ОБЩЕСТВО

13.06.2017

Борис Цилевич
Латвия

Борис Цилевич

Политик, депутат Сейма

«Латышскость» против «латвийскости»

Третья община

«Латышскость» против «латвийскости»
  • Участники дискуссии:

    27
    101
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 

Было ли в Риге «этническое» голосование? Этот вопрос стал одним из самых интересных в послевыборных дискуссиях. Лидеры партий считают, что нет. Экс-президент Затлерс — что у русских да, у латышей — нет.
 


Сама формулировка столь любимого журналистами вопроса основана на постулате о двухобщинности Латвии. Столько лет об этом говорили, что сейчас двухобщинность очень многими уже воспринимается как неоспоримая истина. Но, полагаю, это просто неверно.

Общество Латвии не сегрегировано. В отличие от Эстонии, где русскоязычное меньшинство сконцентрировано в определенных регионах (Иду-Вирумаа и половина Таллина), в Латвии русскоязычные граждане более или менее равномерно распределены по всем городам, а в Латгалии (и некоторых районах) — и в сельской местности.

Уровень смешанных браков остается неизменно высоким — примерно каждый четвертый брак при всех режимах. Абсолютное большинство латвийцев двуязычны — правда, за последние 25 лет ситуация «поменяла знак»: раньше почти все латыши владели русским, сейчас латышская молодежь зачастую русского не знает, а вот русскоязычные, как правило, по-латышски говорят (среди пожилых таких гораздо меньше).

По-моему, на самом деле в Латвии не две, а три крупные общины.

Одна — «чисто латышская», где люди ежедневно говорят только на латышском, читают LA и Diena, смотрят LTV и LNT, в общем — живут в латышской языковой, культурной и информационной среде. В этой общине есть и люди нелатышского происхождения, по воле судьбы или сознательно выбравшие ассимиляцию. Русские и другие меньшинства в их мире, конечно, существуют — но отдельно, в своих замкнутых пространствах: религиозные общины (старообрядцы, в частности) и культурно-национальные общества — к которым в целом относятся позитивно, готовы даже сходить послушать русские песни, например. Конечно, при условии, что эти организации ограничиваются песнями и не пытаются «лезть в политику» или «качать права». Партии и политики, ориентирующиеся на эту общину, отстаивают идеи «латышской Латвии» — т.е. расширения границ этой общины до пределов всего государства.

Вторая — «чисто русская», ее составляют в основном — но не только — люди старшего поколения. Многие из них до сих пор ощущают боль от несправедливостей и обид начала 90-х («круглые печати», произвол ДГИ и прочее, о чем молодежь уже просто не знает), не смогли адаптироваться к новым реалиям. И до сих пор ощущают на себе пренебрежительное или даже откровенно враждебное отношение со стороны политического истеблишмента. Общаются только на русском, читают «Вести», смотрят Первый и другие российские каналы — и придерживаются соответствующих взглядов. Значительная часть согласна с тем, что промышленность и вообще экономика Латвии разрушена, страна прозябает, единственный шанс — вернуться в экономическую и политическую орбиту России, и что вообще Латвия — лимитроф, случайное, нежизнеспособное и временное образование. Сегодня, после краха партии Линдермана-Гирса, в политическом спектре Латвии эти идеи не представлены.

Третью общину я бы назвал латвийской. Это — латыши, русские и люди другого этнического происхождения, которые ежедневно общаются и на латышском, и на русском, (и, как правило, на английском), смотрят LTV и ПБК, пишут в соцсетях на обоих языках и вообще комфортно чувствуют себя в многоязычной, мультикультурной среде. Политические взгляды у членов этой общины очень разные, общее только скептическое отношение к национализму. Наиболее яркие представители этой общины в политике — «Согласие» и ЧСР.

По моим личным ощущениям, третья группа не быстро, но устойчиво растет, вторая уменьшается, первая стабильна с тенденцией к росту.


Вернемся к вопросу об «этническом» голосовании. Конечно, в Латвии судить об этническом происхождении по имени-фамилии никак нельзя — именно из-за нашей несегрегированности и смешанных браков мы знаем множество Янисов Петровых и Василиев Силиньшей. Но все же фамилия задает ориентиры для избирателей, голосующих «за своих».

Среди избранных депутатов от «Согласия»-ЧСР соотношение русских и латышских фамилий — примерно 2:1. От остальных списков прошли только депутаты с латышскими фамилиями. В списке ЛОР-ПР кандидаты с русскими фамилиями составляли примерно десятую часть, все в итоге сконцентрировались в нижней части списка. В списке «новых консерваторов» нашел две русских фамилии, обе тоже оказались далеко внизу. Четыре кандидата «Единства» с русскими фамилиями тоже на самом дне. У «националов» русских фамилий в списке вообще не увидел.

Есть достаточно серьезные основания полагать, что далеко не все русскоязычные рижане голосовали за «Согласие»-ЧСР. В частности, список ЛОР-ПА явно получил немало «русских» голосов. Получается, что русскоязычные рижане активно голосовали за кандидатов-латышей — независимо от того, какой список они выбирали. А вот латышские сторонники правых партий к кандидатам с русскими фамилиями отнеслись скептически.

Таким образом, если бы «latviskās partijas» получили бы на 3 мандата больше и осуществилась мечта Бондарса и Броки — «свалить Нила», то в Риге сформировалась бы этнически чистая коалиция. Городом с населением почти 50-50, городом, который исторически был многоконфессиональным и многоязычным, управляли бы представители только одной этнической группы.

Впрочем, практически такая же ситуация уже была — вплоть до конца 90-х. И никто в этом проблемы не видел — к сожалению…


Нет, я отнюдь не являюсь сторонником концепции «пропорционального представительства», наоборот — для меня эта идея попахивает расизмом. Речь о другом — о доверии, солидарности, включении (инклюзивности, выражаясь академическим языком).

Когда после избрания Билла Клинтона спросили, как будет выглядеть его правительство, тот ответил: «It will look like America» (оно будет выглядеть, как выглядит Америка). Вообще, включение и в партийные списки, и в правительство граждан, принадлежащим к разным социальным группам (женщин, людей с особыми потребностями, расовым и этническим меньшинствам и т.п.) давно стало хорошим тоном для партий мейнстрима в Европе и не только.

Интеграция — это участие. Пусть даже доброжелательная, но патерналистская позиция, отрицание равноправного участия русскоязычного меньшинства во всех областях, включая управление городом и государством, крайне деструктивна с точки зрения интеграции.

Итак. Рижские выборы стали не конкуренцией «латышских» и «русских» партий, как это — с разной степенью откровенности — утверждают политики, политологи и журналисты. Соперничали партии первой и третьей общин, «латышские» — и «латвийские», представляющие формирующуюся политическую нацию. Конечно, это лишь один из множества факторов, возможно, даже не самый главный, но — все же хорошо, что «латвийские» победили…
 

Вопросы Борису Цилевичу

Комментарии

  • uke uke
    Латвия

    №1 uke uke

    13.06.2017

    06:07

    ---
    и. В списке ЛОР-ПР кандидаты с русскими фамилиями составляли примерно десятую часть, все в итоге сконцентрировались в нижней части списка. В списке «новых консерваторов» нашел две русских фамилии, обе тоже оказались далеко внизу. Четыре кандидата «Единства» с русскими фамилиями тоже на самом дне. У «националов» русских фамилий в списке вообще не увидел.
    --
    Значит, с латышскими партиями разобрались:имело место этническое голосование.
    Про Согласие автор почему-то такой анализ не делает,поэтому сошлюсь на статью Гильмана(её ведь здесь не опубликуют):
    --

    Начну с перечня имен. Раймонд Гайлис, Агрис Америкс, Вита Ермоловича, Айна Крукле, Карлис Стрелис, Янис Шмитс, Юрис Закис, Аусма Цимдиня, Иван Иванов и Геннадий Севастьянов. Этих замечательных, хотя и не слишком известных широким массам людей объединяет то, что они были депутатами правящей коалиции прошлой думы, баллотировались в нынешнюю, но не прошли в нее. Причем Севастьянова из этого списка можно смело вычеркивать: он — первый за чертой. Вероятно, скоро от мандатов откажутся чиновники, которым закон запрещает быть депутатами (Радзевич, Буров), и он попадет в думу. То есть победители потеряли не просто мандаты — они потеряли латышских депутатов и примкнувшего к ним милейшего ветерана Ивана Пимановича Иванова, заседающего аж с 1990 года.

    Теперь другой ряд. Ближайшие соратники Нила Ушакова Андрис Америкс и Юрис Радзевич, многолетняя начальница Управления натурализации Эйжения Алдермане, благодаря которой получили гражданство многие нынешние избиратели, полковник-"афганец" Дайнис Турлайс, советский адмирал-политработник Янис Лочмелис, директор инфекционной больницы Байба Розентале, имя которой постоянно полощет латышская пресса. Эти люди как раз прошли в думу. Но вся их биография говорит, что прошли они в основном русскими голосами

    --

    Таком образом,у Согласия не прошли *неизвестные*латыши,а более-менее известные прошли.Значит,средний избиратель Согласия,отдаёт предпочтение русским фамилиям при прочих равных условиях.

    Затлерс прав,а версия про третью общину симпатична,но не соответствует действительности.

    Скорее,за "третью "общину,межнациональную,можно было принять ту часть электората,которую Согласие * купило*.;)

    Ну как,спрашивается,пенсионерам не голосовать за Согласие,если они катаются бесплатно при цене билета1.15.?

    Поэтому и остальные партии занялись тем же самым-* перекупкой* этой многочисленной и ходящей на выборы части электората.

    Мне непонятно,как,без этнического голосования, можно на муниципальных выборах проголосовать за партию,которая обеспечила увеличение стоимости общественного транспорта почти в 2 раза и создала муниципального монстра,обслуживающего дома рижан,который начал открыто присваивать деньги,которые до его создания шли в доход дома(например,проценты за просрочку платежей)?

    А если её противники обещают закрыть русские детские сады,увеличить языковые штрафы и прочая и прочая,то вполне можно 

    Почивать на лаврах.


  • Phil .
    Латвия

    №2 Phil .

    13.06.2017

    06:11

    Раз уж статья — копи-пейст с ФБ, то и мой комментарий оттуда же (edited). 

    На первый взгляд все правильно и логично. А вот на второй не очень.

    1. Этническое вычеркивание. Можно осторожно предположить, что оно действительно имело место. Ведь, как правило, больше всего плюсов и минусов получают люди широко известные в обществе. Менее известные получают намного меньше и того и другого. Малоизвестные народным массам русские фамилии получили немного больше минусов, чем столь же малоизвестные латышские. Возьмем для примера список LRA/LA. Больше всех минусов получил Андрей Жагарс — 2580, но внушительное число плюсов позволило ему занять проходное четвертое место. На втором месте по минусам... ну о ней позже. Первые номера получили изрядно минусов, но намного больше плюсов (самому Бондарсу плюсы поставили 2/3 проголосовавших за список). Но начиная с 6 позиции (по результатам) и ниже все кандидаты получили больше минусов, чем плюсов, от 764 минусов у Оскара Путниньша до 1588 у Петра Алексеева (за одним исключением — второе место после Жагарса по минусам заняла Анита Лейшкалне, плюсов у нее тоже больше, чем у других обитателей нижней части списка, но в отличие от Жагарса, минусы загнали ее на предпоследнее место. Я не знаю, кто она такая, но очевидно, что значительная группа избирателей с ней знакома). Если ее не учитывать, то забаненные по этнической причине носители русских имен получили на 300-400 минусов больше, чем другие обладатели мест с 6-го по 63-е. 300 "лишних" минусов — это около 1% от голосовавших за список. Можно говорить, что "латыши вычеркивают русских"? Только с очень серьезными оговорками. Но этот один процент — действительно проблема для партий, которые хотят привлечь "лояльных русских". Зачем русским к ним идти, если этот 1% обеспечит им провал, и фракция будет моноэтнической? Конечно, Лоскутов и Юдин прошли в Сейм от Единства, всё бывает, но видно. что их электоральный потенциал был выше среднего.
    2. Да, формально коалиция Согласие/ЧСР самая интерэтническая (не забудем, что Согласие более русская, а ЧСР более латышская партии, но они и по отдельности не такие моноэтнические, как другие, а вместе, так вообще образец интеграции. Но достаточно ли этого, чтобы "латвийский" избиратель выбрал этот список. Я думаю, что и сам автор, признает, что мало. Я, к примеру, позиционирую себя, как умеренно правого либерала. Ну почему я должен отдать преимущество людям, которые позиционируют себя, как социал-демократы, а не либеральной Latvijas attīstībai? Только потому что они латыши? так куда подевалась моя "латвийскость"? Я должен вести себя, как зеркало "нациков" — за кого угодно, лишь бы за своих по языку? Ну уж увольте, не желаю.
    3. И это тема, которую в диалоге с Борисом Цилевичем я стараюсь обойти, но упомянуть обязан. 
    Это коррупционные риски в РД. Некоторые соотечественники доходят до того, что называют Согласие партией жуликов и воров. Я не хотел бы в рамках этой темы дискутировать, насколько это справедливо, но учитывать, что довольно значительное число избирателей, включая русскоязычных, имеют именно такой образ Согласия, то, ИМХО, трудно убедить их голосовать за единственную "латвийскую" партию, которая, по их же мнению, их обкрадывает. 

    Если Согласие захочет и сумеет исправить свой коррупционный имидж, то к этому разговору можно вернуться. А пока, извините, мне такая "латвийскость" не нужна.
    Поддержали: Vitjok's Vecais, unknown
  • Сергей Радченко
    Литва

    №4 Сергей Радченко

    13.06.2017

    06:55

    Байка о национализме.
    Советский музыкант(не помню кто) приехав с гастролями на Запад доказывает местному дирижору.
    -У нас в СССР нет национализма!Нет Дискриминации по признаку национальности.Вот в нашем оркестре есть 6 евреев.Их свободно выпустили в турне!
    -Знаете- отвечает его собеседник_ А вот я не в курсе сколько евреев играет в моем оркестре.Не считал...
    Поддержали: Phil ., unknown , Марк Козыренко, Александр Соколов, Владимир Копылков, Дмитрий Суханов, Гарри Гайлит, Виктор Дунаев
  • Сергей Радченко
    Литва

    №5 Сергей Радченко

    13.06.2017

    07:16

    Поддержали: Юрий Васильевич Мартинович, Владимир Копылков
  • Борис Бахов
    Латвия

    №6 Борис Бахов

    13.06.2017

    07:28

    Самое отрадное в анализе ситуации то, что усыхает вторая группа. Со всем остальным можно жить и спокойно смотреть в будущее. Динозавры хороши только в музеях и кино.
    Поддержали: доктор хаус, unknown , Aisek Brombergs, Kęstutis Čeponis
  • Евгений Иванов
    Латвия

    №7 Евгений Иванов

    13.06.2017

    08:26

         Ну если автор увидел третью общину, то наверное у него открылся и третий глаз. Молодые латыши из глубинки действительно не знают русский, но английский они знают лучше. Выделим еще одну общину? А врачи знают латинский и его используют—тоже новая община? Вот зачем писать откровенную чушьласкающую ухо родной партии? И ведь не глупый человек. Был. Как и Гильман. До определенного предела. Имхо только одно обьяснение всему этому: старческие изменения вызывающие упрощающую все наивность.
    Поддержали: uke uke, Ринат Гутузов, Гарри Гайлит, Сергей Леонидов, Александр Кузьмин
  • Марина Феттер
    Латвия

    №11 Марина Феттер

    13.06.2017

    09:05

    А я бы выделила четвертую группу - пофигисты.. Какой вообще процент голосовавших был? Я не помню точно, но, допустим около 50-60. Значит, остальные просто проигнорировали вборы. О причинах можно только догадываться - среди них может быть и абсолютно равнодушная молодежь, и озлобленные старцы, и среднее поколение, недовольное своей жизнью и не верящее вообще никакой власти. В любом случае, эти люди высказали свое неодобрение всем партиям без исключения.  При желании, их тоже можно назвать группой протестантов, например...

    Поддержали: доктор хаус, Андрей (хуторянин), George Bailey, unknown , Константин Рудаков, unknown , Phil ., Rita Dorofeeva, Екатерина Иванова, Савва Парафин, Maija Vainst, Артём Губерман, Марк Козыренко, Vladimir Kirsh, Олька *****
  • Владимир Бычковский
    Латвия

    №13 Владимир Бычковский

    13.06.2017

    09:19

    "У русских - да, у латышей - нет" - прав Затлерс, латыши не идиоты, чтоб место у "кормушки" городской потерять.
    Поддержали: George Bailey, Александр Кузьмин
  • Владимир Соколов
    Латвия

    №57 Владимир Соколов

    13.06.2017

    12:58

    Спасибо автору за поставленный вопрос. Предполагаю,что к сожалению "латышкость" не заинтересована в создании и развитии "латвийскости". Возможно "русскость" проявляет гораздо больший интерес в развитии "латвийскости" как национального пректа.

    Поддержали: George Bailey, Владимир Бычковский, Анатолий Бодров
  • Александр Кузьмин
    Латвия

    №84 Александр Кузьмин

    13.06.2017

    22:33

       К большому сожалению 200 тысяч русских проголосовавших в свое время за независимость мечтали как раз о латвийском независимом государстве, а получили националистическое латышское государство под руководством водопроводчиков физкультурников уборщиц и балерин, которое и независимым назвать невозможно.Все дальнейшие шаги начиная с 1991 года этого государство вряд ли способствуют появлению третьей группы. Кто вчера солгал тому и завтра не поверят (народная мудрость)
      Соглашусь с Затлерсом хотя конечно выборы в Думу не показатель, этническое голосования ярко проявится, как это и происходило всегда (программы партий никто не читает) на выборах в парламент, где голосование будет происходить по принципу казачьего атамана Краснова "Хоть с чертом лишь бы против большевиков"
  • Анатолий Первый
    Латвия

    №86 Анатолий Первый

    14.06.2017

    00:11

    Первая группа: 
    живут в латышской языковой, культурной и информационной среде.
    Но далее:
    готовы даже сходить послушать русские песни

    Первая привязана к национальности, как в основном латышская:
    В этой общине есть и люди нелатышского происхождения
    Третья привязана к национальности:
    Это — латыши, русские
    Вторая привязана уже к возрасту:
    ее составляют в основном — но не только — люди старшего поколения

    Начал с национальностей. Третья группа - это смешанные семьи что ли?
    Что в Латвии радикалы и умеренные - это итак ясно.
    Так какую корреляцию хотел показать автор?
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Гапоненко
Латвия

Александр Гапоненко

Доктор экономических наук

Размышляя над итогами выборов в Рижскую думу

И немного конспирологии

Итоги выборов-2017

Согласие -- 32 мандата

Владимир Линдерман
Латвия

Владимир Линдерман

Председатель партии «За родной язык!»

ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА

Спецвыпуск из тюрьмы

Алексей Гуленко
Латвия

Алексей Гуленко

Обзор латвийских партий перед выборами

За кого голосовать?

​МИРОВОЙ СКАНДАЛ И ПОЗОР

IMHO тот, кто не называет лопату лопатой, даже с самими благими намерениями. 

ПО СЛЕДУ ПУБЛИКАЦИИ

Вам Сталин столькотнадорил, что пора ему памятники ставить.Что это ваша коренная территория, надо было полякам, например, рассказать. Им бы стало стыдно, и все вернули бы без Стали

НЕ СМОТРЕЛ, НО ОСУЖДАЮ

Расскажите об успехах латышских нацистов в борьбе с остатками советской "многонационалии" у вас в Латвии. Кто у вас там считается "мастурбеками"?

ЧТО ЖДАТЬ ОТ НОВОГО ПАПЫ РИМСКОГО?

А вот свежие новости прямо из Ватикана, касающиеся политического (русофобского) лица новоизбранного Папы: Глобалистская шлюха из Ватикана: "С моей точки зрения, это настоящая

РУССКУЮ ДУШУ НОГАМИ ПИНАЯ

(1) Но у нас не только Москва есть, но и много других городов восточнее: Чита -- +6 часов к Москве, Магадан -- +8 часов, Анадырь -- +10 часов. Центр тяжести -- около Красноярска, э

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.