ПОЛИТЭКОНОМИКА
04.09.2014


Ольга Павук
Доктор экономики, профессор
О богатых муниципалитетах
В бедной Латвии

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Денис Кольцов,
Дарья Юрьевна,
Александр Гильман,
George Bailey,
Mister Zzz,
Владимир Бычковский,
Vadim Sushin,
Борис Бахов,
Сергей Т. Козлов,
Вадим Фальков,
Timber ***,
Владимир Копылков,
Екатерина Иванова,
Alexander Rudenko,
Евгений Андреев,
Юрий Деточкин,
Андрей Жингель,
Larisa Oļega meita Artemjeva,
Сергей Радченко,
S. S.,
Савва Парафин,
Игорь Чернявский,
Комиль Фо
Госконтроль обещает через пару месяцев обнародовать шокирующие результаты ревизий в латвийских самоуправлениях. Это заявление главы ведомства навеяло мысли о деятельности муниципальных структур в бедной Латвии и богатой Британии.
Недавно гостила в небольшом британском городке — с населением в шесть тысяч человек. Удивило, что в этом местечке, вполне благополучном и ухоженном, избранный жителями мэр работает бесплатно. Интересы горожан защищает один депутат. В муниципалитете полтора оплачиваемых рабочих места. А функции помощников местной власти выполняют волонтеры — либо пенсионеры, либо молодежь, желающая набраться опыта работы.
Годовой бюджет мэрии равен 300 тыс. фунтов (около 375 тыс. евро). И практически все эти деньги идут на нужды города, жители в любую минуту могут узнать, что делается на эти средства, полученные от налогов. Зато в городке очень популярна благотворительная деятельность, даже мелкие коммерсанты участвуют своими действиями в облагораживании городского хозяйства. Теми же принципами руководствуются и другие муниципалитеты в богатой Британии.
В бедной Латвии все иначе. В местности с аналогичным населением избирается 15 (!) депутатов. Годовой бюджет взятого для примера небольшого самоуправления, на территории которого проживает менее 10 тыс. человек, составляет 27 млн. евро.
Только в августе сего года сумма заработной платы 70 работников бюджетных организаций края (в том числе 37 (!) работников муниципальной администрации) составила 45 тыс. евро, то есть за год тратится более полумиллиона евро. Сюда вошли и зарплаты 15 депутатов, получающих вознаграждение за свой труд из доходов муниципального бюджета, а также руководителей школ, библиотек и пр.
Расходы на службы управления краем составляют 25% или 2,5 млн. евро в год, на обхозяйствование территории и имущества самоуправления — еще 17%. На образование остается 25%, а на соцподдержку населения тратится всего 5%, спорт и культуру — 8% всех доходов.
Назовем лишь несколько территорий в Латвии с население около 6 тыс. человек, у нас они называются край (novads). К примеру, такие как Алоя, Амата, Балдоне, Царникава, Карсава, Крустпилс, Кегумс, Руйиена, Валка, Варакляны и многие другие. В каждом из этих краев на каждого депутата приходится около 400 избирателей.
Естественно, мэры во всех латвийских муниципалитетах сидят на зарплатах. К примеру, по данным «Diena Sestdiena», доход головы Кандавского края Роланда Барениса в 2012 году составил 61 396,68 лата (4-е место в латвийском рейтинге мэров по доходам). В крае проживает около 9 тыс. человек, и все те же 15 депутатов. Понятно, такой доход мэра включает в себя не только мэрскую зарплату. Но даже самая малооплачиваемая глава Ругайского края Рита Кремере заработала в 2012 году 7 369,94 лата (10,5 тыс. евро).
Всего же в Латвии с населением менее 2 млн. человек насчитывается 119 руководителей городов и краевых дум. Во всех муниципальных органах и ведомствах занято, по данным журнала Kapitals, около 90 тысяч чиновников и 1618 избранных в 2013 году депутатов.
И как в такой ситуации выиграть войну против бедности! Может быть, перестать кормить армию бездельников и начать перенимать опыт благополучной страны ЕС?
Недавно гостила в небольшом британском городке — с населением в шесть тысяч человек. Удивило, что в этом местечке, вполне благополучном и ухоженном, избранный жителями мэр работает бесплатно. Интересы горожан защищает один депутат. В муниципалитете полтора оплачиваемых рабочих места. А функции помощников местной власти выполняют волонтеры — либо пенсионеры, либо молодежь, желающая набраться опыта работы.
Годовой бюджет мэрии равен 300 тыс. фунтов (около 375 тыс. евро). И практически все эти деньги идут на нужды города, жители в любую минуту могут узнать, что делается на эти средства, полученные от налогов. Зато в городке очень популярна благотворительная деятельность, даже мелкие коммерсанты участвуют своими действиями в облагораживании городского хозяйства. Теми же принципами руководствуются и другие муниципалитеты в богатой Британии.
В бедной Латвии все иначе. В местности с аналогичным населением избирается 15 (!) депутатов. Годовой бюджет взятого для примера небольшого самоуправления, на территории которого проживает менее 10 тыс. человек, составляет 27 млн. евро.
Только в августе сего года сумма заработной платы 70 работников бюджетных организаций края (в том числе 37 (!) работников муниципальной администрации) составила 45 тыс. евро, то есть за год тратится более полумиллиона евро. Сюда вошли и зарплаты 15 депутатов, получающих вознаграждение за свой труд из доходов муниципального бюджета, а также руководителей школ, библиотек и пр.
Расходы на службы управления краем составляют 25% или 2,5 млн. евро в год, на обхозяйствование территории и имущества самоуправления — еще 17%. На образование остается 25%, а на соцподдержку населения тратится всего 5%, спорт и культуру — 8% всех доходов.
Назовем лишь несколько территорий в Латвии с население около 6 тыс. человек, у нас они называются край (novads). К примеру, такие как Алоя, Амата, Балдоне, Царникава, Карсава, Крустпилс, Кегумс, Руйиена, Валка, Варакляны и многие другие. В каждом из этих краев на каждого депутата приходится около 400 избирателей.
Естественно, мэры во всех латвийских муниципалитетах сидят на зарплатах. К примеру, по данным «Diena Sestdiena», доход головы Кандавского края Роланда Барениса в 2012 году составил 61 396,68 лата (4-е место в латвийском рейтинге мэров по доходам). В крае проживает около 9 тыс. человек, и все те же 15 депутатов. Понятно, такой доход мэра включает в себя не только мэрскую зарплату. Но даже самая малооплачиваемая глава Ругайского края Рита Кремере заработала в 2012 году 7 369,94 лата (10,5 тыс. евро).
Всего же в Латвии с населением менее 2 млн. человек насчитывается 119 руководителей городов и краевых дум. Во всех муниципальных органах и ведомствах занято, по данным журнала Kapitals, около 90 тысяч чиновников и 1618 избранных в 2013 году депутатов.
И как в такой ситуации выиграть войну против бедности! Может быть, перестать кормить армию бездельников и начать перенимать опыт благополучной страны ЕС?
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Алексей Стетюха
Публицист
А НАС-ТО ЗА ЧТО?!
Латвийские чиновники возмущены необходимостью ходить на работу


Абик Элкин
ВРЕМЕНЩИКИ У ВЛАСТИ
Министры, порой, меняются в Латвии чаще, чем времена года


Николай Кабанов
Политик, публицист
ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЧИНОВНИКОВ
Как в Латвии плодятся и размножаются бюрократы


Александр Гильман
Механик рефрижераторных поездов
Швондеризация политики
Фанатичные активисты при власти опасны для общества
Вопросы Ольге Павук
Комментарии
№1 Сергей Т. Козлов
04.09.2014
05:42
Хорошая сравнительная статья. Есть о чём задуматься.
Но кто может сказать Почему Госконтроль обещает только через пару месяцев обнародовать шокирующие результаты ревизий в латвийских самоуправлениях. ?
№4 Timber ***
→ Сергей Т. Козлов,
04.09.2014
07:24
№5 Сергей Т. Козлов
→ Timber ***,
04.09.2014
07:32
№47 Екатерина Иванова
→ Сергей Т. Козлов,
05.09.2014
01:56
№50 Сергей Т. Козлов
→ Екатерина Иванова,
05.09.2014
02:51
Точное количество будет ясно после выборов.
№2 uke uke
04.09.2014
06:21
№3 Alexander Rudenko
04.09.2014
06:42
А для того, чтобы "заместить" коммуняг на их жирных постах, получая при этом полновесные евроденьги, а не рубли...
P.S. Не подозревая при этом о существовании "культа карго". Который в нашей стране, к сожалению, проявляется в полной мере... :(
№30 Савва Парафин
→ Alexander Rudenko,
04.09.2014
11:28
№6 Денис Кольцов
04.09.2014
07:44
№10 Борис Бахов
→ Денис Кольцов,
04.09.2014
08:00
№12 Александр Гильман
→ Борис Бахов,
04.09.2014
08:07
№15 S. S.
→ Александр Гильман,
04.09.2014
08:48
Чтобы сравнивать абстрактный британский городок и какое-то латвийское самоуправление, как я думаю, данных о численности населения городка и общем бюджете мэрии недостаточно.
Тем более что автор статьи не приводит структуры бюджета этого британского городка.
Да и возникают попутно другие вопросы. Например в рассматриваемом латвийском самоуправлении кто входит в число "70 работников бюджетных организаций края"?
Опять же, в рассматриваемом британском городке, где мэр на общественных началах, и 1.5 ставки в мэрии, кто занимается содержанием городского хозяйства? 1.5 человека?
Складывается ощущение попытки сравнить квадратное с холодным.
№37 Владимир Бычковский
→ S. S.,
04.09.2014
16:14
№7 Александр Гильман
04.09.2014
07:44
В Англии таких богатый бездельников куча, они от нечего делать готовы поработать на благо родного городка. У нас вы не найдете никого - нашему народу приятнее стучать по клавишам, какие все вокруг плохие.
Кстати, муниципальные депутаты в сельской местности получают несколько десятков евро в месяц. Число их неоправдано велико, потому что недавно прошла реформа самоуправлений, вместо волостей появились края, этих самоуправлений стало в несколько раз меньше. Как компенсацию, несколько увеличили количество депутатов в каждом. Уже принят закон, что после выборов 2017 года их число будет сокращено. Министр Спруджс настаивал, что надо это делать с 2013, но политика - искусство возможного.
№18 Андрей Жингель
→ Александр Гильман,
04.09.2014
09:37
№48 Екатерина Иванова
→ Александр Гильман,
05.09.2014
02:00
№8 Комиль Фо
04.09.2014
07:45
№62 Vadim Sushin
→ Комиль Фо,
06.09.2014
22:09
№9 Игорь Чернявский
04.09.2014
07:56
Очень бы хотелось что бы госконтроль опубликовал , данные на самих себя.
Сколько они там получают зарплат в тысячах, и сколько недостач в 50 центов они нашли для населения. И сколько после этого посадили нерадивых чинуш и вернули денег обратно налогоплательщикам.
№11 Борис Бахов
→ Игорь Чернявский,
04.09.2014
08:04
№13 Игорь Чернявский
→ Борис Бахов,
04.09.2014
08:16
№36 Борис Бахов
→ Игорь Чернявский,
04.09.2014
15:57
№49 Екатерина Иванова
→ Борис Бахов,
05.09.2014
02:07
№14 Сергей Радченко
04.09.2014
08:43
А можно неблаполучной Африки,Азии и т.д.Там ваще ни мэров, ни депутатов.И ничего,тоже люди живут
А мы как раз посерединке.в процессе развития "от" к "к".Больше оптимизьму сограждане!
№16 Евгений Андреев
04.09.2014
08:55
№17 Андрей Жингель
04.09.2014
09:06
Дикое предположение:
ГК взял на себя функции прокуратуры по части злоупотреблений в госуправлении. Ведь стряпать обвинения по сигналам общественности прокуратуре при данном раскладе как то не имеет смысла, можно всегда кивнуть, что мол есть ГК вот пусть они это и копают. Или ГК как раз и создан для того, чтобы отсечь нежелательный интерес к государственной кормушке? Естественно для поддержания своего имиджа, ГК нужно регулярно выдавать на гора порцию пшиков... что они успешно и делают.
№22 Дарья Юрьевна
→ Андрей Жингель,
04.09.2014
10:40
№25 Андрей Жингель
→ Дарья Юрьевна,
04.09.2014
11:12
№27 Дарья Юрьевна
→ Андрей Жингель,
04.09.2014
11:16
№31 Андрей Жингель
→ Дарья Юрьевна,
04.09.2014
11:39
№32 Дарья Юрьевна
→ Андрей Жингель,
04.09.2014
11:46
№33 Андрей Жингель
→ Дарья Юрьевна,
04.09.2014
11:50
Но в данном случае меня не покидает ощущение, что госконтроль как раз и создан для подобных схем.
№34 Дарья Юрьевна
→ Андрей Жингель,
04.09.2014
11:59
№19 Вадим Фальков
04.09.2014
10:01
как Вы вероятно помните, я по фотографии автобуса вполне определяю город. :)
Поэтому могу сообщить, что 240 тысяч фунтов в год, это не бюджет указанного города, а расходы на содержание самой "ратуши" и местного кладбища.
Указанный Вами город избирает вполне оплачивемых депутатов и в совет графства, и в совет округа. И отнюдь не одного. А "городская власть" нестёт прямую ответственность, по факту, лишь за местное кладбище. И содержит небольшой двухэтажный фахверковый дом самой "мэрии".
Могу сообщить, что в Латвии тоже есть аналогичные города, в которых нет ни одного городского депутата и даже ни одного городского мэра. :) Например, город Рольбуш (Baloži) (6123 жителя, вполне сравним с Вашим примером). Так вот, там даже и собственной мэрии с мэром нет за ненадобностью. :)
Примеры несамоуправляемых населенных пунктов с исторически существующим статусом города всегда впечатляют жителей крупных городов с местным самоуправлением.
А то, что за работу можно не платить, так тут Вас каждый первый работодатель нашей страны готов двумя руками поддержать. Но когда к подобным работодателям кто-то приходит в магазин чего-то бесплатно взять, то они, непонятно почему, вдруг вызывают полицию. Ну не странные люди?..
Даже пан Председатель в одном из спичей прямо написал, что журналистикой должны заниматься богатые добровольцы, и они действительно совершенно бесплатно снабжают его уже три года подряд по меньшей мере двумя спичами в сутки. И ещё на вопросы отвечают... Хотя с другой стороны, если люди сами себя обливают из ведра холодной водой и ещё 10 долларов за это платят, то почему нельзя допустить наличие людей, которым бесплатно нельзя вылить на голову ведро виртуальных помоев...
№20 Александр Гильман
→ Вадим Фальков,
04.09.2014
10:21
№38 Вадим Фальков
→ Александр Гильман,
04.09.2014
19:15
я заметил, Ты меня ругаешь тогда, когда в Тебе пробуждается политик,
а когда в Тебе просыпается обыватель, то Ты меня хвалишь... :)
№35 Mister Zzz
→ Вадим Фальков,
04.09.2014
15:17
Потом Баложи добавили к Кекаве и депутатов упразднили. Аминь.
№21 Дарья Юрьевна
04.09.2014
10:36
№23 Андрей Жингель
→ Дарья Юрьевна,
04.09.2014
10:54
...чуть больше 400 латов после налогов. Тоже не особо разгуляешься.
Постеснялись бы, Дарья Юрьевна... Или по себе судите? Обе приведённые вами цифры для нашей Латвии выше средних. А чтобы вознаграждать за работу суммами в разы превышающие средний доход по стране, ИМХО, нужно выдавать что то сверхэффективное.
№26 Дарья Юрьевна
→ Андрей Жингель,
04.09.2014
11:13
№24 Larisa Oļega meita Artemjeva
04.09.2014
11:10
№28 Владимир Копылков
04.09.2014
11:24
№29 George Bailey
04.09.2014
11:28
№39 Юрий Деточкин
04.09.2014
19:40
№40 Вадим Фальков
→ Юрий Деточкин,
04.09.2014
20:20
никто не сомневаеатся в том, что уважаемая Ольга, - высококлассный специалист, отличный лектор и хороший экономист.
Но в жизни все реформы, которые проходили исключительно через призму экономики, без учёта "человеческого фактора", терпели неудачу. Никто не станет себе с песней рыть моглилу. Поэтому лишь только люди чувствуют прямую угрозу своему собственную благополучию, они начинают всеми силами саботировать самые полезные реформы. Исходя из что лучше "три по 400 или 1 по 1000" с экономической точки зрения Вы правы, но когда человек пугается, что он будет не тот, кто "1 по 1000", а один из тех двух, кого отправят на паперть, то он спокойно этого ждать не станет. А если он еще и лицо, которое принимает хоть какие решения, то есть имеет связи, то саботаж начинается массовый. Никто не хочет быть выброшенным на обочину. Не говоря о материальных потерях, если "сокращение" касается среднего звена, то человек, который отдавал распоряжения, оказавшись выброшенным на улицу, он же живет там же, видит, как на него уничижительно и злорадно смотрят его же бывшие подчиненные, он теряет обычный круг общения, так как более удачные коллеги почему-то быстро стараются купировать общение с "лузером". Поэтому кандидат в "лузеры" готов "зарыть" любые реформы, лишь бы не стать их жертвой.
Так что ни одной экономикой...
№41 Сергей Галашин
→ Вадим Фальков,
04.09.2014
20:33
№42 Вадим Фальков
→ Сергей Галашин,
04.09.2014
21:02
на эту тему вообще сложно спорить, поскольку у людей могут быть как различные взгляды, так и отсутствие / недостаточное наличие информации. Ведь "странные расходы" человек не сам лично видет, а видет в том виде, в котором ему это преподнесли средства массовой информации. Также "странными" могут касаться расходы, которые напрямую к человеку не имеют отношения. Для меня "странными" являются расходы по спасению "Парекса" (у меня там не было вкладов) и расходы по спасению "эйрБалтик" (по личным делам не летаю самолетами). Но мне они "резали" и глаза, и "кошелёк". Мне не нужен Южный мост и транспортные развязки. А Рига за Южный мост возвращает "Дойче банк" 40 млн евро ежегодно. Для меня, как обывателя, пользующегося исключительно общественным транспортом, это - совершенно "странные расходы". А заядлым автолюбителям "странными расходами", наоборот, кажутся дотации на общественный транспорт вместо их вложения в дорожное строительство. Бездететные пишут письма, что считают ненужными расходы на ремонты в детских садах и школах. Здоровые считают "странным" требования увеличения субсидий на медицину. А молодежь считает "режущими глаз" увеличение расходов на выплату пенсий. Если расхорды действительно "странные", то ими занимают соответствующие органы. И обратиться со своими подозрениями туда может любой первый встречный. А каждый отдельный человек просто делают свои выводы и затем мотивирует свои поступки и принимает решения на основании полученной информации. Каждый имеет на это полное право.
№43 Сергей Галашин
→ Вадим Фальков,
04.09.2014
22:20
№44 Вадим Фальков
→ Сергей Галашин,
04.09.2014
22:41
меня не надо "переспоривать", я же написал, что - не спорю.
В Риге 25 предприятий (реально меньше, так как идёт процесс реорганизации муниципальных поликлиник в одну структуру) с муниципальным капиталом. Я самолично физически не смогу их проверить при всём на то желании (а по Коммерческому закону - даже просто не уполномочен этого делать). Если у Вас есть какие-либо обоснованные подозрения, рекомендую просто сразу направить их в соответствующие органы, у которых есть и права, и возможности, и рессурсы для любых проверок.
№45 Сергей Галашин
→ Вадим Фальков,
04.09.2014
23:02
№46 Вадим Фальков
→ Сергей Галашин,
04.09.2014
23:09
я ничего не делаю "ради зарплаты" или "ради принципа", я не азартен, потому не люблю спорить "ради спора". И предпочитаю направлять усилия на решение конкретных решаемых задач или достижения конкретных достижимых целей. Поэтому, считайте, что уже доказали. :)
№51 Юрий Деточкин
→ Вадим Фальков,
05.09.2014
10:05
Уважаемый Вадим, но тогда получается, что правильный ответ "формулы три по 400" - четыре по 250?
Хотя я и согласен, что для Вас-профессионала, комментарии большинства -это голимый троллинг, но тема-то заявлена? Все же интересно глянуть на динамику (хотя бы за три последних года): изменение количества сотрудников "мелких" самоуправлений и статьи расхода на их "содержание"...
№52 Вадим Фальков
→ Юрий Деточкин,
05.09.2014
10:21
уже ранее отмечал, что многие разногласия появляются из-за недопонимания.
Ничего не могу сказать про динамику сотрудников "мелких". Но могу отметить, что раньше было 7 городов респуликанского подчинения + 26 районов + 69 городов, 7+26+69 школьных управ (или отделов образования), 7+26+69 Стройуправ (или отделов по строительствуу) и т.д. Сейчас 9 городов республиканского подчинения и 110 краев. 9+110 школьных управ, 9+110 Стройуправ.
С другой стороны,
почитайте это,
как Вы думаете, обработать возросший на 1/3 объем макулатуры смогли те же два сотрудника, или пришлось нанимать третьего?.. И при чём здесь самоуправление?
№53 Юрий Деточкин
→ Вадим Фальков,
05.09.2014
10:42
№54 Вадим Фальков
→ Юрий Деточкин,
05.09.2014
10:47
Нет, конечно, - это не самоуправляемое самоуправление. :)
№56 Юрий Деточкин
→ Вадим Фальков,
05.09.2014
10:53
№55 Юрий Деточкин
→ Юрий Деточкин,
05.09.2014
10:49
№57 Вадим Фальков
→ Юрий Деточкин,
05.09.2014
11:00
Вот весь их красивый бюджет.
И где там ремонт дорог, уличное освещение, содержание школы, уборка снега...
№59 Юрий Деточкин
→ Вадим Фальков,
05.09.2014
11:18
Вы правы, там также нет содержание пожарников, а самая большая статья расходов - подстригание газонов... Но вот как и дороги хорошие, и лампочки светят и сугробов нет? Не знаю... Ваша вотчина, Вы и разбирайтесь.
№60 Вадим Фальков
→ Юрий Деточкин,
05.09.2014
11:22
№58 Юрий Деточкин
→ Вадим Фальков,
05.09.2014
11:07
почитайте это,"
Вот как-то разговаривал с таксистом в Милане. У них система такая: город постановил, что число такси будет конечным. точно не помню, примерно 800. Лицензии дорогие... Таксисты у них, словно гандольеры, уходит из бизнеса продаёт свою лицензию и получает неплохие отступные, опять же примерно, около 200000 евро.
А как в Латвии? В этом году (в период Камеди Клаб) от Дзинтари решили взять такси до аэропорта. Я, по российской привычке, возьми и ляпни таксисту: Сколько? Он: 25... моя "Надежда Константиновна" по натуре революционерка, закатила скандал: плачу по счетчику... Вобщем поехали, оказался нормальный мужик, порассказывал и про лицензии и про юрмальских бригадиров... лепота! -словно в Крыму побывал... Итого: по счетчику ~17 евро,.. заплатили 25.
А может ну их эти лицензии?
№61 Вадим Фальков
→ Юрий Деточкин,
05.09.2014
11:23
№63 Vadim Sushin
→ Юрий Деточкин,
06.09.2014
22:29
Три по 400 лучше. Иначе тем двоим прийдется пособие по безработице платить помимо того, что у Вас два новых врага появятся. Опять же, такого, который за троих за 1000 пахать будет, еще найти надо. А что делать, если он заболеет, уйдет в отпуск или вообще уволится?