ЛАТВИЯ. ЭКОНОМИКА

05.08.2011

Вадим Марков
Латвия

Вадим Марков

Хозяин риэлтерской компании Nira Fonds

Мода россиян на Юрмалу — большой плюс

Но она может легко сойти на нет…

Мода россиян на Юрмалу — большой плюс
  • Участники дискуссии:

    12
    48
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

С учетом фактора появившейся моды у россиян на Ригу и Юрмалу в идущих сюда инвестициях может включиться мультипликатор — и тогда денег сюда может прийти очень много. Как когда-то в Испанию, Болгарию и на Кипр.

Что до рынка серийного жилья — здесь тоже не исключено появление крупных спекулянтов из России, но при определенных условиях. О том, каковы эти условия, а также о рынке недвижимости в целом Вадим Марков рассказал в интервью "Деловым Вестям".

К докризисным ценам

— Опасаясь долгового кризиса в еврозоне и дефолта в США, немцы вкладывают средства в недвижимость. Если говорить об инвестициях сроком на 5–10 лет, вы бы рекомендовали покупать что–либо в Латвии?


— Для инвесторов сейчас действительно очень неопределенное время. Уверенности в резервных валютах нет, в рынках ценных бумаг — тем более. В Швейцарии курс франка раньше был 1,5 к евро, а теперь — 1,16. Все бегут во франк. Безопасных инвестиционных инструментов сейчас очень мало. И недвижимость, несмотря на психологическое отторжение после недавнего кризиса, остается одним из хороших вариантов. Другой вопрос, что нужно следовать не мной придуманному правилу: покупать, когда дешево, на нижней точке. В этом плане в Латвии можно рассматривать несколько сегментов для вложений.

Берем элитную недвижимость — в центре города и в Юрмале она уже серьезно разогрета, дорожает последние полтора года. Коммерческая недвижимость явно недооценена в силу нескольких причин. Офисная недвижимость недооценена из–за проблем в бизнес–среде, и цены там ненормально низкие. Торговая недвижимость — тоже: торговля упала, люди уехали, платежеспособность снизилась. Аренда там сейчас на уровне 93—94–го годов. Вопрос в том, когда возможно восстановление экономики. Прогнозировать сложно, ответ зависит от многих факторов, в том числе от ситуации в мире. Но то, что эти сегменты явно недооценены и для вложений на срок около 5 лет очень привлекательны, — это факт.

— Вы совсем не упомянули сегмент серийного жилья — что с ним?

— Типовые квартиры, безусловно, привлекательны по уровню цен, это абсолютно ясно. Но тут нужно уделять внимание техническому состоянию дома, серии и управлению. Хорошим серийным домам при правильной эксплуатации еще жить и жить. И восстановление местного рынка недвижимости, как правило, начинается именно с типового жилья.

Хотя у нас сильнее растет сегмент элитного жилья, так как он, по сути, международный и не ориентирован на местную платежеспособность. За последнее время там ничего не строилось, спрос возник очень быстро, деньги у инвесторов большие… Отсюда скачок цен.

— Насколько выросли цены в центре Риги и Юрмале?

— Трудно сказать точно, но вот у нас были последние продажи квартир в реконструированном доме на улице Аусекля, и там цена метра доходила до 5 тысяч евро. Это фактически цены 2007 года, то есть докризисные. В какой–то момент этот сегмент тоже серьезно просел, и цены в похожих домах в центре Риги были на уровне 2,5 тысячи евро. Сейчас ситуация опять вернулась к докризисным уровням. Но спрос там сейчас фокусируется только на отреставрированных домах с хорошей внутренней отделкой. Инвесторы, которые приходят из той же России, не хотят заморачиваться с ремонтом.

Плата за тусовку

— Падение в этом сегменте не ожидается?


— Оно возможно только в двух случаях. Первый: если по каким–то политическим или экономическим мотивам исчезнет интерес международных инвесторов. Например, если в России произойдет серьезный кризис, и люди начнут сбрасывать вторичные объекты. И второй момент: если тут начнут серьезно строить и это новое предложение собьет цены. В той же Юрмале сейчас довольно много новых проектов строится, но мое ощущение таково: если этот интерес не пропадет по каким–то причинам, то для восточных соседей этот рынок все равно останется небольшим и новых объектов тут много не будет.

Сами посудите: только в Лондоне живет 250 тысяч россиян, более 100 тысяч — в Испании и Болгарии, около 60 тысяч — на Кипре… Что на этом фоне может предложить Юрмала? Каплю в море. При этом интерес к Юрмале у восточных инвесторов — он такого психологического свойства: эти люди меньше смотрят на климат, больше — на тусовку, которая уже сложилась. А тусовка — это тоже вопрос моды: со временем она может уходить из одного региона в другой. Поэтому говорить, сколько этот рынок в состоянии проглотить и как долго это спрос будет — сложно.

Обнадеживает, что кроме фактора тусовки есть и иные мотивы. В этом году мы впервые видим, что помимо очень платежеспособного клиента, который в центре Риги приобретает квартиры за полтора миллиона латов и даже не смотрит на цены, появился средний класс. Кстати, в том числе много покупателей из Беларуси — особенно после всем известных событий с протестами. В России тоже один из серьезных факторов — неуверенность в завтрашнем дне, в устойчивости развития страны. И мы видим, что в Латвию с востока начинают приходить люди, для которых 140 тысяч евро — значимые деньги, но которые хотели бы здесь приобрести какую–то "тихую гавань", чтобы в случае чего можно было сюда спокойно переехать с детьми. С этим тоже нужно считаться: круг возможных инвесторов расширился. И круг возможных инвестиций — тоже. Что–то приобретается в Салиене, в Пиньки…

— Инвестиции могут перелиться из дорогого сегмента в более массовый, вплоть до сериек?

— Да, это возможно. Но пока сложно сказать, как этот инвестиционный спрос будет распространяться дальше. Например, после принятия поправок к иммиграционному закону был период, когда все очень осторожно смотрели на Латвию из–за стереотипа, что это враждебно настроенное к России государство. И за последние 20 лет мы тут россиян почти не видели, это была капля в море по сравнению с другими странами. Сейчас этот лед растаял, люди видят, что все в порядке, что тут покупают недвижимость знаковые личности из России, показывая тем самым, что сюда можно вкладывать свои деньги. И эти покупатели с востока ощущают, что тут им достаточно комфортно: языковая среда понятная, ментальность та же — проехаться на "феррари", и чтобы все оборачивались, а не тыкали пальцем. Если так пойдет дальше, может произойти мультипликация инвестиций уже в этом году с серьезным ростом.

Модный приговор

— Думаете, покупка латвийской недвижимости может стать для россиян модной фишкой, как раньше было с Болгарией и Испанией?


— Да, это возможно. В России фактор моды вообще имеет очень большое значение: когда все бегут толпой, это становится общепринятым поведением. Так было, когда все побежали в Лондон. А почему в Лондон? А просто — когда одна, вторая, третья знаковая фигура идет туда, за ними подтягиваются другие, в итоге в Лондоне складывается свое огромное комьюнити — четверть миллиона человек. Потом Испания, Болгария. Причем Болгария этот успех старается грамотно закреплять. Когда я три года назад был на выставках по недвижимости в Петербурге и Москве, там 94 болгарские компании рекламировались! Они провели огромную работу! И стали популярным местом для российских инвесторов в недвижимость. А до них в топе был Кипр.

— Каков может быть потенциал у Латвии?

— Про нынешний поток инвестиций можно сказать так: пока это ничто по сравнению с тем, что может быть. Это несравнимо с российскими инвестициями в другие страны. И планы тут строить невозможно, потому что главные факторы даже не экономические, а скорее социально–психологические. Так всегда с модой — она непредсказуема. Щелкнет что–то в голове — и толпа может побежать в другом направлении. И надо понимать, что это включатель может выключиться в любой момент.

— Судя по вашим словам про знаковых персон, вы не согласны с шуткой Forbes, согласно которой "Латвия — это Лондон для бедных российских миллионеров".

— Абсолютно не согласен. Первыми сюда пришли люди, которые располагают состояниями из топ–50 российского Forbes. В том числе люди, которые приобретали недвижимость в сельских районах. У нас есть данные, когда за миллион приобретались участки земли. При том, что по нынешним ценам за миллион латов можно купить всю Латгалию — утрирую, конечно, но порядок цифр большой для нашего рынка. А для этих людей миллион — очень небольшие деньги. Поэтому насчет бедных миллионеров — не сказал бы. Наоборот, в прошлом году я слышал такие забавные высказывания от людей с серьезными деньгами: вот, мол, раньше мы разрывались между знаковыми тусовочными мероприятиями в Лондоне, Москве, Испании и иногда Монте–Карло, а теперь, черт возьми, еще и Рига на этой карте появилась! И это люди, которые в итоге приобретают недвижимость в той же Юрмале за большие деньги!

Вялые спекулянты

— По вашему прежнему прогнозу, инвестиции в центр Риги и в Юрмалу могут в ближайшие 5 лет обеспечить доходность на уровне 10% годовых…


— Инвестиции в оставшиеся недооцененные объекты, в том числе в коммерческую недвижимость, безусловно, да. В те же объекты, которые уже выстрелили вверх, — их сложнее рассматривать в инвестиционном плане. 5,5 тысячи евро за метр в центре города — это уже серьезный уровень, докризисный фактически. Так что это скорее не столько инвестиции с целью заработать, сколько приобретение для себя и своей семьи. Если же мы говорим о приобретении квартир в спальных районах — наверное, это может быть хорошей инвестицией, если в Латвии не будет каких-нибудь катаклизмов.

— Как долго на рынке может сохраняться ситуация двухскоростного развития, когда тот же сегмент элитного жилья быстро растет, а серийное жилье уже около года в стагнации?

— Насчет сегмента сериек… Если бы он продемонстрировал динамику роста, конечно, он бы сразу привлек спекулянтов, в том числе и российских, которые тут крутятся. В моей практике были случаи, когда буквально 2–3 человека переворачивали рынок недвижимости в Петербурге, а это 5–миллионный город!

— Спекулянты вообще и россияне в частности могут зайти на рынок серийного жилья Латвии, если увидят динамику роста?

— Могут при совпадении двух условий: если будет динамика роста и если спекулянты будут понимать, чем она обусловлена. Мы видим, что сегодня бизнес–среда тут вялая и ситуация в демографии плохая, экономически активное население уезжает. А это ведь потенциальные покупатели тех же квартир. И все это понимают, спекулянты не идиоты. Поэтому скорости в разных сегментах действительно различаются: где–то скорость на первой передаче, а где–то — на пятой. Потому что сегмент типового жилья ориентирован на конечного местного покупателя, в отличие от того же Петербурга или Москвы, где люди приезжают извне. В Риге ситуация другая, тут важно, какая политика у нас будет проводиться в экономике, в налоговой сфере, будет ли возвращение тех, кто уехал. Если эти факторы сыграют в минус, тут фактически образуется дыра и серьезного спроса не появится.

— Вы говорите, видели в Латвии российских спекулянтов. Чем они занимались?

— Это были разовые сделки. Например, люди из России приобретали тут несколько десятков квартир в новостройках. Но возможный финансовый потенциал у таких игроков может быть куда больше. Я видел, как в России, в Петербурге, в подобные операции вкладывалось несколько сотен миллионов долларов. А тут, чтобы перевернуть рынок, денег нужно на порядок меньше. Другой вопрос, что для этого инвесторы должны увидеть объективные причины для роста.

Недвижимость: падать некуда

— Вы таких причин сейчас не видите? Arco Real Estate в начале года прогнозировал новый цикл роста…


— Сегодня все прогнозы по жилью — тыканье пальцем в небо. Этот сегмент настолько зависит и от сигналов правительства, и от налоговой и прочей политики, и от предсказуемости экономического развития, уровня безработицы и роста доходов населения… И еще: если инвестиции в коммерческую недвижимость — это калькулятор, то инвестиции в жилье — это во многом психология. И сейчас трудно понять, как и что повернется, поэтому от прогнозов я бы воздержался. Все разговоры можно вести только с оговорками "если, если, если", возведенными в куб.

— Ну хоть два основных сценария — хороший и плохой — дать можно?

— Если очень приблизительно, то самый благоприятный вариант — окончание стагнации на рынке серийного жилья через два–три года. Но для этого нужно, чтобы экономика росла более динамично, чем сейчас. Плохой сценарий — это продолжение стагнации в экономике, дальнейший отъезд людей и затишье на рынке еще лет на пять, если не больше.

— А нынешнюю ситуацию на рынке недвижимости вы как охарактеризовали бы?

— Падать уже вроде некуда. Слава богу, мы вышли на некий период стагнации, кое–где с небольшими зелеными ростками. Если люди сейчас думают приобрести жилье для себя и у них устойчивые доходы и понятные перспективы на 2–3 года, лучше покупать сейчас. Цены на серийки ниже не будут. Да, сейчас метр в среднем стоит 600 евро, а на дне стоил 400, но это был чисто психологический момент: сперва на перегреве мы улетели выше, чем стоило, а потом на панике, когда каждый день говорилось о возможном банкротстве государства, улетели ниже, чем можно было представить. Просто был момент, когда люди полностью прекратили потребление. Сейчас рынок немного отыграл от тех минимумов, но думать о новом этапе падения… Тогда нужно допускать возвращение ситуации с возможностью банкротства страны — а это уж совсем плохой и маловероятный сценарий.

Нам хотя бы одного олигарха

— Согласны с мнением, что к докризисным уровням цен на серийное жилье мы не вернемся никогда?


— Ну, во–первых, никогда не говори "никогда". (Улыбается.) Это неправильно. Мы видим такую массу факторов и сценариев, что случиться может все. Вот латвийской независимости всего 20 лет. А теперь посмотрим, что происходило за такой отрезок времени в мире. Германия в 45–м — полностью разрушенная страна, станки вывезены за Урал, а в 65–м году это уже мощная экономика. Или возьмем СССР в 25–м и 45–м годах: от чистого поля — к мощной индустриальной стране. А к 65–му году — и вовсе спутники и конкуренция со Штатами. И это лишь 20–летние периоды. Так что в вопросе о том, что может произойти, ответы могут быть самые разные. И все зависит от того, что будет у людей в головах. В Латвии экономика микроскопичная, и вектор развития тут можно развернуть очень быстро. Мы не Германия и даже не Греция, которые более ресурсоемки. Дать нашей экономике сильный толчок можно, по сути, ресурсами одного олигарха из топ–100 Forbes!

— Тот же Forbes сейчас дает шуточные рекомендации, что нужно покупать, если Америка объявит дефолт — в списке опций есть и домик в деревне с огородиком и погребом для картошки.

— (Смеется.) Я знаю конкретных людей в Латвии, которые как раз из таких соображений покупают такие хутора с гектарами земли! Да, есть и такие сценарии выживания. И психоз у людей временами тоже случается. Но я все же смотрю на развитие человечества более оптимистично: планетарно люди все же еще не выполнили свои задачи. Так что полного хаоса и уничтожения, хотелось бы верить, не будет… (Пауза.) Хотя кто его знает… (Улыбается.)


Сергей Павлов, «Деловые Вести»

Метки:

Дискуссия

Вопросы Вадиму Маркову

  • доктор хаус
    Латвия

    №1 доктор хаус

    05.08.2011

    07:33

    Как Вы оцениваете перспективы продажи недвижимости на Видземском взморье ?
    • Вадим Марков
      Латвия

      №5 Вадим Марков

      05.08.2011

      21:49

      Пока основной интерес сосредоточен на Юрмале и центре Риги. Люди хотят видеть неподалеку от места проживания развитую инфраструктуру отдыха: кафе, рестораны, развлечения для детей и т.п. Тусовка вокруг концертов российских звезд - немаловажный фактор. Ничего этого на Видземском взморье нет. Пока сторонников "тихого отдыха" немного. Но вкусы со временем могут поменяться. Видземское побережье  россиянам совсем незнакомо. Хотя мы сталкиваемся с тем, что и для 30-ти, 40-ка -летних россиян Юрмала - настоящее открытие. За прошедшие 20 лет выросло поколение, которое понятия не имеет, что здесь великолепные пляжи, холодное, но чистое море, пока все относительно дешево и не так много людей, как на других курортах мира. А Видземе надо раскручивать. Например, одна из крупнейших российских  компаний по недвижимости МИЕЛЬ делает заметную рекламу в Москве своему жилому проекту в Саулкрасты. Пока темпы продаж с юрмальскими сравнивать не приходится.
  • Сергей Снегирёв
    Латвия

    №2 Сергей Снегирёв

    05.08.2011

    10:14

    Торговая недвижимость — тоже: торговля упала, люди уехали, платежеспособность снизилась. Аренда там сейчас на уровне 93—94–го годов.

    Вадим, а в ТЦ как дела с арендой обстоят? Понятно, что не на уровне 94-го, в 1994 никаких ТЦ тут не было вообще.
    • Вадим Марков
      Латвия

      №6 Вадим Марков

      05.08.2011

      21:58

      В благополучных, концептуально правильно оформленных центрах типа Спицы, Альфа, Молса положение получше. Величина аренды и здесь подсела, но торговая активность значительно выше средного уровня, пустых помещений нет и ротация арендаторов не столь значительна. Чего не скажешь о центрах, расположение которых похуже. Здесь  влияние спада торговли налицо. Надо иметь ввиду, что обьем торговых площадей в торговых центрах в Латвии на душу населения  один из самых высоких в Европе, поэтому и конкуренция между центрами очень высокая. Любая ошибка в концепции дорого стоит. Ну и стрит-ритейл торговые центры очень серьезно подмяли.
  • Сергей Новиков
    Дания

    №12 Сергей Новиков

    06.08.2011

    11:10

    Добрый день, г-н Марков!
    Скажите, как обстоят дела с интересом у среднего класса России и какие цены их интересовали бы (интересуют)?
    • Вадим Марков
      Латвия

      №14 Вадим Марков

      06.08.2011

      11:51

      Интерес среднего класса России связан прежде всего с  Болгарией, в меньшей степени с Испанией и Кипром, потому что там подороже. Поэтому, чтобы Латвии привлечь покупателей этого уровня, нужно научиться конкурировать по ценам с предложениями в этих странах. Основной ценовой сегмент от 70 до 150 тыс. Евро. Как Вы понимаете, верхняя граница совпадает с ограничениями по нашему инвесторскому закону. В Юрмале за эти деньги ничего нет. Поэтому нынешним летом появились покупатели интересующиеся жильем в Пиньки, Салиена, других экономных районах поближе к Юрмале. Но интерес к этому сегменту массовым пока назвать нельзя.
      • Сергей Новиков
        Дания

        №15 Сергей Новиков

        06.08.2011

        12:00

        В прошлом году в Москве на меня выходили местные (не знаю каким образом узнавали что я из Латвии) и просили помочь в покупке недвижки. Как раз средний класс. Некоторые хотели избавится от болгарской и приобрести латвийскую. При этом рассказывали мне преимущества латвийской перед болгарской.
        В марте был в Питере, разговаривал с несколькими крупными бизнесменами, зашел разговор и про недвижку - у людей есть недвижка в том же Лондоне, но они хотят поближе и сервис на русском и тд, но Латвию они не рассматривали, так как: "в Латвии нацисты маршируют".
        Но интерес к этому сегменту массовым пока назвать нельзя.
        Кстати, а представительство Риги в Москве делает что то, что бы спрос увеличился?
        • Вадим Марков
          Латвия

          №29 Вадим Марков

          07.08.2011

          10:57

          К сожалению, латвийские представительства делают, вернее почти ничего не делают по рекламе проекта "вид на жительство в обмен на инвестиции". Но хотя бы разрешают размещать рекламу частных компаний. В отличии от наших эстонских соседей, которые от имени государства уже с 2004 года делали огромную рекламу в Петербурге под лозунгом " Мы ближе , чем Хельсинки". Такую пассивность МИДовских структур можно объяснить разве только тем, что инициатива программы исходила от конкурентной партии Шлессерса, а МИДом рулят представители других партий. За государство работает "Риетуму банк", единственная латвийская структура проводящая серьезную рекламную кампанию проекта. По случайности, глупый отказ Лужкову привлек огромное внимание СМИ в России и очень многие потенциальные инвесторы только после этого скандала узнали о возможностях программы.

Комментарии

  • Сергей Дровников
    Латвия

    №3 Сергей Дровников

    05.08.2011

    11:11

    При этом интерес к Юрмале у восточных инвесторов — он такого психологического свойства: эти люди меньше смотрят на климат, больше — на тусовку, которая уже сложилась. А тусовка — это тоже вопрос моды: со временем она может уходить из одного региона в другой.
    =============================================
    Долгое время летом снимаем дачку в Юрмале. Вокруг очень много таких же дачников на лето. Большая часть из них россияне. Причем это жильё, мягко говоря не хай класса и тем не мение все расписано. Из того, что вижу много бабушек/дедушек с внуками, а в июле много людей среднего возраста, чаще всего на машинах с РФ номерами.
    Автор прав, тусовка очень много определяет. На этом фоне сильно удивляют "наезды" местных власть имущих на то, что определяет эту тусовку. Эти псевдо митиньши у концертного зала... Зачем рубить сук, на котором отчасти сидишь? Согласен, что есть определенные правила игры, но эти правила не должны быть надуманно показушными, замешанными на нац. выдумках с ясно выраженным желанием насолить, обидеть. Тем более, что адресованы они людям приезжающим на короткий срок, просто отдохнуть.
    Еще момент. При сдаче жилья на лето в частном секторе, деньги передаются из в рук в руки. Налоги кто то платит своему гос-ву? А сдают массово.
    • Вадим Марков
      Латвия

      №7 Вадим Марков

      05.08.2011

      22:22

      Конечно, достаточно спровоцировать несколько серьезных конфликтов политического характера направленных против инвесторов и просто туристов из определенных стран, отменить инвесторский вид на жительство и все тут же сдуется как воздушный шарик. 20 лет интерес к Латвии, по сравнению с другими регионами мира, был практически нулевым по причине сформировавшегося враждебного образа. А если представить, что  хотя бы 10 тыс. человек приоретут здесь жилье ( что по сравнению с другими популярными курортами для россиян совсем немного ), то только прямые инвестиции в недвижимость и строительство составят более 2 млрд. Евро, а плюс сервис, торговля, банки, транспорт. Поэтому хотелось бы, чтобы в Латвии возобладал прагматичный подход к экономике. А с налоговыми сборами от арендных поступлений можно было бы поступить по примеру других стран. Например в Швейцарии, в курортных местах, где аренда краткосрочна, ротация арендаторов высока и контроль за этим процессом очень сложный, налоги платятся в виде фиксированных сумм с каждой единицы сдаваемого жилья один раз в год. Причем сумма налогов совсем невысока и может составлять не более 1-2-х недельной аренды. Здесь главное не переборщить и не усложнять процедуру налогообложения.
  • Геннадий Прoтaсевич
    Россия

    №4 Геннадий Прoтaсевич

    05.08.2011

    12:09

    "В России фактор моды вообще имеет очень большое значение: когда все бегут толпой, это становится общепринятым поведением. Так было, когда все побежали в Лондон. А почему в Лондон? А просто — когда одна, вторая, третья знаковая фигура идет туда, за ними подтягиваются другие..."
    _________________________________________________________________

    Спорное утверждение. Лондон не выдает тех людей, на кого вынесено определение суда об их задержании. Например, Дорогомиловского.....Например  Березовского.... Или Чичваркина...

    Жизнь коротка, притом у миллионеров, протом в России...

    Ещё надо учесть, что и у миллионеров тоже есть дети, а недвижимость в Лондоне всегда в цене, следовательно - хорошее наследство,в отличии от Испании и, тем паче, Латвии. Да и учиться детям лучше в Лондоне, чем в Риге. Образование - не сравнить.  
    • Вадим Марков
      Латвия

      №8 Вадим Марков

      05.08.2011

      22:36

      Напомню, что в Лондоне проживает около 250 тыс. россиян и процент людей с острыми конфликтными отношениями со своим государством не значителен. Но то, что в России сейчас отмечается массовый психоз вызванный недоверием к будущей стабильности в стране , это факт. И поэтому один из мотивов приобретения жилья с видом на жительство на 5 лет в стране ЕС - это создание "тихой гавани" на всякий случай. Латвии стоило бы научиться использовать ситуацию и уметь создавать у  инвесторов полное ощущение стабильности этой "гавани". Тогда и экономический успех проекта был бы значительным для экономики страны. Кстати, многие из покупателей серьезно интересуются возможностями получения здесь образования для своих детей на английском и русском языках. Большой простор для частных школ.
      • Геннадий Прoтaсевич
        Россия

        №9 Геннадий Прoтaсевич

        06.08.2011

        01:42

        Вадим, я не согласен с вами, что "в России отмечается массовый психоз, вызванный недоверием к будущей стабильности в стране", вернее определение "по Калу Марксу", что в основе каждого большого состояние лежит преступление (вспомните девяностые в России). Многие, можно сказать, большинство крупных предпринимателей, банкиров и т.д. в чём либо сознательно нарушили законодательство и опасаются привлечения их к ответственности. Разница между странами ЕС огромна, тут вы не станете отрицать, и не стоит на "одну доску" ставить Англию и Латвию (из Англии не выдают).  Наиболее стабильная страна в политическом и экономическом смысле, уверенно «стоящая на ногах».

        И не стоит Оксфорд или Кембридж сравнивать с Латвийским университетом. Если рассматривать "типичного" обеспеченного человека, русского по национальности, создавшего состояние в России, то он постарается дать своему ребенку или лучшее образование в одном из престижных ВУЗов в своей стране (МГУ, МГИМО, ВШЭ) или в одном из лидирующих университетов международного уровня. Для примера, после окончания второго курса  ВШЭ по желанию студент может быть переведён в Сорбонну или университет Кента, а по окончании получить, соответственно, два диплома. Т.е. ребенок сможет с этим образованием успешно работать как в России, так и во Франции или Англии. "Плюс" к тому, что большинство устойчивых социальных связей создается во время учебы в университете (друзья, профессорско  - преподавательский состав, работающий по совместительству в администрации президента, мэрии, в частных компаниях).  Извините, Вы не сможите это отрицать.

        По простому, в Москве во многих крупных компаниях берут "только своих". Руководители компаний, выпускники МГУ, берут других молодых выпускников МГУ, гендиректора, окончившие Вышку - других молодых выпускников Вышки и т.д. Что то типа "Клуба выпускников". Если Вы часто бываете в Москве, обратите внимание на рынок труда, на более-менее дельное место : "требуется на должность..., выпускник МГУ, МГИМО, ВШЭ, выпускникам других ВУЗов не обращаться". Извините, включая и все латвийские, тот же ЛУ. Меня берет сомнение, что с диплом ЛУ поможет реализоваться и в других странах Старой Европы. Не стоит обобщать все страны, Западная Европа – это Западная Европа, Восточная  Европа и страны Балтии – это два других обобществления. А то сказали «страны ЕС» –  типа приравнять Вильнюс, Прагу и Париж J))

        P.S. "Минимальный уровень" выпускника гуманитарного факультета указанных московских университетов - свободное владение двумя иностранными языками. И не стоит сравнивать мехмат МГУ с матфаком ЛУ. После мехмата МГУ охотно берут на преподавательскую работу в американские университеты.  Специально спросил у одного из них- там выпускников ЛУ они (почему ?) не встречали. Один знакомый мальчишка-студент третьего курса мехмата МГУ уже "горбатится" на Майкрософт в свободное от учебы время (т.е. по вечерам, по "совместительству" с учебой)  с зарплатой в 80 тыс. рублей. Легко перевести в латы и сделать выводы по его будущему доходу...

        Извините за оффтоп.

        • uke uke
          Латвия
          Вадим, я не согласен с вами, что "в России отмечается массовый психоз, вызванный недоверием к будущей стабильности в стране", вернее определение "по Калу Марксу", что в основе каждого большого состояние лежит преступление (вспомните девяностые в России). Многие, можно сказать, большинство крупных предпринимателей, банкиров и т.д. в чём либо сознательно нарушили законодательство и опасаются привлечения их к ответственности.---   А какая разница как это называть-недоверием к стабильности или преступным происхождением больших капиталов?Российская стабильность-это  и есть узаконивание  в немногих руках такой концентрации общественного богатства и капитала,которая и не снилась правящему семейству в абсолютной монархии Саудовской Аравии.Все же понимают,что демократическое устройство страны с таким наглым хапком несовместимы. А тут под боком  Латвия-по-русски говорят,в ЕС входят,союзником России никогда не  будет. вообще считаю,что российским  искателям тихой гавани надо отдать Усть-Двинск,от домов до моря на  этом острове-10-15 мин пешком.






          • Геннадий Прoтaсевич
            Россия

            №16 Геннадий Прoтaсевич

            uke uke,

            06.08.2011

            12:30

            Может быть, может быть... Хотя можно сделать и другие выводы. Во всех странах после этапа первоначального этапа накопления капитала происходит его централизация, часть "игроков" уходит с рынка. Это естественный процесс. Так что я так негативн, как Вы, к этому не отношусь.

            В Латвии другой масштаб, когда владелец предприятия, имеющий 100 чел сотрудников, уже считается крупным предпринимателем, а проект в 10 мил лат крупным экономическим проектом :) Я не собираюсь начинать спор на "пустом месте", разный масштаб, разные исходные данные, различное государственное устройство.

            Теперь поговорим "о главном". Вы что, считаете, что человек "другой формации", "другого масштаба" приедет жить в страну, в которой ему попросту нечем заняться? В которой нет никакого драйва, как говорят молодые? Я эпизодически бываю в Латвии, вижу стиль местной жизни. Скучно, не масштабно, не интересно IMHO. Да зачем жить в "тихой гавани", которая скорее всего является болотом? Кровь скиснет.
        • Сергей Новиков
          Дания

          №11 Сергей Новиков

          06.08.2011

          11:08

          Геннадий, массовый психоз (хотя он не очень массовый, но присутствует) начался у мелкого и среднего бизнеса. У крупного и так всё хорошо (сами указали, что из Лондона не выдают).
          Сын моих друзей поступил в МГУ год назад на какой то престижный факультет (что то с политикой) на платный поток, через полгода перевелся на бюджет и спокойно продолжает учится.
          Выше было предложение про школы, а не ВУЗы, к тому же, что может помешать какому нибудь МГИМО открыть небольшой филиал в Юрмале?))
        • Вадим Марков
          Латвия

          №13 Вадим Марков

          06.08.2011

          11:36

          Геннадий, да я согласен с Вами. Лондон, это финансовая столица мира. Уровень образования, уровень приобретаемых связей  во время учебы в лучших английских университетах , это космос для Латвии. Совершенно иной масштаб и бизнеса, и просто жизни, в широком смысле этого слова. Но тем не менее, многие из тех, кто приобретает сегодня жилье в Юрмале и Риге , уже давно имеют недвижимость и в Лондоне, и где нибудь еще. Юрмала, это ближняя дача , на период хорошей погоды. Всего полтора часа лета из Москвы. Языковая среда, похожая ментальность создают особые комфортные условия. И не удушающе жарко, как на средиземноморье в июле-августе. Например, наш знакомый, состоятельный человек, для которого Лондон, Ница, Вена, Женева - города в которых он имеет жилье и где проживают его многочисленные родственники и дети, выйдя на пляж в районе ресторана на 36-й линии воскликнул: " Обалдеть! Такого прекрасного и пустынного пляжа , простирающегося на десятки километров я нигде не видел!". Но в течение нынешнего лета появились и люди, которые пытаются приобрести жилье за границей впервые, и средства которых ограничены двумя-тремя сотнями тысяч . Это про них я говорил, что они приобретают "тихую гавань" на всякий случай. И совсем необязательно, что за ними шлейф каких то преступлений, как за состояниями сколоченными на криминальной приватизации 90-х.
        • MASKa _
          Латвия
          У нас студент 1 курса ЛУ работает в Майкрософт с очень хорошей зарплатой (перевели, здесь не меньше). Студенты имеют возможность поехать по европейской программе Эрасмус из любого ВУЗа в европейский на полное обеспечение с оплатой стипендии на семестр или более. Есть возможность бесплатного обучения и поступления во многие европейские университеты (в нетоповые без дополнительного обучения, чего у российских школьников нет), в топовые как и все европейцы.Насчёт выпускников ЛУ в американских университетах. Улыбнуло. Оно им надо? Очень многие после европейского образования возвращаются домой в Латвию, кто-то остаётся в европе. Кто-то после американского образования едет либо в Латвию, либо в европу. Но чтобы европеец, получив образование за океаном, остался там, вот не доводилось встречать. Сорри за офф. 
        • Юрий Алексеев
          Латвия

          №27 Юрий Алексеев

          07.08.2011

          09:36

          Геннадий, а не хотите свой "оффтоп" развить в "спич"? Тема образования... актуальная у нас. :-) А то напишите: chairman@imhoclub.lv
          Буду весьма благодарен.
  • Ольга Павук
    Латвия

    №24 Ольга Павук

    07.08.2011

    00:06

    Вадим, спасибо за статью. Добавлю, что в России хорошо действует рекламная кампания LIVE RIGA во всех читаемых журналах. Отчасти этим можно объяснить возвращающуюся моду на Юрмалу у молодого поколения, тех самых 25-30-40летних, которые с удовольствим приезжают к нам потусить. За ними следуют их друзья, и всем нравится Юрмала и Рига. В этом году в начале июня уже невозможно было забронировать гостиницу на июль. Рестораны тоже подтянулись, много с хорошей кухней, и цены москвичей приятно удивляют. И конечно, погода уже второй год благоприяствует. Хорошо бы, чтобы эта тенденция имела продолжение.   
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Еще по теме

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ОЛИГАРХОМ В СССР

Да ладно..Сам выдвинул тезис,сам его опроверг . История с Фурцевой- самое лучшее подтверждение.Ей предьявили,что она за собственные деньги(!) по блату закупала стройматериалы для д

​ЭКОНОМИКА ЕС БУКСУЕТ

А что такое "экономика ЕС"? Разве что-то ещё осталось?

В ДЕНЬ СМЕХА ШУТЯТ ВСЕ

Да. Улыбнуло.

​КИЕВ ОБМАНУЛ КИТАЙЦЕВ, ОБМАНЕТ И АМЕРИКАНЦЕВ

Хамить, попрошайничать, считать весь мир себе обязанным и, естетвенно, обманывать всех подряд - это основы государственной политики сегодняшнего режима.Так что, можно не сомневатьс

​ДРУЖЕСТВЕННЫЙ, НЕЙТРАЛЬНЫЙ, МЕРТВЫЙ

Десант не знаетВиктор ВерстаковДесант не знает, куда проложенв полетных картах его маршрут.Десант внезапен, как кара Божья,непредсказуем, как Страшный суд.Хоть за три моря, хоть за

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.