ЛАТВИЯ. ИСТОРИЯ
26.11.2022

Antons Klindzans
Ненужное фуфло?
Производство в ЛССР

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Еще раз о том, что «Латвийская ССР производила никому ненужное фуфло, зато сейчас...».
Вы хотите сказать, что у предыдущих поколений руки росли из неправильного места? Что наши предки не умели лепить пельмени или две гайки скрутить вместе?
«Плохая организация труда». Я с этим частично согласен. А кто организовывал? Опять какой-то таинственный Володька из самого Кремля? А талантливых инженеров и руководителей среди наших предков не было? Ну и кто вам мешал сделать все как надо после 1991-го?
Хотелось бы также понять — из всего оборудования, что продали за гроши, не было новых только что купленных станков производства стран Запада и Японии? От всех закрытых лабораторий, научных институтов и т.п. тоже не было никакого толка, а все устройства, микроскопы и т.д. нужно было отдать за границу?
Продукты питания тоже были фуфлом? Ну, например, Коровка или шоколад, по-вашему, были также невкусными, потому что наши предки не умели их делать или осознанно делали брак, который сами потом ели?
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Марина Крылова
инженер-конструктор
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. ЛАТВИЯ
Журнал «Огонёк» (1980 г, №27) к 40-летию Советской Прибалтики. ЧАСТЬ II


Мария Майкофис
Журналист, историк культуры
1962 год. Хрущевская оттепель
Демонтаж сталинской системы


Александр Гапоненко
Доктор экономических наук
МОСКОВСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ВЕСНЫ 1952 ГОДА
Впечатления зарубежных гостей

Antons Klindzans
Атомные бомбы для Риги
План ударов по городам СССР
Вопросы Антону
Комментарии
№1 Юрий Васильевич Мартинович
26.11.2022
13:17
Латвия пожалуй была самой индустриально развитой республикой. Причем некоторые предприятия Латвийской экономики были настолько важны в масштабах СССР, что они были союзного подчинения и находились под более пристальным вниманием союзного правительства. Чтобы все это богатство захватить, приватизировать, разбазарить и по дешевке продать, и были поделены люди на граждан и неграждан. Когда же все это делалось, тогда и родился миф, что все это никому не нужные технологии. Делалось это для того, чтобы новые национал жулики выглядели, как бы санитарами. Маленький пример. В Рижском порту уже был полностью готов совершенно новый и современный контейнерный терминал, уже велись работы по устройству автоматики. Со временем разворовали все, даже рельсы открутили. Разве можно назвать новый терминал ненужным старьем?
№2 arvid miezis
→ Юрий Васильевич Мартинович,
26.11.2022
13:40
Вот странно,- ничего не умели строить и жить
а живем в советских домах, пользуемся советской канализацией, учимся в советских школах, электростанции и те советские...
И самые крупные предприятия - это сети магазинов -и "лесопилка".
Прибыль- недавно лидировал мошенник по перепродаже золота, теперь Микротик - сборщик рутеров.
Но , предполагаю, что при этих ценах на энергоресурсы сбегут многие и ВВП будет сбором ЖКХ.
№4 Дмитрий Некрасов
→ arvid miezis,
26.11.2022
16:48
У меня до сих пор работают страумовские кофемолка и миксер - вечные! :-)
№5 Леонид Соколов
→ Дмитрий Некрасов,
26.11.2022
17:36
А у меня от бабушки остался угольный утюг, тоже работает.
№6 Марина Зимина
→ Леонид Соколов,
26.11.2022
17:42
От прабабушки (вернее от её сестры, бывшей профессиональной портнихи) у нас остался электроутюг. Однажды, когда надо было что-то погладить, мы его попытались воткнуть в сеть... Так и не поняли, то ли у него изоляция сгнила, то ли он вообще на 127 вольт был рассчитан. Задымил, зашкворчал и был выброшен.
№7 Victoria Dorais
→ Марина Зимина,
26.11.2022
18:14
А где это и когда в СССР были 127? Просто замкнуло проводку в утюге. И никто не догадался ее проверить? А ведь они просто октрывались.
№9 Марина Зимина
→ Victoria Dorais,
26.11.2022
18:25
Cтандарт : 127 вольт — напряжение в электрической сети в СССР до 1960-х годов! Переход в СССР на 220 V был довольно таки постепенным... -В Москве последние дома переводили с 127 на 220В в 1986г.
Что было в Латвии до 1940-го года я знала, но прочно забыла. А утюг мог был быть и довоенным даже. Помню только, что маркировок на нем не имелось вообще. Никаких. Вот какая изоляция была у сетевого шнура и какая вилка - по малолетству не запомнила, но вспоминается, что как бы таки не шёлк с лаком.
№26 Leonid Kuleshov
→ Марина Зимина,
25.12.2022
15:19
Марин, не вижу проблем для 127 вольтовой проводки при переходе на 220 вольт. Если мощность потребляемая утюгами одинакова. Провод для 127, по идее даже потолще.
Может мощности разные, тогда спираль перегорела...
№27 Марина Зимина
→ Leonid Kuleshov,
25.12.2022
15:33
А каким боком тут вообще проводка?
По характеру сетевого шнура можно примерно определить годы производства. Если, конечно, его не меняли. Спираль (ежели там спираль) "внутри" тоже чем-то "межвитково" изолировалась. Хотя там, скорее всего, таки асбест. Это новым импульсьникам плевать, лишь бы конденсаторы выдержали, а воткнуть старую 127В аппаратуру в 220 - сжечь её почти наверняка.
№28 Leonid Kuleshov
→ Марина Зимина,
26.12.2022
10:07
Логика такова: для утюга нужно пару киловатт. Может одного достаточно, для определенной глажки. Если у вас меньше вольт, то вам нужно больше ампер. А если больше ампер, то нужно увеличивать сечение проводника. Для меди идет примерно 0.2 мм^2 на ампер. Для стали спирали не знаю, но в любом случае увеличение диаметра.
То есть для 127 вольт у вас толще провод и по идее перегореть ему сложнее. Вот такая логика. Я полагаю что и цель поднятия напряжения в сети заключалась в экономии металла проводника.
№29 Марина Зимина
→ Leonid Kuleshov,
26.12.2022
12:27
На тему на 127В толще спираль - это, вроде, правда. А вот дальше Вас подводит "бытовое пониманине электричества". Интуитивно вроде ясно, что: "тонкая проволочка сгорит, а толстая - нет". Кое-где даже в учебниках пишут, что, мол: "чем лучше проводник, тем меньше он нагревается". Только вот незадача, это неправда. Чем лучше проводник проводит ток, тем сильнее он нагревается. Просто в большинстве случаев мы забываем о том, что сопротивление имеет сам источник тока, причём весьма приличное, но в случае утюга мы таки можем рискнуть пренебречь этой величиной, а значит утюг на 127В воткнутый в 220В будет греться примерно вдвое сильнее. И скорее всего достигнет запредельных значений до того, как сработает термопара, если она там вообще есть.
№30 Leonid Kuleshov
→ Марина Зимина,
26.12.2022
12:42
Нет Марина, вольты вообще не влияют на нагрев. На нагрев влияет сопротивление и амперы. Сопротивление проводника в утюге не поменялось, оно постоянно, "перегореть" он смог только из-за ампер в вашей сети.
№31 Леонид Радченко
→ Leonid Kuleshov,
26.12.2022
13:42
Тут есть порочный круг в определении.
Что такое сопротивление? Его величина не измеряется непосредственно, а вычисляется как отношение напряжения к току.
№32 Leonid Kuleshov
→ Леонид Радченко,
26.12.2022
14:33
Соглашусь, что я в этом вопросе не эксперт. Ноя уверен если вы повышаете напряжение в сети то вы повышаете и силу тока, поэтому сопротивление, как отношение напряжения и тока остается неизменным.
№33 Леонид Радченко
→ Leonid Kuleshov,
26.12.2022
16:32
Практически неизменным оно остаётся для металлов. В этом и состоит закон Ома. Выделяемое тепло прямо пропорционально и напряжению, и току, и сопротивлению: Q = U*I*R.
№34 Leonid Kuleshov
→ Леонид Радченко,
26.12.2022
16:57
Опыт подсказывает мне, что для передачи напряжение в сотни тысяч вольт требуется относительно тонкий провод, и на высоковольтных проводах даже сидят птицы.
Но даже невысокого напряжения аккумулятора при большом токе достаточно, чтоб нагреть прут докрасна.
№36 Марина Зимина
→ Leonid Kuleshov,
26.12.2022
17:20
Напряжение никто не передает. Но вот чтобы "больше тока засунуть в провод" - нужно поднимать напряжение. Факт.
№39 Леонид Радченко
→ Leonid Kuleshov,
26.12.2022
18:21
В высоковольтных линиях всё рассчитано, сопротивление минимизировано, между лаками птиц расстояние невелико и шаговое напряжение тоже мало.
А аккумулятор закорачивать не надо. Большой ток возникает при малом сопротивлении нагрузки. В соответствии с формулой U=I/R.
№35 Марина Зимина
→ Leonid Kuleshov,
26.12.2022
17:10
А на амперы непосредственно влияет напряжение. Сопротивление не меняется, сила тока возрастает вдвое. А какой там график сопротивления спирали от температуры - знает только ОН.
№37 Leonid Kuleshov
→ Марина Зимина,
26.12.2022
17:30
Да, попозже я об этом говорил. Возможно моя ошибка была в том, что я абстрагировал напряжение от силы тока.
Смутило и то, что мы ведь можем и повышать и понижать напряжение, при помощи трансформатора, при этом ток пропорционально уменьшается.
Ну и последнее, женщина всегда права, это же аксиома...
№38 Марина Зимина
→ Leonid Kuleshov,
26.12.2022
17:47
Я просто повторю: интуитивное утверждение, что чем меньше сопротивление, тем меньше нагрев - ложно, но при этом часто дает "правильные" результаты вследствии того, что рассматривается лишь малая часть цепи, а равно - не учитывается эффект "падения напряжения".
Тут, на самом деле, та же история, что и с динамикой. Тела разного веса падают с равным ускорением. А килограмм золота таки имеет больший вес, чем килограмм пенополистирола. Причём разница может быть чуть ли не в 10% :)
№40 Марина Зимина
→ Leonid Kuleshov,
26.12.2022
19:03
P.S.
----
Сидят на столбе два электрика, со столба свисает провод. Мимо проходит
бабулька. Один просит ее:
- Бабушка, подайте провод, пожалуйста.
Бабулька берет рукой провод, подает.
Электрик говорит второму:
- Я же говорил тебе - "ноль", а ты - фаза, фаза...
№10 Леонид Соколов
→ Марина Зимина,
26.11.2022
18:39
У моей бабушки угольный утюг исправно работал на латгальском хуторе до начала 70-х, бо электричества не было. Зато была проведена радиоточка, которая вещала
24х7.
№11 Vladimir Kirsh
→ Леонид Соколов,
26.11.2022
19:55
У меня кофемолка Страуме - мелю.
№12 Леонид Соколов
→ Vladimir Kirsh,
26.11.2022
19:58
Каждый день?
№14 Vladimir Kirsh
→ Леонид Соколов,
26.11.2022
20:18
на пару дней, каждый день ленно...
№15 Vladimir Kirsh
→ Vladimir Kirsh,
26.11.2022
20:19
А вот делонжи всякие уже третий за 7 лет меняю. ну что взять с римлян...
№17 Леонид Соколов
→ Vladimir Kirsh,
26.11.2022
20:42
У древних римлян акведуки до сих пор доставляют в Рим воду, а у современных
мосты рушатся через 20-ть лет.
№21 Марина Зимина
→ Леонид Соколов,
27.11.2022
08:41
А кстати, Вы в курсе, почему римляне строили акведуки, а не нормальные водопроводы?
№22 Victoria Dorais
→ Марина Зимина,
27.11.2022
14:46
А что такое "нормальные " даеще и "водопроводу" во времена римской империи? Они, скажем, о мыле не подозревали, "мылись" глиной и счищали с тела ее створками ракушек. Не ххватает воображения, какой "водопровод " они могли бы придумать.
№23 Марина Зимина
→ Victoria Dorais,
28.11.2022
10:25
А теперь полные магазины "скраба из грязи Мертвого Моря"? Разница есть? ;)
Мыло, кстати, римлянам было вполне известно. То, что оно "сушит кожу" - тоже.
А ответ прост - охотники за цветметом - не изобретение XX века. А на каждые 100-200 метров трубы охрану не поставить.
№24 Владимир Бычковский
→ Victoria Dorais,
01.12.2022
22:03
Дурку НЕ гоняйте, если образование *ниже плинтуса*....чтобы самотеком вода подавалась, насосов то НЕ было, кроме ручных понятно.
№25 Victoria Dorais
→ Владимир Бычковский,
02.12.2022
14:57
Вы русский язык совсем понимать перестали? ИТли все еще никак не протрезвеете? Под водопроводом не мелиорационные канавы (и каналы) имела в иду. Это по вашему "водопровод"?
№18 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Соколов,
26.11.2022
21:06
Даже без угля!
№3 Дмитрий Некрасов
→ Юрий Васильевич Мартинович,
26.11.2022
16:46
"Латвия пожалуй была самой индустриально развитой республикой. " Это уж черезчур. Такой республикой как раз была Украина. Мне в своё время довелось объездить в командировках практически всю именно индустриальную Украину, а это было порядка 3/4 областей. Конечно, Латвия тоже была неплохо развита, но не в такой степени как Украина. Страна 404 до сих пор ещё живёт на советском наследстве, правда, оно уже заканчивается. Тридцать лет деградации и восемь лет гражданской войны даром не прошли.
№19 Юрий Васильевич Мартинович
→ Дмитрий Некрасов,
26.11.2022
21:08
С Украиной как то немного некорректно получается, ибо в нее были включены индустриальные области России. За счет этого и лидировала.
№20 Ярослав Александрович Русаков
→ Дмитрий Некрасов,
26.11.2022
23:03
За уважаемого Юрия Васильевича Мартиновича - из всех республик СССР, после Украины, - самой развитой в техническом плане была Латвия.
№8 Анатолий Зайцев
→ Юрий Васильевич Мартинович,
26.11.2022
18:23
насчет качества, рижская бытовая электроника была на уровне того времени...Грюндик не так сильно был лучше рижского приемника...я не помню чтобы Рига 103 ломалась или барахлила.
Поезда серии ЭР были хороши для своего времени
№16 Vladimir Kirsh
→ Юрий Васильевич Мартинович,
26.11.2022
20:22
Разве можно назвать новый терминал ненужным старьем?
-------
Когда разваливали РАФ, старьём даже цех назвали, который бы построен финнами за год-другой до развала...
№13 Vladimir Kirsh
26.11.2022
20:16
из всего оборудования, что продали за гроши
-------------
РАФ - из сообщений в газетах - Морально и физически устаревшее оборудование (в основном прессы)...
... было продано в Польшу, далее перепродано в Италию для использования в автомобильном промышленном комплексе...
- Итак. Пресс РАФа, который в передовой, технически прогрессивной Латвии, выпускавшей микроавтобусы, морально и физически устарел. А в Италии, выпускающей какие-то сраные Феррари и Мазератти он оказался востребованным! О как!
На кого были рассчитаны статьи об устаревшем оборудовании? - no comments.
Кем они продвигались? - Открою секрет: И сейчас эти люди живы и даже не переживают о росте цен, инфляции и прочей хрени, которая заботит простых людей... Заказ выполнен - заказ оплачен. И это один из тысяч? думаю из сотен тысяч заказов, которые на сегодняшний день выполнены. Исполнители обеспечены. И нет бы успокоиться, - мало. Не нажрались...