Наглый и неприкрытый пиар
23.08.2019


Алла Березовская
Журналист
Александр Гапоненко. Еще одна битва – при Молодях
-
Участники дискуссии:
-
Последняя реплика:
Phil .,
Александр Кузьмин,
Борис Бахов,
Марк Козыренко,
Алла Березовская,
Юрий Янсон,
Андрей Жингель,
Сергей Радченко,
Юрий Васильевич Мартинович,
Иван Киплинг,
Сергей Балунин,
Аркадий Андреевич Алабужев
Ровно год назад из Рижской центральной тюрьмы по решению суда был освобожден спикер нашего клуба, доктор экономики Александр Гапоненко. Латвийские власти обвиняют его в антигосударственной деятельности и разжигании межэтнической ненависти. За решеткой под следствием он провел четыре месяца…
Но, сидя на тюремных нарах, наш опальный одноклубник времени зря не терял и написал новую книгу в совершенно не свойственном ему авантюрно-приключенческом жанре. И вот недавно в московском книжном издательстве вышел в свет роман А. Гапоненко — «Битва при молодях», посвященный малоизвестным страницам русской истории.
Наказан за любовь к России
Напомним, Александр Гапоненко обвиняется в «очернении облика Латвии, представляя ее на международной арене, как страну, прославляющую нацизм». В обвинении утверждается, что он публиковал на Фейсбуке клеветнические статьи, кроме того, он отправил всем членам ОБСЕ (58 человек) Обращение от 12 латвийских докторов наук в защиту образования на родном языке в русских школах Латвии.
В его «расстрельном списке» фигурировало и участие правозащитника в качестве независимого наблюдателя на последних выборах президента России, а также его выступление на Вселатвийском родительском собрании. Каким образом из этого сомнительного набора из сорняков и пустышек обвинение собирается «лепить пулю» для доктора экономики, это пока загадка как для самого обвиняемого, так и для его адвоката.
Следствие идет ни шатко-ни валко, суды переносятся чуть ли не на следующий год, а Александр Владимирович так и живет — без права выезда из Латвии. Ни на Запад, ни на Восток. Просил он прокурора пару раз изменить ему меру пресечения и выпустить — на конгресс правозащитников и на лечение в России. Получил отказ. Вы не поверите, но в мотивировке указана «чрезмерная привязанность» подсудимого к России, что, конечно, делает невозможным посещение им этой страны…
Рукопись — на волю!
Но, довольно судебных передряг! Сегодня, как я уже написала, у нас есть иной, более приятный информационный повод для рассказа о нашем опальном одноклубнике. В Ригу поступили в продажу первые экземпляры новой книги А. Гапоненко, с чем мы от души поздравляем автора!
Его роман «Битва при Молодях» практически полностью был создан в Рижской центральной тюрьме, где он находился под следствием в тесной камере с двумя наркоторговцами в апреле-августе 2018 г.
Так уж получилось, что именно мне довелось ровно год назад — 23 августа везти Александра на автомобиле домой сразу после того, как Рижский суд, к большой радости собравшихся под его окнами соратников, выпустил его на свободу. И в руках побледневшего и похудевшего в тюрьме на 15 килограммов профессора, вместе с цветами и яблоками, подаренными ему участницами пикета, был затертый полиэтиленовый пакет.
А в нем лежала тюремная рукопись, которой предстояло через год стать захватывающим историческо-приключенческим романом. Всего 350 листов, исписанных мелким убористым профессорским почерком…


Напомню, прошлым летом в Риге термометр порой зашкаливал за 35 градусов. Народ спасался от жары, сидя в обнимку с вентилятором или купаясь на Рижском взморье. А в это время седовласый политический узник в душной и вонючей тюремной камере сочинял книгу о далеких трагических событиях XVI века, когда Русское государство оказалось в страшной опасности и лишь благоприятный исход отчаянной битвы при Молодях и незримая Божья помощь уберегли Русь от полного уничтожения…
Когда становилось совсем уж невыносимо, сокамерники поливали водой пол, что на некоторое время давало иллюзию прохлады. Но профессор-писатель в это время, как правило был далеко — верст за 50 от Москвы, где немногочисленное русское войско молодого опричного воеводы Дмитрия Хворостинина строило гуляй-город, готовясь отразить нападение 120-тысячной армии крымского хана Девлет-Гирея.
Числом победить это нашествие было нереально, могли помочь только русская смекалка и — да, та самая «чрезмерная любовь» к России, в которой ныне обвиняют автора исторического романа…
Подвезя Александра от суда к дому в Риге, я сделала несколько его фотоснимков, в том числе с заветной рукописью в руках, на которую мне тогда удалось впервые мельком взглянуть. Все же хорошо, что рукописи не горят. Особенно, когда они существуют в единственном экземпляре.
Хотя автор признался — он ужасно боялся, что в тюрьме выстраданную «Битву при Молодях» у него конфискуют. Вот вернется он в камеру после прогулки, а его записи… исчезли! Тем более, один из сокамерников рассказал, что дежурный опер в его отсутствие частенько заходит в камеру и внимательно читает все, написанное политическим узником накануне.


Поэтому на судебные заседания Александр всегда носил рукопись с собой в полиэтиленовом пакете, крепко держа его в скованных наручниками руках.
И вот выпущенная в прошлом году на свободу из рижских тюремных застенков книга вышла в свет. Да, автору не разрешили выехать на презентацию романа в столицу России — меру пресечения никто не отменял. Но все равно он был безмерно счастлив, что ему удалось довести задуманное до конца — роман написан и он держит в руках первые экземпляры, поступившие в Ригу.

Веление свыше
На встрече с друзьями и соратниками, пришедшими в городской книжный магазин поздравить коллегу с дебютом в новом жанре, он рассказал, что замысел романа «Битва при Молодях» родился у него не в самую легкую минуту в жизни — через неделю после ареста.
— Когда я попал в места не столь отдаленные, поначалу был шок, — признался правозащитник. — А потом подумал: ну что время зря тратить? Надо работать! До этого как раз прочитал одну любопытную историческую статью о битве от 2 августа 1572 г. на южных рубежах Руси, которая по своему значению равна Куликовской, Бородинской, Сталинградской, но осталась в русской истории мало кому известной.
Стараясь отвлечься от грустных мыслей, я думал о тех давних временах, сидя на тюремных нарах. А на пятый день, как проснулся, в голове полностью сложился весь сюжет — от начала до конца. Это было, видимо, как веление свыше, не знаю, такое со мной впервые случилось…
Поначалу он решил писать историческую повесть. Но свободного времени выдалось так много, что повесть постепенно переросла в полноформатный роман с закрученным сюжетом, серьезными экскурсами в историю, описаниями грандиозных баталий и даже романтической любовной лирикой. Перед тем, как приступить к написанию столь эпохального произведения, Александр Владимирович изучил около 50 книг и беллетристики, посвященной правлению русского царя Ивана IV Грозного.
Книги и заказанные публицистические статьи по его просьбе в тюрьму передавали родные подследственного. По словам Александра, его неприятно поразило, что почти везде оценка личности царя Ивана Васильевича была в основном негативной, особенно в иностранных источниках.
Но ведь именно Иван Грозный из разрозненных удельных княжеств, населенных обособленными народностями, начал формировать единый русский народ. Именно он ввел практику созыва Земских соборов и принятия на них новых законов, он провел военную и судебную реформы, начал жесткую борьбу с коррупционерами и мздоимцами. Некоторых сажал на кол, было дело…
Да, художественный, а еще и приключенческий роман это, конечно не документальное произведение, но, как заверяет автор, он просто собрал и сопоставил те факты, которые уже где-то фигурировали в виде исторических материалов, а от себя, в качестве художественного видения, добавил не более десяти процентов.

Рукопись была подвергнута тщательной проверке со стороны редактора книжного издательства, за что он выразил искреннюю признательностью работавшему с ним московскому редактору. Гапоненко в общей сложности пришлось ответить на 58 вопросов, присланных ему из издательства и привести ссылки на источники, из которых он черпал те или иные факты. Он ответил на 55 вопросов, в остальных случаях согласился с редактором и внес необходимые исправления.
О чем плачут церковные стены
В романе много места уделяется теме пленения православных жителей русских земель татарскими воинами — для продажи их в рабство.
— Когда я был в Крыму в городе Кафа (Феодосия), где много веков назад и происходили все эти трагические события, — рассказал Александр Гапоненко, — то вместе с Изборским клубом мы побывали в древнейшей православной церкви, стены которой еще хранят память о ханских временах.
Именно в этом храме когда-то молились и плакали сотни тысяч угнанных в рабство русичей — женщин, детей, молодых мужчин. Отсюда их увозили в Турцию, откуда назад живыми уже мало кому удалось вернуться домой. И знаете, я реально, почти физически в какой-то миг почувствовал ту боль, страх и ужас, исходившие от церковных стен.
Настоятель показал мне на старинную чашу, которая мироточит уже почти пять веков. Я видел собственными глазами, как ее насухо вытирали, а спустя некоторое время она вновь покрывалась маслом. Такие таинства, я считаю, являются для нас сигналом из тех времен в наши…
После чего я и начал изучать историю русских людей, угнанных в рабство. В основном их крали, особенно детей. Связывали, заталкивали в корзины и привязывали к лошадям, так и везли за тысячу километров на туретчину. Например, я прочитал, что русские девочки 13-14 лет ценились гораздо меньше, потому что они слишком часто убегали от своих хозяев, куда их брали служанками. И они могли тысячу верст пешком пройти-пробежать, не боясь ни холода, ни голода — лишь бы до родной земли, некоторым это даже удавалось. История произвела на меня очень сильное впечатление, поэтому в романе я отразил тему рабства при описании судьбы сестры моего главного героя — Дмитрия Хворостинина, которая тоже была украдена турками и следы ее затерялись.
Именно в этом храме когда-то молились и плакали сотни тысяч угнанных в рабство русичей — женщин, детей, молодых мужчин. Отсюда их увозили в Турцию, откуда назад живыми уже мало кому удалось вернуться домой. И знаете, я реально, почти физически в какой-то миг почувствовал ту боль, страх и ужас, исходившие от церковных стен.
Настоятель показал мне на старинную чашу, которая мироточит уже почти пять веков. Я видел собственными глазами, как ее насухо вытирали, а спустя некоторое время она вновь покрывалась маслом. Такие таинства, я считаю, являются для нас сигналом из тех времен в наши…
После чего я и начал изучать историю русских людей, угнанных в рабство. В основном их крали, особенно детей. Связывали, заталкивали в корзины и привязывали к лошадям, так и везли за тысячу километров на туретчину. Например, я прочитал, что русские девочки 13-14 лет ценились гораздо меньше, потому что они слишком часто убегали от своих хозяев, куда их брали служанками. И они могли тысячу верст пешком пройти-пробежать, не боясь ни холода, ни голода — лишь бы до родной земли, некоторым это даже удавалось. История произвела на меня очень сильное впечатление, поэтому в романе я отразил тему рабства при описании судьбы сестры моего главного героя — Дмитрия Хворостинина, которая тоже была украдена турками и следы ее затерялись.
Персонажи и прототипы
В беседе с автором я поинтересовалась, были ли живые прототипы у его героев и анти-героев.
— Да, были, — подтвердил Александр. — Например, охранники в тюрьме, некоторые словесные портреты я писал именно с них. Там, кстати, служили и вполне адекватные люди, попался даже мой бывший студент, который потихоньку разрешал мне иногда в спортзале потренироваться, хотя следователь из вредности отменил мне занятия физкультурой.
Другой надзиратель меня минут на пятнадцать пораньше уводил на прогулку подышать воздухом, и на столько же позже приводил назад в камеру. Я даже рассказывал некоторым ребятам про те времена, о которых писал, спрашивал, как бы они поступили, что бы сказали или сделали в той или иной ситуации.
Любил ко мне зайти на разговор один майор, латыш — поговорить о политике. Так вот, в одном из героев своего повествования я его изобразил. Все-таки при описании внешности персонажей нужны какие-то характерные детали — родинки, ямочки на щеках, разрез глаз, форма носа. Перед собой надо видеть реального живого человека, а за решеткой выбор типажей у меня был небольшой.
Но вот, допустим, портрет смоленского купца я описал со своего прадеда, а главу артели плотников — с деда. В соседней со мной камере какое-то время сидел латгальский поэт, бунтарь, но очень хороший парень, попавший под роздачу во время уличных беспорядков в Риге — Анцис Берзиньш. Я с ним был знаком до этого, а в романе изобразил латгала при описании верного помощника Хворостинина — Степана, использовал его фактуру, реакции, некоторые манеры.
По утрам мы с Анцисом-Степаном громко пели в своих камерах песни — он латгальские, которые сам сочинял, очень красивые, а я наши — казацкие, народные. Но на вторую неделю нас рассадили подальше, видимо, кто-то сообщил, что эти двое слишком весело сидят… Но эти эмоции тоже нашли отражение в романе.
Другой надзиратель меня минут на пятнадцать пораньше уводил на прогулку подышать воздухом, и на столько же позже приводил назад в камеру. Я даже рассказывал некоторым ребятам про те времена, о которых писал, спрашивал, как бы они поступили, что бы сказали или сделали в той или иной ситуации.
Любил ко мне зайти на разговор один майор, латыш — поговорить о политике. Так вот, в одном из героев своего повествования я его изобразил. Все-таки при описании внешности персонажей нужны какие-то характерные детали — родинки, ямочки на щеках, разрез глаз, форма носа. Перед собой надо видеть реального живого человека, а за решеткой выбор типажей у меня был небольшой.
Но вот, допустим, портрет смоленского купца я описал со своего прадеда, а главу артели плотников — с деда. В соседней со мной камере какое-то время сидел латгальский поэт, бунтарь, но очень хороший парень, попавший под роздачу во время уличных беспорядков в Риге — Анцис Берзиньш. Я с ним был знаком до этого, а в романе изобразил латгала при описании верного помощника Хворостинина — Степана, использовал его фактуру, реакции, некоторые манеры.
По утрам мы с Анцисом-Степаном громко пели в своих камерах песни — он латгальские, которые сам сочинял, очень красивые, а я наши — казацкие, народные. Но на вторую неделю нас рассадили подальше, видимо, кто-то сообщил, что эти двое слишком весело сидят… Но эти эмоции тоже нашли отражение в романе.

Автор книги рассказал и о своих творческих планах. Да-да, суд судом, а работу никто не отменял! У Александра Гапоненко уже наполовину готова следующая книга — «Европейский национал-социализм. Проблемы идентификации и преодоления». По словам правозащитника, за минувший год он тщательным образом изучил десятки книг и исследовательских работ.
Про Холокост — да, было создано огромное количество литературы. А вот про теорию европейского нацизма — итальянского, венгерского, румынского и других, такого не скажешь. Поразмышлять на эту тему в свете последних мировых тенденций на самом деле, есть о чем. И желательно все же делать это на свободе!
Дискуссия
Еще по теме
Еще по теме

Antons Klindzans
СОГЛАСОВАННАЯ ЛОЖЬ
Вот, что такое мировая история


Юрий Иванович Кутырев
Неравнодушный человек, сохранивший память и совесть.
Сегодня в 1721 году подписали Ништадский мир
Земли Прибалтики на законных основаниях принадлежат России!


Эдуард Говорушко
Журналист
С ПОЗИЦИЙ РУССКОГО ЛИВОНЦА
Этюды из моей (не)американской жизни


Сергей Рижский
В ПОДПОЛЬЕ
проза от Августаа Арайса-Берце
Вопросы Алле Березовской
Комментарии
№1 unknown
23.08.2019
07:18
120-тысячной армии крымского хана Девлет-Гирея.
Даже Википедия приводит оценку в 40-60 тысяч, а современные историки оценивают еще ниже. Это не умаляет значения битвы, но вовлеченные силы были кратно меньше.
№2 Марк Козыренко
→ unknown ,
23.08.2019
07:32
Не удивлюсь, если завтрашние "историки" будут говорить о ста двадцати тысячах русских против несчастных заблудившихся двадцати тысячах крымских татар...
№3 unknown
→ Марк Козыренко,
23.08.2019
07:36
Вопрос не в предпочтениях историков. Традиционно давали оценки опираясь на летописные данные, теперь же на базе анализа населения, способности мобилизовать и снарядить воина, логистики и сопоставлении с данными 17ого-18ого веков где уже есть более достоверные письменные источники
№59 Марк Козыренко
→ unknown ,
23.08.2019
21:04
Летописные источники приводят очень крупные цифры, когда говорят о крымском войске. Новгородская вторая летопись пишет о 120 тысячах
Так это как раз из википедии.
По мнению некоторых историков, армия хана насчитывала до 60 тысяч человек
Видите? по мнению некоторых историков... Это там же, рядом.
№8 Андрей Жингель
→ Марк Козыренко,
23.08.2019
08:15
Разведопрос: Клим Жуков про битву при Молодях
№7 Сергей Радченко
→ unknown ,
23.08.2019
08:09
Каждый выбирает для себя.
Торгует ходжа на «Бирюлево-базарной» в Москва-Мавзоли-Шариф с лотка фруктами.
Подходит покупатель и начинает ругать товар:
- Вот персик с гнильцой, а вот зеленая дыня. А вот и одна урючина помятая!
- «Странные люди,- подумал ходжа:
- При всем богатстве выбора прекрасного, они
обращают внимание только на всякую дрянь. Как на
базаре, так и в жизни».
№10 Vitjok's Vecais
→ Сергей Радченко,
23.08.2019
08:20
При всем богатстве выбора прекрасного, они
обращают внимание только на всякую дрянь. Как на
базаре, так и в жизни». (c) Радченко
Хорошо подметили стиль гапоненко & co
№11 Сергей Радченко
→ Vitjok's Vecais,
23.08.2019
08:23
Причем тут Гапоненко?Я о себе и только о себе(((((
№35 Vitjok's Vecais
→ Сергей Радченко,
23.08.2019
12:44
обращают внимание только на всякую дрянь. - За Вами токого незамечал :)
№37 Сергей Радченко
→ Vitjok's Vecais,
23.08.2019
12:49
)))))Дык чтоб ж я дурак про себя всякую дрянь рассказывать?я ее у себя замечаю и бережно храню в тайне от других))
№22 Андрей Жингель
→ Сергей Радченко,
23.08.2019
10:26
Дядя Серёжа, допуская такие вольности в отношении событий многовековой давности, нас, по идее, ничего не должно сдерживать в оценке и относительно недавнего прошлого. Конечно с удалением временной точки влияние события уменьшается, но отпечаток, зарубочку всё же оставляет. Вот почему свядомые просто кипятком писают при упоминания битвы под Оршей? А потому что их "историки" посчитали, что там паны да гарны хлопцы порубали сотни тысяч клятых москалей. Будем им уподобляться?
№25 Сергей Радченко
→ Андрей Жингель,
23.08.2019
10:46
То что 500 лет назад было-дело вообще темное. У Гоблина сегодня о гибридной войне и борьбе мифов хорошо сказано.
Так что спорить об этом тяжело.Тем паче что статья о другом!!!О МУЖЕСТВЕ человека в тюрьме.ЛИЧНО у меня рука не подниметься ругать Сервантеса за фантазии.Или Марко Поло,или Юлиуса Фучека,или Гапоненко..
№28 Андрей Жингель
→ Сергей Радченко,
23.08.2019
10:57
Секундочку, замечание Uncle Ho было по конкретной цифре, с которой я тоже не согласен.
№29 Сергей Радченко
→ Андрей Жингель,
23.08.2019
11:18
Ох Андрей!Я вообще не согласен с мифом о монгольском иге)))) я НЕ ЗНАЮ,что там было на самом деле,но предпологаю,что возможно вообще ВСЕ ВРУТ))и про подвиги и про количество и т.д.
Ну н-р(не дай Бог конечно),что нынешняя Литва проживет еще 500 лет. Ивот через 10 лет напишут,что литовцы наголо разбили Советский союз в 91.Такое возможно?да.А потом через 400 лет мы с Вами(реинкарнувшись)))будем спорить в "битве у телецентрп" кто кого победил))
Так и тут.
А вот МУЖЕСТВО человека.В непростых условиях нашедшего в себе силы писать...нет не так..ПИСАТЬ!ТВОРИТЬ! ..пусть неправильно,пусть ошибаясь..Будто была у него возможность проверить цыфирь в гугле))...
не заметили...увы...А ЭТО главное ИМХО.
Главное остаться в тех условиях ЧЕЛОВЕКОМ!ТВОРЦОМ!!а не мертвая цыфра...
№30 Андрей Жингель
→ Сергей Радченко,
23.08.2019
11:34
Я пару раз лично разговаривал с Александром и могу сказать, что он культурный, интеллигентный, всесторонне развитый человек и с ним весьма приятно общаться. И я до глубины души был возмущён тем идиотским арестом, под абсолютно надуманным предлогом. Но на сколько мы будем правы, введя эмбарго на критику его книги, только из за условий, в которых она была написана? И что собой представляет сей труд: своё видение тех событий?, альтернативная история?, подытоживание работ историков?... Я надеюсь, что у Александра это этап в изучении данного вопроса и в наших силах помочь ему "отшлифовать" этот его труд.
№31 Сергей Радченко
→ Андрей Жингель,
23.08.2019
11:53
Как сказал как-то мой начальник,узнав что я 8 раз переделываю приказ Министра Обороны СССР по требованию различных ведомств,визировавших проект приказа:"Любой документ можно совершенствовать до бесконечности!".После чего позвонил КОМУ НАДО и мои мучения по пересогласовке закончились))))
Я вообще не могу понять откуда взялись многотысячные армии в те малонаселенные времена.Думаю что сошлись там пару сотен бойцов,а уж дедушки с правнуками превирали веками в сторону увеличения.Так что Александр не первый и не последний)))
№33 uke uke
→ Сергей Радченко,
23.08.2019
12:39
Ивот через 10 лет напишут,что литовцы наголо разбили Советский союз в 91
---
Какие 10 лет?Уже сейчас.Наш левитс выдал про Балтийский путь,как будто 1 сьезда народных депутатов перед этим не было вообще.
---
Президент Латвии Эгилс Левитс в пятницу, 23 августа, выступил с речью на посвященном 30-летию акции "Балтийский путь" мероприятии. По словам главы государства, в 1989 году участники живой цепи "расплавили в своих ладонях тоталитарный режим".
"Взошло солнце в свободной, независимой, демократической Латвии. 23 августа 1989 года это было мечтой: такое утро, в такой свободной Латвии, в нашем доме — Европе. Железный заначес рухнул. [..] Народы Латвии, Литвы и Эстонии своей храбростью, силой своего сердца и мыслей изменили мировой политический порядок", — поделился с присутствовавшими президент.
ДНем ранее на проходившей в Риге международной конференции "Балтийский путь. Продолжение" Левитс уже заявил, что "Балтийский путь начал рушить железный занавес".
"Балтийский путь стал политической инновацией, которая ранее не была опробована. В результате мы сегодня находимся здесь, на конференции, в свободной и независимой Латвии", — отметил президент, обращаясь к присутствующим.
Левитс подчеркнул, что у жителей стран Балтии была четкая цель восстановить историческую справедливость и обрести независимость.
"После Балтийского пути мир вновь узнал балтийцев. Эта акция начала разрушение железного занавеса. Балтийский путь был нашим путем обратно в Европу", — сказал в своем выступлении президент.
Также, по словам Левитса, Балтийский путь обозначил начало распада советского тоталитарного режима. Хотя были попытки пресечь это движение, советский режим был не так силен, и процесс, который начался с Балтийского пути, символически ознаменовался падением Берлинской стены.
№34 Андрей Жингель
→ uke uke,
23.08.2019
12:44
Меня порою после серого гороха с кефиром ещё и не так пучит.
№84 Александр Кузьмин
→ uke uke,
24.08.2019
06:37
Левитс уже заявил, что "Балтийский путь начал рушить железный занавес".
Чушь полная! Латвия была в роли статистки и следовала всего лишь течению и ждала, ждала чем кончится все в Москве. К разрушению железного занавеса она не имеет никакого отношения. Его разрушил Горбачев, съезд а окончателно свалил августовский путч. Я помню как притихли разрушители занавеса 19 августа 1991 года.
№4 Mr. Voland
23.08.2019
07:41
Какой герой, страдалец от нацисткого режима... Интерестно, а если кто то наслышался бы бредов Гопоненко о конслагерях для русских в стадионе Сконто(и тут есть дебылы которые это принимает в серёз и не раз вырожали готовность к насилию) и скажем прибегли бы к какими то радикальными действиями, гoспожа Березовская была бы готова за это ответить как защитница неадеквата, который подобное разпространяет в массы, или молчала бы в тряпочку при таком случии?
Кстати, а Гопоненко то сам набюдатель ОБСЕ в Украине, зверства хунты там разоблочал на Россйских гoвноканалах вместе с другим проходимцом - Граудиньшом. :)
№24 Алла Березовская
→ Mr. Voland,
23.08.2019
10:42
Г-н Воланд, я бы все же попросила Вас воздерживаться от оскорбительных выпадов в адрес участников дискуссии и спикеров. Спасибо! Что касается "бреда" Гапоненко, то он всего лишь высказал у себя на Фб предположение, чем подобное присутствие чужих войск на территории Латвии может закончиться. Примерно такой же "бред" британские кинематографисты даже экранизировали именно про Латвию. Их не то, что не посадили, но даже упреков в их адрес практически не было слышно, хотя бреда в их киновареве было значительно больше, чем у спикера ИМХО. Что касается зверств на Украине, это не совсем по теме, не будем все валить в кучу! И своим "бредом" Гапоненко никак не призывал к насилию, о чем вы пишете, а именно предостерегал от него.
№5 Сергей Радченко
23.08.2019
07:50
Радостно знать что есть РУССКИЕ люди ,не падающие духом.Творческих успехов Вам русский человек Александр Гапоненко.
№6 uke uke
23.08.2019
08:08
Учитывая уголовную статью против Председателя,на основании двух его статей о выселении крымских татар( а он их вообще написал с оглядкой,делая акцент не на свое мнение,а на проблему с точки зрения военной необходимости),Гапоненко может еще статью получить на основании своей книги.Не сомневаюсь,что книга является восхвалением русской экспансии при Иване Грозном,целью которой было и разорвать кольцо враждебных мусульманских ханств вокруг России.
Отсюда следствие через века -формирование мусульманскых батальонов ,воюющих на стороне немцев,прежде всего крымских татар(см.А.ИсаевМифы Великой Отечественной войны с 3.30мин )и прямая тюремная дорожка к двум статьям Председателя.
Вот такая нынче опасная история..
№9 Сергей Балунин
→ uke uke,
23.08.2019
08:17
Какая экспансия, Молоди буквально окрестности Москвы?!
№12 uke uke
→ Сергей Балунин,
23.08.2019
08:26
Если советские войска стояли в Берлине,это как-то меняет факт германского нападения на СССР?
№13 Сергей Балунин
→ uke uke,
23.08.2019
08:30
Поход крымского хана Девлет-Гирея на Москву в мае 1571 года. В ходе разорения столицы начался самый крупный московский пожар XVI века, из-за сильного ветра и жары столица сгорела практически полностью. По разным данным, во время похода было уведено в рабство от 60 до 150 тысяч и погибло при нападении до 120 тысяч человек.
№14 uke uke
→ uke uke,
23.08.2019
08:30
В 1552 году русское войско взяло Казань, а четыре года спустя, в стремлении обрести выход к Каспию, ему удалось завоевать Астраханское ханство. Оба этих события вызвали весьма негативную реакцию в тюркском мире, так как павшие ханства были союзниками османскогосултана и его крымского вассала. Кроме того, для Русского государства открывались новые просторы для политической и торговой экспансии на юг и на восток, а кольцо враждебно настроенных мусульманских ханств, стеснявших Русь несколько столетий, было разорвано. Не замедлили последовать предложения подданства со стороны горских и черкесскихкнязей, а Сибирское ханство признало себя данником Москвы (1563).
№16 Борис Бахов
→ Сергей Балунин,
23.08.2019
08:53
То есть, дальняя окраина Крымского ханства. Коему Москва платила дань вплоть до Петра Первого.
№17 Сергей Балунин
→ Борис Бахов,
23.08.2019
08:56
Угу, вместе с Литвой и Веной платили.
№18 Борис Бахов
→ Сергей Балунин,
23.08.2019
09:14
Вена вряд ли. Те, может быть, туркам. Не знаю. Литва была составной частью Ржечи. Вопрос к полякам. А царь Московии ежегодно отправлял крымскому сюзерену от 6 до 12 тысяч рублей ежегодно и тысячный табун лошадей. К сведению: на эти деньги в то время можно было основать вполне приличный приграничный городок. Отношения Москва-Крым на протяжении 150 лет были классическим примером отношений слабеющего сюзерена с набирающим силу вассалом. Оба государства были осколками Золотой орды. Крымский осколок был более сильным и богатым, московский - захолустный - бедным и слабым. Битва при Молодях же была эпизодом бунта московского вассала проти своего сюзерена.
№19 Сергей Балунин
→ Борис Бахов,
23.08.2019
09:27
Крымский хан сам был фактически сюзереном Турции, так что платили в том направлении все, платили за выкуп плеников уведеных в полон, за обещание не совершать новые набеги.
ps Троляка из вас некудышный. Этот фейк с "московской" данью обсуждался тысячи раз и в тысячный раз достаете это дерьмо мамонта.
№40 Борис Бахов
→ Сергей Балунин,
23.08.2019
13:11
От факта можно воротить нос хоть сто тысяч раз, от этого он ничуть не изменится.
ПС. Не было вас в советниках у Алексея Толстого, когда он писал "Петра Первого". Некому было поучить графа. А Ключевский то, Ключевский!.. Эх, бедолага... Так оскоромиться перед великим знатоком истории Российской Сергеем Балуниным.
№50 Борис Бахов
→ Сергей Балунин,
23.08.2019
18:03
Только сейчас заметил ещё одно ваше открытие в области истории. Крымский хан сам был фактически сюзереном Турции. Срочно садитесь за диссертацию. Эта штука будет посильнее горьковской "Девушки и смерти".
№51 Сергей Балунин
→ Борис Бахов,
23.08.2019
18:07
Что не так? У Турции по сегодняшний день тесные отношения с крымскими татарами.
Если для вас это новость, то поздравляю с прозрением.
№52 Сергей Балунин
→ Борис Бахов,
23.08.2019
18:11
Ну ладно, ошибся в терминах - кассетами были крымские хпны по отношеию к турецкому султану.
№56 Борис Бахов
→ Сергей Балунин,
23.08.2019
20:39
То-то.
№45 Юрий Янсон
→ Борис Бахов,
23.08.2019
15:41
Это не так. Москва всепгда поддерживала хорошие отношения с Гиреями и умело сдерживала поползновения Литвы именно крымским фактором. Крымчаки охотно помогали войсками своему союзнику. Но союзника надо прикармливать, поэтому Москва не скупилась на подарки. Это не дань, это взятка.
Во времена Василия III Москва стала скупиться и отношения испортились.
№47 Борис Бахов
→ Юрий Янсон,
23.08.2019
16:59
Взятку даёт слабый сильному. Наоборот не бывает. И называть её можно по разному: благодарность, бакшиш, дань, надо смазать, kukulis - суть остаётся той же. Глупо надувать щёки и делать вид, что чего-то не было. Ну платили отступное татарам - и что? Кто-то знает пример народа или страны, которая никогда никому ничего не платила? Я не знаю. Вот сегодня Путин платит Кадырову. Называет это дотациями, если не ошибаюсь. По сути же это взятка, отступное, дань. Точное подобие отношений московских царей и крымских ханов.
№48 Иван Киплинг
→ Борис Бахов,
23.08.2019
17:08
А вот вы и не правы, товарищ. Не Кадырову, а Абдулатипову Рамазану Гаджимурадовичу. Следующему он платит Айсену Сергеевичу Николаеву, затем Владимиру Ивановичу Илюхину, и только потом Кадырову.
№49 Борис Бахов
→ Иван Киплинг,
23.08.2019
18:00
Ну, это уже детали.
№53 Иван Киплинг
→ Борис Бахов,
23.08.2019
18:28
Да ладно, не скромничайте. Сколько там Брюссель заносит Левитсу, а, товарищ? Тоже, поди, побздехивает лютых латышей?
№57 Борис Бахов
→ Иван Киплинг,
23.08.2019
20:40
Не опускайтесь до уровня Шарикова.
№80 Иван Киплинг
→ Борис Бахов,
23.08.2019
22:58
Я опускаюсь до вашего уровня. Взрослый человек порет заведомую чушь, глазом не моргнув. Постеснялись бы, вокруг же не дети.
№55 Юрий Янсон
→ Борис Бахов,
23.08.2019
19:07
Да московские цари таким образом нанимали крымцев для участия в походах против Литвы. Если я плачу наемнику, это означает, что он сильнее меня?
№58 Борис Бахов
→ Юрий Янсон,
23.08.2019
20:45
Нет, не значит. Но напомню, что сотню с лишним лет крымчаки ходили походами к стенам Москвы, жгли её, а царь московский прятался от хана. А не наоборот.
№61 Марк Козыренко
→ Борис Бахов,
23.08.2019
21:12
Тем не менее в то же время Русь взяла Казань, взяла Астрахань и Сибирское ханство признало себя данником Москвы. Что с этим делать?
№86 Юрий Янсон
→ Борис Бахов,
24.08.2019
12:49
Крымчаки ходили походами, пограбить, один раз даже сожгли Москву, это так. Но дань крымчакам Москва не платила. Крымское ханство, как и Казанское с Астраханским, это осколки улуса Джучи. Когда еще была имрерия чингизидов, то Москва платила дань, но не в более поздние времена. Крым - это периодические набеги или союзнические действия против Литвы, которая тогда была более актуальным противником.
Что такое дань? Не заплатишь трбуемое - будут очень плохие последствия. Как это было при монголах. А Крым - какие тут плохие последствия? Это нечастые набеги с желанием пограбить, если получится, а получалось далеко не всегда. И это союзническая конница против Сигизмунда. Никаких последствий, если Москва откажется платить, не мог Крым тогда реально принудить Москву, один только раз и получилось у Девлет-Гирея сжечь город в 1571-м году в силу стратегических ошибок московского государя (после 1560-х он уже стал неадекватен), да и то Кремль не смогли взять.
Так что не будем путать дань монголам с прикармливанием татарских союзников.
№87 Борис Бахов
→ Юрий Янсон,
24.08.2019
13:07
Юрий, если вам уж так режет слух слово "дань", используем ту лексику, которая сохранилась до наших дней в грамотах Посолького приказа.
Ежегодные выплаты (в московских документах «поминки», в крымских – «тыш») Московского государства Крымскому ханству производились со второй половины XV века, последний зафиксированный платёж совершился в 1686 году.
Юридически выплата поминок была отменена 14 июля 1700 г. Константинопольским мирным договором с Османской империей, заключённым по итогам Азовских походов Петра I. В статье VIII говорилось: «А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его: но и Крымские Ханы и Крымцы и иные Татарские народы впредь ни дачи прошением ни иною какою причиною, или прикрытием противное что миру да сотворят, но покой да соблюдут».
Воля ваша, но в современном русском языке для таких поминок есть только один адекватный синоним - дань. Ключевский кстати, коего трудно обвинить в нелюбви к русской истории, прямо называет эти поминки постыдной данью.
№38 Константин Васильев
→ Борис Бахов,
23.08.2019
12:52
Вы про своих предков выясните , как они платили дань и кеми....
№39 Борис Бахов
→ Константин Васильев,
23.08.2019
13:07
Этому самому хану и платили. Как и все русские.
№15 Борис Бахов
23.08.2019
08:48
Вот и от тюрьмы польза произошла. Гулял бы Гапоненко на воле - мутил воду и бред в мордокниге распространял. А так написал книжку. Надеюсь, хорошая. Хотя кому и почему эта страница истории неизвестна, непонятно. Я, к примеру, читал публикацию на эту тему лет тридцать назад. Если не ошибаюсь, в журнале "Родина". Потом попадались ещё книжки.
№20 Phil .
23.08.2019
09:54
Во-первых, хочу выразить своё возмущение спикеру. Сам г-н Гапоненко величает себя доктором экономических наук. Латвийский доктор экономики — это по российским меркам кандидат (каковым доктор и является, он крупный специалист по перемещению трудовых ресурсов при социализме, решил использовать свои знания при капитализме и поехал в Молдавию вербовать нелегалов, но был молдавскими властями выдворен). А кандидат — это не звучит гордо для г-на Гапоненко.
во-вторых, я книгу не читал, и не буду. Про битву при Молодях написаны тонны, про неё не было в советском учебнике истории, но сейчас она освещена со всех сторон. Зная, как выборочно относится к фактам д.э.н., смысла в чтении нет никакого, хватает анонса.
и это уже в-третьих. И в анонсе и в статье сегодняшнего спикера указано, что русским войском командовал выдающийся опричный военоначальник Дмитрий Иванович Хворостинин. То, что выдающийся, опричный и военоначальник — несомненно. Но не командовал. Хворостинин был вторым воеводой передового полка. Да, командующий всем войском, тоже выдающийся земский военноначальник Михаил Иванович Воротынский давал самые важные поручения именно Хворостинину, а не первому воеводе. Вклад Хворостинина в успех операции (а она включала в себя не только собственно битву, но и чрезвычайно искусное маневрирование перед ней) несомненно велик, и один из серьезных исследователей считает, что даже выше чем вклад Воротынского, но с ним пока никто не согласился. Но чтобы вовсе игнорировать Воротынского? Героя взятия Казани, грозы крымцев, автора первого в русской истории устава пограничной службы, и в конце концов, просто командующего? Хворостинин блестяще выполнил его поручения, но он же их дал?
вы будете смеяться, но я знаю почему Гапоненко (можно без титулов? А то я и членство в Нью-Йоркской Академии наук припомню) игнорирует Воротынского. Потому что руссосталинисты лепят из Грозного (очень неоднозначного царя) такого борца с боярской изменой. А Воротынский через 10 месяцев после славной победы был обвинён в попытке околдовать царя, арестован и умер под пытками. А таких по сталинской традиции надо вычёркивать из истории.
№26 Алла Березовская
→ Phil .,
23.08.2019
10:47
Почитайте все ж таки книгу при случае! Роль Воротынского автором не замалчивается и не умаляется, просто главный герой художественного романа - Дм. Хворостинин и его судьба, поэтому именно он в центре событий, описанных в книге.
№36 Phil .
→ Алла Березовская,
23.08.2019
12:48
Я, конечно, глуп и малообразован, но не настолько, чтобы читать ещё более глупых и менее образованных авторов.
по поводу Воротынского перечините собственную статью: «немногочисленное русское войско молодого опричного воеводы Дмитрия Хворостинина». Это просто ложь, фальсификация истории. Примерно то же самое, что написать, что Измаил взял Кутузов, а Суворов там мимо проходил.
№41 Алла Березовская
→ Phil .,
23.08.2019
13:22
Фил, безусловно, Вы себя знаете гораздо лучше, чем я, и действительно вправе давать оценку собственной личности, с чем я даже спорить не буду. Но хамские выпады в адрес спикеров и участников дискуссии являются нарушением правил нашего сообщества. В таком тоне общаться с вами у меня нет никакого желания.
№43 Phil .
→ Алла Березовская,
23.08.2019
14:29
В данной теме спикер вы, а не фальшивый д.э.н. А про вас лично я ничего не говорил, только про ваш текст.
№44 Алла Березовская
→ Phil .,
23.08.2019
14:46
Фил, обращаю Ваше внимание, Вы опять допускаете хамский выпад в адрес героя моего спича, совершенно безосновательно называя его "фальшивым д.э.н". Даже если Вы не разделяете убеждения этого человека и его позицию по тем или иным вопросам, недопустимо писать гадости и неправду в его адрес. Гапоненко -автор нескольких научных книг и исследований, и действительно доктор экономических наук. Поэтому еще раз призываю Вас не вести дискуссии в оскорбительном тоне, это отбивает всякое желание вступать в диалог. По сути дела - пожалуйста, критикуйте, спорьте, возражайте, изобличайте! Но - по сути, без нападок на личности и оскорблений. Для этого ведь не надо быть высокообразованным человеком, достаточно хорошего воспитания и понимания. Вот на него и надеюсь...
№54 Phil .
→ Алла Березовская,
23.08.2019
19:06
Вот тут вы заблуждаетесь. Г-н Гапоненко представляется доктором экономических наук, хотя никогда не защищал докторскую диссертацию. Он советский кандидат экономических наук, а получивший степень доктора экономики в процессе нострификации советских научных степеней. Я не виноват, что он представляется д.э.н., а не доктором экономики, это он виноват, что врёт. Впрочем, я готов публично извиниться и признать свою неправоту, как только он или вы или кто-то ещё сообщит, где и когда он защитил докторскую диссертацию или какое научное учреждение присвоило ему эту степень по совокупности работ или honoris causa. Я не первый раз это предлагаю, пока сведения о законном получении степени доктора экономических наук никто не представил. Это раз.
Я читал некоторые его статьи по экономике, политике, истории и правозащите и убедился, что ваш подзащитный — профан во всех этих областях человеческой мысли. И я это пишу не потому, что у нас с г-ном Гапоненко разные политические взгляды, я, слава Богу знаком со множеством образованных и интересных людей с разными взглядами, что не мешает нам спокойно дискутировать. Но это не случай г-на Гапоненко.
Если бы я хотел обсуждать личность этого господина, я бы нашёл более крепкие выражения. Я обсуждаю только общеизвестные факты: это он представляется д.э.н., хотя никогда не получал эту степень, он называет себя правозащитником, хотя никого никогда не защитил и не знает, что такое право, это он называет себя историком, хотя путается в собственной биографии, это он (и вы вслед за ним) называет себя автором научных трудов, хотя их никто не видел.
он много лет возглавляет «Институт европейских исследований», какие труды выпустила означенная организация? Ответите? Вряд ли.
Короче: когда ваш подзащитный перестанет врать, я перестану на него нападать и буду благостно обсуждать высказанные идеи. Если, разумеется, такие останутся.
PS. Старожилы клуба знают, что Phil и спикер клуба Евгений Лурье — это два никнейма одного человека. Но властью данной мне Богом и людьми, я забанил Евгения Лурье на этом ресурсе.
№60 Алла Березовская
→ Phil .,
23.08.2019
21:05
Фил, выступая с нападками на других, непорядочно при этом самому оставаться анонимом. Все, что вы здесь написали - неправда. Это или провокация, или банальная зависть бывшего коллеги-неудачника. Еще раз настоятельно прошу не превращать портал в площадку для склок. Завидуйте молча или снимите маску, возможно, это прояснит, откуда ноги растут...
№62 Марк Козыренко
→ Алла Березовская,
23.08.2019
21:20
Алла, тут нет нет никому, как говорят братья латыши - никаких секретов. Фил - господин Лурье, который Евгений, есть у него и такая авторизация в Клубе. А личность гапоненко для него как красная тряпка для быка - не знаю почему. Возможно, тут присутствует такая личная неприязнь, что при виде слова Гапоненко личность Лурье кушать не может...
№64 Phil .
→ Марк Козыренко,
23.08.2019
21:27
Вот только ваших объяснений тут не хватало. Идите, без вас разберёмся.
№65 Марк Козыренко
→ Phil .,
23.08.2019
21:32
Сами идите. Если уж используете не ту учётную запись, а больше того - личную неприязнь такого размера, которая вам кушать не даёт - извольте принять то, что об этом говорят, со смирением, хотя... Кому я это говорю?!
№68 Phil .
→ Марк Козыренко,
23.08.2019
21:44
Не ваше дело, под каким ником мне писать.
№70 Марк Козыренко
→ Phil .,
23.08.2019
21:51
Да мне действительно это по барабану, я просто помогаю(не вам) в сути диалога разобраться.
№72 Phil .
→ Марк Козыренко,
23.08.2019
22:19
Вы хотите сказать, что спикер — дура и не умеет читать без вашей помощи? Имхо, вы заблуждаетесь.
№81 Алла Березовская
→ Марк Козыренко,
23.08.2019
23:09
Ясно, тогда не надо было мне втягиваться в эту свару. Но я думаю, все же надо держать планку на ИМХО и вести дискуссии без личных выпадов. К этому и призывала, но не был услышана, увы...
№63 Phil .
→ Алла Березовская,
23.08.2019
21:26
Интересно, я представился, в вы меня называете анонимом. Железная логика РСЛ.
По существу будет что сказать, или вступим в дискуссию о роли никнеймов?
Название и место докторской диссертации? Фамилии, получивших правовую помощь? Названия научных трудов лично д.э.н. и руководимого им научного заведения? Индекс цитируемости?
ну и что, что я под ником, который не совпадает с паспортом, а ваш совпадает. Я владею темой, а вы нет, и не можете ответить на вопросы. А ответы подтвердили бы вашу правоту. Но это вы, а не я руководствуетесь политическими симпатиями и антипатиями, поэтому защищаете самозванца. А вот это зря, ещё не было ни одной успешной организации, членом которой был или есть ваш герой.
№66 Марк Козыренко
→ Phil .,
23.08.2019
21:33
:))
№69 Алла Березовская
→ Phil .,
23.08.2019
21:48
Вы выступаете в данной дискуссии как аноним, да еще пробуете себя в роли следователя, требуя у меня пароли-явки-адреса? В таком случае - вызывайте по повестке! Можете пойти в библиотеку и заказать книги под авторством доктора экономики А. Гапоненко, их там около десяти должно быть, плюс научные исследования - изучите, возможно, это исправит недостаток вашего образования, на который вы сами ссылались. Удачи!
№71 Phil .
→ Алла Березовская,
23.08.2019
22:17
Ну и что? Я не требую, мне все равно, я знаю, что ответов не будет, потому что их нет в природе: ни диссертации, ни трудов, ни правозащитной деятельности. Это вы пытаетесь утверждать то, чего нет (зацените, какую корректную форму я выбрал из почтениях к вашему статусу спикера).
Не будете утверждать, не будет вопросов.
и вообще, что вам стоило честно написать: «я не знаю, где и когда Гапоненко защищался, а не знаю, какие научные труды он написал, я не знаю, косу он оказывал правовую помощь». А вы вместо этого начали морализаторствовать об анонимности (Гапоненко тоже любит, это у вас общее).
да и про мою якобы анонимность тоже могли честно ответить: «Извините не дочитала до конца ваш комментарий, наезд отзывается». Но, видимо, защита Гапоненко и честность несовместимы.
Засим прощайте. Продолжайте пропагандировать победу на Куликовом поле под командованием Андрея Ольгердовича.
№73 Марк Козыренко
→ Phil .,
23.08.2019
22:22
Так с вами уже и так попрощались... Вы не заметили? Или очень хочется обозначить своим последнее слово дискуссии?
№76 Phil .
→ Марк Козыренко,
23.08.2019
22:29
Господи
№78 Алла Березовская
→ Phil .,
23.08.2019
22:40
Я не биограф Гапоненко, но у меня есть несколько написанных им книг и сборников, созданных при его участии - это солидные достойные работы. Ваши труды, извините, не читала. Данную дискуссию вы ведете как аноним, поэтому отзывать ничего не собираюсь. О правозащитной деятельности и гражданской позиции АГ знаю не понаслышке. И Вам - спокойной ночи! День прожит не зря?
№21 Phil .
23.08.2019
10:06
Да, и в статье досадная оплошность: вместо «события 16-го века» написано «события шестнадцативековой давности». Поскольку сейчас не вторя половина 31-го века, а только первая половина 21-го, это разные вещи. Поправьте, а то смешно получается.
№27 Алла Березовская
→ Phil .,
23.08.2019
10:48
Спасибо за замечание - мой промах, согласна...
№23 Серафим Новичок
23.08.2019
10:29
на тюремных нарах, наш опальный одноклубник времени зря не терял и написал новую книгу в совершенно не свойственном ему авантюрно-приключенческом жанре
А Ленин тоже в тюрьмах что-то об авантюрах писал, мол заря, товарищи!
Как оказалось зря...
№32 Юрий Васильевич Мартинович
23.08.2019
12:12
Трудно говорить о книге, которую и в глаза не видел, однако поражает работоспособность Александра Гапоненко. Не смотря на тюремные условия занимался написанием исторической книги, за такой работой и время летит быстрее. Конечно же мои поздравлению автору и снимаю шляпу перед Аллой, за то, что оказывается в нужное время в нужном месте. Прочитав слово Молоди, сразу же началась в голове хаотичная работа, откуда мне знакомо это слово. И вспомнил. В 90-хя помогли уехать туда из Рои одной женщине на постоянное место жительство. К сожалению ничего так и не запомнил.
№42 Андрей Жингель
23.08.2019
13:49
А вот почитываю комментарии и не перестаю удивляться: чуть ли не через одного отмечается некая неизвестность этой битвы. А вот мне-школьнику родители как то подарили на день рождения иллюстрированный фолиант, боюсь ошибиться в точном названии, как то: "Великие битвы". Так вот, от туда я ещё до школьного курса истории узнал про битву при Молодях... как сейчас помню, засевшие в память: татарская лёгкая конница и гуляй-город... это, кстати, позволило мне выпендриться на уроке, когда мы изучали Ивана Грозного. А уж подробностями этой битвы я стал интересоваться чисто из за любопытства.
Так что открытием эта битва может быть только для того, кто недобросовестно учился.
№46 Сергей Балунин
23.08.2019
16:18
Клим Жуков, битва при Молодях
Видеолекция.
№67 Борис Бахов
23.08.2019
21:44
https://www.youtube.com/watch?v=QXUzw6DNKdQ
Рекомендую всем, кто интересуется историей. Это хорошо. Предваряя вопросы скажу - никаких привязок к современности, спорить о вкусах и пристрастиях не придётся.
№75 Андрей Жингель
→ Борис Бахов,
23.08.2019
22:28
Борис, 10 минут прослушивания хватило, чтобы устать. Лектору следовало у этого кадра харизмы одолжить.
№90 Борис Бахов
→ Андрей Жингель,
24.08.2019
14:53
Ну и вкусы у вас. Лектор как раз очень хорош.
№74 unknown
23.08.2019
22:24
Это действительно эпохальный роман, включающий в себя любовную лирику?
№77 Алла Березовская
→ unknown ,
23.08.2019
22:30
Не знаю, уж насколько эпохальный, но вполне себе увлекательный и познавательный приключенческий роман на историческую тему. Я прочла с интересом, подумав, что было би неплохо всю эту историю экранизировать. Сегодня, кстати, была на встрече с писателем Юрием Поляковым, он сказал, что если по книге хочется снять фильм - значит, это хорошая книга...
№79 unknown
→ Алла Березовская,
23.08.2019
22:50
Эпохальной назвали книгу Вы, Алла, но при этом полностью дискредитировали произведение автора, сказав, что он создал его за 4 месяца сидения. Поверив, что автор на самом деле при этом изучил 50 научных и прочих трудов, и из уважения к нему считая, что на каждый уходило хотя бы 2-3 дня, у него осталось бы на сочинительство максимум три недели. Таких темпов не снилось даже Донцовой.
P.S. Кстати, 35-градусной жары в Риге не было за всю историю метеонаблюдений.
№82 Алла Березовская
→ unknown ,
23.08.2019
23:18
Вы знаете, у меня такого опыта сидения в казематах, как у АГ - пока, к счастью, не было. Но тем не менее, я допускаю, что работа в камере над книгой стала для него настоящим спасением. На мною сделанном фото вы его видите 23 августа 2018 г. с рукописью в руках в 350 страниц. Это ли не доказательство, что невозможное возможно? Далее почти год он редактировал, переписывал и шлифовал свой труд под чутким руководством профессионального редактора московского издательства. Роман опубликован - читайте. Что касается жары - то в прошлом году на солнце термометр зашкаливал за 35 градусов, в тени, конечно, было меньше.
№83 unknown
→ Алла Березовская,
24.08.2019
00:04
Стесняюсь спросить, у нас здесь реклама вышедшей книги? Пока Вы ничем не убедили, что перед нами не очередное дилетантское издание на псевдоисторическую тему. Вот если бы книга была представлена как фэнтезийное произведение, героями которого стали друзья и супостаты автора, а читателю представлена редкая возможность их угадать, тогда бы и было о чем вести речь.
№88 Алла Березовская
→ unknown ,
24.08.2019
14:09
Вообще никого ни в чем не собираюсь убеждать, просто прочитала книгу, выслушала историю ее написания, поделилась впечатлениями. Не указываю магазина, где можно купить, ни цену, значит, это не реклама. Почитайте и Вы, если будет желание, потом поделитесь своим мнением о прочитанном. Для этого и существуют такие площадки - публикуем, читаем, обсуждаем. Что не так?
№85 Аркадий Андреевич Алабужев
24.08.2019
06:46
Есть в продаже ещё исторический роман Мединского "Стена". Я его даже прочитал. Не покупая, брал в библиотеке. Гапоненку можно где-либо взять почитать, не покупая?
№89 Алла Березовская
→ Аркадий Андреевич Алабужев,
24.08.2019
14:10
Это будет уже реклама! А меня здесь уже и так упрекнули :) Обращайтесь к автору!