Лечебник истории
15.11.2019


Владимир Веретенников
Журналист
Как Никита Хрущёв перевоспитывал латышских националистов

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Сергей Васильев,
Дарья Юрьевна,
Вадим Гилис,
Лилия Орлова,
Heinrich Smirnow,
Владимир Бычковский,
Леонид Соколов,
Александр Кузьмин,
Борис Бахов,
Марк Козыренко,
Johans Ko,
Алла Березовская,
red pepper,
arvid miezis,
Marija Iltiņa,
Константин Рудаков,
Леонид Радченко,
Сергей Леонидов,
Анатолий Первый,
Сергей Радченко,
Савва Парафин,
Юрий Васильевич Мартинович,
Mumins Mumins Mumins,
Kęstutis Čeponis,
Регина Гужене,
Александр Гильман,
Roman Romanovs
Вокруг высокопоставленного партократа Эдуарда Берклавса объединилась неформальная, но чрезвычайно влиятельная группировка, пытавшаяся добиться максимальной самостоятельности Латвии в СССР. Они потерпели поражение в борьбе со своими соперниками из числа латышских коммунистов-интернационалистов, пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ».
Квартирный вопрос
До поры до времени Эдуард Берклавс делал довольно типичную карьеру латышского коммуниста. Рожденный в 1914 году в деревне Бирзниеки под Кулдигой, он начал свою трудовую жизнь сначала пастухом, потом трудился учеником наборщика в типографии, рабочим в частных мастерских Риги. Увлекся коммунистическими идеями и принимал участие в работе подпольной типографии, за что был арестован, посажен в тюрьму и отправлен на исправительные работы на каменоломне.
Двери тюрьмы раскрылись перед ним после советизации Латвии, и Берклавс пошел далее по партийной линии уже совершенно легально. Затем воевал с нацистами в составе Латышской стрелковой дивизии. Уже к маю 1946-го поднялся до должности первого секретаря Центрального комитета латвийского комсомола.

Позже Эдуард окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС и это дало ему возможность для дальнейшего взлета. Меньше чем за десять лет Берклавс одолел еще несколько ступеней по лестнице, ведущей вверх: первый секретарь Рижского горкома Компартии Латвии, заместитель председателя Совета Министров Латвийской ССР. Он избирался депутатом Верховного Совета Латвийской ССР 2-го созыва, Верховного Совета СССР 5-го созыва.
На первый взгляд Берклавс производил впечатление стопроцентно лояльного коммуниста, но мало кто знал, что у него на уме.
А в сердце Берклавса, первоначально, как и многие другие латыши, принявшего установление советской власти с большим энтузиазмом, росло недовольство ею.В глубине души Берклавс, несмотря на свою искреннюю тогда приверженность идеалам коммунизма, продолжал оставаться латышским национал-романтиком. И с каждым годом со все большим беспокойством смотрел на то, как советский плавильный котел растворяет латышей. Позже он так описывал причины своей тревоги:
«За все послевоенные годы (до 1959 г.) в Ригу прибыло почти 700 тысяч человек, и прямой прирост населения города за счет механического движения за эти годы составлял 310 600 человек. Только за 1958 год в Риге прописано 28 000 человек, среди которых латышей лишь 10 500 человек, а других национальностей 17 500 человек».
У Берклавса были высокопоставленные единомышленники, разделявшие его тревогу. Помимо него, наиболее влиятельными членами неформальной группировки национал–коммунистов были комсомольский лидер Паулс Дзерве и коммунистические функционеры Карлис Озолиньш и Вилис Круминьш.
«Руководители Латвии точно так же, как и наиболее дальновидные их коллеги из других республик, были прежде всего прагматиками. И как прагматики они понимали, что несбалансированное развитие промышленности в Латвии или чрезмерный приток мигрантов влекут за собой серьезные экономические и социальные проблемы», – подчеркивает историк Елена Зубкова.
В свою очередь, историк Леонид Млечин отмечает, что Эдуард Берклавс был человеком решительным, он не побоялся и самого Хрущева.
«Они (национал-коммунисты) старались получить для республики как можно больше автономии, просили признать латышский язык государственным, ограничить приток новых жителей, которых переселяли в Латвию со всего Советского Союза», – рассказывает Млечин.
Группировавшиеся вокруг Берклавса национал-коммунисты уже мало походили по своей идеологии на старые партийные кадры, помнившие еще революцию 1917 года.
Это были сравнительно молодые латыши, обладавшие фронтовым опытом и солидарностью, осмелевшие после смерти Сталина, когда наступило время раскручивания гаек.Еще пребывая в должности первого секретаря Рижского комитета Компартии, Берклавс как мог негласно сопротивлялся движению человеческого капитала. Ссылаясь на нехватку жилой площади, он строго ограничивал приезжим получение прописки в Риге и Юрмале. Это весьма задевало выходцев из других частей Советского Союза, а также военнослужащих, которых до того прописывали почти без ограничений.
Национал-коммунисты также выступали против создания в Латвии крупных производственных предприятий для нужд СССР – для которых требовалось ввозить сырье и рабочую силу из других советских республик.
«К сожалению, это не только в Латвии»
Эдуард Берклавс и его сподвижники хотели развивать лишь традиционные для Латвии отрасли хозяйства и стремились всячески расширить сферу применения латышского языка.
«Мне казалось неправильным, – объяснял второй секретарь ЦК компартии республики Вилис Круминьш, – что на совещаниях, на крупных собраниях, на которых присутствовало девяносто процентов разговаривающих на латышском языке, мы вели работу, как правило, на русском языке».
Поэтому национал-коммунисты требовали от прибывавших в Латвию руководящих кадров, а также от представителей отраслей, предполагающих постоянный контакт с населением (торговля, милиция и т. д.) освоения разговорного латышского языка в течение двух лет. Чтобы удобнее было осуществлять свои замыслы, берклавцы старались увеличить число латышей в Коммунистической партии и на руководящих должностях в республике.
На XIV съезде КПЛ, состоявшемся в конце января 1956 года (то есть еще до антисталинского доклада Хрущева на XX съезде) министр сельского хозяйства ЛССР Александр Никонов, председатель Президиума Верховного Совета Карлис Озолиньш и 2–й секретарь ЦК Вилис Круминьш осмелились жестко раскритиковать главу коммунистов Латвии Яниса Калнберзиньша. Его осыпали упреками за то, что первый секретарь распорядился увеличить территорию посева кукурузы в Латвии со 100 до 200 тысяч гектаров.
Одновременно на съезде решительно «национализировали» состав Центрального комитета КП ЛССР – в нем из 118 человек латышей стало 82. В декабре Калнберзиньша и главу Совета Министров ЛССР Вилиса Лациса (известного писателя), отчасти сочувствовавших идеям национал-коммунистов, принял в Москве Никита Хрущев. В тот раз он одобрил курс на развитие местной промышленности и выдвижение нацкадров.
До поры у берклавцев все получалось, а их вожака прочили в первые секретари ЦК КП Латвии, что сделало бы его главой республики.
Впрочем, в Латвии чем дальше, тем больше проявлялось сопротивление политике национал-коммунистов.Особое недовольство деятельностью берклавцев выражало руководство Прибалтийского военного округа, забрасывая Москву сообщениями по поводу притеснения русского языка и в связи с ограничениями возможностей получать прописку в Риге. Активизировались и соперники Берклавса из числа самих же латышских коммунистов, обвинявшие его в националистическом уклоне. Главный оппонент Берклавса, секретарь ЦК КПЛ по идеологии Арвид Пельше, заключил негласный союз с командующим ПриБВО генералом армии Александром Горбатовым.
В итоге Москва приняла решение разобраться с ситуацией. Раздражение Никиты Хрущева усилилось в связи с тем, что аналогичные жалобы поступали и из Азербайджана – тамошнее руководство тоже обвиняли в стремлении «национализировать» республику. В Латвию поехала специальная комиссия во главе с секретарем ЦК КПСС Нуритдином Мухитдиновым. Осмотревшись на месте, комиссия пришла к выводу, что «националистический уклон» в Латвийской ССР действительно имеет место.
Выслушав сообщение Мухитдинова о положении дел в республике, Хрущев констатировал:
«К сожалению, это не только в Латвии. Говорят, в Литве есть целые польские районы, где живут поляки, но у руководства только литовцы, русских никуда не выдвигают, только милиционерами. В милицию выдвигают русских, когда арестовывать надо, – мол, видите, русские делают. Я это говорю для большей активности, что у товарища Снечкуса не лучше дело, чем у латышей. Поэтому надо подойти самокритично. Никакой там трагедии нет. Все будет перемелено, и все будет на месте, но надо правду сказать и поднять людей на борьбу против этого...»
Клизма от Хрущёва
9 июня 1959 года Никита Хрущев сам прибыл в Ригу – это был первый визит в Латвию главы СССР. Он вместе с приехавшим с ним руководителем ГДР Вальтером Ульбрихтом посещал местные предприятия и общался с жителями. Услышанное заставляло Хрущева все больше хмуриться. Он прямо заявил главе национал-коммунистов:
«Товарищ Берклав, если вы враг – мы сотрем вас с лица земли, а если вы честный человек, то вы это должны доказать. Пришлю людей – они разберутся».
Однако владыке СССР пришлось самолично выслушивать жалобы на отказ в рижской прописке на основании нелатышской национальности. По этому поводу Никита Сергеевич недовольно сказал:
«Щаденко (советский военный деятель) покойный умел шутить. Когда Кулику присвоили звание маршала, говорит: ты теперь маршал, тебя возьмут в больницу, так неужели тебе простой человек будет ставить клизму? Если это перефразировать, то если возьмут латыша в больницу, русский человек может ставить ему клизму?»
Доводы в необходимости укрепления латышского языка первый секретарь ЦК КПСС отвергал:
«Попробуйте запритесь-ка вы в своей Латвии, ваша интеллигенция сразу это почувствует. Какой тираж латышских писателей? Если издавать ваши произведения только в пределах Латвии и не печатать на русском языке, а только на латышском, то что бы вы имели? Ведь ваше счастье, что вы знаете русский язык и можете пойти работать и на Украину, и в Узбекистан, и в Татарию. Только одна территория Советского Союза поглотит огромное количество интеллигенции».
Калнберзинь каялся:
«Товарищи, я согласен с острой и принципиальной оценкой допущенных ошибок и с выводами, которые были сделаны товарищем Хрущевым в Риге. Я лично очень виноват, больше всех товарищей, с которыми мы вместе работали».
В итоге Хрущев остыл и предложил переложить решение вопроса на «самих латышей». Он добавил: «Нам надо лечить, а не уничтожать. Может быть, крапивой, может быть, чем-нибудь другим, латыши сами найдут домашние средства лечения...»
Дождался реванша спустя тридцать лет
В итоге карт-бланш получил секретарь ЦК КП Латвии по пропаганде и агитации Арвид Пельше, твердо стоявший на позициях пролетарского интернационализма. Хрущев констатировал:
«Мне называли секретаря по пропаганде латыша Пельше. Я лично его не знаю. Если он действительно хороший, то, может быть, лучше сориентироваться на него. Мне говорили, что он незапятнанный человек, всегда занимал принципиальную позицию».
Пельше вскоре получил высшую власть в Латвии и начал разгром национал-коммунистов.
Чистка местного партийного аппарата началась уже в июле. Ряд чиновников подверглись обвинениям в проведении националистической политики. Всего было наказано около 2000 работников министерств, самоуправлений и учреждений – их сняли с должностей или исключили из партии. С подачи Хрущева в отставку отправились и первые лица: партийный секретарь Калнберзинь и председатель правительства Лацис, правившие Латвией почти с того самого дня, как она стала советской. Жертвой борьбы с «национальным уклоном» стал даже латышский народный праздник Лиго – его объявили «устаревшим» и «не отвечающим духу времени».
Пострадал и Берклавс. Он, кстати, оказался единственным, кого не только понизили в должности, но и отправили за пределы Латвии, в город Владимир — руководить тамошним кинопрокатом.Историк Елена Зубкова считает, что Берклавс стал жертвой логики борьбы за власть.
«Обвинения в национализме здесь ни при чем, ситуация была более банальной: власть в республике – вот был главный приз во всей этой истории. Дело в том, что Эдуард Берклавс, человек решительный и авторитетный, негласно считался преемником Калнберзиня на посту первого секретаря ЦК компартии Латвии. Отправив его в отставку и вообще с глаз долой, группа Пельше избавилась таким образом от опасного конкурента», – констатирует историк.
Уже после свержения Хрущева Эдуард Берклавс направил в Москву оправдательное письмо. В нем он напоминал, что стал коммунистом и боролся за советскую власть еще тогда, когда в Латвии ее не было.
«При буржуазной власти я был лишен возможности учиться, был я тогда безработным и политзаключенным; всю войну прошел добровольцем. Мой единственный брат и муж сестры погибли как советские солдаты; мужа другой сестры гитлеровцы совместно с латышскими буржуазными националистами убили в Саласпилсском концлагере, а жену брата, как парторга волости, убили латышские буржуазные националисты. Неужели все это ничего не значит, ни о чем не говорит?» – вопрошал опальный политик.
После того как ему позволили вернуться на родину, Берклавс трудился на Рижском электромашиностроительном заводе. В 1971 году составил и сумел переправить на Запад «Письмо семнадцати латышских коммунистов», разоблачавшее политику компартии в Латвии.
Эдуард Берклавс ждал своего часа почти тридцать лет – и дождался-таки реванша! Когда во второй половине 80-х под влиянием перестройки в Латвии зародилась и окрепла Атмода, Берклавс оказался одним из ее вождей и живых символов.После восстановления независимой Латвийской Республики Берклавс стал депутатом парламента, кавалером ордена Трех звезд. К тому времени он предусмотрительно пересмотрел свои былые взгляды и полностью отрекся от коммунизма. Но так поступили не все бывшие латвийские национал-коммунисты. Уже в 1993 году престарелый Волдемар Калпиньш писал в своем дневнике:
«Против засилья Латвии русскими мы выступали совсем не из-за русофобии. Мы поняли, что если так все будет продолжаться, может развалиться весь Союз. Мы защищали права латышской нации на полноценную жизнь. Не для того, чтобы освободиться от советской власти, а для того, чтобы сохранить ее, придав ей новое, человеческое лицо».
Что касается Берклавса, то он в последние годы своей жизни значительно радикализировался. Еще 15 октября 1991 года он в качестве депутата Верховного Совета Латвийской Республики голосовал за решение превратить свыше 700 тысяч жителей республики в неграждан. А под конец жизни Берклавс заявлял, что оценивает партии и политиков по таким критериям, как честность, компетентность и приверженность Латвии «как национальной, латышской стране».
Человеком, больше всего соответствующим этим критериям был, по мнению Берклавса, Айвар Гарда – скандально известный эзотерик-рерихианец, призывавший очистить Латвию от национальных и сексуальных меньшинств.
Умер Эдуард Берклавс 25 ноября 2004 года в возрасте девяноста лет, окончательно завершив тем самым историю латышского национал-коммунизма…
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме


Юрий Иванович Кутырев
Неравнодушный человек, сохранивший память и совесть.
ЯНИС ЯНОВИЧ РОЗЕ. КАВАЛЕР ОРДЕНА СЛАВЫ ВСЕХ ТРЁХ СТЕПЕНЕЙ
Янис Янович Розе - единственный латыш, награждённый орденом Славы всех 3-х степеней.


Екатерина Кобиц
ГЛАВНЫЙ СНАЙПЕР - ОХОТНИК КРАСНОЙ АРМИИ
Латыша Яниса Вилхелмса уважали в СССР и США


Владимир Веретенников
Журналист
РОЖДЕННЫЕ В НЕСПОКОЙНОМ ДАУГАВПИЛСЕ
Воры, проститутки и террористы


Анна Петрович
ПОДВИГ ТОВАРИЩА НЕТТЕ
Человека и парохода
Вопросы Владимиру Веретенникову
№270 Kęstutis Čeponis
23.11.2019
17:29
Комментарии
№1 Mr. Voland
15.11.2019
09:00
№44 Heinrich Smirnow
→ Mr. Voland,
15.11.2019
11:55
№271 Kęstutis Čeponis
→ Heinrich Smirnow,
23.11.2019
17:35
№133 Александр Кузьмин
→ Mr. Voland,
15.11.2019
22:22
№2 Юрий Васильевич Мартинович
15.11.2019
09:07
№272 Kęstutis Čeponis
→ Юрий Васильевич Мартинович,
23.11.2019
17:38
№274 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
23.11.2019
17:43
№279 Kęstutis Čeponis
→ Марк Козыренко,
23.11.2019
19:25
№321 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
24.11.2019
18:24
№322 Kęstutis Čeponis
→ Марк Козыренко,
24.11.2019
18:30
№3 Вадим Гилис
15.11.2019
09:31
Серьезнейшая ошибка Советской власти.
По примеру более продвинутых европейцев нужно было соблюдать простой принцип - метрополия должна оставаться центром культуры, технологий, промышленности, политики, какого-либо развития вообще.
"Радиотехника" должна была строиться в каком-нибудь Пскове, резекненский "Электростройинструмент" - в Опочке, а окраинные республики должны были оставаться вполне себе патриархальными сельскохозяйственными регионами. Никаких тиражей писателям, никаких особых вложений в культуру, здравоохранение, образование. Хочешь лечиться - в Новгород, учиться - в Питер. А на месте - пасталы на босу ногу и ограниченный доступ к технологическим чудесам метрополии, землянки вместо хрущевок и редкий вывоз в столицы для "полюбоваться на чудеса прогресса". То есть, все ровно так, как исполняли англосаксы, французы и прочие немцы.
И ведь такие ребята, как Берклавс, были бы вполне этим довольны. Ему - кольцо вождя в нос, бабе евоной - пластиковые бусы на шею, а там уж они сами народ в землянках угомонят.
Но русские же дураки, бегали тут со своим интернационализмом наперевес, все хотели всех осчастливить. А не надо всех, надо того, кто с кольцом в носу, а главное - бабу евоную...
№5 Mr. Voland
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
09:34
№6 Вадим Гилис
→ Mr. Voland,
15.11.2019
09:51
Так я же и говорю, что все было сделано неправильно. Новгород должен был стать одним из центров метрополии, а Рига - провинциальным захолустьем. Ровно так, как завещали европейцы. Не очень продвинутые русские все сделали наоборот.
Немцы пороли на конюшне 600 лет - как были любимые хозяева, так и остались. Русские миллионными тиражами латышских писателей печатали - враги до скончания веков.
№7 Mr. Voland
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
09:58
№11 Вадим Гилис
→ Mr. Voland,
15.11.2019
10:06
а до появления тут РИ и СССРа город прям посёлком был, да?
--------------------
Был городом. Нормальные колонизаторы превратили бы его в поселок. Ненормальные русские превратили в прибалтийский мегаполис. Я ж говорю - бестолковые.
==============
хрушчовки, ничего кроме смеха вызвать не может.
---------------------
Квартира по типу тех, что в хрущевках, нынче в европах - ценнейшее жилье. Стоит немыслимых денег. Про какую-нибудь Японию, или Гонконг и говорить не стоит. Там это - жилье миллионеров.
Я ж говорю - разбаловала нас Советская власть.
№12 Mr. Voland
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
10:12
№14 Вадим Гилис
→ Mr. Voland,
15.11.2019
10:17
Голубчик, я вообще-то Вас просвещать и рассказывать историю европейского колониализма не подряжался.
Это уж Вы сами как-нибудь.
№21 Mr. Voland
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
10:47
№22 Вадим Гилис
→ Mr. Voland,
15.11.2019
10:48
Мегаполис? Это которые русские Ригу в Мегаполис превратили?
=========
Вообще-то те, которые ее получили по результатам Ништадского мирного договора. Напомню, что Россия в тот момент получила развалины, на которых ютилось примерно 6000 человек почти полностью немецкого населения. Так вот под сенью дружеских русских штыков Рига и превратилась за 300 лет в тот город, который мы знаем сегодня.
№24 Mr. Voland
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
10:53
№63 Вадим Гилис
→ Mr. Voland,
15.11.2019
13:10
Надо быть идиотом,чтобы рассуждать, какой была бы Рига.
Судя по тому, что с ней происходит сейчас, таки да, была бы захолустьем. Просто потому, что иное никак не доказано. За последние 30 лет - депопуляция, деиндустриализация и провинциализация.
И таки да, мировая история без русских невозможна. Слишком серьезную роль они в ней играют. Так сложилось. Так этот народ себя поставил в мире. И именно поэтому судьбы этого мира решаются в Москве, Вашингтоне, Пекине, немного в Лондоне, Париже, Берлине, Риме, Мадриде. Это данность.
И Вы можете хоть выпрыгнуть из штанов, но эту данность Вы не измените.
Вообще-то, радоваться надо бы, что живете рядом со столь уважаемым в мире соседом и извлекать из этого максимум преференций. Но местечковый разум до этого, видимо, пока не доходит.
№67 Mr. Voland
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
13:27
№72 Дарья Юрьевна
→ Mr. Voland,
15.11.2019
13:39
№112 Константин Васильев
→ Дарья Юрьевна,
15.11.2019
17:32
№273 Kęstutis Čeponis
→ Константин Васильев,
23.11.2019
17:43
№138 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
15.11.2019
22:33
№156 Сергей Васильев
→ Mr. Voland,
16.11.2019
05:26
№168 Mr. Voland
→ Сергей Васильев,
16.11.2019
13:04
№183 Marija Iltiņa
→ Mr. Voland,
16.11.2019
21:27
№184 Марк Козыренко
→ Marija Iltiņa,
16.11.2019
21:37
№189 Mr. Voland
→ Marija Iltiņa,
16.11.2019
23:19
№202 Marija Iltiņa
→ Mr. Voland,
17.11.2019
23:31
№114 Леонид Соколов
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
17:49
№155 Сергей Васильев
→ Вадим Гилис,
16.11.2019
05:25
№71 Юрий Васильевич Мартинович
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
13:34
№136 Александр Кузьмин
→ Mr. Voland,
15.11.2019
22:28
№137 Марк Козыренко
→ Александр Кузьмин,
15.11.2019
22:31
№151 red pepper
→ Александр Кузьмин,
15.11.2019
23:56
№15 Борис Бахов
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
10:18
№17 Вадим Гилис
→ Борис Бахов,
15.11.2019
10:21
Так потому и не была метрополистой, что сдуру метрополила по окраинам. Вопрос - нафига?
№74 Борис Бахов
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
14:04
№140 Дарья Юрьевна
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
22:39
№170 Марк Козыренко
→ Дарья Юрьевна,
16.11.2019
13:13
№9 Сергей Радченко
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
10:03
№13 red pepper
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
10:13
№18 Вадим Гилис
→ red pepper,
15.11.2019
10:31
Уровень жизни (обеспеченность продуктами, жильем, инфраструктурой) в ЛР (ЛССР в то время) в 1946-56 годах был выше чем в РФСР.
==================
Так а что, трудно было поменять ситуацию до ровно наоборот? Думаю, что нет, не очень. Повторю, русские - идиоты с точки зрения нормальных колонизаторов. Надо выгребать ресурсы, любые ценные. А эти ненормальные только раздают.
Хотя, казалось бы, для человека в погонах - какая разница где жить. Куда Родина послала, там и служи. Ан нет, хотелось на западную границу.
------------------
Хотелось? Надо было дать! И чтобы лучшие условия на месте, лучшая еда, лучшие квартиры, машины, бытовая техника. Чтобы местные видели, как метрополия своих верных слуг уважает. Желательно, конечно, сервов в придачу (ну, как немецким рыцарям), но все же в 20 веке это уже был бы перебор.
Короче, все по европейским лекалам.
№27 red pepper
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
11:11
№29 Вадим Гилис
→ red pepper,
15.11.2019
11:18
но союзные предприятия и предприятия ВПК имели явный приоритет.
Однако, когда метрополия сдулась, все это рухнуло.
================
Так вот потому и не нужно было здесь никаких союзных предприятий. Нужно было палку-копалку и надсмотрщика. Ну можно было еще опиума по примеру британцев для народного спокойствия и всеобщего счастия.
Смотришь, и метрополия не сдулась бы.
№33 red pepper
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
11:21
№59 Вадим Гилис
→ red pepper,
15.11.2019
12:58
А я и там, и сям.
И с чего бы это мне не переживать за историческую Родину?
Как бы Вы посмотрели на латыша, который, 15-й год ковыряясь в ирландской грядке, сказал бы: "Да похеру мне на эту Латвию!"
№34 Вадим Гилис
→ red pepper,
15.11.2019
11:22
Так очень часто так и было. Новые квартиры получали приезжие из "метрополии"
===========
Часто, но мало. Да и местные кадры все то же получали, а не должны были. Оккупация, так оккупация, чего уж там.
Вон почитайте воспоминания иракцев об американской оккупации. Надо было следовать примеру гораздо более опытных товарищей.
№83 red pepper
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
15:52
№157 Сергей Васильев
→ red pepper,
16.11.2019
05:29
№201 Вадим Гилис
→ red pepper,
17.11.2019
23:18
Нет, я так не считаю. Я весьма себе интернационалист по своим убеждениям. Да и Советская власть была интернациональна. Благодарности никакой не получила. Исключительно мерзкую неблагодарность.
Да и имперская власть была более чем вегетарианской.
№203 Регина Гужене
→ red pepper,
17.11.2019
23:34
№45 Heinrich Smirnow
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
12:06
№158 Сергей Васильев
→ Heinrich Smirnow,
16.11.2019
05:31
№275 Kęstutis Čeponis
→ Вадим Гилис,
23.11.2019
17:53
№26 Johans Ko
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
11:04
№28 Вадим Гилис
→ Johans Ko,
15.11.2019
11:14
До 1940 Рига была городом с весьма развитой промышленностью.
==============
И развилась она, конечно, исключительно с 1918 года :)
А до того была пустыня и ужос-ужос.
Johans, ну не смешите человеков.
№36 Johans Ko
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
11:25
№64 Вадим Гилис
→ Johans Ko,
15.11.2019
13:16
Я ничего не впариваю. Я констатирую исторический факт. Он очевиден. 300 лет назад Рига представляла из себя развалины с 6000 копошащихся в них голодранцев. За эти 300 лет она превратилась в то, во что превратилась, находясь под юрисдикцией России (с коротким 20-летним перерывом, во время которого ничего эпохального в развитии города не произошло). Вы будете отрицать? Тогда позвольте мне усомниться в Ваших мыслительных способностях.
№68 Johans Ko
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
13:29
№204 Регина Гужене
→ Johans Ko,
17.11.2019
23:36
№31 red pepper
→ Johans Ko,
15.11.2019
11:20
№66 Леонид Радченко
→ red pepper,
15.11.2019
13:27
№39 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
15.11.2019
11:33
№52 Johans Ko
→ Анатолий Первый,
15.11.2019
12:34
№115 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
15.11.2019
18:01
№116 Леонид Соколов
→ Анатолий Первый,
15.11.2019
18:19
№117 unknown
→ Леонид Соколов,
15.11.2019
18:26
№143 Анатолий Первый
→ Леонид Соколов,
15.11.2019
22:54
№122 Johans Ko
→ Анатолий Первый,
15.11.2019
20:17
№141 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
15.11.2019
22:44
№144 Johans Ko
→ Анатолий Первый,
15.11.2019
22:55
№148 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
15.11.2019
23:28
№124 Johans Ko
→ Анатолий Первый,
15.11.2019
20:25
№142 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
15.11.2019
22:48
№145 Johans Ko
→ Анатолий Первый,
15.11.2019
23:09
№149 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
15.11.2019
23:30
№166 Johans Ko
→ Анатолий Первый,
16.11.2019
11:43
№169 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
16.11.2019
13:06
№171 Johans Ko
→ Анатолий Первый,
16.11.2019
13:32
№177 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
16.11.2019
16:57
№48 Александр Гильман
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
12:18
№58 Савва Парафин
→ Александр Гильман,
15.11.2019
12:58
№62 Александр Гильман
→ Савва Парафин,
15.11.2019
13:10
№65 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
15.11.2019
13:20
Интересно было бы посмотреть статистику по пьянству тех лет. Судя по современности, алкоголизм наших местных католиков например будет покруче православного :)
Вот аккурат вчера вечером ко мне в очередной раз двое католиков заходили одолжить на зверскую бормотуху. Третью неделю уже ходят. Куда лезет? Хрен знает....
№70 Александр Гильман
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
13:33
№73 Леонид Радченко
→ Александр Гильман,
15.11.2019
13:57
№107 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
15.11.2019
17:08
Сейчас будешь смеяться. После меня они идут аккурат к соседке-протестантке и покупают у нее зелье. Я после нашей беседы специально к ней заехал, спросил, кто она по вероисповеданию.
№111 Александр Гильман
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
17:31
№154 Вадим Гилис
→ Александр Гильман,
16.11.2019
00:21
Шура!!!
Это классно!
№81 Савва Парафин
→ Александр Гильман,
15.11.2019
15:52
№84 Савва Парафин
→ Александр Гильман,
15.11.2019
15:57
№85 red pepper
→ Савва Парафин,
15.11.2019
15:58
№88 Савва Парафин
→ red pepper,
15.11.2019
16:16
№160 unknown
→ red pepper,
16.11.2019
07:03
№179 red pepper
→ unknown ,
16.11.2019
18:02
№180 unknown
→ red pepper,
16.11.2019
18:28
№181 unknown
→ red pepper,
16.11.2019
18:31
№69 Дарья Юрьевна
→ Александр Гильман,
15.11.2019
13:29
№101 Константин Васильев
→ Александр Гильман,
15.11.2019
16:54
№93 Mumins Mumins Mumins
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
16:37
№100 Савва Парафин
→ Mumins Mumins Mumins,
15.11.2019
16:54
№125 Константин Васильев
→ Савва Парафин,
15.11.2019
20:56
№126 Marija Iltiņa
→ Константин Васильев,
15.11.2019
21:23
№135 Marija Iltiņa
→ Савва Парафин,
15.11.2019
22:27
№152 Савва Парафин
→ Marija Iltiņa,
16.11.2019
00:14
№182 Marija Iltiņa
→ Савва Парафин,
16.11.2019
21:10
№190 Савва Парафин
→ Marija Iltiņa,
17.11.2019
09:47
№194 Marija Iltiņa
→ Савва Парафин,
17.11.2019
22:43
№195 Регина Гужене
→ Marija Iltiņa,
17.11.2019
22:51
№197 Marija Iltiņa
→ Регина Гужене,
17.11.2019
23:04
№198 Регина Гужене
→ Marija Iltiņa,
17.11.2019
23:05
№205 Marija Iltiņa
→ Регина Гужене,
17.11.2019
23:43
№199 Регина Гужене
→ Marija Iltiņa,
17.11.2019
23:07
№206 Marija Iltiņa
→ Регина Гужене,
17.11.2019
23:49
№196 Marija Iltiņa
→ Marija Iltiņa,
17.11.2019
22:54
№200 Савва Парафин
→ Marija Iltiņa,
17.11.2019
23:10
№207 Marija Iltiņa
→ Савва Парафин,
18.11.2019
00:20
№208 Marija Iltiņa
→ Marija Iltiņa,
18.11.2019
00:37
№212 Савва Парафин
→ Marija Iltiņa,
18.11.2019
09:28
№276 Kęstutis Čeponis
→ Савва Парафин,
23.11.2019
18:04
№317 Савва Парафин
→ Kęstutis Čeponis,
24.11.2019
00:15
№320 Kęstutis Čeponis
→ Савва Парафин,
24.11.2019
18:21
№342 Савва Парафин
→ Kęstutis Čeponis,
25.11.2019
02:21
№421 Kęstutis Čeponis
→ Савва Парафин,
30.11.2019
15:08
№422 Савва Парафин
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
16:41
№423 Kęstutis Čeponis
→ Савва Парафин,
30.11.2019
19:22
№424 Савва Парафин
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
19:48
№426 Kęstutis Čeponis
→ Савва Парафин,
30.11.2019
19:57
№427 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
20:00
№430 Kęstutis Čeponis
→ Марк Козыренко,
30.11.2019
20:05
№434 Савва Парафин
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
22:15
№435 Kęstutis Čeponis
→ Савва Парафин,
02.12.2019
12:19
№436 Савва Парафин
→ Kęstutis Čeponis,
02.12.2019
14:12
№437 Kęstutis Čeponis
→ Савва Парафин,
02.12.2019
15:09
№438 Савва Парафин
→ Kęstutis Čeponis,
02.12.2019
15:33
№439 Владимир Бычковский
→ Савва Парафин,
02.12.2019
17:18
№440 Савва Парафин
→ Владимир Бычковский,
03.12.2019
03:05
№441 Kęstutis Čeponis
→ Савва Парафин,
05.12.2019
19:07
№425 Серафим Новичок
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
19:52
№428 Kęstutis Čeponis
→ Серафим Новичок,
30.11.2019
20:01
№429 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
20:04
№431 Kęstutis Čeponis
→ Марк Козыренко,
30.11.2019
20:13
№432 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
20:16
№433 Серафим Новичок
→ Kęstutis Čeponis,
30.11.2019
22:04
№213 Константин Рудаков
→ Marija Iltiņa,
18.11.2019
10:41
№216 Marija Iltiņa
→ Константин Рудаков,
18.11.2019
13:14
№127 Marija Iltiņa
→ Mumins Mumins Mumins,
15.11.2019
21:31
№128 Marija Iltiņa
→ Mumins Mumins Mumins,
15.11.2019
21:43
№4 Сергей Радченко
15.11.2019
09:31
№19 red pepper
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
10:32
№20 Сергей Радченко
→ red pepper,
15.11.2019
10:41
№25 red pepper
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
11:01
№32 Сергей Радченко
→ red pepper,
15.11.2019
11:21
№37 red pepper
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
11:28
№86 red pepper
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
16:03
№96 Mumins Mumins Mumins
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
16:41
№129 Лилия Орлова
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
21:54
№46 Mr. Voland
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
12:12
№47 Сергей Радченко
→ Mr. Voland,
15.11.2019
12:16
№49 Mr. Voland
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
12:21
№30 Johans Ko
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
11:19
№38 Сергей Радченко
→ Johans Ko,
15.11.2019
11:29
№42 Johans Ko
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
11:47
№43 Сергей Радченко
→ Johans Ko,
15.11.2019
11:52
№51 Johans Ko
→ Сергей Радченко,
15.11.2019
12:33
№277 Kęstutis Čeponis
→ Сергей Радченко,
23.11.2019
18:06
№278 Марк Козыренко
→ Kęstutis Čeponis,
23.11.2019
18:34
№281 Kęstutis Čeponis
→ Марк Козыренко,
23.11.2019
19:28
№8 Борис Бахов
15.11.2019
10:02
№10 Mr. Voland
→ Борис Бахов,
15.11.2019
10:06
№16 Борис Бахов
→ Mr. Voland,
15.11.2019
10:20
№23 Вадим Гилис
→ Борис Бахов,
15.11.2019
10:50
Да, Борис, я согласен полностью! Путь от человека к обезьяне завсегда стремительнее, чем от обезьяны к человеку :)
№78 Борис Бахов
→ Вадим Гилис,
15.11.2019
14:20
№35 Анатолий Первый
→ Mr. Voland,
15.11.2019
11:24
№55 Johans Ko
→ Анатолий Первый,
15.11.2019
12:44
№60 Анатолий Первый
→ Johans Ko,
15.11.2019
13:06
№41 Сергей Леонидов
15.11.2019
11:45
№50 Александр Гильман
→ Сергей Леонидов,
15.11.2019
12:25
№53 Сергей Леонидов
→ Александр Гильман,
15.11.2019
12:38
№54 Александр Гильман
→ Сергей Леонидов,
15.11.2019
12:43
№56 Сергей Леонидов
→ Александр Гильман,
15.11.2019
12:48
№61 Александр Гильман
→ Сергей Леонидов,
15.11.2019
13:06
№90 unknown
15.11.2019
16:28
№99 Сергей Леонидов
→ unknown ,
15.11.2019
16:53
№102 unknown
→ Сергей Леонидов,
15.11.2019
16:57
№104 Сергей Леонидов
→ unknown ,
15.11.2019
17:00
№106 unknown
→ Сергей Леонидов,
15.11.2019
17:06
№108 Сергей Леонидов
→ unknown ,
15.11.2019
17:13
№98 Савва Парафин
15.11.2019
16:46
№103 Леонид Соколов
→ Савва Парафин,
15.11.2019
16:59
№109 Савва Парафин
→ Леонид Соколов,
15.11.2019
17:18
№113 Константин Васильев
→ Леонид Соколов,
15.11.2019
17:42
№119 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
15.11.2019
18:44
№120 Леонид Соколов
→ Марк Козыренко,
15.11.2019
19:56
№121 Марк Козыренко
→ Леонид Соколов,
15.11.2019
20:09
№123 Леонид Соколов
→ Марк Козыренко,
15.11.2019
20:19
№118 Серафим Новичок
15.11.2019
18:37
№159 Сергей Васильев
16.11.2019
05:48
№161 Mr. Voland
→ Сергей Васильев,
16.11.2019
09:14
№162 Сергей Васильев
→ Mr. Voland,
16.11.2019
10:22
№167 Mr. Voland
→ Сергей Васильев,
16.11.2019
12:43
№172 Сергей Васильев
→ Mr. Voland,
16.11.2019
13:56
№173 Mr. Voland
→ Сергей Васильев,
16.11.2019
15:35
№163 Mumins Mumins Mumins
→ Сергей Васильев,
16.11.2019
10:43
№164 Сергей Васильев
→ Mumins Mumins Mumins,
16.11.2019
10:53
№174 Марк Козыренко
→ Mumins Mumins Mumins,
16.11.2019
15:44
№337 Marija Iltiņa
24.11.2019
22:17