За равные права
13.02.2020


Александр Гильман
Синявские и Даниэли нашего времени

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Дарья Юрьевна,
Дмитрий Катемиров,
Юрий Кац,
Сергей Прищепов,
Владимир Бычковский,
Леонид Соколов,
Александр Кузьмин,
Борис Бахов,
Артём Губерман,
Марк Козыренко,
Johans Ko,
Алла Березовская,
red pepper,
Лаокоонт .,
Александр Владимирович Ильин,
Валерий Суси,
arvid miezis,
Товарищ Петерс,
Marija Iltiņa,
Александр Соколов,
Константин Рудаков,
Леонид Радченко,
Илья Нелов (из Тель-Авива),
Захар Коробицын,
Юрий Янсон,
Сергей Леонидов,
Анатолий Первый,
Андрей Жингель,
Владимир Иванов,
Александр Сергеевич,
Юрий Васильевич Мартинович,
Глория Веро,
Рейн Урвас,
Kęstutis Čeponis,
Ольга Яковлевна Саутыч,
Иван Киплинг,
Виталий Матусевич,
Александр Гильман,
Roman Romanovs
С 10 по 14 февраля 1966 года, ровно 54 года назад, в Москве судили писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Это был первый диссидентский процесс брежневской эпохи. На важность его указывает то, что судьей был глава Верховного суда РСФСР Лев Смирнов, а итоги прокомментировал сам Леонид Брежнев в отчетном докладе на ХХIII съезде КПСС.
Дата некруглая, но для нас, русскоязычных журналистов Прибалтики, очень важная. Дело в том, что замысловатая спираль истории готовит чуть ли не любому из нас аналогичную участь.
Андрея Донатовича и Юлия Марковича обвиняли в том, что они свои произведения публиковали под псевдонимом на Западе. Делали это с соблюдением строжайших мер конспирации, но все же попались. Евгений Евтушенко вспоминал, что Роберт Кеннеди, по-советски заманив его в ванную и включив воду, чтобы заглушить прослушку, рассказал: писателей выдало ЦРУ в обмен на какой-то военный секрет.
Иными словами, в понимании того времени печататься в государстве вероятного противника было таким страшным преступлением, что ради разоблачения не было жаль даже орудия будущей войны. Парадоксально, что сегодня в Прибалтике мыслят примерно так же.В Эстонии работало бюро информационного агентства «Спутник». Накануне Нового Года банк закрыл его счет и счета журналистов. Чуть позже Департамент полиции предупредил сотрудников агентства, что против них будут возбуждены уголовные дела, если они не прекратят работу. Повод — нарушение европейских санкций, что является преступлением.
Правда, «Спутник» под санкциями не находится. В санкционном списке — Дмитрий Киселев, руководитель МИА «Россия сегодня», в систему которого входит и «Спутник». Но Киселев точно такой же наемный работник, как и эстонские сотрудники, он им не начальник и указания не дает. Однако эстонское бюро закрыто, сайт не работает.
В Латвии «Спутник» благоразумно бюро не открывал, журналисты работают удаленно. Но и им счета в банках закрыли. Насчет преследования литовских коллег у меня информации нет.
Но вот другой случай: московская журналистка Галина Сапожникова расследовала трагические события января 1991 года, когда «Альфа» штурмовала телебашню в Вильнюсе, и погибли люди. Написала книгу. Литовец Повилас Масиленис перевел книгу на литовский и издал на собственные средства. Книга конфискована, Сапожникова внесена в черный список, Масиленис приговорен к штрафу в 2000 евро. Судья оправдывается: «Человек пожилой, к ответственности привлечен впервые» — дескать, рука не поднялась сажать.
Но может, если не сажают, то и параллель проводить не стоит — как-никак Синявскому дали семь лет лагерей, Даниэлю — пять. Так у нас посадки еще будут!14 февраля, точно в годовщину приговора Синявскому и Даниэлю, в Риге состоится очередное заседание суда по обвинению известного общественника Александра Гапоненко. Статья Уголовного закона называется «Деятельность, направленная против Латвийской республики». Это же прямой перевод с советского новояза на постсоветский статьи, по которой тогда судили диссидентов: «Антисоветская агитация и пропаганда».
И, чтобы не было сомнений, есть и вторая статья: «Помощь иностранному государству в деятельности против Латвийской республики».
Обе эти статьи инкриминируются Гапоненко. Он нанес ущерб Латвии тем, что организовал в Риге показ известного польского художественного фильма «Волынь». Положительно отозвался о референдуме по независимости Каталонии. Опубликовал статью под названием «Нет налогам без представительства!» — следователи не увидели в этом цитаты лозунга борцов за независимость США в XVIII веке.
Кое-что из обвинений все-таки имеет отношение к Латвии — например, призыв участвовать в разрешенном митинге протеста. Или участие в докладе Изборского клуба «Доктрина русского мира», где упоминается и Прибалтика.
Смешно? Но в еще в 2018 году Александр Владимирович отсидел в предварительном заключении по этому делу 4 месяца. А человеку на-днях исполняется 66 лет. И по этой статье полагается до 8 лет тюрьмы — больше, чем дали Синявскому.
А 25 февраля будут судить журналиста Юрия Алексеева — еще в 2017 году ему подбросили патроны. Потом спохватились, и через год возбудили новое дело по тем же статьям, что у Гапоненко, оно еще не рассматривалось. Юрий создал ненавистный властям публицистический портал «ИМХОклуб». Задержали всех обладателей паролей и в качестве меры пресечения запретили подозреваемым ими пользоваться.
Теперь сайт базируется в Минске — по системе Синявского публикуемся за границей.
12 марта процесс над блогером Александром Филеем — он посмел радоваться годовщине присоединения Латвии к СССР. Это называется «Прославление воинских преступлений СССР», до пяти лет. 16 марта — снова суд над Гапоненко, но по другим его высказываниям от 2015 года.
А еще в 2018 году на две недели задержали журналиста Владимира Линдермана и на два дня — Илью Козырева. Дела никак не продвигаются, но статус подозреваемых сохраняется.
Вот вам и свобода слова — и все это только в одной Латвии. Интересная деталь из дела Даниэля -. среди прочего его наказали за антиутопию «Говорит Москва». Сюжет такой: указом Верховного Совета СССР в один конкретный день гражданам страны, достигшим шестнадцати лет, разрешается убить любого другого гражданина СССР, тоже достигшего этого возраста.
Не буду пересказывать психологические переживания героев — перейдем к подведению итогов. Многое выглядит правдоподобно: в Нагорном Карабахе случилась армяно-азербайджанская резня, в Средней Азии убивали русских, на Украине составили списки, создали молодежные команды активистов — а все потенциальные жертвы сбежали.
Но вот в Прибалтике, по мнению автора, никого не убили. Но мы-то знаем: именно в Прибалтике дни открытых убийств состоялись реально. В июне-июле 1941 года, только-только началась нацистская оккупация или еще до прихода немцев, откуда ни возьмись в Литве и Латвии появились многочисленные банды обмундированных и вооруженных полицаев с национальной символикой, которые принялись убивать евреев и советских активистов без видимого присутствия оккупантов.
Важно это вот почему. Юлий Даниэль — фронтовик, своими глазами наблюдавший ужасы войны. Он — еврей, который не мог быть равнодушен к трагедии своего народа. Но он еще и московский интеллигент, убежденный, что в цивилизованной Прибалтике все всегда происходит миролюбиво. К сожалению, это заблуждение либеральных россиян нам трудно преодолеть до сих пор.
Я часто сталкиваюсь с брезгливыми усмешками российских знакомых — ну как это ты можешь сотрудничать с российскими пропагандистскими СМИ... Так вот — это для вас они пропагандистские, а для нас — источник альтернативной информации. Потому что в Латвии о преследовании инакомыслящих почти нигде не пишут. Равно как и многих других проблемах русскоязычных латвийцев.Да, существует газета «Сегодня» и пару сайтов. Но ни одно из этих СМИ по бедности не платит гонораров. Поэтому общественная дискуссия там невозможна: есть один штатный колумнист. Поспорить с ним можно, но даром.
Фактически публиковаться в российских СМИ, заточенных на работу с Прибалтикой, для нас единственный способ доводить свою точку зрения до соотечественников. Мы сегодня оказываемся в том же положении, что в свое время Синявский и Даниэль. Они печатались за границей, потому что не могли публиковаться дома. А для любого пишущего человека важно, чтобы его труд был и прочитан, и оплачен.
На самом деле писать в СМИ геополитического противника своего государства нормально. Любой человек старшего поколения помнит, как важно было слушать иностранные «голоса», чтобы понимать происходящее в стране, где нет свободы. Кого тогда смущало, что «Голос Америки», «Свобода», Би-Би-Си, «Немецкая волна» финансируются из бюджета стран НАТО?
Точно так же сейчас никого не должно возмущать сотрудничество журналистов Прибалтики с российскими СМИ. То, что было благотворно в эпоху холодной войны, прекрасно работает и ныне, во время гибридной. Сопоставляй информацию разных источников — приблизишься к истине.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Сергей Середенко
Правозащитник, политзаключенный.
Политкорректор: динамичная неделя
Даже во время эпидемии страны Балтии верны русофобии


Сергей Середенко
Правозащитник, политзаключенный.
Политкорректор: право на тень


Алла Березовская
Журналист
Вопросы Александру
Комментарии
№1 unknown
13.02.2020
08:26
Упоминая о процессе Синявского и Даниэля, Гильман "забыл" о другом процессе, который закончился гораздо печальнее, чем процесс Синявского и Даниэля. Троих его участников просто расстреляли. См. справку:
«Союз борьбы за дело революции» был организован в Москве студентами Борисом Слуцким, Евгением Гуревичем и Владиленом Фурманом в 1950 году. Была составлена программа и манифест организации. В них говорилось о перерождении социализма в государственный капитализм, сталинский строй характеризовался как бонапартизм, отмечалось отсутствие гражданских свобод, фарсовость выборов, империалистический характер внешней политики, катастрофическое состояние сельского хозяйства. Для размножения документов члены организации изготовили гектограф.
В январе-феврале 1951 года члены организации были арестованы органами МГБ. 13 февраля 1952 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла приговор по этому делу. В приговоре было указано, что группой еврейских националистов была создана изменническая, террористическая организация, участники которой ставили свой целью свержение существующего в СССР строя путём вооруженного восстания и совершения террористических актов над руководителями Советского правительства и КПСС.
Слуцкий, Гуревич и Фурман были приговорены к расстрелу, десять членов организации — к 25 годам заключения, а ещё трое — к 10 годам. Единственной, кто не признал себя виновной на суде, была Майя Улановская.
Подробнее — здесь.
№3 Александр Гильман
→ unknown ,
13.02.2020
08:31
№4 unknown
→ Александр Гильман,
13.02.2020
08:34
№5 Александр Гильман
→ unknown ,
13.02.2020
08:37
№7 unknown
→ Александр Гильман,
13.02.2020
08:45
№9 Владимир Иванов
→ unknown ,
13.02.2020
08:55
№13 Александр Гильман
→ unknown ,
13.02.2020
09:26
№26 Марк Козыренко
→ unknown ,
13.02.2020
10:12
№195 Marija Iltiņa
→ Александр Гильман,
13.02.2020
21:01
№196 Марк Козыренко
→ Marija Iltiņa,
13.02.2020
21:04
№199 Александр Гильман
→ Marija Iltiņa,
13.02.2020
21:22
№203 unknown
→ Александр Гильман,
13.02.2020
21:41
№221 Захар Коробицын
→ unknown ,
13.02.2020
23:43
№222 Марк Козыренко
→ unknown ,
13.02.2020
23:59
№226 Александр Гильман
→ unknown ,
14.02.2020
06:50
№8 unknown
→ unknown ,
13.02.2020
08:51
№10 unknown
→ unknown ,
13.02.2020
08:57
№12 unknown
→ unknown ,
13.02.2020
09:18
№14 unknown
→ unknown ,
13.02.2020
09:28
№20 Ina Gi
→ unknown ,
13.02.2020
09:50
№21 unknown
→ unknown ,
13.02.2020
09:52
№19 Ina Gi
→ unknown ,
13.02.2020
09:49
№28 unknown
→ Ina Gi,
13.02.2020
10:16
№58 Сергей Прищепов
→ unknown ,
13.02.2020
11:57
№36 Алла Березовская
→ unknown ,
13.02.2020
10:55
Этот пример говорит лишь о том, что при всех режимах шла борьба с инакомыслием, и наше время ничем не лучше. Но это не значит, что мы должны все шагать по струнке...
№42 unknown
→ Алла Березовская,
13.02.2020
11:08
№45 Алла Березовская
→ unknown ,
13.02.2020
11:22
№47 unknown
→ Алла Березовская,
13.02.2020
11:24
№69 Ina Gi
→ Алла Березовская,
13.02.2020
12:39
Как сказать. В СССР суд инакомыслящих никогда не оправдывал.
А сейчас, редко когда осуждают. Кто сидит по приговору суда за инакомыслие?
№80 Алла Березовская
→ Ina Gi,
13.02.2020
13:16
Статья, позволяющая это сделать, появилась недавно 2016 . И ее сейчас обкатывают на Гапоненко и Алексееве, два года они уже под следствием и под серьезными ограничениями свободы. Каким будет решение судов - скоро узнаем, мб. Увы, ничего хорошего я что-то от этих судей не жду...
№123 Ina Gi
→ Алла Березовская,
13.02.2020
15:54
Так в Латвии всего двое инакомыслящих? И тех, пока суд виновными не признал?
№129 Алла Березовская
→ Ina Gi,
13.02.2020
16:52
Инакомыслящих много. Первые два уже под катком - Гапоненко отсидел 4 месяца, сейчас невыездной и идут суды, Алексеев два года невыездной, трижды в неделю ездит отмечаться в полиции, и по ночам должен быть только по месту жительства - это еще без предъявления вины! По мне - так не так уж мало за высказывание собственного мнения? У Вас другое мнение? Вас бы устроил такой прессинг в собственный адрес при отсутствии вины? Тогда в чем вы хотите нас убедить? В Латвии - расцвет демократии и толерантности? Ну-ну...
№178 Ina Gi
→ Алла Березовская,
13.02.2020
20:21
По сравнению с СССР точно расцвет демократии и толерантности.
Представить себе такой сайт в те годы, уже бы пару тысяч сидели бы, хотя в те годы никто себе бы не позволил писать подобное о государстве.
А тут, всего два человека, которые больше всех нарывались, берега тоже надо чувствовать. И то, ещё неизвестно, что суд решит.
№180 Александр Гильман
→ Ina Gi,
13.02.2020
20:25
№181 Ina Gi
→ Александр Гильман,
13.02.2020
20:31
№184 unknown
→ Ina Gi,
13.02.2020
20:39
№187 Ina Gi
→ unknown ,
13.02.2020
20:42
№189 Марк Козыренко
→ Ina Gi,
13.02.2020
20:45
№190 unknown
→ Ina Gi,
13.02.2020
20:46
№193 Ina Gi
→ unknown ,
13.02.2020
20:53
№202 Александр Гильман
→ unknown ,
13.02.2020
21:34
№206 unknown
→ Александр Гильман,
13.02.2020
21:49
№227 Александр Гильман
→ unknown ,
14.02.2020
06:56
№188 Марк Козыренко
→ unknown ,
13.02.2020
20:43
№191 Ina Gi
→ Марк Козыренко,
13.02.2020
20:49
№194 Марк Козыренко
→ Ina Gi,
13.02.2020
20:55
№201 Александр Гильман
→ Ina Gi,
13.02.2020
21:32
№213 Ina Gi
→ Александр Гильман,
13.02.2020
22:27
№216 Marija Iltiņa
→ Ina Gi,
13.02.2020
22:49
№269 Александр Соколов
→ Marija Iltiņa,
14.02.2020
13:33
№308 Marija Iltiņa
→ Александр Соколов,
14.02.2020
22:45
№228 Александр Гильман
→ Ina Gi,
14.02.2020
07:00
№232 Марк Козыренко
→ Александр Гильман,
14.02.2020
08:35
№235 Александр Гильман
→ Марк Козыренко,
14.02.2020
08:50
№237 Ina Gi
→ Александр Гильман,
14.02.2020
09:01
№238 Марк Козыренко
→ Ina Gi,
14.02.2020
09:07
№240 Ina Gi
→ Марк Козыренко,
14.02.2020
09:10
№241 Александр Гильман
→ Ina Gi,
14.02.2020
09:11
№243 Марк Козыренко
→ Александр Гильман,
14.02.2020
09:23
№284 red pepper
→ Марк Козыренко,
14.02.2020
14:44
№285 Марк Козыренко
→ red pepper,
14.02.2020
14:52
№286 red pepper
→ Марк Козыренко,
14.02.2020
15:05
№296 Марк Козыренко
→ red pepper,
14.02.2020
17:46
№299 red pepper
→ Марк Козыренко,
14.02.2020
19:32
№302 Марк Козыренко
→ red pepper,
14.02.2020
20:20
№288 Леонид Соколов
→ Марк Козыренко,
14.02.2020
16:41
№297 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
14.02.2020
17:47
№298 Леонид Соколов
→ Марк Козыренко,
14.02.2020
17:55
№300 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
14.02.2020
20:01
№301 Борис Бахов
→ Александр Гильман,
14.02.2020
20:08
№256 Johans Ko
→ Александр Гильман,
14.02.2020
11:05
№230 Roman Romanovs
→ Ina Gi,
14.02.2020
07:59
№231 Владимир Иванов
→ Roman Romanovs,
14.02.2020
08:23
№233 Roman Romanovs
→ Владимир Иванов,
14.02.2020
08:37
№242 Владимир Иванов
→ Roman Romanovs,
14.02.2020
09:21
№292 Рейн Урвас
→ Владимир Иванов,
14.02.2020
17:02
№291 Рейн Урвас
→ Владимир Иванов,
14.02.2020
16:59
№234 Александр Гильман
→ Roman Romanovs,
14.02.2020
08:46
№236 Roman Romanovs
→ Александр Гильман,
14.02.2020
08:54
№239 Александр Гильман
→ Roman Romanovs,
14.02.2020
09:09
№272 Александр Соколов
→ Александр Гильман,
14.02.2020
13:44
№185 Марк Козыренко
→ Ina Gi,
13.02.2020
20:40
№205 Алла Березовская
→ Ina Gi,
13.02.2020
21:48
Да, у нас явно разные представления о демократии и ее берегах. Поэтому дальнейший спор не имеет смысла. Оставайтесь в своих, я все же рискну их и дальше расширять.
№210 Ina Gi
→ Алла Березовская,
13.02.2020
22:12
Берега - это Закон в государстве. Сомневаюсь, что кто-то может их расширить, без ущерба для себя.
№214 Алла Березовская
→ Ina Gi,
13.02.2020
22:45
Законы пишут люди, и это не догмы, они меняются в зависимости от развития и цивилизованности общества. Наша задача - чтобы менялись в лучшую сторону, но иногда за это приходится бороться, а не только думать о собственном благополучии. Понимаю, не все обыватели готовы на такие жертвы, но так хотя бы имейте уважения к тем, что не боится причинить ущерб себе.
№311 Ina Gi
→ Алла Березовская,
15.02.2020
09:30
В Литве и Латвии действительно есть проблемы и конечно, с ними надо бороться. Есть люди, которые действительно борятся с проблемами и каждый рад им хоть чем-то помочь. Это касается проблем в экономической, социальной областях, борьба с коррупцией. Эта борьба, если и не приносит моментальных результатов, но она созидательна и полезна для всех жителей.
А ваша борьба разрушительна и бессмысленна. Я думаю, Вы прекрасно понимаете, что вы никогда ничего не добъётесь. Борьба ради борьбы, как элемент прокремлёвской пропаганды.
№340 Алла Березовская
→ Ina Gi,
15.02.2020
10:27
Борьба за равноправие и справедливость, за права человека и человеческое достоинство никакого отношения к государственной пропаганде просто по определению иметь не могут. А уж тем более странно говорить о ее разрушительности и бессмысленности. Если бы все так рассуждали, мы бы до сих пор жили при крепостном праве. Но каждый выбирает для себя и по себе, пожалуйста, боритесь с другими проблемами - тут вы правы, их везде и всегда хватает. Но зачем же при этом с таким апломбом и высокомерием говорить о других людях, которые избрали иной путь, и сыпать в их адрес нелепые обвинения? Если вы довольны своим существованием, ваше дело, но те, кто видит подлость и несправедливость и не боятся бороться с этим, достойны уважения. Впрочем, обыватели во все времена подносили дровишки к костру, на котором их сжигали... Ничего не изменилось и сейчас, такие же крики - "ату его!" Ладно, бог вам судья! К чему этот спор? Живите тихонько в своей скорлупе, и лучше не высовывайтесь. Как бы чего не вышло, да?
№342 unknown
→ Алла Березовская,
15.02.2020
10:34
№345 Марк Козыренко
→ unknown ,
15.02.2020
10:38
№344 Ina Gi
→ Алла Березовская,
15.02.2020
10:38
Очень такая странная эта подлость и неспрведливость, которую видят очень маленький процент населения. А в Литве вообще только один человек.
№346 Марк Козыренко
→ Ina Gi,
15.02.2020
10:40
№350 Алла Березовская
→ Ina Gi,
15.02.2020
10:55
Вы и правда не в курсе литовских дел? Про уголовное преследование депутата Вяч. Титова ничего не слышали? Про Грабаускаса? Про Юрия Меля? Про Руту Ванагайте? Про дело высокопоставленных литовских педофилов, по которому до сих пор сидит в тюрьме тетя пострадавшей девочки, пытавшаяся спасти ее?... Ну-ну... Сон разума - сладкая вещь, конечно, но очень опасная.
№672 Ina Gi
→ Алла Березовская,
21.02.2020
17:31
Первых трёх не знаю. Был суд, был приговор? Кто из них сидит?
Ванагайте суд оправдал.
Тётя вообще в Америке и история там очень мутная.
И всё? А я думала в Литве все тюрьмы политзаключёнными забиты.
А вот к примеру, как бывает в России.
https://ru.delfi.lt/news/live/za-pomosch-memorialu-i-litovcam-zhitelyu-rossii-mozhet-grozit-do-3-let-tyurmy.d?id=83567295
№673 unknown
→ Ina Gi,
21.02.2020
20:10
А история с тётей — это не про девочку по имени Дейманте Кедите (Deimantė Kedytė)? Если так, там действительно мутное дело...
№679 Ina Gi
→ unknown ,
21.02.2020
20:57
Да.
Я была бы склонна поверить тёте. Но ....если бы она на пике этого скандала не пролезла в сейм. Всё это как-то нечисто было.
Делала политическую карьеру на проблеме племянницы.
№681 unknown
→ Ina Gi,
21.02.2020
21:12
Там вообще такая каша, с кучей трупов — и в результате появляется партия "Путь смелости"... Кстати, эта тётя — Neringa Venckienė —
сейчас в Литве, ее экстрадировали из США. Последняя информация о ней, которую я нашел, — от 20.02.2020 г. Вот ссылка.
№674 Борис Бахов
→ Ina Gi,
21.02.2020
20:11
№675 Марк Козыренко
→ Борис Бахов,
21.02.2020
20:30
№676 Марк Козыренко
→ Ina Gi,
21.02.2020
20:31
№677 Ina Gi
→ Марк Козыренко,
21.02.2020
20:42
№678 Марк Козыренко
→ Ina Gi,
21.02.2020
20:53
№680 Ina Gi
→ Марк Козыренко,
21.02.2020
20:57
№95 Сергей Леонидов
→ Ina Gi,
13.02.2020
14:12
№122 Ina Gi
→ Сергей Леонидов,
13.02.2020
15:53
№2 Roman Romanovs
13.02.2020
08:27
Джордано Бруно ,говоришь?Автор,по своему обыкновению,прибег к приему сравнения,имхо,мало сравнимых вещей.
---
Андрея Донатовича и Юлия Марковича обвиняли в том, что они свои произведения публиковали под псевдонимом на Западе.
--
Это неправда,ибо передача за границу было всего лишь отягчающим обстоятельством для обвинения.
Писателей обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй»
Обвинение было по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда» Многие писатели считали процесс Даниэля и Синявского противозаконным и протестовали против их осуждения.
А теперь разберемся был ли действительно процесс противозаконным с точки зрения законодательства того времени.
Так как советское право носило исключительно классовый характер,то вопрос заключается в том, являлись ли произведения Синявского антисоветскими.Несомненно,особенно произведение Синявского "Что такое социалистический реализм",посвященное телеологическому характеру марксизма.Синявскому,который считал себя наследником литературного провокатора Розанова,вообще не надо было сомневаться.
То есть они знали ,за что сели.
Доходчиво обьяснил это Михаил Шолохов на 23 сьезде партии,намекнув,что в его время с ними поступили бы по другому.
В бухаринской конституции 1936 года,действующей на момент процесса,свобода слова отражена вот так:
--
Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
а) свобода слова,
б) свобода печати,
в) свобода собраний и митингов,
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.
--
"В целях укрепления социалистического строя" гарантируется свобода слова,а произведения Синявского и Даниэля,особенно вышеупомянутая издевательская работа Абрама Терца,которая как раз этому и посвящена, укреплению никак не способствует,а наоборот
Поэтому советское законодательство не нуждалось в оговорках"о способах,не оговоренных в Конституции"и 70 статья конституции не противоречила.
В нашей же Сатверсме таких оговорок для свободы слова нет.
Если бы свобода слова в Сатверсме содержала такие оговорки,то ни у кого(судей,адвокатов,самих участников процесса) вопросов бы не было,все бы знали,за что люди присели,да и имхоклуб можно было бы прикрыть ..
"В соответствии с интересами государствообразующей нации и в целях укрепления латышскости жителям Латвии гарантируется законом:
а) свобода слова.."
В заключении не могу не процитировать вышеупомянутую замечательную работу Абрама Терца,уж больно актуально,когда читаешь очередные "гениальные мысли"нашего левитса:
--
Не желая уронить себя перед Западом, мы порой перестаем быть последовательными и начинаем рассуждать о разнообразии индивидуальностей в нашем обществе, о богатстве интересов и соответственно - о разнообразии разногласий, конфликтов,
противоречий, которые якобы должна отражать литература. Разумеется, мы отличаемся друг от друга возрастными, половыми, национальными и даже умственными особенностями. Но всякому, кто придерживается линии партии, должно быть ясно, что все это — разнообразие в пределах единообразия,разногласия в рамках единогласия, конфликты в бесконфликтности. У нас одна цель — коммунизм,одна философия — марксизм, одно искусство — социалистический реализм. Как замечательно выразился один советский писатель, не очень крупный по своему дарованию, но зато безупречный в политическом отношении, — ”Россия пошла по своему пути -всеобщего единомыслия”: ”Люди тысячи лет страдали от разномыслия. И мы, советские люди, впервые договорились между собой, говорим на одном, понятном для всех нас языке, мыслим одинаково о главном в жизни. И этим единомыслием мы сильны,и в нем наше преимущество перед всеми людьми мира, разорванными, разобщенными разномыслие м ...” (В.Ильенков. ”Большая дорога”, 1949 год.
Роман удостоен Сталинской премии).
Прекрасно сказано! Да, мы действительно превосходим другие времена и народы по части единомыслия, мы похожи друг на друга и не стыдимся этого сходства, а тех, кто страдает излишным инакомыслием, мы сурово наказываем, изымая из жизни и литературы.
--
№6 Андрей Жингель
13.02.2020
08:37
Статья замечательная, параллели классные, но как мне кажется автор упустил один существенный нюанс - Синявского и Даниэля в СССР осудили в соответствии с советским законом. Ведь в стране с единственно верной государственной идеологией вполне логичной представлялась борьба с инакомыслием, которое естественно трактовалось как антигосударственная деятельность. А вот на этом фоне преследования в нашей якобы демократической Латвии инакомыслящих выглядит куда более цинично и лицемерно.
Пи.Си. Сам я считаю, что тогда Синявского и Даниэля следовало просто отпустить на Запад, как в последствии поступили с массой антисоветчиков.
№16 Александр Гильман
→ Андрей Жингель,
13.02.2020
09:34
№32 Андрей Жингель
→ Александр Гильман,
13.02.2020
10:37
№11 Юрий Васильевич Мартинович
13.02.2020
09:03
Если автор какого то материала призывает к насилию, где "один гражданин имеет право убить другого гражданина", то по большому счету, такое публиковать запрещено в любом уважающем себя обществе, а "лавры" за публикацию вместе с авторами должны разделить и издательства. Однако любая акция против СССР ненаказуема. Будь это колорадский жук в контейнерах или публикация граждан СССР, как призыв к насилию, все должно быть во благо. Называть таких людей интеллигентами язык не поворачивается. Тем более сравнивать этих людей с Ю. Алексеевым, А. Гапоненко, В. Линдерманом и Г. Сапожниковой и другими уважаемыми людьми, которые ни словом ни делом не пропагандируют насилие и не фантазируют на эту тему. Опять же сравнивая "тоталитарный" СССР с "развитой европейской демократией" и судя по данному тексту, счет 1 : 0, в пользу СССР.
№18 Александр Гильман
→ Юрий Васильевич Мартинович,
13.02.2020
09:39
№51 Глория Веро
→ Александр Гильман,
13.02.2020
11:37
№120 Александр Гильман
→ Глория Веро,
13.02.2020
15:47
№124 Глория Веро
→ Александр Гильман,
13.02.2020
15:56
№53 Юрий Васильевич Мартинович
→ Александр Гильман,
13.02.2020
11:45
№24 Лаокоонт .
13.02.2020
10:05
Свободу Гапоненко, Алексееву, Филею, Линдерману и Козыреву!
№25 unknown
→ Лаокоонт .,
13.02.2020
10:12
№31 Андрей Жингель
→ unknown ,
13.02.2020
10:31
№33 unknown
→ Андрей Жингель,
13.02.2020
10:39
№39 Андрей Жингель
→ unknown ,
13.02.2020
10:57
№48 unknown
→ Андрей Жингель,
13.02.2020
11:31
№60 Юрий Васильевич Мартинович
→ unknown ,
13.02.2020
12:00
№96 Леонид Радченко
→ unknown ,
13.02.2020
14:18
№34 Рейн Урвас
13.02.2020
10:44
Плохо, что многие "творческие личности" и "публицисты" путают свободу слова с свободой вранья, а это как говорят в Одессе - "две большие разницы".
Что касается эстонского "Спутника", то как работодатель Дмитрия Киселева или Российская Федерация, так и он сам находятся под санкциями, поскольку деятельность Российской Федерации большинством государств признана не соответствующей нормам международного права, а деятельность Киселева как организатора пропаганды этой противоречащей нормам международного права деятельности.
Ну а чтобы Спикеру понятнее было можно тоже привести пример из истории. В свое время был такой "наемный работник" министр Геббельс - прекрасный семьянин говорят, в жизни ни еврея, ни русского даже пальцем не тронул и занимался "свободой слова". И представляете - его взяли и повесили за эту "свободу слова".
№37 Александр Гильман
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
10:55
№41 unknown
→ Александр Гильман,
13.02.2020
11:03
№65 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ unknown ,
13.02.2020
12:27
№75 unknown
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
12:52
№59 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Александр Гильман,
13.02.2020
11:59
№62 Юрий Васильевич Мартинович
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
12:12
№71 Johans Ko
→ Юрий Васильевич Мартинович,
13.02.2020
12:42
№94 Юрий Васильевич Мартинович
→ Johans Ko,
13.02.2020
14:10
№97 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Юрий Васильевич Мартинович,
13.02.2020
14:22
№229 Юрий Васильевич Мартинович
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
14.02.2020
07:55
№377 Валерий Суси
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
15.02.2020
14:06
№68 Roman Romanovs
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
12:38
№76 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Roman Romanovs,
13.02.2020
12:56
№79 Roman Romanovs
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
13:15
№586 Валерий Суси
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
18.02.2020
13:06
№73 Товарищ Петерс
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
12:47
№117 Александр Гильман
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
15:41
№127 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Александр Гильман,
13.02.2020
16:26
№131 Александр Гильман
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
17:05
№163 Леонид Радченко
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
18:52
№164 Марк Козыренко
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
19:00
№166 unknown
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
13.02.2020
19:18
№273 Александр Соколов
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
14.02.2020
13:48
№560 Василий Семенов
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
17.02.2020
23:25
№561 Kęstutis Čeponis
→ Василий Семенов,
17.02.2020
23:59
№562 Василий Семенов
→ Kęstutis Čeponis,
18.02.2020
00:17
№70 Johans Ko
→ Александр Гильман,
13.02.2020
12:41
№72 Johans Ko
→ Johans Ko,
13.02.2020
12:44
№100 Леонид Радченко
→ Johans Ko,
13.02.2020
14:26
№118 Александр Гильман
→ Johans Ko,
13.02.2020
15:44
№135 Johans Ko
→ Александр Гильман,
13.02.2020
17:10
№143 Александр Гильман
→ Johans Ko,
13.02.2020
17:25
№86 Рейн Урвас
→ Александр Гильман,
13.02.2020
13:36
№89 Юрий Янсон
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
13:45
№90 Юрий Янсон
→ Юрий Янсон,
13.02.2020
13:48
№130 Рейн Урвас
→ Юрий Янсон,
13.02.2020
16:53
№133 Юрий Янсон
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
17:06
№93 unknown
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
14:08
№145 Юрий Янсон
→ Александр Гильман,
13.02.2020
17:31
№152 Александр Гильман
→ Юрий Янсон,
13.02.2020
17:43
№244 Рейн Урвас
→ Александр Гильман,
14.02.2020
09:38
№245 Александр Гильман
→ Рейн Урвас,
14.02.2020
09:56
№246 unknown
→ Рейн Урвас,
14.02.2020
10:07
№249 Борис Бахов
→ Александр Гильман,
14.02.2020
10:19
№252 Александр Гильман
→ Борис Бахов,
14.02.2020
10:27
№287 Рейн Урвас
→ Александр Гильман,
14.02.2020
16:34
№290 unknown
→ Рейн Урвас,
14.02.2020
16:52
№289 Иван Киплинг
→ Александр Гильман,
14.02.2020
16:49
№295 Владимир Бычковский
→ Александр Гильман,
14.02.2020
17:26
№38 Владимир Иванов
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
10:56
№77 Johans Ko
→ Владимир Иванов,
13.02.2020
13:05
№106 Леонид Радченко
→ Johans Ko,
13.02.2020
14:54
№82 Рейн Урвас
→ Владимир Иванов,
13.02.2020
13:17
№46 Roman Romanovs
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
11:24
№61 Юрий Васильевич Мартинович
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
12:03
№74 Александр Соколов
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
12:49
№88 Рейн Урвас
→ Александр Соколов,
13.02.2020
13:39
№115 Юрий Кац
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
15:32
№132 Рейн Урвас
→ Юрий Кац,
13.02.2020
17:06
№148 Юрий Кац
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
17:35
№87 Юрий Янсон
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
13:39
№168 Александр Кузьмин
→ Юрий Янсон,
13.02.2020
19:30
№171 Рейн Урвас
→ Юрий Янсон,
13.02.2020
19:42
№177 Юрий Кац
→ Рейн Урвас,
13.02.2020
20:19
№224 Рейн Урвас
→ Юрий Кац,
14.02.2020
02:38
№248 Юрий Кац
→ Рейн Урвас,
14.02.2020
10:17
№305 Marija Iltiņa
→ Рейн Урвас,
14.02.2020
22:01
№43 Алла Березовская
13.02.2020
11:16
Особо и не поспоришь, да - в ставшей независимой Латвии пошли по тому же пути: никакого инакомыслия. Никакой критики правящих властей. Единая историческая память. Шаг вправо, шаг влево - в тюрьму... Но всегда же были те, кто не согласен? Кто решался на черное сказать черное, а не белое, как ему приказывали и как говорили все вокруг него. Я пыталась пару раз пробиться в латышские СМИ, предлагая им опубликовать хотя бы на портале в Неаткариге свои возражения (на латязыке) по той или иной русофобской статье Вейдемане. Нет! Даже не ответили! Хотя направляла через своего знакомого журналиста в НА. Не хотят вносить раздрай в их стройные, одинаково мыслящие и одинаково пишущие ряды, я понимаю... Также было немыслимо увидеть в советской печати статьи диссидентов. Ничего не изменилось. Цензуры нет и она есть! Единственный, кто опубликовал мою статью в защиту Алексеева - Лато Лапса на его портале. Зато в антисемитских и русофобских комментариях под статьей и меня, и его, и других наших соратников разве что четвертовать не призывали... Но не все! Были и те, "кто не стрелял!". И вот ради них я уверенна - надо прорываться в латышское информационное поле, они должны слышать и наши голоса тоже. А пока да - единственная возможность публиковаться для инакомыслящих - зарубежные ресурсы. Хвала интернету! При желании любой может найти и прочитать. И снять шоры с глаз. Посадят? Ну значит судьба такая. Каждый выбирает ее сам и по себе.
№52 Глория Веро
→ Алла Березовская,
13.02.2020
11:40
№55 Алла Березовская
→ Глория Веро,
13.02.2020
11:50
№64 Глория Веро
→ Алла Березовская,
13.02.2020
12:17
№313 Борис Бахов
→ Алла Березовская,
15.02.2020
09:37
№331 Алла Березовская
→ Борис Бахов,
15.02.2020
10:14
№526 Рейн Урвас
→ Алла Березовская,
17.02.2020
13:31
№527 Борис Бахов
→ Рейн Урвас,
17.02.2020
14:06
№528 Леонид Радченко
→ Рейн Урвас,
17.02.2020
14:30
№532 Рейн Урвас
→ Леонид Радченко,
17.02.2020
15:05
№533 Леонид Радченко
→ Рейн Урвас,
17.02.2020
15:11
№534 Рейн Урвас
→ Леонид Радченко,
17.02.2020
15:41
№529 Марк Козыренко
→ Рейн Урвас,
17.02.2020
14:31
№536 Алла Березовская
→ Рейн Урвас,
17.02.2020
16:00
№81 unknown
13.02.2020
13:17
Параллель с Синявским и Даниэлем не понял. В Риге (ул. Алберта 13) есть представительство British Council (есть также центры французской культуры, центр Гёте и всевозможные другие программы культурного обмена). В Латвии всячески поощряются культурные связи с западноевропейскими странами. Латвийские авторы и переводчики публикуются за рубежом без всяких ограничений - разумеется, если у них есть что там публиковать.
Насчёт закрытого бюро "Спутника" в Эстонии - это, по-моему, связанно с санкционным списком. Если Дмитрий Киселёв или кто-то другой считает, что санкции к ним применены неправильно - и они никакого отношение к оккупации Крыма не имеют, они могут это решение обжаловать в Эстонском суде.
Про ограничения Ю.Алексееву читатели данного портала в курсе - это результат отрицания преступлений против крымско-татарского народа. https://imhoclub.lv/ru/material/pochemu_tatar_ne_pustili_v_krim .
Банальное разжигание этнической ненависти к крымским татарам, оправдание сталинских преступлений. Можно ли такое беспрепятственно публиковать? Можно ли печатать все материалы антисемитов, которые считают, что нацисты евреев убивали "за дело"? Это зависит от политческой традиции. В США скорее всего ограничений не будет (First Amendment запрещает государственную цензуру). Во многих странах Европы из-за трагической истории (и в частности - из-за расцвета антисемитизма и расизма в предвоенные 1930-е годы) подобные вещи наказуемы.
№114 Александр Гильман
→ unknown ,
13.02.2020
15:32
№160 unknown
→ Александр Гильман,
13.02.2020
18:41
№161 Марк Козыренко
→ unknown ,
13.02.2020
18:45
№165 unknown
→ Марк Козыренко,
13.02.2020
19:13
№170 Марк Козыренко
→ unknown ,
13.02.2020
19:36
№192 Юрий Кац
→ unknown ,
13.02.2020
20:51
№330 Roman Romanovs
→ unknown ,
15.02.2020
10:12
№162 Александр Гильман
→ unknown ,
13.02.2020
18:50
№568 Василий Семенов
→ unknown ,
18.02.2020
01:50
№110 Виталий Матусевич
13.02.2020
15:20
"Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под луной". Книга Екклесиаста. 1, 9.
№169 arvid miezis
13.02.2020
19:35
По мне первый сигнал был от СБ Латвии по делу Д. Смирнова. который был схвачен и вывезен в Ригу после интервью в Ventas Balss.
Конечно и И Гирс незаслуженно призабыт.
Читая "беседы" очередной раз узнал, что не надо писать :)
Хорошо, что есть люди которые не забывают о личностях, которые имеют убеждения и их отстаивают во благо общества.
К сожалению есть личности которым ближе Вейдемане или Шноре —" Как в своё время сказал министр общественных дел Альфред Берзиньш, если единожды впустишь русскую вошь в шубу, обратно её уже не вынешь, "— написал депутат в печатном издании NA avīzе.
№175 Марк Козыренко
→ arvid miezis,
13.02.2020
20:11
№182 arvid miezis
→ Марк Козыренко,
13.02.2020
20:36
№253 Леонид Радченко
→ arvid miezis,
14.02.2020
10:32
№259 arvid miezis
→ Леонид Радченко,
14.02.2020
11:15
№262 Леонид Радченко
→ arvid miezis,
14.02.2020
12:41
№264 Леонид Соколов
14.02.2020
13:09
Не буду про сравнения синявских, даниэлей с гильманом и гебельсом...
Мне в тексте понравилась материальная составляющая.
<<Да, существует газета «Сегодня» и пару сайтов. Но ни одно из этих СМИ по бедности не платит гонораров. Поэтому общественная дискуссия там невозможна: есть один штатный колумнист. Поспорить с ним можно, но даром>>
Так было всегда, кому война(информационная), а кому мать родна.
№266 Леонид Соколов
→ Леонид Соколов,
14.02.2020
13:29
№270 Леонид Радченко
→ Леонид Соколов,
14.02.2020
13:34
№271 Леонид Соколов
→ Леонид Радченко,
14.02.2020
13:42
№274 Леонид Радченко
→ Леонид Соколов,
14.02.2020
13:53
№275 Леонид Соколов
→ Леонид Радченко,
14.02.2020
14:02
№282 Глория Веро
→ Леонид Радченко,
14.02.2020
14:38
№391 Леонид Соколов
15.02.2020
16:46
Надо отдать должное Гильману. Он умелый провокатор и манипулятор.
Количество комментов - объективный показатель.
№393 Товарищ Петерс
→ Леонид Соколов,
15.02.2020
16:52
№394 Леонид Соколов
→ Товарищ Петерс,
15.02.2020
16:55
№395 Товарищ Петерс
→ Леонид Соколов,
15.02.2020
16:58
№397 unknown
→ Леонид Соколов,
15.02.2020
17:59
№399 Иван Киплинг
→ unknown ,
15.02.2020
18:21
№402 unknown
→ Иван Киплинг,
15.02.2020
18:27
№409 Иван Киплинг
→ unknown ,
15.02.2020
18:41
№413 unknown
→ Иван Киплинг,
15.02.2020
18:50
№565 Василий Семенов
→ Леонид Соколов,
18.02.2020
01:08
№497 Владимир Бычковский
16.02.2020
16:12
А сейчас в стране свободы...."полные штаны", вон Председатель подтвердит.