с «недочеловеками» — какими-то там православными славянами — теряли человеческое достоинство, мы знаем. Знаем не только из материалов Нюрнбергского трибунала, но и из скупых рассказов дедов и прадедов, испытавших на себе, на своей собственной земле последствия их саморасчеловечивания.
Не исключение и сербы. Один из примеров — массовые расстрелы осенью 1941 года в городах Кралево и Крагуевац и близлежащих сёлах и деревнях. Расстреливали невинных жертв: брали в заложники и убивали. Даже квота существовала: за одного раненого немца — 50 сербов, за одного убитого —100. Без разницы, виноваты ли люди в ранении или гибели завоевателя. Поэтому брали в заложники и расстреливали всех, согласно приказу Франца Бёме, командующего оккупационными войсками в Сербии. По сегодняшним сербским данным, в ходе той «акции возмездия» убито до 30 тысяч гражданских лиц.

Крест святого Георгия в городе Крагуевац. Фото: facebook.com/kragujevac.rs
И, как нам рассказали, во время одной из казней, когда перед послушными и дисциплинированными палачами были выстроены невинные жертвы — от священника, стариков-крестьян и почтенных профессоров до школьников и совсем ещё маленьких детей, — один из этих самых палачей, пулемётчик, вдруг оставляет строй, подходит к сербам, поворачивается и говорит о том, что он — не палач, что убивать невинных людей он считает последним делом для воина, и если уж на то пошло, то своим долгом христианина он считает перейти на правильную сторону — ту, где он стоит сейчас.
Потрясение, глубокое замешательство и недоумение в дисциплинированных головах расстрельной команды длилось недолго: команда “Feuer!” («Огонь» — Ред.) была дана, выстрелы прозвучали — быстрей, быстрей забыть это досадное недоразумение.
Как это — солдат Вермахта, сильнейшей и самой дисциплинированной армии мира, для которой непослушание полный нонсенс, — не только отказывается выполнить приказ, пусть и преступный, но ещё и встаёт на противоположную сторону?! Но Йозеф Шульц поступил так — оставшиеся в живых свидетели этого поступка солдата, обрывочные и скупые воспоминания бывших сослуживцев говорят об этом.
Документальных свидетельств о христианском поведении людей, от которых такого поведения никак не ждёшь, мало, они разрознены. Поэтому такие свидетельства сохраняются в народной памяти в виде преданий, легенд, рассказов, которые, наверное, можно назвать «молитвенными».
Критический взгляд профессионального историка, другого исследователя, конечно, может подвергнуть сомнению не только некоторые детали, но и сам факт такого мученичества за Христа, и осуждать его за это вряд ли справедливо. Но народная христианская память твёрдо хранит такие случаи, с усмешкой критикуемые всякими «непредвзятыми» новыми интернет-энциклопедиями и газетами. Потом, правда, всплывают новые факты, воспоминания, которые опровергают их скепсис, но их предпочитают не замечать. Но — замечают, несмотря ни на что.
Отсюда и мозаика на храме, отсюда и благодарная память сербов. Очень неохотно откликается на неё современность: как нам рассказали, христианский подвиг этого человека стремятся предать забвению, а то и посмеянию во всех «лучших» традициях этой самой современности: де, и документов у педантичных немцев по этому поводу нет (не сохранилось), де, если и сохранились, то говорят они о том, что Йозеф погиб в бою, де, и не было никакого Йозефа Шульца, а была только легенда, выдуманная Тито с соратниками ради скорейшего установления хороших дипотношений с ФРГ и т. д. и т. п.
А сейчас вообще лучше эту историю не поднимать, потому что нынешнее руководство Сербии стремится в ЕС, а такие досадные факты и напоминания о небезоблачных взаимоотношениях с тогдашним «ЕС» в виде Третьего рейха могут помешать прогрессу.
Но историки из Сербии, наши собеседники, дают понять, что само противление, причём агрессивное, подобным фактам и их опубликованию свидетельствует как раз об обратном: были такие случаи в то страшное время, вспоминали люди о Христе даже тогда, когда человек оказывался на своей Голгофе. Впрочем, где же ещё о Христе и вспоминать, как не на Голгофе. Особенно, когда понимаешь, что ты — разбойник.
Дискуссия
Еще по теме


ПОСЯГНУЛИ НА СВЯТОЕ
Главы церквей заявили о попытке властей Израиля изгнать христианское присутствие из Святой Земли
Реплик:
8
Еще по теме


Товарищ Кац
ПОСЯГНУЛИ НА СВЯТОЕ
Главы церквей заявили о попытке властей Израиля изгнать христианское присутствие из Святой Земли


Артём Бузинный
Магистр гуманитарных наук
КОММУНИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ
Совместимы ли коммунистические убеждения с религией?


Анна Петрович
ЭМИР КУСТУРИЦА — ПРО БУДУЩЕЕ РОСИИ И СЕРБИИ
Про силу русской культуры и ложь западной пропаганды.


Андрей Саар
Работает: Приют убогого чухонца
ПРАВОСЛАВНОЕ РОЖДЕСТВО
И вот какие мысли по прочтению новых книг.
Вопросы Петру Давыдову
Комментарии
№1 Сергей Радченко
11.06.2020
07:31
У меня в таких случаях возникает вопрос "Почему "свет Христа" не освещает ВСЕ темные души?а не единичные?Если сравнить мизерное количество "святых" с общим количеством верующих то "святость" и "свет Христа" скорее исключение из правил чем закономерность.-
№2 Владимир Бычковский
→ Сергей Радченко,
11.06.2020
07:53
Ну если Николай 1 "святой", то....бежать надо оттуда быстрей....
№3 Сергей Радченко
→ Владимир Бычковский,
11.06.2020
08:15
Да Бог с ним с Николаем.-.-.-кстати ВтОРЫМ.-.-.-Сколько всего святых в РПЦ? 4000 за 1000 лет.-.-малова то.-.-Христьянами за это время были миллиард а святыми стали мизер!Значить херовая система воспитания для попадания в рай.-.-.-Вот в СССР за 70 лет было 12871 Герой Советского Союза и 20747 героев соцтруда.-Явно советская система воспитания кадров лучше))
№4 Jurijs Sokolovs
→ Сергей Радченко,
11.06.2020
08:38
А с какого лешего автор тут приплел чекистов? Если немец отказался убивать мирных граждан , то это понятно, но чекисты боролись с преступниками и можно ли себе представить, чтобы они все отказались наказывать предателей, недобитых наци, людишек, вредящих госуддарству, в котором живут.?
№5 Сергей Радченко
→ Jurijs Sokolovs,
11.06.2020
08:47
Это такой тонкий ход)))всякому же известно что чекист=фашист
№6 Jurijs Sokolovs
→ Сергей Радченко,
11.06.2020
08:53
Позвольте поправить: всякому гильману известно, что чекист= фашист.
№7 Сергей Радченко
→ Jurijs Sokolovs,
11.06.2020
09:02
Согласен.- Гильман это уже явление достойное самоназвания и самообозначения))
№13 Савва Парафин
→ Jurijs Sokolovs,
11.06.2020
10:50
Если немец отказался убивать мирных граждан , то это понятно===Не все так однозначно.С точки зрения нацистской идеологи,славяне(а сербы славяне)-недочеловеки.Покусившись на немецкого солдата,они нарушили "Закон" и ордунг.Расстрел заложников,с их точки зрения-вполне адекватная вещь.
Про чекистов.ЧК-орган просуществовал с 1918-по 1922(преобразован) год.Но стал нарицательным органом репрессий.ЧК тоже уничтожала людей.Иногда-заложников.По классовому принципу.С точки зрения расстрела именно заложников-разницы нет никакой.Сразу скажу.И т.н."Белые" тоже расстреливали заложников.
А вот в ВОВ,самая страшная структура ГильманГозманов СМЕРШ-заложников не расстреливала.Ни из числа военнопленных,ни из числа своего мирного населения/,ни на освобожденных от нацистов территориях за рубежами СССР.
№16 Jurijs Sokolovs
→ Савва Парафин,
11.06.2020
11:32
Вы конечно правы, но, повторюсь, сравнивать чекистов и фашистов как-то некорректно, это в стиле поклонников либерастов и сторонников оправдания нацизма. По любому ЧК - это внутреннее дело страны / если покопаться то в истории любого государства найдешь подобные примеры/ , а фашисты - это геноцид против народа другой страны. .Уж как-то это сравнение идет в унисон с высказываниями тех, кто хочет уравнять нацизм и коммунизм.
№18 Савва Парафин
→ Jurijs Sokolovs,
11.06.2020
12:29
Ну уж нет,уважаемый Юрий.Нацизм и коммунизм-вещи диаметрально разные,хотя полное названии нацистской партии-национал социалистическая немецкая рабочая партия.И на заре существования,ростки социализма,там присутствовали..ДО Гитлера.Есть еще один литературно-идеологический штамп-красно-коричневые..это сторонников СССР так любила клеймить всякая мразота в 90 годы.
Сравнивать методы террора,по коллективной ответственности-можно и нужно.Не нужно умалчивать грустные страницы Истории,ибо такими "благими" делами,вымощена дорога в АД.Сразу скажу.Считаю ИВС -государственным деятелем.СССР-эпохальным событием в Истории Человечества,а нас-людьми,плюнувшими в могилы предков,допустивших развал СССР.Я не про явных передателей,я про "равнодушных" недоумков.И зловещую роль в этом сыграла КПСС "последних разливов".За Российскую Империю(уже Республику) люди сражались,за свою Правду,а вот за СССР-нет(.Но.Нет никаких предпосылок к тому,что не случись Великая Октябрьская Революция,Россия бы осталась на карте в том виде,в котором даже сейчас.имхо.
№22 Иван Киплинг
→ Савва Парафин,
11.06.2020
14:33
"...Россия бы осталась на карте..."
Это ж сколько раз за последние 400 лет Россию хоронили? То Карла Карловича избирали могильщиком, то на Бонапарта надеялись, на турок, англичан. "Промышленности у русских нет, уклад феодально-крепостнический, армия отсталая, ружья кирпичами чистят, пойдите и накостыляйте им". Дамит ди фраге фон Кемска волост. А воз и ныне там.
№23 Марк Козыренко
→ Иван Киплинг,
11.06.2020
18:21
Ну вот случилась ВОСР - и Россия осталась на карте. А без этой революции могла тогда и распасться на беспомощные осколки.
№25 Савва Парафин
→ Иван Киплинг,
12.06.2020
01:34
Если с Нами Бог,то кто против нас?
№30 Марк Козыренко
→ Савва Парафин,
12.06.2020
19:31
Бог сейчас ни с кем. Бог сейчас не участвует в делах людей. И это будет так до второго пришествия Христа. Отсюда и все эти странные надежды на Создателя - а Библию вы читали ли? Диевс свети Латвию - ну полнейшая хрень же, ну... Как и все такие же в том же духе.
№21 Heinrich Smirnow
→ Савва Парафин,
11.06.2020
13:40
/самая страшная структура ГильманГозманов СМЕРШ/
СМЕРШ - военная контрразведка и к заложникам вообще никаким боком.
"Товарищам" просто название нравится.
№24 Савва Парафин
→ Heinrich Smirnow,
12.06.2020
01:33
Это мы с Вами знаем.Это начинают понимать люди,которые раньше были не в курсе этого вопроса..но это напрочь отказываются признавать "группа товарищей",увы,имеющих возможность отравлять умы в русскоговорящем публичном пространстве и гадящих по принципу: если их утверждения противоречат фактам,тем хуже для фактов.
№10 Савва Парафин
→ Владимир Бычковский,
11.06.2020
10:24
РПЦ Николая Романова и семью с челядью относят к мученикам страстотерпцам.Володя,я понимаю,что Вы не видите разницу,но она есть.
В 1981 годуРусской православной церковью заграницей члены семьи Николая II были причислены к лику святости «мученики». В 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, они были причислены к лику святости «страстотерпцы» Русской православной церковью Московского патриархата; в настоящее время почитаются этой церковью как «царственные страстотерпцы».
Согласно сложившемуся словоупотреблению, мучениками в Православной Церкви называют тех святых, которые безбоязненно и стойко исповедали и засвидетельствовали христианскую веру страданиями и смертью. Слово страстотерпцы принято применять к тем, кто явил покорность воле Божие и полное беззлобие в отношении убийц, которые не требовали от них прямого отречения от веры во Христа.
Думаю Вы понимаете,за что канонизировали..
Вы еще не на том Свете,так что бежать никуда не нужно торопиться.)Если Вы про РФ-то она Светское Государство.Нагадить кучу в храмах,метечи,молельнях и синагогах не дадут,но и палкой туда не загонят.Хотя,атеизм,или агностика,в республиках РФ с преобладанием мусульман,не приветствуется и с карьерой будут трудности.
А бежать скорее нужно из...Здесь ущемляют и намного более весомые параметры.
№14 Леонид Радченко
→ Савва Парафин,
11.06.2020
10:51
Нагадить кучу в храмах,метечи,молельнях и синагогах не дадут
За пуськами не досмотрели, и они нагадили-таки. Но как же за них вступились сатанисты всех мастей!
№19 Савва Парафин
→ Леонид Радченко,
11.06.2020
12:37
А как за такими "досмотришь"?То сношаются в музеях,то курей мороженных в вагины суют в супермаркетах((Идейные,мля..
Таких,вслед за Павленским..в страну Парижской Богоматери(прости Господи) отправлять..поближе к бесноватым "фемен"..От там пусть инсталляции с перфомансами и творят..там поймут и..оценят по достоинству))Анн нет..Жечь двери в "Мордоре"-это Браво и Жги ищо,а вот в Парижах-статья..Гнусные выб...и.имхо.
№8 Борис Бахов
11.06.2020
09:16
Всё прекрасно, только голову склонить перед таким примером. Но за каким хреном сюда приплетена смерть за Христа? Просто человек решил остаться человеком.
№9 Борис Бахов
→ Борис Бахов,
11.06.2020
09:18
И уж совсем нелепо, если не сказать - гадко - выглядит попытка притащить сюда за уши вступление Сербии в ЕС. Стыдными делами занимаетесь, Пётр Давыдов.
№11 Савва Парафин
→ Борис Бахов,
11.06.2020
10:29
Ой,как не нравится "Художникам" другие живописные полотна..
Не любо-пройди мимо,напиши "картину" сам.
№12 Савва Парафин
→ Борис Бахов,
11.06.2020
10:34
Глухому сложно понять Музыку..слепому Живопись..цинику и ... христианскую этику и подвиги.
Читать и понимать,несколько разные вещи.Вам не дано про Христианство(пока?),а мне- про языки программирования например,или про химические формулы.
№15 Сергей Радченко
→ Савва Парафин,
11.06.2020
10:51
А поскольку БОГ Высший Судия.-.-.-тои христьяне не имеют права судить кто свят а кто нет.-Это БОГ РЕШАЕ!!!
№20 Савва Парафин
→ Сергей Радченко,
11.06.2020
12:44
Совершенно верно.Своим Судом.Высшим.
А люди-человеческом,дабы в зверей не превращались.
Да и Христиане,как и представители других религий,имеют право,согласно своим убеждениям решать,кто из них Праведник,а кто бес..впрочем,иногда и ошибаются.История Религии красноречиво об этом рассказывает..она неотделима от Истории Человеческой Цивилизации.
№17 Юрий Васильевич Мартинович
11.06.2020
12:27
Сербы явно погорячились со святым Йозефом Шульцем. Что же он вообще делал в Сербии в форме Вермахта и с оружием в руках? Вот если бы в Берлине, да публично... Тогда очень даже может быть, если лютеранство не помеха.
№26 Артём Губерман
→ Юрий Васильевич Мартинович,
12.06.2020
02:55
Самое интересное, что вся история с Йозефом Шульцем - выдумка от начала и до конца.
Реальный Шульц служил в упомянутой дивизии, но ещё за день до описываемого расстрела попал в засаду и был убит сербскими партизанами в окрестностях населённого пункта Топола.
В 1972 году причастность Йозефа Шульца к "истории о расстреле" была опровергнута Центральной администрацией земельных управлений юстиции по расследованию нацистских преступлений (нем. Zentrale Stelle der Landesjustizverwaltungen zur Aufklärung nationalsozialistischer Verbrechen).
Подробности здесь.
Но миф красивый, да.
№27 Юрий Васильевич Мартинович
→ Артём Губерман,
12.06.2020
05:36
Получается, что Петя нам всем, кроме Вас, навешал лапши? Ну дела-а.
№29 Артём Губерман
→ Юрий Васильевич Мартинович,
12.06.2020
11:09
Просто слишком история... слишком прямая, что ли. Вроде легенды о датском короле, который при нацистской оккупации совершал променады, нацепив желтую звезду в знак поддержки датских евреев (чего в реале никогда не было).
Вот и решил проверить. И - вон оно как.
№28 Борис Бахов
→ Артём Губерман,
12.06.2020
10:14
А что ещё требуется?