Профиль

Владимир Литвинский
Латвия

Владимир Литвинский

Заместитель директора Рижской 40-й средней школы

Spīkers

Uzstāšanās: 4 Oratora replikas: 79
Replikas: 790 Atbalstījuši: 70
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №55 Владимир Литвинский

    27.08.2012

    11:59

    Да, немножко лабораторных исследований было, но мало. Немножко не хватило человеческих ресурсов.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №30 Владимир Литвинский

    26.08.2012

    17:11

    Сразу после окончания школы к сентябрю пропорция оставшихся и уехавших примерно 50 на 50. Но, конечно, некоторые продолжают уезжать в октябре, январе, через год, через два... Впрочем, оставшихся пока еще достаточно много. Пока.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №29 Владимир Литвинский

    26.08.2012

    17:03

    Забыл при перечислении преподавателей добавить Веронику Пуйшу. Вероника, извини, пожалуйста:)

    И маленький комментарий к фотографиям. Кроме фотографий, сделанных Председателем Клуба (отдельное большое спасибо), к статье приложены фотографии, сделанные еще одним нашим преподавателем, Дмитрием Бочаровым. И на них изображен не только физбой, но и математический бой, матбой, состоявшийся тремя днями раньше. Поэтому не надо удивляться тому, что тексты некоторых решений на доске совершенно не соответствуют условиям задач физбоя:) 
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №26 Владимир Литвинский

    26.08.2012

    16:53

    Саша, давай напишем почвенную:) цифру, это же не тайна.

    Ребенку лагерь в этом году обошелся в 140 латов за 10 дней. В эту сумму входило проживание, питание и доставка до Прейли и обратно, аренда компьютерного класса, а также проживание и питание преподавателей. Так что, хотя преподаватели гонорара за свою работу не получали, все же я бы не назвал нашу деятельность "чистым" альтруизмом.

    Ну а зачем мы всё это делали, по-моему, Саша Веленько, Максим Ребров и Виктор Матросов уже ответили в тексте статьи. От себя могу только добавить совсем детский ответ. Мы это делаем просто потому, что нам это нравится. И похоже, что тем детям, для кого мы это делаем, тоже это нравится. Вот и все причины.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №115 Владимир Литвинский

    25.04.2012

    20:42

    Одновременная реплика и Александру (№97), и Константину (№98).

    У меня ребенок ходил в латышский детский садик. Два года. С трех до пяти лет. Казалось бы, идеальный возраст, языковая среда, полное погружение... То есть именно то, что предлагает Александр в пункте 1, если не лучше.

    Ребенок по-латышски НЕ ЗАГОВОРИЛ. Когда я об этом рассказывал, никто не верил. Так быть не должно, наверное, с ребенком какие-то проблемы, может быть, в садике плохие воспитательницы... Нет, ничего этого не было. Была одна простая вещь, которая мне даже в голову не пришла.

    А именно: таких "умных", как наша семья, оказалось много. Начало 90-х, микрорайон Зиепниеккалнс, в русском садике 30 детей в группе, в латышском от силы 15. Понятно, все рванулись в латышский садик. Где наши дети и отыскали родную русскоязычную среду. Первое время воспитательницы пытались говорить с ними только по-латышски, а потом, естественно, не выдержали. Я, кстати, ни в чем садик не виню - воспитательницы, естественно, не обязаны знать, как преподавать латышский русскоязычным трехлеткам... Тем более, пусть и в пассиве, язык у ребенка все равно остался, хотя, конечно, в русском садике ребенок получил бы больше общих знаний.
     
     По поводу обмена с латышскими школами. В 40-й школе и это пробовали, еще в 90-е. Именно так, на 2 недели в латышские школы. Эффект был не просто отрицательный, а резко отрицательный. Без продуманной программы и грамотных координаторов ничего не получится. Опять-таки, по незнанию, все рассчитывали на стихийный "эффект полного погружения", а никакого погружения не было. В лучшем случае со стороны латышских ребят было равнодушие, в худшем - отторжение. Не потому что русские, а потому что другие. Далеко не любой класс вот так, с бухты-барахты, примет посторонних. Так что тогда получились просто выброшенные 2 недели учебного года.

    Потом уже мне рассказывали про языковой летний лагерь в Англии, куда посылали детей на все лето учить английский и очень удивлялись, когда дети через три месяца возвращались без особых улучшений. Понятно, почему - около 50 процентов детей в этом лагере было из России и СНГ...
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №180 Владимир Литвинский

    unknown ,

    17.12.2011

    17:27

    Калвис, большое спасибо за все Ваши посты в этой ветке. И за Фибоначчи с Пачоли, и за РАПИРУ. И за то, что вспомнили Лаймониса Шмита.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №177 Владимир Литвинский

    17.12.2011

    17:16

    Нет, думаю, Вы не правы. Во-первых, лагерь у нас длится всего 10 дней. Во-вторых, те, кого мы туда приглашали, и так были "из одной песочницы" - из одного класса, из одной параллели, с факультативных занятий по математике, с компьютерных курсов... Ну и в-третьих, мы никогда не ставили целью выстроить замкнутое сообщество интеллектуалов, своего рода Касталию из "Игры в бисер" Германа Гессе, не запирали ребят в четырех стенах интерната. Скорее наоборот, свободы у них было выше крыши, так что иногда приходилось прибегать к непопулярным мерам. 
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №176 Владимир Литвинский

    17.12.2011

    17:02

    Спасибо, но при нашей-то IT-шной направленности даже как-то стыдно просить помощи в создании сайта. Сайта нет не из-за неумения. Мы же не стремимся стать, как "Альфа", вселатвийской структурой. Наша школа началась с преподавательского междусобойчика и, по сути дела, таковой и остается. Наш формат - это 35-40 ребят, 4-5 преподавателей и большое количество выпускников, которые, собственно, и несут нам свежие идеи. Но они, как правило, студенты, которые окончательно определяются со своими планами хорошо если к маю. Да и мы начинаем плотно заниматься подготовкой лагеря только в конце весны. До того, извините, школа. А это конвейер со всеми вытекающими отсюда последствиями:(
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №158 Владимир Литвинский

    17.12.2011

    09:16

    Ох... если б знать...

    На самом деле это не первый перерыв в работе нашей летней школы. В 2000 году мы тоже не собрались. Вот просто не было детей. Или даже так - детей стали меньше привлекать те идеи, которыми мы их "заманивали". А каких-то новых идей мы не придумали. Но в 2001 году мы тоже, пожалуй, ничего нового не придумали, а идеи оказались востребованы, и именно тот год был одним из самых успешных за все время существования нашей летней школы. Вот если и в 2012 году не соберемся, тогда точно надо будет что-то в консерватории подправить:)
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №157 Владимир Литвинский

    17.12.2011

    09:08

    Нет, это немножко другое. При 40-й школе было три типа лагерей - английский (иностранные языки + формат пионерского отдыха), наш (математика + физика + информатика + химия) и тот, о котором Вы говорите - ABFS (факультативная школа для одаренных детей). У нас и у Елены Александровны немного разная целевая аудитория. Мы работаем от 8-го класса и старше, а они, наоборот, с 1-го по 7-й класс. Но, действительно, многие мероприятия у нас похожи. И дети у нас тоже часто "общие". Собственно, лагерь и школа ABFS успешно существуют и сейчас, только уже независимо от 40-й школы.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №321 Владимир Литвинский

    24.11.2011

    21:50

    Вполне реальные шансы. Как только девочке исполнится 5 лет, приходите к нам. С собой достаточно взять только свидетельство о рождении ребенка. Записываем в будущие первые классы мы по четвергам с 15.00 до 18.00. Адрес -  Тербатас 15/17, кабинет №203. Собственно регистрацией будущих первоклассников занимаюсь как раз я. А правила приема такие:
    1. Право первой руки у детей из так называемого "микрорайона школы". Об этих микрорайонах информацию можно найти вот здесь:
    http://dati.e-skola.lv/Mikrorajoni
    2. Право второй руки - у детей, чьи старшие братья или сестры уже учатся в нашей школе.
    3. Право третьей:) руки - у детей, чьи родители работают в нашей школе.
    4. Право четвертой:) руки - у всех остальных детей, которые декларированы в Риге. Насколько я понимаю, это как раз Ваш случай. Таких в каждой параллели классов у нас примерно 75%, то есть подавляющее большинство.
    5. Право пятой:) руки - у всех остальных детей, которые декларированы не в Риге.

    Внутри же каждого права работает принцип "кто первый встал, того и тапки". Чем раньше запишете, тем больше вероятность попадания. На 2013 год на данный момент у нас около 40 заявлений, так что свободных мест еще хватает. В этом году у нас всего четыре первых класса; если тенденция сохранится и в 2013 году, то это 110-120 мест. Но все же долго тянуть с подачей заявления не следует:)
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №318 Владимир Литвинский

    22.11.2011

    20:10

    Добрый день! Да, действительно, на данный момент можно считать 1-ю гимназию объективно сильнейшей школой Латвии. И действительно, во многих классах 1-й гимназии есть русскоговорящие ребята. Но уникальность 1-й гимназии заключается совсем не в образовательных программах, а в коллективе. Как преподавательском, так и ученическом.

    Вот ссылка на образовательные программы и учебные планы 1-й гимназии:
    http://r1g.edu.lv/v/parskolu/programmas

    Тут ничего уникального нет. Учебные планы 40-й школы (да и любой другой средней школы) почти не отличаются от учебных планов 1-й гимназии. Разве что нет математического анализа, а есть английская литература и деловой английский язык. Вопрос в наполнении этих планов реальным содержанием. То есть опять речь идет и об учителях, способных  преподавать предмет на высоком (а не только на стандартном среднем) уровне, и о школьниках, способных воспринять этот "высокоуровневый" материал.

    Ведь 1-я гимназия (как и любая другая Государственная гимназия) принципиально отличается от 40-й школы тем, что в 1-й гимназии нет начальной школы. И прием в 7-е и 10-е классы происходит на конкурсной основе. Там так же, как и в университетах, вступительные экзамены. То есть заведомо слабые дети в 1-ю гимназию просто не попадают.

    А дальше - классический эффект снежного кома. Талантливые дети (да и талантливые учителя) тянутся друг к другу. Мне кажется, в 1-й гимназии в принципе нет классов, где среди детей было бы непрестижно хорошо учиться. В 40-й школе (да и практически в любой другой) такое сплошь и рядом.

    Вы спросите - а почему же в других Государственных гимназиях ситуация не такая? Знаете, мой хороший знакомый, преподаватель математики из Агенскалнской Государственной гимназии как-то сказал: "В Риге ситуация очень простая. Любой одаренный латышский ребенок пробует либо в 7-м, либо в 10-м классе поступить в 1-ю гимназию. И только если его туда почему-то не взяли, он идет к нам. А нам уже не до жиру, очень редко позволяем себе кого-то не брать. Детей-то в стране все меньше и меньше." Могу только подписаться под этими словами.

    Это был тезис. А теперь - антитезис. Одна уникальная программа в 1-й гимназии все же есть. Это программа международного бакалавриата. Вот ссылки:
    1. http://www.ibo.org/
    2. http://r1g.edu.lv/v/parskolu/ib
    Но для того чтобы школа могла осуществлять эту программу, одного желания школы мало. Здесь выбираете не вы. Здесь выбирают вас. Ваш преподавательский состав должен соответствовать уровню этой программы (в частности, преподавание ведется на английском языке), а дети должны будут, помимо экзаменов за общий курс латвийской средней школы, сдать едва ли не вдвое большее количество экзаменов в бакалавриате. Это очень большая нагрузка. Взамен получаете право (в случае успешной сдачи экзаменов) претендовать на обучение в любом университете мира. Правда, это все равно не означает, что все выпускники бакалавриата будут учиться в Оксфорде и Кембридже, но вероятность попасть туда у них значительно выше по сравнению с любым другим выпускником латвийской школы.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №316 Владимир Литвинский

    16.11.2011

    18:31

    Да, Вы правы. Но мне вряд ли удастся "отключиться от практической части". Я ведь именно практик и есть, больше того, практик-самоучка.
    Как писал Леонид Филатов,
    Мне бы саблю да коня - Да на линию огня! А дворцовые интрижки - Энто все не про меня!Поэтому не обижайтесь, но... Что-то дельное вряд ли напишу, а сырые мысли вслух высказывать совсем не комильфо. Но Ваш вопрос запомню и постараюсь на него ответить, "как только буду готов к ответу". Не обещаю. Но постараюсь.

    Еще раз извините.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №314 Владимир Литвинский

    15.11.2011

    20:06

    Наверное, этот вопрос все-таки за пределами моей компетенции. Слишком фундаментальный. Все же попробую.
    Нет, я, в целом, не разделяю взгляда об устарелости мировой образовательной системы. Я (и то только до определенного предела) могу согласиться с тезисом о возможной устарелости профессионального, прикладного образования. Но это опять-таки в данном случае мнение не профессионала, а любителя.
    Знаете, классно-урочную систему Яна Амоса Коменского многократно пытались и реформировать, и заменить на что-то более прогрессивное. А она все равно живет и на покой не собирается. Как мне кажется, при всех ее недостатках она наиболее устойчива к внешнему влиянию или, если угодно, наиболее личностно-независима.
    Для того чтобы произвести радикальные перемены в среде образования, недостаточно иметь отличную идею и коллектив единомышленников. Надо, чтобы этому коллективу поверили уже не миллионы, а миллиарды. Возможно, многие в клубе помнят советских педагогов-новаторов типа Шаталова, чью систему в какое-то время пытались активно внедрять в школы. Мне приходилось видеть уроки "по системе Шаталова", и, скажу откровенно, худших уроков я в своей жизни не видел. Потому что учитель совершенно не понимал методику, в результате чего дети тупо заучивали шаталовские опорные конспекты по предмету, не понимая, для чего они написаны.
    Короче говоря, для реформирования классно-урочно-предметной системы необходимо общественное согласие на реформу обучаемых и обучающих. И именно поэтому ни в какие радикальные реформы не верю.

    И еще. Позволю себе такое сравнение. Образование, полученное в школе, - это еще не готовый дом. Это только фундамент, нулевой цикл. Поэтому мне кажется, что тезис об экспоненциальном росте объема информации не очень-то касается школы. Конечно, можно спорить о том, какой набор информации закладывать в этот фундамент, но здесь мне бы хотелось привести знаменитое высказывание Ньютона:
    "... сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что иногда отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным".

    Так вот, мне бы хотелось, чтобы школьная образовательная система показывала как можно больше красивых раковин. Просто, чтобы дети знали, что красивые раковины есть. И они интересны.

    Понимаю, что мой ответ не совсем соответствует заданному вопросу... Но, как я уже написал в начале поста, вопрос все-таки за пределами моей компетенции.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №311 Владимир Литвинский

    14.11.2011

    20:51

    Да, и такие школы тоже есть. Обычно в таких школах директор старается казаться святее Папы Римского и всячески демонстрирует свою верноподданность. При этом далеко не всегда сам идеально знает латышский.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №302 Владимир Литвинский

    13.11.2011

    18:06

    Однозначного ответа нет. С 2004 года (даже не с 2010) в старшей школе (10-12 классы) количество уроков на русском языке не может превышать 40% от общего количества уроков. Поэтому если какая-то конкретная школа все уроки математики смогла вместить в эти 40%, то на русском, если не смогла - то на латышском. А еще можно, например, уроки геометрии вести на русском, а уроки алгебры на латышском.
    В общем, каждая школа этот вопрос решает сама.
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №301 Владимир Литвинский

    MASKa _,

    13.11.2011

    17:36

    Да, именно так. Правда, с оговоркой "в одной школе".
  • Владимир Литвинский
    Латвия

    №299 Владимир Литвинский

    13.11.2011

    17:34

    1. Нет, стандартизированного набора сейчас нет. Есть только учебная литература, рекомендованная Минобразом.

    2. Готовят всех гуртом. Разве что в ЛУ на русской филологии есть специальность "учитель русского языка в русских школах" (в названии специальности могу наврать, точно не помню).

    И доходит до смешного. Мы сейчас ищем учителя начальных классов. Получили уже несколько CV. Видим, что некоторые из них написаны латышами. Спрашиваем у претендентов, знают ли они, что школа русская. "Да, конечно, это не проблема, я свободно говорю по-русски". Просим перевести на русский слова "lietvārds" и "reizināšana" ("существительное" и "умножение"). Немая сцена.

    Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно...
Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.