Есть тема

02.12.2017

Гарри Гайлит
Австрия

Гарри Гайлит

Литературный и театральный критик

Мы живём в застое,

или Что нужнее — цивилизация или культура?

Мы живём в застое,
  • Участники дискуссии:

    29
    138
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 
Современные умники (а тех из них, кто сыграл уже в ящик, почему-то называют даже гениями) считают прогрессом то, что они без конца совершенствуют прикладные приспособления типа смартфонов или, скажем, утюгов.

Мне кажется, они противоречат сами себе — зачем совершенствовать смартфоны? И уж тем более — утюги? (Ну, разве что для того, чтобы поднимать на них цены и тем самым получать всё большую и большую прибыль?)
 


Этот же вопрос можно озвучить иначе, обобщеннее: в каком обществе мы с вами живем? В развитом или застойном? А может быть, вообще в загнивающем?
 


Я думаю — в загнивающем.


Вспомним, чем мы жили в ХХ веке? В ХХ веке человек буквально рвался к знаниям и стремился к прогрессу. Генеральным направлением было развитие космонавтики. Движение вперед фундаментальной науки окрыляло человека.

Мы совершенствовали ракетостроение, развивали науки, связанные с космосом. Благодаря чему, кстати, тогда развивались и многие прикладные науки.

А сегодня? Мы совершенствуем утюги! Штампуем миллиарды утюгов! Придавая им всё новые и новые конфигурации и функции, при этом забывая, что функция у утюга — одна. Гладить бельё.
 


Таким образом, мы не просто топчемся на месте — это не застой. Это загнивание, откат, потому что мы забыли о верховенстве фундаментальных наук. Мы заботимся только о науках прикладных.
 


Мы строим технически развитое общество, вредное для человека. Потому что оно превращает человека из одухотворенного существа в свинью с большой мошной.

Это регресс. Это загнивание. И не потому, что регресс вреден человеку.

Беда наша, еще не до конца осознанная, состоит в том, что технологизация разума всегда ведет к разрушению самой природы планеты.

Мы дошли до того, что готовы окончательно ее разрушить и перебраться на другую планету. При этом — ха-ха-ха! — даже не задумываясь о том, как это сделать. И вообще — возможно ли это. И наконец — надо ли это.


В исторической науке принято различать цивилизацию и культуру.
 


Предметный мир — это цивилизация, мир духовный — это культура. Например, США — страна с развитой цивилизацией и недоразвитой культурой.
 


Развитию подлежит культура, цивилизации возникают и растут спонтанно. Произвольно. Как плесень. Цивилизации, по большому счету, и есть плесень на поверхности планеты. Поэтому некоторыми даже считаются злом.

Тогда как культура всегда — благо. И развивается трудно.
      

Вопросы Гарри Гайлиту

Комментарии

  • Борис Бахов
    Латвия

    №1 Борис Бахов

    02.12.2017

    06:17

    Зачем совершенствовать каменный топор? Он и так отлично выполняет свои функции. Гарри, а вы сами много утюгом орудовали? Я, к примеру, не очень. Но всё же свои брюки-рубашки в молодости гладил сам. Достаточно, чтобы возненавидеть этот дурацкий процесс и ценить по достоинству прогресс, который дал нам немнущуюся одёжку. Сегодня я не возьму в руки даже самый совершенный утюг, у нас его просто нет в доме за ненадобностью. Слава прогрессу и умникам, придумывающим его!
    Поддержали: Сергей Радченко, Илья Нелов (из Тель-Авива)
  • Сергей Радченко
    Литва

    №2 Сергей Радченко

    02.12.2017

    06:33

    Я бы поспорил о терминах и противопоставил развитие техники и развитие человека(его знаний и способностей).А по сути согласен.До сих пор не понимаю-нахрена н-р иметь 200 каналов на ТВ если их не смотришь и т.д.А уж про печи...Знали бы  КАКАЯ ВКУСЕО-СМАЧНАЯ еда приготовленная на живом огне в камине!!ммммммммммм..и чек заваренный 
    Поддержали: Владимир Копылков
  • доктор хаус
    Латвия

    №5 доктор хаус

    02.12.2017

    07:30

    Причем тут никому не нужный космос, утюги и айфоны ?
    А то, что сейчас успешно лечат то, от чего люди умирали или делались калеками - это, конечно, застой и отстой - то ли дело в космосе болтаться да оружием брякать.
    Поддержали: Владимир Иванов
  • Anatolij Smirnov
    Латвия

    №6 Anatolij Smirnov

    02.12.2017

    07:50

    Не статья, а какие-то мыслительные конвульсии. В первом предложении автор решает за неких "умников", что для них значит прогресс. А уже во втором обвиняет их за это в противоречии самим себе... 

    Ещё очень интересно, кто же эти загадочные "мы", которые в прошлом веке занимались ракетостроением, а в этом штампуют миллиарды утюгов.

    Ну а фраза "технологизация разума всегда ведет к разрушению самой природы планеты" - это шедевр! Тут тебе и "природа планеты", и "технологизация разума", да ещё оказывается, что так бывает "всегда".

    Очень интересное определение "цивилизации". Оказывается это "предметный мир". Подозреваю автор ни только не был в США, но и не владеет английским. Что автоматически делает его экспертом по уровню их культуры.




    Поддержали: Денис Кольцов, Вячеслав Щавинский, Дмитрий Добролюбов, Maija Vainst
  • Денис Кольцов

    №8 Денис Кольцов

    02.12.2017

    08:59

    Спич - редкостная галиматья. Логически не связанный поток сознания. Автору нужно сходить на барохолку и купить утюг в который нужно горячие угли запихивать. А потом, чтоб разобраться с самим понятием "культура" сходить на завод по производству утюгов и посмотреть на культуру производства, потом в заводскую столовую и приобщиться к культуре потребления а уже потом сходить в заводской дом культуры чтоб приобщиться к духовности.
    Поддержали: Вячеслав Щавинский, Дмитрий Добролюбов
  • Вячеслав Щавинский
    Латвия

    №10 Вячеслав Щавинский

    02.12.2017

    10:16

    Цивилизации, по большому счету, и есть плесень на поверхности планеты====Тогда как культура всегда — благо.===========

          Не редко так бывает. Желание  выделиться, превалирует над здравым смыслом, над общеизвестным и ... общепринятым. Это как из любовно выращенного индивидуального "дерева" , "леса" не видно. Уважаемый спикер или не знал !!! или забыл ???, что культура  , в академическом понимании, состоит из неких составных частей. И  частью культуры цивилизации, общества и пр., является материальные и не материальные составляющие.
          Противопоставление этих составных частей и , тем более, уничижительное отношение в материальной составляющей культуры, это проявление "тоннельного мышления"... Или, как говорят медики, -сужение  периферического зрения у определенной категории пациентов.
          П.С. Ни чего личного, только ассоциация от прочитанного.
  • Сергей Леонидов
    Латвия

    №15 Сергей Леонидов

    02.12.2017

    10:43

    Культура и цивилизация имею другие опредления. Но автор в своей статье имеет право использовать свою собственную терминологию. Итак, культура - духовный мир, цивилизация - предметный. Культура развивается целенаправленно, а цивилизация - спонтанно. Культура - благо, цивилизация становится злом.

    Вообще-то это близко к тому, что утверждает исторический материализм. Предметный мир, т. е. производительные силы общества и связанные с ними производственные отношения, развиваются закономерно, от одной формации к другой. А духовный мир основан на этой надстройке и в зависимости от множества конкретных условий, в том числе и целенаправленных действий отдельных личностей, приобретает самые различные формы культурного многообразия.

    То, что наша общественно-экономическая формация находится в кризисе и приобретает уродливые черты, в т. ч. и потребительского перепроизводства утюгов и айфонов, это верно. Но верно также и то, что значительная часть деятелей культуры следует за этим трендом и обслуживает интересы загнивающих элит. 

    В традиционном же научном смысле культура является составной частью цивилизации и в значительной степени обусловлена материальными факторами. Бытие остаётся первичным, а сознание - вторичным.


    Поддержали: Денис Кольцов
  • arvid miezis
    Латвия

    №18 arvid miezis

    02.12.2017

    11:13

    Негодование понятно и естественно, но зачем такая терминология, да еще противопоставлять культуру цивилизации.
     Уж и не знаю как историки назовут этот период развития человечества, но это все ровно этап развития или уже деградации данной социальной культуры бытия.
     Волнует ли меня что либо?
     Да. Человеческий мозг постоянно желает себя убить изобретая новые болезни, как СПИД, штаммы гриппа, рака, сибирской язвы....также постоянно модернизируется оружие-химическое, биологическое, психотропное, атомное, нейтронное....
     И вопрос в том, можно ли все это назвать изобретениями. Вот Док радостно вещает, что сегодня много чего лечат, хотя тот же рак не лечат а убивают вместе с человеком, СПИД - также. Ну а замена больной почки на здоровую больше смахивает на ремонт. То есть человечество уже определилось - оно биоматериал с некоторыми социальными функциями , которые активно и самостоятельно ликвидируют. Та же толерантность - то есть терпимость к окружающим уже призывает к ликвидации семьи, веры, этноса. Так сказать, пока живешь , живи себе в радость и не заворачивайся о других.
     Прелести гаджетов в том ,что они требуют все большей памяти для обновлений, защиты...то есть штучка неизменно начинает глючить и поход за следующей игрушкой неизбежен.
     Согласен с тем, что у человечества нет новых идей ,уже второй век , а то и больше, копошимся в тех пределах мысли. Но это беда есть и в культуре в целом. Так что загнивает все целиком. Так сказать началось с головы, а колеса сами отпадут :)
    Поддержали: Юрий Анатольевич Тарасевич
  • Александр Кузьмин
    Латвия

    №22 Александр Кузьмин

    02.12.2017

    12:43

    Мне кажется, они противоречат сами себе — зачем совершенствовать смартфоны? И уж тем более — утюги? (Ну, разве что для того, чтобы поднимать на них цены и тем самым получать всё большую и большую прибыль?)
        Как зачем? В цивилизованном обществе потребления, черных пятниц, жизни в кредит ради нового смартфона, нового утюга с дистанционным управлением, ради которых сносят магазины топча людей становится смыслом жизни. Когда мы повторяем как мантру, западное цивилизованное высокоразвитое общество, европейская культура, что  мы что имеем ввиду в первую очередь, не культуру, не нравственность, порядочность и честность а его насыщенность, насыщенность каждого индивидуума предметами потреблениями в том числе для услады мамона. Это становится культом. Вспомните о чем в первую очередь завопили сливки общества причисляемые себя к цвету нации когда против России ввели санкции? Караул, грабят! Нас лишили хамона и дор блю. Как теперь жить?
         Как существует, зачем и для чего все эти утюги и смартфоны и зачем и для чего живет сегодняшнее общество легко можно показать на примере бритв "Жилет". Мужчины в курсе.. За лет 30 они нарастили количество лезвий с одного до шести. С каждым увеличением количества лезвий происходил  рост цен и на каждом этапе они срывали свой жирный куш. Возникает вопрос а нельзя ли было сразу производить такие бритвы сразу с шестью лезвиями. Ответ конечно очевиден, нет, иначе они не заработали бы столько денег. 
       Говорят давно уже есть вечная лампочка, лекарство от диабета, вечный двигатель, только кто же в западном цивилизованном обществе существующего ради прибыли сегодня позволит им появиться  в нашей повседневной жизни.
     
    Поддержали: Олег Озернов, Артём Губерман, Юрий Анатольевич Тарасевич, George Bailey
  • la-la.2010

    №50 la-la.2010

    02.12.2017

    16:57

    " Мы дошли до того, что готовы окончательно ее разрушить и перебраться на другую планету."
    Хочу поделиться со всеми одной интересной информацией. В двух словах тут не расскажешь... Я случайно увидела по тв "Вечер с Соловьёвым" и его интервью с президентом института им. Курчатова Михаилом Ковальчуком.(http://rupolitshow.ru/vecher-s-vladimirom-solovevym-25-10-2017.html с 73-й минуты)
    А вот здесь текст этого интервью (https://aftershock.news/?q=node/577467&full)
    Там и о нашей российской науке, и о проектах, которые уже в работе и о планах на будущее. Позитивно и вселяет уверенность в будущее человечества.
    А вот выдержка по теме, обсуждаемой здесь статьи:
    " Ковальчук:
    - После войны изголодавшееся человечество создало вот эту схему экономическую, в которой мы живём до сегодняшнего дня.

    Потребляй, производи, потребляй, выбрасывай, и покупай новое. Модели часов, машин, одежды, меняется всё. В одной книге, был такой писатель Веркор, у него есть роман «Молчание моря»,  и там было сказано, что изголодавшееся человечество  после войны запустило модель расширенного воспроизводства и потребления.

    Если эта модель будет обслуживать только страны золотого миллиарда, то ограниченных ресурсов земли хватит на бесконечное количество времени. Но как только одна страна такая как Индия, выйдет на уровень потребления энергии равной уровню потребления США, в мире наступит энергетический ресурсный коллапс. Это было сказано 60 лет назад.

    На наших глазах половина земного населения Индия и Китай пересело с велосипеда на автомобиль. Практически почти весь мир включился в истребление ресурсов. Вот если продолжать жить в этой технологической парадигме,  то мы придём к катастрофе через череду кровавых войн за доступ к ресурсам. Под ресурсами имеются в виду не только углеводороды. Это питьевая вода, плодородные земли и масса других вещей. По факту это очевидно, эта война уже началась, мы в ней живём, если посмотреть на полосы конфликтов.

    И если мы будем идти этим путём , мы придём через 10 или 50 лет к безресурсному существованию  через череду кровавых вещей ну сохранив там колесо, огонь и т.д.

    Есть ли альтернатива ? Есть. Это природоподобие.  Создать технологический уклад , который вернет нашу техносферу  внутрь природы и восстановит её  естественный ресурсооборот.

    Соловьёв: Когда мы это увидим ?

    Ковальчук: Мы видим это уже. Это же не происходит мгновенно. Вот мы сегодня поговорили, а завтра это произошло.  Это происходит каждый день. Я поясню таким популистским примером. Вот мы дерево срубили, ветки обрубили, у вас есть бревно, вы обтесали  появился брус, потом вагонка, паркет и т.д., отрезаем лишнее

    Добыли руду, выплавили слиток, на станок поставили , срезали лишнее, до 90 процентов уходит энергии и материалов на загрязнение окружающей среды в отвал.

    А природа выращивает деталь, из зерна рождается колос, дерево там, человек из клетки и т.д.

    И сегодня аддитивные технологии – это и есть выращивание деталей. Вы посыпали порошок, плавите его электронным лучом, лазером, не важно, выращиваете деталь, грубо говоря такой 3D принтер.  Сегодня можно получать сложнейшие изделия."

    Так что не только модернизация утюгов, есть достижения и посерьёзнее)



    Поддержали: Инна Дукальская, arvid miezis, George Bailey, Михаил Хесин, Светлана Рябцева
  • Kęstutis Čeponis
    Литва

    №52 Kęstutis Čeponis

    02.12.2017

    17:02

    Насчет космоса...

    Илон Маск хоронит «русский космос»

    26 августа 2017

    Частная космическая компания Илона Маска SpaceX запустила в минувший четверг 12-ю по счету ракету с начала года, обойдя по числу запусков все прочие страны и космические компании в мире, в том числе такого Россию, которая осуществила 11 ракетных пусков в этом году,
    сообщает Business Insider.

    Как отмечает издание Ars Technica, на третьем месте в этом рейтинге идет Китай с восемью запусками, далее — европейские фирмы с шестью запусками. Один из главных коммерческих конкурентов SpaceX — United Launch Alliance — отправила в космос пять ракет.

    Отмечается, что такими темпами — которые, по всей видимости, не ослабнут — к концу года SpaceX доведет общее число ракетных запусков до 20, опровергнув тем самым претензии критиков о том, что SpaceX якобы не сможет удовлетворить запросы клиентов.

    В результате всего лишь за 8 месяцев в 2017 году SpaceX обошла собственные достижения: в период с 2013 по 2016 годы среднее ежегодное число ракетных запусков составляло 6.

    Реализованная 24 августа миссия SpaceX состояла в том, чтобы отправить на околоземную орбиту первый тайваньский спутник. Аппарат дистанционного зондирования Земли Formosat 5 был выведен на орбиту 720 км. Пуск ракеты транслировался на сайте SpaceX.

    Комментаторы отмечают в этой связи очень важный факт, в рамках которого у SpaceX и вовсе отсутствуют соперники: речь идет о том, что после доставки спутника в космос компания уже в 15-й раз сумела вернуть первую ступень ракеты на землю. Эта цифра учитывает приземления как на суше, так и на море. При этом компании уже удалось запустить ранее использованную ракету, после чего снова вернуть ее.

    Предполагается, что программа многоразовых ракет снизит стоимость запусков, обеспечив SpaceX в ближайшие годы безусловное лидерство на рынке космических запусков.

    SpaceX стремительно отвоевывает у России ее долю на рынке космических запусков: если 2 года назад на SpaceX приходилось примерно 15 процентов коммерческих пусков на мировом рынке, то в 2016-м — 30 процентов. В этом году, по всей видимости, эта доля составит 45 процентов, у ЕС останется около 40 процентов, а у России — всего 15.

    Планы на следующий год еще более амбициозны: 60 процентов мирового рынка коммерческих пусков перейдут к SpaceX, у ЕС останется 30 процентов, у России — менее 10. Такие данные привел старший вице-президент SpaceX Тим Хьюз на слушаниях в подкомитете сената США.

    "До появления SpaceX с ракетой-носителем Falcon 9 рынок запусков коммерческих космических аппаратов фактически принадлежал Франции и России: ни одна американская компания не отправила ни одну коммерческую миссию на орбиту с 2009 года", — отметил он, указывая на прогресс, достигнутый SpaceX за эти неполные 8 лет.

    Процесс динамики лидерства SpaceX продемонстрировал глава компании Маск в одном из своих сообщений в твиттере. На графике видно, как голубая линия SpaceX растет, в то время красная шкала России из года в год уменьшается.

    Об авторитете компании говорит тот факт, что Пентагон ранее доверил ей запуск своего аппарата NROL-76, а в ближайшее время SpaceX должна будет отправить на орбиту сверхсекретный военный американский минишаттл Boeing X-37 (X-37B Orbital Test Vehicle или OTV).

    Ранее в июне 2017 года министр ВВС США Хизер Уилсон на заседании комитета сената по вооруженным силам отмечала, что SpaceX обеспечивает "гарантированный доступ в космос по чрезвычайно конкурентной цене".

    По данным Минобороны США, запуск Boeing X-37 на новом носителе предоставляет дополнительные возможности. Все предыдущие четыре запуска Boeing X-37 производились на ракете Atlas V.

    Интересы компании Маска простираются далеко за пределы получения коммерческой прибыли. В июне 2017-го компания впервые запустила к МКС ранее использованную герметичную спускаемую капсулу корабля Dragon, летавшую в космос в сентябре-октябре 2014 года.

    После успешного завершения миссии в июле капсулу снова удалось сохранить, после чего начал решаться вопрос о ее третьем по счету использовании. В дальнейшем к МКС в рамках контракта с НАСА SpaceX планирует отправлять только уже ранее использованные Dragon — в данный момент единственные многоразовые космические грузовики на планете.

    Кроме грузовиков Dragon, к МКС должен полететь пилотируемый корабль Dragon 2.

    Согласно недавно опубликованному отчету НАСА, в SpaceX намерены уложиться в срок: Dragon 2 стартует в феврале 2018 года в беспилотном режиме, а летом — уже с астронавтами.

    При этом до конца текущего года должна стартовать сверхтяжелая ракета Falcon Heavy, способная выводить на низкую околоземную орбиту 63,8 тонны полезной нагрузки.

  • Ян Заболотный
    Латвия

    №53 Ян Заболотный

    02.12.2017

    17:14

    Предметный мир — это цивилизация, мир духовный — это культура (с) Ну что за бред в голове у автора? Чем дальше - тем хуже.
  • Ян Заболотный
    Латвия

    №55 Ян Заболотный

    02.12.2017

    17:17

    США — страна с развитой цивилизацией и недоразвитой культурой. (С) А у нас не только культура, но цивилизация недоразвитая. Даже лишняя хромосома не помогает.
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Гарри Гайлит
Австрия

Гарри Гайлит

Литературный и театральный критик

И уважать себя — заставит

За наш счёт

Всеволод Шимов
Беларусь

Всеволод Шимов

Доцент кафедры политологии БГУ

Свои против чужих

В мире воображаемых сообществ

Antons Klindzans
Германия

Antons Klindzans

​О примерах демократии

Уроки т.н. цивилизованных стран

Артём Бузинный
Беларусь

Артём Бузинный

Магистр гуманитарных наук

Традиция vs антитрадиция

Водораздел между Россией и Европой

Фильм «Прибалтика. Русский выбор»

№13 Ярослав Александрович Русаков→ Петя СидоровВам сколько раз надо повторить?!И таки отвечать вопросом на вопрос очень любит одна нация...Догадаетесь, или подсказать?!"А

КАК ПРОЙДОХА-ИТАЛЬЯНЕЦ ИВАНА III ПРОВЕСТИ ПЫТАЛСЯ

Спасибо, уважаемый Михаил Елин...Познавательно и поучительно, как жлобство и попытки на...обмануть - плохо заканчиваются...И почему-то приходит на ум нынешнее время: Минск-1 и 2, С

ДОНАЛЬД ТРАМП ПРАВ ПО ПОВОДУ УКРАИНЫ!

Думаю, коли Модератор САМ НАРУШАЕТ Устав клуба, тем самым нарушая самою суть обмена мнениями, полагаю себя ДОЛЖНЫМ указывать на это, несмотря на последующую кару.

​ПОЧЕМУ ПРИБАЛТИЙСКИЕ ЭЛИТЫ ХОТЯТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВОЙНЫ?

Развязав войну - вы хотите её прекращения?!Чем и как Пр..балтика - помогла Укруине?!Наемниками, БПЛА, другими беспилотниками, лечением нацистов Азова и других?!Не, вы точно убогий.

ВОЛЧИЙ БИЛЕТ, МАРШАК И КОРОЛЕВА ЭЛИОНОР

Из моего российского детства, у бабушки в деревне. "Бригадир, бригадир, лохматая шапка.Кто поллитра поднесёт, тому и лошадка."

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.