Как это делается

01.03.2015

Виктор Гущин
Латвия

Виктор Гущин

Историк

Как ИМХОклуб восстанавливал историю Дворцового театра

В Елгаве

Как ИМХОклуб восстанавливал историю Дворцового театра
  • Участники дискуссии:

    8
    60
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


Огромный плюс ИМХОклуба в том, что на этой информационно-аналитической площадке могут объединяться люди по интересам. Они могут спорить, задавать друг другу вопросы, уточняя тот или иной факт и пытаясь совместными усилиями докопаться до истины.

Так, в частности, случилось после публикации в ИМХОклубе 18 января моей небольшой заметки, посвященной истории парка Елгавского дворца.

В этой заметке речь шла и о том, что в августе 1913 года в юго-западной части парка, справа от моста через реку Дриксу, если ехать или идти по направлению к Риге, начали строить здание театра.

Мой тезка Виктор Подлубный сразу же заинтересовался этим фактом и в ходе обсуждения высказал пожелание продолжить исследование истории здания театра, так как о нем до сегодняшнего дня известно очень мало. Вот его слова:


«Прочел Вас. Спасибо. Родилась идея: а не «навалиться ли всем миром», включая латышей, русских, а главным образом — ощущающих себя ливонцами, на задачу восстановления истории елгавского театра на острове? Я не вижу ничего иного объединительного в современном латвийском обществе, нежели наша общая история. ОБЩАЯ! Если мы все, восстанавливая наше общее прошлое, почувствуем «локоть товарища», неважно на каком языке говорящего за кружкой пива, это позволит нам почувствовать и понять нашу латвийскую общность, вытекающую из исторической ливонской общности. А иначе наша Латвия так и останется Ливонией, по случаю приватизированной латышским этносом...»


Признаюсь, решение задачи интеграции латвийского общества, расколотого в 1991 году новой правящей элитой, которая же и продолжает его раскалывать до сегоднняшнего дня, если и входило в задачу моей заметки, то уж точно не в первую очередь. Главным для меня было попытаться восстановить забытую историю Елгавы.


И тут, на счастье, к обсуждению темы Дворцового театра подключился виртуальный член ИМХОклуба Yuri S.

Его умение быстро найти соответствующую информацию на страницах газет начала ХХ века, выложенных на электронном ресурсе Латвийской Национальной библиотеки, оказалось поистине бесценным.

Вот его первый комментарий:



«Здание театра НАЧАЛИ строить 31 августа 1913 года. И к Первой мировой (войне — В.Г.) его даже не успели доделать снаружи, хотя первый киносеанс там прошел уже 16 марта 1914 г. После бомбежки 27 июля 1944 года здание театра полностью выгорело, остались только внешние стены. По-моему, это довольно трудно назвать «пострадало, но не сильно» (это оценка из моей заметки — В.Г.). Здание МОЖНО было восстановить, но поскольку оно выдающейся художественной ценности не представляло, то его и снесли при выравнивании (выпрямлении) дороги на Ригу.

И возможно, никакой особо интересной истории у театра нет. Вроде как во время Первой мировой в здании располагалось санитарное депо (лазарет?), позднее — немецкий «фронтовой театр».














После войны до 1926 там тоже был театр, а в 1926-м перешло в собственность некоего Эрнста Алксниса, отставного подполковника кавалера ордена Лачплесиса, который стал крутить там синему. Позднее в здании был дом спорта Елгавской Сельхозакадемии».






















В этом, вне всякого сомнения, очень интересном комментарии меня несколько «задели» слова о том, что здание «выдающейся художественной ценности не представляло».

Разумеется, здание театра строил не Растрелли. Но на общем фоне довоенной застройки, не говоря уже о том, что понастроили после войны, это здание выглядело очень достойно. Это во-первых.

Во-вторых, очень важно и то, что это здание строилось как объект культуры. За пятьдесят лет советской власти и за двадцать пять лет второй независимости в Елгаве так и не смогли построить здание театра, хотя со стороны горожан такое пожелание высказывалось неоднократно.

Так что принятое послевоенными городскими властями решение снести здание Дворцового театра разумным признать нельзя. Интересам города это решение никак не отвечало.

Что же касается чуть-чуть спрямленной дороги, то этот выигрыш никак не уравновешивает для города утрату здания театра.











В комментарии Yuri S был еще один момент, который вызвал у меня сомнения. Речь идет о сроках строительства здания Дворцового театра. Вот что я написал Yuri S:


«Задумался о простой вещи: здание начали строить 31 августа 1913 года, а 16 марта 1914 года в нем уже показывали кино. Принимая во внимание размеры здания, а оно, наверное, ненамного меньше здания Оперного театра в Риге, а также то, что речь идет всего лишь о полугодовом периоде строительства, тем более, что это осенне-зимние месяцы, когда строительство вообще замирает (даже сегодня!), думаю, что в этих датах содержится ошибка. Не могли такое здание построить всего за полгода, тем более, фактически за зимние месяцы».


В ответ на мои сомнения Yuri S привел массу доказательств, подтверждающих, что никакой ошибки в указанных сроках строительства здания Дворцового театра в Елгаве не было и нет:

«В качестве слабого доказательства конкретных дат упомянул бы подпись под этим фото. В каком-то другом источнике я тоже эти даты встречал, но не вспомнил в каком. Вот еще статья со ссылкой на Томашунса, упоминающая первый киносеанс.

Но чтобы убедить вас и заставить уважать строителей губернских времен, не поленился пару вечеров покопаться в местной прессе того времени. Итого:

в газете «Dzimtenes Wehstnesis» за 11 и 13 мая 1913 года попались две статьи про елгавские парки и в них ни одного (!) упоминания какой-либо стройки на Дворцовом острове. Зато 13 сентября 1913 г. в том же «Dzimtenes Wehstnesis» в разделе «Daschadas ziņas» цитируется русская газета «День» (видимо, это и есть первое упоминание о стройке). Переведу цитату оттуда:

«...Сегодня вечером по городу распространились слухи, что в парке задумано построить здание цирка. Со всех сторон тут же раздались голоса, протестующие против такой дикости; обо всем этом писала и местная пресса. Пришел июль и жители увидели, что в парк начали везти камень, кирпичи и другие стройматериалы. Деревья в парке по большей части вырубили и на их месте теперь поднимаются стены здания цирка и кинематографа... В новом здании, кроме того, задумано открыть также ресторан...»

В газете «Jaunās Latweeschu Awizes» от 27 сентября 1913 года есть упоминание о сдаче в аренду для нужд здания театра 364 кв. саженей парковой земли, упоминаются и некоторые условия этого договора.

25 января 1914 года в газете «Sadziwes telefons» в статье «Ko peedzihwoju Jelgawā» упоминается «jaunzeļamais kinematogrāfa templis» (вновь строящийся кинематографический храм). 21 марта 1914 в «Latweeschu Awizes» есть статья о том, что

«...в Елгавском дворцовом саду на днях открыт театральный дом электрических картинок, в котором имеется место для более чем 1000 зрителей. Этот театральный дом оборудован всеми новейшими и лучшими изобретениями и построен очень изящным и красивым, а также с центральным отоплением. Дирекция этого театрального дома позаботилась о хорошем составе музыкального оркестра, а также приобрела новый концертный рояль Шредера для музыкальных выступлений, который, играя вместе с хармониумом (прим. — это вид органа), виолончелью и флейтой, издает сильные и красивые музыкальные звуки, только старый хармониум не способен больше исполнять свои обязанности, поскольку он слишком испорчен, что лишь мешает согласованию других музыкальных инструментов. Представления этого театра посещаются ежедневно большим числом зрителей».

Для полного счастья есть еще статья в газете «Brīvā zeme» от 13 февраля 1939 года об идее передачи «Дворцового театра» студентам Елгавской сельскохозяйственной академии, где упоминается, что в 1912 году кусок Дворцового острова на 49 лет был сдан в аренду Эрне Рэ, урожденной баронессе Корф, для строительства здания для нужд кино — цирка, которое после окончания договора перейдет в собственность государства.

Пока копался нарыл кучу упоминаний про хозяина кино после 1926 года, но это уже на целый пост в ЖЖ...

Ну вот разве что кто-то из комментаторов жаждал посмотреть на интерьер. Вот тут в чудном издании «Junda» за 1 октября 1944 года есть фото из разрушенного «Дворцового театра».



В конце своего комментария Yuri S, обращаясь ко мне, задает вопрос: «Убедил?»

Моей первой реакцией было: «Убедили! Спасибо за проделанную работу. Очень интересно!»

Но потом я опять засомневался, в результате чего и появились эти строки:


«Признаюсь, сначала я написал, что автор (Yuri S) меня убедил. Но потом я опять засомневался. Ну где это видано, чтобы за шесть осенне-зимних месяцев отгрохать такую домину. А ведь внутри ее еще нужно оштукатурить. И штукатурка должна высохнуть. И нужно мебель завезти и расставить. А сценическое оборудование? Тот же экран хотя бы. Специально обращался по этому вопросу за консультацией к Владу Богову, специалисту по истории Риги. Я спросил его, как долго строили здание Национальной оперы, а в скором будущем опять, как и в советские времена — театра оперы и балета. Влад ответил: три года, с 1860 по 1863 гг. Это мне кажется для такого здания приемлемым сроком строительства. А вот шесть месяцев для строительства Дворцового театра в Елгаве — думаю, что здесь все же кроется какая-то ошибка. Нужно идти в архив и смотреть документы».


Ответная реакция Yuri S не заставила себя ждать. И, как в прошлый раз, она была исчерпывающе доказательной:

«Можно советоваться хоть с г-ном Боговым, хоть со всей Стройуправой Риги, но факт остается фактом — здание построено именно в эти сроки, — написал Yuri S. — Сначала похоже планировалось строить в другом месте. Заметка в газете «Sadsihwe» Nr.84 (19.01.1913): «Новое здание цирка задумано в скором времени построить на улице Эзера. Также некое предпринимательское общество запроектировало в ближайшее время оборудовать еще один большой кинематограф на улице Лиела. Для этих целей будет строиться отдельное здание с разными удобствами. Надо думать, что елгавчанам теперь больше не будет скучно».

Заметка в газете «Sadsihwe» Nr.84 (27.07.1913): «Вопреки всем возражениям и протестам со стороны общества, стало известно, что в ближайшее время на правой стороне елгавского городского сада все же будет воздвигнуто здоровенное здание цирка. Предварительные работы уже начаты».

Заметка в газете «Tehwija» Nr.85 (30.07.1913): «Здание цирка в дворцовом саду все же будут строить! Предварительные работы начнутся уже в ближайшие дни. Строительство здания будет стоить, не считая внутреннего обустройства, около 80000 рублей. Жалко ту часть сада, которая при этом будет уничтожена».

Заметка в газете «Jaunās Latweeschu Awizes» Nr.61 (30.07.1913): «Цирк в дворцовом саду! Уже долгое время шли разговоры, что часть дворцового сада, справа от дороги (если идти в сторону Лиелупе) сдали в аренду для строительства цирка. Слухам не хотелось верить, поскольку в Елгаве так мало публичных насаждений и при этом в дворцовом саду большие деревья, возрастом в десятки лет, которые в городе ценятся особенно высоко. Однако сейчас часть дворцового сада уже отделена забором и здание цирка начнут строить уже в скором времени. Строительство здания, без внутреннего обустройства, обойдется в 70 000 рублей. Здание будет предназначено также для театров, концертов и т.п.»

Заметка «Еще о деле Елгавского дворцового сада» Nr.79 (01.10.1913): Господин «... нас перевел через лиелупский мост, на берегу Лиелупе (еще и сейчас там видны ямы) показал нам налево от шоссе где копать, и когда накопали, то поехали в дворцовый сад, в ту самую сторону, где сейчас строится здание цирка; там арестанты вывалили наши возы... (прим. — речь идет о том, как возили землю в заболоченный участок острова, чтобы там разбить парк).

Ну и, наконец, специально для неверующих — заметка в газете «Sadsihwe» Nr.32 (18.03.1914): «Palais Royal. Открытие в воскресенье, 16 марта в 3 часа дня открыли вновь построенный кинематограф «Palais Royal», который находится в елгавском дворцовом саду. Здание еще полностью не готово, особенно снаружи, однако все уже настолько оборудовано, что стало возможным начать представления. Обычные кинематографические представления здесь отличаются на настоящий момент тем, что кроме живых картинок еще выступают некоторые артисты со своими номерами. Внутренность здания построена по кругу (?) с удобным идущим вокруг балконом, сценой и залом для зрителей, посредине которого оборудована круглая арена для нужд цирка. В зале более 1000 сидячих мест и для освещения оборудованы более сотни электрических лампочек. Несмотря на уже изрядное число кинотеатров в Елгаве, в день открытия новый «Palais Royal» был хорошо посещаем».



После столь бесспорных доказательств мне оставалось только окончательно признать правоту Yuri S и еще раз поблагодарить его за проделанную работу:

«Юра, огромная вам благодарность за неутомимый поиск. Все приводимые вами факты неопровержимо доказывают вашу правоту. Выходит, все мои сомнения напрасны. Получается, что в далеком 1913 году строительные работы могли быть организованы намного лучше, чем сегодня. Этот вопрос теперь меня интересует еще больше. Как были организованы строительные работы? Сколько человек трудилось на стройке? Каким по продолжительности был рабочий день? Наконец, кто был автором проекта?»


На вопрос об авторе проекта Yuri S тут же ответил:

«Сразу могу ответить только на вопрос по поводу автора проекта. В журнале «Senatne un Māksla» Nr.3 (01.08.1937) мне попадалось упоминание местного елгавского архитектора Пауля Эпле (Eplèe, г.р. 1882). Пардон, если криво перевел: «Елгавчанин архитектор Eplè (род. 1882) в эклектичном восприятии под финским влиянием построил в 1909 году дом латышского общества и различные другие здания (Дворцовый театр в стиле псевдобарокко, здание молодежного евангелического союза — в югендстиле, бывший дом Латвийского сельскохозяйственного экономического общества и др.)» Больше про него ничего полезного не нашел, кроме некролога в «Rigasche Rundschau» Nr. 298 от 28.12.1937. Цитирую оттуда: «В ночь на Рождество в возрасте 55 лет умер хорошо известный в Елгаве архитектор Пауль Эпле... Его проекты зданий Латышского общества и Дворцового театра были в свое время отмечены первыми призами...»

Талантливый был человек, судя по некрологу, еще и стихи писал. По фото похож на артиста Филиппова в роли уже обритого Кисы Воробьянинова.


Такое вот получилось исследование о здании Дворцового театра, которое, как теперь выяснилось, строилось вовсе не как театральное здание, а как здание цирка, в котором вдобавок еще и крутили кинофильмы, но, тем не менее, изначально называлось Дворцовый театр (Pils teatris).

Спасибо за подсказку к этому исследованию Виктору Подлубному. Огромная (еще раз) благодарность Yuri S, который, как видно из его поиска, очень хорошо ориентируется не только в старых газетах, но и в целом в истории Елгавы.

Ну и, конечно, отдельная благодарность ИМХОклубу за возможность на его площадке получить ответы на разные вопросы.

Вопросы Виктору Гущину

Комментарии

  • unknown

    №1 unknown

    01.03.2015

    09:35

    Читать про историю городов Латвии всегда удовольствие. Спасибо. 
    Поддержали: Виктор Подлубный, Лилия Орлова, Ирина Кузнецова, mishel levinski, Владимир Копылков, Александр Харьковский, Владимир Бычковский, Константин Рудаков, Виктор Гущин, Дмитрий Болдырев, Илья Нелов (из Тель-Авива), Сергей Кузнецов, Сергей Костенко, Inna Shuvalova
  • Константин Рудаков
    Латвия

    №2 Константин Рудаков

    01.03.2015

    09:48

    Очень интересно - спасибо! Все же жаль здания - судя по фотографиям - проект был очень солидный. А Юрий как-то себя расшифровал? Такие глубокие познания в истории города вызывают большое почтение. Интересно - кто он? Работник музея, или очень квалифицированный любитель?
    Поддержали: Виктор Гущин, Илья Нелов (из Тель-Авива)
    • Виктор Подлубный
      Латвия

      №4 Виктор Подлубный

      01.03.2015

      10:41

      Спасибо, уважаемый тёзка, за Вашу публикацию, которая замечательна тем, что вызвала у меня ещё больший интерес и к "театру на острове", и к любимой мною Елгаве вообще. 
      И "вынула" на свет ещё больше загадок, начиная от сроков строительства, кончая мотивировкой сноса... 
      Загадки эти легли в ту "шкатулку памяти", где лежат тайна столицы Талавы — Беверины, происхождение вендского стяга, появление Бирона при дворе герцогини Анны (Иоановны), место встреч в Митаве Палена и Пестеля... Очень "вкусные" загадки!

      С нескрываемым любопытством присоединяюсь к вопросу Константина.  
      Поддержали: Ирина Кузнецова, mishel levinski, Виктор Гущин, Илья Нелов (из Тель-Авива)
    • Yuri S
      Латвия
      Я ни разу не шифруюсь, а в Елгавском музее последний раз был пару лет назад на ночь музеев. Чисто чтобы убедиться, что он стал в разы хуже по сравнению с тем, что был во времена моего детства. Спасибо конечно за лестный отзыв, но про "глубокие познания" это вы перегнули, я простой краевед-любитель :)
      У меня есть любимые темы по истории Елгавы, которые я потихоньку копаю и когда нахожу время - пописываю в жж.
      А когда становится забавно, как было в случае с этой киношкой на островке (в которой, ясное дело, никаким Шаляпиным не пахло, не говоря о том, что мне (пока) не попалось НИ ОДНОГО анонса/упоминания именно ТЕАТРАЛЬНОГО представления в этом здании), не ленюсь порыться в старой периодике. Слава Диевсу, что достаточно много из оцифрованных газет-книг имеется в свободном доступе и нет нужды переться в пирамиду товарища Хеопса.

      Повторю свой ответ Виктору, написанный по той же теме в фейсбуке:
      "Разумеется, здание театра строил не Растрелли. Но на общем фоне довоенной застройки, не говоря уже о том, что понастроили после войны, это здание выглядело очень достойно. Это во-первых.
      Во-вторых, очень важно и то, что это здание строилось как объект культуры. За пятьдесят лет советской власти и за двадцать пять лет второй независимости в Елгаве так и не смогли построить здание театра, хотя со стороны горожан такое пожелание высказывалось неоднократно.
      Так что принятое послевоенными городскими властями решение снести здание Дворцового театра разумным признать нельзя. Интересам города это решение никак не отвечало."
      -----------
      Думаю совершенно неправильно судить "восстановителей" Елгавы с сегодняшней позиции. Да, меня очень умиляет старая застройка на довоенных фотографиях, да, многие здания можно было бы восстановить. Но есть одно главное НО. В послевоенные годы главное было построить жилье и инфраструктуру, а строить как известно легче, чем восстанавливать-реставрировать. Потому пусть хоть 10 раз можно было восстановить красивый дом латышского общества или тот же дворцовый театр (в котором от театра одно название, а главное предназначение - кино, так что объект скорее коммерческий, нежели культурный, а перед войной он даже и кинотеатром не был - власти Советской Латвии сделали там дом спорта ЛСА, о чем гласит надпись на предпоследнем фото), на тот момент главным являлось восстановление-строительство жилых домов, школ, больниц и прочей социальной инфраструктуры. Мой отец, выросший в послевоенной Елгаве, рассказывал как еще пацаном вместе с моим дедом ездил в конце 50-х на машине в Россию (типа автотуризм). Так в то время, как в Елгаве все жили уже более-менее неплохо, кто в домах, кто в бараках, в России во многих местах люди все еще жили в землянках! Так что про "интересы города" хорошо рассуждать, сидя в теплом доме с полным холодильником и высокоскоростным интернетом :) Опять же, если разобраться, восстанавливать бы пришлось главным образом деревянную застройку, ибо сколько не пускай розовые слюни в стиле загубили "Zemgales pērle", в той "жемчужине" 60-70 процентов застройки были деревянными.
      Ну и а если вернуться к нашей теме дворцового театра, то могу провести аналогию с Вашей статьей про разрушение дворцового парка через застройку Почтового острова. Точно так же как вам не понравилась идея строительства стоянки на месте театра, елгавчанам в 1913 году не нравилась идея строительства на этом месте цирка-театра-кино. И небезразличные жители тоже писали письма и возмущались, и вспоминали какими трудами на месте будущего кинотеатра создавался парк. Результат этой "борьбы" известен - появился Palais Royal. А сейчас на месте никому не нужной вазы, которой честно говоря, самое место у старой больницы, и не особо ухоженной травы, имеется полезная парковка. А благодаря всяческим мероприятиям на островке, глядишь найдутся деньги на ремонт самого Дворца...
      Поддержали: Константин Рудаков, Maija Vainst, Илья Нелов (из Тель-Авива)
      • Константин Рудаков
        Латвия

        №8 Константин Рудаков

        Yuri S,

        02.03.2015

        14:35

        Может тогда и сами напишете о многострадальном Дворце? Очень смутно представляю, как его восстанавливали, но ведь восстанавливали как-то и в какой-то последовательности. Сейчас ситуация с его внешним видом непонятная. В советское время его изредка подкрашивали, в Новое время - заменили крышу. Но, краска облезает как и раньше и любоваться на него получается лишь издали. Чуть подходишь поближе - красота блекнет, к сожалению.
        • Виктор Гущин
          Латвия

          №9 Виктор Гущин

          02.03.2015

          21:23

          Из истории восстановления Елгавского дворца после Великой Отечественной войны. - "Наш город" (1265 - 1997). Исторические рассказы о Елгаве. Выпуск № 20 (59), № 21 (60).  Подготовил Гущин Виктор. - Приложение к елгавской городской "Новой газете", 1997, 21 октября, 4 ноября.

          Из истории восстановления Елгавского дворца после Великой Отечественной войны. Строители Савельевы. Подготовил Гущин Виктор. - Приложение к елгавской городской "Новой газете", № 22 (61)1997, 20 ноября.

          Из истории восстановления Елгавского дворца после Великой Отечественной войны. Бригада Эдуарда Зариньша . Подготовил Гущин Виктор. - Приложение к елгавской городской "Новой газете", № 23 (62)1997, 2 декабря.

          Из истории реставрации Елгавского дворца в 1991 - 1997 годы. Главный реставратор Елгавского дворца. Подготовил Гущин Виктор. - Приложение к елгавской городской "Новой газете", № 24 (63)1997, 23 декабря.

           

          Поддержали: Константин Рудаков
        • Yuri S
          Латвия
          Тема слишком богатая и не моя любимая. На эту тему по-моему целые книжки имеются. Дворец только за 20 век два раза восстанавливали, первый раз в 30-х после Бермонта (хотя я не согласен с официальной версией, что это дело рук бермонтовцев - http://syzkind.livejournal.com/53868.html), второй - с 1955 по 1965. Виктор уже накидал список своих статей. Если и созрею накропать про восстановление, так только по старым газетам про "первое" постбермонтовское...
          Поддержали: Константин Рудаков
      • Виктор Гущин
        Латвия

        №10 Виктор Гущин

        Yuri S,

        02.03.2015

        21:57

        Когда я предлагаю восстановить отдельные здания довоенной Елгавы, я, разумеется, не имею ввиду восстановление деревянных построек. К сожалению, в абсолютном своем большинстве они утрачены безвозвратно. И утрачены навсегда. Но сегодня еще имеется возможность восстановить кирпичное здание дворца графа Палена и кирпичное здание Окружного суда на Академической улице. Сохраняется возможность восстановить памятник Янису Чаксте перед зданием Academia Petrina. Сохраняется возможность восстановить здание Курземского провинциального музея на улице Победы. А также Дом Растрелли на той же улице. Кроме того, застраивая центральную часть города, нельзя возводить безликие, гаражно-складского типа, постройки. Такие постройки допустимы где-то на окраине города, но никак не в центре. В данном случае речь идет о магазине Rimi  и кафе Hesburger на Католической улице. И нельзя бездумно уничтожать довоенные социально-культурные объекты, как это произошло со стадионом на улице Спорта. 
        • Yuri S
          Латвия
          Насчет дворца Палена и здания окружного суда согласен - что не успели снести стоит восстанавливать. Зачем сдался памятник Чаксте перед музеем без понятия. Ну постоял он там с десяток лет в 30-е, так тот что у Троицы уже дольше стоит... А у Академии Петрина хватает и имеющегося достаточно уродливого памятника Элиасу. Так можно еще предложить снести имеющегося Чаксте и поставить на прежнее место дуэт Ленина-Сталина :) Насчет Курляндского провинциального музея я бы двумя руками ЗА! (моя любимая тема). Но вот только восстанавливать нечего. Начнем с того, что КПМ никогда не стоял на Узварас, у него был свой родной адрес - Музейная площадь 1, хоть это и рядом. Но даже если снести хрущобы (или что там получается на месте музея), построить с нуля(!) по старому проекту здание, чем вы его заполните? Имущество музея прихватизировали еще во времена первой республики, экспонаты поделены кучей музеев, начиная от художественного, заканчивая музеем природы и никто их явно не вернет. Я недавно специально ходил в биржу на выставку посвященную Египту (http://syzkind.livejournal.com/60153.html), чисто чтобы увидеть несколько умыкнутых предметов из КМП... Можно еще актовый зал 3 школы снести и восстановить Реформаторскую церковь :)
          Насчет застройки центра тоже не совсем согласен. Если бы было что восстанавливать на том месте, где стоит Рими, было бы о чем вздыхать. Но там до строительства магазина ничего полезного не было уже полвека. А как известно народу нужен прежде всего хлеб, а потом уж зрелища (сиречь пища культурная в виде красивых старых зданий). Тоже самое с Хесбургером. Вот вы пишите "До войны на этом месте стояло красивое пятиэтажное здание." Так вот никакого особо красивого здания на углу напротив церкви и раньше не стояло (стоял трехэтажный деревянный дом, а тот что вы имеете в виду - пятиэтажное здание (кажется) Митавского общества взаимного кредита находилось несколько ближе к Лиела - примерно там где пятиэтажка, если вы вообще не путаете с домом Бисениека, который как раз был месте служебных входов в Рими). Зато, сколько я себя помню, на этом углу была огромная лужа или грязь после дождя. Улица Католю изменилась настолько, что никакого архитектурного ансамбля с церковью все равно не получится, что там ни построй. Ну а если начать фантазировать про восстановление города, то прежде всего надо восстанавливать дворцы-дома на Бахштрассе (посносить все безликие здания факультетов, служебные гостиницы ЛСУ, гостиницу Елгава и проч.), отстроить по новой Рыночную площадь с Ратушей, Полицейским управлением, отелем de Courland, "колоннадами", Пожарной башней, мельницами etc. и не забыть выкопать канал по Барона и Дамбья до самой Свете :)
          P.s. про стадион на Спорта - не знал, что он довоенный, спасибо за информацию.
        • Yuri S
          Латвия
          Чисто случайно на глаза попалось послевоенное фото того самого дома, что был почти напротив католической церкви. По-моему восстанавливать там и вправду было нечего...

          http://jelgava.biblioteka.lv/Alise/lv/book.aspx?id=142369&c=1&c=,&c=2#annotation 
  • Виталий Кассис
    Латвия

    №3 Виталий Кассис

    01.03.2015

    10:40

    Недобарокко. Фасады, судя по изображениям, так и не были завершены.
  • Ирина Кузнецова
    Латвия

    №5 Ирина Кузнецова

    01.03.2015

    15:21

    В  ссылке  свежий  взгляд  на   античные   здания.

    Последние 1000 лет
    http://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/poslednie-1000-let

    Ну вот мы и подобрались к выводам про тот огромный пласт прошлого, который именуется Античностью, и не только. Выводы эти мои собственные, составленные на основе многочисленного материала, который я изучал будучи погруженным в эту тему. На абсолютную достоверность понятное дело, не претендуют, но заставят задуматься, я думаю, каждого, кто читает эти строки. В предыдущих постах, заметках и статьях я очень осторожно делал выводы, так как до конца не был уверен в том, а что я еще смогу найти, давая возможность каждому сделать свои выводы. Теперь же некоторые моменты прояснились достаточно четко, и о них я хотел бы написать. Ну и самое важное - я попытаюсь наглядно продемонстрировать, как эти знания помогут в понимании будущего и как они могут прочно укоренить человека на нашей планете так, что никакая сила не сможет его сдвинуть с места. 

    Михаил Волк в этой объёмной статье сформулировал свою альтернативную версию событий, происходящих последнюю тысячу лет. Из этого рассказа можно почерпнуть много интересной информации, помогающей сложить разрозненные факты альтернативной истории. 


    =========================
     П.С.   Очень  похоже ,  что  Елгава - Митава  вплетается  в  общепланетарную  картину.
  • Виктор Гущин
    Латвия

    №11 Виктор Гущин

    03.03.2015

    08:23

    В Елгавском дворце должен быть музей

    В Елгавском дворце, прямое и самое естественное предназначение которого быть музеем, до сих пор располагается Латвийский сельскохозяйственный университет (ЛСУ). По этой причине организовать экскурсию во дворец достаточно сложно. В результате в течение года дворец, главным образом Усыпальницу курляндских герцогов и музей истории Елгавского дворца,  посещают всего лишь несколько тысяч человек. Для сравнения: в 2012 году Латвийский художественный музей в Риге посетили 362 тысячи человек.

    Справедливости ради, нужно сказать, что руководство ЛСУ немало делает для изучения и популяризации истории здания Елгавского дворца. Создан музей истории Елгавского дворца, который занимает, правда, всего одну комнату. С 28 мая по 1 июня 2008 года при участии Елгавской городской думы и Елгавского городского агентства KultūraЛСУорганизовал грандиозный праздник, посвященный 270-й годовщине Елгавского дворца. Студенты ЛСУ к юбилею дворца подготовили несколько проектов реконструкции Дворцового парка. Причем во многих проектах акцент делался на создании парка регулярного (французского) стиля. 14 июня того же года на стене южного проезда во дворец была установлена мемориальная доска, на которой написано, что 14 июня 1738 года архитектор Ф. Б. Растрелли заложил в строительство дворца первый камень.

    Но, к сожалению, пока ничего не слышно о том, что ЛСУ собирается построить для себя академгородок по примеру Рижского Технического университета, который продолжает развивать свой академгородок на Кипсале. Или по примеру Латвийского университета, который начал строить для себя академгородок в районе рижской станции Торнякалнс. Или по примеру Резекненской высшей школы, которая уже построила для себя академгородок.

    Вне всяких сомнений, и ЛСУ (вместе с Елгавской городской думой и Министерством земледелия ЛР) должен озаботиться строительством собственного академгородка. Где такой академгородок для факультетов сельского хозяйства, пищевых технологий, информационных технологий и центральной научной библиотеки университета, которые пока еще располагаются в здании Елгавского дворца, может быть построен? Лучшее место сегодня - это территория, которую занимает пенитенциарное учреждение на улице Палидзибас, а также участок между зданиями пенитенциарного учреждения и территорией "Latvenergo" на улице Электрибас, который сегодня фактически заброшен. После того как к 2018 году в Лиепае будет построено новое здание тюрьмы, полностью отвечающее всем требованиям ЕС, пенитенциарное учреждение в Елгаве будет закрыто. Это открывает возможность использования указанных территорий для строительства академгородска ЛСУ. За три оставшихся года нужно успеть подготовить заявку для получения финансирования из фондов ЕС, с тем чтобы с 2018 года (или даже раньше) приступить к разработке архитектурного проекта. При этом при разработке проекта академгородка нужно идти по пути сохранения зданий довоенной застройки и частичной реконструкции довоенного архитектурного облика этой части территории города.

    У проекта строительства академгородка для ЛСУ есть четыре очевидных плюса. Во-первых, будет продолжена работа по реставрации помещений Елгавского дворца и постепенному их музейному освоению. Как показывает опыт восстановления Рундальского дворца-музея, а его восстановление началось в далеком 1963 году и закончилось только в 2014-м, это работа на несколько десятилетий. Постепенное преобразование Елгавского дворца в музей превратит Елгаву, вслед за Рундале, в узнаваемый в Латвии, России и Европе музейный центр, что, в свою очередь, скажется на развитии экскурсионного, гостиничного, ресторанного, типографского бизнеса и т.д., т.е. приведет к созданию в городе нескольких сотен новых рабочих мест.

    Второй плюс - передача всего здания Елгавского дворца для нужд музея, наконец-то, откроет возможность решения вопросов о реконструкции существующего Дворцового парка и, возможно, о строительстве со временем парка регулярного стиля по проекту Ф.Б.Растрелли к северу от Елгавского дворца. Пока во дворце находится учебное заведение, претворение этих замыслов в жизнь практически невозможно.

    Третий плюс - строительство в районе улиц Палидзибас и Электрибас новых зданий для факультетов и университетской библиотеки, которые пока еще располагаются в Елгавском дворце, позволит привести в порядок, а другими словами - фактически вернуть к жизни и открыть для горожан заново довольно большой участок территории города, который до настоящего времени остается не только закрытым, но и крайне неухоженным. Было бы логично, если бы ЛСУ в ходе реализации этого проекта получил в свое управление и ряд зданий, расположенных по улице Палидзибас (бывшее здание Красного Креста) и Земгальскому проспекту (дома № № 1, 7 - 9 и 11), которые сегодня никак не используются или даже разрушаются. Было бы также логично, если бы ЛСУ был передан и стадион по Спортивной улице. К сожалению, эта возможность уже упущена, поскольку стадион, служивший елгавчанам с довоенных времен, в рамках проекта по реконструкции Привокзальной площади, Привокзального парка и прилегающих к ним улиц был ликвидирован в 2014 году. Сегодня на месте бывшего стадиона ударными темпами строится очередная автостоянка.

    Наконец, четвертый плюс состоит в том, что на берегу реки Дриксы в непосредственной близости друг от друга будет находиться большая часть факультетов ЛСУ (здесь уже находятся Технический факультет, Лесной факультет, факультет инженеров села и Дом спорта ЛСУ).

    Завершая тему строительства новых зданий для факультетов и библиотеки ЛСУ, которые пока еще располагаются в Елгавском дворце, важно отметить, что строительство в районе улиц Палидзибас и Электрибас новых зданий для ЛСУ с неизбежностью поставит также вопрос о необходимости благоустройства берега реки Дриксы на участке от променада на бульваре Яниса Чаксте до Железнодорожного моста через реку Лиелупе. Одним из элементов этого благоустройства могло бы стать строительство еще одного пешеходного моста - от окончания улицы Палидзибас к стрелке Почтового острова.

     

    Увековечить память о Растрелли

    На протяжении всего 2015 года в Елгаве будут проходить мероприятия, посвященные 750-летию города. Но на самом деле 750 лет исполняется не городу, а общей истории строительства на Замковом, а теперь на Дворцовом острове сначала замка Ливонского ордена (его строительство было начато магистром ордена Конрадом фон Мандерном в 1265 году), а затем, в 1738 году, роскошного дворца в стиле барокко под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли. Что же касается поселения на берегу реки Лиелупе, которое после строительства орденского замка стало называться Митава и которое только в 1573 году получило права города, то оно существовало уже с 1226 года. Так что, если вести отсчет истории Елгавы с 1226 года, то в 2015 году городу исполняется не 750, а 789 лет. И уже в 2026 году Елгава должна будет отмечать свой 800-летний юбилей. Этот факт еще раз подчеркивает то выдающееся значение, которое в истории Елгавы занимают Замковый (теперь Дворцовый) остров и Орденский замок и растреллиевский дворец. Однако в программе празднования 750-летия Елгавы никаких мероприятий (конференция, выставка), посвященных истории строительства на Замковом, а теперь на Дворцовом острове, не предусмотрено. Не предусмотрены и мероприятия, посвященные архитектору Ф.Б.Растрелли, которому в 2015 году исполняется 315 лет.

    Франческо Бартоломео Растрелли в Елгаве прожил в общей сложности около десяти лет. И при этом память о великом архитекторе, так много сделавшем для города, до сих пор никак не увековечена. Нет памятника. Нет бюста. Нет улицы его имени. Невероятно, но это факт. Нужно увековечить память о Растрелли, в том числе установить ему памятник в парке у Елгавского дворца, а во дворе церкви Свв. Симеона и Анны - бюст. Нужно восстановить и дом Растрелли, а также обозначить место захоронения жены Растрелли у бывшей Реформатской церкви. Также улицу Пилссалас, на которой находится Елгавский дворец, можно было бы переименовать в улицу Растрелли.

    • Yuri S
      Латвия
      Создать в здании дворца музей идея богатая, но слишком много для этого препятствий. Елгавский дворец после войны восстанавливали сразу под нужды сельхозакадемии, потому никакими богатыми интерьерами как в Рундале там и не пахнет. (Я кстати не задавался вопросом - интерьеры сгинули после ВОВ или на них плюнули еще при восстановлении дворца в 30-е?). Чтобы их восстановить требуется огромная куча денег, которую вряд ли выделят на создание "нескольких сотен (ли?) новых рабочих мест". А если к этой куче прибавить вторую - на строительство кампуса, то проект выйдет дороже "замка света" с Южным мостом вместе взятых. Наконец главный вопрос - что в музее такого размера показывать? Опять же если с "расцветом" экскурсионного бизнеса еще худо бедно можно согласиться при ОЧЕНЬ удачном восстановлении дворца и создании там некоего сверхвыдающегося музея а-ля Лувр-Эрмитаж, то с чего собственно должны развиться гостиничная, ресторанная и уж тем более типографская отрасль? Только если устроить во дворце гостиницу с рестораном и выдавать каждому мимо проходящему по толстенному буклету...
      И с четвертым упомянутым плюсом не согласен - раз уж замахнулись на "восстановление" узнаваемого облика Елгавы, то прежде всего надо сносить все что понастроено вдоль Дриксы и убогие здания факультетов-гостиниц в первую очередь. Почему они вас не возмущают так как этот несчастный хесбургер? На набережной дома покрасивее стояли - и дворец Медема, и синагоги, и дом, где Калиостро жил, гостиница Линде наконец...
      P.s. Кстати, а для чего так нужно уважить жену Растрелли? Или я чего не знаю и она ему проектировать дворцы помогала? Давайте уж тогда кладбище у церкви Яня восстанавливать сразу. Там немеренно почетных граждан города было похоронено и знаменитостей вроде аббата Фирмонта...
      • Виктор Гущин
        Латвия

        №16 Виктор Гущин

        Yuri S,

        03.03.2015

        14:23

        Что касается создания музея в Елгавском дворце, то я уже писал об этом, это задача на несколько десятилетий. Что показывать во дворце - можно посмотреть на экспозицию Рундальского дворца-музея. Так же будет формироваться и экспозиция Елгавского дворца-музея. Постепенно. Относительно сноса застройки на набережной реки Дриксы, я бы не торопился. Здесь требуется очень профессиональное, выверенное решение, которое будет затрагивать не только застройку набережной реки Дриксы, но и застройку улицы Академияс. То есть требуется комплексный подход к анализу ситуации и перспективам изменения архитектурного облика этих улиц. Что касается застройки улицы Католю, то здесь все сложнее. Причем намного. Опять же, на мой взгляд, нужно проводить профессиональный конкурс архитектурных проектов.

        Главная проблема Елгавы сегодня в том, что на уровне городского руководства никто вообще не задумывается о качестве архитектурного облика города, а также о том, что следует делать для восстановления хотя бы частицы архитектурного облика довоенной Елгавы.

      • Константин Рудаков
        Латвия

        №32 Константин Рудаков

        Yuri S,

        04.03.2015

        23:59

        А мне факультеты-гостиницы, в принципе, нравятся - довольно солидно строили. Особенно нравится корпус факультета механизации - это, который с часами на стене и своеобразным барельефом, ближайший к Дриксе.
        А, насчет дворца Медема - для начала надо бы как-то восстановить тот небольшой дворец, который в парке Узварас.
        • Виктор Гущин
          Латвия

          №33 Виктор Гущин

          05.03.2015

          07:58

          Полностью с вами согласен. В то же время считаю, что, прежде чем что-то начинать восстанавливать, необходимо изменить существующее сегодня у городских властей общее отношение к застройке города. При застройке центральной части Елгавы необходимо учитывать сохраняющиеся сегодня возможности восстановления отдельных зданий довоенной Елгавы. Этот  концептуальный подход должен быть закреплен как в генплане, так и в плане детального планирования застройки центральной части города. Иными словами, это должен быть городской закон, от которого городские чиновники не имели бы права отступать.
          • Yuri S
            Латвия
            Что-то я не понял с чем именно вы согласны. Т.е. восстанавливать виллу Медем, здание Красного креста etc. не надо? Пусть себе гниют пока будет меняться "существующее сегодня у городских властей общее отношение к застройке города"?
            Городские "законы" у нас кто пишет? (законы, пардон, только Саэйм пишет, дума может накропать только "saistošie noteikumi"). Разве не городская дума? А кто в думе сидит? Разве не избранные теми самыми жителями депутаты? Замкнутый круг.
            Тут бы денег найти на реализацию лелеемой вами идеи памятника Растрелли - и то явно какой-то елгавский Гомберг или Зигерист понадобится :)
            • Виктор Гущин
              Латвия

              №39 Виктор Гущин

              Yuri S,

              05.03.2015

              10:38

              Теперь я что-то не понял. Где это я писал о том, что не нужно восстанавливать виллу Медема или другие здания довоенной Елгавы? Напротив, я всегда и говорил, и писал о том, что эти здания необходимо СРОЧНО возвращать к жизни. Единственное мое замечание - эти объекты не должны принадлежать частным лицам. Эта собственность должна принадлежать городу или государству. Что же касается закона, то его отсутствие активно используется сегодня для застройки центральной части города объектами, архитектурный облик которых мало чем отличается от облика обычного склада или гаража. Если бы такой закон существовал, уверен, ни у кого бы и мысли не возникло, что можно уничтожать Дворцовый парк. И еще одно: закон опирается или отражает общую социальную концепцию развития города. Каким мы хотим видеть наш город? Мы хотим его видеть со здоровым населением, которое активно занимается физической культурой? Или мы хотим его видеть городом, в котором царствуют автостоянки? А общественный транспорт при этом откровенно загибается из-за дороговизны проездных билетов? Выбор, как говорится, за всеми нами! 
              • Yuri S
                Латвия
                Ну значит я так понял эту вашу мысль "В то же время считаю, что, ПРЕЖДЕ чем что-то начинать восстанавливать, необходимо изменить существующее сегодня у городских властей общее ".
                По мне так без разницы, кому будет принадлежать объект, если он носит статус памятника архитектуры и служит именно исторической достопримечательностью. Во всяких англиях-франциях дворцы принадлежат частным лицам, и ничего, те и сами живут в этих зданиях и туристов за плату преспокойно пускают. Опять же не согласен, что Дворцовый парк уничтожили сейчас. Потому что уничтожили его в 1913-м. И к чему вы вдруг про физическую культуру? Хотели вместо стоянки на островке понатыкать турников? Так они вроде как предполагаются в самом конце островка с видом на ж-д мост. И вы правда считаете, что если закрыть все автостоянки, цены на проезд в общественном транспорте резко снизятся? :)
                • Виктор Гущин
                  Латвия

                  №42 Виктор Гущин

                  Yuri S,

                  05.03.2015

                  11:29

                  Конкретно имел ввиду стадион по улице Спорта. Решение ликвидировать стадион и на его месте построить автостоянку мне кажется откровенно ущербным для города. Второе. Если парковка в городе будет платной, хотя бы в центре и возле вокзала (15 минут бесплатно, а дальше - плати), то больше людей будет пользоваться общественным транспортом. Это очевидно. Соответственно, город получит больше доходов. 

                  • Yuri S
                    Латвия
                    Не хочу поминать всуе демагогию, но когда вы последний раз были на том стадионе? Только честно? Я там за всю свою жизнь был ровно один раз, году наверное в 85-м и этот стадион помню довольно облезлым. Другое дело - зачем было именно его трогать, если и так немерено места у вокзала - там где уже и сейчас народ паркуется и как только снесут пакгаузы места станет еще больше. Если парковка в городе будет платной, город просто получит дополнительные деньги в бюджет. Мне пока очевидно, что вы плохо знаете психологию автолюбителей :)
        • Yuri S
          Латвия
          Не очень понимаю формулировку "довольно солидно строили" применительно к внешнему облику зданий. В смысле "прочно-надежно" соглашусь. В смысле "представительно" ни в коем разе. Что красивого в четырехугольных коробках со стеклопакетами? Разве что покрасили повеселеее, чтоб променад выглядел живенько. При таком подходе можно украсить циферблатом ненавидимый Виктором Рими и все будут счастливы :) Разве что лесной факультет с потугами "солидность" во всех смыслах... Даже въевшаяся в образ города гостиница "Елгава" не стоила того, чтобы снесоть Ritterhaus...
          Насчет виллы Медем полностью за. Это куда реалистичнее утопических планов музея во дворце.
          • Виктор Гущин
            Латвия

            №37 Виктор Гущин

            Yuri S,

            05.03.2015

            10:27

            Что касается постепенного создания в Елгавском дворце полноценного музея, то и решение о передаче Рундальского дворца музею тоже было принято не сразу, и у этого решения тоже были противники и сомневающиеся. Но сегодняшний облик Рундальского дворца-музея убедительно доказывает, что принятое в 1968 году решение было правильным. Другой пример - передача здания церкви Свв. Симеона и Анны Латвийской православной церкви. Великолепный результат этого решения мы все сегодня можем видеть. Город не только сохранил часть своего исторического облика, но и стал намного краше.
    • Виктор Подлубный
      Латвия

      №17 Виктор Подлубный

      03.03.2015

      20:13

      О памятнике нашему Растрелли: надо ставить, и непременно!
      Он таки наш, Курляндский, посудите сами.

      До 15 летнего возраста он с папенькой жил в Париже.
      Потом 5 лет учился во Франции и Италии.
      Затем 10 лет жил в Курляндии, в Митаве.
      Затем 22 года жил и работал в Петербурге.
      Из Петербурга уезжает в 1764 году, после чего его следы, согласно Википедии, "теряются в Литве".
      Это сомнительно, что "теряются", потому как могила жены Растрелли, умершей в 1767 году, находилась в Митаве (позже захоронение было утрачено).
      Сам Растрелли умер в 1771 году...
      Но! Ни точная дата, ни место его захоронения -- не известны.
      А почему бы ему было не упокоиться рядом с женой? Т.е. в Митаве... 
      Поддержали: Виктор Гущин
      • Виктор Гущин
        Латвия

        №18 Виктор Гущин

        03.03.2015

        20:40

        Буду стараться двигать эту идею. Несмотря на то, что руководство города очень сложно относится не только к восстановлению истории Елгавы такой, какой она была на самом деле, но и к инициативам снизу. Начну с издания небольшой книжки "Елгава - город Растрелли". Затем попробую заручиться поддержкой митрополита Александра по вопросу установки памятника или бюста Растрелли на земельном участке, принадлежащем церкви Свв. Симеона и Анны. Мои очень робкие попытки узнать отношение отца Олега к этой затее вроде бы показали, что можно будет получить согласие митрополита на установку памятника или бюста.  Одновременно нужно раскручивать в СМИ идею строительства Академгородка для ЛСУ (почему другие города могут получить в ЕС финансирование для строительства своих академгородков, а Елгава не мычит, не телится?) и двигать идею установки памятника Растрелли в парке Елгавского дворца.

        К сожалению, елгавские СМИ для этой работы я использовать не могу. Они для меня закрыты. Об этом мне было прямо сказано после публикации статьи о строительстве автостоянки в парке Елгавского дворца. Городские власти препятствуют любой критике в свой адрес. И это касается не только меня. С аналогичным отношением столкнулся В. Бухвалов.

         
        Поддержали: Yuri S
  • Виктор Гущин
    Латвия

    №12 Виктор Гущин

    03.03.2015

    08:27

    7 апреля 1945 года руководство Елгавы утвердило генеральную схему развития города, включая макет детальной планировки его центральной части, разработанный архитекторами Я.Гайлисом и В.Лаком. Основная идея и генеральной схемы развития города и макета детальной планировки его центральной части сводилась практически к полному отказу от сохранения исторического облика Елгавы и строительству совершенно нового города. Именно эта идея предопределила окончательный снос многих выгоревших и частично разрушенных в ходе боев за город зданий. В результате Елгава не только утратила свой исторический облик, но и, увы, не смогла сформировать привлекательный новый вид. Более того, сегодня налицо явная примитивизация и деградация архитектурного облика Елгавы по сравнению с довоенной застройкой. Не в последнюю очередь потому, что и сегодня, спустя 70 лет после окончания войны, разрушительная идеология генсхемы 1945 года все еще продолжает довлеть над нашим городом.

    Именно поэтому, говоря о том, какую Елгаву мы, собственно, должны строить, считаю, что необходимо раз и навсегда отказаться от порочной практики отрицания довоенной планировки и довоенного архитектурного облика Елгавы. Нашей святой обязанностью является не только сохранение того, что досталось нам в наследство от прежних времен, но и восстановление отдельных архитектурных акцентов довоенной Елгавы. Разумеется, там, где это еще возможно. Необходимо также самым тесным образом увязывать новые архитектурно-строительные проекты с историческими традициями формирования в течение более 700 лет архитектурного облика города. Недопустимо восстанавливать Елгавский дворец во всей его красоте и зазывать на эту красоту туристов и одновременно абы как застраивать центральную часть города! Сам факт того, что в городе находится дворец, построенный великим Растрелли, предъявляет не просто повышенные, а сверхповышенные требования к качеству реализуемых в Елгаве архитектурно-строительных проектов. Это относится ко всему - и к формированию целостного архитектурного облика улиц в центре города, и к облику отдельных зданий на этих улицах, и к внешнему виду столбов уличного освещения и скамеек, и к рисунку, которым плиткой выкладываются тротуары, и к проектам реконструкции парков и скверов, и т.д. Это относится и к зданию церкви Святой Троицы, необходимость восстановления которого в полном объеме очевидна, и к вилле Медема, здание которой продолжает разрушаться. Это относится и к городской скульптуре, в том числе к уже установленным в городе на улице Дриксас у городского пассажа и у здания бывшего машиностроительного завода на улице Кришьяна Барона, с позволения сказать, "скульптурам". Такие чудовищные "произведения искусства" не только не украшают город, но, напротив, огрубляют его, создают отталкивающее впечатление при визуальном восприятии Елгавы ее жителями и гостями. Самое правильное решение - убрать эти "работы" с глаз долой.

     

  • Виктор Гущин
    Латвия

    №19 Виктор Гущин

    03.03.2015

    20:56

    Коллеги! Я вот что подумал. А может нам организовать некую общественную акцию (движение? широкое обсуждение?) в поддержку идеи постепенно вывести ЛСУ из здания Елгавского дворца, с тем чтобы Елгавский дворец постепенно передать для нужд музея. Частью этой акции могли бы быть общественные дискуссии о необходимости строительства для ЛСУ собственного Академгородка (по примеру других вузов), а также об установке в парке Елгавского дворца памятника Растрелли. Есть у кого-то на этот счет какие-то соображения?
    • Виктор Подлубный
      Латвия

      №46 Виктор Подлубный

      05.03.2015

      14:30

      Виктор, Вы пишете: "А может нам организовать некую общественную акцию (движение? широкое обсуждение?) в поддержку идеи постепенно вывести ЛСУ из здания Елгавского дворца, с тем чтобы Елгавский дворец постепенно передать для нужд музея".
      Мне кажется, что идея должна быть "помасштабнее", нежели "музей дворца". Мне кажется масштабность идее могло бы придать создание музея истории Курляндского герцогства. И останки, лежащие в подвале ЛСУ к тому взывают! 
      Идея "лежит" на поверхности, она бесхозна, и её может подобрать, например, г-н Лембергс, хотя его город не был столицей герцогства. А вот Кулдига — была, и они могут запросто опередить Елгаву.


      • Виктор Гущин
        Латвия

        №47 Виктор Гущин

        05.03.2015

        16:07

        Дорогой Виктор! И музей истории Курляндского герцогства - это только часть того, что могло бы быть сделано в рамках реализации данного проекта. Моя идея - Елгавский дворец должен стать Балтийским Эрмитажем. Не сразу, постепенно. Но это должен быть именно Балтийский Эрмитаж. С большим количеством постоянных и временных экспозиций.
        • Виктор Подлубный
          Латвия

          №48 Виктор Подлубный

          06.03.2015

          17:45

          Балтийский Эрмитаж — звучит и смотрится (в воображении) красиво.
          Но возникают два простеньких вопроса: что там будут показывать и кто на то будет смотреть?
          Питерский эрмитаж — это хранилище шедевров мирового искусства, собранных со всего мира за два столетия. Смотрят на них миллионы (а именно 3 млн в 2014 году) экскурсантов, и тоже со всего мира.
          При этом денег Эрмитажу хватает только на "поддержание штанов". Недостающее Пиотровский тянет из бюджета РФ...
          А у нас в Митаве что показывать, и кто, в каком количестве, на всё это будет смотреть?.. А деньги на отопление, освещение, оплату хотя бы труда смотрительниц, уборщиц, охранников — где брать?
          К тому же все нашенские (балтийские) исторические и художественные экспонаты уже давным-давно разобраны по музеям, и никто их Елгаве не отдаст. Потому что это "штучки", приносящие деньги!
          Признаюсь: предложенный мною музей истории Курляндии во дворце — это тоже из области мифотворчества. Так что пусть там работает Сельхозуниверситет, который для самоокупаемости и возможности красить наружные стены нужно всего лишь вывести на европейский уровень. И пусть там учатся ребята со всего мира.  

          Поддержали: Yuri S
          • Виктор Гущин
            Латвия

            №49 Виктор Гущин

            06.03.2015

            20:47

            Дорогой Виктор! Ответ на Ваши вопросы и Ваши сомнения находится в нескольких десятках километрах от Елгавы - в Рундале. За несколько десятилетий там воссоздали сам дворец, прекрасные интерьеры его внутренних помещений, а также дворцовый парк. Полюбоваться на все это теперь ежегодно приезжают десятки тысяч человек. Так же может быть и в Елгаве. Не сразу, постепенно, и в результате огромного труда. Город, по сути, может получить второе дыхание.
            • Yuri S
              Латвия
              Окупаться только создание музея такого размера будет лет 200.
              Вот вы все время приводите в пример Рундале. Да, там красиво, и согласно их статистике дворец посещают не десятки, а даже сотни тысяч человек.
              Давайте просто посчитаем.
              Количество посетителей в 2013 году составило аж 216 тыщ (http://rundale.net/informacija/dokumenti/statistika/).
              На содержание его из госбюджета в том же 2013 году потрачено 570 859 евро (http://rundale.net/wp-content/uploads/Rundales-pils-publiskais-parskats-2013.pdf - стр.6)
              Сам музей заработал + подарили сумму в 779 971 евро.
              Итого приход 1 351 955 евро.
              Расходы составили 1 357 178 евро.
              1 351 955 - 1 357 178 = 5223 евро дефицита.
              Т.е. дворец-музей, который уже восстановлен (на советские деньги) и поддерживается в рабочем состоянии, заработал меньше 800 тыщ евро (не считая помощь государства), а потратил примерно в 1,5 раза больше.
              И даже со всей помощью государства остался в прогаре на сумму, которой бы наверное хватило на памятник Растрелли...
              А ведь речь идет только про реставрацию музея! А вы еще хотите его наполнить, чтоб было не хуже Эрмитажа...
  • Виктор Гущин
    Латвия

    №59 Виктор Гущин

    28.03.2015

    21:29

    Sievai dāvinātais kino templis

    Gaitis Grūtups 2015. gada 27. marts 00:08 1 reizes

    Pirms Pils teātra būvdarbiem jelgavnieki pukojušies par mežonību. 19. un 20. gadsimta mijā, kad Jelgava strauji attīstījās, auga iedzīvotāju skaits, Pils salā pie Driksas tilta pēc arhitekta jelgavnieka Paula Eplē projekta jūgendstilā tapa......

    http://zz.diena.lv/laikraksta-arhivs/sievai-davinatais-kino-templis-195063?prices=1

    Новые факты по истории Дворцового театра в статье Гайтиса Грутупса. В целом очень интересно. К сожалению, в статье утврждается, что я предлагаю восстановить здание Дворцового театра. На самом деле я никогда ничего подобного не предлагал.

  • Виктор Гущин
    Латвия

    №60 Виктор Гущин

    31.03.2015

    06:13

    Юрий С-З 30 Март в 20:05

    Почитал и поумилялся как г-н Грутупс с русского обратно на латышский переводит (все линки на имхо были, мог бы оригиналы посмотреть ленивец). Лучше бы дал "Pieredzējušam uzņēmējam Jāzepam Kivleniekam" почитать все те доказательства скорости строительства, которые я приводил Вам, ув. неверующий Виктор :) Первая мировая у него 28 июня(!) началась. А уж как забавно читать про то что "godinot Vācijas ķeizaru Vilhelmu II, kurš ieradās Jelgavā, vācu okupanti PIE TEĀTRA atklāja atjaunoto Driksas tiltu"... А не приехал бы кайзер до сих пор бы наверное на лодках бы переправлялись или мост бы в другом месте построили :) А понаписал он про дворцовый театр всякого бреда. Начнем с названия статьи. Какой жене какой Корф мог что-то подарить? В статье от 39-года упомянута Эрна Рэ, УРОЖДЕННАЯ баронесса Корф. Т.е. если и был какой-то барон Корф, то он никак не мог быть мужем Эрны (в лучшем случае отцом или братом), потому как в замужестве она носила фамилию Рэ. Не говоря о том, что есть конкретные упоминания договора, заключенного в 1913 году между Эрой Рэ (Rēh) и Елгавским комитетом дворцового парка (Jelgavas pilsdārza komiteja), который Центральной комиссией по землеустройству был возобновлен 18 января 1924 года (есть упоминания в официальной прессе). На 19 октября 1925 года дворцовый театр все еще числился за Эрной Рэ. В договоре говорилось, что кусок земли сдается ей в аренду на 24 года, в течение которых она обязуется построить там здание кинематографа-цирка, которое по истечение данного срока перейдет в собственность города, при этом данная часть дворцового сада сдается вышеупомянутой Эрне еще на следующие 24 года. Я находил упоминание о попытке Эрнеста (который именно Рэ) и Эрны Рэ отсудить кусок земли под театром в наследственное владение. Сенат Верховного суда их обломал, но старый договор утвердили. Тут слегка непонятно. Видимо вышеупомянутое дело рассматривалось очень долго (как у нас и сейчас происходит), поэтому в найденных мною статьях про иски в суд вместе с Эрной упоминается Эрнест, который ни разу не барон Корф. Дело в том, что еще в сентября 1924 года была заметка про некоего Эрнеста Рэ, 55 лет, который 17 сентября 1924 года застрелился у себя дома на Рейхера 2 по причине депрессии в связи проблемами с магазином. Сначала я подумал однофамилец, но потом в другой газете наткнулся на формулировку "владелец заведения минеральных вод и других крупных предприятий". Он конечно ни разу не барон Корф, хоть и застрелился от хандры из-за бизнес-неудач, но определенно муж Эрны Рэ. Объясню почему чуть ниже. Затем возникает Эрнест нумер два. 30 апреля 1926 года бывший командир 7 Сигулдского пехотного полка отставной подполковник Эрнст Вольдемар Анкснис действительно женился на Эрне Александре Элизавете Рэ, урожденной Корф (но никак не на вдове барона Корфа, а как раз на вдове г-на Рэ). Видимо в связи с этим центральная комиссия по землеустройству переуступила Акснису договор аренды земли. Ни одного упоминания что он юрист тоже не нашел.

    Тут цельный детектив получается Выходит, что экс-Рэ (в девичестве бар. Корф) в начале 1924 года вместе с мужем Эрнстом Рэ подавала всяческие иски по бизнесу с синемой, а через каких-то 7 месяцев он застрелился (или ему помогли!). А через жалких 1,5 года возникает бравый подполковник Алкснис, который по совместительству тоже Эрнест (наверное, чтобы Эрне в именах не путаться). Я бы еще подумал, что застрелившийся Эрнест Рэ просто однофамилец, но упоминание "заведения минеральных вод" все поставило на свои места. Потому как находил кучу рекламы, где владельцем заведения по производству прохладительных напитков, да еще на Палидзибас 2 (бывшая Рейхера), числился Эрнест Аклснис! Опаньки! Эрна отписала свежеиспеченному супругу кроме кинотеатра еще и минводы. (В статье о самоубийстве поминается улица Рейхера, видимо к новому названию, возникшему в августе 1924, еще видимо не привыкли...) А бывшему вояке завалить гражданского лоха - как высморкаться... Видимо именно этот Эрнест Рэ и ассоциируется у г-на Грутупса с банкротировавшим и от этого застрелившимся загадочным бароном Корфом. "Savukārt V.Bogdanovs par Korfu lolotā teātra uzplaukumu raksta, ka tur viesojies arī krievu slavenais operdziedātājs Fjodors Šaļapins" Не знаю, что там Богданов "ракста", но как я сказал выше - никакой Корф ничего "лелеять" не мог. Если только Эрна Рэ, урожденная Корф, и далее возможно Алксне. И никаких Шаляпиным там пахнуть не могло, потому что все визиты в Латвию наперечет - 1910 (рано), 1921, 1930, 1931 и непонятно про 1934. По-любому это было событие конкретного масштаба, поэтому уж как-нибудь проскочило бы в прессу, а там таким не пахнет. Если только вдруг в дворцовую киношку завозили фильм "Дон Кихот" с Шаляпиным. Затем идут какие то бредовые выводы, про то что число зрителей в конце 30-х уменьшилось и поэтому Алкснис сдал театральный зал Сельхозакадемии. Насчет числа зрителей, думаю, чисто вымысел "автора". С бизнесом у Алксниса шло не фонтан, потому как попадались упоминания про торги имущества и продажу предприятия по производству тех самых минвод. Но уж совершенно определенно никакой ЛСА он зал не отдавал, хотя бы потому, что домом спорта ЛСА дворцовый театр стал уже при советской власти в 1940-м. Ну а насчет вазы не знаю. Сколько не изучал я имеющиеся фотографии дворца - нигде перед фасадом, сбоку, сзади и даже на крыше такой вазы не было. Внутрь такое убожество вряд ли кто-то захотел поставить... С учетом того, как было все вокруг театра было разнесено конкретно, сомнительно что такая ваза бы уцелела. Скорее эта ваза - уже советского периода, по типу тех что втыкали у доски почета или недалеко от гипсовых пионеров...

    Сейчас пока хочу разобраться с г-ном Алкснисом, который вместе с женой г-на Рэ унаследовал и весь его бизнес. Какой то мне криминал мерещится ;) Пока нашел упоминание о судимости Эрнеста Второго... Он конечно офицер еще царской армии, но чем черт не шутит...

     

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Виктор Гущин
Латвия

Виктор Гущин

Историк

Дворец графа фон дер Палена

Историко-архитектурная прогулка

Виктор Гущин
Латвия

Виктор Гущин

Историк

Елгавский дворец должен стать музем мирового значения

Через 40—50 лет

Виктор Гущин
Латвия

Виктор Гущин

Историк

Город Растрелли

Тайны Елгавского дворца

Виктор Гущин
Латвия

Виктор Гущин

Историк

Сколько лет Елгаве

750 или 789?

Фильм «Прибалтика. Русский выбор»

Про войну

​ПОЧЕМУ ПРИБАЛТИЙСКИЕ ЭЛИТЫ ХОТЯТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВОЙНЫ?

Учится на родном для русских привилегияУчитЬся(что делать?) на родном для русских привилегияХотя , я надеюсь, большинство руссских просто соберет чемоданы и уедет.Русский - с двумя

ДОНАЛЬД ТРАМП ПРАВ ПО ПОВОДУ УКРАИНЫ!

Накипело...Сорри у уважаемых мною людей на ИМХО, перед НЕ уважаемыми расшаркиваться - НЕ СОБИРАЮСЬ! НЕ ПОЛИТКОРРЕКТНО!!!Также прошу прощения у уважаемой Администрации клуба, Предсе

КАК ПРОЙДОХА-ИТАЛЬЯНЕЦ ИВАНА III ПРОВЕСТИ ПЫТАЛСЯ

Спасибо, уважаемый Михаил Елин...Познавательно и поучительно, как жлобство и попытки на...обмануть - плохо заканчиваются...И почему-то приходит на ум нынешнее время: Минск-1 и 2, С

ВОЛЧИЙ БИЛЕТ, МАРШАК И КОРОЛЕВА ЭЛИОНОР

Из моего российского детства, у бабушки в деревне. "Бригадир, бригадир, лохматая шапка.Кто поллитра поднесёт, тому и лошадка."

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.