ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА
04.05.2022


Алла Березовская
Журналист
КТО НЕ ПОМНИТ СВОЕ ПРОШЛОЕ,
ОБРЕЧЕН ПЕРЕЖИТЬ ЕГО СНОВА…

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Марк Козыренко,
arvid miezis,
Леонид Радченко,
Илья Нелов (из Тель-Авива),
Юрий Васильевич Мартинович,
Марина Зимина,
Ярослав Александрович Русаков
В двадцати с небольшим километрах от Риги, на правом берегу Даугавы, находится маленький, ничем не примечательный тихий городок Икшкиле, в котором живет чуть более 8 тысяч человек. На сайте местного самоуправления перечислены городские достопримечательности — всего три.
Пару лет назад я была здесь и заглянула в придорожное кафе. Пока автомат шипел и готовил мой кофе, я поинтересовалась у буфетчицы, что это за памятник рядом с ее кафе. Она недоуменно пожала плечами и замотала головой. Не знает! Ладно, мне не сложно. Могу и я рассказать местным жителям, что за трагедия случилась в их родном Икшкиле без малого сто лет назад.
Сегодня не грех и повторить тот мой рассказ, ведь власти Огрского края на днях решили демонтировать пять памятных камней, в том числе и этот, возведенный в честь героического латыша ТЕОДОРА НЕТТЕ…
Советский дипломатический курьер Теодор Нетте был убит 5 февраля 1926 года в поезде Москва — Рига, в котором помимо обычных пассажиров находились и представители нескольких посольств, перевозивших диппочту. Советские дипкурьеры, латыш Нетте и эстонец Иоганн Махмасталь, располагались в середине дипвагона в отдельном купе. Ранним утром у станции Икшкиле в вагоне послышался шум. Махмасталь выглянул в коридор и увидел двух вооруженных мужчин в масках, которые требовали у проводника и представителя "Льноторга" Печерского показать, в каком купе едут дипкурьеры.
Быстро закрыть дверь Иоганн не успел: помешал упавший в проем мешок с почтой. Бандиты бросились к нему, один из них выстрелил и ранил Махмасталя в живот. Теодор Нетте открыл по нападавшим огонь. Он ранил обоих бандитов, но один из них успел сделать ответный выстрел, ставший смертельным для Нетте. Махмасталь получил еще одну пулю в руку, но и сам попал в одного из стрелявших. На звуки выстрелов из соседних купе стали выглядывать встревоженные пассажиры. Раненые бандиты в спешке бросились в конец вагона, но здесь их добил третий сообщник, после чего на ходу выпрыгнул из поезда. Несмотря на тяжелейшие ранения, Махмасталь до самой Риги продолжал охранять купе, никого не пуская внутрь, хотя итальянские дипкурьеры пытались оказать ему помощь. Даже в Риге Махмасталь не пустил в купе сотрудника советского постпредства, потому что раньше он его не видел. Почту дипкурьер сдал лишь второму представителю посольства, которого знал в лицо.
За расследование преступления взялась политическая полиция Латвии, установившая, что убитыми бандитами были боевики-террористы братья Габриловичи, граждане Литвы. Личность третьего нападавшего так и осталась неизвестной. Согласно результатам расследования, целью бандитов были материальные ценности в почте дипкурьеров. Латвийские власти принесли России извинения за инцидент, и на этом расследование закончилось.
В отличие от российских историков, упрекавших латвийских полицейских в халатности, рижские исследователи придерживаются иного мнения. Как считает историк Олег Пухляк, это не совсем справедливо: "Если изучить архивные материалы, относящиеся к тем событиям, то видно, что расследование проводилось тщательно, особенно на начальном этапе. Были в кратчайшие сроки установлены не только личности бандитов, но и прослежены их связи в Риге. Следствие выявило лиц, с которыми Габриловичи общались, узнало, где они жили, куда ходили. Но потом, по моим ощущениям, интерес к делу как-то пропал, возможно, не без давления сверху. В деле были ниточки, за которые вполне можно было потянуть, но это почему-то никого не заинтересовало... Надо понимать, что в те годы в Риге было немало воинствующих эмигрантских группировок, весьма недружелюбно настроенных к молодой советской России, — белогвардейцы, кадеты, эсеры, монархисты. Полиция Латвии их тоже не особо жаловала, во-первых, не разделяя их стремлений возродить Российскую империю в прежних границах, во-вторых, не желая обострения отношений с соседним государством. К тому же бывшие кадеты и эсеры то и дело устраивали какие-нибудь скандалы".
В качестве примера агрессивных настроений в промонархических кругах довоенной Латвии можно привести инцидент, который случился в Риге с бывшим министром иностранных дел Временного правительства России П.Н. Милюковым, который в 30-е годы по приглашению рижской газеты "Сегодня" приехал из Франции в Ригу читать лекции по истории России. Милюков до этого не раз высказывался против интервенции и насильственного освобождения России от большевиков, чем заработал себе в эмигрантской среде политических врагов, дважды на него совершались покушения — в Берлине и в Риге, где на одной из лекций к профессору Милюкову прямо на сцене подошел студент Адеркас и дал ему пощечину. По воспоминаниям современников, около Адеркаса образовалась свалка, в переполненном зале поднялся шум и паника, и тогда на сцену вышел очень уважаемый в городе человек — организатор Дней русской культуры и депутат Сейма Е.М. Тихоницкий. Он успокоил публику и резко осудил поступок студента. В зале раздались аплодисменты в поддержку его слов, а Павел Николаевич Милюков, поблагодарив своего заступника, продолжил чтение лекции...
Есть версия, что в нападении на советских дипкурьеров не обошлось без британской и немецкой разведок, заинтересованных в провокациях против советского правительства. А уж найти исполнителей для подобных акций в мутные 20-е годы в Латвии было совсем несложно. В местных газетах, обсуждавших разные версии происшествия на станции Икшкиле, несколько раз упоминались мешки с деньгами, которые якобы и стали главной приманкой для бандитов. На провокационный характер операции указывает и странное поведение третьего сообщника боевиков, который, по словам Иоганна Махмасталя, во время нападения стоял в коридоре, наблюдая за происходящим. Видимо, его задачей была ликвидация исполнителей акции как лишних свидетелей, с чем он успешно справился.
В свое время мне довелось пообщаться с известным рижским скульптором Леонидом Кристовскисом, одним из авторов памятника Освободителям Риги. А родился скульптор в Риге в здании... советского постпредства, там, где и сейчас находится Российское посольство. Его отец был сотрудником посольства. Хотя он был еще совсем ребенком, тем не менее заверяет, что помнит, как зимой 1926 года в постпредство привезли гроб с телом Теодора Нетте, который через пару дней отправили в Москву. "Для всех это было ужасной трагедией, даже мы, дети, ходили притихшие и напуганные", — вспоминал Леонид...
Как известно, похоронили Теодора Нетте 9 февраля в Москве на Ваганьковском кладбище. На похоронах присутствовал нарком по иностранным делам Георгий Чичерин. Через год на могиле Нетте поставили памятник, на котором были высечены стихи его друга — поэта Демьяна Бедного. Но, конечно, самым главным памятником, обессмертившим имя героя, стало знаменитое стихотворение Владимира Маяковского "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", строки из которого обязательно вспоминают пришедшие почтить его память.
За годы независимости в Латвии многое изменилось, в том числе и отношение к прошлому и его героям. О том, кто такой Теодор Нетте, сегодня помнит только старшее поколение, хотя не все его представители считают его героем... Несколько лет назад в газете "Икшкильские вести" появилось гневное письмо с требованием снести памятник: "На станции Икшкиле все еще красуется "каменный чурбан" — памятник человеку, который по заданию ненавистной для Латвии власти работал против своего отечества. И как долго нам жить в тени этого "героя"? Не пришло ли время переместить его на ближайшее кладбище красноармейцев?" Местные власти опросили население города и выяснили, что памятный камень икшкильцам не мешает, а туристов привлекает. Правда, после этого вандалы повредили мраморную плиту с надписью, разбросали брусчатку... Но камень выдержал и это нападение и был восстановлен с помощью российского посольства. Сегодня ему вроде бы никто не угрожает. Но даже в самом Икшкиле вам далеко не каждый скажет, что это за памятник. Например, я задала этот вопрос пяти местным жителям. Самым близким к правде был ответ продавщицы магазинчика, расположенного в 20 метрах от камня: "Кажется, во время войны там убили человека, он вез секретные документы..." Ну, как говорится, спасибо и на этом! А ведь на табличке имеется информация на двух языках...
Что касается Иоганна Махмасталя, то после ранения в 1926 году он был награжден боевым орденом Красного Знамени и вскоре по инвалидности отправлен на пенсию. В 1942 году умер в эвакуации в возрасте 50 лет. Между прочим, его именем тоже было названо судно — контейнеровоз, который, в отличие от парохода "Теодор Нетте", списанного в 1953 году, до сих пор ходит в Северном морском пароходстве…
ТЕОДОР НЕТТЕ родился в Риге в 1896 году. В годы Гражданской войны был комиссаром батальона 1-го Латышского стрелкового полка. После войны ему поручили работу дипкурьера, во время одной из поездок Теодор и познакомился с Владимиром Маяковским, обессмертившим его имя...
Пару лет назад я была здесь и заглянула в придорожное кафе. Пока автомат шипел и готовил мой кофе, я поинтересовалась у буфетчицы, что это за памятник рядом с ее кафе. Она недоуменно пожала плечами и замотала головой. Не знает! Ладно, мне не сложно. Могу и я рассказать местным жителям, что за трагедия случилась в их родном Икшкиле без малого сто лет назад.
Сегодня не грех и повторить тот мой рассказ, ведь власти Огрского края на днях решили демонтировать пять памятных камней, в том числе и этот, возведенный в честь героического латыша ТЕОДОРА НЕТТЕ…
Советский дипломатический курьер Теодор Нетте был убит 5 февраля 1926 года в поезде Москва — Рига, в котором помимо обычных пассажиров находились и представители нескольких посольств, перевозивших диппочту. Советские дипкурьеры, латыш Нетте и эстонец Иоганн Махмасталь, располагались в середине дипвагона в отдельном купе. Ранним утром у станции Икшкиле в вагоне послышался шум. Махмасталь выглянул в коридор и увидел двух вооруженных мужчин в масках, которые требовали у проводника и представителя "Льноторга" Печерского показать, в каком купе едут дипкурьеры.
Быстро закрыть дверь Иоганн не успел: помешал упавший в проем мешок с почтой. Бандиты бросились к нему, один из них выстрелил и ранил Махмасталя в живот. Теодор Нетте открыл по нападавшим огонь. Он ранил обоих бандитов, но один из них успел сделать ответный выстрел, ставший смертельным для Нетте. Махмасталь получил еще одну пулю в руку, но и сам попал в одного из стрелявших. На звуки выстрелов из соседних купе стали выглядывать встревоженные пассажиры. Раненые бандиты в спешке бросились в конец вагона, но здесь их добил третий сообщник, после чего на ходу выпрыгнул из поезда. Несмотря на тяжелейшие ранения, Махмасталь до самой Риги продолжал охранять купе, никого не пуская внутрь, хотя итальянские дипкурьеры пытались оказать ему помощь. Даже в Риге Махмасталь не пустил в купе сотрудника советского постпредства, потому что раньше он его не видел. Почту дипкурьер сдал лишь второму представителю посольства, которого знал в лицо.
За расследование преступления взялась политическая полиция Латвии, установившая, что убитыми бандитами были боевики-террористы братья Габриловичи, граждане Литвы. Личность третьего нападавшего так и осталась неизвестной. Согласно результатам расследования, целью бандитов были материальные ценности в почте дипкурьеров. Латвийские власти принесли России извинения за инцидент, и на этом расследование закончилось.
В отличие от российских историков, упрекавших латвийских полицейских в халатности, рижские исследователи придерживаются иного мнения. Как считает историк Олег Пухляк, это не совсем справедливо: "Если изучить архивные материалы, относящиеся к тем событиям, то видно, что расследование проводилось тщательно, особенно на начальном этапе. Были в кратчайшие сроки установлены не только личности бандитов, но и прослежены их связи в Риге. Следствие выявило лиц, с которыми Габриловичи общались, узнало, где они жили, куда ходили. Но потом, по моим ощущениям, интерес к делу как-то пропал, возможно, не без давления сверху. В деле были ниточки, за которые вполне можно было потянуть, но это почему-то никого не заинтересовало... Надо понимать, что в те годы в Риге было немало воинствующих эмигрантских группировок, весьма недружелюбно настроенных к молодой советской России, — белогвардейцы, кадеты, эсеры, монархисты. Полиция Латвии их тоже не особо жаловала, во-первых, не разделяя их стремлений возродить Российскую империю в прежних границах, во-вторых, не желая обострения отношений с соседним государством. К тому же бывшие кадеты и эсеры то и дело устраивали какие-нибудь скандалы".
В качестве примера агрессивных настроений в промонархических кругах довоенной Латвии можно привести инцидент, который случился в Риге с бывшим министром иностранных дел Временного правительства России П.Н. Милюковым, который в 30-е годы по приглашению рижской газеты "Сегодня" приехал из Франции в Ригу читать лекции по истории России. Милюков до этого не раз высказывался против интервенции и насильственного освобождения России от большевиков, чем заработал себе в эмигрантской среде политических врагов, дважды на него совершались покушения — в Берлине и в Риге, где на одной из лекций к профессору Милюкову прямо на сцене подошел студент Адеркас и дал ему пощечину. По воспоминаниям современников, около Адеркаса образовалась свалка, в переполненном зале поднялся шум и паника, и тогда на сцену вышел очень уважаемый в городе человек — организатор Дней русской культуры и депутат Сейма Е.М. Тихоницкий. Он успокоил публику и резко осудил поступок студента. В зале раздались аплодисменты в поддержку его слов, а Павел Николаевич Милюков, поблагодарив своего заступника, продолжил чтение лекции...
Есть версия, что в нападении на советских дипкурьеров не обошлось без британской и немецкой разведок, заинтересованных в провокациях против советского правительства. А уж найти исполнителей для подобных акций в мутные 20-е годы в Латвии было совсем несложно. В местных газетах, обсуждавших разные версии происшествия на станции Икшкиле, несколько раз упоминались мешки с деньгами, которые якобы и стали главной приманкой для бандитов. На провокационный характер операции указывает и странное поведение третьего сообщника боевиков, который, по словам Иоганна Махмасталя, во время нападения стоял в коридоре, наблюдая за происходящим. Видимо, его задачей была ликвидация исполнителей акции как лишних свидетелей, с чем он успешно справился.
В свое время мне довелось пообщаться с известным рижским скульптором Леонидом Кристовскисом, одним из авторов памятника Освободителям Риги. А родился скульптор в Риге в здании... советского постпредства, там, где и сейчас находится Российское посольство. Его отец был сотрудником посольства. Хотя он был еще совсем ребенком, тем не менее заверяет, что помнит, как зимой 1926 года в постпредство привезли гроб с телом Теодора Нетте, который через пару дней отправили в Москву. "Для всех это было ужасной трагедией, даже мы, дети, ходили притихшие и напуганные", — вспоминал Леонид...
Как известно, похоронили Теодора Нетте 9 февраля в Москве на Ваганьковском кладбище. На похоронах присутствовал нарком по иностранным делам Георгий Чичерин. Через год на могиле Нетте поставили памятник, на котором были высечены стихи его друга — поэта Демьяна Бедного. Но, конечно, самым главным памятником, обессмертившим имя героя, стало знаменитое стихотворение Владимира Маяковского "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", строки из которого обязательно вспоминают пришедшие почтить его память.
За годы независимости в Латвии многое изменилось, в том числе и отношение к прошлому и его героям. О том, кто такой Теодор Нетте, сегодня помнит только старшее поколение, хотя не все его представители считают его героем... Несколько лет назад в газете "Икшкильские вести" появилось гневное письмо с требованием снести памятник: "На станции Икшкиле все еще красуется "каменный чурбан" — памятник человеку, который по заданию ненавистной для Латвии власти работал против своего отечества. И как долго нам жить в тени этого "героя"? Не пришло ли время переместить его на ближайшее кладбище красноармейцев?" Местные власти опросили население города и выяснили, что памятный камень икшкильцам не мешает, а туристов привлекает. Правда, после этого вандалы повредили мраморную плиту с надписью, разбросали брусчатку... Но камень выдержал и это нападение и был восстановлен с помощью российского посольства. Сегодня ему вроде бы никто не угрожает. Но даже в самом Икшкиле вам далеко не каждый скажет, что это за памятник. Например, я задала этот вопрос пяти местным жителям. Самым близким к правде был ответ продавщицы магазинчика, расположенного в 20 метрах от камня: "Кажется, во время войны там убили человека, он вез секретные документы..." Ну, как говорится, спасибо и на этом! А ведь на табличке имеется информация на двух языках...
Что касается Иоганна Махмасталя, то после ранения в 1926 году он был награжден боевым орденом Красного Знамени и вскоре по инвалидности отправлен на пенсию. В 1942 году умер в эвакуации в возрасте 50 лет. Между прочим, его именем тоже было названо судно — контейнеровоз, который, в отличие от парохода "Теодор Нетте", списанного в 1953 году, до сих пор ходит в Северном морском пароходстве…
ТЕОДОР НЕТТЕ родился в Риге в 1896 году. В годы Гражданской войны был комиссаром батальона 1-го Латышского стрелкового полка. После войны ему поручили работу дипкурьера, во время одной из поездок Теодор и познакомился с Владимиром Маяковским, обессмертившим его имя...
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме

Antons Klindzans
СОГЛАСОВАННАЯ ЛОЖЬ
Вот, что такое мировая история


Юрий Иванович Кутырев
Неравнодушный человек, сохранивший память и совесть.
Сегодня в 1721 году подписали Ништадский мир
Земли Прибалтики на законных основаниях принадлежат России!

Antons Klindzans
Атомные бомбы для Риги
План ударов по городам СССР

Соломон Бернштейн
Неназначенный чтец по полёту птиц
Национализм в Прибалтике
Откуда растут ноги
Вопросы Алле Березовской
Комментарии
№1 Юрий Васильевич Мартинович
04.05.2022
07:10
Спасибо Алле за очень интересный рассказ. Я его помню со школьной скамьи, правда не в таких важных и интересных подробностях. У дорожников есть такое правило обозначать дорогу вешками в зимнее время, чтобы не потеряться в белом безмолвии разным путникам. Памятники это тоже вешки для разных поколений людей, чтобы не заблудиться в пространстве и времени собственной истории. Помню маленький и тенистый городок Вильягарсия в испанской Галисии, памятники на каждом шагу, даже семейные есть. Местные не могут сказать, кому и когда установлен, подписи под ними настолько невнятны, что и не прочтешь. А они стоят столетиями. Вот и получается, что современная власть не уважает волю своих предков, хотя Латвия и декларирует, что является правопреемницей той, довоенной Латвии.
№3 arvid miezis
→ Юрий Васильевич Мартинович,
04.05.2022
09:42
Что бы хотелось добавить.
Кораблей было три. В 1963 второй газотурбоход "Теодор Нетте" и 1988 теплоход "Теодор Нетте", который под этим именем был до 1999 г. потом множество владельцев и имен, теперь он "Сабетта", хотя металлолом для последних двух собирал весь народ именно для постройки " Т. Нетте".
Дочь Т. Нетте передала для каюты газоторбохода посвященную Т Нетте его учебник английского языка.
Ну а снос памятников нынче в тренде . Огрский край собрался сносить пять...
№5 Юрий Васильевич Мартинович
→ arvid miezis,
04.05.2022
10:42
Собирать металлолом для парохода, это занятие глупое и безнадежное, ибо из металлолома для парохода сталь не сваришь. Если только для мотивации пионеров. Если же говорить про металлолом для лиепайского завода "Сарканайс Металлургс", то он вообще не выпускал судовую сталь в те времена. Листопрокатный цех закрыли в 60-х прошлого века.
№12 arvid miezis
→ Юрий Васильевич Мартинович,
04.05.2022
17:56
По мне,
собирать металлолом, бумагу, пластик...крайне хорошо.
В данном случае народ символически собирал металлолом и не получал за это деньги.
Или Вы считаете, что надо было давать просто деньги , но и из них не сварить сталь...
( сегодня на Украине множество подбитой военной техники, Вы считаете что из нее будут варить "чугуний" ? )
№17 Юрий Васильевич Мартинович
→ arvid miezis,
04.05.2022
18:48
По товарищески не чугуний, а чугун. В советское время было так много символизмов, что ими очень часто просто злоупотребляли. От этого сильно страдала мотивация молодежи.
№18 Юрий Васильевич Мартинович
→ arvid miezis,
04.05.2022
18:53
Из железной руды можно сварить чугун в доменной печи, а из чугуна и стали, причем вместе, с добавками можно сварить хорошую сталь. Из металлолома хорошую сталь сварить невозможно. Увы. Поэтому всегда на Лиепайский завод везли чугун, чтобы сварить хорошую сталь. Чугун и другие присадки шли из восточной Украины.
№2 Марк Козыренко
04.05.2022
07:37
С юных лет помню - фильм есть на эту тему. "Красные дипкурьеры" называется. В основу фильма положена реальная история Теодора Нетте.
О бойцах дипломатического фронта, ведущих в 1920-е годы борьбу за становление и укрепление международного авторитета молодой Советской республики. Раненый красный командир получает назначение служить дипкурьером — ему, герою-орденоносцу, предложили стать почтальоном. Он отказывается, но, увидев в коридоре наркомата иностранных дел некролог, посвящённый погибшему дипкурьеру, соглашается. Тем временем враги Советского Союза не дремлют. Они нанимают трёх бывших белогвардейцев, чтобы на территории Латвии украсть очередную диппочту и убить сопровождающих.
Там довольно много латышских актёров снималось.
№4 arvid miezis
→ Марк Козыренко,
04.05.2022
09:51
Если о фильмах то можно и вспомнить фильм А. Довженко "Сумка дипкурьера" 1927 г.правда не весь фильм сохранился, но ведь снимали и кино в те далекие времена....
№8 Леонид Радченко
→ Марк Козыренко,
04.05.2022
17:37
Едва ли эти Габриловичи, граждане соседнего прибалтийского лимитрофа и поляки по национальности, были когода-либо белогвардейцами.
№26 Марк Козыренко
→ Леонид Радченко,
05.05.2022
06:09
Фильм есть фильм.
№6 Ярослав Александрович Русаков
04.05.2022
13:13
Их было двое - красных дипкурьеров...В том случае - про который мы говорим...И имя Иога́нна (Иоха́ннеса) Махмасталя - эстонца по происхождению... Выпало потому...Что он - остался жив...
5 февраля 1926 года в поезде Москва — Рига на перегоне между станциями Икшкиле и Куртенгоф (Саласпилс) неизвестные, вооруженные револьверами, потребовали от проводника показать купе дипкурьеров и напали на советского торгового представителя Л. Ф. Печерского (1885—1938). Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь услышали шум, приготовили оружие, но не успели закрыть дверь купе. Нападавшие нашли их и открыли огонь. В перестрелке Нетте был ранен в голову и умер на месте, Махмасталь ранен в живот и в правую руку, стрелял с левой и ранил двоих нападавших (позже их нашли мёртвыми), ещё по крайней мере один скрылся. Дипломатическая почта осталась в неприкосновенности. Раненый Махмасталь оставался в купе и охранял вализы, никого не подпуская к себе. В Риге он отказался передать груз незнакомым ему работникам полпредства СССР и дождался сотрудника, которого знал в лицо. Только после этого Махмасталя увезли в больницу. В убитых бандитах опознали граждан Литвы братьев Антона и Бронислава Габриловичей. Других результатов расследование, проведенное властями Латвии, не дало.
№7 Ярослав Александрович Русаков
→ Ярослав Александрович Русаков,
04.05.2022
13:24
Мы живем,
зажатые
железной клятвой.
За нее —
на крест,
и пулею чешите:
это —
чтобы в мире
без России,
без Латвии,
жить единым
человечьим общежитьем.
В наших жилах —
кровь, а не водица.
Мы идем
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.
Мне бы жить и жить,
сквозь годы мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.
1926 г.
В.В.Маяковский
№11 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Ярослав Александрович Русаков,
04.05.2022
17:53
Ярослав.
Не понял. Как Вы РЕШИЛИСЬ привести следующую мысль этого малоуважаемого какого-то космополита Маяковского :
,,,
чтобы в мире
без России,
без Латвии,
жить единым
человечьим общежитьем.
...
Вы чего ??? Как эта глупая мысль согласуется с мыслями великого В.В. Путина о мире без России ??? Путин готов показать всему миру, что будет, если мир захочет существовать без России. Так что боюсь я за Вас... Как бы Вам в России за неправильную агитацию космополитизма срок бы не дали. Или---денежный штраф ???
№13 Марк Козыренко
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
04.05.2022
18:20
Илья, вы просто неправильно понимаете. Жить без России и без Латвии означает жить в СССР. Без Германии и без Израиля - тоже в СССР. Без Индии и без Китая - тоже в СССР! Это же писал Маяковский, а он не знал, сколько сейчас дерьма на нас всех выльют соседи по "общежитию".
№14 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Марк Козыренко,
04.05.2022
18:32
Уважаемый Марк.
Вы меня не поняли. Не поняли, что я иногда пользуюсь иронией и---или сарказмом.
А вот насчет Вашей мысли... А на каком языке в таком большом СССР будет говорить большинство населения ??? На китайском ??? Вы , разве заинтересованы в постепенном увядании русского языка и русской культуры и увеличения роли в мире китайского языка и китайской культуры ??? Я---НЕТ !!! Поэтому я за национальные государства, включая и государство русского народа , и развитие в мире МНОГИХ языков и многих культур, естественно, и русского языка и русской культуры. Т.е. я ----ПРОТИВ космополитизма, тем более---с китайским акцентом, и я ---за здоровый национализм, когда возможные конфликты между людьми и ---или народами решаются миром и взаимными уступками, т.е. компромиссами.
№15 Марк Козыренко
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
04.05.2022
18:38
Я за то, чтобы каждый мог свободно пользоваться своим языком. Латыши против этого, в этом Бог им судья. Они хотят всех тут заставить использовать только латышский язык. Думаю - им не поздоровится.
№25 Ярослав Александрович Русаков
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
05.05.2022
01:33
Ваши слова - да Богу бы в уши...
№19 Юрий Васильевич Мартинович
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
04.05.2022
18:56
Извините Илья, но для того, чтобы не задавать таких глупых вопросов, нужно знать кто такой Маяковский. А ерничать по поводу великого Путина, оскорбительно для россиянина.
№21 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Юрий Васильевич Мартинович,
04.05.2022
19:14
Уважаемый Юрий.
А Вы ТЕПЕРЬ считаете В.В. Путина великим политиком на нашей планете ???
№23 Ярослав Александрович Русаков
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
05.05.2022
00:10
Илья...Малоуважаемого кем?! Лично вами, Д.Винером?
У каждого Поэта - есть Провинция...
Она ему - ошибки и грехи...
И прочие все мелкие провинности...
Прощает - за хорошие стихи!
Семён Гудзенко...Умерший от ран - в 1948 - спустя три года - после нашей ОБЩЕЙ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ...
С наступающим ВАС, Израиль, помнящих и живых - с ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!!!
Будем жить! https://pp.userapi.com/c830108/v830108153/f213a/xE1hhKYmowA.jpg
№28 Илья Нелов (из Тель-Авива)
→ Ярослав Александрович Русаков,
05.05.2022
07:15
Ярослав.
Сегодня, теперь в Израиле праздник---День независимости. И израильтяне начали этот праздник праздновать вчера вечером : на площадях городов и деревень Израиля проходили людные концерты , а сегодня люди пойдут в парки и будут жарить мясо на мангалах-----на углях. Возможно, и мои сыновья пойдут в один из парков , и меня пригласят, но они возиться с жаркой мяса не хотят и мы будем "кушать" запахи чужого мяса...
Как Вы все понимаете, у Израиля и у израильтян ТЕПЕРЬ есть СВОИ праздники, так зачем праздновать праздники ЧУЖИЕ ??? Но при этом лично я с немалой симпатией отношусь и к празднику День Победы и рад тем, кто этот праздник хочет праздновать. Кто хочет, так пусть и празднует , но вот заставлять других этот праздник праздновать, если им по тем или иным причинам праздновать в этот день не хочется----мне не нравится. Так что----Вы все хотите праздновать---так и празднуйте. Мне же День Победы кажется Днём Победителей и я ещё застал самых настоящих победителей в той страшной войне : тогда ещё сравнительно молодых , сильных , крепких, с боевыми орденами на груди. Я помню День Победы на заводе ВЭФ 1970 года, и стенд на котором были фотографии моих коллег по работе военных лет в военной форме и скромный малозаметный хороший токарь , причём просто хороший русский человек, вдруг оказался советским майором во время войны с несколькими орденами. Напомню Вам стихи Лермонтова :
"— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…"
Великие русские строчки стиха, которому уже много-много лет , над которыми вам и вашим современникам стоило бы задуматься.
Что же касается Маяковского , то... Был такой поэт------агитатор за советскую власть. И где теперь советская власть , "товарищи богатыри" ??? Так что его слава, на мой взгляд, держится теперь во многом на инерции советского мышления. И мне кажется , что акции Маяковского , как поэта, постепенно идут вниз и его слава всё тускнеет и тускнеет. Не удивлюсь, что может стать всё более популярным и любимым у читатетей и, особенно, читательниц , Сергей Есенин и его стихи и он будет признан миллионами русских людей великим русским поэтом. А Маяковский...
№29 arvid miezis
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
05.05.2022
09:23
Лермонтов великий поэт, забияка, сумасброд и не надо из его строки делать фетиш.
В то время жил и другой Лермонтов, чья биография свидетельствует совсем о другом.
Лермонтов, Михаил Николаевич — Википедия
№30 arvid miezis
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
05.05.2022
09:24
С праздником Вас!
№24 Ярослав Александрович Русаков
→ Илья Нелов (из Тель-Авива),
05.05.2022
01:06
Помним - прошлое, делаем - настоящее, верим - в будущее!
№9 Леонид Радченко
04.05.2022
17:39
Да, были и среди эстонцев порядочные люди, не все перевёртыши, как нынешний гость ИМХО. Кроме Махмасталя (странноватая фамилия для эстонца) можно вспомнить лётчика по фамилии Пуусепп. Самого Молотова возил.
№20 Юрий Васильевич Мартинович
→ Леонид Радченко,
04.05.2022
18:57
В администрации Путина тоже есть эстонец.
№22 Леонид Радченко
→ Юрий Васильевич Мартинович,
04.05.2022
21:10
Да, есть и у них проблески.
№27 Марина Зимина
→ Леонид Радченко,
05.05.2022
06:20
Все порядочные эстонцы, латыши и литовцы сотрудничали с "советским режимом". Что с точки зрения нынешних "Независимых Демократических Государств" - государственное преступление. Так что тут классический Дарвин, оно не просто плавает, оно ещё и всё остальное топит.
Вон, вчера напомнили, выслав "очередного кремлевского агента" у северных соседей...
№10 Леонид Радченко
04.05.2022
17:49
Их было двое дипкурьеров,
Один из них был Махмасталь.
Я - парусник, ты - нежная галера.
Что он другую любит: ерунда!!!
(две последние строки добавлены роботом)
№16 arvid miezis
→ Леонид Радченко,
04.05.2022
18:41
"..ты - нежная галера."
Для робота конечно.