Мнение специалиста

13.04.2011

Петр Погородний
Латвия

Петр Погородний

Специалист по проектному управлению

Даешь откаты в 10%!

Программа вывода Латвии из кризиса

Даешь откаты в 10%!
  • Участники дискуссии:

    21
    61
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Управление проектами имеет два варианта исполнения: 1) Проект, как способ освоения бюджетных денег; 2) Проект, как способ достижения цели. Главное – понять, какую цель преследует заказчик. И не спутать.

Лет десять назад, прогуливаясь по территории факультета механики РТУ, я увидел пепелище потухшего костра, на краю которого лежала обгоревшая книга — коллективная монография экономистов СЭВ «Управление социалистическими промышленными объединениями и предприятиями», выпущенная в 1973 году для руководителей предприятий того времени. Взял полистать и зачитался. Сейчас эта книга хранится у меня. Причем, не просто хранится, а регулярно изучается.

Уникальность ее в актуальности. Если пропустить слова, относящиеся к идеологии, книга эта дает читателю полный свод правил, как эффективно управлять предприятием и развивать его. Насколько результативным было управление ушедшей эпохи, помнят те, кто жил в Латвийской ССР. Предприятия работали, по утрам транспорт был переполнен, а на заборах висели объявления «требуется, требуется».

Почему же наша страна так разительно изменилась? Поменялся строй? Так, вроде бы, при капиталистической модели предприятия должны работать даже лучше и эффективнее, чем при социалистической. Изменились люди? И люди те же. Как раз сейчас у власти поколение тех, кто создавал независимую Латвию в далеком 1990-м году. Те, кто голосовал на первом всенародном референдуме о выходе Латвийской ССР из состава СССР.

Если не ошибаюсь, тогда проголосовало около 80% от всех жителей Латвийской ССР, и из них около 90% сказали: «ДА – мы хотим жить в свободной Латвии!». Сказано сделано. (Правда, сказано было одно, а сделано другое, но сейчас не об этом.) Как факт, сегодня, мы живем в другой стране с другим государственным, более эффективным строем.

По логике вещей, мы бы должны жить «как у Христа за пазухой». Столько осталось в наших руках активов, которые по идее должны были приумножаться и расти. Но в стране-то — худо.

Последние годы нам ежедневно рассказывали увлекательные истории о том, как мы активно что-то делаем, строим, разрабатываем всякие проекты. Массу структур создали. Интересно для чего? Как для чего? — возмутится любой латвийский экономист, политик, финансит... Для реализации проектов! Вот оно, это заманчивое, волшебное, почти мистическое слово ПРОЕКТ.

У меня есть знакомый — руководитель одной российской компании, бизнес которой связан с разработкой и внедрением компьютерных программ по управлению проектами. Если по-простому, то задача его программного обеспечения заключается в том, чтобы все, что делается, было понятно, прозрачно и без обмана. В России его ПО внедрено в массовом порядке: начиная с ОЛИМПСТРОЯ и заканчивая атомной энергетикой.

Этот знакомый мне однажды сказал: «Удивляюсь я, Петр Геннадьевич. Мы работаем с компаниями по всему миру от Южной Америки, до Юго-восточной Азиии, даже для китайцев локализацию сделали, а в Прибалтику не одной копии не продали. А вроде же — соседи. Мы же предлагаем решение, которое помогает сберечь деньги от нецелевого использования. Не берут! Несмотря на то, что наша программа на порядок дешевле аналогов». Почему так?

Ответ прост: проектное управление имеет два варианта исполнения.

Вариант А. Проект разрабатывается с целью быть реализованным до конца. Одним словом — стать успешным. Люди собираются и думают над тем, как сделать так, чтобы все было сделано качественно и в срок. Думают о том, чтобы проект после завершения инвестиционного периода приносил прибыль его организаторам.

Вариант Б. Проект разрабатывается, как инструмент для вывода бюджетных средств. При таком варианте люди берут или слишком простую идею, или слишком сложную и начинают сидеть и думать, как сделать так, чтобы под нее денег побольше вымутить (слова то другого и не подобрать).

Какие же варианты самые яркие проекты «варианта Б» реализовывается в Латвии? Ну, например:

1. Строительство «великого брода» через реку. Новый мост, который стоит кучу денег, до конца не достроен. Вторую сторону проектировать начали только после того, как построили первую. Почему так? Ответ: не до второй половины было. Это ж надо сидеть и думать об этом... А как же думать о деле, когда надо думать о том, как или сколько «приплюсовать».

2. Великий архив знаний — наше всё — национальная библиотека. У которой сначала даже сметы были засекречены. Кто-то в них случайно заглянул и узрел, что стекла там заложили в 4-е раза дороже аналогичных, а унитазы – в 5 раз. И так далее.

3. Великая стройка латвийского Интернета – «культурная» карта Латвии за миллион евро. Министерство Культуры заказало проект поисковой системы музеев и театров. То, что получилось в результате, на глаз стоит максимум 20 тысяч.

В принципе я не против, чтобы наши чиновники брали откаты. Спросите у любого предпринимателя, и он вам скажет, что практически во все проекты автоматом закладываются мотивационные 10-15%. Что для частного лобби, что для государственного. Во всех странах мира кто-то что-то «приплюсовывает». Таковы реалии сегодняшнего дня.

Но, родненькие мои, уж если мы кричим о патриотизме и любви к Родине, то давайте добавлять 10-15% откатов... Это будет действительно патриотично. Объявите с завтрашнего дня: «Мы тут посовещались всем правительством и решили, что больше не будем умножать на 10, а будем приплюсовывать 10%.» А?

Вы же страну за пару лет поднимете! Вот это и будет стратегическое мышление. И национальная программа выхода из кризиса.
 

Вопросы Петру Погороднему

Комментарии

  • Анна Тростянская
    Россия

    №1 Анна Тростянская

    13.04.2011

    03:18

  • Дмитрий Астахов
    Латвия

    №2 Дмитрий Астахов

    13.04.2011

    03:31

  • Александр Сержант
    Латвия

    №3 Александр Сержант

    13.04.2011

    04:58

    • Олег Астафьев
      Латвия

      №4 Олег Астафьев

      13.04.2011

      04:32

      • Петр Погородний
        Латвия

        №13 Петр Погородний

        13.04.2011

        11:23

        Доброго дня Олег. вы предугадали мой ответ Кристиану. да проблема в том что ценности изменились в обществе. и не без помощи государства. об этом дискутировать можно достаточно долго.. например одна из предпосылок  роста цен на рынке - следствие изчезновения плановой экономики. Поразителен тот факт что многоуважаемый госп. Сорос несколько лет назад в одном из своих интервью заявил о том что экономика должна быть плановой. и это логично. другое дело что государство должно серъезным образом заботить о том как занять своих граждан. а тут можно вспомнить Шведскую модель социализма - во главе которой защита интересов государства. не один раз говорилось о том что главная проблема Латвии это отсутствие стратегического мышления. это как раз приводит к тому что мы имеем.
        • Артём Крумпан
          Египет

          №29 Артём Крумпан

          13.04.2011

          13:28

          • Петр Погородний
            Латвия

            №34 Петр Погородний

            13.04.2011

            14:38

            Доброго дня Арт . я не имел ввиду Шведскую модель социализма.  когда я упоминая Швецию я имел ввиду то как они защищают своего производителя.
            мы же об экономике говорим. я не говорю о том что социализм это хорошо, или капитализм. как факт понятно только то что в мире зреет потребность в возникновении нового строя. каким он будет покажет время и в моем понимании не такое большое, как может казаться.
            Я полностью с Вами согласен в том что невозможно примерять на себя модель другой страны. Все жизнь состоит из мелочей, в том числе и культура межличностных взаимоотношений внутри общества. какая она в Швеции сказать немогу, могу лишь предполагать. однако то что происходило в Латвии так это то что приехали люди и сказали.. ребята с понедельника Вам надо жить вот так вот, поехали в Австрию мы Вам подробно расскажем как. и люди с открытми ртами поехали.. и многие даже не задумывались о том что от их подписи будет зависеть судьба миллионов. я за то что думать надо не только о себе перед тем как что то делаешь. спасибо Вам за интересные цифры.
    • Алекс Крумич
      Латвия

      №5 Алекс Крумич

      13.04.2011

      04:41

      • Петр Погородний
        Латвия

        №14 Петр Погородний

        13.04.2011

        11:09

        я не защищаю откаты. в СМИ постоянно возникают материалы подтверждюащие это. это часть нашей жизни. проблема в другом. кто то выводит миллионы и считается успешным, а кто то заплатил сотруднику дорожной полиции и ему устраивают показательный ЦИХ с гвоздями. эту ситуацию можно примерить на высказываение: если ты убил миллион тебя называют полководцем, а если убил одного - то ты убийца.  а за голову мою не бойтесь, каждый получает в своей жизни то что заслужил, не больше ни меньше. спасибо.
    • Петр Погородний
      Латвия

      №12 Петр Погородний

      13.04.2011

      11:18

      Добрый день Кристиан. а вы знаете, ваша идея хоть и утопична но достаточно интересна. опять же государство налоги бы получало с этого. создали бы свое сообщество, ассоциацию какую нибудь, лучших награждали путевками и ценными призами ))) проблема заключает в том что даже если узаконить взяточничество это закон не поменяет людей. размышляя об этом мы упремся в человеческие пороки. один из которых это жадность.  вы видели проект культурная карта Латвии за 750.000 Ls  рекомендую Вам взглянуть на него чтобы понять масштаб бедствия.
  • Евгений Гомберг
    Латвия

    №7 Евгений Гомберг

    13.04.2011

    09:57

  • Армен Халатян
    Латвия

    №10 Армен Халатян

    13.04.2011

    10:34

  • Boris Mihailov

    №25 Boris Mihailov

    13.04.2011

    12:50

    • Петр Погородний
      Латвия

      №28 Петр Погородний

      13.04.2011

      13:34

      Добрый день Борис. суть статьи в другом. в отсутствии систем эффективного контроля за разбазариванием бюджетных средств. именно это имелось ввиду. мультипликатором латвийской экономики является не сумма, а БЕЗНАКАЗАННОСТЬ !!!  Вы привели хороший пример с ОЛИМПСТРОЕМ. за последние два года несколько раз менялся административный аппарат, причем в полном составе с заведением уголовных дел. О завышении закупочных цен узнается не после того как все уже сделано, а в процессе, и как факт оперативно принимаются решения по исправлению ситуации. к сожалению многие теряют голову когда получают доступ к средствам.  назовите мне хоть один пример подобного контроля и оперативного исправления ситуации в процессе реализации масштабного проекта в Латвии.  упомянутая Вами книга правильно называется О.Т.К.АТ. — Особая Техника Клиентской Аттракции. ее автор Дмитрий Ткаченко, профессиональный бизнес консультант использовал достаточно эффективный PR ход для улучшения качества продаж себя любимого. тем более что сфера его тренингов продажи. молодца 5ть баллов. в моем понимании человек стоящих на государственной службе должен обладать умением быть аскетичным. т.е. имея возможность и доступ к средствам (ключ то условно в кармане) не использовать свой статус и возможности для их разбазаривания. примером для подражания может служить Бернацкий Михаил Владимирович - После эмиграции из Крыма занимался устройством эвакуированных чинов армии и беженцев. Затем стал председателем Финансового Совета при Совете Послов в Париже, в распоряжение которого были переданы заграничные фонды русского правительства. Распоряжаясь достаточно крупными сумами, вёл скромный образ жизни. По воспоминаниям современников, когда у него опасно заболел сын, и требовалось поместить его в больницу, то он не попросил пособия: ему помогла лишь помощь родственников и друзей.    IMHO 
        • Петр Погородний
          Латвия

          №49 Петр Погородний

          13.04.2011

          22:13

          Борис вы очень красноречиво говорите о том что ВСЕ берут. могу вас уверить в том что не все, исключения есть.. Я не собираюсь вступать в дискуссию о надобности или ненадобности реализации проектов. давайте представим что все что делается в этой стране, ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО  этой стране!!! надо, но как законченный продукт !!! а не как процесс. ну представьте что вы отдали все деньги жене со словами любимая это нам на еду на месяц. а она пошла и на весь ваш месячный бюджет купила жопок от чебурашки. потратила все и говорит - ЛЮБИМЫЙ не удержалась.  я права слово  непойму что вы пытаетесь сказать? что потратить 750.0000лат за проект который стоит ну ладно не 20ть, а 50т максмум.. вы считаете это нормой? неважно кто заказчик. в данном случае заказчик это мы - жители этого государства. и я как житель имею право задать вопрос А почему собственно так дорого то? объяснитесь господа.  если к вам за воду придет счет на 300 лат вы что также будете оправдывать тех кто его выписывал??? говоря что это пережитки системы?  уверен что первое что вы скажете - вы что там с ума посходили что ли? ))) и будете правы. спасибо за общение.
            • Петр Погородний
              Латвия

              №57 Петр Погородний

              14.04.2011

              12:41

              Доброго дня Борис. вы затронули очень важный и тонкий момент.  все обществе делится на тех кто в теме(деле) и на тех кто смотрит на первых со стороны )))  вопрос более чем актуальный. на который каждый отвечает сам. я не сторонник воровства так как знаю что за это по любому придется расплачиваться и если не мне то моим детям.. если не деньгами то здоровьем.

              Сергей Маслаков №52 - Петр Погородний (№51)

              "все зависит от жизненных принципов и ценностей, ради чего мы готовы пойти на сделку со своей совестью."

              Абсолютно верно. От них и зависит. А на сделки с советью лучше вообще не идти. Потому что это одна из самых больший потерь, которые может понести человек. Запятнонность...

              "чем это все заканчивается?"


              Ничем хорошим.

              P.S. а механизмов контроля более чем достаточно. весь вопрос для чего вы делаете свой проект.

              удачи.
  • Fe ll
    Латвия

    №46 Fe ll

    13.04.2011

    20:27

  • Vasjas Pizins
    Папуа - Новая Гвинея

    №47 Vasjas Pizins

    13.04.2011

    21:14

    • Петр Погородний
      Латвия

      №51 Петр Погородний

      13.04.2011

      22:11

      все зависит от жизненных принципов и ценностей, ради чего мы готовы пойти на сделку со своей совестью. абсолютно согласен с тем что похоть ненасытна. вопрос в другом. готовы ли вы ей потакать? и что есть в личности кроме похоти?  на чем фокусируется каждый из нас. на каких ценностях. морально этические ценности еще никто не отменял. а то что ненасытностью и похоть как огонь.. чем больше кидаешь тем сильнее разгорается .. вопрос в другом... чем это все заканчивается? )))
      • Дарья Юрьевна
        Латвия

        №58 Дарья Юрьевна

        15.04.2011

        07:44

        • Vasjas Pizins
          Папуа - Новая Гвинея

          №59 Vasjas Pizins

          15.04.2011

          13:07

        • Петр Погородний
          Латвия

          №62 Петр Погородний

          17.04.2011

          10:39

          доброго дня Дарья. к сожалению не мог Вам ответить ранее. 
          мне достаточно сложно говорить о всем СССР. могу лишь привести конкретные примеры ситуаций с которыми солкнулся в своей жизни и то о чем знаю достоверно.

          1е. инстинкт самосохранения - и утрата скромности. у моего однокласника дедушка был ген.директором П/О Альфа - завод который работал на космос (там где сейчас торговый центр) я знал его лично. прошу поверить мне на слово - это был чистой души человек. могу теоретически допустить что эту чистоту сформировал страх попасть на лесоповал но лишь чисто теоретически. в моем понимании эта личность мировозрение и жизненный фунадемент которого формировала сама жизнь - родители, жизненные ситуации через которые он прошел, его окружение. а ОБХСС приезжали и к нему и стены на даче простукивали и к себе вызывали на общения.
          говоря о любой государственной системе мы неизбежно придем к людям которые ее и создают - т.е. к нам же самим. какие мы такая и система

          2е. звено богом избранных сидевшее на распределении дефицита.
          вы кого имели ввиду?  дело в том что как раз на закате СССР, последние 10ть лет .. государство столкнулось с тем что та система контроля и управления которая существовала не соответствовала нужнам (скорость информационных потоков была медленнее чем требовалось) как говорится не дотянули 10ть лет. а Китай дотянул.  из за того что планирование (особенно ТНП) на глобальном уровне было с явным отставанием от реалий .. то ествественно возник перекос. нельзя еще забывать идеалогическую составляющую которая сыграла ключевую роль.

          швейцары брали за проход БЕЗ ОЧЕРЕДИ в лучшие рестораны. т.е. фактически само общество потокало возникновению такого явления. ты мог заказать столик заранее.. это можно было сделать совершенно спокойно. но если у тебя были деньги ты мог подстраивать работу системы под себя. тем самым изменяя ее (хотел написать тем самым разлогая систему)  а таксистов в Риге нехватало. у меня приятель работал таксистом в те времена на рации. опять же все машин нехватало. и это при том что предприятия дымили круглосуточно. итог для страны? люди работали - были заняты делом (чего сейчас критически нехватает для почти 30% населений) и рожали детей.

          о том что чиновничество не доросло. и многовековром тоталитиразме. IMHO что проблема не в монархии (если уж мы говорим о батьке) если рассматривать исторический отрезок в тысячилетиях .. то благополучие было там где была сильная рука. сами идея социализма пришлась по душе достаточно значительной части людей на планете в разных странах, на разных континентах. за достаточно короткий промежуток времени. и это удивительно как сам факт. Другое дело что инъекцию в Россию сделали с целью развалить страну. и Латвия по идее должна благодарить Ленина за то что благодаря ему Латвийская Республика состоялась как государство. 
          хотя это уже совершенно другая тема.

          резюмируя:
          Латвии досталось богатая республика.. в нее вкачивать огромные деньги по масштабам СССР. в том числе и потому что латыши на высоких должностях лоббировали ЛатвийскуюССР как один из интеллектуальных центров СССР. В те времена эффективно работала система контроля !!! В Латвийской ССР также должна работать система контроля за тратой ГОСУДАРСТВЕННЫХ средств.
          • Борис Марцинкевич
            Латвия

            №63 Борис Марцинкевич

            18.04.2011

            02:41

            • Петр Погородний
              Латвия

              №64 Петр Погородний

              18.04.2011

              09:57

              полностью с вами согласен в том что тема не имеет границ. если рассматривать нашу страну как бизнес проект, то с позиции краткосрочной перспективы все сказанное Вами может эффективно работать и работает. в долгосрочной же перспективе подобная модель приводит к кризису в государстве. что собственно и имеем. дело в том что деньги имеют свойство заканчиваться. тенденция государства считать деньги граждан ни к чему хорошему не приведет. их просто начнут выводить.. что собственно и происходит. государство это как минимум должен быть самоокупаемый проект. у нас же с баланса государства выводились все активы десятилетия.  я прекрасно понимаю все происходяшее и не тешу себя иллюзиями. однако согласитесь было бы приятно жить в стране где государство тебя рассматривате не только как источник доходов. а БГ это отдельный мир. своя вселенная со своими ценностями, которая замечательно уживается с тем что происходит вокруг.. так вот они и существуют. главное чтобы в голове не фальшивило, голосом то оно пускай ... не всем же суждено петь
  • J L
    Аруба

    №68 J L

    20.04.2011

    14:27

  • unknown

    №70 unknown

    04.05.2011

    17:09

  • Эрик Снарский
    Россия

    №71 Эрик Снарский

    05.05.2011

    21:09

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Евгения Зайцева
Латвия

Евгения Зайцева

Экономист, эксперт-аналитик

Знание — сила

Особенно знание правил ведения бизнеса в Латвии

Евгения Зайцева
Латвия

Евгения Зайцева

Экономист, эксперт-аналитик

Проект «ПОСИДЕЛКИ» продолжается

Приглашаем на второе заседание

Евгения Зайцева
Латвия

Евгения Зайцева

Экономист, эксперт-аналитик

Проект «Посиделки»

Как ликвидировать налоговую безграмотность

Евгения Зайцева
Латвия

Евгения Зайцева

Экономист, эксперт-аналитик

Посидели, поговорили

Отчёт о первом заседании проекта «ПОСИДЕЛКИ»

Фильм «Прибалтика. Русский выбор»

Почему началась войнаРусаков , прекращайте постить бред про миллион всушников.Напасть на Донбасс- означало начать войну с Россией.Даже с вашими умственными способностями это должно

ДОНАЛЬД ТРАМП ПРАВ ПО ПОВОДУ УКРАИНЫ!

"...НАТО-то они зачем понадобились? — вот в чём вопрос..."Вопрос не сложный. Причин, на самом деле, две, хотя, может быть и больше. Первая -возможность опосредованного влияния в лю

ЕСЛИ ВЫ НЕ ХОДИТЕ НА ВЫБОРЫ, ВЫ «ПОДНОСИТЕ ПАТРОНЫ» ЛАНГЕ

Я помню, как "Пчёлы" получили 25 мандатов сейма. Только ведь им никто не поручал создать правительство, не получилось у них войти в коалицию по формированию правительства. Они оста

ЖЕНЩИНЫ ОБЯЗАНЫ РОЖАТЬ ДЕТЕЙ?

Возможности наверняка есть, желания нет, как в тосте про дом и козу.Сейчас в семьях работают муж и жена, и если у них рождается ребёнок, то это резко снижает их уровень благосост

​ПОЧЕМУ ПРИБАЛТИЙСКИЕ ЭЛИТЫ ХОТЯТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВОЙНЫ?

После Второй мировой войны никто себе кусков других стран не забирал.Теперь вон Россия. А поглощение ГДР Западной Германией забыто? Признаёте право Германии на восстановление? Тогд

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.