Субботний коктейль
18.06.2011


Юрий Алексеев
Отец-основатель
Как повздорили Шлесерс и Герхардс
В чужой стране

-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Юрий Алексеев,
Вадим Радионов,
Владимир Горбунов,
Сергей Новиков,
Дмитрий Гореликов,
X Y,
Влад Тарасов,
доктор хаус,
Andrejs Mjagkovs,
Хелена Игнатане,
Александр Труфанов,
Aleks Kosh,
Nick Petrov
Ничто не предвещало беды. В ожидании отъезда в аэропорт два министра: транспорта — Айнар Шлесерс и экономики — Каспар Герхардс сидели на чемоданах в фойе пятизвездочного отеля «Астана» и терпеливо ждали команды «по машинам». Шел второй день официального визита президента Латвии Затлерса в Казахстан...
Я уже описал в предыдущей статье, как наш президент посадил елочку в Средней Азии. Продолжаю повествование. Пожалуй, стоит объяснить, почему два уважаемых министра сидели на чемоданах. За весь 8-дневный визит нашего президента по маршруту Казахстан — Узбекистан — Туркмения, по словам девочек из нашего МИДа, не было дня, чтобы график не нарушался.
Восточное гостеприимство имеет такую особенность, что обычное питие чаю двух президентов, на которое протокольная служба отводит 20 минут, растягивается минимум часа на два. (Дольше всего пили чай в Туркмении — 3,5 часа.) Пока президенты наслаждаются чаем и восточными сладостями, вся свита, включая прессу, 80 бизнесменов и двух министров, должна терпеливо ждать на чемоданах. Иногда в отеле, а иногда — прямо в самолете.
Отлучаться куда-либо ни в коем случае нельзя. Посадка в самолет — это тоже дипломатический протокол. В момент, когда президент с кортежем подъезжает к самолету, вся команда и свита должны уже сидеть внутри, а сам самолет быть «под парами». Согласитесь, тупо выглядит, если весь почетный караул, оркестр, провожающий министр иностранных дел со свитой плюс сам президент ждут, пока вся толпа усядется. Торжественность момента смажется.

Торжественный момент: самолет загружен, караул стоит, сейчас будет посадка президента в самолет
Вот потому и сидели два министра на чемоданах. Ваш покорный слуга в этот момент, используя паузу, строчил репортаж. Пара журналистов околачивались вокруг министров.
Лишняя запись
Вечером, уже в Алма-Ате, куда наша делегация перелетела из Астаны, я дописывал статью, слушая, как мой сосед по номеру Каспар — молоденький паренек с Латвийского радио — начитывает свой репортаж в микрофон, жутко мучаясь с произношением казахских имен.
Дописавши свои репортажи и отправивши их по редакциям, мы с Каспаром вышли покурить на балкон. «А послушай-ка, Юра, что я записал», — вдруг сказал Каспар и включил свой ноутбук. Послушавши, я спросил: «Ты это будешь использовать?» — «Нет, — ответил Каспар, — это в репортаж не вошло, для нашего радио это не интересно». Мое предложение было таково: «Бутылка виски, литр...» — «Да забирай так», — ответил щедрый Каспар.
Короче: пока мы сидели в вестибюле отеля в Астане, Каспар взял интервью у Шлесерса. Шлесерс рассказал ему о перспективах перевозок китайских товаров через Казахстан и Латвию в Европу. Поведал о своем разговоре с министром транспорта Казахстана, и что они обменялись номерами мобильных телефонов.
Потом пофантазировал о возможной трехсторонней встрече министров транспорта Латвии, Казахстана и России, дабы вместе согласовать, как лучше вести транспортный коридор. И закончил: чтобы наш латвийский транзит развивался, нам нужно поскорее наладить хорошие отношения с Россией.
Грузия как яблоко раздора
Тут бы Шлесерсу и замолчать, но он решил добавить про позицию, которую заняла Латвия в грузино-росийском конфликте. Напомню, что шел сентябрь 2008 года. «Я очень сочувствую грузинскому народу, — заявил Шлесерс, — но мое мнение — СААКАШВИЛИ ВИНОВАТ. Он САМ развязал военный конфликт! Это — факт!»
Министр экономики Герхардс, до сих пор молчавший, не смог вытерпеть столь крамольные речи и вмешался. «Но есть ПРИНЦИПЫ, о которых мы ДОЛЖНЫ говорить, — строго заявил он, — это — нерушимость государственных границ и ДЕМОКРАТИЯ!»
«Конечно, конечно, — перебил его Шлесерс, — но зачем же нам выступать знаменосцем в этой борьбе? Если наша Латвия так уж желает бороться за демократию во всем мире, то пусть она ведет эту борьбу с Кубой, Венесуэлой или Северной Кореей. Они нам — не соседи, с ними нам общего бизнеса не иметь. Но зачем же нам ссориться с Россией?
Вот Финляндия — она тоже, возможно, не во всем поддерживает Россию, — продолжил Шлесерс, — но она не хватает знамя и не выскакивает впереди всех со своими осуждениями! Пусть знамя борьбы с Россией несут другие. Почему это должны делать мы?!»
«Я с этим не согласен, — резко перебил Шлесерса министр Герхардс, — я это не поддерживаю, это не согласовывается ни с моим историческим опытом, ни с тем, что произошло в Грузии!»
В группе журналистов, подошедших на шум, раздался восхищенный вздох: неужели подерутся? Тут, поняв, что их принципиальный спор вышел за рамки приличий, Шлесерс перевел дух и объявил, что они с министром Герхардсом — из разных партий. Но оба болеют душой за процветание латвийской экономики. По-разному, но — оба.

Дворец президента Назарбаева. Еще один почетный караул. Откуда они набрали столько казахов двухметрового роста?
Кто же у нас управляет страной?
Остаток ночи я расшифровывал Каспарову фонограмму. Через день, когда статья про ссору двух латвийских министров вышла в газете, круги от нее стали распространяться довольно быстро. На второй день мне уже звонили из российского «Коммерсанта», просили уточнить, насколько статья верна и сохранилась ли у меня фонограмма (на всякий случай). На третий день, когда мы были в Ташкенте, с таким же вопросом мне позвонил российский телеканал — программа «Вести».
На четвертый день информация докатилась до наших министров — Шлесерса и Герхардса. Было это уже в Бухаре. В тот момент, когда мы всей официальной делегацией осматривали мавзолей Саманидов, оба министра приперли меня к стенке мавзолея и строго спросили: «Что это вы про нас написали? Нам сейчас все звонят...» Оба такие здоровые, оба — спортсмены-единоборцы. «Чистую правду!» — ответил я голосом пионера-героя.
На пятый день, когда мы были уже в Ашхабаде, меня вечером окружили коллеги — туркменские журналисты. «Это вы написали про ссору двух министров? — шепотом спросили коллеги, — это правда, что они действительно поспорили в присутствии прессы? И что же теперь с ними будет? Ваш президент их, наверное, уволит...»
Я им довольно долго рассказывал про устройство и принципы «парламентской демократии» в Латвии. Но они так и не поняли, как же могут министры ссориться, да еще публично. Что же это за власть такая? Когда один министр говорит одно, другой — другое, а президент — ничего не решает. Кто же тогда у нас управляет страной?..
Так и ушли туркменские коллеги, качая головами. Похоже, они мне не поверили.

Латвийский флаг на президентской машине. По-моему, так гораздо красивее
Восточное гостеприимство имеет такую особенность, что обычное питие чаю двух президентов, на которое протокольная служба отводит 20 минут, растягивается минимум часа на два. (Дольше всего пили чай в Туркмении — 3,5 часа.) Пока президенты наслаждаются чаем и восточными сладостями, вся свита, включая прессу, 80 бизнесменов и двух министров, должна терпеливо ждать на чемоданах. Иногда в отеле, а иногда — прямо в самолете.
Отлучаться куда-либо ни в коем случае нельзя. Посадка в самолет — это тоже дипломатический протокол. В момент, когда президент с кортежем подъезжает к самолету, вся команда и свита должны уже сидеть внутри, а сам самолет быть «под парами». Согласитесь, тупо выглядит, если весь почетный караул, оркестр, провожающий министр иностранных дел со свитой плюс сам президент ждут, пока вся толпа усядется. Торжественность момента смажется.

Торжественный момент: самолет загружен, караул стоит, сейчас будет посадка президента в самолет
Вот потому и сидели два министра на чемоданах. Ваш покорный слуга в этот момент, используя паузу, строчил репортаж. Пара журналистов околачивались вокруг министров.
Лишняя запись
Вечером, уже в Алма-Ате, куда наша делегация перелетела из Астаны, я дописывал статью, слушая, как мой сосед по номеру Каспар — молоденький паренек с Латвийского радио — начитывает свой репортаж в микрофон, жутко мучаясь с произношением казахских имен.
Дописавши свои репортажи и отправивши их по редакциям, мы с Каспаром вышли покурить на балкон. «А послушай-ка, Юра, что я записал», — вдруг сказал Каспар и включил свой ноутбук. Послушавши, я спросил: «Ты это будешь использовать?» — «Нет, — ответил Каспар, — это в репортаж не вошло, для нашего радио это не интересно». Мое предложение было таково: «Бутылка виски, литр...» — «Да забирай так», — ответил щедрый Каспар.
Короче: пока мы сидели в вестибюле отеля в Астане, Каспар взял интервью у Шлесерса. Шлесерс рассказал ему о перспективах перевозок китайских товаров через Казахстан и Латвию в Европу. Поведал о своем разговоре с министром транспорта Казахстана, и что они обменялись номерами мобильных телефонов.
Потом пофантазировал о возможной трехсторонней встрече министров транспорта Латвии, Казахстана и России, дабы вместе согласовать, как лучше вести транспортный коридор. И закончил: чтобы наш латвийский транзит развивался, нам нужно поскорее наладить хорошие отношения с Россией.
Грузия как яблоко раздора
Тут бы Шлесерсу и замолчать, но он решил добавить про позицию, которую заняла Латвия в грузино-росийском конфликте. Напомню, что шел сентябрь 2008 года. «Я очень сочувствую грузинскому народу, — заявил Шлесерс, — но мое мнение — СААКАШВИЛИ ВИНОВАТ. Он САМ развязал военный конфликт! Это — факт!»
Министр экономики Герхардс, до сих пор молчавший, не смог вытерпеть столь крамольные речи и вмешался. «Но есть ПРИНЦИПЫ, о которых мы ДОЛЖНЫ говорить, — строго заявил он, — это — нерушимость государственных границ и ДЕМОКРАТИЯ!»
«Конечно, конечно, — перебил его Шлесерс, — но зачем же нам выступать знаменосцем в этой борьбе? Если наша Латвия так уж желает бороться за демократию во всем мире, то пусть она ведет эту борьбу с Кубой, Венесуэлой или Северной Кореей. Они нам — не соседи, с ними нам общего бизнеса не иметь. Но зачем же нам ссориться с Россией?
Вот Финляндия — она тоже, возможно, не во всем поддерживает Россию, — продолжил Шлесерс, — но она не хватает знамя и не выскакивает впереди всех со своими осуждениями! Пусть знамя борьбы с Россией несут другие. Почему это должны делать мы?!»
«Я с этим не согласен, — резко перебил Шлесерса министр Герхардс, — я это не поддерживаю, это не согласовывается ни с моим историческим опытом, ни с тем, что произошло в Грузии!»
В группе журналистов, подошедших на шум, раздался восхищенный вздох: неужели подерутся? Тут, поняв, что их принципиальный спор вышел за рамки приличий, Шлесерс перевел дух и объявил, что они с министром Герхардсом — из разных партий. Но оба болеют душой за процветание латвийской экономики. По-разному, но — оба.

Дворец президента Назарбаева. Еще один почетный караул. Откуда они набрали столько казахов двухметрового роста?
Кто же у нас управляет страной?
Остаток ночи я расшифровывал Каспарову фонограмму. Через день, когда статья про ссору двух латвийских министров вышла в газете, круги от нее стали распространяться довольно быстро. На второй день мне уже звонили из российского «Коммерсанта», просили уточнить, насколько статья верна и сохранилась ли у меня фонограмма (на всякий случай). На третий день, когда мы были в Ташкенте, с таким же вопросом мне позвонил российский телеканал — программа «Вести».
На четвертый день информация докатилась до наших министров — Шлесерса и Герхардса. Было это уже в Бухаре. В тот момент, когда мы всей официальной делегацией осматривали мавзолей Саманидов, оба министра приперли меня к стенке мавзолея и строго спросили: «Что это вы про нас написали? Нам сейчас все звонят...» Оба такие здоровые, оба — спортсмены-единоборцы. «Чистую правду!» — ответил я голосом пионера-героя.
На пятый день, когда мы были уже в Ашхабаде, меня вечером окружили коллеги — туркменские журналисты. «Это вы написали про ссору двух министров? — шепотом спросили коллеги, — это правда, что они действительно поспорили в присутствии прессы? И что же теперь с ними будет? Ваш президент их, наверное, уволит...»
Я им довольно долго рассказывал про устройство и принципы «парламентской демократии» в Латвии. Но они так и не поняли, как же могут министры ссориться, да еще публично. Что же это за власть такая? Когда один министр говорит одно, другой — другое, а президент — ничего не решает. Кто же тогда у нас управляет страной?..
Так и ушли туркменские коллеги, качая головами. Похоже, они мне не поверили.

Латвийский флаг на президентской машине. По-моему, так гораздо красивее
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме
Вопросы Юрию Алексееву
№16 Владимир Горбунов
19.06.2011
19:57
№17 Юрий Алексеев
→ Владимир Горбунов,
19.06.2011
20:18
Комментарии
№1 Andrejs Mjagkovs
18.06.2011
23:46
№11 Александр Труфанов
→ Andrejs Mjagkovs,
19.06.2011
14:25
№2 Дмитрий Гореликов
19.06.2011
00:13
№3 Nick Petrov
19.06.2011
01:47
№4 Aleks Kosh
19.06.2011
08:41
Все время на лету гасится здравая мысль, в данном случае Герхардсом, - Латвия без России, как оторванный ломоть. Кристовскис плачет о том, что Латвию отделили от западной культуры и России надо оплатить этот ущерб, но с каждым днем все очевиднее, что, именно отделение от русской культуры принесло Латвии самый большой вред.
И вообще, с нашим лимитрофным статусом надо как-то кончать, иначе мы все загнемся.
№18 unknown
→ Aleks Kosh,
19.06.2011
20:30
Объясните, пожалуйста, что значило бы кончать с \"лимитрофным статусом\"? Лимитроф - это сопредельное России государство? Или - это какое то определенное состояние вещей внутри самого государства? Т.е. мне непонятно - Вы предлагаете изменить наши географические данные (куда-то поплыть?), или еще что-то?
№22 Aleks Kosh
→ unknown ,
19.06.2011
21:02
Лимитрофное государство - это прежде всего буферное государство.
Не ожидал от вас такого вопроса. Вы мне казались глубоким, многословным. :)
№26 unknown
→ Aleks Kosh,
19.06.2011
21:33
(Я смотрел это слово в Википедии и нашел http://en.wikipedia.org/wiki/Limitrophe_states - там объяснена калька от французского \"pays limitrophes\" = \"border states\" = \"robežvalstis\". Для меня этот термин не был известен - на латышском меньше слов французского происхождения чем на русском.)
№27 Aleks Kosh
→ unknown ,
19.06.2011
21:43
Спасибо за определение! Ну а как насчет вопроса - что по-Вашему означало бы \\\"кончать быть буферным государством\\\"?
Лимитрофные государства служили защитой от советской России. Надо перестать быть чьей-то защитой и цепным псом, который лает по любому поводу.
И все.
№29 unknown
→ Aleks Kosh,
19.06.2011
23:05
Кажется, проблема упомянутая Вами все-таки существует. Например, Приднестровье своего рода буферное образование у кого определяющее событие ее возникновения - давний пограничный конфликт.
№31 Aleks Kosh
→ unknown ,
20.06.2011
00:35
Кажется, проблема упомянутая Вами все-таки существует
Латвия – это зона отчуждения от России. Президент впервые за долгие годы съездил в Москву - как подвиг совершил. Антироссийская риторика естественна – это уже как признак хорошего тона. В случае с Грузией, так это совсем унизительно. Не разобравшись в ситуации, как будто выполняя команду фас, наши представители уже были там. Шлесерс правильно сказал, кому это надо? Самое обидное клеймо у нас – это «промосковские силы».
Вставляются палки в колеса любой экономической инициативе, связанной с Россией. Придумываются теории о пропорциональных инвестициях с запада и востока – с востока должно быть инвестиций не больше, чем с запада. А с запада инвестиций нет!
Кто мешает нам быть дружественной России страной? Почему мы считаем себя обязанными быть русофобами? Боимся русского языка. Или просто пугаем население, чтобы боялось России? Требуем от России признать оккупацию, издеваемся над русскоязычным населением.
У нас сегодня выбор: или превратиться окончательно в батраческую резервацию Запада или выгнать из правительства всех русофобов и повернуться к России лицом.
№32 Aleks Kosh
→ Aleks Kosh,
20.06.2011
00:42
Всем показываю интервью академика Гринберга - какие выгоды можно получить от России, избавившись от русофобии.
- Какую роль в планах России может играть Латвия?
- Она может стать высокотехнологичным конечным звеном производства и воротами для совместно произведенного товара в Европу. Надо посмотреть, что еще можно спасти из советской научно-технической цепочки, чтобы это было всем выгодно. Например, в области самолетостроения, судостроительства…
Сейчас отличный момент для этого! Европа озабочена своей депрессией — никто ничего не покупает. Они готовы по дешевке поставлять высококлассное оборудование, инструменты, станки… Этим надо пользоваться. Я бы назвал такой шанс для наших стран третьей улыбкой фортуны…
№5 Aleks Kosh
19.06.2011
09:26
К вопросу, - а в тюрьме сейчас макароны дают.
Что было бы с Латвией, если бы она не отделилась от России? Очевидно, уровень жизни, как в Москве. Это очень высоко. А может быть и выше! У Латвии был бы не лимитрофный статус опрятной нищенки, а статус типа витрины социализма, как когда-то был. Латвия была бы главным узлом экспансии России на Запад. Я думаю, жизнь здесь кипела бы нешуточная. Работа у всех была бы.
Про метро я уже не говорю - станция «Югла», станция «Иманта».
№12 Александр Труфанов
→ Aleks Kosh,
19.06.2011
14:42
№19 доктор хаус
→ Aleks Kosh,
19.06.2011
20:49
№21 доктор хаус
→ доктор хаус,
19.06.2011
20:54
если сравнить районы москвы, то даже сейчас в кризис какой- нить вентспилс выглядит на порядок лучше северо- востока москвы.
№23 Aleks Kosh
→ доктор хаус,
19.06.2011
21:09
№34 доктор хаус
→ Aleks Kosh,
20.06.2011
10:46
№24 Aleks Kosh
→ доктор хаус,
19.06.2011
21:09
№25 Aleks Kosh
→ доктор хаус,
19.06.2011
21:09
№7 Сергей Новиков
19.06.2011
11:42
№8 Aleks Kosh
→ Сергей Новиков,
19.06.2011
13:23
Вы про жену?
№9 Сергей Новиков
→ Aleks Kosh,
19.06.2011
13:31
Надеюсь, за ссылки не банят
№10 Aleks Kosh
→ Сергей Новиков,
19.06.2011
13:38
Не, ну ты красава, ваще!
Значит о Шлесерсе?
№13 Хелена Игнатане
19.06.2011
15:02
№14 Влад Тарасов
→ Хелена Игнатане,
19.06.2011
15:34
№15 Хелена Игнатане
→ Влад Тарасов,
19.06.2011
15:38
№33 Дмитрий Гореликов
→ Хелена Игнатане,
20.06.2011
09:08
Порадовало то, что в данном интервью он не был на стороне аудитории. Брал-то инткрвью предвтавитель Латвийского Радио, а не господин Алексеев. И, IMHO, Шлессерс не думал что интервью может вообще дойти до Латвии.
Именно поэтому считаю данный подход к этому вопросу тем, что Шлессерс о нем думает на самом деле. А это показывает его не с плохой стороны. Прагматик, в первую очередь ставящий реальные проблемы, а не \"боль народа\" вековой давности. Он стал мне более симпатичен. Спасибо, господин Алексеев.
№20 доктор хаус
19.06.2011
20:51
затлер даже с олимпиады убежал...
№30 unknown
→ доктор хаус,
19.06.2011
23:10
№35 доктор хаус
→ unknown ,
20.06.2011
10:48
№36 unknown
→ доктор хаус,
20.06.2011
11:22
Кроме того, насколько я полагаю, что акция солидарности состоялась не только для того чтобы поддержать президента М.Саакашвили, но и грузинский народ, который неожиданно для всех стал целью нападения. Тогда ведь в Гори и в Поти были российские войска - тут уже не шла речь о \"миротворцах\" в горах Абхазии или Южной Оссетии, а о собственно судьбе грузинского государства и его суверенитета над собственной територией.
№28 Вадим Радионов
19.06.2011
22:00
№37 X Y
20.06.2011
12:51