Правила игры
17.08.2016


Владимир Мироненко
Публицист, художник
Патриотизм распада, распад патриотизма
Торжество химеры

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Скоро будет двадцать пять лет, как распался великий и могучий Советский Союз. Несмотря на солидный временной отрезок эмоции по этому поводу не утихают. Кто-то отчаянно скорбит, кто-то отчаянно радуется, что история началась с чистого листа. Но степень отчаянности, а значит, и актуальности события, зашкаливает.
Тема распада остаётся актуальной потому, что распад продолжается — уже на пространстве постсоветском. Заявленная реинтеграция на деле оказывается куда слабей, чем неуклонно идущая дезинтеграция. Рвутся оставшиеся со времён социализма связи между постсоветскими государствами; и, что ещё более знаменательно, рвутся связи внутри самих государств, поначалу тихо, затем в виде радикальных конфликтов.
Украинская проблема, в этом смысле, похоже, не последняя. Когда бывшие советские сограждане сокрушаются насчёт киевского майдана и его разрушительных последствий, пеняя на особую заядлость населения бывшей УССР, они забывают, что первый майдан проходил в городе Москва, тогда ещё столице нашей общей великой Родины, в 1991 году. Собственно, именно с этого майдана всё и началось, остальное — дело техники. Потому что сон разума рождает майданы, а разум, судя по тенденциям, таки спит на всей территории бывшего Союза Советских.
Ну конечно, где тонко, там и рвётся, ту же Украину в силу причин географических, экономических, этнических должно лихорадить особенно интенсивно. Великий Ленин учил:
«Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену, причем порядок звеньев, их форма, их сцепление, их отличие друг от друга в исторической цепи событий не так просты и не так глупы, как в обыкновенной, кузнецом сделанной, цепи».
Украина и оказалась таким слабым звеном в цепи постсоветских государств — но лихорадка-то на самом деле общая, потому и расходится, кругами ширясь, по всему бывшему Союзу.
Раздуть разрушительные инстинкты в неблагополучном, деморализованном и деинтеллектуализированном обществе, обладающем высоким уровнем напряжённости, — даже с небольшим бюджетом проще простого. Снявши голову, по майданам не плачут. Весь вопрос в том, как приставить голову обратно.
Не нужно забывать и о том, что у процессов распада есть свои бенефициары с головами, прекрасно сознающие собственные интересы. Именно их принадлежность к влиятельным и обеспеченным слоям общества говорит о том, что это общество является обществом распада.
Возьмём простой пример. Скажем, существует некое успешное ещё с советских времён производство с разделением труда. То есть гайки делаются в одной республике, болты в другой, а скручиваются они в третьей. Проходя через воздвигнутые таможни, с волокитой и уплатой пошлин, гайки и болты удорожаются, отсюда удорожается и конечный продукт производства, а значит, становится неконкурентоспособным, и в конечном итоге производство умирает.
Понятно, что такое положение дел выгодно внешним силам. Но помимо внешних конкурентов, которые естественно этому способствуют и этому рады, существуют те, кто способствует и радуется этому внутри. Те, кто имеет свой процент от пошлин, от моментально построенных вместе с таможнями коррупционных схем и так далее. Люди, захватившие и распродающие государственную собственность в постсоветских странах, также заинтересованы в том, чтобы застолбить и огородить свою территорию как можно более высоким забором.
Неудивительно, что в обществах с такими процессами и такими заправилами стал востребован совершенно особенный патриотизм — патриотизм распада. Со стороны «республик» он проявляется в том, что всё их прошлое, настоящее, будущее представляется как одна сплошная, вековая борьба с «москалём». Никаких нюансов, никаких целей, никакого развития — всё должно быть подчинено только этой войне. Это очевидная и деструктивная глупость, но эта глупость работает и оплачивается.
В России, как стране большой, разновидностей распад-патриотизма больше.
Первая, набирающая сейчас тенденцию — желание отгородиться от «небратьев» стеной, заломить им цену на газ и забыть как о кошмарном сне. Нечего и говорить, что так не получится. В аутическом домике нельзя было жить уже в веке девятнадцатом, не то что в двадцать первом.
Вторая разновидность, ещё более аутистская, но парадоксально и более агрессивная, — заявления о том, что нет никаких соседних народов: белорусов, украинцев, молдаван. Их-де придумал австрийский генштаб (большевики, аннунаки, иллюминаты, рептилоиды — нужное подчеркнуть). А потому их нужно завоевать, взять областями и дело с концом. При этом не объясняется, как можно завоевать и взять областями тех, кого нет.
Между тем, конечно, все существуют. Есть род homo, это бесспорно, если мы с вами не солипсисты. Всё остальное — от белорусов до иллюминатов — регистрируется по заявительному принципу. Есть страна Молдова — значит, есть молдаване, и дело с концом.
Более того, и страны может не быть. Достаточно было бы небольшого кружка, сознательно самоназвавшегося, отделившегося от иных-прочих и объявившего об этом, неважно при содействии чьего генштаба. Никто же не говорит о том, что «никаких петрашевцев не было. У евреев до недавнего времени не было и страны, но даже своенравный Адольф не додумался рассказывать, что никаких евреев нет.
Кому-то, конечно, могут не нравиться молдаване, евреи или петрашевцы, но, даже если это так, то это не повод отрицать их существование. Такое страусиное отрицание до добра не доведёт именно играющих в страуса.
Отрицать чьё-либо существование, считая, что существуешь только ты сам, или существовать всецело в пику соседу — это и есть патриотизм распада, патриотизм деструкции, патриотизм не Родины, а её болезни во имя. И мы, к сожалению, наблюдаем сегодня расцвет этого патриотизма, торжество химеры. Торжество не стихийное, а поощряемое. Классика жанра: разделяй и властвуй.
Между тем, вместе, в симбиозе, в уважении друг к другу, в солидарном созидательном труде все мы сильнее и здоровее. Огораживаться стенами в эпоху, когда весь мир создаёт объединения, — первобытная дикость и новоявленный позор. Народам между собой делить нечего. Для них, таких похожих, естественно путешествовать друг к другу, дружить и брататься. Увы, нездоровые страсти в верхах представляют собой серьёзную силу и с помощью распад-патриотов оставляют свой след и в народном сознании.
Белорусская политика в национально-патриотическом вопросе, пожалуй, является наиболее взвешенной на всём постсоветском пространстве. Я должен признать это, хоть и далеко не всегда согласен с белорусскими властями. Это — редкая сегодня политика не ненависти, а солидарности. Здесь нет плохих или обиженных русских, украинцев, евреев etc.
Сознательное проведение такой политики на небольшой территории говорит о том, что она возможна и на территории более широкой, той самой постсоветской. Не только возможна, добавим мы, но и желательна.
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме
Вопросы Владимиру Мироненко
Комментарии
№1 Александр Гильман
17.08.2016
06:40
№4 Андрей Жингель
→ Александр Гильман,
17.08.2016
08:15
№91 Валерий Жилинский
→ Андрей Жингель,
18.08.2016
04:51
№8 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
17.08.2016
09:14
Я патриот, или как?
№10 Вадим Гилис
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
09:15
№11 Александр Гильман
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
09:21
№13 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
17.08.2016
09:43
Ну да, в тех исторических условиях можно было только силой, гоняя басмачей по барханам. Таковы были исторические условия. Но действовали-то большевики на благо, создавая "наднациональную структуру"? Или как?
№17 Андрей Жингель
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
10:04
№19 Вадим Гилис
→ Андрей Жингель,
17.08.2016
10:12
№20 Александр Гильман
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
10:15
№29 Vladimir Kirsh
→ Александр Гильман,
17.08.2016
11:02
№31 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
17.08.2016
11:08
№36 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
17.08.2016
11:46
Вот СССР обеспечивал - никакой дискриминации по национальному и языковому принципу не наблюдалось.
И нафига нам с тобой такие наднационалы? Какой у нас с ними может быть гешефт в нашу пользу?
№45 Johans Ko
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
13:03
№51 Марк Козыренко
→ Johans Ko,
17.08.2016
13:45
№52 доктор хаус
→ Марк Козыренко,
17.08.2016
14:01
№79 Марк Козыренко
→ доктор хаус,
17.08.2016
19:12
№58 Johans Ko
→ Марк Козыренко,
17.08.2016
14:47
№63 Вадим Гилис
→ Johans Ko,
17.08.2016
16:15
№66 Johans Ko
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
16:40
№82 George Bailey
→ Johans Ko,
17.08.2016
20:35
№81 Марк Козыренко
→ Johans Ko,
17.08.2016
19:22
№64 Вадим Гилис
→ Johans Ko,
17.08.2016
16:28
Статья 10
1. Участники обязуются признавать, что каждое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободно и без какого-либо вмешательства устно и письменно пользоваться языком своего меньшинства в личных контактах и в общественных местах.
2. В районах, где традиционно или в значительном количестве проживают лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, если эти лица просят об этом и если такие просьбы отвечают реальным потребностям, участники стремятся, насколько это возможно, обеспечивать условия, которые позволяли бы использовать язык меньшинства в отношениях между этими лицами и административными органами.
==============
Почему не выполняется статья 11?
Статья 111. Участники обязуются признавать, что каждое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право пользоваться своей фамилией и своим именем (отчеством) на языке этого меньшинства, а также право на официальное признание их в соответствии с предусмотренными их правовой системой условиями.
3. В районах традиционного проживания большого числа лиц, принадлежащих к национальному меньшинству, участники обеспечивают в рамках своей правовой системы, включая, в случае необходимости, соглашения с другими государствами, и с учетом их особенностей, установку указателей традиционных местных названий, названий улиц и других топографических указателей для населения и на языке меньшинства, если имеется достаточная потребность в таких указателях.
===================
Статья 14почему не выполняется статья 14?
2. В районах, где традиционно или в значительном количестве проживают лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, в случае достаточной потребности в этом участники стремятся обеспечить, насколько это возможно и в рамках своих систем образования, чтобы лица, принадлежащие к этим меньшинствам, располагали надлежащими возможностями обучаться языку своего меньшинства или обучаться на этом языке.
Вот просто почему!!!???
№67 Johans Ko
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
17:03
№68 unknown
→ Johans Ko,
17.08.2016
17:22
№88 Вадим Гилис
→ unknown ,
17.08.2016
23:00
=========
№87 Вадим Гилис
→ Johans Ko,
17.08.2016
22:56
№99 Johans Ko
→ Вадим Гилис,
18.08.2016
10:51
№100 Ринат Гутузов
→ Johans Ko,
18.08.2016
11:37
№72 Владимир Копылков
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
18:12
№85 Vlad Bujnij
→ Johans Ko,
17.08.2016
22:16
№103 Kęstutis Čeponis
→ Vlad Bujnij,
18.08.2016
23:33
№105 Анатолий Первый
→ Kęstutis Čeponis,
18.08.2016
23:41
№106 Kęstutis Čeponis
→ Анатолий Первый,
18.08.2016
23:44
№107 Kęstutis Čeponis
→ Анатолий Первый,
18.08.2016
23:49
№108 Анатолий Первый
→ Kęstutis Čeponis,
19.08.2016
00:11
№109 Kęstutis Čeponis
→ Анатолий Первый,
19.08.2016
00:12
№110 Анатолий Первый
→ Kęstutis Čeponis,
19.08.2016
00:28
№111 Kęstutis Čeponis
→ Анатолий Первый,
19.08.2016
00:52
№112 Анатолий Первый
→ Kęstutis Čeponis,
19.08.2016
01:03
№113 Kęstutis Čeponis
→ Анатолий Первый,
19.08.2016
01:10
№114 Анатолий Первый
→ Kęstutis Čeponis,
19.08.2016
01:18
№115 Kęstutis Čeponis
→ Анатолий Первый,
19.08.2016
01:24
№116 Анатолий Первый
→ Kęstutis Čeponis,
19.08.2016
01:36
№117 Kęstutis Čeponis
→ Анатолий Первый,
19.08.2016
01:46
№78 Александр Гильман
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
19:10
№16 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
17.08.2016
09:53
==========
Я их поддерживаю не сдуру, а вполне осознанно. Чем быстрее развалится любимая тобой "наднациональная структура" ЕС, тем быстрее мы вернемся в то экономическое и политическое пространство, в котором должны быть природно, что и спасет многострадальный латышский народ и нас с ним заодно. Переживаю я за него.
№53 Валентин Антипенко
→ Александр Гильман,
17.08.2016
14:13
№65 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
17.08.2016
16:30
№80 Александр Гильман
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
19:12
№92 Валерий Жилинский
→ Александр Гильман,
18.08.2016
04:55
№2 Андрей Жингель
17.08.2016
08:12
№6 Марк Козыренко
→ Андрей Жингель,
17.08.2016
08:58
№12 Андрей Жингель
→ Марк Козыренко,
17.08.2016
09:33
№49 Марк Козыренко
→ Андрей Жингель,
17.08.2016
13:36
№3 Евгений Иванов
17.08.2016
08:13
№5 unknown
17.08.2016
08:35
№38 Вячеслав Щавинский
→ unknown ,
17.08.2016
11:55
№41 unknown
→ Вячеслав Щавинский,
17.08.2016
12:14
№7 Вадим Гилис
17.08.2016
09:07
Все эти проблемы давно человечеству известны, начиная с феодальной Франции и раздробленной князьями Киевской Руси, через преодоление многовековой разобранности Германии к современности.
И вот пока кто-то достаточно мудрый и сильный не соберет (кого посулами, кого преференциями, кого грубой силой) под свою руку всю эту мелкотравчатость и подзаборность, толку не будет. Что в ЕС, что в ТС.
Таких мудрых и сильных мы пока не наблюдаем. Увы.
№9 unknown
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
09:15
№14 Вадим Гилис
→ unknown ,
17.08.2016
09:46
============
№15 Алексей Дзермант
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
09:51
№24 unknown
→ Алексей Дзермант,
17.08.2016
10:37
№40 Вадим Гилис
→ Алексей Дзермант,
17.08.2016
12:00
№23 unknown
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
10:34
№27 arvid miezis
→ unknown ,
17.08.2016
11:00
№44 unknown
→ arvid miezis,
17.08.2016
13:02
№22 Lora Abarin
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
10:29
№18 Владимир Хабаров
17.08.2016
10:08
№21 Вадим Ватсон
17.08.2016
10:28
№25 Lora Abarin
→ Вадим Ватсон,
17.08.2016
10:48
№28 Ринат Гутузов
→ Lora Abarin,
17.08.2016
11:01
№30 Lora Abarin
→ Ринат Гутузов,
17.08.2016
11:05
№48 Артём Губерман
→ Ринат Гутузов,
17.08.2016
13:22
№32 Вадим Ватсон
→ Lora Abarin,
17.08.2016
11:18
№33 Lora Abarin
→ Вадим Ватсон,
17.08.2016
11:28
№42 Вадим Ватсон
→ Lora Abarin,
17.08.2016
12:51
№47 Lora Abarin
→ Вадим Ватсон,
17.08.2016
13:18
№43 Элла Журавлёва
→ Lora Abarin,
17.08.2016
12:58
№46 Lora Abarin
→ Элла Журавлёва,
17.08.2016
13:14
№50 Элла Журавлёва
→ Lora Abarin,
17.08.2016
13:44
№54 Lora Abarin
→ Элла Журавлёва,
17.08.2016
14:15
№104 Kęstutis Čeponis
→ Элла Журавлёва,
18.08.2016
23:40
№93 Валерий Жилинский
→ Вадим Ватсон,
18.08.2016
05:09
№98 Вадим Ватсон
→ Валерий Жилинский,
18.08.2016
10:29
№101 Валерий Жилинский
→ Вадим Ватсон,
18.08.2016
13:52
№102 Вадим Ватсон
→ Валерий Жилинский,
18.08.2016
13:56
№26 arvid miezis
17.08.2016
10:56
№34 Вадим Гилис
→ arvid miezis,
17.08.2016
11:36
№39 arvid miezis
→ Вадим Гилис,
17.08.2016
11:58
№35 unknown
17.08.2016
11:39
№55 Валентин Антипенко
→ unknown ,
17.08.2016
14:21
№83 Вячеслав Щавинский
→ Валентин Антипенко ,
17.08.2016
20:44
№89 Валентин Антипенко
→ Вячеслав Щавинский,
17.08.2016
23:21
№90 Lora Abarin
→ Валентин Антипенко ,
17.08.2016
23:38
№56 Марк Козыренко
→ unknown ,
17.08.2016
14:27
№57 unknown
→ Марк Козыренко,
17.08.2016
14:40
№77 Марк Козыренко
→ unknown ,
17.08.2016
19:10
№37 Вячеслав Щавинский
17.08.2016
11:48
№86 unknown
17.08.2016
22:36