Правила игры

19.06.2015

Александр Гильман
Латвия

Александр Гильман

Механик рефрижераторных поездов

По какой системе выбирать президента

Почему нам крайне невыгодны всеобщие выборы

По какой системе выбирать президента
  • Участники дискуссии:

    11
    19
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

В нашей стране регулярно возобновляется дискуссия о том, нужны ли всенародные выборы президента. А если все же оставить выборы парламентариями, то как это лучше сделать — тайным или открытым голосованием.

Ошибка в том, что мы спорим об этом перед выборами.

Между тем, плодотворнее это делать сразу после того, как выборы состоялись: тогда по свежим следам понятнее, каков был бы их исход при другой системе. Так что сейчас и надо все решить.

Начну с повторения вывода из предыдущей статьи на эту тему. В парламентской республике хороший президент — незаметный президент. Устройство государства таково, что первое лицо в нем — это премьер-министр. Сравним роль канцлера Германии, которого знает весь мир, и президента этой страны, имя которого известно только политологам.

Отсюда следующий, уже не столь очевидный тезис: при плохом правительстве хороший президент может исправить очень мало. Зато при любом правительстве плохой президент может многое испортить. Далеко ходить не надо — соседи по Прибалтике это демонстрируют каждый день.

Конституция своих стран дает и Дале Грибаускайте, и Томасу Ильвесу примерно те же полномочия, которые были у нашего Андриса Берзиньша. Но громкое название должности, язык без костей и комплексы неправильного прошлого (Грибаускайте надо искупить свою активную деятельность в КПСС, Ильвесу — наоборот, сытую жизнь в эмиграции, когда страна страдала под «оккупацией») заставляют обоих без устали клевать Россию, бессмысленно ухудшая отношения с соседом.

Представим же себе на минуту, что Берзиньш решил бы бросить вызов системе и поехал бы в Москву на празднование Победы в мае. Конечно, это было бы хорошо — нашелся бы в Европе еще один глава государства, который сумел откинуть сиюминутные разногласия ради вечной ценности разгрома страшного зла. И терять уже президенту нечего — все равно на новый срок не выдвигается.

Однако этот поступок не принес бы никакого прорыва в отношениях Латвии и России, как ничего не изменил приезд Милоша Земана в отношениях России и Чехии. Вся правящая камарилья принялась бы демонстративно открещиваться от президента и напоминать, что он не несет политической ответственности за свои действия.

Теперь мы можем перейти к оценке конкретных кандидатов в президенты.

При всей невероятности избрания Сергея Долгополова надо констатировать, что он ничего бы не изменил принципиально в политической системе. Был бы еще один Земан — уважаемый пожилой человек, занимающий почетную, но ничего не решающую должность.

Каким президентом будет Раймонд Вейонис и каким был бы Мартиньш Бондарс, мы не знаем. Никто не гарантирует, что пример Ильвеса-Грибаускайте не станет заразительным. Но по крайней мере до сих пор большую часть своей биографии оба особой злобностью не отличались.

А вот насчет Эгилса Левитса никаких сомнений нет. У него полный комплект комплексов — и жизнь в эмиграции, и неправильное еврейско-немецкое происхождение при сильном латышском национализме. Он обещал вести агрессивную политику и, к сожалению, очень эрудирован юридически, чтобы находить удачные ходы для нее.

Итак, разумной стратегией на выборах президента для русскоязычной части населения является не безнадежная борьба за своего, но противодействие избранию явно опасного человека. Посмотрим, как придти к этой цели при всеобщих выборах. Для универсализации задачи сделаем еще одно предположение — снимем ограничение по возрасту, чтобы оценить весь спектр латвийской политики.

«Согласие» не может не выдвинуть своего кандидата — это было бы унизительно для крупнейшей парламентской партии.

Результат этого кандидата в первом туре легко предсказуем: 25% голосов, как на референдуме за русский язык. Если решиться на популярного Нила Ушакова — то больше, до 30%. Серьезного количества латышских голосов все равно привлечь нельзя, потому что начнется страшная истерика о российской угрозе.

Бондарс выиграл опросы в интернете и среди телезрителей. Это эффект, известный со времен незабвенного Анатолия Валериановича Горбунова: высокий рассудительный красавец неотразимо действует на известную часть латышской аудитории.

Но при всеобщих выборах у него была бы серьезная соперница — Ингуна Судраба, неутомимая обличительница коррумпированной правящей верхушки. Она бы уж точно не игнорировала возможность напомнить о себе, которую дают такие выборы.

Союз «зеленых» и крестьян не стал бы выдвигать Вейониса — у него явно недостаточная харизма. Хорошие шансы имел бы Айварс Лембергс, но у того слишком много врагов, в том числе и среди влиятельных дружественных послов. Несложно было бы придумать механизм, запрещающий ему баллотироваться. Пришлось бы остановиться на солидном хозяйственнике, вроде лиепайского мэра Улдиса Сескса — но у него свой предел популярности.

Особенно трудно было бы при всеобщих выборах «Единству». Прагматичные политики этой партии уже имеют влиятельные должности — Страуюма, Козловскис, Матисс, Домбровскис... Им президентство не нужно, да и не слишком они яркие. Националистическая часть этой партии — депутаты Европарламента — охотно бы рванула в президенты, но внутрипартийные интриги их бы не пустили.

В общем, кого бы «Единство» ни выдвинуло, много голосов это кандидат бы не набрал.

А вот значительная часть избирателей «Единства» проголосовала бы за Левитса. Вся риторика, знакомая по «зонтичной революции» и имеющая огромную поддержку в латышских СМИ, работала бы на этого кандидата. Плюс традиционные 15% националистов.

Ну и кто у нас выходит во второй тур?

При шести кандидатах Ушаков, скорее всего, наберет больше всех. Вторым окажется Левитс, потому что остальные латышские голоса разделятся примерно поровну между умеренными латышскими политиками.

А исход второго тура предсказать проще простого. В нем любой кандидат «Согласия» проигрывает любому латышскому кандидату — как на референдуме по русскому языку. Лозунг «Отечество в опасности» будет столь же эффективен, сколь тогда. А если выйдут два латышских политика, то победит более умеренный — благодаря русским голосам за «меньшее зло».

Таким образом, Левитс или любой другой националист может стать президентом только на всеобщих выборах и — парадокс — при успешном результате «Согласия» в первом туре. Поэтому нам всеобщие выборы президента крайне невыгодны. И «Согласие» это прекрасно понимает, когда выступает за всеобщие выборы, — легко выдвигать предложения, у которых нет ни малейшего шанса быть реализованными.

Еще важнее, что все это понимает и парламентское большинство. Ему вовсе не нужен труднопредсказуемый популист в роли президента, который будет строить свою карьеру на обличении депутатов. Поэтому всеобщих президентских выборов в Латвии не будет, и это хорошо.

Другая широко обсуждаемая реформа выборов президента не столь радикальна — открытое голосование депутатов. Но и оно нежелательно.

Мы же видим, что голоса депутатов делятся на этих выборах не по принципу «коалиция против оппозиции», а по принципу «прагматики против радикалов». Поэтому оппозиция — в первую очередь, конечно, «Согласие» — дает прагматикам ровно столько голосов, сколько нужно, чтобы у радикала не было шансов.

Не случайно все оппозиционные депутаты, уверенно говорившие, что будут голосовать против всех, зачем-то направлялись в кабинки. Казалось бы — порви прилюдно бюллетень, и ни у кого никаких сомнений не останется. Ведь для избрания имеют значение только голоса «за».

При открытом голосовании эти и так очевидные сделки пришлось бы признать. Партнеры по коалиции вынуждены были бы обидеться, делать другие гадости заклятым друзьям вполне публично. И зачем нам всем лишние склоки? Паны дерутся — у холопов чубы трещат.

В общем, как и в многих других случах, подробный анализ дает возможность убедиться: сложившаяся система, хотя и подвергается постоянной критике, на самом деле наиболее приемлема. Любые попытки что-то изменить только ухудшат ситуацию.

Вопросы Александру Гильману

Комментарии

  • Р. Рижский
    Токелау

    №1 Р. Рижский

    19.06.2015

    11:25

    Представляются и иные варианты развития событий.
    Появляются ВНЕпартийные ( НАДпартийные и БЕСпартийные ) ИНЫЕ персоны.
    И тогда совсем не факт, что кандидат от партии Согласие 
    получает карт-бланш от русских Латвии.
  • arvid miezis
    Латвия

    №2 arvid miezis

    19.06.2015

    11:51

    А я и не знал, что тут с выборами все как нельзя оптимально.
    Вот спасибо, можно дальше расслабляться.
    .
    Поддержали: Александр Сергеевич
  • Бим Бом

    №4 Бим Бом

    19.06.2015

    11:59

    В парламентской республике хороший президент — незаметный президент. Устройство государства таково, что первое лицо в нем — это премьер-министр.


    /задумчиво/

    А может, придумать какую-то иную форму государственного устройства? Зачем нам вообще президент? Зарплату ему, да потом ещё всякие нехилые пожизненные вложения: квартира, машина, охрана...
    Поддержали: Александр Харьковский, arvid miezis, Реплика из зала chec, Владимир Бычковский
  • Сергей Галашин
    Латвия

    №6 Сергей Галашин

    19.06.2015

    12:32

    Жаль, что нет кнопочки просто "поддержать спич". Вдвойне жаль, что спикер прав, а так хотелось бы "прямых всеобщих" для президента с личной его ответственностью за результат. 
    Поддержали: Савва Парафин, Александр Харьковский, Товарищ Петерс
  • Andrejs A
    Литва

    №7 Andrejs A

    19.06.2015

    12:39

     Автор не прав, сравнивая полномочия президентов все трех стран Балтии. 
    Все же Литва это парламентско-президентская республика, в отличие от Латвии и Эстонии. Президент избираетя народом на прямых выборах. Прерогатива президента Литвы это внешняя политика и оборона, а правительства - экономика. В Латвии и Эстонии при нынешней конституции президент фигура декоративная, не несущая никакой политической ответственности. Примерно, как президент Германии, оказывается существует и такой, хотя о нем мало кто слышал.
    А мв остальном с автором, по большому счету, согласен.
    Поддержали: доктор хаус, Евгений Лурье, Дмитрий Виннер, Marija Iltiņa
  • Юрий Васильевич Мартинович
    Литва

    №8 Юрий Васильевич Мартинович

    19.06.2015

    14:33

    Для группы заговорщиков в сейме 50 +, выборы президента - это как тараканьи бега. Ну кто от такой халявы откажется. А выбирать всенародно, - есть риск соскочить с насиженных мест, а на фига это нужно. Мне, как негру это глубоко безразлично, все равно товар гнилой. А закончить хотелось бы словами дедушки Крылова: "А вы друзья как ни садитесь, все в "президенты" не годитесь".
    Поддержали: Александр Харьковский, arvid miezis, Александр Сергеевич, Евгений Рожков
  • Владимир Алексеев
    Латвия

    №9 Владимир Алексеев

    19.06.2015

    14:34

    Автор строит свои умозаключения, исходя из реалий сегодняшнего дня. Но только если бы была введена норма избрания президента волеизъявлением народа, это в корне поменяло бы все существующие политические установки, и лидерам пришлось бы думать не о процентах на выборах и предстоящей торговле голосами в Сейме, а о настоящих программах своих партий, правильном выборе союзников, чтобы им не пришлось потом кусать локти, что к власти пришли те, кого все считали маргиналами. 
    Поддержали: Р. Рижский, Леонид Соколов
  • Vladimir Kirsh
    Китайская Народная Республика

    №11 Vladimir Kirsh

    19.06.2015

    17:34

    Поддержали: Товарищ Петерс, Бим Бом
  • Евгений Лурье
    Латвия

    №12 Евгений Лурье

    19.06.2015

    17:35

    В парламентской республике прямые выборы президента — это нонсенс. Президент, имеющий личный народный мандат доверия, получает слишком большой вес, сравнимый с весом всего парламента. Он становится политически ответственным лицом.
    А в парламентской республике — президент не для народа, а арбитр для парламентских фракций, посредник в их переговорах и моральный авторитет. Для народа он только представительская фигура, как и для внешних сношений, эмулятор конституционного монарха.
    Поэтому независимо от отношений общин прямые выборы вовсе не нужны.

    Можно, конечно, говорить об изменении полномочий президента, например, по литовскому образцу. Но тогда надо с этого начинать.

    А вообще автора поддерживаю. "Но ворюга мне милей, чем кровопийца."
    Поддержали: Товарищ Петерс, Дмитрий Виннер, Бим Бом, Marija Iltiņa, Александр Гильман
  • Андрей Ильич Белкин
    Латвия

    №17 Андрей Ильич Белкин

    20.06.2015

    04:02

    Почему нам крайне невыгодны всеобщие выборы

    В.И Ленин, 1918г, обращаясь к рабочим: "вы должны использовать буржуазную демократию, как громадный исторический прогресс по сравнению с феодализмом, но ни на минуту не забывайте буржуазный характер этой “демократии”, ее исторической условности и ограниченности, не разделяйте “суеверной веры” в “государство”, не забывайте, что государство и при самой демократической республике, а не только при монархии, есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим.

    Буржуазия вынуждена лицемерить и называть “общенародной властью” или демократией вообще, или чистой демократией  (буржуазную)  демократическую республику, на деле представляющую из себя диктатуру буржуазии, диктатуру эксплуататоров над трудящимися массами."

    А теперь, внимание, вопрос: Кому это НАМ невыгодны всеобщие выборы президента?


    Лично мне совершенно все равно, выберут президентом "прагматика" или радикала-националиста. Частной собственности у меня нет, следовательно, в случае националиста у меня ее не отберут. Торговлю с Россией я не веду, то есть мне не принципиально, будет ли национал-популист способствовать усилению санкций и ухудшению торговых взаимоотношений с Россией или нет. В чем-то националист, вероятно, будет даже и предпочтительнее, так как быстрее своим поведением себя дискредитирует в глазах населения.

    Критерий выгодно-невыгодно применим в отношении приобретения тех или иных поблажек. Я не вижу явной взаимосвязи между способом избрания президента в марионеточном государстве и поблажками для масс наемных работников, например. 

    Поддержали: Герман Ритс
  • Александр Кузьмин
    Латвия

    №18 Александр Кузьмин

    20.06.2015

    10:03

      Сегодня, пока существует неграждан нам (народу) не выгодны любые выборы. Система за 25 лет создала устойчивый класс чиновничества с ордой околочиновничества  и прихлебателей, которая составляет примерно третью часть избирателей, наиболее активную часть избирателей которым есть ЧТО терять, поэтому как бы мы не голосовали на вершине власти опять окажутся Аболтыня, Закис и им подобные. Созданная система не позволит изменить что-ибо и в конце концов за что боролись? Чтобы жить хорошо, но не всем!
    • Марк Козыренко
      Латвия

      №19 Марк Козыренко

      20.06.2015

      10:48

      Пока существует институт негражданства - это всё, то, что происходит в стране - нелигитимно и я верю, что ещё будет дана соответствующая оценка творимому безобразию. Да ещё и само по себе оно ведёт к полному краху, что неизбежно приближает и момент оценки. А за оценкой неизбежно последуют выводы, которые прежде называли оргвыводами. И какие-то действия... Они много кому из нынешних не понравятся, поэтому нынешние будут биться за свои ухваченные привилегии до последнего и тут большой вопрос - насколько их хватит...
      Поддержали: Евгений Рожков, Товарищ Петерс, Леонид Радченко
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Saulius Brazauskas
Литва

Saulius Brazauskas

активный гражданин Литвы

ЭРДОГАН ПРЕЗИДЕНТ

Мудрый правитель, благо для народа

Валентин Гайдай
Украина

Валентин Гайдай

Кандидат исторических наук, политэксперт

Кто возглавит Украину

Порошенко? Вакарчук? Рабинович?

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Отец-основатель

ВЫБОРЫ ПУТИНА В ЛАТВИИ

И везде

Роман Самарин
Латвия

Роман Самарин

Главный редактор газеты «Динабург Вести»

Расстройство психики по «зомби-ящику»

​МИРОВОЙ СКАНДАЛ И ПОЗОР

С Праздником Великой Победы Советского Народа, Леонид!Через Вас!Что делала на границах ЛДНР в феврале 2022 152 тысячная группировка ВСУк?! К чему готовилась, пройдя боевое обучение

​43 ГВАРДЕЙСКАЯ ЛАТЫШСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ РИЖСКАЯ ДИВИЗИЯ

Эстонцы - такого не писали?! Нет?! Как?!Ну литовцы то тихо, типа-опа, сидели по домам!

БЕСЕДА С ЮРИЕМ АЛЕКСЕЕВЫМ

С праздником, Товарищ Кац! С днем Великой Победы Советского Народа!Просветите меня - темного, не Вы ли раньше были товарищем Петерсом?

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

Берлин русский солдат брал ТРИ раза.Русская армия прошлых столетий одержала не одну славную победу. Она захватывала и освобождала многие города, но больше всего ей полюбился Берлин

С ДНЁМ ПОБЕДЫ, ДРУЗЬЯ!

Берлин русский солдат брал ТРИ раза.Русская армия прошлых столетий одержала не одну славную победу. Она захватывала и освобождала многие города, но больше всего ей полюбился Берлин

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.